Сочинение на тему пейзаж в живописи

Обновлено: 05.07.2024

Размышления о том как описывают природу в своих произведениях писатели, художники и композиторы.

ВложениеРазмер
природа в произведениях 24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема природы в данное время очень актуальна. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово "экология" встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволит проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. В наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?

Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые.

И солнце нити золотит.

Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа . ". В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке.

Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.

Нельзя в одном сочинении рассказать о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно. Для них каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.

Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи.

Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками.

Современники считали, что творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера.

Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу.

В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная - выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.

Природа удивительно разнообразна красками и формами. Жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных!

Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык, только, к сожалению, не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким как поэт С.А. Есенин, композитор П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном.

Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие шедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой.

Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что Дон спит. Недаром и прозвали его Тихим.

Рядом с живописью в глубокой древности зародилась и архитектура, искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду жизни человека. В этих сооружениях можно увидеть стремление человека творить по законам природы, используя симметрию, линии, подсмотренные у природы. Люди стремились украсить свой быт, свою повседневную жизнь, сделать ее красивей, нарядней. Присмотритесь к вещам, которые окружают вас, и вы увидите, что в их создании принимал участие художник.

Рассмотрите в доме обои, открытки, игрушки, посуду, платок мамы, коврик и вы убедитесь, что нет в доме предмета, к которому не прикасалась рука художника. Вот платок, его повязывают мамы, бабушки. Чем украшен он – красными розами, алыми маками – хороводом цветов, все это делает его нарядным, праздничным, улучшает настроение. А посуда: чашки, чайники, что изображено на них? Опять же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы. Какая посуда вам нравиться больше, металлическая, без рисунка? Или та, что украшена рисунками природных обитателей или пейзажами. Красота природы волновала человека во все времена.

Я считаю, что очень важно, чтобы мы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для нас богаче и интереснее. Мы не будем равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу. Мне бы очень хотелось, чтобы мы научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы мы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес - это необыкновенное чудо природы.

Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом.

Пейзаж в наше время стал самым популярным жанром изобразительного искусства. Каждый художник пишет пейзажи, хотя бы на пленэре. Часто с пейзажа начинается путь молодых художников, ведь на этюдах можно расписаться и почувствовать цвет. Самодеятельные художники тоже обращаются именно к жанру пейзажа. Природа вдохновляет всех.

Именно пейзаж чаще всего украшает интерьеры домов, квартир, офисов. Ведь изображение природы всегда позитивно и подходит под любой интерьер.

Сейчас пейзаж разделился на множество сюжетов: деревенский, городской, урбанистический, морской, апокалипсический, фантастический пейзаж. Он пишется в разных стилях, начиная от реализма и заканчивая авангардом.

Пейзаж понятен практически всем зрителям, тем более он стал глубже и многограннее по содержанию. Он не просто передает красоты природы, но и несет в себе эмоции, переживания, настроение, мысли художника.

Пейзаж, висящий на стене, расширяет пространство, создает эффект окна в окружающий нас мир. Природа, которой так не хватает, становится ближе к нам. В тоже время сам жанр пейзажа легкий, хорошо воспринимаемый зрителем.

Настроение летнего дня на околице деревни, теплого вечера на морском побережье, запахи и рефлексы солнечного света в сосновом лесу, огни большого города – все эти образы мы можем увидеть, почувствовать благодаря пейзажу. Посмотреть на минуту и утонуть в кусочке природы, зарядится энергией, успокоится. Понять, что вот оно вечное, а не повседневная суета и бег за успешностью.

Как бы это ни было парадоксально, но пейзаж стал самостоятельным жанром сравнительно недавно. До этого изображение природы было только фоном, где разворачивались сцены из жизни мифологических героев или людей.

Хотя изображения природы есть и в наскальных рисунках и росписях в Древнем Египте, они носят фрагментарный характер и не создают образа природы, а скорее намекают на пространство где происходит действие.

В Европе пейзаж сложился в самостоятельный жанр в 17 веке. Особенно большой вклад в его развитие внесли художники Нидерландов, которым стал интересен пейзаж. Продолжили Питер Рубенс, Никола Пуссен и Клод Желле.

В России основоположником жанра пейзажа считают С. Щедрина, который писал в конце 18 века в стиле классицизма. Классицизм отличается своей каноничностью даже в пейзаже: правило трех цветов, построение как театральные кулисы и идеальные ландшафты.

В 19 веке начинается расцвет пейзажа. Этому способствует то, что появляются масляные краски в тубах, начинается работа на пленэре. У художников появляется возможность писать не только в мастерских, а на природе.

Это сразу изменило все отношение к пейзажу. Появились целые художественные направления, которые писали большей частью именно пейзажи. Например - импрессионисты.

Импрессионисты смогли преодолеть условности классического метода. Начинаются эксперименты с формой, цветом, с декоративно-пластическим решением, усложняется символическим звучанием образ природы.

Пейзаж развивается и заявляет о себе в полную мощь. Он становится способным передавать точно не только кусочек реального мира, но эмоции и чувства художника.

В то же время и сейчас приходится изживать второстепенное отношение к пейзажу. Всегда считались более важными полотна, где были многофигурные композиции или психологические сюжеты. Они и висели на центральных стенах выставок, с такими картинами было проще вступить в Союз художников.

Я люблю писать пейзажи. Они всегда помогают выйти из творческого простоя, найти вдохновение, размыслить о своем дальнейшем пути в живописи. Лето идеальное время для пленэра, работы над пейзажем. Берем и пишем.

Надеюсь, моя статья будет вам интересна. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии.

Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.

Осень в произведениях русской поэзии и живописи

Осень в картинах русских художников самая яркая и трогательная пора, где красно-желтые, золотистые и теплые краски прекрасной поры бабьего лета, а где дождливый и трогательный пейзаж по-настоящему русской природы во всей ее красе осеннего великолепия.

Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: “Художник воспел красоту природы”. Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на картину Левитана “Золотая осень”, вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. “Очей очарование”, “в багрец и золото одетые леса” — эти слова Пушкина очень подходят к “Золотой осени”.

Художник Исаак Бродский прославился как замечательный портретист, автор жанровых сцен, больших полотен, на которых изображено множество людей. Но он также любил и пейзажи. В картине “Летний сад осенью” он выступает как тонкий лирик, умело передающий настроение и красоту природы.

Художник Илья Остроухов известен как выдающийся мастер пейзажа. Он был одним из русских художников-передвижников, в 1887 году на общей выставке он впервые показал картину, принесшую ему славу. Это была “Золотая осень”, довольно небольшое полотно.

В русской живописи есть направление, известное, как пейзаж настроения. “Золотая осень” — одна из первых работ такого типа. Это значит, что живописец не только отражал красоту природы, родного уголка, но и передавал настроение любимого времени года. В картине должны чувствоваться эмоции, чувства.

Осень в произведениях русской поэзии

Михаил Лермонтов в своём творчестве, относился к теме природы, без особого энтузиазма. Романтика в таком духе – была явно не в его стиле. Хотя когда будучи известный поэт только начинал сочинять свои стихи, а это был подростковый возраст, он проявлял интерес к пейзажной лирике и даже посвятил этому отдельное стихотворение.

Ф. Тютчев “Есть в осени первоначальной”

Стихотворение является образцом художественного стиля поэта. Здесь Фёдор Иванович Тютчев делится чувствами, которые дарит красивая осень. Одиночество и чувство утраты, спокойствие и немая радость царят в душе поэта. Изображая то, что открывается взгляду поэта, и представляя прошлое и будущее, Ф. И. Тютчев раскрывает свои мысли и чувства.

Согласно законам окружающего мира, каждое время года узнаваемо благодаря приметам, которыми их щедро наделила природа. Так, мы чувствуем приближение осенней поры. Ее главная отличительная особенность — присутствие ярко выраженной цветовой гаммы. Характеристика цветов меняется, постепенно затрагивая каждый лепесток, который чудесным образом приобретает желтый, красный или коричневый тон. Светлое голубое небо становится темным, провисая низко над землей. Возникает ощущение, что облака насупились, торопясь наперегонки, набирая скорость.

Всегда любила много читать на русском, знакомиться с литературой зарубежных авторов. Приняла решение поступить в университет на филологический факультет. Открыла для себя целый мир и очень хочу поделиться с другими. Писать сочинения и анализировать тексты проще, чем вы думаете - я убедилась на своем опыте! Верю, что и у вас получиться!

По возможности посещаем в выходные дни Русский музей или Эрмитаж, выбираем любой понравившийся вам пейзаж, описываем картину, не забыв написать автора и название работы.
Объем сочинения не менее 1/2 стр. А4 (если шрифт 12, а интервал одинарный).Не забудьте придумать оригинальное название сочинения.
Репродукцию картины необходимо вставить в текст.



Хорошо мишкам в лесу! Куда ни глянь, везде есть занятие. Для них поваленное дерево – это детская площадка, а куст малины – шведский стол. Пещера – укрытие на суровую ночь.
И прямо сейчас мишки веселятся на упавшем дереве. Двое из них карабкаются по наклонённому, обрезанному стволу. Осторожнее мишки! Не опрокиньте его! Но не волнуются они, ибо мама с ними. Смотрит, чтобы не случилось с ними беды. Один осматривает глазками кору дерева, любопытно ему, что происходит на нём. Другой на мох смотрит с интересом. Лишь один мишка стоит на другой половине ствола. Стоит он на нём и под пение птиц над ним задумался. Прекрасные мысли пробегают в его голове. Смотрит на туман серый и рассуждает про самые разные вещи. Светло-голубое небо освещает их бурые головы своим светом. Прямо перед задумчивым медвежонком согнуло свою верхушку дерево. Зелёные растения поглотили этот туманный лес, не будут голодать медвежата.
Так и проходят дни этих бурых прекрасных существ – медведей.

На картине Ивана Шишкина вы можете увидеть небольшой луг, пруд и маленький лесок. Взглянув на картину, мне в первую очередь бросилось в глаза небо. По нему видно, что вот-вот на землю упадут первые капли дождя и начнется гроза. На лугу словно остановилось время, природа застыла в ожидании пугающего, но завораживающего явления.

На переднем плане мы видим тропинку, ведущую к пруду. Берег пуст. В траве видны белые полевые цветы. Сама трава кажется немного желтоватой. На картине очень интересное сочетание темных и светлых тонов.

В самом центре картины есть еле заметный пруд. Справа видны деревья, есть и живые и уже засыхающие. Задний план отведен лесу, Его границы размыты. Возможно, там уже во всю силу льет дождь, и скоро он придет к лугу.

Вверху картины изображено самое главное - грозовое небо. Кажется, что через пару минут мы увидим первую вспышку молнии этого удивительного явления.

Эта картина заполнилась и впечатлила меня больше всех. Художник отчетливо передал настроение картины. Эта картина заставляет меня восхищаться природой и ее явлениями.


Новгородова Елизавета 6а 2 6.01.2020
Описание картины Клода Моне “Уголок сада в Монжероне”
Клод Моне - один из самых ярких представителей импрессионизма, поэтому все его картины написаны быстро, пленэре. Одна из его картин — это “Уголок сада в Монжероне”. Она выглядит так, будто художник, выйдя на балкон и увидев это великолепное зрелище, сразу решил запечатлеть его на картине, пока оно не исчезло.
Картина делится на две половины, одна освещена солнцем, другая остаётся в тени. На переднем плане несколько кустов роз. Красные, белые, розовые, каких только оттенков здесь нет! В правой половине картины мы можем наблюдать небольшое озеро, кустарники и деревья. В этой части картины преобладают коричневые и тёмно-зелёные цвета, а озеро отражает всё, что находится вокруг него.
Во второй половине картины, почти всё жёлтого цвета. Кое-где мы видим небольшие оранжевые пятна и это говорит нам о том, что время года - межсезонье. Конец августа - начало сентября.
По небу плывут облака, отражающие солнце, и это показывает, что время вечернее.
Эта картина передаёт все краски природы, уходящего лета. Художник очень хорошо передал тёплую атмосферу вечера.
Это была первая картина Клода Моне большого формата для парадных интерьеров, поэтому он очень волновался за её успех. Но он блестяще справился со своей задачей. Эта картина была написана в период расцвета его таланта.

Нефедова Настя 6А 25.01.2020
Тифлис-Тбилиси

Вы были когда-нибудь в Тифлисе? Нет? И я не была. А вот художник Иван Айвазовский наверняка там был ни один раз и смог передать нам свое настроение и изображение прекрасной грузинской стороны. Речь о картине "Вид на Тифлис", которая была написана в 1869 году.

Время года на картине трудно определить. Скорее всего это лето. Закат солнца. Небо чистое, только легкие облака на заднем фоне. Справа стадо домашних животных возвращается с пастбища. Местные жители в национальной одежде общаются после трудового дня. Мальчик на ослике с грузом на голове, повозка с большими колесами, женщины в красивых длинных платья с накидками на голове. Художник уделил этому внимание. Наверняка, кто-то из этих жителей поет красивые грузинские песни.

В центре картины два стройных дерева, которые возвышаются на городом и стремятся к солнцу. Город окружен горами. Дома выстроены вдоль реки и уходят вдаль. Сиренево-серая дымка покрывает и город и горы.

Это не просто взгляд со стороны художника, а пейзаж художника, влюбленного в город, где он часто бывал.

Читайте также: