Учимся писать изложение и сочинение

Обновлено: 02.07.2024

У меня на онлайн-курсе занимаются будущие девятиклассники, которые решили заранее готовиться к ОГЭ по русскому языку. И проверяя контрольные изложения, я то и дело расстраивалась, потому что и дети хорошие, и научиться хотят, но самостоятельно заниматься не умеют! В смысле когда учитель или репетитор с палкой рядом не стоит, всё не разжёвывает и каждый шаг не контролирует. Что не получалось?

НЕ ХОТЯТ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ТЕКСТ, а без этого научиться письменной речи нельзя. Думаю, и здесь причина та же: привыкли, что учитель проверил, ошибки отметил, а ты на отметку посмотрел, и на этом всё. Меня когда спрашивают, зачем я так мучаюсь, проверяя по несколько раз у ученика отредактированный текст и каждый раз делая развернутую рецензию, зачем скрупулёзно отслеживаю, какие исправления внёс, а какие нет, отвечаю всегда одно и то же: а иначе не научить! И лучшие педагоги-профессионалы, которых я пригласила именно для многократной проверки детских работ, со мной согласны, что иначе нельзя. Капля точит камень.

Дорогие, нет смысла сейчас сетовать, что ребёнка школа тому-то и тому-то не научила. Если вы видите, что ваш девятиклассник не умеет учиться самостоятельно, не получается у него работать с информацией, срочно начинайте помогать! Но не просто контролировать сделал - не сделал, смотрел занятие – не смотрел: многие дети просто хитрят, а вы им доверяете: он же взрослый, самостоятельный. Увы, далеко не всегда. Лучше найти 40 минут и вместе посмотреть первое занятие, оно у нас в открытом доступе. Разобраться, что именно не умеет, понаблюдать, как слушает, сколько времени может концентрировать внимание, фиксирует ли информацию и как, запоминает ли минимально необходимые сведения, следует ли алгоритмам. Объяснить, почему во время видеоурока нельзя слушать музыку и проверять телефон. Когда выполнено домашнее задание и написан текст изложения или сочинения, проверить его сначала вместе: сравнить с образцом, вместе проанализировать, что получилось и что нет. Распечатать памятки, следовать алгоритмам при написании и при проверке. Помогите увидеть, насколько алгоритмы помогают при самоконтроле. Ваша роль не в том, чтобы ругать или увещевать, сейчас она в том, чтобы ДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ и при этом помочь подростку научиться заниматься самостоятельно.

Если решите записать ребёнка на онлайн-курс подготовки к ОГЭ по русскому, буду рада. Я и мои коллеги с вашей помощью сделаем всё, что в наших силах. Вы увидите результат! И он вам точно понравится.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Этапы написания подробного изложения по русскому языку

Пытаться запомнить услышанный текст слово в слово нет смысла. Учитель даёт эту контрольную не для того, чтобы определить, насколько идеальна твоя память. Главные задачи изложения — проверить, как ты работаешь с текстом, умеешь ли грамотно строить предложения и не допускаешь ли орфографические и пунктуационные ошибки.

Тебе точно не один раз доводилось слышать от учителя, как правильно строить работу над изложением. Давай ещё раз пройдёмся по плану.

1) Внимательно слушай текст, когда его читают в первый раз. В процессе определи тему и стиль текста. Попытайся запомнить ключевые предложения текста.

2) Активно участвуй в обсуждении текста изложения. Вызовись его пересказать. Так он плотнее уляжется в голове.

3) Затем весь класс составляет план. Запиши пункты в черновик — это твои будущие абзацы. Для удобства оставь между каждым из подзаголовков приличный интервал, чтобы во время второго чтения пометить там ключевые фразы.

4) Не старайся записать за учителем всё. Пока будешь писать одну фразу, пропустишь следующих два предложения. Пометь важную информацию — имена, места, ключевые описания. Так тебе будет легче воспроизвести весь текст.

5) Теперь подробно перескажи текст на черновике. Когда он будет готов, несколько раз перечитай его — в друг вспомнишь какие-то факты, которые забылись.

6) Когда все закончили работать с черновиком, учитель может вызвать кого-нибудь прочитать текст. Внимательно слушай одноклассника, так как в его варианте могут быть оказаться моменты, которые тебе вспомнить не удалось.

7) Проверь орфографию и пунктуацию. Нет уверенности в написании какого-то слова или расстановке знаков препинания — перепиши предложение. Получить за изложение отметку вроде 3/10 из-за ошибок, которых можно было избежать, довольно обидно.

8) Аккуратно перепиши свой текст в чистовик. Старайся не делать помарки, так как из-за них могут снизить отметку.


Приёмы для написания изложения


Как избежать ошибок в изложении

Следуй плану

Предполагается, что в твоём тексте будет столько же абзацев, сколько и в плане. Если их будет меньше или больше, учитель имеет право снизить отметку за содержание.

Не пытайся приукрасить текст

Творческие способности проверяют в сочинении, а в изложении лучше не отходить далеко от оригинала. Не нужно добавлять в изложение обороты, фразы и слова, которых точно не было в тексте. Использовать синонимы и замены можно, но сильно не увлекайся.

Используй слова с доски

Обычно перед изложением учитель выписывает сложные слова, которые вы не изучали. Обязательно используй их в тексте.

Заменяй слова, если не знаешь, как они пишутся

Как мы уже говорили, если сомневаешься в написании слова или расстановке знаков препинания, попробуй заменить слово или конструкцию. Только аккуратно, стараясь не изменить смысл текста.

Тщательно проверяй текст изложения

Сосредоточься и вчитайся в каждую букву. Потенциально опасные места подчеркни и подумай, действительно ли запятая стоит на своём месте, а в орфограммах нет ошибок. Если необходимо, пройдись по тексту несколько раз.

Делай всё в умеренном темпе и старайся не торопиться. Спешка помешает сконцентрироваться на тексте, и ты можешь допустить ошибки по невнимательности. Следуй нашим советам — и хороший балл за контрольную будет у тебя в дневнике и в журнале.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).
  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

  1. Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Куда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

  1. Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  2. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  3. Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  4. Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  5. Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

 Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению

В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, рас­крытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложени­ях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных уп­ражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Идеи открыток на разные случаи жизни Давно засматриваюсь на рукодельные открытки, но сделать с.

Исчезнет шум в ушах и головокружение: вот эффективный рецепт исцеления Головокружение может бы.

Пирожные с лимонно-апельсиновой начинкой: Все гости будут просить рецепт! А он простейший.

Мужские трусы боксеры своими руками за 2 часа Сегодня я бы хотела вам показать мастер-класс по.

Картофельные лепешки из пюре с укропом и семенами льна - уютные, ароматные, душевные Лепешки .

-Приложения

-Метки

-Рубрики

  • Лоскутное шитье (694)
  • здоровье (661)
  • Кулинария (580)
  • Рукоделие (511)
  • Литература для развития дошк. и младш. школьников (471)
  • Математика (107)
  • Развивающие задания, логика,информатика (86)
  • Прописи, рисование (79)
  • русский язык (70)
  • Английский язык (65)
  • Уроки творчества, детские поделки (53)
  • Пособия на украинском языке (10)
  • Другое (7)
  • Кулинария-сдоба (463)
  • Мастер-класс (420)
  • Куклы (417)
  • Обо всем (410)
  • Копилка идей (407)
  • Журналы по рукоделию (385)
  • Шитье (366)
  • Компьютер (360)
  • Сад, огород (354)
  • Из бумаги (344)
  • Вязание (331)
  • Аппликация (283)
  • Сумки (270)
  • Журналы по печворку (228)
  • Изготовление цветов (197)
  • декор-дизайн (170)
  • Детская комната (169)
  • Это интересно (150)
  • Новый год (144)
  • Консервация (133)
  • Мягкая игрушка (131)
  • Православие (107)
  • Аксессуары (102)
  • Стихи (102)
  • Это все о кошках (99)
  • Таинства,хиромантия,заговоры (89)
  • Подарки (89)
  • мода (84)
  • Вышивка лентами (71)
  • Открытки (69)
  • Музыка (67)
  • Планета Земля (65)
  • Юмор (63)
  • Вышивка (59)
  • Детская мода и шитье (53)
  • Иллюстрации (51)
  • Женщина (51)
  • Сладости (49)
  • Шляпки, кепи, панамки (48)
  • Журналы и книги по шитью (41)
  • О детях, для детей, вместе с детьми (34)
  • Рамочки (32)
  • Журналы для дачников и не только. (29)
  • картинки (29)
  • В копилку портнихе (28)
  • Видео (27)
  • Пасха (23)
  • Фото (22)
  • Работы моих одноклубниц, работы харьковс.лоскутниц (22)
  • Мои работы, мои мастер-классы. (21)
  • Украшение и переделка одежды (16)
  • Украина (9)
  • Журналы по кулинарии (8)
  • Журналы по шитью (5)
  • Журналы по домоводству (1)
  • Литература о здоровье (1)

-Музыка

-Резюме

соловьева галина Васильевна

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

0001 (494x700, 78Kb)

Комплект рабочих тетрадей для 3 класса является продолжением пособий по развитию устной и письменной речи для учащихся 1 и 2 классов. В издании представлен разнообразный практический материал, на основании которого школьники учатся устанавливать связь между содержанием текста и его заглавием, учатся выделять основную мысль текста, знакомятся с его частями текста. Ряд заданий направлен на выработку умения определять тип текста, записывать текст по готовому плану и самостоятельно составлять план для изложения и сочинения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучение написанию изложений и сочинений

Описание презентации по отдельным слайдам:

Обучение написанию изложений и сочинений

Обучение написанию изложений и сочинений

Формируемые умения: Знать, что такое текст, отличительные особенности текста.

Формируемые умения: Знать, что такое текст, отличительные особенности текста. Определять тему (отбирать материал в соответствии с темой). Озаглавливать (в соответствии с темой, главной мыслью). Определять главную мысль (что главное хочу сказать). Планировать содержание высказывания. Корректировать в соответствии с темой, главной мыслью (причинно-следственный связи).

Обучая построению текста, нужно учить: 1) осознавать предмет речи, то есть то.

Обучая построению текста, нужно учить: 1) осознавать предмет речи, то есть то, о развивать мысль: о чем собираюсь говорить (тема); 2) осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею); 3) отбирать сведения с учетом темы и главной мысли; 4) систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать, о чем и что сказать дальше, чем закончить.

Планируемый результат: восстановить текст по серии иллюстраций, рассказывать.

Планируемый результат: восстановить текст по серии иллюстраций, рассказывать сказку. План работы: Определить учебную задачу. Составить план действий (определить последовательность, определить героев и их действия). Восстановить текст на основе предложенного плана действий. Рассказ по серии рисунков. Оценка результатов.


Учимся кратко пересказывать. 3 класс. Развитие речи. Бойкина М.В., Бубнова И.А.

Учимся кратко пересказывать. 3 класс. Развитие речи. Бойкина М.В., Бубнова И.А.




Основные виды изложений: Подробное изложение. Подробное изложение предполагае.

Выборочное изложение Выборочное изложение - это такое устное или письменное и.

Выборочное изложение Выборочное изложение - это такое устное или письменное изложение содержания исходного варианта, которое основывается на предварительном отборе материала на заданную тему и создании на этой основе нового высказывания. В основе выборочного изложения лежит тематический отбор материала и его воспроизведение. Приемы работы: 1. Выборочное чтение. 2. Выборочное списывание. 3. Извлечение, отбор из текста материала на данную тему. 4. Определение темы изложения на основе данного материала. Это обратный прием работы по сравнению с предыдущим. 5. Устное выборочное изложение.

Сжатое изложение Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит за.

Ход урока при работе над изложением. 1. Вводная беседа: зачем надо уметь пере.

Ход урока при работе над изложением. 1. Вводная беседа: зачем надо уметь пересказывать, или определите тему урока, учебных задач урока (вид изложения). 2. Первичное знакомство (на слух при закрытых книгах, ИЛИ самостоятельное чтение) и общая беседа по содержанию. О чем говорится в тексте? Найдите предложения, которые соответствуют теме. Какая главная мысль в рассказе? Найдите предложение, которое соответствует главной мысли. Выразите её своими словами. 3. Организация познавательной деятельности. Работа с текстом. Озаглавьте текст так, чтобы более точно передать основную мысль, отразить тему, назвать героев, место действия, время действия. (Из предложенных заголовков выберите, которые наиболее точно отражают основную мысль). Выберите наиболее удачный заголовок. Что он отражает? Определение микротем, основных событий текста. Составление плана текста, то есть точное озаглавливание частей. Выбор заголовка обсуждается. Попутно обсуждается образование и написание слов. Анализ использованных средств языка. Почему использованы такие знаки препинания? Какие слова помогают наиболее точно помогают представить картину, выразить отношение. 4. Обобщающая работа с текстом. По книге учащиеся самостоятельно перечитали текст, обращая при этом внимание на написание слов и знаки препинания. 5. Самостоятельная запись текста. 6. Проверка написанного и оценка результатов.


Прочитай слова. Дополни эти слова другими словами. Например, вкусные сосиски.

Прочитай слова. Дополни эти слова другими словами. Например, вкусные сосиски, мудрый кот. Составьте предложения. Можно ли сказать, о чем в них рассказывается, о каком случае идет речь? Весёлая или грустная история произошла? Озаглавим текст: мудрый кот, хитрый кот, полакомился, удалось стащить сосиски… Расскажите, что произошло.

1 класс (рабочая тетрадь, учебник) Канакина В.П.

1 класс (рабочая тетрадь, учебник) Канакина В.П.

Анализ детских сочинений. Редактирование. Как я помогаю своей маме. Я помогаю.

Анализ детских сочинений. Редактирование. Как я помогаю своей маме. Я помогаю своей маме. У меня есть младший брат. Мама заботится о нас. Иногда она играет с нами и читает книжки. Я люблю маму. Женский день. Весной дни становятся длиннее. Ярче светит солнце. 8 марта я поздравляю маму с праздником. А мама поздравляет меня. Я люблю 8 марта.

Учимся рассказывать о весне. 1 класс. Развитие речи. Бойкина М.В., Бубнова И.А.

Учимся рассказывать о весне. 1 класс. Развитие речи. Бойкина М.В., Бубнова И.А.


3 класс. Развитие речи. Бойкина М.В., Бубнова И.А.

3 класс. Развитие речи. Бойкина М.В., Бубнова И.А.

Этапы подготовки письменных сочинений 1. Предварительная подготовка. 2. Созда.

Этапы подготовки письменных сочинений 1. Предварительная подготовка. 2. Создание речевой ситуации. 3. Организация наблюдения и предварительная подготовка. 4. Написание работы. 5. Самопроверка. 6. Анализ написанных работ.

Основные умения, которые должны быть сформированы на этот момент: Определять.

Основные умения, которые должны быть сформированы на этот момент: Определять тему и главную мысль; Определять тип текста и его структуру: описание, повествование, рассуждение; Определять вид текста: учебный, научно-познавательный, художественный; Определять жанр текста: рассказ или сказка.

Как красива осенняя берёзка! О чем пойдет речь? Что самое главное мы о ней до.

Как красива осенняя берёзка! О чем пойдет речь? Что самое главное мы о ней должны сказать? Можно ли сказать, что это текст – описание; докажите; повествование; докажите; рассуждение; докажите. Вид текста: учебный, художественный, научно – познавательный. Рассказ или сказка? Отберите возможные словосочетания: род деревьев, желтенький сарафанчик, наиболее распространённые древесные породы, приветствует нас, радостно хлопает листочками, праздник, с платочками в карманчиках…… Редактирование текста. Как красива осенняя берёзка! Необыкновенно красива осенняя берёза! Под ней часто можно найти крепкие подберёзовики. Ветками берёзы любят лакомится зайцы. А сама берёзка нарядилась в желтенький резной сарафанчик. Девушка – красавица. Приветствует она нас радостно в осеннем лесу. Любуемся мы ёю! Глаз невозможно оторвать….

Самое интересное событие моих летних каникул! Тема и главная мысль, тип текст.

Самое интересное событие моих летних каникул! Тема и главная мысль, тип текста, отбор содержания. События лета: Встреча с зайцем, вороной, лисой…… Нашел гриб…. Увидел птенцов жаворонка….. Прочитал интересную книгу……. Увидел горы, пещеры…. 3. Можно ли в текст – повествование включить описание? 4. Редактирование текста. Лучше гор могут быть только горы…. Необыкновенная поездка случилась у меня этим летом: я с родителями отправился в поход в горы. Долго мы собирались в этот поход: купили рюкзаки, спальные мешки, специальную обувь и даже продукты длительного хранения. И вот поездка


Проверка и оценка работ Проверка и оценка работ - особый этап в деятельности.

Проверка и оценка работ Проверка и оценка работ - особый этап в деятельности учителя. Задача учителя не может быть ограничена исправлением ошибок, их подсчетом и выставлением оценки. Важно увидеть и отметить достоинство работы, удачи и находки. Все изложения и сочинения носят обучающий характер. Это необходимо помнить и при проверке ученических работ. В соответствии с действующими нормами оценки за изложение так же, как и за сочинение, ставятся две отметки: - первая - за содержание и речевое оформление работы. - вторая - за правильность речи с точки зрения грамматических, орфографических и пунктуационных норм.

Читайте также: