Три злодейства германна в повести пиковая дама сочинение

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок внеклассного чтения в 8 классе по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

Тема урока. "Три злодейства" (по повести А.С. Пушкина Пиковая дама")

Цели урока: 1. образовательные: познакомить учащихся с самым загадочным и мистическим произведением А.С. Пушкина, развивать навыки аналитической работы с текстом, показать актуальность произведения в наши дни.

2. развивающие : развитие умения анализировать художественный текст, умения работать со словом, художественной деталью, умения сопоставлять, обобщать.

3. коммуникативные : формировать умение вести дискуссию, уважительно относиться к мнению одноклассников.

4. воспитывающие : формирование нравственных принципов, распознавание истинных и ложных ценностей, неприятие эгоизма, грубого расчета, бесчеловечности.

1. Организационный этап. Мотивирование учащихся

На фоне вальса П. И. Чайковского инсценирование отрывка из 4 главы повести. " Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства, "- небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу с Лизаветой Ивановной. "Молодая мечтательница" очень серьезно воспринимает "мазурочную болтовню" кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспомнит: "У этого человека по крайней мере три злодейства на душе."

Какие же три злодейства совершил Германн? - вот вопрос, на который мы с вами должны ответить.

Итак, тема сегодняшнего урока "Три злодейства" (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама")

Эпиграф к уроку : Человек есть тайна.

Ф. М. Достоевский.

2. Аналитическая беседа по произведению.

1. История создания повести.

"Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком",- этими словами Ф. М. Достоевского мы начнем разговор о "Пиковой даме" Пушкина, полной загадок и тайн.

А.С. Пушкин говорил, что завязка повести не вымышлена. Старая графиня - это Наталья Петровна Голицына, мать московского губернатора, действительно жившая в Париже. Внук её Голицын рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. "Попробуй,"- сказала бабушка. Внучек поставил и отыгрался. "Пиковая дама" произвела при появлении в 1834 году всеобщий говор и перечитывание от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением" (С. Анненков).

2. Анализ повести .

"Человек очень замечательный", - так отзывается о главном герое Томский.

- Чем же замечателен Германн?

Пушкин создает образ внешне заурядного, даже скучного человека ("жил одним жалованьем, не позволял себе ни малейшей прихоти", "никогда не брал он карты в руки" ("Его состояние не позволяло ему. жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее"), в котором, впрочем, жили "сильные страсти"и "огненное воображение"азартного человека, который "целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры".

- Чем объяснить подобную противоречивость натуры пушкинского героя?

"Сын обрусевшего немца" Германн совместил в себе бескрылую немецкую философию, лишенную поэзии ("расчет, умеренность и трудолюбие" ) с сильными страстями русского человека, про которого Достоевский скажет: " Широк человек". Эти страсти скрываются, но не могут не почувствоваться окружающими." У него профиль Наполеона и душа Мефистофеля", - приоткроет завесу тайной, внутренней жизни Германна Томский.

- Какое слово (глава 3) точнее передает исключительность Германна?

Не картежник, тешащий самолюбие за карточным столом, не раб карт, а игрок, умеющий выждать и сесть за стол только тогда, когда решается судьба, и поставить на карту всё, вплоть до жизни, своей и чужой. Как истинный игрок, он сочетает в себе азарт, до поры сдерживаемый, и расчет, доставшийся от предков.

Пересказ анекдота о трех картах. (глава2).

- Как подействовал на Германна рассказ о трех картах? В каком вопросе Германна проявляется его истинная сущность игрока?

"Почему же не попробовать своего счастья?" Германн, отозвавшийся на историю, рассказанную Томским, внешне пренебрежительно :"Сказка!", уловивший недоверчивые отзывы других игроков( "случай", "порошковые карты", "однако спать пора") все же загорелся жаждой узнать тайну и сказочно быстро "утроить, усемерить. капитал" и доставить себе "покой и независимость.

- Что приносится во имя "пробы" этого счастья? Кто же первая жертва Германна?

Осуществление плана начинается с растаптывания чувства Елизаветы Ивановны. Способность любить - главная мера человека. Германн не только не способен любить, но и позволяет себе надругаться над чувством девушки.

- Что мы узнали о Лизавете Ивановне? Как ей живется в доме графини? Как относятся к ней молодые люди? О чем она мечтает? (глава 2)

- Чем же покорил девушку человек с "душой Мефистофеля"? Почему Лизавета Ивановна поверила ему?

В душе игрок Германн по-немецки педантично играет в любовь, демонстрируя все приметы влюбленного.

- Назовите эти приметы.

Письмо с признанием в любви (" слово в слово , взятое из немецкого романа", но " Лизавета Ивановна по-немецки не умела и была очень им довольна"), за которым последовали другие, заставили девушку, не искушенную в таких делах , поверить в честные намерения молодого незнакомца. Тем более что Германн правильно избрал предмет своей наигранной страсти: "Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела вокруг себя, с нетерпением, ожидая избавителя:

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала . кого-нибудь,

Тем более что Германн пишет "вдохновенный страстью", он "трепещет, как тигр", ожидая назначенного времени.

- Что это за страсть?

"Деньги, - вот что алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его!" - позднее поймет девушка, она осознает. что "эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это была не любовь" Это позднее она ощутит себя "слепой помощницей разбойника" и заплачет в "позднем мучительном своем раскаянии".

- Страдает ли "суровая душа" Германна? Если страдает, то от чего?

"Сердце его также терзалось"; но не от рыданий девушки и осознания совершенного, его ужасает "невозвратная потеря тайны, от которой ждал обогащения". Несмотря на отчаяние, Лизавета точно определяет суть Германна: "Вы чудовище!" ( гл. 4)

Итак, первое злодейство - это растоптанное чувство, разбитое сердце.

- Кто же является второй жертвой ненасытного корыстолюбия?

- Что мы узнали о старой графине? На что готов пойти Германн, чтобы овладеть тайной трех карт?

Игра, затеянная с графиней не менее цинична: "подбиться в её милости, -пожалуй, сделаться её любовником"

- Как Пушкин предупреждает читателя о надвигающейся трагедии?

Германн готов продать душу дьяволу.

- Почему графиня не открыла своей тайны? Можно ли верить графине? Как автор убеждает читателя в правдивости слов старой графини? (гл. 3). Какова роль лексического повтора?

"Это была шутка, клянусь вам! Это была шутка!" И мы, безусловно, верим графине: старый человек клянется, дважды говорит слово "шутка", дважды

автор отметит: "графиня молчала" (все сказано!). Ей нечего выдавать - тайны не было.

- Графиня поклялась, что легенда о трех картах - шутка. Почему же Германн не верит ей?

Герой Пушкина действительно уже после того, как дан ответ, "с трепетом ожидал её ответа". "Этим нечего шутить!"- сердито возражает он графине. Азарт игрока, рвущегося к умножению капитала, глух к доводам рассудка. Душа, алчущая денег, затмевает не только разум, но и совесть. "Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе"

- Убитая любовь, убитая жизнь. Что же или кто станет третьим звеном это страшной цепи "злодейства"? Кто же третья жертва?

Злодейства человека, совершенные против других людей, неизбежно ведут к его саморазрушению. Еще до героя Достоевского Германн мог воскликнуть: " Я себя убил, а не старушонку"

- Как вы оцените поведение Германна в церкви?

Эпизод из фильма "Пиковая дама", 1982 год, режиссер И. Масленников.

- Все же Германн добился своего : он узнал секрет графини. От кого? Была ли умершая старуха (её призрак) в комнате Германна? Или это было видение? Почему Германн записал это видение?

Он видению поверил: все мысли его слились в одну - воспользоваться тайной, которая ему дорого стоила. Итак, призрака не было - но Германн его видел. Графиня не выдавала секрет трех карт - но Германн его узнал.

Чтение заключительных страниц повести.

- Случайно ли выигрывают две карты?

Временный триумф Германна как предвестие страшной в своей необратимости катастрофы, которая тем ужаснее, чем менее ожидаема."Дама ваша убита!"- разрушена бредовая, бесчеловечная идея алчного обогащения - сразу и навсегда.

- Случайно ли сумасшествие Германна?

Алчная жажда обогащения постепенно заслоняет в его душе все остальные человеческие чувства : ни сомнения, ни раскаяния , ни угрызения совести не испытывает герой (" Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого, " - авторская оценка героя). У Германна профиль Наполеона - бесчувственный профиль, словно отчеканенный на монете.

Соединения корыстолюбия с огненным воображением привело Германна к трагическому концу: человек с душой Мефистофеля превращается в душевно больного. Мечтая обрести покой и независимость, он до конца своей жизни словно в наказание себе и в назидание другим повторяет название трех карт "тройка, семерка, туз" (формулу выигрыша обогащения), которая чередуется с другой комбинацией "тройка, семерка, дама" - символом краха человека и игрока"

- В чем актуальность повести "Пиковая дама" сегодня, в наши дни?

Пусть история Германна станет предостережение нам, в наше время, когда о "золотом тельце" и сегодня мечтают многие и многие, а компьтерные игры приобретают характер эпидемии. Из-за игромании жизнь превращается в мучительное существование! Рушится все: взаимоотношения в семье, работа, отношения с любимыми, друзьями. Практически невозможно находиться наедине с собой, вся жизнь стремительно летит под откос! Сердце наполняется горечью, негодованием, отчаянием.

Игромания - это болезнь души. Игрок погружается в виртуальный мир, в котором находит воплощение своих фантазий. Люди, страдающие игроманией, теряют связь с реальным миром, они забывают семью, друзей, учебу, работу. Страсть к азартным играм провоцирует агрессию, люди, одержимые игрой, часто совершают преступления. ( в качестве примера можно использовать интернет ресурсы)

3. Домашнее задание : 1 вариант составить даймонд (образ Германна), 2 вариант - синквейн.

Главный герой обладал эгоистичной и честолюбивой натурой. Германн поставил перед собой цель — существенно улучшить свое материальное положение. Персонаж копит деньги, стараясь ни на что лишнее их не тратить.
Но однажды Германн узнает от Томского, что его бабушка хранит тайну, связанную с комбинацией трех карт. Именно эти карты обеспечат игроку выигрыш. Как только Германн узнает потрясающую новость, он теряет покой и больше не может ни о чем думать. Он хочет во что бы то ни стало разгадать секрет трех карт, чтобы реализовать свою цель. И у героя получается разгадать секрет. Однако путь, который привёл главного персонажа к истине, является очень жестоким. Германн обманывает воспитанницу Анны Фёдоровны, чтобы пробраться в дом старой графини. Главный герой, угрожая старухе пистолетом, требует, чтобы она раскрыла свой секрет. Главную героиню охватил непреодолимый страх, графиня упала и умерла. Таким образом, женщина скончалась по вине Германна. И его это нисколько не угнетало. Он просто ушел. Не будем забывать и о том, что Германн обманул Лизавету, которая отличалась доверчивостью.

Что было дальше? Тайна приснилась Германну, но во сне он обещал графине в обмен за ее откровенность жениться на Лизе. Герой и тут проявил подлость, нарушив клятву. Он целиком погрузился в мир азарта и разорил многих людей, пользуясь своим секретом, то есть играя нечестно. Проиграв все, герой попал в лечебницу для душевнобольных людей. На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что персонаж является злодеем, а не жертвой, ведь он сам сделал множество плохих поступков и даже не испытывал мук совести.

Можно утверждать, что в образе Германна Александр Пушкин показал одновременно и злодея, и жертву. Персонаж повести довёл Анну Федоровну до смерти, обманул Лизу, мошенничал за игорным столом, однако это произошло из-за того, что Германн стал пленником человеческой алчности. Чрезмерное стремление героя разбогатеть не только погубило личность Германна, но и привело его к трагедии. В своем произведении Александр Сергеевич хотел донести до читателя простую истину. Жажда наживы очень опасна для человека.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 27.02.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 22.07.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 27.08.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Характер

Сравнение с Мефистофелем тоже не случайно. Молодой человек искушал невинную девушку, чтобы добиться своей цели. Он на самом деле совершил три злодейства, только чуть позже, чем думал Томский.

Во-первых, мужчина ставил под удар честь Лизы, воспитанницы графини Анны Федотовны, не только забрасывая её письмами, но и придя ночью к ней в комнату.

Во-вторых, он как вор проник в чужой дом под покровом ночи с недобрыми намерениями.

Сумасшествие

Последней каплей, которая поставила точку в его горячечном мозгу, был проигрыш. Герман поставил на карту всё: совесть, честь, последние деньги, в конце концов, стал невольным убийцей. Его психика не выдержала такого напряжение, результат — сумасшедший дом.

Заключение


Пример сочинения на тему: Герман - злодей или жертва?

Герман имел честолюбивую, тщеславную и эгоистичную натуру. Он задался целью основательно улучшить собственное материальное благополучие. Молодой человек пытается накопить капитал, стараясь не тратить средства впустую.

Далее события развивались следующим образом: карточный секрет – заветную комбинацию из 3 карт, Герман увидел во сне. И во сне молодой человек в обмен на то дал обещание графине Томской взять в жены Лизавету. Но, получив желаемое, герой тут же забыл о своей клятве, снова поступая подло. Азарт взял верх над его разумом, он с головой окунулся в игру и, воспользовавшись своей тайной, сделал нищими многих игровых партнеров. Его нечестная игра всегда приводила к выигрышу. Но за свои низкие поступки он был наказан. Однажды он все проиграл и оказался в психиатрической лечебнице. Исходя из всего этого, можно говорить о том, что главный герой – персонаж отрицательный. Он злодей, а не жертва, потому что совершил по отношению к своему окружению много плохого и за свои деяния не чувствовал никаких угрызений совести.

Но, если все же предположить, что Герман является жертвой, а не злодеем, то можно утверждать, что он жертва собственного легкомыслия и страсти. Персонаж был просто одержим идеей – разбогатеть любым способом, неважно каким – честным или бесчестным. Он совершенно забыл о здравомыслии, о разумном подходе к достижению жизненной цели, дав одержать верх азарту и страстям над разумом. Если бы герой мыслил здраво, то он бы не был так абсолютно уверен в выигрыше, понимал бы, что в игре всегда есть вероятность и поражения, проигрыша, и что на секрет из 3 карт нельзя всецело полагаться. А везучесть карточной комбинации – тройка, семерка, туз объясняется бытующей в народе легендой.

Исходя из всего сказанного, можно подвести итог, что главного героя автор показал и в роли злодея, и в роли жертвы. Он становится виновником смерти графини Анны Федоровны Томской, обманывает Лизавету, мошенничает в игре. Все это он совершает ради единственной в жизни цели – стать богатым. Его жадность берет верх над всеми порядочными человеческими качествами и чувствами. Он оказывается в плену у собственной алчности. Именно это отрицательное качество губит героя как личность и становится причиной трагической стороны его жизни.

Своим произведением А.С. Пушкин хотел дать понять читателям, что жажда наживы, превратившаяся в алчность, ни до чего хорошего человека не доведет.

Обучать осознанию морально-этического содержания художественного произведения.

· подвести итоги чтения и анализа повести;

· провести сопоставительный анализ образа главного героя повести с другими персонажами;

· сделать морально-этические выводы.

Оформление:
компьютерная презентация.
Использование технологий проблемного, группового обучения, компьютерных технологий.

Германн – человек, через которого прошла ось истории. Он соединил в себе прошлое и будущее русского общества. От прошлого, от дворянства, в нем – благородная трезвость мысли, способность к самоанализу, страстность как сила, влекущая к идеалу. Он не игрок. Игрок играет ради процесса игры, ради особого нервного напряжения. Германн жаждет обогащения – вот в чем смысл его соединения с будущим.

Романтический герой отрицает весь мир ради высокого идеала. Германн отринул все нравственные правила и идеи ради обогащения. Тайну трех карт он воспринял как тайну жизни, как возможность узнать секрет той пружины жизни, овладев которой можно всю жизнь перевернуть, став в ней господином. Подлинным игроком Германн стал в сумасшествии: он сосредоточился на картах в буквальном смысле.

Тайна трех карт вытеснила мысли о жизни и смерти, о его вине в смерти графини, в разочаровании Лизы, вытеснила всё, став выше всех жизненно важных проблем. Но ведь Германн не был в таких условиях, когда деньги решали бы всё! Он, к примеру, не голодал. Он и так был вполне независимым. Иными словами, здесь не столько деньги значимы, как проявление натуры героя, героя, раздираемого противоречиями.

Между тем единственное фантастическое движение: она скользнула, когда оказалась перед ним. Уходя, она шаркала, открывала дверь, заглянула в окошко. После ее ухода Германн долго не мог успокоиться, заглянул в переднюю. Денщик спал. Дверь была заперта. Он вернулся к себе и записал видение. В этом видении не было ничего пугающего.

Пушкин изобразил его не как фантастическое, а как реальное явление: без всякой таинственности и мистических ужасов, как явление вполне бытовое, так что Германн вначале не обратил никакого внимания на происходящее. Он не был пьян, хотя накануне много пил. Он уже проспался, проснулся и сидел на кровати, вспоминая похороны графини. В это время кто-то с улицы заглянул к нему в окошко, — и отошел. Германн не обратил на то никакого внимания. .. Затем он услышал, что отпирали дверь в передней комнате. Он подумал, что то денщик. Он услышал шаркающую походку и подумал, что это его старая кормилица.

Будничность обстановки визита, обыденность подчеркивает реальность происходящего. Изображение идет от автора, а не от Германна, который даже не обратил внимания на первое заглядывание в окно. И конечно, самый главный довод в пользу реальности события — сама тайна трех карт. Именно эти три карты и вынул потом Чекалинский. Если бы все происходящее только померещилось Германну, а то, что Чекалинский потом вынул именно те карты, счесть потрясающим совпадением, то повесть лишится главного содержания и сведется к пустому анекдоту. В действительности все гораздо глубже.

Германн виновен во многом. Но в сущности он пострадал, заплатив рассудком за нравственное преступление, став жертвою внутренних противоречий, борьбы между жаждой обогащения и совестью. Аморальный человек не ошибся бы, не произошло бы драмы, и не было бы пушкинской повести. Именно пушкинской, которая ведет нас не ужасаться аду, не проклинать порок, а сочувствовать борьбе, идущей в душе человека, и желать победы Добра над Злом.

ЛитЛайф

Космогония и ритуал

Книга писалась в Италии, где автор живет и работает. Это объясняет тот „странный“ факт, что научная литература цитируется главным образом в итальянских переводах.

В поисках материалов мне оказали большую помощь сотрудники библиотеки Университета Тренто, которых благодарю от всей души.

Приношу глубокую благодарность Н. А. Михайлову, первому читателю и редактору этой книги, оказавшему неоценимую помощь в ее подготовке к печати.

Тренто, сентябрь 1993

Несколько слов о книге к будущему ее читателю

В самом деле, в книге шесть разных разделов, организующих десяток статей на весьма разные и вполне „частные“ темы (лишь две статьи с самого начала, со своего заглавия, объявляют об общетеоретической установке), и каждый читатель, интересующийся „своим“ и „частным“, найдет в книге пищу для размышления и свой хлеб насущный, но тот же читатель легко может и пропустить то, что объединяет все это разное и частное, и не выйти к тому общему цельно-единому глубинному слою, из которого объясняется всё разное и частное. Функция посредничества, между прочим, и состоит в том, чтобы привлечь внимание к наличию в книге этого объединяющего все ее части общего глубинного слоя, предоставив читателю самому определять его объем, глубину и плотность. Такое привлечение внимания тем более важно для читателя, что самому автору книги, открывающему для себя это главное и им ведомому и вширь и вглубь, часто не хватает лишнего темпа для разъяснения во всех деталях особенностей связи между разными „частностями“ и единым общим: он смотрит далеко вперед и то, что он встречает на своем эмпирическом пути, успевает нередко лишь обозначить и при этом не во всей мыслимой полноте, но преимущественно под углом зрения искомого главного.

Между прочим, и само название книги Космогония и ритуал

, вероятно, нуждается в некотором разъяснении по двум причинам, — имея в виду то сложное соотношение, которое существует между этим названием и тем, что оно объемлет, во первых и, во-вторых, ту далеко неочевидную для многих, но по сути дела бесспорную связь, которая объединяет два этих явления — к о с м о г о н и ю (или лучше — представление о ней) и р и т у а л. Если обратиться к соотношению, названному первым, и взглянуть на оглавление книги, то окажется, что „космогония“ и „ритуал“ выступают в названиях разных разделов лишь по разу, тогда как „мифология“ и „миф“ присутствуют в названиях всех без исключения разделов, отсутствуя, однако, в заглавии целого — книги. Значит ли это, что „мифология“ должна была бы войти в обозначение темы книги и, следовательно, в ее заглавие или, по меньшей мере, что „мифология“ выступает в этом случае как некое более фундаментальное понятие, нежели ритуал или космогония? Конечно, и „мифология“ могла бы быть введена в заглавие книги, но такое введение было бы не более чем экстенсивное расширение темы или даже в некотором роде скрытая тавтология. Дело в том, что понятие „космогония“ и „ритуал“ сами по себе так или иначе отсылают к „мифологии“: первое — непосредственно, второе — более опосредствованно, более сложно, но и зато — в своей основе — более глубоко и нераздельно. При всей двусмысленности слова „мифология“, равно относимого и к совокупности мифов (их корпусу), и к науке, изучающей мифы (поэтому, может быть, уместнее было бы в первом случае говорить о сфере „мифопоэтического“, что сняло бы всякую двусмысленность; другой сходный пример — слово „история“, тоже существенное в связи с темой этой книги и обозначающее как науку, изучающую некий объект, так и сам ее объект), это слово — „мифология“ — предполагает стоящую за ним некую эмпирию (тексты или тексты о текстах, где первые суть мифы, а вторые — тексты о них), то, что разумеется, несет в себе, правда, чаще всего в скрытом виде, „последние“, т. е. наиболее глубокие смыслы, но обычно о всей их глубине и не подозревает, т. е. не в состоянии у-смотреть или под-смотреть, увидеть их как бы снизу (подозревать = видеть х низ), потому что даже частичное и ущербное „нижнее“ зрение предполагает некую степень освещенности рассматриваемого и определенную степень восприятия его в свете (или светом) зрения и, значит, сознания, т. е. выведение зримого на уровень, где уже в игру вступает рефлексия, хотя и эти „неподозреваемые“ смыслы объекта (или, точнее, целой все более и более углубляющейся объектной перспективы) не остаются для человека беспоследственными: нечто существенное, этим смыслам соответствующее, как бы откликается навстречу им в бессознательном человека, и он начинает испытывать некие темные предчувствия, томления, волнения, тревогу, которые в определенных обстоятельствах могут прорваться сквозь барьер-преграду, что отделяет бессознательное от среды сознания.

Читайте также: