Три памятника в русской литературе сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Памятник.

История создания – Стих написан в 1795 году.

Тема стихотворения – Прославление поэтического творчества и утверждение высока предназначения поэта.

Композиция – Композиция состоит из пяти строф: в первых четырех автор описывает высокое значение поэзии и превозносит собственные заслуги в искусстве, в пятой – обращается к Музе.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмой.

Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.

Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид…

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай.

В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора.

Ещё один излюбленный приём поэта — градация. Например:

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:

О муза! возгордись заслугой справедливой…

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

История написания

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.

Вариант 1

Свой личный вклад поэт видит, прежде всего, в приближении поэзии к большей части населения. Он считает это дерзостью, так как раньше литература считалась уделом только высшего сословия.

В конце стихотворение окончательно теряет личную окраску. Державин обращается непосредственно к музе поэзии, перед которой преклоняется и воздает ей заслуженную честь.

В ответ на упреки в нескромности поэт справедливо отвечал, что за возвышенными словами критики не видят главного смысла стихотворения. Он всегда стремился к развитию национальной литературы. Очень важным он считал ее распространение среди всех слоев населения. Это приведет к появлению новых талантов, которые продолжат его великое дело и станут свидетельством того, что душа поэта продолжает жить. В этом и заключается бессмертие Державина.

Вариант 2

Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его произведениям. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи “высоким штилем”, но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.

При жизни Гавриил Державин был обласкан императрицей Екатериной II, которой посвятил свою знаменитую оду “Фелица” , однако его вклад в русскую литературу был по достоинству оценен потомками лишь после смерти поэта, который стал своего рода духовным наставником для Пушкина и Лермонтова.

Предвидя подобное развитие событий, в 1795 году Гавриил Державин написал стихотворение “Памятник”, которое первоначально назвал “К музе”. Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии, однако его содержание очень многие посчитали вызывающим

и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.

Естественно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении, отметив, что воздвиг себе памятник, который “металлов тверже” и “выше пирамиды”. При этом автор утверждает, что ему не страшны ни бури, ни гром, ни годы, так как сие сооружение – не материального, а духовного свойства. Державин намекает на то, что ему удалось “очеловечить” поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной.

И вполне естественно, что будущие поколения сумеют оценить по достоинству красоту стихотворного слога, которая ранее была доступна лишь избранным. Поэтому поэт не сомневается, в том, что его ждет если и не слава, то бессмертие. “Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить”, – отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.

Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить “в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить”.

Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано “зарей бессмертия”, Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого “в гроб сходя, благословил”.

Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, которое перекликается с “Памятником” Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.

В своем произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить.

Композиция

Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьезный настрой автора.

В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.

Далее следуют размышления о значимости творчества самого автора, которые в полной мере определяются в четвертой строфе.

В последней же строфе автор обращается в Музе – покровительнице поэзии.

Все произведение имеет форму монолога, поскольку ведется от первого лица с частым использованием личных местоимений.

Средства выразительности

Методы обучения: проверка домашнего задания, иллюстрация, исследовательский, индуктивный, иллюстрация, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная. Оборудование урока: — тексты стихотворений-памятников Горация, Овидия, В. В. Капниста, А. Х. Востокова, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина; — изображение скульптуры Мельпомены.

Ход урока 1 этап урока: Организационный момент. Учитель сообщает тему урока и основные цели занятия, план работы.

этап урока: Изучение нового учебного материала.

Учитель: проводит беседу-рассуждение о появлении жанра литературного памятника по следующим вопросам:

  1. Кто такая Мельпомена? ( Иллюстрация).
  2. Что объединяет эту оду с рассмотренными нами произведениями других греческих поэтов, что принципиально ново?
  3. Что называет Гораций своей главной заслугой?
  4. С чем сравнивается памятник?
  5. Какова функция приёма градации при размышлении о силе и крепости памятника?
  6. Что закрепилось традицией в жанровой форме памятника? (перечисление заслуг перед будущими потомками).

Автор

3 этап урока: Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового вы узнали о переводах? Учащиеся:

(Выводы записываются в тетрадь).

Список использованных источников:

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), практические (анализ стихотворения).

Оборудование: портреты поэтов, сборники стихов, карточки-задания.

Ты прав, Певец: ты будешь жить;
Ты памятник воздвигнул вечный:
Его не могут сокрушить
Ни гром, ни вихорь быстротечный.

К.Ф. Рылеев “Державин”

Ход урока

1). Слово учителя.

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.

2). Чтение и анализ стихотворений.

а) Итак, впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”. Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина.

  • Прочитайте переложение оды Горация “К Мельпомене” (“Памятник”), созданное М.В. Ломоносовым. Определите тему и главную мысль стихотворения.
  • Каким способом поэт придает своим стихам торжественность и чеканность?

(Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.).

Объяснить значение этих слов: (аквилон – северо-восточный ветер; Авфид – река в Италии на родине Горация; стихи эольски – образцовые, древнегреческие; Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; муза – богиня, покровительница наук и искусства; Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом).

б) В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей

Ни слеза вдовиц не тронет,
Ни сирот несчастных стон:
Пусть в крови вселенна тонет,
Был бы счастлив только он… (“Любителю художеств”)

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:

… И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:

…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

  • Перечитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную мысль.
  • Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы?
  • Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?

в) За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение – запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига “Два Александра”, где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин – как величайший поэт. Однако начало XIX века впоследствии будут называть пушкинской эпохой, а не эпохой Александра I.

  • Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина “Памятник”. Определите тему и основную мысль.

(Жанр – ода, это продиктовано традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

  • Назовите средства поэтической выразительности в оде Пушкина.

(Эпитеты: памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной;

И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян и финн, и ныне дикой
Тунгус и друг степей калмык.

  • Найдите в стихотворении Пушкина славянизмы. Какую тональность они придают стихотворению?

(Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык (т.е. народ), велению и другие. По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие).

1 строфа. Как характеризует свой “Памятник” Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Державина, смысл возникает со словами Пушкина “памятник нерукотворный”, с упоминанием о “народной тропе” и сравнением с Александрийским столпом?

(Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчества. Поэт “воздвиг” себе “нерукотворный памятник”, который выше “Александрийского столпа”, т.е. колоны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге).

2 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов?

Гораций: “…до тех пор буду расти свежей славой, пока будет подниматься в Капитолий верховный жрец с молчаливой девой” (букв. перевод).

“И слава возрастет моя не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить…”

“И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит”.

(Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России).

4 строфа. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу?

Гораций: “За то, что первый я на голос эолийский свел песнь Италии…”

“…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить…”

“…чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал”.

(Пушкин утверждает, что право на бессмертие, на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества: “чувства добрые я лирой пробуждал; во-вторых, своей борьбой за свободу: “в мой жестокий век восславил я свободу”, а в одном из вариантов этой строки называл себя последователем Радищева: “вослед Радищеву восславил я свободу”; в-третьих, защитой декабристов: “и милость к падшим призывал”).

5 строфа. У всех трех поэтов стихотворение заключается обращением к музе. Что нового появляется в пушкинских строках по сравнению с державинскими?

  • Итак, в чем сходство и различие поэтических позиций авторов? В чем своеобразие пушкинского понимания роли поэта и назначении поэзии?

(“Памятник” Державина – своеобразный “рапорт” о проделанной работе: о достижениях в “забавном русском слоге” и “воспитательных” беседах с царями об истине. Пушкинское же стихотворение по своему масштабу космично – оно адресовано всему “подлунному миру”, посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит…”. Державинское разделение на “поэта” и “гражданина” в нем отменяется – творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление “жестокого века” Свободе, призыв к милосердию – это и есть те “добрые чувства”, которые пробуждает пушкинская лира).

5). Итоговая работа по группам

Первая группа анализирует “Я знак бессмертия себе воздвигнул…” М.В. Ломоносова, вторая группа – “Памятник” Г.Р. Державина, третья группа – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” А.С. Пушкина.

План анализа (единый для всех групп)

1. Выразительно прочитайте стихотворение.

2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?

3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?

4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?

Результатом обсуждения может стать заполнение следующей таблицы:

М.В.Ломоносов Г.Р.Державин А.С.Пушкин
Черты биографии “Мне безззнатный род препятством не был”. “…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”. “…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”.
Границы творческого бессмертия Поэт будет жить, пока живо его Отечество. “Доколь славянов род вселенна будет чтить”. “…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”.
Каковы отношения у поэта с музой Муза – высокая покровительница. Муза – верная подруга поэта. Муза – соратник на великом поприще поэзии.

- В каком стихотворении, на ваш взгляд, меньше всего прослеживается личностное авторское начало? С чем это связано?

- Почему для своего стихотворения о долге и назначении поэта и поэзии А.С. Пушкин взял за образец вольное переложение оды Горация Г.Р Державиным, а не более точный к подлиннику перевод М.В. Ломоносова?

6. Подведение итогов урока.

Итак, сделайте вывод, как развивалась тема поэта и поэзии в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.

Список литературы

1. Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе в 9-11 классах. М., Дрофа, 2000г., стр. 23-24.

2. Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М., Русское слово, 2002г., стр.42-43.

3. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе в 9-м классе/ Под ред. Г.И. Беленького/, М., Просвещение, 1996г., стр. 115-117.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

В зависимости от того, какую цель преследовали поэты, тексты можно разделить на две группы: переводы и подражания. Переводы, в свою очередь, также делятся на две группы: выполненные с академической целью и выполненные с художественной целью.
Академическим переводом называют передачу на другом языке содержания оригинала с максимальным содержанием его формы.
Художественным переводом называют передачу на другом языке содержания оригинала в форме, наиболее соответствующей эстетическим представлениям переводчика.
Подражаниями же называют текст, сохраняющий поэтическую идею оригинала, но передающий личное мировоззрение создателя подражания.
Прочно бытует мнение, что переводчик прозы является рабом переводимого автора, а переводчик стихов – его соперником. Действительно, стихотворные переводы порой превосходят оригиналы по своей художественной значимости и мастерству.

Ода — стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в по.

Ода — стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то великий человек или событие.

ГорацийГораций – выдающийся поэт времён Августа (65–8 гг. до н.э.) родился в.

Девиз Горация:
Стиль оборачивай чаще
Не желай удивленья толпы, а пиши для немногих.

Ода Горация “К Мельпомене” Quintus Horatius Flaccus “Ad Melpomenen” Exegi mo.

Ода Горация “К Мельпомене”
Quintus Horatius Flaccus
“Ad Melpomenen”

Exegi monument(um) aere perennius
Regalique situ pyramid(um) altius
Quod non imber edax, non Aquil(o) impotens
Possit diruer(e) aut innumerabilis
Annorum series et fuga temporum.
Non omnis moriar, multaque pars mei
Vitabit Libitin(am): usqu(e) ego posreta
Creascam laude recens, dum Capitolium
Scandet cum tacita virgane pontifex.
Dicar, qua violens obstrepit Aufidus
Et qua pauper aquae Daunus agrestium
Regnavit populor(um), ex humili potens
Princeps Aeoleum carmen ad Italos
Deduxisse modos. Sume superbiam
Quasitam meritis et mihi Delphica
Lauro cinge volens, Melpomene, comam.
Я создал памятник долговечнее меди,
Выше царского здания пирамид,
Который ни едкий ливень, ни бессильный северный ветер,
Не сможет разрушить или неисчислимый
Ряд годов и быстрый бег времени.
Весь я не умру, большая часть меня
Избежит Либитины: беспрерывно в будущем
Будет увеличиваться неувядаемая слава, пока на Капитолий
Будет подниматься понтифик с молчаливой девой.
Скажут, что я рожден там, где шумит бурный Ауфид,
И где бедный водой Давн сельскими
Правил народами, что, будучи из незнатного рода,
Первым Эолийскую песню на Италийский
Перевести смог. Исполнись гордостью
Заслуженно приобретенной и мне Дельфийским
Лавром обвей благосклонно, Мельпомена, волосы.
(Подстрочный перевод с латыни)

М.В ЛомоносовЛомоносов Михаил Васильевич – первый русский учёный-естествоис.

М.В Ломоносов
Ломоносов Михаил Васильевич –

первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.

В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык. Прочитайте пере.

В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык.

Прочитайте переложение оды Горация
“К Мельпомене” (“Памятник”), созданное М.В. Ломоносовым.
Определите тему и главную мысль стихотворения.
Какие средства выразительности придают стихам торжественность и чеканность?

..Я знак бессмертия себе воздвиг…Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пи.

..Я знак бессмертия себе воздвиг…
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.

Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей.

Главная мысль стихотворения - созданное поэтом делает его бессмертным
Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.).

Объяснить значение слов:аквилон Авфид стихи эольски Алцейской лирой муза Дел.

Объяснить значение слов:
аквилон
Авфид
стихи эольски
Алцейской лирой
муза
Дельфийским лавром
– северо-восточный ветер;
– река в Италии на родине Горация;
– образцовые, древнегреческие;
–лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов;
– богиня, покровительница наук и искусства;
– в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом

Г. Р. ДержавинВ 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стих.

Г. Р. Державин
В 1796 году
Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию.

Прочитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную.

Прочитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную мысль.
Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы?
Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?

ПАМЯТНИК Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
1795

Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений.
Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику.

Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.

Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог “истину царям с улыбкой говорить”, “беседовать о боге”, “дерзнул” рассказать о добродетелях Екатерины II не высоким, а простым слогом.
В каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. перекрестная рифма. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы.

Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высок.

Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля” - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.;
эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный.
Гипербола и сравнение одновременно – “металлов выше он и тверже пирамид”. Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл.
Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений
?

А.С. ПушкинЗа год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельнос.

А.С. Пушкин
За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, А.С. Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к одноименному стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов.

Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина “Памятник”. Определите тему и о.

Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина “Памятник”. Определите тему и основную мысль.
Какова жанровая специфика стихотворения?
Назовите средства поэтической выразительности в оде Пушкина.
Найдите в стихотворении Пушкина славянизмы. Какую тональность они придают стихотворению?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный Тема поэта и поэзии, проблема поэтичес.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу
Жанр – ода, это продиктовано традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной русскому читателю по переводу Ломоносова.
Эпиграф Пушкин заимствовал у Горация “Я воздвиг памятник…”
Эпитеты: памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной;
Метонимия:
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Синекдоха:
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян и финн, и ныне дикой
Тунгус и друг степей калмык.
Олицетворение: Веленью Божию, о муза, будь послушна…
Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык (т.е. народ), велению и другие.
По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
1836

Исследовательская работа. Сравним стихотворения Горация, Державина и Пушкина.

Сравним стихотворения Горация, Державина и Пушкина по строфам.
Что общего в композиции этих стихотворений?
1 строфа. Как характеризует свой “Памятник” Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Державина, смысл возникает со словами Пушкина “памятник нерукотворный”, с упоминанием о “народной тропе” и сравнением с Александрийским столпом?

2 -3 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль.

2 -3 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов?
4 строфа. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу?
5 строфа. У всех трех поэтов стихотворение заключается обращением к музе. Что нового появляется в пушкинских строках по сравнению с державинскими?

«Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стих.

Итоговая работаПервая группа анализирует “Я знак бессмертия себе воздвигнул…”.

Итоговая работа
Первая группа анализирует “Я знак бессмертия себе воздвигнул…” М.В. Ломоносова,
вторая группа – “Памятник” Г.Р. Державина,
третья группа – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” А.С. Пушкина.

План анализа (единый для всех групп)
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?
3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?
4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?

Онлайн-книги

Задачи : отработать навык сопоставительного анализа, научить выделять главное, систематизировать данные, делать обобщения, обучение выразительному чтению, развить умение определять средства выразительности речи.

Формы работы : групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование : портреты М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, тексты стихотворений.

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль,

И долговечней – царственное слово.

Тема литературного памятника занимает значительное место в творчестве русских поэтов. Поэту небезразлично отношение читателей к его творчеству, в том числе читателей-потомков. Не случайно в жизни каждого мастера художественного слова наступает период, когда он испытывает желание оглянуться назад, с тем чтобы увидеть и проанализировать сделанное им в течение жизни. Именно в этот момент создаются условия для стихотворения-“памятника”.

а) Прежде чем знакомиться с одой Горация, расскажите об особенностях жанра оды.

Учитель: Знаменитая ода Горация вызвала множество подражаний. Её переводили многие поэты разных времён: поэта во все века волновало, останется ли что – то после него. Перевод оды Горация М. В. Ломоносовым был первым в русской литературе, он послужил основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о нерукотворном “памятнике”, как бы подводящем итог творческой деятельности поэта. На сегодняшнем уроке мы сопоставим переводы оды Горация М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, а также проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, найдём черты сходства и отличия в позициях авторов, сравним художественные средства, использованные поэтами для выражения своей точки зрения.

II . Групповая работа:

а) Выразительное чтение стихотворений учащимися.

б) Словарная работа:

Чтение оды М. В. Ломоносова. (Слайд 6).

Словарная работа. (Слайд 7).

Авфид — река в южной Италии, на родине Горация.

Давнус — Давн, легендарный царь Апулии, родины Горация.

Стихи эольски. Эолийские (по наименованию одного из греческих племён) стихи считались образцом древнегреческой лирики; разработаны в латинской поэзии преимущественно Горацием.

Алцейской лирой . Альцей (Алкей) — древнегреческий лирик VII з. до н. э. Писал на эолийском диалекте.

Дельфийским лавром . В Дельфах находился главный храм Аполлона, священным деревом которого считался лавр.

2 группа. (Слайды 8 - 9).

Словарная работа. (Слайд 9).

Доколь – до тех пор, пока.

Славянов род – имеются в виду русские люди.

Рифей – Уральские горы.

В народах неисчётных – нельзя перечесть, их много.

Добродетели – положительные качества человека.

Возгласить – рассказать.

Фелица – здесь: Екатерина II .

Муза – вдохновительница поэта.

Чело – лоб.

Чтение стихотворения А. С. Пушкина (или видео). (Слайд 10).

Словарная работа. (Слайд 11).

Александрийский столп - Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади.

Пиит – поэт.

Всяк сущий в ней язык – народности, населяющие Россию.

Восславил я Свободу - имеется в виду вольнолюбивая лирика Пушкина.

III . Анализ (по группам).

1. Как можно по стилю и лексике определить время написания стихотворений и их автора?

2. Какая тема объединяет стихотворения ? (Тема поэта и поэзии).

3. Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворениях?

(Слайд 13) (Г. Р. Державин гордится, что первым

… дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

(Слайд 14) (А. С. Пушкин тоже внёс в стихотворение биографический элемент:
Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

5. Каковы отношения между Музой и поэтом? Как поэт обращается к Музе?

(Для Ломоносова Муза – высокая покровительница, для Державина – верная подруга поэта, для Пушкина – соратница на великом поприще поэзии.)

6. Какой стихотворный размер используют поэты, чтобы придать своим стихам чеканность? (Ломоносов и Державин используют шестистопный ямб. У Пушкина первые три стиха каждой строфы - шестистопный ямб, последний — четырёхстопный ямб).

7. Что придаёт торжественность звучанию стихотворений Ломоносова, Державина и Пушкина?

10. Найдите инверсию в стихотворениях поэтов. Определите её роль.

11. Есть ли сходство в композициях стихотворений?

(Вступление, где поэты говорят о предмете, послужившем источником поэтических восторгов. Центральная, большая по объёму и наиболее важная в содержательном отношении часть. Заключение (строфа – вывод), где поэт, обращаясь к музе, высказывает обобщающее суждение. У Державина и Пушкина даже одинаковое количество строф и строк в строфе.)

12. Определите идеи стихотворений. (Основная идея стихотворения Ломоносова – творения делают поэта бессмертным. Державин считает, что цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Пушкин писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества.).

( « Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа), т. е. речь идёт о независимости поэта, о его непокорности любой земной власти. Действительно, Пушкин творил свободно, не подчиняясь, в соответствии с собственным представлением о добре и истине. )

14. В каком из стихотворений меньше всего прослеживается личностное авторское начало? Почему?

( У Ломоносова, потому что он непосредственно занимался переводом оды Горация, хотя и внёс биографический факт. Державин и Пушкин взяли за основу оду Горация, однако использовали тему оды для выражения собственного взгляда на тему поэта и поэзии). 16 . Как вы думаете, какой перевод взял за основу для своего стихотворения А. С. Пушкин: точный к подлиннику перевод Ломоносова или вольное переложение оды Горация Державиным? Почему? (Державина, т. к. Пушкин не ставил себе целью перевод оды Горация, он хотел выразить свои взгляды по данной теме.)

В чём сходство и различие поэтических позиций авторов? ( Ломоносов первым в нашей литературе заговорил о высоком назначении поэта, он ставил творчество поэта в один ряд с делами героев и царей. Человек не умирает, если получают бессмертие творения его духа .

Памятник А.С.Пушкину в Москве.1880. Скульптор А.М.Опекушин

Ода М.Ломоносова-это переложение оды древнеримского поэта Горация, который писал в своём произведении о нерукотворном памятнике, созданном поэтом своим творчеством. Его ода очень близка к оригиналу. Поэта привлекла мысль о подведении итогов творчества. Он отмечал, что его поэзия бессмертна, что слава его будет возрастать с каждым последующим поколением. Главная идея стихотворение- высокая оценка собственного труда:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди…

В стихотворении поэт подводит итоги своему творчеству, отмечая, что его поэзия будет жить,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Это свидетельствует о том, как высоко он сам оценивал свои произведения. Особо он отмечает доступность, простоту, лёгкость слога его стихов, чего раньше не было в поэзии. Поэт был новатором в литературе, он расширил тематику стихов, воспевая не только подвиги, но и добродетели, в первую очередь, императрицы:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Поэт был уверен, что его стихи переживут время и будут жить в сердцах народов России, что его стихи будут знать во всех уголках огромной страны:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

Поэт не стремился возвеличить себя. Он создал реальную картину, так как к поэтическому творчеству относился с огромной ответственностью и понимал, какова миссия поэта в обществе.

Поэт создал произведение, в котором , по примеру предшественников, стремился подвести итог своему творчеству. Он особо подчёркивает мировое значение своей поэзии, которая переживёт века:

Венчай мое чело, иных столетий Слава,
Вводя меня в всемирный храм.

Что же ставил себе в заслуги поэт? Это умение выразить в стихах думы и страсти человека. Как бы ни критиковали его поэзию, был уверен, что стихи обязательно оценят люди разного положения в обществе, разного вкуса:

И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,
В каморке бедняка, и во дворце царя…

Стихотворение написано в свойственной поэту манере возвеличивания себя:

Я есмь и вечно должен быть.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, —
я облик свой не стану изменять.

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струёй воды ударю в небеса

Несмотря на созвучность тем и проблем, каждый из поэтов делает акцент на чём — то своём. М.В.Ломоносов, в первую очередь, восхвалял своё творчество; Г.Р.Державин подчёркивал общедоступность, новаторство своих стихов и по содержанию, и по форме; А.С.Пушкин создал глубоко лиричное стихотворение, в котором высказал свои сокровенные мысли о жизни, о себе; В.Брюсов значительно расширил границы распространения своих стихов, он писал об их мировом значении; И.Бродский подчёркивал свою непокорность, неудобность для многих людей , слишком много правды говорил он людям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Державин

Памятник Г.Р.Державину в Петрозаводске. 2003 г.Скульптор В.Сойни.

Читайте также: