У тебя были крылья да ты отвязал их сочинение по обломову

Обновлено: 05.07.2024

Пример сочинения 2

Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.

В связи с избалованностью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.

С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяину ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.

В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.

Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестираные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.

Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.

В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.

Пример сочинения 3

Что такое обломовщина?

Обломовщина – нарицательное слово, которым характеризуется личностный застой, отсутствие развития, наличие апатии, лени, прокрастинации.

Обломовщина в лице Ильи Ильича Обломова

И даже встреча с Ольгой Ильинской не помогла вытащить главного героя из омута лени и бездействия. вначале окрыленный любовью герой воодушевился и решил полностью изменить свою жизнь: он начал выходить в свет, общаться умными людьми, строить планы на совместную жизнь с девушкой. Однако его запала хватила ненадолго. все его рассуждения о активной и полной пользы жизни потерпели крах. постепенно он стал избегать свиданий с девушкой, замкнулся в себе и в конце концов провел остаток дней с необразованной вдовой Агафьей Матвеевной Пшеницыной, которая, словно его мама, окружила Обломова заботой и дала спокойно полежать на диване.
Пример сочинения 4

Образ Обломова и значение понятия “обломовщина” глубоко и полно объяснил Добролюбов в статье “Что такое обломовщи­на?” Главные черты Обломова – апатия, лень, бездеятельность. Герою только 32 года, а он лишен всякого интереса к жизни. Целыми днями он лежит на диване, созерцая стены и потолок. Но ведь не родился же таким Илья Ильич!

В детстве у него был живой, любознательный ум. Обломов получил образование, ко­торое открывало ему дорогу в жизнь. Когда-то он мечтал послу­жить России, считая, что “вся жизнь есть мысль и труд, труд хоть безвестный, темный, но непрерывный”.
Правда, и в юно­сти труд он воспринимал как подвиг.

У Обломова “хрустальная, прозрачная душа”, по выражению Штольца. Он честен, добр, сердечен. Его любят окружающие.

Но главное, всепобеждающее качество Обломова, – лень. Эта лень произросла на почве крепостного строя. Илья Ильич привык все получать, не прикладывая никаких усилий, – для работы были слуги и крепостные крестьяне.

Он даже гордится, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. “Ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабаты­вал и вообще черным делом не занимался”. “Черное дело” – удел крепостных. Обломов же – барин. Он считает, что одно это уже ста­вит его выше других.
Такое мнение воспитывалось хозяевами Обломовки, которые были уверены, что Илюша Обломов, по­томственный дворянин и наследник имения, должен занимать “особенное” положение. Но чтобы занять “особенное” место, надо было приложить усилия в университете, на службе. “Беспоко­ить” себя Обломов не хотел, трудиться, чтобы стать похожим на других петербургских чиновников, не посчитал нужным. Проще было, лежа на диване, доказывать свою исключительность кре­постному слуге Захару.

Обломов мыслит категориями, усвоенными с детства в Об­ломовке, не пересматривая их и не обновляя соответственно изменяющейся жизни. Быт и нравы Обломовки он воспринима­ет как норму, а всю другую жизнь – как “вечную беготню вза­пуски”. Обломов осуждает петербургскую суету из-за собствен­ной инертности, но объективно оказывается прав. “Чего там ис­кать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, за­девающего за живое.

Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня эти члены света и общества! …Разве это не мертвецы. ” Слова Обломова перекликаются с оценкой крепостников (правда, по­мещиков) Гоголем в “Мертвых душах”.

Обломов начинает читать, но чтение утомляет его. Он пыта­ется проанализировать свою жизнь и свой характер, но посреди этого самоанализа “нечувствительно”, незаметно для себя засы­пает. Обломов не хочет перемен, боится, чтобы “жизнь его не тронула”.

Он только лежит на диване и спит, и ему даже “во сне хочется спать”. Мечты, которым он иногда предается, не идут дальше сытой и спокойной жизни.

В “Сне Обломова” Гончаров рисует идиллию патриархальной крепостной деревни. С одной стороны, подчеркивается эпичес­кий характер такого существования, но вместе с тем Обломовка показана как сонное царство, а обломовцы – как спящие бога­тыри. Гончаров говорит о тех могучих задатках, которые были у Обломова, но которые навеки “уснули”, не развившись. Обло­мов оказался нигде и никому ненужным, даже себе. “Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”, – под­водит итог Штольц, а Захар восклицает: “Зачем ты на свет бо­жий родился?” Обломов – и порождение, и жертва условий, среды.

Как жертва он объективно является обвинителем современ­ного общества: “Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится”.

В романе Гончарова было названо явление – “обломовщина”. В статье “Что такое обломовщина?” Добролюбов дал объяснение этого понятия, показал его истоки и характер.


Первая любовь Обломова была поздней, ему на тот момент уже было за 30 лет. Он влюбился в Ольгу Ильинскую, с которой познакомился при содействии Штольца, привезшего Обломова в ее дом. Хозяйка привлекает внимание Ильи Ильича буквально с первого взгляда, с первой встречи. Высокий интеллект Ольги также был буквально на лицо. Обломов был потрясен пением этой женщины, которая выкладывала в свое творчество всю душу. И поскольку герой произведения воспринимает окружающий мир не разумом, а сердцем, он не смог сохранить равнодушие.

Илья Ильич полюбил Ольгу, и эта любовь в его обыденной жизни сразу же занимает самое главное место. И она, казалось, даже была взаимной. Вначале Ольга пыталась “разбудить” возлюбленного, чтобы заставить его вести привычную ей деятельную жизнь, но после сама не заметила, как полюбила этого человека всей душой. Ольга смогла разглядеть незапятнанную душу и добрейшее сердце за внешними неподвижностью, необщительностью, ленью. Такие его качества, как мягкосердечность и непосредственность привлекают Ольгу.


Любовь пары необычайно романтична: летняя пора, парки, аллеи, сирень, поцелуи. Однако романтика, к сожалению, не может длиться бесконечно, она неизбежно разбивается о реальность действительности. Илья и Ольга не сходятся в своих представлениях о жизни, они совершенно разные люди. Для Обломова идеальное будущее — тихая семейная жизнь, прогулки по саду, приятные задушевные беседы за чаем, много гостей. Для Ольги же — жизнь представляется непрерывным движением вперед, достижением новых побед, покорением вершин. Ее жизненная энергия на время заражает и Обломова, с ней ему удается настигнуть упущенное, пусть эти перемены и временные. Он начинает читать книги, больше общаться с людьми, постепенно втягиваясь в жизнь общества.

Гончаров в своем романе подробно раскрыл тайну любви Ильи к Ольге. Ольга, как со временем поняла, по неопытности спутала симпатию с истинной любовью. Замуж за Илью она не собирается, пока он не добьется успеха в жизни. Потому он, со своей стороны, начинает оттягивать свидание. Ему чужда такая жизнь. Трагедия любви заключалась в том, что Илья действительно полюбил Ольгу.

В прощальной сцене Ольга рассказывает правду о своих чувствах. Эта правда жестока, но необходима. Она признается, что была влюблена в образ “будущего” Ильи, который придумала сама. Разрыв становится неизбежен.

Спустя время, Обломов встречает другую женщину — Агафию Матвеевну, которая любит его беззаветно и жертвенно, беря на себя все заботы. Такая женская любовь — воплощение идеала. И хоть Агафья не блещет таким умом, как Ольга, и не умеет так прекрасно петь, она готова отдать ради Ильи жизнь. И с этой женщиной герой находит истинное счастье. Однако когда что-нибудь заставляло его вспоминать о пережитой любовной трагедии, его разбитое на кусочки сердце снова болело.

Любовь в жизни Обломова одновременно была трагичной и прекрасной. Он обретает истинное счастье, которое заключалось для него в покое и смирении.

Любовь в жизни Обломова

Обломов несколько лет жил по одинаковому распорядку дня: сон — обед — сон . И так каждый день. Он надеялся на подачки судьбы и продолжал нечего не делать.

Лень одолевала Обломова, так же как и его слугу — Захара. Захар был такой же ленивый как и Обломов, ворчал по любому поводу и не любил когда его критикуют. Как то раз к Обломову наведался Штольц, увидев, что творится в доме у Обломова он понял, что ему нужна помощь. По углам в квартире паутина, везде лежит пыль, на столе – грязные тарелки.

Обломова всё устраивало, его новый распорядок жизни, отношения с Ольгой и его новый образ без халата.

Любовь вошла в жизнь Обломова так же неожиданно и резко как и вышла. Они расстались с Ольгой и жизнь Обломова вернулась в прежнее русло. Он стал жить у другой девушки Агафьи. На Обломове вновь появился старый халат, который показал, что лень и его прежний стиль жизни вернулись. Он не был готов к повторению уже пережитых событий, а именно к прошлому состоянию покоя, что привело к его ранней смерти.

Любовь в жизни Обломова помогла преодолеть лень, раскрыть любовь к окружающим и научила по настоящему любить, а так же перейти ступень унылой и скучной жизни, к которой привык Обломов.

Полезный материал по теме:

  1. Любовь в жизни Обломова. Как протекала жизнь обломова и Агафьи Пшеницыной
  2. Любовь в жизни Обломова ЕГЭ литература.
  3. Любовь Обломова и Ольги в жизни в романе
  4. Любовь Обломова
  5. Способна ли любовь изменить Обломова

Ольга не хочет выходить замуж за Обломова, пока он не поправит дела. Обломов же не может это сделать. Он оттягивает свидание с Ольгой, опасаясь мнения окружающих. И поэтому нельзя сказать, что из них виноват. Однако Илья Ильич полюбил Ольгу всерьёз в этом — то и заключалась вся жестокость происшедшей между ними драмы. В прощальной сцене Ольга жестоко упрекает Илью.

Рассудочно-экспериментальной любви Ольги противопоставлена душевно-сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Под уютным кровом ее дома находит Обломов желанное успокоение и утешение. Гончаров нашел здесь удивительно точные и трогательные детали, чтобы показать, как существо забитое, полностью поглощенное заботами о хлебе насущном, вдруг незаметно для себя переходит в мир безграничной любви и самопожертвования, вознося себя как бы на более высокую духовную ступень. Агафья Матвеевна поняла, что жизнь ее с появлением Ильи Ильича обрела смысл. Обломов, конечно, видел и ценил ее любовь, но понимал также и всю горечь этой любви.

Достоинство Ильи Ильича заключается в том, что он лишен самодовольства и сознает сове душевное падение. Чем ближе к концу романа, тем больше у нас нарастает если не симпатия, то жалость к Обломову. Нам жаль этого страдающего и гибнущего героя, наделенного истинной и глубокой человечностью.

Характер персонажа

С Обломовым читатель знакомится с первых строк произведения. Илья Ильич — мечтательный человек с мягким и апатичным характером. В своих мыслях он уже увеличил свое поместье, обзавелся хозяйством, женился на красивой и умной девушке. Но на самом деле лень Обломова не позволяет ему выполнить ничего из задуманного.


Ему даже сложно выйти из дома. Матвей Альянов, Алексеев, Овичинин и другие казались Обломову безличной людской массой. Мужчина, способный только рассуждать в пределах своего дома о тихом счастье, считал, что их развлечения и тяга к новому только портят им жизнь. Он не понимал, почему должен искать их общества, проводить с ними время, поддерживать разговоры на разные темы — политики, войны, доходов.

И если бы он не влюбился в Ольгу Ильинскую, в его судьбе так и не произошло бы никаких знаменательных событий. Хотя и после этих отношений Илья Ильич не спешил изменить себя и свою жизнь. Его поведение и взгляды на жизнь остались прежними.

Из-за этого и произошло расставание несовместимой пары. Обломов остался при своих убеждениях, а Ольга решила найти другого молодого человека. В жизни Ильи появилась новая женщина, которая и подарила ему покой. Он не смог ее сразу полюбить, но между ними были теплые чувства.

Агафья превратила жизнь Обломова в ту, о какой он всегда мечтал. Тихое и размеренное существование не пошло на пользу мужчине. Хотя он ни в чем не нуждался, а его финансовые дела тоже пошли на лад, он скончался довольно рано.

…В мире зла, глупостей, неуверенности и сомнений, называемых существованием, есть одна вещь, для которой еще стоит жить и которая, несомненно, сильна, как смерить: это любовь.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Он полюбил эту девушку, и любовь заняла первое место в его в его жизни. Ольга тоже полюбила Обломова. Сначала она хотела разбудить его, заставить вести деятельную жизнь. Но незаметно для себя она полюбила Илью Ильича. Полюбила, так как увидела за внешней ленью и неподвижностью чистую душу Обломова, его доброе сердце. Привлекает Ольгу и детская непосредственность, мягкость, восприимчивость Обломова. Их любовь необыкновенно романтична.

Это лето, дача, парк, аллея, ветра сирени, поцелуй. Романтическая любовь не может быть с счастливым продолжением, она разбивается о реальную действительность. Но что — то есть странное в их любви. Может быть, всё из-за того, что Ольга и Илья — совершенно разные люди, слишком уж не сходятся их представления о жизни. Обломов представляет своё будущее в тихой семейной жизни, прогулках по саду, приятных беседах за чашкой чая, встречах гостей.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В своём романе Гончаров хорошо раскрывает тайну любви Обломова к Ольге. Ольга любила Обломова, потому что хотела любить, а как ей было разобраться в своих чувствах, если не было рядом более опытного друга. Вот она и приняла симпатию за любовь. Ольга не хочет выходить замуж за Обломова, пока он не поправит дела. Обломов же не может это сделать. Он оттягивает свидание с Ольгой, опасаясь мнения окружающих. И поэтому нельзя сказать, кто из них виноват.

В сущности, можно сказать, что дом на Выборгской стороне — та же Обломовка. Халат был снова починен, заштопан, выстиран и водворён на своё на своё законное место, то есть на барина Илью Ильича. За рыбой присматривал верный глаз хозяйки , чтобы она, не дай бог, не переварилась, зелень в салате была самая свежая. Пыль с зеркала и со стульев сметена. Комната всегда находилась в чистоте со свежим утренним запахом.

Скидка 100 рублей на первый заказ!
Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Мне кажется, после того, как Илья Ильич расстался с Ольгой Ильинской, сердце Ильи Обломова разбилось на куски, которые уже не могли, собравшись воедино, породить высокие чувства, мечты и желания. Но несправедливо было бы сказать, что Обломов умер для всех благородных и великих целей, похоронив себя заживо на Выборгской стороне.

Просто всё время, когда кто — нибудь заставлял его вспомнить о пережитой традиции, разбитое сердце его ныло и болело, поэтому с каждим разом он всё высокие стремления в нём поросли бурьяном, одинокие ветви полыни калыхались над однажды забытыми и никогда уже не вспоминаемыми мечтами.

Всё, казалось бы, заросло, залилось, покрылось налётом времени. Лишь одно осталось нетронутым в Илье, чистым и ясным, каким и было на протяжении многих лет. Чудом этим была душа Обломова, не запылившаяся и прозрачная, как хрустальный сосуд, внутри которого живая вода.

(- Отчего погибло все?. . Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден:и: гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу:

- Есть, - сказал он чуть слышно:

- Обломовщина! - прошептал он:

Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?

:Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
А. Фет. )

- Как вы думаете, на какой вопрос мы попытаемся ответить?

(Открывается вопрос темы: "Отчего погибло все?") (Слайд5)

- "Что же стало с Обломовым? Где он? Где? - На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его, между кустов, в затишье. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его:"

- Ключевые слова в этом фрагменте? (Затишье; ветви сирени дремлют; сам ангел тишины охраняет сон его) (Слайд 6)

- Смерть: Сон: Жизнь: Опираясь на эти ключевые слова, скажите, на что похожа жизнь Обломова? (Жизнь похожа на сон) (Слайд 7)

- А сон? (Сон похож на смерть)

- Дополним тему урока. (Открывается вся тема урока) (Слайд 8)

- Определите основную нашу задачу на этом уроке.

(Ответить на вопрос темы, попытаться понять причину гибели героя, попытаться понять Обломова).

3. Учитель объясняет, как работать с оценочной таблицей по десятибалльной системе.

II. Проверка домашнего задания.

1. - Дома вы должны были ключевыми словами текста показать композиционный контраст романа "Обломов". Кто представит нам этот план и прокомментирует?

(Один из учеников предложил такой вариант:

1 часть (Слайд 9)

а) "Добряк должен быть, простота", а, может,"баловень, сибарит" или "беззаботный ленивец"?(Знакомство с главным героем);

б) "Где же тут человек?" (Посетители и мнение Обломова о них);

в) "Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах людей в том краю". ("Сон Обломова").

2 часть (Слайд 10)

а) "Оттого, что на нем:впоследствии всегда расстаются,:а я: расстаться с тобой!. . Никогда!";

б) "Идти вперед - это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!" ( Попытка возрождения героя через любовь, дом, деятельность).

3 часть (Слайд 11)

а) "И вся эта летняя, цветущая поэма любви как будто остановилась, пошла ленивее, как будто не хватило в нем содержания";

б) "Сердце было убито: там на время затихла жизнь" (Катастрофическое возвращение назад, к прежней жизни: отказ от любви, горькое осознание невозможности выполнения ожиданий и требований Ольги Ильинской. 2ч. и 3ч. кончаются кульминационными сценами: 2ч. - восходящей, 3ч. - нисходящей, то есть радостным воплем героя и безмолвной болезнью)

4 часть (Слайд 12)

а) "Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу: У тебя были крылья, да ты отвязал их"(Штольц, Штольц и Ольга);

б) "Их всех связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойника" (Эпилог).

2. "Так отчего погибло все?" Возможно, причина в окружении? Дома вы составляли схему отношений Обломова с другими героями романа. "Обломовское древо жизни" (Слайд 13)

- Как видим, окружение - одна из причин гибели героя. Обломов несчастлив, находясь в среде, лишенной духовности. Но не потому ли он решит после взлета и парения души, подаренных ему любовью, так стремительно спуститься на земную твердь, то есть поселиться на Выборгской стороне? Впечатление, что он мстит сам себе за неумение и невозможность реализовать свои мечты и духовные порывы. Наказание избирает себе сам. Какое?

III. Работа по теме урока.

Мотив огня и реки. (Слайд 14)

- В формулировке темы урока упоминается слово "жизнь". Какие символы жизни встречаются в романе? (Огонь, река).

- Итак, мотив реки и огня в романе "Обломов". "Да и куда делось все - отчего погасло?" Ваши комментарии?

- Как Обломов и Штольц воспринимали жизнь?

- Каково прямое и переносное значение реки и огня

(Обломов и Штольц - антиподы, и, читая роман, мы воспринимаем их как две реки и два огня). (Слайд 15)

(Разное горение и течение).

- Как это показано в тексте?

("Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой с кипучими волнами,- как воображал ее Штольц - это болезнь - говорит Обломов, - горячка, скакание с порогами, с прорывами плотин, с наводнениями").

- Какой видим жизнь Обломовки?

("Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их, им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали перед каждого из них", - становится понятно, почему Обломов в бездействии)

- Как показан мотив огня?

(Штольц считал, что "нормальное назначение человека - прожить 4 времени года, то есть 4 возраста, без скачков донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них".

Обломов же говорит: " Нет, жизнь моя началась с погасания, странно, а это так! С первой минуты, когда я осознал себя, я почувствовал, что я уже гасну. Начал гаснуть я над написанием бумаг в канцелярии, гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразнивания, злую и холодную болтовню"

Штольц верит, что его существование будет вечным горением : "Жизнь мелькнет, как мгновение, а он [Обломов] лег бы да заснул! Пусть она будет постоянным горением! Ах если б прожить двести, триста, сколько бы можно было переделать дела!").

- В каком еще значении дается огонь?

( Захар "воспламенился усердием"; Ольга, глаза которой "горели лучами внутреннего огня", "душевный огонь").

- Как вы понимаете " огонь Весты"? (Слайд 16)

("Норма жизни была готова и преподана им родителями: с заветом блюсти ее целостность и неприкосновенность, как огонь Весты", то есть вечно горящий огонь, охраняемый жрицами. В романе это образ неприкосновенности уклада жизни, застоя и косности ).

- Как вы понимаете "душевный антонов огонь"? (Слайд 17)

(Это народное название гангрены, болезни. Болезнь души, Штольц и Ольга говорят об Обломове как о больном человеке, и о необходимо лечение героя).

2. Мотив сна. (Слайд 18)

-Читаем тему урока: " Жизнь, похожая на сон:" Как показан мотив сна в романе? Какое толкование слова "сон" дается в словаре?

Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. Погрузиться в сон. Уснуть вечным сном. Как во сне. Действовать как во сне.

То, что снится, грезится спящему, сновидение. Снятся сны. Видеть сон. Сон в руку.).

- Написание романа начиналось с главы "Сон Обломова". Это образный смысловой ключ к пониманию всего произведения. Обломовка - "сонное царство" в виде замкнутого круга. "Сон Обломова" - мечты, ностальгия о прошлом как героя, так и Захара. " Сон Обломова" - мечта об утраченном рае. Как вы понимаете "мечта об утраченном рае"?

(В романе читаем:

"- Помилуйте! - прибавил Обломов смелее. - Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая.

- И утопия-то у тебя обломовская, - возразил Штольц. ")

- О чем говорит Штольц?

(Утопия - место, которого нет).

- Почему, читая роман, в особенности главу "Сон", мы смело можем назвать Гончарова русским фламандцем, а его произведение [главу] пасторалью?

(Слайд 19) Фламандец - художник условного и традиционного искусства Фландрии, [традиционное название искусства XVII - XVIII веков]. Фламандцы: Ян Ван Эйк - художник, мастер одухотворенных изящных портретов, А. Брауэр - мастер драматически-экспрессивных пейзажей, Х. Хейсманс - мастер нарядных, красочных пейзажей. Гончаров - писатель - рисовальщик.

(Слайд 20) Пастораль - драматическое или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

(Слайд 21) Идиллия - 1. Поэтическое произведение, изображающее добродетельную безмятежную жизнь на лоне природы. 2. Мирное, счастливое существование.

По мнению Д. Мережковского, Гончаров в своих описаниях подолгу останавливается с особой любовью на прозаических подробностях жизни. "Такая же любовь к будничной стороне жизни, такая же способность преображать прозу действительности в поэзию и красоту. Перечтите "Сон Обломова": еда, чаепитие, заказывание кушаний, болтовня, забавы старосветских помещиков принимают здесь идеальные очертания: Гончаров не описывает, а воспевает нравы обломовцев",- подчеркивает Дмитрий Сергеевич.

("Сон Обломова" - это сон-идиллия, сон-предостережение, сон-утопия "счастливого общества" и сон-антиутопия исторического застоя и бездействия).

- Как Д. Мережковский говорит о смерти? Сопоставьте с романом.

("Смерть - только вечер жизни, когда мягкие тени слетают на очи и смежают их для вечного сна") (Слайд 22)

3. Мотив тишины. (Слайд 23)

- Как показан мотив тишины в романе?

("В доме воцарилась глубокая тишина" [Обломовка]

"Вечный покой, вечная тишина и ленивое переползание изо дня в лень тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, как будто остановились часы, которые забыли завести:"

"Агафья Матвеевна: застала его так же кротко покоящимся на одре смерти, как на ложе сна."

Часы остановились. Остановили машину жизни:)

- На что похожа смерть Обломова?

- Вот судьба человека с "золотым сердцем" и "чистой, как хрусталь душой". О ком речь и чьи это слова? ( Авторское мнение об Обломове.)

- Почему именно "золотое сердце" и "чистая душа"?

("В основании натуры Обломова лежало чистое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца: Кто случайно и умышленно заглядывал в эту светлую, детскую душу - будь он мрачен, зол, - он уже не мог отказать ему во взаимности". [Автор] ).

- Обломов пытался понять "узор собственной жизни", но каков поэтический идеал жизни?

Фоном звучит ария Нормы "Casta diva " из одноименной оперы В. Беллини, учитель читает отрывок из романа (Слайды 24 - 30):

"- Ну вот, встал бы утром:Погода прекрасная, небо синее-пресинее, ни одного облачка: В ожидании, пока проснется жена, я надел бы шлафрок и походил бы по саду подышать утренними испарениями; там уж нашел бы я садовника, поливали бы вместе цветы, подстригали кусты, деревья: Потом, надев просторный сюртук или куртку какую-нибудь, обняв жену за талию, углубиться с ней в бесконечную, темную аллею; идти тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья, как биение пульса; слушать, как сердце бьется и замирает; искать в природе сочувствия:и незаметно выйти к речке, к полю. . . Сыро в поле:темно, туман, как опрокинутое море, висит над рожью; лошади вздрагивают плечом и бьют копытами: пора домой. В доме уж засветились огни; на кухне стучат пятеро ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды: тут музыка: Casta diva. . . Casta diva! - запел Обломов. -:Как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!. . И никто не знает ничего вокруг: Она одна: Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне:

- Ты любишь арию? очень рад: ее прекрасно поет Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя - вот голос, вот пение! Да и сама она что за очаровательное дитя!. . "

- Какова роль музыкального отрывка?

- Нашел ли Обломов свой поэтический идеал жизни? Где еще встречается "поэзия жизни" в романе?

- Читаем еще раз эпиграф. Так отчего же погибло все? (Обломовщина)

IV. Итог урока.

- Составьте синквейн. (Слайд 31)

(Вариант синквейна, который предложили ученики:

  • Лень
  • Безмятежный, добрый
  • Лежать, спать, мечтать
  • Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить
  • Обломовщина)

- Как Дружинин отзывался об Обломове?

("Обломов - ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец времен распадания. Он бессилен на добро, но он положительно неспособен к злому делу, чист духом, не извращен житейскими софизмами"

"Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества которые сами по себе часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих:" (Слайд 32))

- На доске мнения критиков об Обломове и обломовщине. Если бы вы писали на тему урока сочинение, какие бы слова выбрали эпиграфом? Почему?

(Помимо высказываний Дружинина на доске слова И. Анненского: " Что он: обжора? ленивец? неженка? созерцатель? резонер? Нет: он, Обломов, результат долгого накопления разнородных впечатлений, мыслей, чувств, симпатий, сомнений и самоупреков:" (Слайд 33)

Д. Мережковский: "Пошлость, торжествующая над чистотой сердца, любовью, идеалами, - вот для Гончарова основной трагизм жизни").

- Какой новый опыт приобрели и чему научились?

- Ответили ли мы на вопрос темы? Добились ли цели? Вывод?

- Оцените нашу работу по десятибалльной шкале:

Оценка деятельности по 10-балльной

Как я работал на уроке, допускал ли ошибки

Насколько мне помогла

Одноклассники, учитель, а я - им

Понял ли материал, узнал ли больше

V. Домашнее задание.

Написать рецензию на сочинение десятиклассника. (Сочинения, на которые надо писать рецензии, находятся в приложении 1.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 10 классе.

Цели и задачи: Обобщить сведения о романе и его героях.

Проанализировать темы сочинений.

Отобрать материал для сочинения.

Совершенствовать умение строить развёрнутый план сочинения.

Развивать связную речь учащихся.

Тренировать навык самостоятельной работы.

II 1. Знакомство с темами сочинений. Комментарий к темам.

2) Штольц и Обломов.

3) Обломов и обломовщина.

4) Ильинская и Обломов.

5) Трагичен ли образ Обломова?

I. Принципы антитезы – характерная черта романов И.А. Гончарова:

II. Штольц – антипод Обломова:

б) вероиспове´дание (православие);

в) обучение в пансионате у Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

2) черты различий:

г) отношение к учёбе в пансионате;

д) дальнейшее образование;

ж) ведение хозяйства;

з) жизненные стремления;

и) взгляды на общество;

к) отношение к Ольге;

л) взаимоотношения и взаимовлияние;

н) особенности характера.

III. Значение образов Обломова и Штольца:

1) Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства;

2) Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера;

3) Штольцу отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя;

III. Работа по написанию сочинения.

1. Отбор цитатного материала к сочинению.

2. Работа с черновиком. Проверка, правка.

3. Переписывание сочинения в тетрадь.

3. Стр. 3 – 10, 20 – 25.

Конспект урока литературы в 10 классе

по роману И. А. Гончарова "Обломов"

Авторская позиция и способы её выражения в романе.

1.Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви.

2.Изменить первоначальное негативное представление об Обломове.

3.Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.

На доске: Обломов и Ольга. История любви.

Учитель: Изучая роман, мы постоянно анализируем эпизоды, сопоставляя Обломова то с гостями, то с Захаром, то со Штольцем. Вот и сегодня – Обломов и Ольга, эта волнующая сердце история любви. Зачем все это? Для чего?

(В любви наиболее ярко раскрываются особенности характера главного героя, понимание любви писателем).

Попробуем проследить, как развивалось это чувство. Для начала вспомним определяющий момент, давший толчок развитию этого чувства.

«От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, но пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни. …

Чтобы как можно лучше понять этих героев, обратимся к этимологии их имен.

Ольга Ильинская – фамилия трактуется как любовь ради Ильи (Ильинская). По одной из версий, Ольга – луна (с. 295), по другой – святая, факел (с.259, 296).

Илья – (по ветхому завету) связано с небесным огнем. В народных представлениях Илья – пророк, бог-громовержец или громовик, который сыплет огненные стрелы (с. 245).

Таким образом, любовь Обломова и Ольги – это огонь. Посмотрим, как это выражается в тексте (с.243, 248, 252, 253, 281, 282). Он мог как взорваться, так и остыть (с.284).

В романе часто описываются цветы, поэтому нам не обойтись без их символики.

Так, Обломов предлагает Ольге ландыши, что означает душевные излияние о любви и счастье. В тексте неоднократно встречается сирень, которая служит эмблемой грустного расставания. Но герои избирают ее как эмблему любви, тем самым, пророча разлуку. Также встречаются такие цветы, как резеда и роза – символ любви (с. 249, 250, 254, 261, 277, 305, 308).

В романе представлены 3 ипостаси любви, любви идеальной:

Любовь идеальная, где Ольга является идеальным одухотворенным образом (с. 244, 246, 247).

Любовь – обязанность (с. 283, 291, 294).

Такая разная любовь (с.286, 287).

(Далее эпизод из фильма - отъезд Штольца, где он с Ольгой строит планы насчет Обломова. Комментирование эпизода учителем с обращением внимания на образ Ольги, ее поведение. Анализ эпизода из фильма – сцена с Орешниковым. Можно задать классу вопрос: существует ли такой же эпизод в романе?).

Ольга – человек, которому пока еще не открылась правда жизни. Она является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, т.е. Ольга любит будущего Обломова, созданного ее руками (с.179).

(Эпизод из фильма).

Обломов правильно оценивает Ольгу, указывая на ее самолюбие, высказывая все свои описания в письме.

Свободен ли обломов в своей любви?

Ответ кроется в его письме (чтение и анализ: с.306-307).

Свободен Обломов был, когда смог отказаться от своей любви. В нем раскрылось назначение Обломова как человека, образ Божий в нем; в письме проявился его поэтический дар.

Ольга полагает, что письмо – это проявление эгоизма Обломова. А как вы считаете?

(Сцена из фильма – эпизод объяснения в парке).

Когда мы пишем письма?

Какую роль письмо Обломова играет в их отношениях?

Оно помогло задуматься над чувством (с. 318, 330, 342, 417, 420).

Кульминацией их любви становится разлука.

( Чтение по ролям эпизода на с.420).

Как и предугадал Обломов, Ольга выходит замуж за Штольца и стыдится своих отношений, которые были с Обломовым (с.465).

Почему брак Ольги и Штольца был возможен?

Почему не сложилось счастье Ольги и Обломова?

Развивающая: формирование вдумчивого читателя, совершенствование навыков анализа, исследовательских навыков, развитие образного мышления.

Воспитательная: формирование нравственных ценностей, совершенствование работы в группах, навыков делового общения.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Методы исследования: исключение, опрос, анализ, сравнение, обобщение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

На что особо обратили внимание при просмотре?

О чем говорит эта цитата.

Определите тему урока. Какова цель урока?

Выдвижение гипотезы. Какую роль может играть художественная деталь?

Зачитывают определение из словаря Ожегова. Проводят опрос у присутствующих.

Необходимо поработать с художественной деталью (халат, ветка сирени, книга, пыль, Casta Diva ):

-выявить с помощью словаря этимологию слова,

-выписать цитаты, где упоминается деталь,

-опросить присутствующих, с чем ассоциируется предмет,

-сделать вывод: какова роль художественной детали.

Работа в группах

Анализ, наблюдение, опрос, обобщение, сравнение

Заслушивание результатов работы групп.

Книга характеризует не только бытовую сторону жизни, но и связь с внешним миром, интеллектуальную работу или ее отсутствие. Чтение книги требует напряжения, труда мысли. Во время общения Обломова с Ольгой Ильинской возрождается его интерес к общественной жизни, но, оказавшись оторванным от Ольги, он перестает читать. Ольга особенно замечает отношение своего возлюбленного к книге, видит в этом предзнаменование печального конца их любовной истории.

Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым. Обломов поднял ее и явился с сиренью на следующее свидание. Сирень является для героев поэтичным символом их чувства. После разрыва воспоминание о ветке сирени становится для героя мучительным укором. В эпилоге упоминание о ветках сирени, посаженных дружеской рукой, заставляет задуматься о глубинной общности таких противоположных натур, как Штольц и Обломов, Обломов и Ольга, показывает отношение автора к герою.

Представляют результаты работы, делают краткую запись в тетрадях.

Комментируя искусство художественной детали, критики предлагают такую классификацию: сюжетные, описательные и психологические детали. Оцените с этой точки зрения детали у Гончарова. (Сюжетные– письма, книги; описательные – пыль, халат; психологические – сирень.)

Вернемся к гипотезе. Смогли мы ее подтвердить.

Вывод: Детали Гончарова не единичные, а повторяющиеся подробности. Поэтому рассматриваемый объект наполняется глубоким содержанием. Отбор деталей позволяет художнику повернуть предмет нужной стороной, раскрыть глубинную сущность характера героя, подсказать дальнейшую логику развития характера. Одна только деталь через возникающие ассоциации способна воспроизвести весь предмет в его целостности. Деталь у Гончарова становится символом, обобщением, лейтмотивом.

- Идеальное будущее Земли – это “мир”, который видится русскими глазами. А значит, символ этого мира – тот самый боярский кафтан, который не позволяет работать. В нем рецепт спасения Земли, которая уже давно изнемогает от трудолюбия японцев и голландцев. Именно лености требует от человечества планета. ОБЛОМОВ – ЭТО ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ ВЕСЬ МИР

Федор ГРИГОРЬЕВ, профессор Новосибирского ГУ

-Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства.

Вариант 2

Илья Обломов, один из персонажей, которого создал Гончаров. Несмотря на то, что он являлся одним из ярких представителей русской литературы, он вобрал в себе много негативных черт характера. Суть романа крутится вокруг жизни этого человека, поэт описывает как мечты Обломова разбиваются о суровую реальность жизни.

Уже с первых станиц романа, читателю становится понятна мечта Ильи Обломова. Главному герою приснился сон, в котором он оказался в старом родном доме в деревне. Это место для него было поистине сказочным. Здесь в далеки от городского шума, с прекрасным климатом и удивительно голубым небом, он мог найти покой своей душе.

В этом месте жили простые люди, которых касались ссоры и обиды. Семья Ильи Ильича, не угнетала свои народ и он отвечал им бесконечной благодарностью. Они не принимали чужих людей. Крестьяне готовы были бросить человека в беде только потому что он чужой для них. Они не читали газет и не знали о том, что происходит за пределами их имения. Обломовку, можно сравнить с отдельным островком, который жил своей жизнью.

Читателю сразу становится понятно, что такой сказочный мир и является мечтой главного персонажа этого произведения. Илья хотел видеть мир наполненный любовью и добрыми людьми, именно поэтому он уединился в квартире один. Окружение Обломова пытается вернуть к нормальной жизни героя. Но несмотря на всё их старания оказались напрасными. Его влюбленность в Ольгу, немного оживила его. Он был готов совершаться подвиги, он пытался сделать все, что нравится его избраннице. Обломов даже начал интересоваться жизнью окружающей его. Но страх Обломова перед грозящими переменами пугал его. Он был очень неверен в себе и поэтому решил написать письмо Ольге. В котором написал о том, что она не может полюбит такого как он. Илья считал себя не достойным любви такой прекрасной девушки.

Он вернулся к прежней привычной жизни затворника, лишь изредка общаясь с некоторыми людьми.

Ближе к концу произведения Обломов наконец-то воплощает в реальность свою мечту, он женится на Агафье. Он наконец-то зажил спокойной, но совершенно пустой жизнью. Но его мечта не на столько идеальна, та жизнь, которая ему казалась идеальной, по итогу приводит его к ранней смерти. Обломов не пожил даже полных сорока лет.

Этим произведение автор показывает трагедию простого человека, который из-за своей сущности и природы с рождения был обречен на жизнь не имеющего никакого смысла. Конечно же жизнь такого человека заканчивается бессмысленной смертью.

Читайте также: