Пушкин есть явление чрезвычайное и может быть единственное явление русского духа сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения:

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

Он при самом начале своём уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами.

Если должно сказать о тех достоинствах, которые составляют принадлежность Пушкина, отличающую его от других поэтов, то они заключаются в чрезвычайной быстроте описания и необыкновенном искусстве немногими чертами означить весь предмет. Его эпитет так отчетлив и смел, что иногда один заменяет целое описание. Его небольшая пьеса всегда стоит целой поэмы. Вряд ли о ком из поэтов можно сказать, что у него в коротенькой пьесе вмещается столько величия, простоты и силы, сколько у Пушкина. (По Н. В. Гоголю) 198 слов

Микротемы:

1. Пушкин — явление чрезвычайное: в нём русская природа, душа, язык отразились в очищенной красоте.

2. Поэт глубоко национален, поскольку сумел описать дух нации. Он глядел на мир глазами всего народа, поэтому соотечественникам кажется, что в его произведениях говорят и чувствуют они сами.

3. Достоинство Пушкина как поэта — в быстроте и лаконичности описаний. Сложно найти такого поэта, у которого бы в коротенькой пьесе вмещалось столько простоты и величия, сколько у Пушкина.

Пример сжатого изложения:

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. Пушкин — явление чрезвычайное: в нём русская природа, душа, язык, характер отразились в очищенной красоте.

Он с самого начала был национален, потому что истинная национальность заключается в самом духе народа. Он описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами всего народа, чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами.

Достоинства Пушкина как поэта – быстрота и лаконичность описаний. Его эпитет иногда один заменяет целое описание. Его небольшая пьеса всегда стоит целой поэмы. Вряд ли о ком из поэтов можно сказать, что у него в коротенькой пьесе вмещается столько величия и простоты, сколько у Пушкина. (110 слов)

(6 июня – 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина)

Некогда Н.В.Гоголь так оценил значение личности и творчества А.С.Пушкина для России: "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла". И вот теперь "чрез двести лет" со дня рождения поэта - мы вновь осмысливаем феномен Пушкина, который предстает перед нами во всей своей неизмеримой сложности.

Накануне третьего тысячелетия вопрос о судьбе России есть вопрос о путях духовного и - в широком значении - художественного самоопределения народа. Первоэлементом национальной жизни является слово, высокие глаголы художественной речи, концентрирующей в себе лучшие черты духовного бытия народа.

Русское слово за тысячелетия нашей бурной истории обогатилось различными культурными традициями, ассимилировало языковые веяния Востока и Запада, сохранило древние корни и непрестанно обновлялось. Поэтическое слово Пушкина унаследовало это неизмеримое богатство.

Пушкинская поэзия вобрала в себя высокую энергию торжественной архаики, библейский дух церковнославянизма. В творчестве поэта стихия славянской речи отлилась в совершенные формы, в которых смысл и звук неотделимы друг от друга. Чего стоит, например, величественная увертюра, открывающая стихотворение "Воспоминание" (1828), в котором цель архаизмов высвечивает в земной жизни грядущее инобытие, или таинственная глоссолалия "Пророка" (1826), перед которой бледнеют всевозможные объяснения и комментарии!

Пушкинское слово живет своей собственной жизнью, заключает в себе целый мир. "В нем, как будто в лексиконе, - пишет Гоголь, - заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он раздвинул ему границы и более показал все его пространство". Пространственная и временная неизмеримость слова поэта проявилась в его "протеизме", свойстве русского национального гения, - способности постигать и творчески воссоздавать культурные традиции других народов в разные эпохи их исторического бытия.

Вспомним, как полно и разнообразно вошел в пушкинскую поэзию мир античности. Творческий дух поэта объемлет мотивы и образы средневековой арабской и ирано-таджикской поэзии, немецкой, французской, английской, испанской литературы, никогда не теряя при этом своей самобытности.

Слово Пушкина становится пророческим. Служение красоте никогда не отрывало русского поэта от размышлений о судьбах народа, Отечества, всего мира. Ф.М.Достоевский назвал Пушкина "всечеловеком". Он - гражданин мира и в то же самое время русский патриот. Силой своего поэтического гения и исторической мысли он объемлет и грядущее: общественные катаклизмы России и Европы. Прозрения Пушкина-мыслителя объясняются и его необъятными познаниями в области отечественной и европейской истории. После смерти Пушкина А.И.Тургенев вспоминал о поэте: ". я находил в нем сокровища таланта, наблюдений и начитанности о России . редкие, единственные. Сколько пропало в нем для России, для потомства, знают немногие". В стихотворении "Клеветникам России" (1831), написанном в связи с событиями польского восстания 1830 - 1831 гг., Пушкин ставит острейшую политическую проблему ХХ и даже, возможно, XXI столетия:

Славянские ль ручьи сольются

в русском море?

Оно ль иссякнет? вот вопрос.

В зрелые годы Пушкин обретает нравственную цельность, которая и определяет пафос таких произведений, как трагедия "Борис Годунов", роман в стихах "Евгений Онегин", роман “Капитанская дочка”. "Капитанская дочка" - это "чудо совершенства" - отразила в полноте и многообразии не только исторические реалии екатерининских времен, но и духовно-нравственные высоты национального сознания. Роман, само название которого подчеркивает торжество единения над социальной рознью, заключает в себе центральную идею зрелого пушкинского творчества: милосердие и великодушие выше ограниченной правды закона, милость превозносится над судом и открывает возможности такого общения душ, которое превыше всяческих сословных предрассудков. Пушкинские герои живут по законам чести и милосердия, восходящим к высшему евангельскому закону. Пушкин умел увидеть гармонию бытия в самой гуще ненависти и зла. Как писал о нем Вяч. Иванов: "Над всем преобладала в нем прирожденная ясность мысли, ясность взора и благодатная сила разрешать, хотя бы ценой мук, каждый разлад в строй и из всего вызывать наружу скрытую во всем поэзию, как некоторую другую и высшую, потому что более живую жизнь". Трагедия Годунова - драма нечистой совести. По мнению Семена Франка, "Пушкин не имеет соперников в русской литературе в описании угрызений совести, раскаяния". Сама история имеет для Пушкина высший нравственный смысл, она телеологична. Каждый новый компромисс с совестью, на который идет Годунов, порождает очередной виток исторического кризиса, приведшего в конечном итоге к страшному для России Смутному времени.

Русская история - предмет художественных и научных интересов Пушкина. Углубленное изучение отечественной истории естественно проистекало из основного мировоззренческого принципа поэта, который он сформулировал в стихотворном отрывке 1830 года:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

По мнению поэта, незнание своей страны, своего рода есть состояние дикости, варварства. Пушкин гордился своим шестисотлетним дворянством. Он никогда не идеализировал русскую историю, и тем не менее в письме к А.А.Чаадаеву Пушкин, споря с ним, отстаивает самобытность и значительность исторического пути России: ". я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя. но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал". Пушкин прозревает особое призвание России. В 1830 г., рецензируя "Историю русского народа" Н.Полевого, он высказывает мысль о том, что европейская историография не отвечает потребностям русской жизни: "Поймите же и то, что Россия никогда не имела общего с остальною Европою, что история ее требует другой мысли, другой формулы, как мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории христианского Запада". Не приемлет он и устои жизни "нового народа" - американцев. В статье "Джон Теннер Пушкин пишет об американской демократии: "С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве". Будущее России он видел совсем иным. И что бы ни происходило с Россией, как бы глубоко она ни падала, через века будет обращен к нам вещий призыв русского гения:

Пока нашим "вечным спутником" будет Пушкин, Россия не потеряет своего лица, не заблудится на чужих путях, не утратит высокого духовного горения.

Творчество Пушкина исполнено благоволения ко всему сущему. В последние годы жизни поэт достиг глубокой духовной зрелости. Высшее эстетическое начало, "чистая красота" искусства получают духовно-нравственный смысл, по-новому раскрывая цельность внутреннего мира поэта, душа которого обрела вечность "в заветной лире".

Постижение Пушкина есть постижение русской миссии в мире, есть постижение высшего начала в нас самих. Достоевский в своей знаменитой пушкинской речи прозорливо изрек: "Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем".

М.Ю.КАРУШЕВА-ЕЛЕПОВА,
д.ф.н., профессор,
зав.кафедрой литературы.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Сказки Пушкина очень народны. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты: Жил старик со старухой У самого синего моря: Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года, Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
Отражен в сказках Пушкина также и уклад жизни простых людей. На Руси девушки проводили зимние вечера за рукоделием и общением друг с другом: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Кабы я была царица, Говорит одна девица, То на весь крещеный мир Приготовила б я пир. Кабы я была царица, Говорит ее сестрица, То на весь бы мир одна Наткала бы полотна. Кабы я была царица, Третья молвила сестрица, Я б для батюшки-царя Родила богатыря.

А как хорошо описал Пушкин добротную русскую избу, назвав ее теремом: И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Видит девица, что тут Люди добрые живут .
Создается образ большого, светлого, надежного и очень русского жилища: светлая горница, лавки, стол дубовый под святыми, печь с лежанкой изразцовой. В каждом доме на Руси был угол, где висели иконы, и стол в доме всегда ставили пол святыми иконами.
Город старой Руси также описан в сказках: И дивясь, перед собой Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей.

Сказки народны также и потому, что А. С. Пушкин использует в них слова и обороты, свойственные большинству людей России того времени: и пустили в Окиян; девицу в живых оставил; чародея подстрелил; лебедь тешится моя; мать и сын идут ко граду; и ответ держать велит; за морем житье не худо; не привальный, не жилой; чуду царь Салтан дивится; обмерла и окривела; чудо-чудное завесть; свет о белке правду бает; при честном при всем народе; злыми жабами глядят; молит князь: душа де просит; так и тянет и уносит. ; со креста шнурок шелковый; смотрит - видит дело лихо; бьется лебедь средь зыбей; молвит он: коль жив я буду; к нам он в гости обещался, а доселе не собрался; с сватьей бабой Бабарихой; царь слезами залился.

В сказках Пушкина все в природе разговаривает: солнце, ветер, месяц, море, золотой петушок, и золотая рыбка, черт и бесенок. Все говорящие волшебные персонажи в сказках Пушкина добры, гуманны, благородны. Град на острове Буяне воспринимается как действительно существующий, таким же, как его и описал Пушкин: за белыми стенами маковки церквей, все богаты в этом городе, изб нет, везде палаты. Остров Буян - это такой уголок, куда хочется спрятаться: там творят только добро, там как-то очень хорошо. Похоже, что и сам Пушкин душою отдыхал, воображая этот остров и город на нем.

Что же такое народность и как можно применить это понятие к творчеству Пушкина? Народность - это не стилизация, не точно отмеренное количество простонародных выражений в строках академических стихов. Пожалуй, это умение учиться у народа, видеть, слышать и чувствовать как народ, и непрестанно желать чуда — всегда и везде.

ИА REX публикует статью публициста, эксперта по философии, религиоведению Виктора Аксючица ко дню рождения А.С.Пушкина.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

О величественном пророческом служении Пушкина говорили русские гении: «Мы с трепетным сердцем слышим, как Тютчев говорит ему в день смерти:

Ты был богов оргáн живой.

и понимаем это так: "ты был живым óрганом Господа, Творца всяческих". Мы вместе с Гоголем утверждаем, что он "видел всякий высокий предмет в его законном соприкосновении с верховным источником лиризма – Богом"; что он "заботился только о том, чтобы сказать людям: "смотрите, как прекрасно Божие творение. "; что он владел, как, может быть, никто, – "теми густыми и крепкими струнами славянской природы, от которых проходит тайный ужас и содрогание по всему составу человека", ибо лиризм этих струн возносится именно к Богу; что он, как, может быть, никто, обладал способностью исторгать "изо всего" ту огненную "искру, которая присутствует во всяком творении Бога". Мы вместе с Языковым признаём поэзию Пушкина истинным "священнодействием". Мы вместе с князем Вяземским готовы сказать ему:

Дум и творчества залог –

Пламень чистый и верховный –

Ты в душе своей сберег.

Всё ясней, всё безмятежней

Разливался свет в тебе.

Творчество гения не вмещается в его эмпирическую биографию. Духовная биография творца надмирно единит его с творцами других эпох, он входит в духовную эстафету творческого преображения жизни. Духовное значение Пушкина в культуре и истории России в том, что он подвигнул образованное общество обратиться к традиционным духовным ценностям, сформулировал проблемы бытия, задал идеалы русской цивилизации, первым обнаружил новые духи небытия, ополчающиеся на Россию.

Силы русской духовной революции оказались изначально разделенными: гениальность – от святости, гений – от образованного общества, святой – от церковной общественности. Преображающие духовные тенденции не слились и не смогли органично влиться в русскую цивилизацию. Новому духу не удалось оказать существенное влияние на жизнь в социальном плане. Просветляющие идеалы мало входили в жизнь. В этом сказалось общечеловеческое расщепление духовной культуры и жизни, святости творчества и святости жизни.

Во многом ни преподобного Серафима, ни Пушкина современники не поняли. Духовный подвиг преподобного Серафима остался скрытым для официальной церковной жизни, а Пушкина быстро исказили, – каждая идейная группа приспосабливала великого поэта к собственным нуждам. Но в народном восприятии они были безусловным авторитетом. Стихийное всенародное почитание угодника Божьего беспрецедентно, так же как и всенародная популярность Пушкина. Народ, не поняв их, вполне почувствовал родной дух и в поэте, и в святом, выражающих русскую традицию. Пушкин и преподобный Серафим отвечали внутреннему идеалу народного благочестия и творили этот идеал. Вспышка духовного света запечатлелась в русской душе. После них на глубине русского духа что-то принципиально изменилось. И до сего дня эта духовная сила питает русскую жизнь, и светскую, и церковную.

Россия, в силу унаследованного раскола в национальной душе, не смогла вместить явление духа во всей его полноте. Цельный дух преподобного Серафима и Пушкина отразился в русской культуре частично. Новый духовный идеал расслаивался и вливался в жизнь по секуляризованным каналам культуры. Многое не сразу было услышано и не понято, не оценено до сих пор. Духовная революция в России состоялась как факт духовно-персоналистический и не смогла определить судьбу народа – прежде всего потому, что на чудесное явление русского духа ополчились враждебные внутренние и внешние силы, все наследованные и занесенные болезни.

Литература правящего слоя – дворянства – отражала его душевное пространство со всеми болезнями, поэтому она обошла вниманием многие достижения русской цивилизации. Читающая публика судит до сих пор о типических характерах русской жизни по литературным персонажам, но для писателей литературные образы имели другой смысл. Литература изображала не реальные исторические конфликты и персонажи, а экзистенциальные конфликты эпохи. Литературные герои были не социальными типами, а отражали идеи национальной психодрамы.

Оба конфликта (врожденного ложного экзистенциального положения и драматического экзистенциального состояния) усугублялись тем, что творец сталкивался с основным конфликтом эпохи – нашествием новых духов мирового зла на православную Россию. Русской светской культуре, не успевшей окрепнуть и определиться, предопределено было принять мощный удар неведомых идеологий небытия. Чуткий русский гений уловил грозящую опасность при безоблачном горизонте, когда античеловеческие богоборческие идеологии имели в России немногих почитателей. Творческая интуиция обнаружила за умственным разбродом общества поступь духа небытия, духовной заразы, взращенной в лабораториях европейских интеллектуалов. Русские писатели сформулировали диагноз духовной болезни. Поэтому особая тема духовной революции в России – противостояние русского духа нашествию идеологий гипертрофированного рационализма, атеизма, материализма, позитивизма, социализма, коммунизма, марксизма.

Да, Александр Сергеевич Пушкин, 220-летие которого сегодня отмечаем, явно опережал свою эпоху во взглядах на самые различные явления и каким-то образом умудрялся заглядывать на двести и даже более лет вперёд — и это не преувеличение — у него есть строки, где он рассказывает, что будет в стране, где он родился, через пятьсот лет ( внушает надежду ,что апокалипсиса пока не будет)). Эти строки я приведу ниже. Однако, пророчества его касаются не только России, но и социально-общественного, технического и любого прогресса во всём мире. Также, по мнению некоторых исследователей наследия Пушкина, основы науки управления массовым сознанием были открыты именно им.

Таким образом, Пушкина принято сегодня считать не только гениальнейшим поэтом и писателем , но также великим мыслителем и пророком. Для поэзии его характерен 2-й смысловой ряд на уровне практически каждого слова и каждого образа. Нет такой жизненной проблемы, которая не была бы освещена в творчестве великого поэта. Его называют и социологом, и психологом, и говорят, что мог стать и историком, покруче Карамзина, если бы пожил подольше. Также я бы сказала, что Пушкин был ещё и неплохим диагностом : он не только видел актуальные для своего времени болезни общества, но и предвидел, чем оно будет болеть в будущем, предсказывая, при этом, наиболее вероятные способы излечения.

По этой причине практически никто за это по-настоящему и не брался , хотя, переводов его поэзии ,на самом деле, существует немало. "У Чехова есть медицинский афоризм: если на болезнь предлагается очень много средств, значит болезнь неизлечима. И значит, если англичане располагают многочисленными переводами Пушкина, значит Пушкин непереводим.” Дональд Рейфилд

“При всем уважении к его таланту своими переводами он будто приколол Пушкина, как мертвую бабочку, под стекло… Убил неописуемую прелесть бабочки в полете! Причина – не в его таланте или знании английского, конечно: это просто характер…он – не легкий. А Пушкин – это прежде всего легкость, пылкость, огонь. Все поэты немножко хулиганы.”

Строфа XXXIII
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Современем (по расчисленью
Философических таблиц,1
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
Под философичекими таблицами подразумевается книга французского статистика Шарля Дюцена (1784-1873) "Производительные и торговые силы Франции", где приведены данные о состоянии экономики европейских стран, в том числе и России.

Строфа XXXIV
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем как сельские циклопы1
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы,2
Благословляя колеи
И рвы отеческой земли.

1 "Сельские циклопы" - От циклопов - в греческой мифологии одноглазых великанов, работавших в кузнице бога огня Гефеста; здесь: сельские кузнецы.

2 "Изделье легкое Европы" - Заграничная ("выписная") коляска, плохо приспособленная для русских дорог.

Но перейдём к более сложным явлениям , отражённым в поэзии Пушкина. Просто удивительно, как стихотворение, написанное в 1823 году, имеет такую актуальность в наши дни!

Изыде сеятель сеяти семена своя.( эпиграф взят из евангелия от Матфея, гл. 13, ст. 3 )

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Особое внимание отведено в творчестве Пушкина теме ростовщичества, довлевшего на тот момент уже не первое тысячелетие над миром, а сегодня преобразовавшегося в кредитно-банковскую систему, которой заправляют потомки всё тех же ростовщиков. Пушкин питал ненависть к этому неблагородному и ужасному племени, что нашло отражение в его стихотворении 1832 года ( собр. Сочинений в 10-ти томах, том 2-й). Вот какую казнь он придумал одному из них — и в этом содержится пророчество , что когда-то всей этой системе придёт конец - основу её уже сегодня начала расшатывать система цифровых денег, а то ли ещё будет.

Политические философы и экономисты о довольно скором отказе общества от библейской модели мироустройства, основой которой является ссудный процент со всеми вытекающими из этого для человечества бедами, преследующими его уже не одно тысячелетие, начали говорить только сегодня , а великий поэт узрел всё это ещё из глубины веков.
Меч, который попадает в руки Руслана во время его поисков похищенной Людмилы, символизирует знание — когда народ прозреет, разберётся что к чему, им будет отрублена эта борода — символ ростовщичества, - так же как , намотав себе на руку бороду Черномора, отрубает её в поэме Руслан.

Поэма "Руслан и Людмила" и вообще является кладезем всяческого предвидения. Отдельное место отведено в ней и голове, которая символизирует правительство и чиновничий апарат. Голова эта находится отдельно, в стороне от народа.

Не буду заострять здесь внимание на чём-то ещё - произведений, для которых характерен второй смыловой ряд, в творчестве Пушкина предостаточно и невозможно охватить их все в заметке, объём которой ограничен настройками данной площадки.

Читайте также: