Сочинение мольер дон жуан

Обновлено: 04.07.2024

Вопрос о главном герое самой интересной, на мой взгляд, комедии Мольера заинтересовал и меня. Мне стало интересно понаблюдать за тем, чем образ мольеровского Дон Жуана отличается от классического, легендарного образа.

Задачи : 1. Изучить литературу, посвященную данной теме;

2. Охарактеризовать время написания комедии;

3. Определить основные темы и проблемы;

4. Сравнить легендарный образ Дон Жуана с мольеровским.

Структура работы : работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка используемой литературы.

пьес мирового репертуара.

Практическая значимость : материал может использоваться на уроках литературы в школе при изучении данной темы.

Глава 1.

В мировой литературе существуют устойчивые (вековые) образы, олицетворяющие тот или иной тип человека, которые носители разных стран, разных эпох, разных взглядов по-своему воссоздают в произведениях.

Вечный образ – литературный и мифический персонаж, имеющий всечеловеческое значение и нашедший многочисленное воплощение в литературе разных стран и эпох.

Именно возможность образов изменяться относительно их первоначальной сущности, способность их воздействовать на людей различных классов привели к тому, что эти образы были объявлены вечными.

В.В. Битнеров выделял 7 типов вечных образов: Фауст, Сатана, Дон Жуан, Каин, Вечный Жид, Прометей и Гамлет. Интересно то, что Дон Жуану отведено место между Сатаной и Каином…

Образ Дон Жуана используется и в других произведениях. Библиографический указатель 1997 года зафиксировал свыше тысячи художественных произведений о Дон Жуане на шести главных европейских языках и 1708 критических работ о нем.

1.2 Прототипы образа Дон Жуана

дон жуан комедия мольер

Корни сюжета о Дон Жуане лежат в средневековых рассказах об обманщике-рыцаре, который был наказан за свою распущенность Богом и людьми. Это распространенный сюжет многих легенд: рыцарь обольщает беззащитную крестьянку, используя при этом уговоры и угрозы, а потом бросает её обесчещенной и несчастной.

В числе прапрадедов севильского шалуна называют Роберта-Дьявола. Он является фигурой исторической: нормандский герцог Роберт, который жил в XI столетии, заслужил себе славу своей жестокостью на поле битвы и неукротимой страстью в любовных приключениях. Герой легенд, а также романа XIII столетия, мистерии XVI столетия и прозаической повести XV века, Роберт-Дьявол в конце своей жизни покаялся и заслужил прощение своим грехам подвигами благородства. Мотив покаяния получит развитие в литературных версиях Дон Жуана эпохи романтизма.

Прямым прототипом Дон Жуана считается полулегендарный севильский дворянин дон Хуан де Тенорио, живший в XIV веке.

Дон Жуан Тенорио жил в XIV веке и принадлежал к одной из двадцати четырех самых знатных фамилий Севильи. Его отец, Алонзо Тенорио, был боевым адмиралом, участвовал в борьбе с маврами и погиб в морском сражении близ Трафальгара, сжимая в одной руке меч, а в другой – знамя. Дон Жуан – младший сын отважного адмирала – был сверстником и другом детства сына короля Альфонса XII, Педро.

В 1350 году дон Педро вступил на престол и вскоре получил прозвание Педро Жестокий. Дон Жуан, по-прежнему остававшийся его другом, был возведен в звание обер-келлермейстера. Отличаясь дерзким бесстрашием, презрением к общепринятой морали, сластолюбием и бессердечием, Дон Жуан по малейшему поводу, а иногда и без него, затевал многочисленные дуэли, из которых всегда выходил победителем, обольщал женщин - девиц и замужних дам, навлекая на них позор и принося горе многим почтенным семьям. Благородные севильцы не раз жаловались на Дон Жуана королю, но Педро Жестокий неизменно пренебрегал этими жалобами. Однажды внимание Дон Жуана привлекла дочь командора Гонсалес де Ульоа – донна Анна, и он решил похитить девушку.

Ночью Дон Жуан тайно проник в дом командора. Однако Гонсалес де Ульоа в это время еще не спал, между хозяином и незваным гостем произошла схватка, и командор был убит. Король не мог оставить безнаказанным убийство столь знатного человека, и Дон Жуану пришлось покинуть Севилью. Командора похоронили в фамильном склепе в монастыре Святого Франциска, а над его могилой поставили каменною статую. Родичи убитого поклялись отомстить убийце. Чтобы заманить Дон Жуана в Севилью, ему отправили ложное любовное письмо с приглашением на свидание в монастырь Святого Франциска, и, когда Дон Жуан явился в назначенный час, убили его, а тело тайно закопали. Предполагая, что тайна может быть раскрыта и, опасаясь в этом случае королевского гнева, родичи Гонсалеса де Ульоа распустили слух о том, что Дон Жуан ночью пробрался в склеп и оскорбил статую убитого им командора. Но статуя вдруг ожила, схватила дерзкого нечестивца в свои каменные объятья и низвергла его в ад. Этот слух показался всем весьма правдоподобным, и история жизни Дон Жуана вошла в легенду именно с таким окончанием.

Глава 2.

Мольер творил в эпоху классицизма. В это время планетой завладел Абсолютный Разум – новый идол новых людей. А, как известно, идол определяет героя. В произведениях стали появляться герои-патриоты, подчинившие чувства долгу. Роль искусства также была определена и сформулирована – дидактическая, нравоучительная: добродетели непременно должны были быть прославлены, а порок обличен и развенчан. Колоссальное влияние на классицизм оказала всеобщая увлеченность античностью, которая и была взята за образец.

Драматургии приписывалось три единства: места, времени и действия. Художественные произведения из себя тогда большой важности не представляли. Зато очень важна была роль театра, трибуны, посредством которых непосредственно можно было просвещать, учить и воспитывать.

В основе любого искусства лежало подражание природе, но, однако, лишь той, которая отвечала вкусам и требованиям времени. Так, можно сказать, делалась установка не на идеал, но на совершенную абсолютную идеализацию. Искусство – средство, а не самоцель.

Ведущими жанрами эпохи были трагедия и комедия, у каждой были свои задачи и художественные средства. Смешение низкого и высокого, ужасного и смешного не допускалось. Центральным конфликтом трагедии, безусловно, должно было стать столкновение чувства и долга, герой должен быть сомневающимся. Причем симпатии автора могли быть только на стороне положительных персонажей, которые делали трудный, но однозначно правильный выбор в пользу личного долга. Комедия же разоблачала пороки и заканчивалась торжеством добродетели. Искусство классицизма, надо заметить, вовсе не подражание и не копирование

образцов, а вполне самостоятельное направление.

И в то же время, как это ни странно, самые яркие представители классицизма прославились своей противоречивостью, отходом от норм, стандартов, концепций и стереотипов, создав жизненные и правдивые образы и раскрыв противоречия между общим и частным, воспроизведя трагический диссонанс времени.

Мольер пришел в литературу в период расцвета классицистической трагедии. Комедии воспринимались зрителями в то время как несерьезное зрелище, которое только развлекало публику. Мольер предоставил комедии совсем другого содержания. Его пьесы были не только интересными, но и поучительными. Беря образы и ситуации из современной ему жизни, драматург показывал людям их недостатки, страсти и ошибки. Мольер соединил правила классицизма с традициями народного театра. Произведения Мольера стали проявлениями самого духа народа, духа вольнодумства, непокорности и протеста против всего фальшивого, порочного. Мольер считал, что комедия может влиять на зрителя не меньше, а возможно, даже больше, чем трагедия. Вместе с тем, художник был истинным новатором в области литературы и театральной деятельности, потому что вышел за пределы классицизма и заложил новые принципы драматургии.

Семья Покленов принадлежала к обеспеченному торговому классу: в 1631 отец Мольера получил высокую официальную должность королевского обойщика. Он дал прекрасное образование своему старшему сыну, который с 1636 по 1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, где воспитывались дети многих дворянских семей. Большое влияние на Мольера оказали лекции П. Гассенди. Опираясь на его учение, писатель позднее будет глубоко исследовать человеческие характеры и жизнь, отдавая преимущество не умозрительным схемам, а опыту. Поэтому образы Мольера такие живые и достоверные. Жан Батист знал толк в обойном ремесле и вступил в ремесленный цех, но родня предназначала его к юридической карьере: в 1641 он был принят в коллегию адвокатов.

2.2 Дон Жуан в интерпретации Мольера

Мольер сохранил в своем герое многие традиционные черты. Его Дон Жуан – развратник, стремящийся овладеть каждой красивой женщиной, которую встречает на своем пути. Он обладает красотой и изящными манерами, но при этом лишен каких бы то ни было моральных принципов.

Но вместе с тем Мольер меняет и углубляет тему Дон Жуана. Его герой обладает многими совершенно особенными чертами, выделяющими его из многовековой вереницы Дон Жуанов.

Дон Жуан, несомненно, отрицательный герой. Таким он представал всегда, таким, в первую очередь, сделал его и Мольер.

Отдельно стоит сказать об отношении Дон Жуана к религии. С одной стороны, в безбожии героя можно увидеть лишь продолжение традиции: ведь Дон Жуан всегда погибал именно за свою беспутную жизнь и презрение к божественным заветам. Но у Мольера делается гораздо больший акцент на этой теме, ведь не случайно постановка пьесы вызвала резкий протест со стороны церкви (комедия прошла 15 раз и была запрещена, а издана уже после смерти драматурга).

На первый взгляд может показаться, что Мольер обличает безбожие Дон Жуана, в первую очередь – устами Сганареля. Этому же способствует эпизод с нищим (III, 2), который отказывается богохульствовать за деньги. Да и в конце, как и положено, Дон Жуана поражает молния.

Вопрос религии в пьесе неоднозначен, но настолько же неоднозначен и образ самого Дон Жуана. Помимо уже перечисленных отрицательных черт, он не лишен и вполне положительных качеств.

В спорах со Сганарелем герой Мольера проявляет способность аргументировано отстаивать свою (хотя и противоречащую общепринятой морали) точку зрения, в разговоре с Диманшем – находчивость и изворотливость.

Он галантно держится с дамами, даже с оскорбленной Эльвирой, пытаясь доказать последней, что оставил ее исключительно из благих побуждений.

Таким образом, несложно понять, что образ Дон Жуана весьма противоречив. Это объясняется тем, что Мольер, вопреки канонам классицизма, создал объективный образ вместо исключительно отрицательного, каким он был раньше.

В частности, герой Мольера, как и многие светские щеголи того времени, живет в долг, занимая деньги у презираемого буржуа Диманша, которого, кстати говоря, он ловко выпроваживает за дверь, так и не уплатив долга (IV, 3).

В пьесе проявляются и классовые отношения того времени. Постоянно подчеркивается, что Дон Жуан – дворянин. В сцене спасения им Дона Карлоса оба ведут себя, согласно неписаным правилам дворянской чести: Дон Жуан спасает незнакомого человека, рискуя жизнью, а Дон Карлос, узнав, кто перед ним, благородно отпускает своего заклятого врага. Этот эпизод составляет резкий контраст с тем моментом, когда Дон Жуан не проявляет ни малейшего уважения к спасшему его крестьянину Пьеро. Взамен благодарности он пытается увести его невесту и затем дерется с ним.

Заключение

Итак, Мольер, выбрав в качестве героя одной из своих самых знаменитых комедий легендарного героя-соблазнителя, создал совершенно новый образ.

С другой стороны, герой не лишен и некоторых положительных черт. Он красноречив, смел, способен на благородные поступки и неглупые рассуждения. Впрочем, внешне соответствуя образу утонченного дворянина, он доказывает совершенно обратное своими поступками – не зря же в попытке усовестить сына Дон Лукас постоянно напоминает ему о дворянской чести.

Библиография

1. Бордонов, Ж. Мольер. – М.: Искусство, 1983. – 415 с.

2. Бояджиев, Г. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М., 1967.

3. Булгаков, М.А. Жизнь господина де Мольера. – М.: Молодая гвардия, 1991.- 224 с.

4. История зарубежной литературы XVII. / Под ред. М.В. Разумовской. – М.: Высшая школа, 2001. с. 114-117.

5. История французской литературы: \учебник для фил. спец. вузов / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. – М.: Высшая школа, 1987. – с. 179-180.

6. Кисин Б. Дон-Жуан // Литературная энциклопедия в 11 т., т. 3. – М., 1929-1939.

7. Литературная энциклопедия. Т. 2. — 1929.

8. Луков, В.А., Черноземова Е.И. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. – М.: Наука, 2004.

9. Мокульский, С.С. Мольер // Литературная энциклопедия в 11т., т. 7. – М., 1929-1939.

11. Нусинов, И. М. Вековые образы. М., 1937.

12. Нусинов, И.М. История литературного героя. – М., 1958.

13. Пронкевич, О. Дон Хуан сквозь призму национального мифа // Слово и время. – 2003. - №4. – с. 56-62.

14. Смирнов, А.А. Из истории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.: Художественная литература, 1965. с. 276-292.

15. Штейн, А.Л. На вершинах мировой литературы / А. Штейн – М.: Художественная литература, 1977.

[1] Литературная энциклопедия. Т. 2. — 1929

[2] Нусинов И. М. Вековые образы. М., 1937

[3] Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. - М.: Молодая гвардия, 1991.

[13] Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. - М.: Просвещение, 1988. С. 134.

[15] Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.: Художественная литература, 1965. с. 281.

[16] История зарубежной литературы XVII века. / Под ред. М.В. Разумовской. – М.: Высшая школа, 2001. С. 115.

[20] Бояджиев Г.Н. Гений Мольера // Мольер ПСС в 4-х т.т. - М., 1965-67. Т. 1. С.27

[21] Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.: Художественная литература, 1965. С. 291.

Комедия великого французского драматурга Жана-Батиста Мольера "Дон Жуан" и по сей день остается одной из самых популярных пьес мирового репертуара, заставляя вновь и вновь разгадывать тайну незаурядной гордой личности, бросившей дерзкий вызов небесам. Кто же он? Азартный игрок? Авантюрист? Искушенный в страсти обольститель? Философ? Циник, глумящийся над всем и вся: законом, религией, добродетелью, моралью, жизнью, смертью. Этот вопрос волнует воображение многих драматургов, актеров, режиссеров, вдохновенно сочиняющих собственные вариации мифа о Дон Жуане.

“Дон-Жуан” - одно из наиболее реалистических произведений Мольера, несмотря на черты условности и даже фантастики, которые переходят в пьесу из легенды (приглашение статуи Командора и гибель Дон-Жуана). В этой комедии драматург значительно отступает от “правил”: он не соблюдает трёх единств, образы действующих лиц, и особенно главного героя, обрисованы многосторонне, не отличаются однокачественностью, свойственной произведениям представителей классицизма. Мольер поднимает в пьесе свой голос против “сословной морали”, позволяющей знатному господину безнаказанно угнетать и унижать простых людей. Вместе с тем Мольер в этой комедии снова направляет свои удары против религиозного ханжества и лицемерия.

Дон Жуан - герой мировой литературы. Предыстория этого героя уходит в средние века и связана с многочисленными легендами о грешнике, одержимом тягой к чувственным наслаждениям, отдавшем себя во власть порока, наказанном за свое распутство судом божьим. Древнейшее происхождение имеет легенда, связанная с Дон Жуаном, о каменном госте, статуе, карающей преступника. Он является героем нескольких произведений. Так например, герой драмы Тирсо де Молины “ Севильский озорник, или Каменный гость, герой либретто Л. да Понте и оперы В. А. Моцарта “ Дон Жуан , или наказанный распутник“ , герой незавершенной поэмы Байрона “Дон Жуан “, герой драмы Д. Граббе “ Дон Жуан и Фауст “, герой трагедии А. С Пушкина “ Каменный гость“, а так же он является героем комедии Ж.-Б. Мольера “ Дон Жуан или каменный гость “ ( 1665 ).

В Дон Жуане мы видим человека, “ сильного своим умом, но принадлежащей к сильной социальной группе “( Леклер ), распутного и злого, носящего маску вольномыслия. Среди героев комедий Мольера Дон Жуан самый привлекательный. Ему чужда назойливость, а ханжество у артистичного дворянина выглядит грациозно. Радостное жизнелюбие героя особенного свойства: он словно постиг все законы бытия и чувствует себя избранником, которому ничего не стоит остановить время, сделать врага другом, покорить в миг любую красавицу. Поведение его может показаться противоречивым: он смеется над женскими чувствами, но почти по-братски расположен к слуге Сганарелло, он безразличен к тому, о чем говорят о нем “ в свете “, но бросается на помощь к незнакомцу, попавшему в беду. Он дерзок и бесстрашен, но может и удрать от преследователей, переодевшись в костюм крестьянина.

Рисуя своего героя, Мольер заставляет читателя дивиться галантной виртуозности сеньора по отношению к женщинам, хотя у многих его поведение может вызвать негодование. Между тем, кара небесная обрушивается на грешника, чьи вины так обыденны. Но по-видимому, его кощунственное лицемерие - только часть преступления. Мы не можем истолковать вину героя , не учитывая быта и идей того времени. В пьесе автор выстраивает для своего героя удивительно обыденный мир: здесь снуют кредиторы, папаша “ читает прописи “. Одним словом в реальности не существует ничего “ чудесного и божественного “, пока не появляется статуя командора и не делает свое дело. Ей предшествует предупреждающий герой призрак женщины под вуалью. Оскорбленная любовь. Однако тема каменного командора, посланного силами ада, не может быть понята только как тема небесного правосудия. Оживший истукан - традиционная для литературы ситуация вторжение злых сил в мир людей и опустошение их душ.

Игра Дон Жуана с мертвым командором, нарядной статуей ( “ Ему идет это одеяние римского императора “ ) - этот такая же игра, которую ведет герой на земле и готов вести в мирах иных. Игра, как средство достижения целей, как наслаждение властью над теми, кто не имеет способности творить воображаемый мир. Принимая “правила игры “ предложенные ему окружающими, Дон Жуан ведет себя весьма разнообразно. То он упоенно рассуждает о “ модном пороке “ - лицемерии, то бросается на выручку незнакомцу, то на миг подыгрывает отцу. Мольеровский интеллектуал не верит в смысл бытия, где жизнь, смерть, любовь имеют величайшее значение. Наказание, которое настигает Дон Жуана, - это по существу кара за слепоту, за высокомерие, обернувшееся смертным грехом.

Впервые “ Дон Жуан “ увидел свет на сцене парижского театра Пале - Рояль 15 февраля 1665 года. Роль Дон Жуана сыграл Лагранж. С тех пор мольеровский Дон Жуан стал некоей точкой отсчета для всех, кто пытался так или иначе интерпретировать знаменитый сюжет о севильском обольстителе.

“Дон Жуан” написан прозой, что было не принято в жанре высокой комедии. Иногда это объясняют нехваткой времени: Мольер торопился заменить запрещённого “Тартюфа”. Возможно и иное объяснение: высота и величие этой комедии достигаются снижением, пародийным переиначиванием самых высоких ценностей: любви земной и небесной. Пьеса прошла пятнадцать раз и была снята.

Мольер дал сюжету новый поворот, сделав безнравственность Дон Жуана лишь частью его вольнодумства, простирающегося вплоть до безбожия. Именно такое объяснение даёт в первой же сцене слуга Дон Жуана Сганарель. Слугу играл сам Мольер, хозяина — Лагранж. И тот и другой поражают неодномерностью своих характеров, способностью к неожиданным речам и поступкам.

Слуга — как будто бы традиционный простак, который в то же время хитроват, плутоват, трусоват и, безусловно, жаден. Пьеса кончается его отчаянным воплем: "Моё жалованье, моё жалованье, моё жалованье!" — эпитафия Дон Жуану, провалившемуся в преисподнюю. Такой исход, впрочем, Сганарель предрёк ещё в первой сцене. Для простака он вообще очень проницателен. Замечательный комический эффект этого характера порождается тем, что Сганарель здесь всё время балансирует на грани своей простоватости, переступая её. Находясь вблизи своего необычного господина, Сганарель примеряет к его поступкам ходячие истины, чтобы убеждаться, что они не работают. Выбитый из привычной колеи, он пробует проповедовать, рассуждать, искренне сочувствовать очередной жертве Дон Жуана или даже попытаться спасти её, как в случае с крестьянкой Шарлоттой.

Однако с появлением хозяина Сганарель идёт на попятный или, вовлечённый тем в спор, терпит поражение. Именно так случается, когда он пытается со всей непреложностью доказать существование Бога. Ведь должен был кто-то создать и землю, и небо, и человека, который может так замечательно рассуждать:

"Сганарель. Разве это не поразительно, что вот я тут стою, а в голове у меня что-то такое думает о сотне всяких вещей сразу и приказывает моему телу всё что угодно? Захочу ли я ударить в ладоши, вскинуть руки, поднять глаза к небу, опустить голову, пошевелить ногами, пойти направо, налево, вперёд, назад, повернуться. (Поворачивается и падает.)

Дон Жуан. Вот твоё рассуждение и разбило себе же нос" (пер. А.Фёдорова).

Диапазон контрастов в характере самого Дон Жуана ещё шире. Почитаемый обманщиком, он необычайно прямодушен, что и доказывает сразу же, когда своей последней жене (он женится на каждой покорившей его сердце женщине) донне Эльвире признаётся, что покинул её, ибо более не любит. Он верен любви, полагая, что вся её прелесть — в переменах. Чувство чести не позволит Дон Жуану безучастно наблюдать, как в лесу трое разбойников нападают на одного дворянина. Дворянин окажется Дон Карлосом — братом Эльвиры, разыскивающим именно его, Дон Жуана, чтобы наказать за оскорбление, нанесённое семье. Вызов принят, но поединок не произойдёт, ибо, когда Дон Карлос явится, чтобы получить удовлетворение, он встретит совершенно иного человека. Дон Жуан стал лицемером и по всем своим счетам предлагает взыскивать с неба.

Это перевоплощение, от которого видавший виды Сганарель исполнился не ужаса, а отвращения, — маска. Модный и такой удобный, по словам Дон Жуана, порок: "Роль человека добрых правил — лучшая из ролей, какие только можно сыграть. В наше время лицемерие имеет громадные преимущества".

Это превращение делает двусмысленным финал. Кого увлекает в преисподнюю Статуя Командора (некогда убитого на поединке Дон Жуаном) — вольнодумца или лицемера? Кто был наказан? Ведь пятый акт изменил тему пьесы, превратив её в дополнение к “Тартюфу”: как будто представлен механизм того, как и почему овладевают мастерством лицемерия в качестве благопристойного прикрытия любовного порока.

1. Мольер. Пьесы; Критика и комментарии; Темы и развёрнутые сочинения; Материалы для подготовки к уроку / Сост. и коммент. Н.Я. Мировой. М., 1997.

2. Э. Святоша // Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1999.

3. Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

4. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера (многократно издавалась).

5. Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

Более ста вариантов образа Дон Жуана знает мировое искусство. Крупнейшие мастера, гениальные поэты, композиторы, художники участвовали в создании блестящей галереи портретов пылкого, беспечного испанца, покорителя и соблазнителя женских сердец.

У них разные лица, но одно имя — знаменитое, ставшее нарицательным имя Дон Жуана. Среди них откровенный циник, обманщик, злодей-насильник Дон Хуан Тирсо де Молина, прототип всех будущих Дон Жуанов, Среди них женственно прекрасный, детски простодушный, пылкий герой поэмы Байрона

Драматург писал комедию торопливо, чтобы вывести свою труппу из состояния временного бездействия, Он увлекался заманчивой перспективой создать широкую картину столь знакомого ему характера. Мольер первый дал образу широкое реалистическое обобщение и некое философское осмысление. Недостаточно видеть в комедии

Образ Дон Жуана противоречив. Дон Жуан сочетает в себе и хорошие, и дурные качества. Для драматургии Мольера это столь несвойственно, что поставило в тупик многих толкователей его творческих замыслов. Более того, образ Дон Жуана не статичен, он дан в развитии, и это также выводит его за рамки классицистического театра.

Дон Жуан зажег во многих женщинах (донья Эльвира, крестьянка Шарлотта) пламенную любовь. Им он клялся в вечной верности. Лгал ли он? Нет. Когда Дон Жуан говорил о любви, он действительно любил, говорил вполне искренне и сам верил каждому своему слову. Его можно обвинить в ветренном самообольщении, в жестокой беспечности к судьбе другого человека, но отнюдь не в преднамеренном обмане. Прошли первые восторги, и Дон Жуану уже скучно, его влекут другие цветы, а их так много на белом свете!

Теперь Дон Жуан стал действительно отрицательным лицом и может и должен быть наказан. Появляется традиционная фигура Каменного гостя. Гром и молния обрушиваются на Дон Жуана, разверзается земля и поглощает великого грешника. Но не священным трепетом объяты зрители, устрашенные карой небесной: они смеются весело и беззаботно.

Постановки

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Похожие статьи:

Анализ произведений Брехта → Мамаша Кураж и ее дети, анализ

Образ Дон Жуана у Мольера

Прототипом Дон Жуана считается полулегендарный севильский дворянин дон Хуан де Тенорио, живший в XIV веке. Приближенный короля Педро Жестокого (1350-1369), пользовавшийся его покровительством, дон Хуан своими любовными похождениями наводил ужас на всю Севилью.

Библиографический указатель 1997 года зафиксировал свыше тысячи художественных произведений о Дон Жуане на шести главных европейских языках и 1708 критических работ о нем. «Дон Жуан — единственный во всей истории мировой культуры мифический герой, не заимствованный театром, а театром порожденный.

И до сих пор, наряду с Фаустом, Гамлетом, Дон Кихотом, Дон Жуан остается одним из самых известных героев мировой литературы, вызывая горячие споры, философские рассуждения, и, конечно, новые стихи и прозу, заново создающие образ соблазнительного беспринципного красавца.

Возможно, некоторые технические недостатки действительно существуют, но никак нельзя отнести это к образу главного героя.

Непростой и весьма противоречивый образ Дон Жуана обладает законченностью и внутренней логикой. Мольер сохранил в своем герое многие традиционные черты. Его Дон Жуан – развратник, стремящийся овладеть каждой красивой женщиной, которую встречает на своем пути. Он обладает красотой и изящными манерами, но при этом лишен каких бы то ни было моральных принципов.Но вместе с тем герой Мольера обладает и многими совершенно особенными чертами, выделяющими его из многовековой вереницы Дон Жуанов.

С одной стороны, в безбожии героя можно увидеть лишь продолжение традиции: ведь Дон Жуан всегда погибал именно за свою беспутную жизнь и презрение к божественным заветам.

Но у Мольера делается гораздо больший акцент на этой теме, ведь не случайно постановка пьесы вызвала резкий протест со стороны церкви (комедия прошла 15 раз и была запрещена, а издана уже после смерти драматурга). На первый взгляд может показаться, что Мольер обличает безбожие Дон Жуана, в первую очередь – устами Сганареля.

Этому же способствует эпизод с нищим (III, 2), который отказывается богохульствовать за деньги. Да и в конце, как и положено, Дон Жуана поражает молния.

Это объясняется тем, что Мольер, вопреки канонам классицизма, создал объективный образ вместо исключительно отрицательного, каким он был раньше.Дон Жуан Мольера – не абстрактный грешник, а человек со своими взглядами, несомненными недостатками, но и определенными достоинствами.

Постоянно подчеркивается, что Дон Жуан – дворянин.

Заключение Итак, Мольер, выбрав в качестве героя одной из своих самых знаменитых комедий легендарного героя-соблазнителя, создал совершенно новый образ.

Характерные особенности творчества Мольера. Особенности художественного метода в комедии "Дон Жуан". Образ главного героя (Дон Жуана) как определенный общественный тип. Дворянский либертинаж XVII века. Особенности художественного метода в "Дон Жуане".

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 05.11.2016
Размер файла 14,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Жан Батист Поклен (Мольер)(1622-1673) первым заставил смотреть на комедию как на жанр, равный трагедии. Он синтезировал лучшие достижения комедии от Аристофана до современной ему комедии классицизма, включая опыт Сирано де Бержерака, которого ученые часто упоминают среди непосредственных создателей первых образцов национальной французской комедии.

Известно, что будущий комедиограф родился в семье придворного обойщика. Однако дело отца он не захотел унаследовать, отказавшись от соответствующих привилегий в 1643 году.

В жизни Мольера-комедиографа были и взлеты, и падения. Несмотря на все споры вокруг его личной жизни и взаимоотношений с двором, до сих пор не увядает интерес к его творениям, ставшим для последующих поколений своеобразным критерием высокого творчества.

1.Характерные особенности творчества Мольера

Во многом отходя от строгих классицистских норм, Мольер все же оставался в рамках этой художественной системы. Его произведения рационалистичны по своему духу; все характеры однолинейны, лишены конкретно-исторических деталей и подробностей. И все же именно его комические образы стали ярким отражением процессов, связанных с основными тенденциями в развитии французского общества во второй половине XVII века.

В пьесе отражены и классовые отношения того времени. Постоянно подчеркивается, что Дон Жуан - дворянин. В сцене спасения им Дона Карлоса оба ведут себя, согласно неписаным правилам дворянской чести: Дон Жуан спасает незнакомого человека, рискуя жизнью, а Дон Карлос, узнав, кто перед ним, благородно отпускает своего заклятого врага. Этот эпизод составляет резкий контраст с тем моментом, когда Дон Жуан не проявляет ни малейшего уважения к спасшему его крестьянину Пьеро. Взамен благодарности он пытается увести его невесту и затем дерется с ним.

4. Дон Жуан как либертин

Дон Жуан Мольера - не абстрактный грешник, а человек со своими взглядами, несомненными недостатками, но и определенными достоинствами. Что особенно важно - это человек мольеровского времени, воплощение не безнравственности вообще, а пороков, которые Мольер видел у своих современников. Его Дон Жуан - обычный светский человек, а события с ним происходящие обусловлены и свойствами его натуры, и бытовыми традициями, и социальными отношениями.

В частности, герой Мольера, как и многие светские щеголи того времени, живет в долг, занимая деньги у презираемого буржуа Диманша, которого, кстати говоря, он ловко выпроваживает за дверь, так и не уплатив долга .

Одним словом, Дон Жуан Мольера - настоящий, утонченный вельможа, его внешняя притягательность и изящество составляют резкий контраст с истинной сутью его поступков.

Заключение

Итак, Мольер, выбрав в качестве героя одной из своих самых знаменитых комедий легендарного героя-соблазнителя, создал совершенно новый образ. Новаторство Мольера заключается в первую очередь в том, что он изобразил Дон Жуана как своего современника, со всеми характерными пороками молодого дворянина XVII века.

С другой стороны, герой не лишен и некоторых положительных черт. Он красноречив, смел, способен на благородные поступки и неглупые рассуждения. Впрочем, внешне соответствуя образу утонченного дворянина, он доказывает совершенно обратное своими поступками - не зря же в попытке усовестить сына Дон Лукас постоянно напоминает ему о дворянской чести.

Библиографический список

мольер дон жуан комедия

1. Мольер Ж. Б. Комедии: Дон Жуан, или Каменный гость / Пер. с фр. А.В. Федорова. - М.: Эксмо, 2005. С.101-163.

2. Бояджиев Г.Н. Гений Мольера - вступ.статья // Мольер ПСС в 4-х т.т. - М., 1965-67. Т. 1.

3. История зарубежной литературы XVII века. / Под ред. М.В. Разумовской. - М.: Высшая школа, 2001. С. 114-117.

4. Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. - М., Л.: Художественная литература, 1965. С. 276-292.

Подобные документы

История создания "Дон Жуана" - бессмертной комедии великого Мольера. Отношение Дон Жуана к религии. Слуга Сганарель - образ совести Дона. Образы Дон Жуана и Сганареля в одноименной комедии Мольера, проблема понимания специфики оппозиции главных героев.

реферат [25,6 K], добавлен 04.02.2016

Дон Жуан как "вечный образ" в литературе. Обзор прототипов данного образа. Общая характеристика эпохи написания комедии "Дон Жуан", анализ ее основных проблем и тем. Жизненный и творческий путь Мольера. Особенности Дон Жуана в интерпретации Мольера.

курсовая работа [40,9 K], добавлен 05.06.2011

Общий анализ зарубежной литературы XVII века. Характеристика эпохи барокко с точки зрения времени напряженных поисков в области морали. Трансформация легенды о Дон Жуане в творчестве Тирсо де Молины. "Вечный" образ Дон Жуана в интерпретации Мольера.

курсовая работа [69,6 K], добавлен 14.08.2011

Образ Дон Комедия великого французского драматурга Жана-Батиста Мольера "Дон Жуан" и по сей день остается одной из самых популярных пьес мирового репертуара, заставляя вновь и вновь разгадывать тайну незаурядной гордой личности, бросившей дерзкий вызов.

реферат [10,2 K], добавлен 19.11.2002

Специфика интерпретации образа Дон Жуана у Мольера. Отрицательные черты героя, их описание. Отдельно стоит сказать об отношении Дон Жуана к религии. Неоднозначность и современность образа, положительные и отрицательные черты. Мировая литература и образ.

реферат [22,5 K], добавлен 25.02.2009

Прототипы образа Дон Жуана в легендах. Образ соблазнителя в пьесе Т. де Молина "Севильский распутник и каменный гость". Переработка сюжета в XVII—XVIII вв. "Дон Жуан или Каменный пир" Мольера. Дальнейшее развитие сюжета в зарубежной и русской литературе.

реферат [43,7 K], добавлен 07.05.2011

Прототипы образа Дон Жуана в мифах и легендах. Французская литература XVII века: становление литературного направления, ведущие жанры. Сравнительная характеристика и отличительные особенности исследуемого образа в творчестве Ж.Б. Мольера и А.С. Пушкина.

Читайте также: