Учение церкви о молитве семестровое сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Многообразие значения молитвы в духовной жизни человека объясняется тесной зависимостью друг от друга всех душевных сил. Молитва — элемент, сопутствующий им на низших ступенях их развития. К добродетелям она относится как их причина, переплетая их взаимно с собою, наподобие связи между бревнами.

Молитва — существеннейшая часть духовной жизни, видно из примера Господа Спасителя. Он, Единый по Божеству с Отцом Небесным, — нередко пребывал в молитве, особенно пред важнейшими событиями Своей земной жизни и после них.

В подражание Господу Апостолы непрестанно молились и эту заповедь оставили христианам.

В духовной жизни пастыря молитва должна занимать самое видное место. Пастырь, посредник Бога и верующих, проповедник в их души благодати, образец ангельской жизни, должен преимущественно пред пасомыми жить беседой с Богом и общением с Ним. Ангелоподобная молитва наиболее отличает всегда истинных пастырей. Она была интимной стороной великого Златоуста, основой деятельности величайшего богослова Афанасия Александрийского, прорывалась в чудесных действиях Василия Великого, светилась во всем облике мудрого администратора Филарета Московского, не может не лучиться в поведении и богослужении также заурядных, рядовых пастырей.

Свое служение пастырь должен сопровождать:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1) личной, частной, молитвой и 2) соборной, посреднической, молитвой за Церковь и паству от лица ее.

Несомненно, что именно молитвенное воодушевление пастыря движет паству ко спасению, влияя на нее и воодушевляя. Среди руководимых духовно пастырь всегда может натолкнуться на лиц, глубоко заинтересованных вопросами духа, усиленно молящихся, близких в данном отношении к прелести и путающихся в лабиринте недоумений, касающихся тонкой области молитвенных напряжений. Пастырская опытность в молитве, хотя бы ради плодотворного руководства другими, положительно необходима и обязательна.

Верующие, не находя в своем духовном отце соответствующего нравственного водительства, разбредаются по монастырским старцам или, что хуже, попадают в сети сектантских вожаков и гибнут. К сожалению, и остающихся в церковной ограде, и искателей молитвенного настроения подобные пастыри не в состоянии удовлетворить указаниями поверхностными и маложизненными. При таких условиях горячие порывы верующих жить молитвенно постепенно слабеют и глохнут.

Живущие молитвенной жизнью пастыри сравнительно редки, но они обычно сгруппировывают в приходе духовно чутких пасомых в единство. Они для паствы — настоящие проводники, раскрывающие ее богатые способности и глубокие стремления к духовной жизни. Едва объявляется где-либо такой пастырь-молитвенник, как к нему сразу начинают стягиваться искатели молитвенного настроения и из окружающего общества, и издалека. От пастырского неумения руководить молитвенным подвигом верующих и неумения воодушевлять их к богообщению гаснет в них огонь благодати, о котором Спаситель сказал: Огонь пришел Я низвесть на землю; и как бы Я желал, чтобы он возгорелся (ср.: Лк.12, 49).

Прямая зависимость от частной молитвы пастырской опытности и одушевленности и вообще самочувствия есть лучшее, самоочевидное побуждение для всякого пастыря прилежать домашней молитве. Ее действия избавляют пастырскую душу от чувства пустоты жизни, от скуки, тоски, уныния и увлечений сторонними для пастырства делами и страстями, например курением табаку и пристрастием к вину. Всякая вообще человеческая душа есть начало зиждительное, творческое. Вопреки инертности плоти она требует себе деятельности, живой работы. Отсутствие в пастыре интереса к духовно-молитвенному развитию делает его душу опустошенной, а жизнь малосодержательной, особенно в захолустьях, далеких от культурных центров. Напротив, опытное чувство важности и сладости молитвы избавляет его от тоски, уныния и неминуемо влечет заниматься развитием широты молитвенного духа и в прихожанах. Среди них он найдет со временем единодушных друзей, которые душевно полюбят его. Опыт и навык молиться сладко заполняют в жизни пастыря все свободные часы и минуты. Если же он жалуется на тоску и одиночество, то обличает тем самого себя в силе жизни естественной, заглушившей у него благодатные стремления.

Пастырь-молитвенник приносит великую общественную пользу, поднимая общее молитвенное настроение в пасомых. Церковное общество нравственно возвышается не столько проповедническими словами, сколько непосредственным примерным воздействием живой личности пастыря на окружающую его среду. Пастырское святое настроение усиливает дух благочестия в соприкасающихся лицах и влияет умиротворяюще на их страсти. После того, как святой пройдет перед нами, — мы не можем больше оставаться такими, какими были раньше. Непосредственное, но сокровенное воздействие пастырей-молитвенников на верующих трудно переоценить, это не бросается в глаза, но влияние огромно.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Под влиянием молитвы пастырское настроение становится благодатным. Во всех видах деятельности пастыря-молитвенника мотивом трудов делаются Господь Спаситель и приведение людей к спасению Божию. Подобный пастырь в Господе Боге начинает полагать источник своих сил, отстраняет надежды на свои силы и, как Енох и Ной, ходит пред Богом (ср.: Быт. 5, 24; 6,9), ища единственно славы Божией.

Частная молитва пастырей составляет подготовительный момент к возношению ими специально посреднической, соборной, молитвы с силой дерзновения. Частная молитва, все теснее приближая всякую пастырскую душу (молитву) к Богу, наполняет ее любовью к Нему и сама постепенно обращается в любовь Божию. В любви же, — по словам апостола Иоанна Богослова, — нет страха. Любящий до того совершенства достигает, что имеет дерзновение (ср.: 1 Ин.4, 18, 17). Ввиду этого молитва домашняя для пастыря должна быть дыханием его души, без чего бы он не мог и жить. Потому необходимо пастырям, чтобы они ревновали о непрестанной молитве как о проповеди, как о священнодействии, как о проявлении любви своей ко Христу Господу.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Собственно, последнего объяснения причины истинно богоугодного воодушевления пастыря следует искать именно в Боге и благодати Его. Глубочайшая основа пастырского воодушевления и дерзновения кроется в таинственном действии благодати Божией и содействии пастырю религиозного подъема верующих, соборно молящихся с ним Богу. Среди прихожан, скорбящих, но горячо верующих и объединенных духом любви, и сам пастырь растет духом ревности.

Особенно в моменты войн, эпидемий, засух и тому подобных бедствий, где молитва за народ явно для него самого приобретает силу особенную пред Богом. Об этом свидетельствуют ему часто те, за которых он молится. Даже отцу Иоанну Кронштадтскому мысль о действенности его молитвы в первый раз была подсказана одной скорбящей женщиной, просившей его ходатайства о ней пред Богом. Отец Иоанн сначала отказывался исполнить ее просьбу по смирению, но, убежденный ее просьбою и верою, приступил с пастырской молитвой к Богу и был услышан. Впоследствии, чем больше от него просили молитв и чем больше он видел скорбей, тем более разгорался огонь его молитвы, воспитываемый Церковью. Подобно тому и рядовой пастырь может побуждаться к дерзновению — то исключительностью момента молитвы, то верой просителей и смиренным чувством своего сердца. Если в нужное время он не находит в себе силы дерзновения, то и в данном случае он не должен отказывать просителям в ходатайственной, хотя бы в спокойно благодатной, молитве. Молиться за руководимых им, безусловно, обязывает пастырское положение. Результаты же своего ходатайства пред Богом он пусть всецело предаст воле Божией. Господь иногда чудотворит ради одних пламенно верующих, которые просят пастырского посредничества, и даже за их веру вознаграждает и самого пастыря-ходатая.

Жаждущим получить и удержать благодать молитвы в конце концов свыше дается горячность духа в молитвенных обращениях к Богу.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

2.1. Понятие о христианской молитве. Молитва Господня

Молитва понимается еще и в широком смысле – как религиозно-нравственное состояние души (Еф. 6; 18, 1Тим. 2; 8), в смысле постоянного сердечного памятования о Боге, упования, или надежды на Него во всех случаях жизни. В таком именно смысле может быть понята и заповедь святого апостола Павла о непрестанной молитве (1Сол. 2; 9).

2.2. Учение Священного Писания, Святых Отцов Церкви о молитве

2.3. Молитва Иисусова

В духовном мире православного человека мы можем наблюдать великое разнообразие форм подвижнической деятельности. К ним можно отнести: пост, милостыню, молитву, послушание, юродство Христа ради. Все вышеперечисленное, так или иначе, способствует духовному росту человека, на наше время вносит коррективы и в нашу духовную жизнь. Некоторые виды подвижничества практически в наше время невозможно осуществить, такие как: безоговорочное послушание и юродство Христа ради. Но все остальные бремена мы обязаны на себя возлагать. Особое место здесь занимает молитва, так как без беседы с Богом, без попыток отыскать Его в своем сердце мы просто-напросто не сможем существовать. В молитвенном состоянии, или даже при попытке идти к Богу нас начинает обличать совесть в нашем нерадение. Иными словами мы с помощью молитвы не только боремся с грехом, укрепляем добродетели, но и осознаем свою греховность и немощь пред Господом.

Молитва – это беседа с Богом, встреча с Ним, это диалог, который предполагает не только наши слова, обращенные к Богу, но и ответ Бога. Поэтому очень важно, чтобы мы умели не только говорить, но и молчать, чтобы мы умели вслушиваться в те глубины Божии, которые нам открываются через молитву. Центром молитвы должно быть не что-то конкретное, чего мы просим у Бога, но Сам Бог, потому что главным содержание молитвы является именно встреча с Богом, возможность открыть Его для себя.

[1] Иоанн Кронштадтский, св. прав. О молитве./ Сост. Мон. Серафима (Иванова). М., 2007. С. 5.

[2] Скурат К. Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле духовно-нравственного совершенствования // Богословские труды. № 33. М., 1997. С. 5.

В 1999 году автору этой книги профессору Московской Духовной Академии, Доктору Церковной Истории Константину Ефимовичу Скурату исполнилось 70 лет. С радостью поздравляем его с юбилеем.

Общеобразовательную школу Константин закончил с серебряной медалью. С отличием закончил Минскую Духовную Семинарию (в 1951 г.) и Московскую Духовную Академию (в 1955 г.). За труд, который читатель держит в своих руках, получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви и преподавателя Московской Духовной Семинарии.

За время 44-летней педагогической работы преподавал в Московской Духовной Семинарии Историю Русской Церкви и Общую Церковную Историю, а в Московской Духовной Академии – Историю Древней Церкви, Догматическое богословие и Греческий язык.

Побывал в служебных командировках в Греции, Болгарии, Румынии, Германии, Италии, Швейцарии, Финляндии, Великобритании, Ирландии, Израиле.

Награжден орденами и медалями Православных Церквей: Александийской, Иерусалимской, Русской, Румынской, Болгарской, а также Правительством Российской Федерации.

В настоящее время преподает Катехизис в Московской Духовной Семинарии, Патрологию – в Московской Духовной Академии и курс по Истории Поместных Православных Церквей в Аспирантуре при Московской Духовной Академии.

Женат. Имеет трех взрослых детей – двух сыновей (иерея Николая и Алексия) и дочь (Наталию).

ВВЕДЕНИЕ

Бдите и молитеся, да не внидите в напасть.

Молитва – священная царица добродетелей.

Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божьего и ее удобнее всего всякому исправлять.

Молитва есть вместилище или поприще всей духовной жизни, или самая духовная жизнь в движении и действии.

Человеческая немощь в подвиге приобретения истинного блага. Истинные блага дарует нам Господь. Молитва есть средство к испрошению этих благ и приготовление к достойному их принятию. Молитва возрождает человека. Сила молитвы

Ведь и земледелец не бросает своих семян в твердую почву, а предварительно распахивает ее, делает рыхлой. Так и верующий для принятия Божественных даров должен расположить свою душу, должен сам искать этих даров, просить их у Господа.

Господь наш Иисус Христос и святые апостолы признавали молитву главным делом. Заповедали ее и нам

Святые отцы и учители Церкви признают молитву корнем всего доброго и святого

Долг христианина – совершение молитвы

Естественно вытекает из сказанного необходимость для человека молитвы. Поскольку она заповедана Самим Спасителем и Его святыми апостолами и поскольку на ней созидается все доброе и великое, то она так же необходима христианину, как основание для каждого здания, как пища для тела, как воздух для дыхания и как вода для рыбы. Эта потребность вытекает не только из учения веры, но и из самой природы нашей души. Душа наша, будучи дыханием Божиим, постоянно стремится к Богу, как к источнику своего бытия, и свое стремление выражает посредством беседы с Ним, то есть молитвы.

Причина охлаждения христиан к молитве – незнание сущности христианской молитвы. Задача работы и ее трудность. План

Настоящее сочинение построено по такому плану.

Вся работа разделена на четыре отдела. В первых трех – излагается христианское учение о молитве. Сюда входят вопросы о том, как понимает христианство молитву, о каких ее видах оно учит и каких требует условий, чтобы молитва была успешной. В четвертом же отделе рассматривается христианское учение о значении молитвы в деле нравственного совершенствования.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140.

Учение Священного Писания, святых Отцов и подвижников Церкви о молитве и о том, как научиться молитве.

Студента 1 курса ХДС

Священника Андрея Сергейчука

Учение о молитве в Евангелии занимает исключительно важное место. Мы встречаем упоминания о ней в средоточии этического учения Спасителя — в Нагорной проповеди, а также в течение всего общественного служения. Господь наш Иисус Христос и Сам многократно давал пример молитвы, оставил нам молитву Господню. Для его человеческого естества молитва была столь необходима, что Он молился ночами, после усиленных дневных трудов. Молился Он и на Тайной Вечери, и в Гефсиманском саду. Внутреннее усилие Его в молитве было столь велико, что, по словам евангелиста Луки, был пот Его как капли крови, падающие на землю (Лк. 22,44).

Учение о молитве занимает центральное место в притче о мытаре и фарисее (Лк.18, 9-14). Притча, рассказанная Господом, открывает нам понимание правильного духовного состояния молящегося.

Под многословием здесь понимается мнение язычников о молитве как о заклинании, которое чем чаще его повторять, тем может быть действеннее. Мы молимся не потому, чтобы Бог не знал наших нужд, а лишь для того, чтобы через молитву очистить сердце и сделаться достойными Божиих милостей, вступив духом своим во внутреннее общение с Богом. Это богообщение и есть цель молитвы, достижение которой не зависит от количества произносимых слов.

Порицая многословие, Господь в то же время многократно заповедует неустанные молитвы, научая, что должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18:1), и Сам ночи проводя в молитве.

О неотступности молитвы свт. Иоанн Златоуст говорит, что она позволяет открыть само небо и разрешить грехи 12 .

Стоит заметить, что немедленное исполнение молитвы может привести к тому, что человек не будет ценить полученного. На это также обращали внимание отцы Церкви. К.Е. Скурат выделяет три причины, почему наши молитвы обычно скоро не исполняются:

Список использованных источников

2.Триодь Постная. М., 1992.

3.Василий Великий, свт. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Гл. 1 [Электронный ресурс] // Сервер МПДА (\\mdalib\А-Я\В\Василий Великий, свт\Слова подвижнические.doc).

4.Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолствующих (Ч. 2. Отд. 2, 10) [Электронный ресурс] // Сервер МПДА (\\mdalib\А-Я\Г\Григорий Палама, свт\В защиту священно-безмолвствующих (триады).htm).

5.Ефрем Сирин, прп. О покаянии [Электронный ресурс] // Творения. Т. 2. Сервер МПДА (\\mdalib\А-Я\Е\Ефрем Сирин, прп\Творения, т. 1_2_3\36e2.htm).

6.Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 1, 2. Аскетические опыты. М., 2006.

7.Игнатий (Брянчанинов), свт. Сочинения. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905.

8.Иоанн Златоуст, свт. О покаянии. Беседа 3-я. О милостыне и о десяти девах [Электронный ресурс] // Творения. Т. 2. Ч. 1. Сервер МПДА (\\mdalib\А-Я\И\Иоанн Златоуст, свт\ТВОРЕНИЯ\Том 2.1\Z02_1_09.htm).

9.Иоанн Златоуст, свт. Беседа 36-я на Деяния св. апостолов [Электронный ресурс] // Творения. Т. 9. Ч. 1. Сервер МПДА (\\mdalib \А-Я\И\Иоанн Златоуст, свт\ТВОРЕНИЯ\Том 9.1\Z09_1_36.htm).

10.Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М., 1998.

11.Феофилакт Болгарский, блаж. Благовестник. Толкование на Четвероевангелие. Б.м., 2008.

12.Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 2008.

13.Гладков Б.И. Толкование Евангелия. М., 1991.

15.Флоровский Г., прот. Тварь и тварность // Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. М., 2000.


1  Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолствующих (Ч. 2. Отд. 2, 10) [Электронный ресурс] // Сервер МПДА (\\mdalib\А-Я\Г\Григорий Палама, свт\В защиту священно-безмолвствующих (триады).htm).


2  Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 1-е в Неделю о мытаре и фарисее // Сочинения. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. С. 26.


7  Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 1-е в Неделю о мытаре и фарисее // Сочинения. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. С. 21.


8  Игнатий (Брянчанинов), свт. О евангельских блаженствах // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 1. Аскетические опыты. М., 2006. С. 486.


12  Иоанн Златоуст, свт. Беседа 36-я на Деяния св. апостолов // Творения. Т. 9. Ч. 1. Сервер МПДА (\\mdalib\А-Я\И\Иоанн Златоуст, свт\ТВОРЕНИЯ\Том 9.1\Z09_1_36.htm).


14  Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 2-е в Неделю о мытаре и фарисее. О молитве и покаянии // Сочинения. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. С. 29.


15  Василий Великий, свт. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Гл. 1 [Электронный ресурс] // Сервер МПДА (\\mdalib\А-Я\В\Василий Великий, свт\Слова подвижнические.doc)


16  Флоровский Г., прот. Тварь и тварность // Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. М., 2000. С. 39.


19  Ефрем Сирин, прп. О покаянии [Электронный ресурс] // Творения. Т. 2. Сервер МПДА (\\mdalib\А-Я\Е\Ефрем Сирин, прп\Творения, т. 1_2_3\36e2.htm).

"Цель данной работы – изложение Евангельского учения о молитве. Для этого необходимо, с одной стороны, выявить все наставления Господа Иисуса Христа о молитве и систематизировать их в виде чётких правил. С другой стороны, необходимо изучить молитвенную практику Самого Иисуса Христа, понимаемую, по слову ап. Павла (1 Кор 4:16), как образец для нашего подража-ния. Сопоставление одного и другого должно привести к поставленной цели".
Работа написана на 1 курсе ПСТГУ и оценена на "5" + особая высокая рецензия. .

Содержание

1. Систематизация наставлений Господа о молитве и их сопоставление с учением святых отцов.
2. Изучение молитвенной практики Иисуса Христа.
3. Заключение.

Введение

Цель данной работы – изложение Евангельского учения о молитве. Для этого необходимо, с одной стороны, выявить все наставления Господа Иисуса Христа о молитве и систематизировать их в виде чётких правил. С другой стороны, необходимо изучить молитвенную практику Самого Иисуса Христа, понимаемую, по слову ап. Павла (1 Кор 4:16), как образец для нашего подража-ния. Сопоставление одного и другого должно привести к поставленной цели. Но, как известно, Господь учил в притчах (Мф. 13:34). Отсюда вытекает необхо-димость правильного истолкования евангельских текстов.
К настоящему времени широко распространились различные псевдохри-стианские учения о духовной жизни, адепты которых, тем не менее, признают авторитет Св. Писания. Одни из них, отрицательно относятся к православной аскезе, вовсе отрицая необходимость какого-либо аскетического делания, дру-гие предлагают аскезу ложную, ведущую к заблуждению души, её демониза-ции. В связи с этим, представляется особо актуальным сопоставить вышеупо-мянутые евангельские правила с учением святых отцов православного мона-шества, с целью показать
а) их непротиворечивость,
б) смиренномудрый, строго-аскетический характер подлинной христиан-ской молитвенной жизни.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Список использованных источников

1. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. // Минск, Харвест, 2000 г.
2. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т.1. // Минск, Лучи Софии, 2001г.
3. Прп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. // М., 2001 г.
4. Прп. Нил Синайский. Творения. Ч.2. // М., 1858 г.
5. Прп. Варсануфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. // М., “Правило веры”, 2001 г.
6. Прп. Исидор Пелусиот. Творения. Ч.2. // М.,1860 г.
7. Прп. Серафим Саровский. Духовные наставления мирянам и инокам. Беседа с Н.А.Мотовиловым о цели христианской жизни. //М., Русский Хронограф, 1998 г.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Читайте также: