Учимся писать сочинение 9 класс 34 часа

Обновлено: 07.07.2024


"Работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре не велась, - и всегда искусство". (М.С. Шагинян).

Содержание

Пояснительная записка

Сочинение – это не только связное письменное высказывание на заданную тему, опирающееся на литературный материал, но это и способ самовыражения, самораскрытия. Правильная организация письменной речи – важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи.

Развивать речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. А это одна из актуальных задач, которую решают в процессе обучения учащихся в школе. Работа над сочинением даёт учащимся массу умений и навыков, которые будут востребованы не только на уроке литературы. Это и логика, и связность речи, и умение точно подбирать слова, внимание к нюансам содержания любого высказывания, а значит, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения. На уроках развития речи мы учим детей думать, развиваем их мыслительные способности. Умение писать сочинения способствует воспитанию чувства самоуважения, собственного достоинства, так как человек стремится не списать, а создать.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свой взгляд на мир, реализовать свои мысли в написанном, а также является элементом развивающего обучения.

 вооружить учащихся речевыми умениями;

 пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству;

 развить литературно-творческие способности у учащихся.

Задачи:

 углубить теоретические знания учащихся в работе над созданием своего сочинения;

 совершенствовать навыки школьников в овладении связной литературной речью;

 сформировать навыки логически выстраивать высказывание на заданную тему;

 подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.

 формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

 овладение нормами русского литературного языка;

Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.

Содержание программы элективного курса отвечает следующим принципам: - принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы учителя с учащимися; - принцип эмоционального комфорта: создание на занятиях атмосферы, помогающей развивать способности каждого ребёнка, раскрывать его творческий потенциал.

Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков: - владение литературной речью; - умение аргументировать свою мысль; - умение подать свою мысль в нужной автору (выигрышной) стороны, умение строить высказывание в нужном стиле; - точность в выборе слова – следовательно, точность в выражении своей мысли; - умение сжать излагаемый материал или – в соответствии со стоящей задачей – развернуть его.

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Содержание программы

Вводное занятие

Особенность устной и письменной речи.

Учимся писать сочинение-рассуждения.

Уровень I. С чего начать?

Определение темы, главной мысли текста-рассуждения. Работа с текстом. Анализ текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Композиционная схема текста-рассуждения. Тезисы в тексте. Нахождение ключевых слов в тезисных частях. Нахождение доказательной части текста. Вывод.

Языковые признаки текста типа речи рассуждение. Сравнительная таблица типов речи. Употребление выражений в разных композиционных частях сочинения.

Анализ текста типа речи рассуждение. Признаки текста типа речи рассуждение и их роль в тексте.

Ошибки, которые нельзя допускать. Орфографическая разминка.

Напишем сочинение-рассуждение вместе.

Уровень II. Выполняем задания посложнее.

Практическая работа с текстом.

Письменный анализ текста-рассуждения.

Делаем выводы.

Учебно-тематический план курса

№ п/п Раздел. Тема занятия. Кол.часов Форма проведения Образовательный продукт
1 Вводное занятие.Особенность устной и письменной речи 1 Теоретический практикум Работа над заданиями, связанными с исследованием значения слова.
2 Учимся писать сочинение-рассуждения. 1 Лабораторная работа Знакомство со сравнительной таблицей типов речи
3 Определение темы, главной мысли текста-рассуждения. Работа с текстом. Анализ текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. 1 Практикум Составление опорной схемы. Стилистическая правка сочинений.
4 Композиционная схема текста-рассуждения. Тезисы в тексте. Нахождение ключевых слов в тезисных частях. Нахождение доказательной части текста. Вывод. 1 Лекция с элементами беседы. Практикум. Составление плана сочинения-рассуждения учащихся. Нахождение тезисов в тексте.
5 Языковые признаки текста типа речи рассуждение. Сравнительная таблица типов речи. Употребление выражений в разных композиционных частях сочинения. 1 Лекция. Практикум. Анализ эпизода. Конспект о роли выразительных средств в тексте. Редактирование текста: подбор сравнений, эпитетов, метафор.
6 Анализ текста типа речи рассуждение. Признаки текста типа речи рассуждение и их роль в тексте. 1 Практическое занятие. Анализ эпизода.
7 Ошибки, которые нельзя допускать. Орфографическая разминка. 1 Практическое занятие Вспоминаем орфографию,чтобы избежать ошибок.
8 Напишем сочинение-рассуждение вместе. 1 Исследование. Практикум. Творческая мастерская. Совместная работа над текстом.
9 Выполняем задания посложнее.Практическая работа с текстом. Рецензия. 1 Исследование. Практикум. Составление плана рецензии. Рецензии учащихся.
10 Письменный анализ текста-рассуждения. 1 Практикум. Анализ текста
11 Пишем сочинение-рассуждение 2 Практическая работа. Презентация. Сборник лучших работ.

Список литературы

Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинение-рассуждение. – Грамотей, 2007.

Калганова Т.А. Сочинение различных жанров в старших классах. – М., 1997.

Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015. Русский язык.

Учебное пособие. – М., Интеллект-Центр, 2015.

Полтавец Е. Как писать сочинение. – М., 1999.

Список литературы для учащихся

Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинение-рассуждение. – Грамотей, 2007.

Калганова Т.А. Сочинение различных жанров в старших классах. – М., 1997.

Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015. Русский язык. Учебное пособие. – М., Интеллект-Центр, 2015.

Капинос В.И., Пучкова Л.И.. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык. – М.: Ителлект-Центр, 2004.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста.

Подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.

Способствовать интеллектуальному развитию ученика.

Для реализации этой цели необходимо:

ознакомиться с критериями экзаменационного сочинения и понять их значение;

сформировать навыки работы с тестом для понимания главной мысли;

расширить словарный запас учащихся;

продолжить формирование грамотной речи учащихся;

научиться применять полученные знания при написании сочинений.

Доминирующей идеей курса является формирование у учащихся коммуникативной, лингвистической, эстетической и нравственной компетентности.

Теоретической основой данного курса являются:

лингвистический, стилистический анализ текста;

система языковых понятий и функционирование;

различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.

Дидактический материал, кроме реальных экзаменационных тестов и заданий, содержит материал, подобранный с учетом занимательности. Литературный материал для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Принципы, на которых базируется программа курса:

учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

уважение к результатам их деятельности в сочетании с требовательностью;

комплексный подход при разработке занятий;

выразительность содержания и форм проведения занятий;

научность, связь теории и практики;

системность и последовательность;

прочность полученных знаний;

активность и сознательность обучения.

Формы организации работы с учащимися в рамках данного элективного курса:

лекции, практикумы, консультации, то есть формы, требующие пополнения теоретических знаний и практических умений. Это главная отличительная особенность курса: кроме необходимого минимума теоретического материала, излагаемого в доступной форме, учащимся предлагается большое количество материала практического.

Виды работ учащихся:

Составление планов, тезисов, таблиц по прослушанному материалу;

Устные и письменные развернутые ответы на вопросы;

Самостоятельная работа по написанию сочинений;

Анализ работ одноклассников.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

работать с разнообразной информацией, извлекать необходимый материал из различных источников и использовать ее в творческих работах;

правильно определять и формулировать основную мысль текста;

создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

выражать собственное мнение по различным проблемам;

аргументировано доказывать собственную точку зрения;

приводить доводы и примеры как из текста, так и собственные;

не нарушать речевое оформление текста;

соблюдать фактологическую точность в фонофом материале.

Содержание контроля.

Требования к знаниям

Требования к умениям

Основные цели изадачи курса.

Основные требования к творческой работе.

Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Уровень знакомства (распознавания)

Знать основные требования к работе.

Разбираться в нормах оценках.

Оформлять записи в тетрадях.

Общие навыки работы с текстом.

Определение темы и основной мысли текста. Авторская позиция. Освоение приемов разворачивания основной мысли текста. Работа со средствами, обеспечивающие связность текста.

Знать речеведческие понятия, приемы разворачивания основной мысли текста и средства, обеспечивающие связность текста.

Применять полученные навыки при создании собственных высказываний

Оформлять записи в тетради. Находить необходимую информацию в тексте.

Строить собственное высказывание.

Создание собственного текста.

Работа над вступлением. Работа над основной частью. Работа над заключением. Приемы, помогающие сделать текст эмоциональным. Абзацное членение. Речевые клише.

Композиция текста. Основные нормы литературного языка, основные нормы речевого этикета.

Создавать связное высказывание, используя полученные знания: адекватно передавать содержание текста, выражать собственное мнение, подбирать убедительные доказательства.

Планировать работу, выбирать необходимую информацию, логично и образно излагать свои мысли

Редактирование собственного сочинения.

Анализ содержания с точки зрения единства текста и правильности текста.

Уровень полноценных знаний

Знать типы ошибок

Самостоятельно производить анализ текста

Структура и содержание курса.

Курс рассчитан на 17 часов.

Имеет 3 раздела.

Вводное занятие. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

РАЗДЕЛ 1. Общие навыки работы с текстом.

Определение темы и основной мысли текста. Авторская позиция. Освоение приемов разворачивания основной мысли текста. Работа со средствами, обеспечивающие связность текста.

РАЗДЕЛ 2. Создание собственного текста.

Работа над вступлением. Работа над основной частью. Работа над заключением. Приемы, помогающие сделать текст эмоциональным. Абзацное членение. Речевые клише.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рабочая программа

для 9 класса (34 часа)

Структура документа

Рабочая программа курса по выбору представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем курса по выбору; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика элективного курса

Цель изучения курса – формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ОГЭ (задания 15.1, 15.2, 15.3).

Задачи изучения курса:

углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 34 часа. Курс завершается написанием комплексной работы в формате ОГЭ.

РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы

Тема 2. Критерии оценивания творческой работы

Тема 3. Классификация грамматических и речевых ошибок

Тема 4. Итоговые работы

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА ПО ВЫБОРУ

Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы

Анализ формулировок заданий 15.1. Распределение высказываний ученых-лингвистов по блокам. Анализ формулировок заданий ОГЭ 15.2. Способы определения проблемы текста. Анализ формулировок заданий ОГЭ 15.3.

Тема 2. Критерии оценивания творческой работы (25 часов)

Структурные части сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1). Художественно-изобразительные средства языка и их роль в тексте.

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Определение роли знаков препинания.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (15.2). Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Что такое проблема и как ее выявить?

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (15.3). Структурные части сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (15.3).

Тема 3. Классификация грамматических и речевых ошибок

Нарушение норм словообразования и словоизменения: ошибки при образовании форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий.

Нарушение норм построения словосочетания и предложения: ошибки при согласовании и управлении. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Ошибки в построении предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом. Ошибки при построении сложного предложения. Смешение прямой и косвенной речи. Нарушение границ предложения.

Нарушение речевых норм: ошибки в употреблении слова в несвойственном ему значении; нарушение лексической сочетаемости слов; плеоназм, тавтология, ошибки в употреблении фразеологизмов, неудачное употребление местоимений, неоправданное повторение слова, нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Тема 4. Итоговые работы (2 часа)

Написание итоговой работы в формате ОГЭ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата (план / факт.)

Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы

Анализ формулировок заданий ОГЭ 15.2. Способы определения проблемы текста

Анализ формулировок заданий ОГЭ 15.3.

Тема 2. Критерии оценивания творческой работы

Структурные части сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1).

Анализ сочинения на лингвистическую тему

Самостоятельная работа. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (на выбор обучающегося)

Анализ сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Критерии оценивания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (15.2). Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (15.3). Структурные части сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (15.3).

Тема 3. Классификация грамматических и речевых ошибок

Нарушение норм словообразования и словоизменения

Нарушение норм построения словосочетания и предложения

Нарушение речевых норм

Тема 4. Итоговые работы

Написание итоговой работы в формате ОГЭ

Т РЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему (15.1)

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Обучающийся привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием

Обучающийся привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная

с пониманием тезиса

Обучающийся привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Допущено две и более фактические ошибки,

связанные с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

тезис доказан на бытовом уровне

Наличие примеров-аргументов

Обучающийся привёл два примера-аргумента из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

Обучающийся привёл два примера-аргумента из текста,

но не указал их роли в тексте,

привёл два примера-аргумента из текста, указав роль

в тексте одного из них,

привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

Обучающийся привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте

Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

обучающийсяпривёл примеры-аргументы не из

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностьюизложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

допущена одна логическая ошибка,

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел,

допущено более одной логической ошибки,

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но

допущена одна ошибка в построении текста

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов .

Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании, по всем критериям проверки оценивается нулём баллов.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2)

Понимание смысла фрагмента текста

Обучающийся дал верное объяснение содержания

фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

Обучающийся дал в целом верное объяснение

допустил одну ошибку в его интерпретации

Обучающийся дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

Наличие примеров-аргументов

Обучающийся привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

Обучающийся привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста

Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,

привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

допущена одна логическая ошибка,

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе просматривается коммуникативный замысел,

допущено более одной логической ошибки,

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

допущена одна ошибка в построении текста

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Обучающийся дал неверное определение, или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

Наличие примеров-аргументов

Обучающийся привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,

обучающийся привёл два примера-аргумента из

Обучающийся привёл один пример-аргумент из

Обучающийся привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

Обучающийся не привел ни одного примера-аргумента

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностьюизложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена одна логическая ошибка,

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе просматривается коммуникативный замысел,

но допущено более одной логической ошибки,

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но допущена одна ошибка в построении текста

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более

Допущено две-три ошибки

Допущено четыре и более ошибки

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более

Допущено три-четыре ошибки

Допущено пять и более ошибок

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

Допущено две ошибки

Допущено три и более ошибки

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

Допущено три-четыре ошибки

Допущено пять и более ошибок

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также

в понимании и употреблении терминов нет

Допущена одна ошибка в изложении материала или

Допущено две и более ошибки в изложении материала

или употреблении терминов

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней в соответствии с программой по русскому языку:

Данный элективный курс является дополнением к основному курсу русского языка, предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА). Согласно этой модели экзамена выпускники пишут сжатое изложение, выполняют тестовые задания и создают сочинение-рассуждение. Контролю подлежат все виды компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная.

ГИА предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.

Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.

Актуальность.

Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к изложению и сочинению – рассуждению, предусмотренным новой формой итоговой аттестации в 9 классе.

Главной целью курса является обеспечение подготовки девятиклассников к написанию изложения и сочинения.

Цель реализуется через следующие задачи:

Научить учащихся следующим умениям и навыкам:

1. Владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников.

2. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами.

3. Грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля.

4. Владеть формами обработки информации исходного текста.

5. Работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл.

6. Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста.

7. Определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи).

8. Сжимать авторский текст.

9. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С.

10. Редактировать свое сочинение и изложение.

11. Повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

Срок реализации программы : 2015-2016 год

Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием; индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Основные методы и приёмы работы:

- создание проблемной ситуации;

- анализ текстов различных стилей и типов;

- работа с тестами;

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

- создание таблиц, схем, алгоритмов;

- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

Виды контроля:

Читайте также: