Учимся писать мини сочинение по обществознанию боголюбов 10 класс

Обновлено: 30.06.2024

Обществознание – не самый легкий предмет для ЕГЭ, но очень интересный и полезный. В большинстве случаев его выбирают для государственного экзамена выпускники, которые сразу после окончания школы собираются поступить на специальность, для которой эта дисциплина как раз считается профильной.

Успешно сдать ЕГЭ по обществознанию способен не каждый. Особые сложности у многих старшеклассников вызывает написание эссе. За него можно получить до 6 баллов. Однако не стоит недооценивать это письменное задание. Без тщательной подготовки набрать максимум баллов за эссе не получится.

Пошаговая инструкция написания

Первым делом выпускник должен внимательно ознакомиться с формулировкой задания, поскольку в ней часто кроется подвох, а также обозначены важные элементы, которые должны присутствовать в эссе. Дальнейший алгоритм действий таков:

  1. Изучение предложенных тем. Выбирать рекомендуется только близкую ученику тематику. Затем нужно продумать содержание повествования. Сможет ли экзаменуемый подобрать правильные аргументы и примеры для обоснования своих рассуждений? Факты разрешается брать из публицистики, конспекта, учебников, прочих дисциплин, а также личного социального опыта.
  2. При выборе фактов и рассуждений нужно опираться на примерный план повествования, который был сформирован выпускником на этапе подготовки. Именно поэтому выбранная тема должна быть ему хорошо известна. При просмотре перечня тем может показаться, что все они интересные и простые, но когда наступает время переноса мыслей на бумагу, начинаются проблемы. Эксперты рекомендуют выбирать темы, которые касаются таких смежных наук, как социология, философия, история, юриспруденция, психология и т.п. В этом случае будет легче найти нужные фразы и факты для изложения. И очень важно, чтобы аргументы и примеры не были двусмысленными, как это часто бывает в философии.
  3. Экзаменаторы всегда обращают внимание на аргументацию тезисов. Если с этим элементом выпускник справился, то он уже заработал 2 балла из 6. Распространенной ошибкой для многих учащихся является перенасыщение эссе огромным количеством доводов. Как правило, для аргументации рассуждения достаточно двух фактов.
  4. Раскрыть идею высказывания помогает его перефразирование. Если школьник передаст смысл темы своими словами и обозначит его во вступлении, то потом ему проще будет развить свою мысль.
  5. Не рекомендуется писать все эссе в черновике, чтобы затем его полностью переписывать. На эту процедуру может не хватить времени. Важно грамотно распределять время, учитывая остальные задания.
  6. Эссе по обществознанию никогда не ограничивается в объеме, но экзаменаторы не любят читать огромные сочинения. По их мнению, таким образом выпускник проявляет некомпетентность в вопросе. Тема должна быть раскрыта четко и кратно, чтобы у комиссии не возникло сомнений по содержанию.
  7. В заключении эссе необходимо подвести логический итог своих рассуждений, кратко затронув смежные темы, связанные с основной идеей повествования.
  8. Окончательный вариант сочинения всегда нужно внимательно перечитать. Делается это для поверки текста на лексические, грамматические и пунктуационные ошибки. Если какая-та формулировка или фраза не устраивает экзаменуемого, рекомендуется ее заменить на более подходящее выражение. Кроме того, один балл могут снять за неразборчивый подчерк.
  9. Эссе рекомендуется писать в самом конце экзамена, когда уже выполнены все остальные задания ЕГЭ. Время нужно рассчитывать грамотно, так как написание сочинения традиционно занимает не менее 30 минут.
  10. Перед началом экзамена всегда нужно тренироваться в написании эссе. Очень важно заранее составить план сочинения, выбрав несколько тем, которые точно должны быть в задании.

Подготовка плана эссе

Если учесть все основные критерии оценивания сочинения, то можно написать его на максимум баллов. Сегодня требования к письменному заданию ЕГЭ по обществознанию диктуют следующие правила составления плана эссе:

  1. Тема должна быть раскрыта только одним или двумя высказываниями, которые относятся к соответствующему разделу обществознания. Если выпускник использует аргументы только из других дисциплин или начнет обобщать, то экзаменатор поставит за задание 0 баллов.
  2. Компетентность в вопросах обществознания демонстрируют собственные тезисы. Их можно подготовить к каждой теме.
  3. Разрешается обосновать высказывание одним практическим примером из общественной жизни, но он должен выступать в качестве дополнения к основному аргументу.
  4. Объяснения важных обществоведческих понятий должны быть логически связаны между собой.
  5. При формулировке тезиса или идеи рекомендуется оперировать известными цитатами.
  6. После подведения итога у читателя не должно остаться открытых вопросов.

Если следовать этим рекомендациям, эссе получится качественным и поможет успешно сдать ЕГЭ.

Популярные темы эссе

Традиционно экзаменуемым дается на выбор несколько тем, связанных со следующими дисциплинами:

  • философия;
  • социология;
  • экономика;
  • политология;
  • психология;
  • правоведение.

Тема эссе представлена в виде высказывания, которое относится к базовой школьной программе обществознания. Ее можно раскрыть в поле сразу нескольких дисциплин, но делается это осторожно.

Разработчики заданий ЕГЭ по обществознанию подчеркивают, что в эссе необязательно приводить информацию об авторе высказывания, рассказывая о его научной, социальной и профессиональной позиции. Экзаменуемый должен раскрыть свое видение данной темы, согласившись с афоризмом или нет.

Учимся писать мини-сочинение по обществознанию с учётом типичных ошибок выпускников на экзамене в 2020 году.

→ как добиться высоких результатов при выполнении задания 29 на ЕГЭ;
→ в чём специфика выполнения данного задания;
→ какому алгоритму необходимо следовать при написании мини-сочинения;
→ какие требования предъявляются к теоретическим аргументам;
→ как правильно подобрать фактические обоснования основной идеи автора;
→ как анализировать работу с учетом критериев оценивания по демонстрационному варианту 2021 года.


Необходимо помнить, что:

→ мини-сочинение выполняется по конкретной теме одной из шести базовых гуманитарных наук: философии, социальной психологии и социологии, экономики, политологии, правоведения (в КИМах ЕГЭ они сгруппированы в пяти блоках).

→ цель мини-сочинения - раскрытие смысла высказывания, представление и обоснование идеи автора.

→ аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из общественной жизни современного общества, из личного социального опыта, из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Мини-сочинение - размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.


Три решающих условия успешного выполнения задания 29:

→ хорошее знание обществоведческого курса, определенный уровень владения материалом из других предметов: истории, литературы

→ умение осмыслить и корректно использовать собственный социальный опыт;

→ учёт специфики данного задания, владение алгоритмом его выполнения;

→ опыт анализа мини-сочинения с учётом критериев оценивания.


Критерии оценивания мини-сочинения по обществознанию

Критерий 29.1 Раскрытие смысла высказывания (1 балл).

Критерий 29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения (Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов).

Критерий 29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность использования понятий, теоретических положений,
рассуждений и выводов (1 балл).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов


Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1047 человек из 82 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 701 материал в базе

Материал подходит для УМК

§ 1. Что такое общество

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.09.2017 35798
  • DOCX 1.9 мбайт
  • 1387 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Жужнева Маргарита Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Методические рекомендации по работе с учащимися при подготовке к написанию мини-сочинения по обществознанию

-обобщить практический опыт по написанию мини- сочинения по обществознанию.

Актуальность методической рекомендации. Мини-сочинение является одним из самых сложных заданий единого государственного экзамена по обществознанию. На выполнение этого задания на экзамене учащемуся отводится в среднем от 45 минут до 1 часа 15 минут. Оценивается это задание максимальными 6 первичными баллами, что в переводе в сто бальную систему равняется 12 баллам.

Мини-сочинение по обществознанию является заданием, требующим систематической тренировки. В результате работы над этой задачей учащиеся отрабатывают практически все универсальные учебные действия, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом: личностные, предметные и метапредметные. К примеру, - регулятивные (постановка задачи, планирование, поиск ресурсов);

- познавательные (аргументировать, обобщать, устанавливать причину и следствие, критически оценивать, интерпретировать информацию);

- коммуникативные (учитывать разные точки зрения, логично и развернуто излагать свою позицию);

- межпредметные (выделять главное, анализировать, делать выводы).

Прежде всего, чтобы приступить к написанию мини-сочинения, нужно четко понимать, что представляет собой данный вид работы и каковы его особенности, каковы критерии оценивания этой работы, как правильно организовать работу по написанию эссе.

Можно выделить следующие жанровые особенности сочинения по обществознанию: наличие конкретной темы; личностный характер восприятия проблемы и ее осмысление; небольшой объем; многоаспектный взгляд на явление; свободная композиция; внутреннее смысловое единство; согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений.

Надо понимать, что мини - сочинение по обществознанию является научным и, в отличие от эссе по литературе, к нему не предъявляется требование заранее заданного объема текста и оценивается оно по конкретным заданным критериям. Так же этот вид работы отличается тем, что:

- выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания: философии, социологии и социальной психологии, экономике, политологии, правоведению;

- при выполнении этого задания, нужно уметь грамотно пользоваться соответствующей теорией, терминологией, в соответствии с выбранным разделом (это научное эссе);

- цель мини-сочинения состоит в раскрытии смысла высказывания, а так же в представлении и обосновании собственной позиции по заданным критериям.

Структура сочинения по обществознанию, подобно структуре любого сочинения, состоит из введения, основной части и заключения.

Эффективной подготовка к написанию мини- сочинения по обществознанию станет в том случае, если задания, которые предложит учитель, будут разнообразны по тематике, и в них будет присутствовать обучающий, воспитывающий и развивающий компонент.

Для решения этих задач и предназначены настоящие МР.

Использование МР позволит учителям использовать в своей работе различные способы и приемы деятельности, а также практические задания, для эффективной подготовки учащихся к написанию мини- сочинения.

При разработке рекомендаций авторы обращались к:

Методическим рекомендациям для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по обществознанию. Т.Е.Лискова.М.2019

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2020 г.; - открытый банк заданий ЕГЭ22;

- учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

- Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015–2018 гг.);

Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ . Пазин Р.В. Ростов н/Д: Легион, 2014.

Обществознание. Задачи высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие/ О.А.Чернышова. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

Тезаурус (глоссарий)

ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений

Мини-сочинение - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета

Алгоритмы- инструктивные предписания, определяющие четкую последовательность элементарных для данного субъекта операций по решению учебной задачи

Теоретическое содержание мини-сочинения - объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений

ФГОС- Федеральный государственный образовательный стандарт

УУД- универсальные учебные действия

Социальный факт - единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов

ЕГЭ - единый государственный экзамен

ГИА - государственная итоговая аттестация

Глава 1. Содержание задания № 29

Альтернативное задание 29, нацеливает экзаменуемого на написание мини-сочинения по одной из пяти предложенных тем. Темы заданы в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако участники экзамена вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Данное задание проверяло широкий комплекс умений, в частности умения раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.

Задание 29 Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников: - из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб; - из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы /театральные постановки и др.; - из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

Проведем пошаговый разбор технологии выполнения задания.

4. Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников

К личному социальному опыту, в данном случае к читательскому опыту, относятся любые прочитанные книги независимо от того, сам выпускник решил прочитать эту книгу, или ему посоветовал(и) ее прочитать друг/родители/известный блогер и т.п., или прочитать книгу велел учитель литературы.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

Критерий 29.1. Раскрытие смысла высказывания предполагает выделение на основе выбранного высказывания одной или нескольких основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса и/или формулирование тезиса (одного или нескольких), который требует обоснования. Обращаем внимание на то, что такая формулировка первого критерия четко коррелирует с требованием задания: даже если выпускник не обозначил в явном виде идею, которую будет раскрывать дальше, то, вероятно, он обосновывает какой-то тезис. Иначе возникают вопросы: о чем и зачем он пишет? Поэтому 1-балльный критерий 29.1, по традиции, является определяющим: если написанный участником ЕГЭ текст ни посредством ключевой идеи(-й), ни посредством тезиса не связан с выбранным высказыванием (т.е. задание не выполнено), то по критерию 29.1 и по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

Критерий 29.2 . Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений. В формулировке критерия содержится уточнение того, что под теоретическим содержанием мини-сочинения понимается объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений. Максимальный балл по критерию – 2. Отметим, что разработчики КИМ сознательно ушли от указания точного количества ключевых понятий, теоретических положений, чтобы не стимулировать формализм и не потерять саму суть свободно конструируемого обществоведческого сочинения. Поэтому в основе критерия 29.2 – принцип качественных накоплений. Отметим, что позиция корректности трактуется, как приведенные в сочинении корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения (именно объяснения, а не энциклопедические определения) ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения. Условия выставления 2 и 1 балла достаточно детально прописаны в критериях. Обращаем внимание на то, что в условии на 0 баллов даны уточнения того, при каких обстоятельствах сочинение не содержит элементов теоретического содержания: - смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснен; - теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания; - приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания.

29.4. Качество приводимых фактов и примеров. Критерий 29.4, как и критерий 29.3, является 2-балльным. Уточнение формулировки задания позволило четко зафиксировать требования к приводимым фактам/примерам (комментарии к каждому из требований приведены выше). В связи с изменением требований к типам используемых источников сформулированы новые указания к оцениванию по критерию 29.4.

Глава 3. Алгоритм написания мини-сочинения

Следует привести алгоритм действий, который может помочь при написании мини-сочинения. Чтобы правильно организовать работу, выделим определенные этапы действий.

Для начала, надо осуществить выбор цитаты из пяти предложенных. Надо выбирать тему с учетом знаний по той или иной базовой дисциплине и обращать внимание на четкое понимание смысла высказывания. Правильное понимание смысла высказывания является важным критерием при отборе цитаты, так как именно от этого зависит, будет ли оцениваться данное сочинение экспертами или нет (см. критерии оценивания). Само высказывание представляет одну из тем по обществознанию, содержание которой проверяется в процессе сдачи ЕГЭ. Наш опыт показывает, что учащиеся чаще выбирают работу с цитатами, относящимися к разделу социологии и социальной психологии. Именно цитаты из этого раздела кажутся выпускнику наиболее понятными на бытовом уровне. Но не следует забывать, что игнорируя научную аргументацию (К2, К3), выпускник теряет первичные 3 балла. Поэтому, выбирая цитату, надо учитывать знания теории по теме.

Следующее, что следует сделать, это написать сочинение в черновом варианте. Для этого надо выполнить черновые наброски в таблице, представленной ниже. Обратите внимание, что разделы в таблице выполнены на базе вышеизложенных критериев. Поэтому, работая по данному алгоритму, выпускник сразу сможет оценить свою работу с точки зрения эксперта. Выбрав цитату и изложив ее своими словами, можно преступать к следующему этапу-критерию. Важно максимально использовать терминологию, соответствующую выбранному разделу обществознания (это научное эссе). Проще всего начать с раскрытия ключевого понятия по выбранной теме. Нужную теорию для мини-сочинения учащиеся уже отрабатывают при подготовке к выполнению задания №25, предполагающего знание определений обществоведческих понятий и задания №28, включающего составление плана развёрнутого ответа по обществоведческим темам (признаки, функции, виды упоминаемых явлений). К тому же, необходимую теорию можно подчерпнуть из заданий, относящихся к 1 части КИМа. Важно помнить, что теория должна быть представлена из той области обществознания, к которой относится выбранная цитата (философия, социология и социальная психология, экономика, политология, правоведение). Кроме того, содержание теории должно соответствовать тезису, уже изложенному выше (подтверждать или опровергать его). Если этот этап не удался, то необходимо вернуться к первому этапу и выбрать другую цитату.

Далее, теоретические рассуждения надо проиллюстрировать примерами. То есть иллюстрировать надо не цитату автора, а те рассуждения и выводы, которые приводит выпускник в качестве теоретической аргументации. Надо помнить, что факты должны быть приведены из разных источников. К примеру, если оба приведенных факта являются историческими, то засчитан будет только один. Если этот этап не удался, то необходимо вернуться к первому этапу и выбрать другую цитату.

Далее, надо оформить материал, ранее кратко изложенный в таблице, в виде мини-сочинения. Здесь выпускнику пригодится важный навык, отрабатываемый во всех гуманитарных дисциплинах, логично и последовательно излагать мысли на бумаге. Затем, следует написать вывод – уже озвученный в начале сочинения тезис (ведь именно его следовало доказать).

Рефлексия. На этом этапе надо проанализировать содержание текста. Проверить по четырем вышеприведенным критериям. Проверить стиль, логичность, последовательность изложенного материала. Внести необходимые коррективы.

И последнее, переписать на чистовик.

Отрабатывая задания вышеописанным способом и освоив навык составления таблицы по заданным критериям, выпускник можете претендовать как минимум на 4 балла (К1-1, К2-1, К4-2). Еще 2 балла по критериям К2 и К3 показывают мастерство владения теорией по обществознанию и мастерство логического изложения этой теории.

И в заключение, еще раз обращаем внимание на то, что мини-сочинение по обществознанию является сложным заданием и для успешного выполнения этого задания его следует настойчиво и многократно отрабатывать по вышеизложенному алгоритму.

Образец составления таблицы по заданным критериям и примеры работы с этой таблицей.(Приложения 1-3)

Подготовка к ЕГЭ по предмету не может и не должна быть оторвана от изучения данного предмета в основной и старшей школе, от реализации образовательной программы на основе УМК Федерального перечня Минпросвещения России. Только систематическое изучение предмета на основе УМК, выполнение различных учебных заданий будут способствовать формированию системы знаний и развитию комплекса предметных и общеучебных умений, необходимых не только для успешной сдачи экзамена, но и для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

2. Рекомендуем объяснять материал в проблемно-дискуссионном стиле, представлять различные точки зрения, создавая возможности для свободного обсуждения. Желательно изучаемые понятия, теоретические положения иллюстрировать фактами общественной жизни современного общества, примерами из личного социального опыта школьников, из истории (в том числе истории науки, искусства). При этом особое внимание следует уделять традициям, фактам из истории своего родного края, произведений национальной литературы.

3. В начале учебного года целесообразно провести стартовую диагностику образовательных достижений обучающихся, чтобы помочь каждому ученику адекватно оценить уровень своей подготовки, выявить наличие пробелов и построить/скорректировать индивидуальные траектории подготовки.

4. Советуем систематически проводить рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела), используя тематические работы. В подобные работы могут включаться типовые задания ЕГЭ, однако целесообразно использовать и другие задания, представленные в рабочих тетрадях и иных компонентах УМК.

Список использованной литературы

Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по обществознанию. Т.Е.Лискова.М.2019

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2020 г.; - открытый банк заданий ЕГЭ22;

- учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

- Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015–2018 гг.);

Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ . Пазин Р.В. Ростов н/Д: Легион, 2014.

Обществознание. Задачи высокого уровня сложности на ЕГЭ. Эссе, сложный план развернутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие/ О.А.Чернышова. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

Рассказываем, как правильно писать эссе по обществознанию (ЕГЭ, задание 29), раскрыть проблему и аргументировать свою позицию. Разбираем на примере план и структуру эссе по обществознанию.

Как писать эссе по обществознанию в 2021 году

В 2021 году ЕГЭ по обществознанию пройдёт 15 июня, так что ещё есть время повторить теорию и прорешать все типы заданий на нашем онлайн-интенсиве. А пока — разбираемся в структуре и принципах написания сильного эссе. Это обязательная часть экзамена, для выполнения которой нужны теоретическая база по предмету, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы.



ИВАН КАРПЕНКО,

преподаёт обществознание в Фоксфорде

Структура эссе по обществознанию

✏️ Формулировка основной идеи высказывания и раскрытие проблемы, то есть — определение того, что своим высказыванием хотел донести автор

✏️ Теоретическая аргументация

✏️ Фактическая аргументация

✏️ Вывод — абзац об актуальности проблемы высказывания, о её значении в современном мире; сжатый итог

Возьмём в качестве примера темы для эссе следующее высказывание:

Раскрытие проблемы

Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты.

Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.

В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует. Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом. И в этом смысле общество — это то, что мы есть.

Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности.

То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.

Аргументация

Теоретическая аргументация

Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:

🔑 Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);

📚 Теоретические положения по теме.

В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.

В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.

Фактическая аргументация

Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:

🗞️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);

🤓 Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;

К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.

Вывод

В самом конце постарайтесь сжато изложить то, о чём говорили в аргументах, подведите короткий итог. В качестве вывода подойдут рассуждения о значимости проблемы, её актуальности и о последствиях её игнорирования. Можно призвать общество отнестись к проблеме внимательнее или оценить важность её изучения. Также подойдёт формат вывода в виде обозначения места проблемы в современном мире и обществе.

Полезные советы

👉 Должно быть два фактических аргумента плюс теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкреплённых теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6. Если за теорию (к29.2) вам ставят ноль, то по следующему критерию (к29.3) автоматически ставится ноль баллов. То есть можно потерять до 3 баллов только из-за теории.

👉 Будьте внимательны, когда приводите факты, в которых не уверены: примеры со смысловыми и фактическими ошибками, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.

👉 Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть проблему желательно в одном абзаце, состоящем из 3–5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент — один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.

👉 Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.

👉 Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема — соотноситься с формулировкой темы, аргументы — раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод — обобщать всё вышеизложенное.

👉 Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: