Толстой холстомер сочинение рассуждение

Обновлено: 02.07.2024

На заре с барского конного двора выгоняют на луг лошадей. Из всего табуна выделяется серьезным, задумчивым видом старый пегий мерин. Он не выказывает нетерпения, как все остальные лошади, покорно ждет, пока его оседлает старик Нестер, и с грустью наблюдает происходящее, зная наперед каждую минуту. Пригнав табун к реке, Нестер расседлывает мерина и чешет его под шеей, считая, что лошади это приятно.

Мерин же не любит этого чесанья, но из деликатности притворяется благодарным человеку, закрывает глаза и мотает головой. И вдруг, безо всякой причины, Нестер больно бьет мерина пряжкой узды по сухой ноге. Этот непонятный злой поступок огорчает мерина, но он не подает вида. В отличие от человека, поведение старой лошади исполнено достоинства и спокойной мудрости. Когда молодые лошади дразнят мерина и делают ему неприятности — бурая кобылка мутит воду перед самым носом, другие толкают и не дают проходу, — он прощает своих обидчиков с неизменным достоинством и молчаливой гордостью.

И всю ночь на конном дворе, повинуясь стадному инстинкту, весь табун гоняет старого мерина, слышатся удары копыт о худые бока и тяжелое кряхтение. И мерин не выдерживает, останавливается в бессильном отчаянии и начинает рассказ о своей жизни. Рассказ длится пять ночей, а в перерывах, днем, лошади уже почтительно обращаются с мерином.

Он рожден от Любезного первого и Бабы. По родословной его имя — Мужик первый, а по-уличному — Холстомер. Так люди называют его за длинный и размашистый ход. С первых дней жизни он чувствует любовь матери и то удивление, которое вызывает у окружающих. Он пегий, необычный, не такой, как все. Первое горе в жизни — потеря любви матери, которая уже носит в себе меньшого брата. Первая любовь к красивой кобылке Вязопурихе обрывается, закончившись самой важной переменой в жизни Холстомера — его выхолащивают, чтобы не продолжать в роду пегости.

Он любуется хозяином и собой рядом с ним. Но в один черный день любовница бросает офицера, уезжает с другим. Гусар, в погоне за ней, загоняет Холстомера. Тот дрожит всю ночь и не может есть. Наутро ему дают воды, и он навек перестает быть той лошадью, какою был. Холстомера продают барышнику, потом старушке, краснорядцу, мужику, цыгану и, наконец, здешнему приказчику.

Хозяин перебивает его и говорит о своей нынешней жизни, хвастая тем, что имеет. Этот скучный для обоих разговор, в котором они не слышат друг друга, продолжается до утра, пока Серпуховской не напивается и, шатаясь, не уходит спать. У него не хватает сил даже раздеться до конца — в одном неснятом сапоге он валится на кровать и храпит, наполняя комнату запахом табака, вина и грязной старости.

Ночью табунщик Васька на Холстомере едет в кабак и держит его до утра на привязи рядом с мужицкой лошадью, от которой к мерину переходит короста. Через пять дней Холстомера не гонят в поле, а ведут за сарай. Когда ему перерезают горло, ему кажется, что вместе с большой струей крови выходит из него вся тяжесть жизни. С него снимают шкуру. Собаки, воронье и коршуны растаскивают конину, ночью приходит и волчица; через неделю у сарая валяются только кости. Но и эти кости уносит потом мужик и пускает их в дело.

Новаторский характер повести Л. Толстого "Холстомер", её социально-философская проблематика и психологизм. Роль внутренних монологов, приемов остранения, эстетического антропоморфизма, персонификации, аллегории в художественной структуре повести.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 11.04.2018
Размер файла 25,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Гипотетическая психология лошади и стада в философской повести Л. Толстого "Холстомер"

доктор филологических наук, профессор

Полтавского национального педагогического

университета имени В.Г. Короленко

Однако жизнь толстовской повести на сцене - предмет отдельного исследования. И в театральной, и в оперной интерпретации в роли лошадей выступают актёры, тогда как в толстовской повести главный герой - пегий мерин - персонифицирован, наделён свойствами человеческой психики, а окружающее его стадо в своём поведении напоминает человеческое общество.

Писатель поведал в повести не просто историю породистой лошади, а лошади состарившейся, потерявшей силы, которая в молодости была полна энергии и своеобразной красоты. И ко всем трагическим моментам в жизни Холстомера был причастен человек, несмотря на всю его преданность тем, кому он принадлежал. Именно люди способствовали тому, что некогда здоровый, красивый, породистый конь превратился в развалину.

Повесть построена так, что, кроме автора-повествователя, важную роль в её нарративной структуре играет рассказчик, в роли которого выступает лошадь по прозвищу Холстомер. Факт сам по себе примечательный: писатель сделал центральным образом произведения очеловеченного, одухотворённого коня. В повествование от имени автора вклинивается история жизни Холстомера, которую он в ночное время рассказывает другим лошадям. Такой композиционный приём позволяет автору передать мысли, чувства, переживания необычного рассказчика, что усиливает психологический характер произведения. Ведь истории, поведанные Холстомером на протяжении нескольких ночей, - это внутренние монологи персонажа, в которых содержится не только информация о его жизни, начиная от рождения, но и о его внутреннем состоянии, о его восприятии человеческого мира, его устройства, а также о тех, кому он принадлежал.

Имя гусарского офицера, которому принадлежал Холстомер, Л. Толстой назовёт позже и покажет его в зрелом возрасте. Это князь Никита Серпуховский, опустившийся, толстый, плешивый, промотавший к сорока годам состояние в два миллиона. А тогда, в молодости, догоняя свою любовницу, молодой гусар не жалел преданного ему коня, он угробил его ноги, копыта, после чего Холстомер перестал быть тем рысаком, каким был раньше. Находясь в светском окружении, Серпуховский вспоминает о том, как в 1842 году, когда ему было 25 лет, он купил у барышника лошадь, которую знала вся Москва как прекрасного рысака. Однако, спустя годы, увидев старого, больного Холстомера среди других лошадей на конном заводе, он не узнал его.

Толстой подчёркивает жестокость людей по отношению к животным, особенно тех, кому они принадлежали. Ведь кащдый последующий владелец Холстомера вносил свою лепту в то, чтобы приблизить его кончину, и никто из его хозяев не ценил и не понимал того, что цель и смысл жизни этого необычного коня заключались в служении людям. Этот вывод касается не только молодого князя Серпуховского. Не лучшим образом по отношению к животному вели себя барышник, который сёк и плохо кормил Холстомера, крестьянин, который подрезал ему ногу, а также цыган, который мучил его. Повесть заканчивается описанием последних мгновений жизни состарившегося, больного Холстомера.

толстой холстомер антропоморфизм аллегория психологизм

1. Толстой Л.Н. Холстомер / Л.Н. Толстой // Л.Н. Толстой. Собр. соч. : в 22 т. / Л.Н. Толстой. - М. : Худож. лит., 1982. -Т. 12: Повести и рассказы. 1885-1902. - 1982. - С. 7-42.

2. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика : [учебное пособие] / Б.В. Томашевский ; вступ, статья Н.Д. Та- марченко ; коммент. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. - М. : Аспект-Пресс, 1999. - 334 с.

5. Шкловский В.Б. Искусство как приём / В.Б. Шкловский // Виктор Шкловский. О теории прозы. - М. : Федерация, 1929. - С. 7-23.

Ключевые слова: философская повесть, психологизм, внутренние монологи, антропоморфизм, персонификация, аллегория, остранение.

Ключові слова: філософська повість, психологізм, внутрішні монологи, антропоморфізм, персоніфікація, алегорія, одивнення.

V. MATSAPURA. HYPOTHETIC PSYCHOLOGY OF THE HORSE AND HERD IN THE PHILOSOPHIC NARRATIVE “KHOLSTOMER” BY LEO TOLSTOY

The author of the article discloses the innovative character of the story “Kholstomer” by L. Tolstoy, concentrating attention on its poetics, specifics of psychologism depiction, social and philosophical range of problems, which were arisen in the above mentioned story. These aspects haven't been considered enough in the literary researches. In article the author analyses the role of internal monologues, methods of defamiliarization, esthetic anthropomorphism and allegory in the art structure of the story.

Key words: philosophic narrative, psychologism, inner monologues (interior monologues), pathetic fallacy (anthropomorphism), prosopopoeial, allegory, defamiliarization method.

Подобные документы

Скептическое отношение Л.Н. Толстого к повсеместному употреблению французского языка. Интерпретация образа Ванюши через французские словоупотребления в повести "Казаки": экспрессивность выражения внутренних искренних чувств через смешение языков.

курсовая работа [37,1 K], добавлен 28.10.2012

Формирование новых направлений в литературе 40-х годов XIX века. Литературная проблематика направления. "Романтический" метод в русской повести. Развитие полноценной художественной повести. Специфика "гоголевского пласта" в повестях 40-х годов.

реферат [27,9 K], добавлен 28.02.2008

Место темы детства в классической и современной русской литературе, ее роль в творчестве Аксакова, Толстого и Бунина. Автобиографическая основа повести Санаева "Похороните меня за плинтусом". Образ главного героя. Мир ребенка и взрослых в повести автора.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 15.09.2010

Жанровое и языковое своеобразие повести "Митина любовь". Место лирического начала в произведении, его лирико-философское начало и проблематика. Концепция любви у И.А. Бунина. Характеристика образов главных героев повести, проявления декадентского начала.

дипломная работа [83,4 K], добавлен 07.11.2013

Возникновение жанра бытовой повести и ее проблематика. Характеристика жанра бытовой повести XVII века. Анализ фольклорных элементов "Повести о Горе-Злочастии". Средства типизации жизненных явлений в этот период. Связь повести с народными песнями.

К 1861 году относится первая редакция повести , однако лишь через 24 года Л.Н. Толстой вернется к прежним рукописям и продолжит работу, усилив обличительную направленность содержания.

ВложениеРазмер
tolstoy.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

К 1861 году относится первая редакция повести , однако лишь через 24 года Л.Н. Толстой вернется к прежним рукописям и продолжит работу, усилив обличительную направленность содержания.

Л.Н.Толстой применил интересный композиционный приём. Рассказ о жизни и судьбе Холстомера ведется не с начала, а с конца. Вот каким он стал—об этом в 1— 4 главах, а вот каким он был—об этом старый мерин вспоминает и рассказывает табуну, при этом его рассказ продолжается пять ночей ( с5 по 8 главы) и занимает четыре центральных главы повести. О судьбе лошади повествует не только автор, но и она сама. Мы узнаем о её жизни с юности до старости, видим, как она шаг за шагом лишается права на выбор, достоинство, права на любовь.

Почему это произошло? Трагизм её существования в её пегости (на голове и боках были пегие пятна), то есть непохожести. Да, лошадь была прекрасна, на бегах ей не было равных, но она внешне не такая, как остальные её породы. За это люди (а владельцы сменяли друг друга) обрекли Холстомера на тяжкий труд и страдания, терзали, подвергали унижениям.

Он был каким-то другим существом; это существо когда-то любило, ухаживало, а теперь это живая развалина с длинной и засоренной репьями гривой, жидким хвостом, большой костлявой головой, больными ногами, покрытыми коростой. И все же в лошади сохранилось что-то величественное. значительное, что не могло не сказаться на её поведении.

Холстомер зря не топтал траву, ел неторопливо, обстоятельно, внешне не реагировал на нанесённые обиды, если же очень досаждали—отвечал.

Выражение его лица (а не морды) говорило о глубокой работе мысли, да еще какой:

—На лестнице живых существ человек стоит ниже (он считает человека странной породой животных) лошадей, ибо деятельность людей руководствуется словами, а наша (т.е. лошадиная) делом.

—Люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими.

Это Толстой размышляет о неправедном обществе, в котором невыносимо трудно было человеку, сохранившему природу в себе, живущему по иным законам. Нелепо, жестоко общество, охранявшее бессмысленное существование собственности,—такой вывод делаем мы , читая эти страницы.

Холстомеру в повести противопоставлен его последний владелец—князь Серпуховской. Это беспечный кутила. Он промотал состояние в2 миллиона. Вся его жизнь вызывает в нас брезгливость. Я невольно сравниваю две жизни: трудовую Холстомера и праздную Серпуховского, одна жизнь—служение людям, лишения, издевательства хозяев, другая—женщины, карты, вино, один и в старости по-своему прекрасен (даже табун вернул ему уважение), мысль его продолжает напряженно работать, другой— обрюзгший, равнодушный, с полным отсутствием мысли.

Эти истории контрастны, как и смерть лошади и князя. Холстомер в конце даже узнал когда-то любимого хозяина и что-то проржал ему, тот же не признал его, не узнал неповторимых пежин.

Да, не только две жизни, но и две смерти. Таким образом, можно сказать, что Толстой использует не только прием сопоставления, но и контраста.

Все темы повести, о которых я писал, тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и мы вместе с Л. Толстым чувствуем себя то Холстомером, то табуном. Введенные писателем во внутренний мир этого страдающего существа, убеждаемся в том, что причиной его страданий служат жестокие законы, по которым живут владеющие им люди.

Мне посчастливилось: я увидел в записи фрагменты спектакля с Лебедевым—Холстомером. В спектакле нет внешних эффектов, масок лошадей, грив, хвостов. Главное—пластика рук.

Нашел я и иллюстрации к повести, выполненные художником Пластовым. (Приложение №6—13)

Постигая Л.Н.Толстого, мы задумываемся: кто мы? зачем мы? почему так устроен мир? Почему холстомеры вызывают неприятие? И в том, что мы мучаемся этими вопросами, заслуга Льва Николаевича Толстого.

Говорить об актуальности вопросов, поставленных в повести, даже не приходится, ведь это великий Л.Н.Толстой, а у него всё вечно, непреходяще.

Холстомер Льва Толстого

История создания

История создания Холстомера

Лев Николаевич Толстой, как любой плодотворно работающий писатель, нередко нуждался в свежих идеях, сюжетах. Источниками многих из них были люди из ближайшего окружения писателя. Так, историю о мерине по кличке Холстомер, что в самом деле когда-то появился на Хреновском конном заводе, поведали Толстому братья Стаховичи, Александр и Михаил, с которыми Лев Николаевич давно водил теплую дружбу. Это произошло в 50-е годы.

Герои и их характеристика

Герои и их характеристика

Главный герой – конь по прозвищу Холстомер, сын благородного Любезного Первого и Бабы. При рождении его назвали Мужик Первый, а когда он подрос, дали кличку Холстомер за широкий размашистый шаг. Когда-то Холстомера ценили, любили и уважали, теперь, когда он стал стар и слаб, его бьют и унижают, он – посмешище конного двора. От того выражение лица Холстомера строго-терпеливое, глубокомысленное и страдальческое.

Однажды, получив очередную порцию незаслуженных побоев от хозяина Нестера, старик Холстомер начинает рассказывать историю своей долгой и непростой жизни. Его рассказ длится целых пять ночей, за это время обитатели конюшни прониклись к почтенному старцу уважением, и уже никто не смел ухмыльнуться в его сторону.

Много лет назад жизнь сулила Холстомеру большое будущее – он был молод, силен и быстр, никто из обитателей конюшни не мог состязаться с ним в скорости. Одно только смущало хозяев жеребца – его пегость (прим. пегий – имеющий пятна другого цвета, разношерстный).

Когда юный Холстомер без памяти влюбился в симпатичную кобылку Вязопуриху, его кастрировали, чтобы не продолжать пегость в роду. Так из жеребца Холстомер стал мерином (прим. мерин – кастрированный самец лошади, в основном используется для сельского хозяйства и в отличие от жеребцов отличается более спокойным нравом). Так началась его малорадостная жизнь.

Отношение к хозяевам
Как большинство сельскохозяйственных животных, Холстомера то и дело продавали. За свою долгую жизнь он побывал у барышника, старухи, мужика, цыгана, приказчика, но самым его любимым хозяином был офицер Никита Серпуховский.

Рассказ Холстомер

Однажды, уличив свою подругу в измене, Серпуховский пускается в погоню за беглянкой и ее любовником. После полуночного бешеного галопа Холстомер трусился в стойле всю ночь. На следующее утро у него отказало колено. Офицер бросил калеку, продав коня за бесценок старухе. А Холстомер так навсегда и остался хромым, ему пришлось забыть о быстрой езде и о своем любимом хозяине.

Правда, спустя годы Холстомер и Серпуховский встретятся. К тому времени офицер располнеет, утратит былой лоск и величие. В бесконечных кутежах и любовных интрижках он промотает все свое состояние, так ничего и не добившись. Вскоре после этой встречи Холстомера не станет. Его мясом накормятся местные животные, а кости употребят в хозяйстве люди. Всю жизнь он приносил пользу, и даже после смерти его бездыханное тело стало кому-то полезным.

Мертвое тело Серпуховского убрали в землю многим позже. Его хоронили в мундире, в вычищенных сапогах, читали заупокойный псалом. Сделал ли Серпуховский так много полезного, как брошеный в грязной канаве Холстомер? Пожалуй, что нет.

Главная идея произведения

Главная идея произведения

С другой стороны Холстомер – это собирательный образ типичных черт русского мужика, который всю жизнь тяжело трудится, чтобы потом безвестно умереть. И самое жуткое, что он не восстает против своего рабского положения, он лишь тихо ропщет и смотрит страдальческими глазами в небеса. Он силен, он умен, он смел и отважен, но он покорен и в этом его беда. И как бы парадоксально это не звучало, он порой слепо любит своего мучителя, как любил Холстомер гусара Серпуховского.

Итак, главная творческая задача Толстого заключалась в том, чтобы в аллегорической форме показать современное классовое общество, его шокирующую несправедливость. Живописать общество, где до сих пор есть рабский труд, покорное служение, где один безнаказанно может унижать другого.

Анализ произведения

В рассказе Толстого “Метель” раскрывается идея сильного человека, который черпает свою силу от общения с природой, единения с ней, и слабости человека, полюбившего комфорт цивилизации.

Оказавшись в пучине всепоглощающей войны, Лев Толстой в своих “Севастопольских рассказах” сумел передать всю трагедию войны как таковой, ее ничтожность и безжалостность.

Краткое содержание

Главы 1-4

На заре старый табунщик Нестер отворил ворота барского конного двора, чтобы погнать лошадей пастись на луг. Из всего табуна особенно выделялся старый пегий мерин. Он не выказывал нетерпения, подобно другим лошадям, и покорно ждал, когда его оседлает Нестер.

Главы 5-8

Главы 9-12











Знакомство с героями

Главный герой толстовской книги — конь по кличке Холстомер. В молодости он был прекрасным рысаком, но имел дефект — светлые пятна. Когда Холстомер полюбил кобылу, его кастрировали. Так конь стал мерином. Другие персонажи произведения:

  • Никита Серпуховский. Любимый хозяин коня, гусар, промотавший состояние.
  • Нестер. Старый табунщик, верхом на Холстомере пас хозяйских лошадей.


Когда начала расплываться заря и побелело матовое серебро росы, Нестер пришёл на конный двор и отворил скрипящие ворота. Он замахнулся на сунувшуюся в проход кобылку и прикрикнул на остальных лошадей. Нестеру предстояло выгонять животных на луг, чтобы они паслись. Все лошади, кроме одного мерина, проявляли нетерпение. Холстомер покорно ждал, пока табунщик его оседлает.

Усевшись в седло, работник дал последние указания Ваське и погнал табун. Через ворота проходили самые разные лошади:

  • тяжёлые матки;
  • молодые кобылки;
  • сосунчики;
  • стригуны.


Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Рождение и начало злоключений

До весны кобылы с сосунками жили в маточной, а когда снег на крышах растаял, табун начали выпускать во двор, устланный соломой. Взрослым лошадям и сосункам пестрота шерсти жеребёнка очень понравилась. Они восхищались его красотой и всячески заигрывали. Холстомер познакомился с кобылами и стригунками, о которых впоследствии узнал, что это знаменитости. Вот кто там был:

  • Доброхотиха;
  • Краснуха;
  • Мушка — Сметанкина дочь;
  • Голанка;
  • Вязопуриха.

Со временем Баба стала охладевать к своему жеребёнку. Она увлеклась конём по кличке Добрый первый. Несколько раз их водили на свидание, а мать Холстомера увлечённо рассказывала о своей любви к коню. Потом она забеременела, а через несколько месяцев родила жеребёнка, которого назвали Усаном. К тому времени Холстомера уже разлучили с Бабой, но боль от потери матери сгладилась новым радостями.

Почти всё время Холстомер проводил в размышлениях. Он думал о том, как непостоянна любовь, в том числе материнская. Его интересовали отношения между людьми, странные человеческие понятия, слова и поступки.

Развязка

Табунщик Вася ночью берет Холстомера и отправляется в кабак. Всю ночь мерин проводит на привязи по соседству с мужицкой лошадью, которая заражает его коростой. Проходит пять дней, и Холстомера отводят за сарай. Там мерину перерезают горло. Когда кровь выходит из него, он думает, что с ней уходит и тяжесть его жизни. С коня сдирают шкуру, а его плоть достается дворовым животным, а ночью приходит даже волчица. Через неделю от мерина остаются только кости. Но и им мужики находят применение.

лев толстой холстомер краткое содержание

Роковая поездка и дальнейшие несчастья

Пегий побежал изо всех сил, чувствуя, как его ноги ударяются о железо. Через 25 вёрст они догнали женщину. Свою миссию мерин выполнил, но после этого ему стало очень плохо. Утром люди дали воды, и потом начали лечить лошадь — так у них это называлось. Вот как описал Холстомер своё состояние:

  • копыта сошли;
  • сделались наливы;
  • появились слабость и вялость во всём теле;
  • не стало груди;
  • согнулись ноги.

Потом мерина продали барышнику, который стал давать ему морковь. От такой еды здоровье ухудшилось ещё сильнее, зато Холстомер стал лучше выглядеть, и сейчас его облик мог бы ввести в заблуждение незнающего человека. Теперь у пегого не было ни сил, ни способности к езде. К барышнику часто приходили покупатели. Тогда он стегал мерина, чтобы тот выглядел бодрее, потом затирал рубцы и выводил.

Вскоре Холстомера купила старушка. Она ездила на нём к Николе Явленному. Новая хозяйка часто секла кучера. Он приходил к лошадиному стойлу и плакал. Тогда рассказчик узнал, что человеческие слёзы солёные на вкус. После старушки у несчастного животного было ещё несколько хозяев:

  • краснорядец;
  • мужик;
  • цыган;
  • приказчик.

Отзывы

Читайте также: