Трилогия вочеловечения и образ художника в лирике блока сочинение

Обновлено: 13.05.2024

Оглавление
Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

Творчество А. Блока повлияло на многих писателей и поэтов: Анну Андреевну Ахматову, Сергея Александровича Есенина, Марину Ивановну Цветаеву и других. На творчество самого поэта во многом оказали влияние такие примечательные люди как Михаил Васильевич Достоевский, Владимир Сергеевич Соловьёв, Валерий Яковлевич Брюсов и другие.

Итак, мы затрагиваем проблему, глубоко интересующую многих ученых. Что же Александр Блок закладывал в свои заглавия? Можно ли по ним проследить его жизнь, его творчество? Какие изменения претерпевает лирический герой на протяжении всех трех томов? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в данной работе.

Сам Александр Блок соединил все свои стихотворения в трехтомник. Поэт долго и кропотливо отбирал произведения, чтобы создать единую картину своего творчества. Каждый том индивидуален и, тем не менее, все они связаны между собой. Нет резких переходов от одного к другому. Проанализировав всю трилогию целиком, можно сделать выводы о эволюции Блока-поэта.

Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене,

Безумная, как страсть, спокойная, как сон,

А я, повергнутый, склонял свои колени

Но ты, Офелия, смотрела на Гамлета

Без счастья, без любви, богиня красоты,

А розы сыпались на бедного поэта

И с розами лились, лились его мечты.

[А. Блок, 1 том, с. 17, 1994, здесь и далее мы будем цитировать стихотворения А. Блока по данному изданию только с указанием страниц и тома, без указания фамилии автора и года издания]

Жизнь - как море, она всегда исполнена бури.

Зорко смотри, человек: буря бросает корабль.

Если спустится мрачная ночь - управляй им тревожно,

Якорь спасенья ищи - якорь спасенья найдёшь.

Если же ты, человек, не видишь конца этой ночи,

Если без якоря ты в море блуждаешь глухом,

Ну, без мысли тогда бросайся в холодное море!

Пусть потонет корабль - вынесут волны тебя!

Во втором томе уже поэт задумывается о жизни, о предначертанном ему пути. Размышляет о своем предназначении в этом мире. Он ищет свое место в жизни.

Третий том — вершина "трилогии вочеловечения". Не всегда поэт шел к ней по восходящей. Иногда он отклонялся с пути, делал ошибки, но все же, пусть медленно, двигался к вершине. Третий том заключает в себе вершину развития творчества Блока. Он размышляет о своей молодости, об ошибках и свершениях юности. И как бы подводит итоги своему жизненному пути.

Под шум и звон однообразный,

Под городскую суету

Я ухожу, душою праздный,

В метель, во мрак и в пустоту.

Я обрываю нить сознанья

И забываю, что и как.

Кругом - снега, трамваи, зданья,

А впереди - огни и мрак.

II. I том – чистый отрок

Первый том организован в строго хронологическом порядке как лирический дневник, который является непосредственным отражением жизненного и духовного опыта Блока. Здесь хронология совпадает с логикой событий-переживаний в жизни поэта.

Некоторые из стихотворений имеют адресата ─ Ксения Михайловна Садовская, с которой Блок познакомился в 1897 году, во время поездки в Германию, на курорт Бад-Наугейм. Ему не было и семнадцати, а она была замужней дамой старше тридцати лет и матерью троих детей. Блок стал ухаживать за ней, невзирая на осуждение обществом, возраст и семейное положение. Он посвящает ей многие стихотворения, которые в последствии вошли в первый цикл трехтомника.

Луна проснулась. Город шумный

Гремит вдали и льёт огни,

Здесь всё так тихо, там безумно,

Там всё звенит, - а мы одни.

Но если б пламень этой встречи

Был пламень вечный и святой,

Не так лились бы наши речи,

Не так звучал бы голос твой!.

Ужель живут ещё страданья,

И счастье может унести?

В час равнодушного свиданья

Мы вспомним грустное прости.

Александр Блок — уникальное явление в классической русской поэзии. Он завершает собой изысканную поэзию девятнадцатого и начинает песню революции двадцатого века.

Пусть светит месяц — ночь темна.

Пусть жизнь приносит людям счастье, —

В моей душе любви весна

Не сменит бурного ненастья.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Твой образ чудится невольно

Среди знакомых пошлых лиц.

Порой легко, порою больно

Перед Тобой не падать ниц.

Любовь несет поэту возможность возвыситься до понимания высшего смысла бытия. Блок видит в своей возлюбленной идеал женственности и красоты. Иногда она принимает черты конкретного человека, но чаще — это символ прекрасного и божественного дара, полученного поэтом за его преклонение и любовь.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанъи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней…

Позже поэт узнает разочарования и измены, потери и испытания. Переживаемые Родиной невзгоды Блок будет оплакивать как личную драму. Унижение России и ее возрождение — все найдет отражение в его поэзии.

О, я хочу безумно жить:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Все сущее — увековечить,

В русской истории Блок увидит залог будущих успехов и подъема страны. Как бы ни унижали, ни старались распять Россию, она возрождалась, обновляясь и становясь еще краше.

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

События в России начала 1900-х годов, общественные настроения и изменения в личной жизни повлияли на творчество поэта Блока и предопределили его дальнейший поэтический путь. Александр влюбился в Любовь Менделееву, дочь известного ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Влияние идей В. Соловьева, философа, публициста и литературного критика, также отчетливо прослеживается в поэзии Блока.

Сам Александр выделял такую особенность в своем творчестве: вся его лирика, наполненная художественным разнообразием, многоплановой проблематикой представляет собой единое произведение.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Трилогия поделена на тома и циклы, внутри которых — многообразие образов, мотивов и поворотов. Сюжет в трилогии как таковой отсутствует, однако мотив выступает связующим звеном и превращает цикл в одну композицию. Он видоизменяется в зависимости от ситуаций, однако его суть остается прежней.

Характеристика трилогии

Свое первое собрание сочинений Блок решает издать в трех книгах, состоящих из 18 циклов.

Первый том посвящен любви и романтике пейзажа. Ключевыми темами стали чувства к женщине и любование природой. Сборник состоит из циклов:

Любовь к женщине приобретает глубокий смысл, отчасти роковой и фатальный. Но не только романтические чувства становятся главной темой лирического героя. Он вплетает в творчество и политический аспект наравне с социальным.

Цель лирического героя Блока в первом томе — приблизиться к идеалу.

Во второй том вошли циклы:

В своем творчестве Блок акцентирует внимание на событиях, которые происходили в то время в стране, поэтому мистицизм перестает фигурировать в прежней степени в лирике поэта. В этот период в России начинается революция, и Блок выступил наблюдателем за происходящими событиями. Он оценивает ситуацию, оставаясь в стороне, рассуждая на тему судьбы народа и интеллигенции.

Родина в творчестве поэта отождествляется с женским образом. Она таинственна и непостижима. Россия того периода неоднозначно воспринимается Блоком.

Это был тяжелый этап в жизни поэта. Блок потом признавал, что данный цикл — одно из самых его больших достижений.

Цель героя второй части трилогии — осознать и исследовать величие страны.

Цель лирического героя остается неизменной со времен второго тома — исследование величия страны и ее дальнейшей судьбы.

Художественный мир поэта

Что представляет собой поэзия Александра Блока? Его можно назвать уникальным поэтом, ведь все его творчество представляет собой единый пласт.

Во главе угла лирики поэта стоит личность человека — современника Блока. Поэту интересны взаимоотношения человека с обществом, природой и космосом. Эта проблема рассматривалась другими авторами, однако она отражалась в форме романа, а не поэзии. Лирический сюжет в творчестве Блока перекликается со сферой чувственного и мыслительного, с мотивацией героев.

Выделяют следующие черты лирики поэта:

  • музыкальность;
  • мистицизм;
  • стремление к духовному;
  • элемент недосказанности;
  • туманность образов.

У Блока каждый герой разный: это обычный посетитель кафе, Гамлет, воин армии Дмитрия Донского. Однако у них единое мировоззрение, одинаковый образ мыслей и аналогичные впечатления от мира.

События начала XX века, произошедшие в стране, нашли прямое отражение в творчестве Блока. Теперь перед нами человек, который резко повзрослел и перестал смотреть на мир через призму романтики, мистицизма и туманных женских образов. Произошла серьезная эволюция в творчестве поэта.

Герой — это человек из низкого городского сословия, бедный и униженный.

А. А. Блок — крупнейший поэт-символист, творивший на рубеже двух грозных веков. За свою недолгую жизнь он написал очень много лирических стихотворений, пьес, поэм. Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные изменения, но сам поэт считал все свои произведения единым целым, своего рода романом в стихах. Всю свою поэзию поэт разделил на три тома, которые соответствовали различным этапам в жизни самого поэта. Эта трилогия получила название “трилогия вочеловечения”. В каждом томе образ лирического героя меняется. Рассмотрим, как меняется образ лирического героя в поэзии Блока.

К самым ранним стихам поэта относятся “Стихи о Прекрасной Даме”. Прототипом Прекрасной Дамы была реальная женщина, Л. Д. Менделеева, которую Блок боготворил. Ярким примером этого цикла является стихотворение “Вхожу я в темные храмы”:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
Как в этом, так и в других стихотворениях раннего периода главными в творчестве Блока являются темы любви, ожидания, поиска идеала. Здесь поэт использует устойчивые образы-символы: сумерки, свет, лампада, клики, туман, красота, тайна, загадка, тень, скрип.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
Очевидно, что лирический герой ранней лирики Блока - романтик.. Для него высшей ценностью является любовь, служение любви, красоте. Он ожидает грядущей встречи с “душой мира”, которая и является воплощением Прекрасной Дамы, Зари, Купины. Несомненно, что в этих произведениях лирический герой является отражением самого поэта, его чувств, переживаний, стремлений. Но уже в ранней лирике обращает на себя внимание двойственность натуры лирического героя. С одной стороны, он не удовлетворен действительностью, стремится отрешиться от всего земного, как от греховного начала, но, с другой стороны, он ждет свою Прекрасную Даму, которая сможет примирить “небо и землю”, спасти мир, находящийся на грани катастрофы.
Совсем по-другому представляется нам образ лирического героя во втором томе “трилогии”. Если в ранних стихах лирический герой все время жил в каком-то мистическом мире, то здесь появляются другие, более земные темы: описание города, низких пошлых людей, к которым лирический герой испытывает отвращение:

. А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
“In vino veritas” кричат.
Мы видим, как в этом стихотворении меняется лексика, используемая поэтом. Вместо мистических, идеальных образов возникают вполне конкретные образы сонных лакеев, пьяниц с глазами кроликов, пыльных переулков. Здесь Блок употребил вульгаризм “торчат”, чтобы подчеркнуть непоэтичность, обыденность обстановки. И именно в этом пошлом мире появляется Незнакомка (символ идеального, высокого). Происходит столкновение высоких идеалов, потребности красоты и гармонии героя с низкой реальностью.

Дисгармоничное, отчаянное состояние героя сменяется чувством любви к Родине. Именно Родина придает поэту силы, которые ему так необходимы для продолжения творчества. С образом Родины у Блока связаны только светлые надежды и воспоминания. Но и образ Родины эволюционирует.
Сначала это спящая красавица, отдыхающая и хранящая силы для будущих великих дел:

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.
Но в цикле “На поле Куликовом” Блок восхищается героическим прошлым России. Здесь Русь уже несется вперед, как степная кобылица, как гоголевская птица-тройка. И этот бег безогляден и бесконечен, как сама Русь.
Но главным образом, олицетворяющим Россию, является образ женщины в цветастом платке:
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.
Возрождение и процветание Родины поэт видит в революционной России. Для него революция становится спасением, он слушает ее “всем сердцем”. Только революционный огонь сможет разрушить все старое, обветшавшее, тянущее назад. Только революция способна создать нечто новое. Блок предупреждает и призывает в “Скифах”. Здесь именно Россия, с ее необузданностью, стихийностью, размахом -носитель новой идеологии. Создание поэмы “Двенадцать”, где представлен революционный лик новой России, завершило “трилогию вочеловечения”.
Таким образом, лирический герой А. А. Блока проходит трудный и сложный путь: от созерцателя, эстета до активного деятеля, созидателя.

Читайте также: