Три смерти толстой сочинение

Обновлено: 04.07.2024

При анализе рассказа вы столкнетесь прежде всего с тем фактом, что в основе этого про­изведения лежат три вполне самостоятельных сюжета и состоит оно из отчетливо разграниченных повествовательных частей.

Внешне главные герои рассказа (Мария Дмитриевна, Федор, Серега) почти не связаны между собой. Однако в соответствии с авторской идеей именно в глубинных связях между изображенными людьми, существами и событиями заключен целостный смысл произведения.

Несомненно, самыми важными для автора событиями являются смерти трех существ: Марии Дмитриевны, ямщика Федора и де­рева. Следует выяснить, как оценивается Толстым каждая жизнь и каждая смерть, каков, в частности, итог существования барыни, что оставляет о себе в жизни Федор, чем завершается жизнь де­рева. Укажите конкретно, где и как проступает такая авторская оценка в повествовании. Учтите, что важнейшим средством оценки у Тол­стого являются отношения между умирающими и теми, кто их окружает (например, отношение к умирающей барыне ее близких, доктора, отношение к Федору кухарки, Сереги и т. д.).

Подводя итоги, покажите, как философский взгляд автора на жизнь формирует идейно-художественное единство произведения.

Литература

1. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. – Л, 1973.

2. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975.

3. Галаган М.Б. Л.Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1981.

4. Л.Н.Толстой: Энциклопедия /Сост. и науч. ред. Н.И.Бурнашева. – М., 2009.

5. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. – М., 1978.

6. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1971. Или: Храпченко М. Б. Собр соч. В 4-х т. Т.3. – М., 1980.

Подумайте о роли излюбленных блоковских поэтических образов (найдите их), об их художественном значении в этом стихо­творении.

Далее, особого анализа требует собственно композиция стихо­творения. Как разворачивается лирический сюжет? В чем художе­ственное значение повторов (лексических и синтаксических, най­дите их)?

Часто поэт, чувствуя необходимость выделить то или иное ме­сто, важное для понимания стихотворения, использует приемы сти­хотворной речи. Учитывая это, найдите в тексте стихотворения един­ственную строку со смещенной (с традиционного места) цезурой и попробуйте осмыслить этот факт: особое значение этой строки в композиционном развитии стихотворения.

Подумайте над другими приемами выразительности стиха. Здесь имеет смысл проанализировать расположение пиррихиев, содержа­тельное значение спондеев (найдите их), рифмовку и строфику. Об­ратите внимание на систему тропов (прежде всего эпитеты, их спе­цифику и значение для всего произведения), словоупотребление (местоимения), а также интонационно-синтаксическое своеобразие стихотворения.

Особого анализа требует прием кольцевого построения, реали­зованный здесь. Подумайте, в чем его художественный смысл, ка­ким оказывается развитие художественной мысли от начала к концовке стихотворения.

Литература

1. Гинзбург Л. Я. О лирике. 5-е изд. – М., 1997.

2. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. 2-е изд. – Л., 1980.

3. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В. Теория стиха. – Л., 1975.

4. Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. 2-е изд. – Л., 1981.

5. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – СПб., 1999.

КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

В центре рассказа Шукшина – событие не рядовое, не обыден­ное. Нужно задуматься, прежде всего, над тем, как сам выбор исключительной ситуации определяет и обрисовку человеческих ха­рактеров, и удивительную емкость рассказа. Следует обратить внимание на то, как герои – Иван Дегтярев и Наум Кречетов, eго тесть, – проявляют себя в диалоге в начале рассказа, почему для Шукшина всегда важна речь героя, как она раскрывает и нечто общенародное в человеке, и всегда индивидуальное, особенное.

Подумайте, почему в центре рассказа оказывается все-таки событие. Проследите, как динамично развивается действие, постарайтесь понять, что дает автору эта динамика. Обратите внимание на употребляемые автором глаголы и глагольные формы.

Особенно следует вглядеться в главного героя, Ивана Дегтярева. Проследите, как меняется его состояние, как соотносятся его чувства с поступками. Одновременно нужно подумать, что нового обнаруживает эта исключительная ситуация в Иване по сравнению с тем, каким он показался нам в разговоре с тестем.

Подумайте над финалом рассказа. Как в нем отражается не­простой быт деревни, ее людей? Как в повести соотносятся драматические и комические элементы? Подумайте, как финал рассказа обнаруживает не только неприятие Шукшиным предательства, но и его веру в человеческое взаимопонимание, в нравственные ресур­сы человеческой души.

Литература

1. Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. 2-е изд. – М., 1986.

2. Горн В.Ф. Василий Шукшин. Штрихи к портрету. – М., 1993.

3. Емельянов Л. Василий Шукшин. Очерк творчества. – Л., 1983.

4. Коробов В. Василий Шукшин. 2-е изд. – М., 1988.

5. Черносвитов Е. Пройти по краю. Василий Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. – М., 1989.

Мне думается, что не каждый захочет дочитать этот текст до конца :)
И это понятно. Данная работа была проделана мной в связи с университетской необходимостью. Вышло все же эссе, а не критика в ее чистом виде, за идеал можно взять критику Писарева на то же произведение, кому интересно - почитайте.
Итак, Лев Николаевич Толстой, рассказ "Три смерти".

О СМЕРТИ, ЖИЗНИ И ДЕРЕВЕ
Как ни крути, а вершиной жизни человеческой была и остается смерть. Логика смерти движет нами от самого рождения, определяет многие наши качества. Знаки смерти видны на всем, к чему прикасаются наши руки. Любой предмет имеет свое начало и свой конец. Даже в малом. Смерть готовит нас для себя с самого детства, проступая в изношенных наших игрушках, в оторванных конечностях плюшевых медведей, в зачитанных, пахнущих едкой пылью любимых книгах, в выгоревших фотографиях наших родных и близких.

Толстой в этом небольшом рассказе, используя преимущественно лишь описательные методы, рисует читателю прозрачную в своих штрихах историю. Рассказ подобен акварели, краски которой не имеют насыщенности, но тем и хороши для смотрящего, ведь так можно заглянуть за плоскость рисунка. В рассказе мы не найдем подробных описаний страданий смертельно больных героев, не проследим за эмоциями автора и не прочтем его поучения - все скрывается в подтексте.

Первая умирающая - жена богатого мужа, женщина определенного сословия и положения, отрицающая в себе скорую смерть, живет одной лишь целью - доехать до Италии, где ей непременно по ее разумению будет лучше. Окруженная прислугой, лекарем и мужем она не может не знать, что сок древа ее жизни сочится уже последними каплями, но эти последние капли все еще хранят вкус самой жизни, заставляют ее лихорадочно желать путешествия. Но путешествие это больше похоже на бег от себя, бег от самой жизни.

Все кажется ей вокруг ненастоящим: и сочувствие мужа, и заботы врача. Больная видит себя отраженной в глазах людей здоровых, и отражение это страшно мучает ее. - Аксюша, а Аксюша! - визжала смотрительская дочь, накинув на голову кацавейку и топчась на грязном заднем крыльце. - Пойдем ширкинскую барыню посмотрим; говорят, от грудной болезни за границу везут. Я никогда еще не видала, какие в чахотке бывают…

- Мм-а-тушки! - сказала смотрительская дочь, быстро оборачивая голову. Какая была красавица чудная, нынче что стало? Страшно даже. Видела, видела, Аксюша?…

Больная бранит прислугу за неуклюжесть, то отсылает, то снова привлекает к себе. С одной стороны, ей очень хочется от других проявлений к ней, как к человеку не безнадежному, а с другой, именно в проявлениях сочувствия она и видит свою собственную немощность. Именно поэтому внутренне героиня начинает бессознательно отрицать все проявления по-настоящему живого в других. - Что, как ты, мой друг? - сказал муж, подходя к карете и прожевывая кусок. …"Все один и тот же вопрос, - подумала больная, - а сам ест!

Смерть женщины свершается, но чувство неудовлетворенности, с которым проводит она свои последние дни, не отпускает даже ее холодный труп.

Не случайно приводятся в рассказе короткие слова из пластыря, очень точно показывающие смысл христианского осмысления смерти: "Сокроешь лицо твое - смущаются, - гласил псалтырь, - возьмешь от них дух - умирают и в прах свой возвращаются. Пошлешь дух твой - созидаются и обновляют лицо земли. Да будет господу слава вовеки".

И далее: - Лицо усопшей было строго, спокойно и величаво. Ни в чистом холодном лбе, ни в твердо сложенных устах ничто не двигалось. Она вся была внимание. Но понимала ли она хоть теперь великие слова эти?

Второй герой рассказа идущий к смерти - ямщик, умирающий на той самой станции, где ждут перезаклада лошадей для дальнейшего пути знакомая уже нам умирающая женщина со своим окружением. Ямщик - человек дороги, оказавшийся больным на далекой от дома станции, окруженный чужими людьми, нашедший приют в углу на печи общего дома скорее всего из милости.

Единственное что есть ценного у этого человека- новые сапоги, которые, как ни странно и связывают его до последнего с миром живых людей. Знание ямщика о собственной смерти спокойное, смерть не пугает его, лишь огорчает, что не торопится, задерживает, и тем самым, заставляет мешать приютившим его людям, занимать собой нужное другим место.

Как нельзя ярче характеризует старого ямщика и момент, связанный в рассказе с просьбой молодого ямщика отдать ему то, что и есть ценного у больного - его новые сапоги. - Уж где надобны, - неожиданно сердито на всю избу затрещала кухарка, второй месяц с печи не слезает. Вишь, надрывается, даже у самой внутренность болит, как слышишь только. Где ему сапоги надобны? В новых сапогах хоронить не станут. А уж давно пора, прости господи согрешенье. Вишь, надрывается.

Ямщик даже рад, сослужить пользу, пусть и совсем незнакомому человеку. Может, добрым словом помянут, да камень на могилу поставят, о котором и есть единственная просьба ямщика. Более никаких желаний, даже стонать он пытался тише, чтоб не потревожить спящих рабочих людей. Отдал сапоги и умер.

Два героя. Две противоположности. И контрастной подложкой для этих героев в рассказе служит описание обыденной жизни станции, простых хлопот крестьян, ежедневного привычного существования.

Вы никогда не задумывались, отчего мы, люди, можем оплакивать смерть собаки, грустить над сюжетами о совершенно чужих нам человеческих существах и при этом настолько равнодушно относиться к самым близким для нас? В рассказе Толстого муж больной женщины показан, как человек заботливый, но уже смирившийся со скорой смертью своей жены. В отношении его чувствуется некоторая усталость, его утомляют капризы, внутренне он уже ждет скорейшей развязки. - Да скажите, что же я мог сделать? - возразил муж. - Ведь я употребил все, чтобы удержать ее; я говорил и о средствах, и о детях, которых мы должны оставить, и о моих делах, - она ничего слышать не хочет. Она делает планы о жизни за границей, как бы здоровая. А сказать ей о ее положении - ведь это значило бы убить ее.

Не это ли проявление страха перед лицом смерти истинной, отраженной в том, кто для нас ближе всего, кто возможно есть наше второе я?

В случае с ямщиком, страх прикосновения к настоящей смерти выразился в невыполненном обещании нового обладателя сапог купить для старика надгробный камень. Это обещание, словно тянет героя по имени Серега заглянуть в этот омут, глядеть в который страшно до жути. Он отговаривается то нехваткой времени, то отсутствием оказии в город. Мертвый старик даже снится ему во сне, как напоминание о том, что и Серега однажды скинет свои сапоги для другого ходока. - А грех тебе будет, Серега, - говорила раз кухарка на станции, - коли ты Хведору камня не купишь. То говорил: зима, зима, а нынче что ж слова не держишь? Ведь при мне было. Он уж приходил к тебе раз просить: не купишь, еще раз придет, душить станет.

Может поэтому, внимая сокровенному страху, герой не покупает того самого камня, а идет в лес, что бы подобрать подходящее дерево для креста. Дерево-то, оно живое.

К смерти нельзя подготовиться. Даже тысячу раз увидев и описав ее, разобрав все ее механизмы человек остается беззащитным и слабым перед ее мифической неизведанностью.

Интересен тот факт, что отношение Толстого к религии и церкви было достаточно противоречивым. Может, именно от того и пошло обращение автора к теме смерти, разглядыванию оной во всех ее проявлениях? Один из главных постулатов православной церкви - отрицание факта смерти. В ее понимании смерть попирается самой же смертью для последующей жизни и воскрешения. Иного не дано. И воцерковленный человек хорошо чувствует такие моменты, относясь к этому факту не как к будущей смерти, а как к будущей жизни.

Последняя смерть в рассказе принадлежит дереву. Нужно сказать, что эпилог, в котором герой, обещавший надгробие ямщику, но вместо того решивший срубить дерево для креста, не был принят читающим обществом при жизни Толстого. Многие просто не поняли его, а те кто понял - не одобряли.

Первым, кто прочел часть рассказа о дереве и был старший брат Толстого Николай. И Николай посоветовал писателю дерево оставить.

Так что же скрыто в этой части? Сцена рубки дерева описана довольно реалистично и просто. Нам не показан момент выбора подходящего дерева, в читателе не рождаются мысли о сочувствии к дереву. Никаких противоречивых чувств. Никому не придет в голову жалеть дерево. Ведь иначе для чего оно еще нужно, если не для пользы какого-то дела?

Определенно, роль дровосека для дерева все равно что роль самой судьбы. Дерево не ждет смерти. Ни о чем не спрашивает. Дерево никогда не умирает, лишь преобразуется в тепло печи, на которой греется доживающей свой век старик, в колыбель для народившегося малыша, в гроб, который тоже в своем роде станет колыбелью для новой жизни, в крест, венчающий саму жизнь и в символ, попирающий смерть.

И так будет всегда. Сапоги достанутся тем, кто за нами, сотрутся в мелкие пылинки дорог, память поблекнет и со временем исчезнет, как надписи на любом надгробии, а тело изойдет соками, возвращаясь к новой жизни.

Во второй половине XIX века углубляется и усложняется понимание темы человека и природы и в эпических произведениях. Особенно важную роль играет природа в произведениях Л.Н. Толстого.

Одной из люби­мых мыслей Толстого было утверждение естественности жиз­ни простого народа в противопоставлении фальшивости свет­ского общества, дворянства. Народ же живет естественно и потому достойно прежде всего из-за своей привычки к труду, ограничению минимумом разумных потребностей и – близо­сти к природе. Природа показывает человеку, как мудро,

не су­етно, спокойно надо жить; в ряде случаев у Толстого природа является тем нравственным эталоном, который. наглядно де­монстрирует, как далеко ушел современный цивилизованный человек от естественной простоты и гармонии. Показателен в этом отношении рассказ Толстого “Три смерти”.

Старая барыня боится смерти, перед смертью мучает всех окружающих свои­ми капризами, словом, умирает неестественно и недостойно. Простой мужик и умирает проще – как жил, так и умер. Но красивее и естественнее всего умирает дерево, возвращаясь в тот вечный и неумирающий круговорот природы, из которого оно в свое время

вышло. Противопоставлением естественной и радостной жизни природы и нелепой и неестественной жизни людей открывается и роман “Воскресение”; в этом отрывке с большой отчетливостью проявляются нравственные воззрения Толстого: “Как ни старались люди, собравшись в одно неболь­шое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на кото­рой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся трав­ку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезыва­ли деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною даже и в городе.

Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, че­ремуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы наду­вали лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригре­тые солнцем, веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди – большие, взрослые люди, – не переставали обманывать, мучать себя и друг друга. Люди считали, что свя­щенно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Бо­жия, данная для блага всех существ, – красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом”.

Ключевые слова: рассказ; жизненный путь; танатос; смерть; психологизм; мотив; исповедь.

В танатологической концепции Толстого жизнь и смерть тесно связаны и взаимозависимы; весь жизненный путь в авторском изложении поверяется смертью, и наоборот. Неизбежность окончания жизни воздействует на опыт и поведение человека, наполняет его существование особым онтологическим смыслом.

Совсем иное поведение у барыни в рассказе, в дороге она тревожится о своем состоянии и пытается обрести душевный покой через удобство физическое, от этого негодует и раздражается на весь свет. В карете душно, пахнет одеколоном и пылью, ее жизнь уже приостановилась и смешалась с ароматами тлена. Всё внимание Марьи Дмитриевны сосредоточено на недуге, а наличие здоровья у окружающих раздражает. Она предчувствует свое будущее и обвиняет всех, кто не принял участия в ее судьбе [4, т. 5, с.54].

Серега - молодой и здоровый парень. Он проходил в сапогах Федора осень и зиму, не озадачиваясь выполнением обещания. Только совестливые напоминания кухарки и страх, что ямщик будет приходить, душить и требовать свое, заставили Серегу пойти с топором в рощу. С момента падения дерева повествование о должнике прекращается.

С любовью к природе Толстой показывает величественное завершение жизни лесного великана. Для Толстого деревья связаны с высшим и духовным смыслом бытия, когда корни устремляются вглубь Земли-матери, а крона тянется к Отцу в высоту вечного - абсолютное единение с пространством, сакральная триада - отец (Господь), мать (Богородица) и дитя, отдавшее жизнь за грехи человеческие. В данном случае - неверность слову в обет умирающему. Невыполненное обещание купить камень, обозначить ушедшее неживым предметом, оборачивается потерей невинной жизни благородного дерева. Остается ощущение, что сам Толстой достойно и молчаливо проводил лесного гиганта.
В рассказе дерево наделено свойствами души человека больше, чем сами люди - благородно, царственно, величаво. Своей жизнью оно поддерживало другие жизни, а своей смертью составило память другим смертям [4, т. 5, с. 64-65].

Читайте также: