Тут дьявол с богом борется а поле битвы сердца людей сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Предмет исследования – непосредственно главные герои романа, их монологи и диалоги, помогающие раскрыть религиозно-философские метания героев.

1. Изучить биографию Ф. М Достоевского и особенности его творчества.

ВложениеРазмер
пректная работа 10 класса 2.84 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений. Особый, самобытный путь России к "земному раю" – вот социально-политическая программа Ф.М. Достоевского начала 1860-х. В 1864 году были написаны "Записки из подполья", важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865 году, будучи за границей в курортном Висбадене для поправки здоровья, он начинает работу над романом "Преступление и наказание" (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий. В 1867 году Ф. М. Достоевский женится на Анне Григорьевне Сниткиной , своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом, живут в Германии, Швейцарии, Италии (1867 – 1871). В эти годы писатель работает над романами "Идиот" (1868) и "Бесы" (1870 – 1871), который заканчивает уже в России. В мае 1872 года Достоевские уезжают на лето из Петербурга в Старую Русу , где впоследствии покупают скромную дачу и живут здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Русе написаны почти целиком романы "Подросток" (1874 – 1875) и "Братья Карамазовы" (1878 – 1879). С 1873 года писатель становится ответственным редактором журнала "Гражданин", на страницах которого начинает печатать "Дневник писателя". В конце мая 1880 года Ф. М. Достоевский едет в Москву на открытие памятника А. Пушкину (6 июня, в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва . Здесь были 10

человека. Даже в кружке близких ему людей он часто появлялся недовольный, сухо раскланиваясь, "как будто это были неприятные ему люди". Но мемуаристы пишут и о другом Достоевском. Как рассказывает его родственница Иванова, среди молодёжи Ф. М. Достоевский чувствовал себя живым, весёлым , задавал тон в играх и развлечениях молодёжи , участвовал в её пирушках, сочинял шутливые стихи. Достоевский участвовал в любительской постановке "Ревизора", исполнял роль почтмейстера Шпекина . Он оказался комиком, " причём комиком тонким, умевшим вызвать чисто гоголевский смех". Сколько раз, отзываясь на просьбы студентов, выступал Достоевский на литературных вечерах. Он мог отдать последние деньги случайному человеку, не умел отказывать, когда у него просили, и в то же время жаловался, что его обирают, к нему плохо относятся. Доверчивость сочеталась в Достоевском с болезненной мнительностью, нелюдимость и замкнутость - с расположенностью к людям, простота и сердечность - с холодной недоверчивостью. Все это не просто противоречия личности писателя, проявления сложности и изменчивости его натуры. Это противоречия характера, который исковеркало общество, противоречия его идеологии и творчества. «Достоевский как художник-психолог представлял собой редчайшее, исключительное явление. Ему присуща была поразительная чуткость к 13

3 ) Особенностями творчества Ф. М. Достоевского являются реализм, углублённый психологизм, централизованность, всё внимание устремлено к отдельной личности. 15

Глава 5. Фёдор Павлович Карамазов Фёдор Павлович 24

Глава 6. Дмитрий Карамазов 37

3 ) Глубокая вера в Бога, по Достоевскому, дает твердую опору во всех превратностях судьбы, в душе человека возникает спокойствие за судьбу мира и свою личную жизнь . 4) Дмитрий Карамазов - доказательство религиозной теории Достоевского, ведь именно ему удается встать на путь искупления вины. Что бы ни случилось, герой не теряет веру в Бога, именно поэтому у него получается пройти все испытания, тем самым самискупляя не только свои грехи, но и грехи братьев. 46

Глава 7. Иван Карамазов 47

Глава 8. Алёша Карамазов 58

Глава 9. Павел Смердяков 64

Выводы : 1) Павел Смердяков несмотря на то, не признаваем своим отцом, всё же по натуре своей является истинным Карамазовым. 2) Павел Смердяков, в отличие от других героев, уже совершил свой выбор между Богом и дьяволом, и весь дальнейший его путь – путь дорогой дьявола. 3) Отречение от Бога, от веры приводит к потере жизненных ценностей и грехопадению, вплоть до отцеубийства. 4) Самоубийство Смердякова есть не что иное как расплата за безверие. 69

Предмет исследования – непосредственно главные герои романа, их монологи и диалоги, помогающие раскрыть религиозно-философские метания героев.

1. Изучить биографию Ф. М Достоевского и особенности его творчества.

ВложениеРазмер
пректная работа 10 класса 2.84 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений. Особый, самобытный путь России к "земному раю" – вот социально-политическая программа Ф.М. Достоевского начала 1860-х. В 1864 году были написаны "Записки из подполья", важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865 году, будучи за границей в курортном Висбадене для поправки здоровья, он начинает работу над романом "Преступление и наказание" (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий. В 1867 году Ф. М. Достоевский женится на Анне Григорьевне Сниткиной , своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом, живут в Германии, Швейцарии, Италии (1867 – 1871). В эти годы писатель работает над романами "Идиот" (1868) и "Бесы" (1870 – 1871), который заканчивает уже в России. В мае 1872 года Достоевские уезжают на лето из Петербурга в Старую Русу , где впоследствии покупают скромную дачу и живут здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Русе написаны почти целиком романы "Подросток" (1874 – 1875) и "Братья Карамазовы" (1878 – 1879). С 1873 года писатель становится ответственным редактором журнала "Гражданин", на страницах которого начинает печатать "Дневник писателя". В конце мая 1880 года Ф. М. Достоевский едет в Москву на открытие памятника А. Пушкину (6 июня, в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва . Здесь были 10

человека. Даже в кружке близких ему людей он часто появлялся недовольный, сухо раскланиваясь, "как будто это были неприятные ему люди". Но мемуаристы пишут и о другом Достоевском. Как рассказывает его родственница Иванова, среди молодёжи Ф. М. Достоевский чувствовал себя живым, весёлым , задавал тон в играх и развлечениях молодёжи , участвовал в её пирушках, сочинял шутливые стихи. Достоевский участвовал в любительской постановке "Ревизора", исполнял роль почтмейстера Шпекина . Он оказался комиком, " причём комиком тонким, умевшим вызвать чисто гоголевский смех". Сколько раз, отзываясь на просьбы студентов, выступал Достоевский на литературных вечерах. Он мог отдать последние деньги случайному человеку, не умел отказывать, когда у него просили, и в то же время жаловался, что его обирают, к нему плохо относятся. Доверчивость сочеталась в Достоевском с болезненной мнительностью, нелюдимость и замкнутость - с расположенностью к людям, простота и сердечность - с холодной недоверчивостью. Все это не просто противоречия личности писателя, проявления сложности и изменчивости его натуры. Это противоречия характера, который исковеркало общество, противоречия его идеологии и творчества. «Достоевский как художник-психолог представлял собой редчайшее, исключительное явление. Ему присуща была поразительная чуткость к 13

3 ) Особенностями творчества Ф. М. Достоевского являются реализм, углублённый психологизм, централизованность, всё внимание устремлено к отдельной личности. 15

Глава 5. Фёдор Павлович Карамазов Фёдор Павлович 24

Глава 6. Дмитрий Карамазов 37

3 ) Глубокая вера в Бога, по Достоевскому, дает твердую опору во всех превратностях судьбы, в душе человека возникает спокойствие за судьбу мира и свою личную жизнь . 4) Дмитрий Карамазов - доказательство религиозной теории Достоевского, ведь именно ему удается встать на путь искупления вины. Что бы ни случилось, герой не теряет веру в Бога, именно поэтому у него получается пройти все испытания, тем самым самискупляя не только свои грехи, но и грехи братьев. 46

Глава 7. Иван Карамазов 47

Глава 8. Алёша Карамазов 58

Глава 9. Павел Смердяков 64

Выводы : 1) Павел Смердяков несмотря на то, не признаваем своим отцом, всё же по натуре своей является истинным Карамазовым. 2) Павел Смердяков, в отличие от других героев, уже совершил свой выбор между Богом и дьяволом, и весь дальнейший его путь – путь дорогой дьявола. 3) Отречение от Бога, от веры приводит к потере жизненных ценностей и грехопадению, вплоть до отцеубийства. 4) Самоубийство Смердякова есть не что иное как расплата за безверие. 69

Чей это стих? Алеша решился ждать. Он понял, что все дела его действительно, может быть, теперь только здесь. Митя на минуту задумался, опершись локтем на стол и склонив голову на ладонь. Оба помолчали. — Леша, — сказал Митя, — ты один не засмеешься! Я хотел бы начать. мою исповедь. гимном к радости Шиллера. An die Freude! 1 Но я по-немецки не знаю, знаю только, что an die Freude. Не думай тоже, что я спьяну болтаю. Я совсем не спьяну. Коньяк есть коньяк, но мне нужно две бутылки, чтоб опьянеть, —

а я и четверти бутылки не выпил и не Силен. Не Силен, а силён, потому что решение навеки взял. Ты каламбур мне прости, ты многое мне сегодня должен простить, не то что каламбур. Не беспокойся, я не размазываю, я дело говорю и к делу вмиг приду. Не стану жида из души тянуть. Постой, как это. Он поднял голову, задумался и вдруг восторженно начал:

Робок, наг и дик скрывался
Троглодит в пещерах скал,
По полям номад скитался
И поля опустошал.
Зверолов, с копьем, стрелами,
Грозен бегал по лесам.
Горе брошенным волнами
К неприютным берегам!
С Олимпийския вершины
Сходит мать Церера вслед
Похищенной Прозерпины:
Дик лежит пред нею свет.
Ни угла, ни угощенья
Нет нигде богине там;
И нигде богопочтенья
Не свидетельствует храм.
Плод полей и грозды сладки
Не блистают на пирах;
Лишь дымятся тел остатки
На кровавых алтарях.
И куда печальным оком
Там Церера ни глядит —
В унижении глубоком
Человека всюду зрит!

Рыдания вырвались вдруг из груди Мити. Он схватил Алешу за руку. — Друг, друг, в унижении, в унижении и теперь. Страшно много человеку на земле терпеть, страшно много ему бед! Не думай, что я всего только хам в офицерском чине, который пьет коньяк и развратничает. Я, брат, почти только об этом и думаю, об этом униженном человеке, если только не вру. Дай бог мне теперь не врать и себя не хвалить. Потому мыслю об этом человеке, что я сам такой человек.

Но только вот в чем дело: как я вступлю в союз с землею навек? Я не целую землю, не взрезаю ей грудь; что ж мне мужиком сделаться аль пастушком? Я иду и не знаю: в вонь ли я попал и позор или в свет и радость. Вот ведь где беда, ибо всё на свете загадка! И когда мне случалось погружаться в самый, в самый глубокий позор разврата (а мне только это и случалось), то я всегда это стихотворение о Церере и о человеке читал. Исправляло оно меня? Никогда! Потому что я Карамазов. Потому что если уж полечу в бездну, то так-таки прямо, головой вниз и вверх пятами, и даже доволен, что именно в унизительном таком положении падаю и считаю это для себя красотой. И вот в самом-то этом позоре я вдруг начинаю гимн. Пусть я проклят, пусть я низок и подл, но пусть и я целую край той ризы, в которую облекается бог мой; пусть я иду в то же самое время вслед за чертом, но я все-таки и твой сын, господи, и люблю тебя, и ощущаю радость, без которой нельзя миру стоять и быть.

Душу божьего творенья
Радость вечная поит,
Тайной силою броженья
Кубок жизни пламенит;
Травку выманила к свету,
В солнцы хаос развила
И в пространствах, звездочету
Неподвластных, разлила.
У груди благой природы
Всё, что дышит, радость пьет;
Все созданья, все народы
За собой она влечет;
Нам друзей дала в несчастье,
Гроздий сок, венки харит,
Насекомым — сладострастье.
Ангел — богу предстоит.

Я, брат, это самое насекомое и есть, и это обо мне специально и сказано. И мы все, Карамазовы, такие же, и в тебе, ангеле, это насекомое живет и в крови твоей бури родит. Это — бури, потому что сладострастье буря, больше бури! Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Я, брат, очень необразован, но я много об этом думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай как знаешь и вылезай сух из воды. Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, — знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей. А впрочем, что у кого болит, тот о том и говорит. Слушай, теперь к самому делу.

Чей это стих? Алеша решился ждать. Он понял, что все дела его действительно, может быть, теперь только здесь. Митя на минуту задумался, опершись локтем на стол и склонив голову на ладонь. Оба помолчали. — Леша, — сказал Митя, — ты один не засмеешься! Я хотел бы начать. мою исповедь. гимном к радости Шиллера. An die Freude! 1 Но я по-немецки не знаю, знаю только, что an die Freude. Не думай тоже, что я спьяну болтаю. Я совсем не спьяну. Коньяк есть коньяк, но мне нужно две бутылки, чтоб опьянеть, —

а я и четверти бутылки не выпил и не Силен. Не Силен, а силён, потому что решение навеки взял. Ты каламбур мне прости, ты многое мне сегодня должен простить, не то что каламбур. Не беспокойся, я не размазываю, я дело говорю и к делу вмиг приду. Не стану жида из души тянуть. Постой, как это. Он поднял голову, задумался и вдруг восторженно начал:

Робок, наг и дик скрывался
Троглодит в пещерах скал,
По полям номад скитался
И поля опустошал.
Зверолов, с копьем, стрелами,
Грозен бегал по лесам.
Горе брошенным волнами
К неприютным берегам!
С Олимпийския вершины
Сходит мать Церера вслед
Похищенной Прозерпины:
Дик лежит пред нею свет.
Ни угла, ни угощенья
Нет нигде богине там;
И нигде богопочтенья
Не свидетельствует храм.
Плод полей и грозды сладки
Не блистают на пирах;
Лишь дымятся тел остатки
На кровавых алтарях.
И куда печальным оком
Там Церера ни глядит —
В унижении глубоком
Человека всюду зрит!

Рыдания вырвались вдруг из груди Мити. Он схватил Алешу за руку. — Друг, друг, в унижении, в унижении и теперь. Страшно много человеку на земле терпеть, страшно много ему бед! Не думай, что я всего только хам в офицерском чине, который пьет коньяк и развратничает. Я, брат, почти только об этом и думаю, об этом униженном человеке, если только не вру. Дай бог мне теперь не врать и себя не хвалить. Потому мыслю об этом человеке, что я сам такой человек.

Но только вот в чем дело: как я вступлю в союз с землею навек? Я не целую землю, не взрезаю ей грудь; что ж мне мужиком сделаться аль пастушком? Я иду и не знаю: в вонь ли я попал и позор или в свет и радость. Вот ведь где беда, ибо всё на свете загадка! И когда мне случалось погружаться в самый, в самый глубокий позор разврата (а мне только это и случалось), то я всегда это стихотворение о Церере и о человеке читал. Исправляло оно меня? Никогда! Потому что я Карамазов. Потому что если уж полечу в бездну, то так-таки прямо, головой вниз и вверх пятами, и даже доволен, что именно в унизительном таком положении падаю и считаю это для себя красотой. И вот в самом-то этом позоре я вдруг начинаю гимн. Пусть я проклят, пусть я низок и подл, но пусть и я целую край той ризы, в которую облекается бог мой; пусть я иду в то же самое время вслед за чертом, но я все-таки и твой сын, господи, и люблю тебя, и ощущаю радость, без которой нельзя миру стоять и быть.

Душу божьего творенья
Радость вечная поит,
Тайной силою броженья
Кубок жизни пламенит;
Травку выманила к свету,
В солнцы хаос развила
И в пространствах, звездочету
Неподвластных, разлила.
У груди благой природы
Всё, что дышит, радость пьет;
Все созданья, все народы
За собой она влечет;
Нам друзей дала в несчастье,
Гроздий сок, венки харит,
Насекомым — сладострастье.
Ангел — богу предстоит.

Я, брат, это самое насекомое и есть, и это обо мне специально и сказано. И мы все, Карамазовы, такие же, и в тебе, ангеле, это насекомое живет и в крови твоей бури родит. Это — бури, потому что сладострастье буря, больше бури! Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Я, брат, очень необразован, но я много об этом думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай как знаешь и вылезай сух из воды. Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, — знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей. А впрочем, что у кого болит, тот о том и говорит. Слушай, теперь к самому делу.

Читайте также: