Сочинение о милосердии гранин сочинение

Обновлено: 02.07.2024

ЕГЭ по русскому языку. Сочинение по тексту Д.А.Гранина (проблема природы гениальности)

(1)Я думаю, что я так и не понял себя. (2)Человек — больше, чем его жизнь. (3)Иногда гораздо больше. (4)Человек состоит из упущений, неосуществлённых желаний и стремлений, возможностей, (5)То, что осуществлено, — это жизнь. (6)Но огромная часть человека — это неосуществлённое.

(7)Толстой когда-то говорил, что есть числитель и знаменатель у человека. (8)Числитель — это то, чем он является на самом деле, а знаменатель — это то, что он о себе воображает. (9)А я думаю, что да, это дробь, но в числителе то, что ему удалось осуществить, а в знаменателе то, что ему не удалось осуществить. (10)То есть то, чем он был. (11)В числителе то, чем он стал.

(12)У каждого человека, вероятно, есть это соотношение, когда он сам куда больше, чем его жизнь, (13)Поэтому сказать, понял он себя или нет, невозможно. (14)Я не могу,

(20)Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя? (21)Могу только сказать, что я себя во многом не понял.

(22)Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы? (23)Чего я боялся? (24)Страхи у нас многое отняли. (25)Я не понял, почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил? (26)Теперь только я понял, как я не понимал себя.

(27)В итоге жизни получается всегда величина отрицательная, потому что, как я уже сказал, человек всегда больше, чем жизнь. (28)Возможно, есть какие-то случаи более счастливых дробей. гении? (30)У них значения числителя и знаменателя максимально сближены? (31)Трудно сказать. (32)Обычно считается, и, наверное, не без основания, что гений успевает осуществить себя полностью. (33)Что ему предназначено, то он и успевает сделать. (34)Возможно, это и так. (35)Но ведь есть гении, которые пережили себя. (36)Ну, допустим, Россини или Артюр Рембо. (37)Писал, писал, перестал писать, стал купцом. (38)Осуществил то, что у него было запрограммировано, программу свою гениальную, или гениевую, осуществил, а потом ушёл — и всё. (39)Есть ещё, наверное, такие примеры, я сейчас просто не помню. (40)Так что с гениями трудно.

(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. (42)Никто этого не понимает. (43)Вот Пушкин. (44)Родился в заурядной семье. (45)Я говорю грубо, но в принципе так. (46)Его не понимали. (47)Дядя его — банальный стихотворец. (48)Почему вдруг в этой среде появляется нечто невероятное? (49)И исчезает, не повторяясь, навсегда? (50)Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему? (54)Что, сочетание генов? (55)Это беспомощное объяснение.

(56)Это очень странные вещи, но очень важные. (57)Потому что жизнь без гениев была бы неинтересной. (58)Гений — это не пример для жизни, ему нельзя следовать. (59)Таланту ещё как-то можно следовать. (60)А гению…

(61)Во-первых, нет никакого соотношения между жизнью гения и его созданиям. (62)Это никак не соотносится. (63)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом. (66)Гёте, например. (67)Тайный советник, благопристойный немецкий быт.

(68)Я не рискну ничего определённого сказать про гения. (69)Всё, что сделал Моцарт, это так прекрасно и так велико, что бессовестно считать, что он мог бы ещё многое написать. (70)Может быть. (71)Думается, что если бы Пушкин ещё прожил, он написал бы не одну замечательную вещь. (72)Или нет? (73)Это вещи таинственные, которых грех касаться. (По Д. А. Гранину

* Даниил Александрович Гранин

(1919-2017) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель, ветеран Великой Отечественной войны.

Каждый человек по-своему уникален, сложен и многогранен. Поэтому далеко не все могут разобраться в себе, понять собственную суть. А гениальная личность и вообще непостижима. В представленном тексте Д.Гранин пытается выяснить проблему природы гениальности.

Писатель, рассуждая над этим вопросом, спорит с общепринятым мнением, что истинные творцы, в отличие от обычных людей, смогли реализовать себя полностью. Но автор вспоминает композитора Россини и поэта Рембо, которые внезапно остановились в своём развитии и даже ушли в другую деятельность, став ничем не примечательными людьми. Этот пример показывает, что природа гениальности заключается вовсе не в полной реализации в жизни. Д.Гранин, стараясь постичь суть гениальности, пытается найти ответ в другом факторе — в создании благоприятной среды для возникновения гения. Он вспоминает семьи одарённых личностей, но пример семьи Пушкина или Моцарта не может служить аргументом: окружение было самым обычным, и ничто не предвещало рождения гения именно в этом роду. Автор этим примером хотел показать, что природа уникальности личности не поддаётся обычной логике и некой систематизации.

Прочитав этот текст, начинаешь задумываться над тем, что стоит пытаться приблизиться к великим в своём желании самореализации, в преодолении трудностей, в жажде творчества и постижения мира.

Сочинение о милосердии (по статье Д. Гранина)

Текст ЕГЭ Д. Гранина. О милосердии. Проблемы.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>); Текст ЕГЭ Д. Гранина о милосердии. Примерный круг проблем.

(1)В прошлом году со мной приключилась беда. (2)Шёл я по улице, поскользнулся и упал… (3)Упал неудачно, хуже некуда: сломал переносицу, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. (4)Было это примерно в семь часов вечера. (5)В центре города, недалеко от дома, где я живу.

(6)С большим трудом поднялся… (7)Лицо залито кровью, рука повисла плетью. (8)3абрёл в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. (9)Куда там — она продолжала хлестать, и я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. (10)И говорить-то не могу — рот разбит.

(11)Решил повернуть назад, домой.

(12)Я шёл по улице, думаю, не шатаясь. (13)Шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестело от крови. (14)Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. (15)Народу на улице было много. (16)Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. (17)Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. (18)Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. (19)Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи…

(20)Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. (21)Надо добираться до дома.

(28)Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей; поначалу я злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. (29)И нечто подобное отыскивал и в своём поведении. (30)Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя. (31)Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в собственном поведении: желание отойти, уклониться, не ввязываться… (32)И, уличив себя, начал понимать, каким привычным стало это стремление, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>); (33)Раздумывая, я вспоминал и другое. (34)Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (35)Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. (36)Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… (37)Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. (38)Но не о них речь, мы сейчас говорим о главных жизненных правилах той поры.

(46)И в самом деле, что же это с нами происходит? (47)Как мы дошли до этого? (48)Как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие? (49)Как это стало обычным, нормальным?

(50)Я уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (51)Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (52)Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(53)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве, — всегда давал мне медяк и говорил: поди подай. (54)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело страшновато, — подавал. (55)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (56)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. (57)В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

(58)И, как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить. (59)Упражняется ли милосердие сегодня в нашей жизни. (60)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (61)Толчок, призыв к нему?

(62)Всегда существовали и будут существовать разные возможности для проявления милосердия человеческого, которые нужно использовать. (63)Не только в чрезвычайных, аварийных случаях необходимо проявление милосердия, оно должно находить своих адресатов и в обычной жизни. (64)Пусть не угаснет свет милосердия в сердцах людей!

Даниил Александрович Гранин (1919-2017 гг.) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.

Примерный круг проблем:

1. Почему сегодня люди способны оставить нуждающегося в помощи человека без внимания? К чему приводит нежелание проявлять милосердие? 2. Как относились к нуждающимся в помощи в военное время? 3. В чем принципиальное различие в отношении к нуждающимся в помощи людям в военное и мирное время? 4. Как сохранить милосердие в сердцах людей? 5. Как пробудить милосердие? 6. Когда необходимо проявлять милосердие? Существуют ли возможности для проявления милосердия сегодня?

Д.А.Гранин в тексте поднимает проблему утраты милосердия.

Автор убеждает нас в том, что милосердие постепенно уходит из нашей жизни. Поэтому то что дается нам при рождении нужно тренировать, иначе оно исчезнет.

Я согласен с автором, без сострадания к ближнему, отзывчивости наша жизнь невозможна. А равнодушие приводит к трагическим последствиям. Поэтому милосердие должно быть неотъемлемой частью характера любого человека.

Так, например, в рассказе Л.Петрушевской "Шопен и Мендельсон" хорошо показано равнодушие человека. Женщина, услышав, что кто-то плачет как ребенок выше этажом, ничего не сделала, хотя и знала, что там больные люди. И из-за этого два старика, которые нуждались в помощи, умерли.

Таким образом, важно сохранить в себе человечность, способность откликаться на чужую боль, не быть черствым и бездушным человеком.

Содержание сочинения

К1. –1 (из 1). Формулировка проблемы. Проблема сформулирована верно:

К2. – 5(из 6). Комментарий к проблеме. Приведены два примера-иллюстрации. Дано к ним пояснение. Смысловая связь названа как сопоставление при комментарии второго примера. Пояснение к ней не дано. Звучит вывод из второго примера-иллюстрации и только.

К3. – 1(из 1). Позиция автора верна.

К4. – 1 (из 1). Своё согласие с авторской позицией высказано с опорой на художественный текст.

Речевое оформление

К5. – 1(из 2). Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

К6. – 0 (из 2). Точность и выразительность речи. Есть неточности в речи, есть речевые повторы.

Грамотность

К7. – 3(из 3)Соблюдение орфографических норм

К8. – 1 (из 3)Соблюдение пунктуационных норм.

К9. – 1(из 2). Соблюдение грамматических норм

К10. – 1 (из 2) Соблюдение речевых норм.

К11. – 1 (из 1) Соблюдение этических норм.

К12. – 1 (из 1). Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Тема статьи Д. Гранина нравственность, а точнее одна из ее составляющих – милосердие.
Автор статьи поднимает интересную проблему: является ли чувство милосердия устаревшим?
Свои рассуждения писатель начинает с тезиса, что милосердие устарело.
Аргументом является то, что даже в словаре слово “Милосердие” отмечено как устаревшее и в подтверждение своей мысли приводит пример, когда в г. Ленинграде была переименована улица Милосердия.
Для того чтобы мы понимали как важна эта проблема автор рассказывает о том что милосердие

– “древнее необходимое чувство, свойственное всему живому”.
В конце своих размышлений Д. Гранин приходит к выводу о том, чтобы милосердие не утрачивалось из нашей жизни его необходимо тренировать.
Автор убежден: “изьять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности”. Он уверен, что люди способны к состраданию, оно дается нам при рождении вместе с душой и как все нравственные чувства слабеет, если им не пользоваться.
Позиция самого Д. Гранина ярко выражена в последнем абзаце: автор убежден, что воспитание чувства милосердия в современном обществе

– необходимость.
Автор не обличает, не критикует, он обращает наше внимание на то, как дорого чувство милосердия.
Такое отношение писателя не случайно, будучи совсем молодым, он прошел великую Отечественную войну и видел много примеров проявления милосердия, спасших жизни людей.
Я с интересом прочитал статью Д. Гранина и искренне заинтересовался этой проблемой.
Ведь в современном обществе многие люди забыли, что такое милосердие.
Я считаю, причиной является то, что с переменной власти, развалом СССР, в годы перестройки много людей было обмануто. В связи с этим народ стал менее доверчивым и более безжалостным, тем самым изжив милосердие в своих сердцах. В дальнейшем это отразилось на воспитании последующего поколения.

Но по моему мнению, немало людей склонны к состраданию и проявляют милосердие.
Я знаю историю, свидетелем которой был. В детской онкологии, когда маленькой девочке нужна была срочная пересадка костного мозга, врачи долгое время не могли найти донора. После рекламы, опубликованной в СМИ, откликнулся молодой человек, полностью подходивший по всем требованиям, он согласился помочь и отдать часть своего костного мозга. Первый забор стволовых клеток прошел для него тяжело: молодой человек испытывал ужасную боль.

Позже оказалось, что взятого количества не хватило и нужно еще, иначе ребенок умрет, но кроме того в этот раз нельзя было применять анестезию из-за риска здоровью. Несмотря на это молодой человек согласился снова отдать часть костного мозга. Благодаря этому девочка выжила и была благополучно выписана домой.
Подводя итог, скажу, что статья заставила меня задуматься о нравственности, а точнее об одной из ее составляющих – милосердии. Безусловно, в наше время, когда общество почти совсем забыло о взаимопомощи и к чужому горю относится равнодушно, все же остается лучик надежды, что люди поймут, как важно милосердие в нашей жизни

(function(w, d, n, s, t) < w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() < Ya.Context.AdvManager.render(< blockId: "R-A-196325-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-196325-1", async: true >); >); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); >)(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Ответы и объяснения

Милосердие и сострадание - это самые важные особенности человека. Именно благодаря этим качествам человек развивается духовно. В анализируемом тексте Д.А. Гранин обращает внимание читателя на проблему сострадания и милосердия к человеку.

Автор заставляет читателя задуматься о том, как люди могут вести себя в разных жизненных ситуациях и случаях по отношению к тем, кто находится в сочувствии. Также, писать обращает наше внимание на то, что в настоящее время люди стали равнодушны друг к другу по сравнению с военным временем. Хотя сейчас для оказания помощи существует гораздо больше разных возможностей.

Д. А. Гранина интересует вопрос: "Почему же теперь. сытые, здоровые люди зачастую проходят мимо чужого горя?". Не оказав помощь, не проявив чувство сострадания, в скором времени, человека начинает мучать совесть. Автор показывает нам, почему мы так поступаем, на примере учёного, которой не помог одному человеку. Он испытывал чувство вины, а подтверждением этому служит предложение: "Прошло уже столько времени, а мой собеседник, вспоминая про это, не мог отделаться от жгучего чувства стыда. ".

Д. А. Гранин считает, что люди должны сострадать и оказывать помощь друг другу. Писатель призывает читателей не забывать о милосердии, в какой ситуации они бы не оказались.

Моё мнение совпадает с авторским мнением. Безусловно, человек должен иметь чувство милосердия по отношению к другим людям. Потому что без помощи и взаимопонимания людям трудно будет жить. Аргументировать это можно несколькими произведениями литературы.

Рассмотрим литературное творение Л.Н. Толстого "Война и мир". В этом произведении, говоря о милосердии, стоит обратить внимание на Наташу Ростову. Поступок героини очередной раз подтверждает, что милосердие делает человека лишь лучше. Так Наташа Ростова проявляет чувство сочувствия к солдатам. Девушка рвётся на помощь солдатам, передавая им подводы. Она знает, что больше никто им помощи не окажет.

Вспоминается рассказ Шолохова "Судьба человека". Андрей Соколов, человек, который прошёл всю войну, не потерял чувство сострадания. Герой потерял близких ему людей - свою семью. Несмотря на такую трагедию, он проявляет милосердие и заботу к мальчику Ванюше, который также потерял родственников на войне. Андрей сопереживал мальчику, поэтому он решил усыновить его и подарить ему счастье.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что милосердие и сострадание являются важными качествами для любого человека. Эти качества в каждой семье должны воспитываться и прививаться с самого детства.

Читайте также: