Отличие профессиональных тестов от любительских сочинение

Обновлено: 01.07.2024

Сущность формализованных и малоформализованных методов

Психодиагностика – это область психологии, которая отвечает за разработку теории, методов и измерение индивидуальных психологических особенностей личности.

Существует классификация психодиагностических методик:

  • формализованные;
  • малоформализованные.

Первые состоят из:

  • тестов;
  • опросников;
  • проектированной техники;
  • психофизиологических методик.

Для них характерны:

  • регламент;
  • определение объекта процедуры или испытания (строгое соблюдение инструкций, способов предъявления мотивационного материала, исследователь не вмешивается в деятельность испытуемого и т.д.);
  • наличие и соблюдение стандартов (общие правила для проведения, обработки, представления результатов экспериментов);
  • надежность;
  • валидность.

Задача методов – за короткий срок собрать диагностическую информацию, которая позволяет качественно и количественно сравнивать индивидов.

Малоформализованные же методы содержат:

  • наблюдение;
  • беседу;
  • анализ продуктов.

Они позволяют получить важные сведения о человека, над которым проводят испытание. К предметам относят:

  • мало поддающиеся объективизации психические процессы, явления, например, личностные смыслы;
  • часто изменяемые процессы, явления по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.п.)

Сами по себе данные методики трудоемки так, например, наблюдение может длиться несколько месяцев, также они базируются на профессиональном опыте и психологической подготовке диагностики. Проведение наблюдений, бесед на высоком уровне помогают избежать случайных и побочных факторов на результаты.

Малоформализованные и формализованные методы не противопоставляются, так как они дополняют друг друга. В ходе психодиагностики они должны находиться в гармони, например, сбору данных при помощи тестирования должен предшествовать период ознакомления с обследуемым человеком (биографические сведения, склонности и т.д.) После того, как сведения были получены, их можно использовать в интервью, беседе, наблюдение.

Рассмотрим более подробно формализованные методы.

Классификация тестов по форме

Психология рассматривает четыре группы методик:

  • тесты;
  • опросники;
  • проективные методы;
  • психофизиологические методы.

В научной литературе методы называются тестами, а учебники по психодиагностике – тестологией. Но, тем не менее, тесты бывают разные.

Классификацию тестов можно рассмотреть с разных сторон. Это зависит от признака, взятого за основу деления. Чаще всего рассматривают структурирование по форме и содержанию.

По форме они делятся на:

  1. индивидуальные/групповые;
  2. устные/письменные;
  3. бланковые/предметные/аппаратурные/компьютерные;
  4. вербальные/невербальные.

Индивидуальные тесты подразумевает взаимодействие диагностика и испытуемого с глазу на глаз. Плюсы тестирования:

  • возможность наблюдать за реакцией, мимикой и т.п. исследуемого;
  • возможность слышать и фиксировать какие-либо высказывания, которые помогут в оценке испытания;
  • возможность отметить функциональное состояние;
  • и т.д.

Если испытуемый имеет хороший уровень подготовки, то можно тест заменить другим.

Используется данный метод в случае необходимости тесного контакта с целью оптимизации деятельности испытуемого и применяются в работе с:

  • младенцами;
  • дошкольниками;
  • людьми соматическими нарушениями;
  • людьми нервно-психическими нарушениями;
  • лицами с физическими недостатками;
  • и т.д.

Но индивидуальные тесты требует большого количества времени, чем групповые.

Групповые тесты помогают получить одновременно ответы в группе людей (количество человек – до нескольких сот). Для проведения тестирования детально прорабатываются инструкции, которых исследователь должен строго придерживаться, и процесс. Это необходимо, так как групповые тесты требуют единообразия. Обработка полученных данных не нуждается в высокой квалификации, так как она объектиризирована. При этом результаты могут проверяться с помощью технической составляющей.

Минусы группового тестирования:

  • из-за регламентации полномочий экспериментатора в меньшей мере устанавливается взаимопонимание, трудно вызвать интерес и побуждение к сотрудничеству испытуемого;
  • трудно выявляемые факторы оказывающие влияние на ответы испытуемого;
  • люди, которые не знакомы с такой методикой, в большинстве покажут низкий результат.

Поэтому, если важны какие-то детали, то необходимо:

  • сформировать дополнить групповое тестирование;
  • организовать индивидуальную проверку;
  • собрать информацию из других источников.

Отличие устных и письменных тестов заключается в том, что первые – это зачастую индивидуальные тестирования, а вторые – групповые. Устные ответы:

Письменные ответы тоже могут быть открытыми и закрытыми, и отражаются они на:

Отличие бланковых, предметных, аппаратурных, компьютерных тестов заключается в способах подачи заданий.

Предметные тесты содержат задания, которые представлены в виде предметов:

  • кубики;
  • детали геометрических фигур;
  • карточки;
  • и т.д.

Самые известные способы – это кубики Косса, метод сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского – Сахарова. Такое тестирование больше всего подходит индивидуальному испытанию.

Следующий вид методик – аппаратурные тесты. При использовании данного метода применяются специальные технические средства. Они позволяют провести исследование и зарегистрировать полученные данные. Чаще всего используются следующие технические приборы:

  • измерение времени реакций (реактометры, рефлексометры);
  • изучения характерных черт восприятия, памяти, мышления;
  • компьютеры.

Чаще всего этот метод применяется для индивидуального тестирования.

Компьютерные тесты удобны в современном мире, так как они представлены в виде автоматизированного теста в форме диалога человека с компьютером. Задания высвечиваются на экране монитора, ответы вводятся в память технике при помощи клавиатуры. Таким образом, создается сразу набор данных, т.е. файл, на магнитном носителе. Благодаря стандартным статистическим пакетам проверка результатов в математико-статистической обработке проходит довольно быстро. При необходимости полученные данные можно отразить в виде:

  • графиков;
  • таблиц;
  • диаграмм;
  • профилей.

Этот метод уникален тем, что экспериментатор может извлечь данные, которые получает только компьютер:

Это позволяет составить углубленный ответ психодиагностики.

Отличие вербальных и невербальных тестов заключается в характере стимульного материала. Вербальное тестирование в основе содержит словесно-логические операции с:

Составляющие метода обращаются к памяти, воображению, мышлению в языковой форме. Они зависят от:

  • различий в языковой культуре;
  • уровня образования;
  • профессиональных свойств.

Этот тип метода распространен в:

  • тестах интеллекта;
  • тестах достижений;
  • оценке специальных способностей.

В невербальной методике тесты представлены в наглядном виде, например:

  • картинки;
  • чертежи;
  • изображения;
  • и т.д.
  • снижает влияние на результат языковых различий;
  • значительно облегчает процесс тестирования с лицами, у которых присутствует нарушение речи/слуха или низкий уровень образования.

Невербальный метод часто применяется при оценивании пространственного и комбинированного мышления. Он используется в:

  • методике изучения интеллекта;
  • методике изучения общих и специальных способностей;
  • методике изучения достижений.

Классификация тестов по содержанию

Различают следующие виды тестов:

  1. Интеллекта;
  2. Способностей;
  3. Личности;
  4. Достижений (занимают особое место в классификации, так как их используют для решения индивидуальных психологических проблем).

1. Тестирование интеллекта, или IQ нужны для исследования и измерения интеллектуального развития человека. Это самая распространенная методика в психодиагностике. Здесь рассматриваются в первую очередь познавательный процесс и функции (мышление, память, внимание, восприятие).

По форме они бывают:

  • групповые/индивидуальные;
  • устные/письменные;
  • бланковые/предметные/компьютерные.

Каждое задание имеет один правильный ответ, по их количеству определяются способности интеллекта. За последние 35-40 лет стремительно разрабатываются вербальные критериально-ориентированные методы исследования умственных знаний. Отличие от традиционных тестов – поиск своего решения определенной логической задачи, при использовании понятий и терминов, включенные в учебную программу. Их применение определяет трансформацию знаний в предмет мыслительной деятельности.

2. Метод оценивает индивидуальные возможности человека в овладение знаний, навыков, умений в разных областях:

  • математике;
  • технике;
  • литературе;
  • художественной деятельности.

После n-количества раз проведенных исследований, психологи сделали вывод, что данное тестирование не показывает измерение возможности навыков и т.п., а отражает само их наличие.

Способности делятся на два вида:

По форме метод бывает:

  • индивидуальные/групповые;
  • устные/письменные;
  • бланковые/предметные/аппаратурные;
  • и т.д.

Критерий оценки – правильный ответ.

3. Тестирование психодиагностики, которые оценивают поведение человека в определенных условиях ( по мнению психологов, считается интеллектуальной особенностью) и неинтеллектуальные проявления, например, эмоционально-волевые компоненты психики:

Метод личности фиксирует общие психологические элементы, которые лежат в основе познавательной и личностной сторон индивида.

Тестирование личности тоже делиться на два вида:

Неинтеллектуальные свойства измеряются:

4. Данный метод отвечает за контроль успешности и оценку объема знаний, навыков, умений после обучения, общей и профессиональной подготовки. Т.е. тест достижений измеряет влияние. Метод часто используют для оценивания таких достижений, как:

  • школьные, учебные (по форме зачастую бывают групповые и бланковые, но могут быть компьютерные);
  • профессиональные достижения (по форме чаще всего аппаратурные (тестирование исполнения или действия), письменные, устные).

Классификация опросников

Опросники личности

Это своего рода самоотчеты, сделанные по стандарту. По форме они бывают: групповые, индивидуальные, письменные, бланковые, компьютерные.

Плюсы такого вида опроса:

  • простота регистрации;
  • простота обработки данных;
  • наличие четкой формализации оценки.

Плюсы открытых опросов:

По содержанию они отражают:

  • черты личности;
  • типологию личности;
  • мотивы;
  • интересы;
  • ценности;
  • установки.

Опросники-анкеты

Данный метод необходим для получения сведений о человеке, не относящиеся к личностным качествам, например, для сбора данных биографии. Опросники представлены в виде жесткого фиксированного порядка, содержания и формы вопросов. Ответы должны быть такими же четкими. Их испытуемый может давать в отсутствие экспериментатора, т.е. форма заочного опроса, и с его участием – прямой опрос.

Классификация анкетных опросов включает в себя содержание и конструкции задаваемых вопросов. Анкеты бывают с:

  • открытыми вопросами;
  • закрытыми;
  • полузакрытыми (допускает собственный вариант ответа испытуемого).

Часто опросники-анкеты используются для получения информации о биографии человека. Они затрагивают в себя такие вопросы как:

  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • семейное положение;
  • уровень и характер образования;
  • специальные навыки;
  • продвижение по карьерной лестнице.

Классификация проективной техники

Метод помогает составлять психодиагностику личности. Здесь исследование проводится глобально, а не по отдельным чертам индивида. Отличительный признак от других методов психологии – использование неопределенных стимулов. Их участник исследования самостоятельно дополняет, интерпретирует, развивает и т.д.

  • в интерпретации субъектом содержания сюжетных картинок;
  • завершение незаконченных предложений;
  • толкование неопределенных очертаний;
  • и т.д.

Методики, по своей сути, часто индивидуальны, поэтому по форме они бывают:

Виды проективных методов:

  • структурирование (создание смысловых стимулов);
  • конструирование (формирование из деталей осмысленного целого);
  • интерпретация (объяснение событий);
  • дополнение (завершение предложения, истории и т.п.);
  • катарсис (реализация игровой формы в определенных условиях);
  • экспрессия (рисование на свободную или заданную тему);
  • импрессия (выбор главного стимула).

Классификация психофизиологических методик

Суть данного метода – психодиагностика природных особенностей человека, которые обусловлены базовыми свойствами нервной системы (НС).

Индивидуальные отличия, которые объяснены качествами НС, не имеют содержания психического. Они проявляются в формально-динамических свойствах психики, поведении человека, т.е. здесь учитываются:

  • быстрота;
  • помехоустойчивость;
  • работоспособность;
  • и т.д.

Данный метод, с точки зрения индивидуальных различий, не оценивает индивида, т.е., например, при проведении теста интеллекта конечным результатом будет оценка умственных способностей. Так происходит, так как нельзя утверждать какие качества НС лучше, какие, нет. Их проявление зависит от условий, ситуаций.

Для того чтобы обосновать полученные результаты используют:

  • стандартизацию;
  • надежность;
  • вилидность.

Чем отличается профессиональный подход к делу от любительского (в том числе и в инвестициях)? Один из аспектов такого отличия - это образ мышления, но всё, конечно, многограннее и сложнее – отличий много и вот только некоторые из них:

1. Любители (в хорошем смысле) останавливаются, когда чего-то добиваются. Профессионалы понимают, что первоначальное достижение - это только начало.

2. У любителей есть цель. У профессионалов есть свой процесс.

3. Любители считают, что они в целом разбираются во всем. Профессионалы понимают круг своей компетенции.

4. Любители воспринимают обратную связь и советы как критику. Профессионалы знают, что у них есть слабые места, и ищут вдумчивой критики.

5. Любители ценят результат отдельных сделок. Подумайте о принимающем, который поймал мяч один раз при очень трудном броске. Профессионалы ценят последовательность. Могу ли я поймать мяч в одной и той же ситуации 9 раз из 10?

6. Любители сдаются при первых признаках неприятностей и считают себя неудачниками. Профессионалы считают неудачи частью пути к росту и мастерству.

7. Любители понятия не имеют, что именно увеличивает шансы на достижение хороших результатов. Профессионалы имеют.

8. Любители приходят на тренировку, чтобы повеселиться. Профессионалы понимают, что то, что происходит на практике, происходит и в играх.

9. Любители сосредотачиваются на выявлении своих слабых мест и их улучшении. Профессионалы сосредотачиваются на своих сильных сторонах и на поиске сильных людей в тех областях, где они слабы.

10. Любители думают, что знания - это сила. Профессионалы передают друг другу мудрость и советы.

11. Любители стремятся всегда быть правыми. Профессионалы сосредоточены на достижении наилучшего результата.

12. Любители сосредотачиваются на мышлении первого уровня. Профессионалы ориентируются на мышление второго уровня.

13. Любители считают, что все хорошие результаты - это их достижение. Профессионалы понимают, когда хорошие результаты - это результат удачи.

14. Любители ориентируются на краткосрочную перспективу. Профессионалы ориентируются на долгосрочную перспективу.

15. Любители сосредотачиваются на том, чтобы разрушать мнения других людей. Профессионалы стремятся сделать всех лучше.

16. Любители винят других. Профессионалы берут на себя ответственность.

18. Любители идут быстрее. Профессионалы идут дальше.

19. Любители действуют с первой мыслью, которая приходит им в голову. Профессионалы понимают, что первая идея редко бывает лучшей.

20. Любители формируют мысли, которые невозможно опровергнуть. Профессионалы этого не делают.

21. Любители мыслят абсолютом. Профессионалы думают о вероятностях.

22. Любители считают, что вероятность того, что у них будет лучшая идея, высока. Профессионалы знают, что вероятность этого невелика.

23. Любители считают разногласия угрозой. Профессионалы видят в них возможность учиться.

Есть множество других различий, но их можно свести к двум вещам: страху и осознанию реальности. Любители считают, что мир должен работать так, как они хотят. Профессионалы понимают, что им нужно работать с таким миром, каким он есть.

Пища для размышлений:

🔸Если не считать удачи, какой подход, по вашему мнению, даст лучшие результаты?

🔸В каких обстоятельствах вы ведете себя как любитель, а не как профессионал?

Еще больше статей читайте в нашем канале в Telegram .


Массовый интерес к тестам определяет не столько нарциссизм, сколько наша нереализованная потребность играть, желание узнать про себя что-то важное и возможность мгновенно обесценить результат.

Psychologies: Почему нам так нравится отвечать на вопросы тестов?

Чем объяснить стремительное распространение тестов по Сети?

Публиковать в соцсетях свой результат для всеобщего обозрения – безусловно, в этом есть доля нарциссизма. Многим из нас важно, как мы выглядим в глазах других людей. И публикуем мы, как правило, только результаты, которые нравятся нам самим. Показать, что ты похож на всеми любимого персонажа, – значит приблизиться к нему и взять себе часть его привлекательности. В разумных количествах этот опыт полезен.

Конечно, профессиональные тесты в том случае, если они отвечают стандартам качества тестирования, дают неизмеримо больше и опыта, и ценной информации. Вопросы в них касаются ключевых моментов переживаний и поведения человека, поэтому позволяют сфокусироваться на самых важных аспектах нашей жизни. Шуточные тесты часто составляются наобум, их результат понятен и предсказуем, но привлекательность их выше, хотя бы потому, что они требуют куда меньше работы личности.

Стоит ли доверять результатам?

С тестами в интернете, как и с любой другой информацией, стоит быть осторожнее. Если отличить шуточный тест от профессионального достаточно легко, то отделить хороший профессиональный тест от плохого не так просто. Ни авторство известного психолога (особенно давно умершего), ни обещания раскрыть все тайны бессознательного не являются гарантией качества теста, а значит – и гарантией того, что человек получит полную и достоверную информацию о себе.

Меняется мир, меняются люди, профессии – и тесты должны успевать вслед за этими переменными. Проходя сейчас тест Айзенка в том виде, в котором Ганс Айзенк сконструировал его в 1963 году, мы сравниваем себя не со своими современниками, а с человеком 1960-х годов, что, может быть, и интересно, но не слишком информативно в сегодняшнем мире. Поэтому, проходя профессиональные психометрические тесты в интернете, стоит хотя бы поинтересоваться, когда они обновлялись и с кем вы сравниваете себя.

Чем профессиональный тест отличается от любительского?

Для этого опрашиваются люди, обладающие теми же признаками, что и те, на ком впоследствии этот тест будет проводиться, и проводятся расчеты, подтверждающие качество теста. Если какие-то показатели оказываются неудовлетворительными, тест меняется и исследование повторяется до тех пор, пока полученные значения не удовлетворят авторов. Автор профессионального психометрического теста всегда может доказать, почему каждый конкретный респондент получил именно тот результат, который он получил.

Существует и промежуточная между профессиональными и любительскими тестами группа методик: они создаются профессиональными психологами, но не проходят психометрическую проверку. Их цель – тоже скорее развлекательная, но, в отличие от любительских, они все же основаны на профессиональном опыте и интуиции психолога. Их результат, даже если не совсем достоверный, может заставить задуматься о жизненных вопросах и пути развития личности.

Насколько достоверны результаты так называемых проективных тестов – Люшера, Роршаха и других, – если проходить их в интернете?

Что делать человеку, который вдруг обнаружил в себе некую таинственную потребность и неудержимую тягу к творчеству? Что делать тому, кто услышал внутри себя некий голос, который тревожит, будоражит и зовёт куда-то в неведомое.

Призывает как минимум взять и срифмовать что-то, записать какое-нибудь впечатление, описать увиденное, почувствованное, пережитое.

(1) Что делать человеку, который вдруг обнаружил в себе некую таинственную потребность и неудержимую тягу к творчеству? (2)Что делать тому, кто услышал внутри себя некий голос, который тревожит, будоражит и зовёт куда-то в неведомое.

(3)Призывает как минимум взять и срифмовать что-то, записать какое-нибудь впечатление, описать увиденное, почувствованное, пережитое.

(4)Такие позывы человек может ощутить в любом возрасте и в любом душевном состоянии, занимаясь делами, очень далёкими от всякого творчества. (5)Что же ему делать?

(8) Вот только обольщаться и надеяться на значительные результаты не стоит.

(13) И взявшаяся за живопись доярка, и кандидат экономических наук, засевший за литературу, и псевдопевец, горланящий песни под караоке, вспоминая, что когда-то пел в детском хоре и учился в музыкальной школе, по сути одинаковы.

(14) Все эти люди получают удовольствие и радость от творческого занятия и самовыражения. (15)Они получают ту радость, которую в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности получить не могут. (16)Они получают то самое сладкое удовольствие, которое знает всякий дилетант. (17)Никто, кроме дилетантов, не получает такого сладкого удовольствия от занятия тем, в чём ничего не смыслит, но чувствует свои большие в том способности.

(18)Подлинный художник живёт искусством иначе. (19)Он живёт им тотально, понимая, что ничего другого не может, а главное, не должен делать, даже ради
процветания.

(20)Разница между подлинным человеком искусства и тем, в котором неожиданно проснулся интерес к творчеству, или тем, кто с младых ногтей в свободное от. серьёзных дел* время был склонен к артистизму, такая же, как между настоящим спортсменом и физкультурником.

(21)Подлинный художник начинает чувствовать и даже знать о своей призван пости служению искусству с довольно раннего возраста. (22)У каждого свой путь к началу сознательной и постоянной творческой деятельности. (23)Многим и многим приходилось и приходится преодолевать сомнения и неверие близких, родных да и своё собственное в то, что можно посвятить жизнь искусству.

(24)Жизнь художника таинственна и непонятна людям конкретных

и общественно полезных профессий. (25)Вхождение в жизнь искусством пугает своей непредсказуемостью и отсутствием внятных социально-бытовых ориентиров.

(26)Примеры же жизни и судеб больших художников хоть и притягательны, но почти всегда трагичны и явно неповторимы.

(27)Да и просто признание себе в том, что он может написать книгу, быть композитором и автором симфоний или автором настоящего кино, даётся настоящему художнику непросто. (28)Ведь тогда начинается самое сложное! (29)Тогда начинается испытание!

(30)Ну а те, кто решил вдруг пописать стихи или картины, потанцевать или попеть, научиться игре на каком-нибудь инструменте или поснимать кино. (31)Им не нужно проходить все эти испытания или переживания, страдания и сомнения. (32)Они решают заняться творчеством ради приключений, удовольствия или борясь со скукой. (33)Им всегда есть куда отойти, вернуться или спрятаться.

(34)Тот, кто взялся за творчество не ради всепоглощающего искусства, а ради интересного и увлекательного образа жизни, никогда не сделает ничего стоящего.

(35)Единственное, что у него может получиться, — это немного развлечься.

(36)Только тот, кто смог совершить первые самостоятельные шаги в искусстве, тот, кто познал тяжесть и мучительную суть этого пути, но пошёл дальше, — только тот сможет шагнуть в неведомое, туда, где до него никто не был. (37)Только настоящий художник может сделать это, опровергнув расхожее убеждение, что всё уже давно сказано, придумано, осмыслено и написано.

(По Е. В. Гришковцу)

Что делать человеку, почувствовавшему желание творить? Ни в коем случае нельзя подавлять подобную тягу, ведь это значит, что душа в такой момент требует самовыражения. Заниматься искусством можно в любом возрасте, если личность действительно получает от этого удовольствие. Е.В. Гришковец поднимает в тексте проблему обращения человека к творчеству.

Автор приводит несколько примеров для доказательства своей точки зрения. Так, пожилая женщина из деревни может вдруг взяться за кисти и краски. Она будет искренне радоваться плодам своего творчества, и её картины, может быть, окажутся на какой-нибудь модной выставке. Однако это не значит, что произведения новоиспечённой художницы можно отнести к подлинному искусству. Скорее, она делает это ради развлечения, потому что ей хочется получить новые эмоции.

По мнению Е.В. Гришковца, настоящий художник не просто испытывает удовольствие от того, что делает, а буквально живёт этим. Он понимает, что не может заниматься чем-то другим, потому что творчество – это его призвание. Не всегда оно приносит художнику радость, на его долю обычно выпадает множество испытаний.

Автор противопоставляет второй аргумент первому и тем самым подчёркивает, чем главным образом отличается дилетант от настоящего творца. Жизнь художника зачастую трагична, но его произведения останутся в истории. Тот, в ком неожиданно проснулся интерес к новой деятельности, едва ли сделает что-либо выдающееся.

Таким образом, творчество – это серьёзный тернистый путь. Можно заниматься им ради удовольствия, не претендуя на что-то большее, или же посвятить этому всю жизнь, будучи готовым к мукам и испытаниям.

Читайте также: