Сочинение на тему русский язык в умелых руках и в опытных устах красив певуч выразителен

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 3 классе

Тип урока: закрепление пройденного материала

Задачи: развивать речь учащихся.

прививать любовь к родному языку

развивать внимание, память, мышление

Оборудование: аудиозапись, портрет Куприна.

1. Организационный момент.

Тема нашего урока – лексика. Что такое лексика?

2. Работа над высказыванием А.И.Куприна

Как вы понимаете это высказывание?

Прочитайте ещё раз, пропустите 2 строчки и запишите, что запомнили.

Проверка. Как записали? Что у тебя? А у тебя? А кто запомнил и записал 7 качеств русского языка?

- Среди многих качеств русского языка Куприн называет певучесть. Певучесть – один из главных признаков нашего языка. Певучесть языку придают гласные звуки. В русском языке очень много слов, в которых после 1 согласной буквы стоит гласная, немало слов, где гласная идёт после 2 согласных, мало, где стоят рядом 3 согласные и совсем немного слов со стечением 4 согласных. Это важное качество языка – певучесть народ использовал в своих песнях.

Русский язык тесно связан с душой человека. Каждое слово истинно русского воспитанного человека наполнено особым смыслом. Есть такое высказывание: хочешь говорить с любимым человеком- говори на французском, хочешь общаться с другом – используй немецкий, а хочешь говорить и с тем и с другим – говори на русском.

Что помогает нам по мнению Куприна сделать нашу речь действительно красивой, гибкой и выразительной?

Д. Умелые руки и опытные уста. Любой человек может сделать свою речь выразительной, нужно любить свой родной язык, знать его историю, значения слов, орфографические нормы.

Допишите 1 часть высказывания писателя.

Вы уже обратили внимание на слово певуч. К какой части речи относится это слово и все остальные слова красив, выразителен и т.д.?

Почему слово певуч пишется без мягкого знака? Сформулируйте правило.

Приведите примеры подобных прилагательных.

Образуйте полную форму прилагательных.

Сегодня на уроке мы с вами будем работать над тем, чтобы наши руки стали более умелыми, а уста более опытнее и выразительнее.

Какие для этого средства существуют в русском языке?

Возьмите каждый свой листок и выполните задание. Для того, чтобы всё получилось, вам необходимо сконцентрировать ваше внимание.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. — А. Куприн Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. — П. Мериме Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий. — Г. Державин Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. — А. Куприн Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. — В. Белинский Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. — Н. Гоголь Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости. — Ф. Энгельс Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. — Н. Гоголь Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами (всечеловеками). — Ф. Достоевский Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде. — Ф. Достоевский Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. — К. Паустовский Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! — И. Тургенев


Задание 9 № 13932

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.

(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.

(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.

(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.

(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…

(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.

(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино — и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…

— (13)Где моя Чёрная Спинка? — крикнул Колька.

(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.

— (15)Она… была на кухне, — ответил отец.

(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое — отец, Елена Станиславовна и Неля, — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.

(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.

— (24)Вы давали ей рыбу? — тихо спросил Колька.

— (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой, — ответил отец. — (27)А вот зёрна…

(28)Колька жаждал задать главный вопрос, но оттягивал его.

— (29)А ногу ей перевязывали?

— (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?

— (33)Ты знаешь, Николай… — отец в ответственные минуты всегда называл его так. — (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей…

(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.

— (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? — избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.

— (38)Да, мешала! — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.

— (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!

— (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна! — (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.

— (43)А ты мне не сестра… — выпалил Колька.

— (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь. — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.

(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй — значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.

— (52)Как ты м ожешь так, К оля! (53)Неля видит в тебе с воего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!

— (55)Где же она сейчас? — спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.

(56)Елена Станиславовна опустила голову.

— (57)Она сдохла, — набравшись мужества, ответил отец.

(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.

— (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас! — крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор.

* Анатолий Георгиевич Алексин (1924 — 2017) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.


Задание 6 № 13914

Анализ содержания текста.

1) Елена Станиславовна чувствовала свою вину за гибель птицы, но из-за грубых слов Коли так и не извинилась перед ним.

2) Домашние не решались сразу сообщить Коле плохую новость.

3) Как Коля и поручил, птице перевязывали лапку и кормили рыбой.

4) Приехав, Коля внимательно дослушал марш, который играла Неля, до конца.

5) Пока Коля был в лагере, птица жила в большой комнате, где было много свежего воздуха, необходимого для её выздоровления.

1) Елена Станиславовна чувствовала свою вину за гибель птицы, но из-за грубых слов Коли так и не извинилась перед ним. − Подтверждается предложениями 50−51.

2) Домашние не решались сразу сообщить Коле плохую новость. − Подтверждается предложением 57.

3) Как Коля и поручил, птице перевязывали лапку и кормили рыбой. − Противоречит предложениям 25−26.

4) Приехав, Коля внимательно дослушал марш, который играла Неля, до конца. − Противоречит предложению 12.

5) Пока Коля был в лагере, птица жила в большой комнате, где было много свежего воздуха, необходимого для её выздоровления. − Противоречит предложению 31.


Задание 7 № 13915

Анализ средств выразительности.

2) Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес.

4) Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал.

5) Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.

Олицетворение − наделение неживых предметов свойствами живого существа.

2) Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес.

5) Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.


Задание 8 № 13916

Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним(-ы) к слову ЖАЖДАТЬ (предложение 28). Напишите один из этих синонимов.

Хотела (предложение 36, 50)


Задание 9 № 13917

Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как простыми словами передаются переживания героев, как слово помогает раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание А. М. Горького верно.

Казалось бы, чего проще – услышать друг друга. Однако, сколько непонятых поступков, грубых слов, разрывов отношений случилось от того, что люди просто не умеют слушать друг друга. Хорошо бы этому научиться.

3. Ответственность – это способность брать на себя обязанность отвечать за себя и других. Ответственность – качество ценное. Не каждый способен добровольно взять на себя обязанности и отвечать за их исполнение.

Колька, герой текста Анатолия Алексина, заботится о больных птицах, выхаживает их. Он берёт на себя ответственность за этих существ и с честью с этой обязанностью справляется. Если маленький человек способен ответственно подходить к выбранному делу, то непременно, став взрослым, он сможет быть в ответе и за других людей, и за страну.

В годы Великой Отечественной войны, Чеченской войны сколько подвигов совершили бойцы, когда, потеряв командира, находили в себе мужество брать командование на себя. Наверное, эти мужчины выросли из таких вот, как Колька, мальчишек.

Ответственность – качество, которое нужно в себе воспитывать. С его помощью можно многого добиться, ведь ответственные люди чаще всего становятся лидерами.

Я бы хотел начать своё сочинение словами Русского писателя 19-го
века Александра Куприна.
"Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
"
Уже по этой короткой, но очень ёмкой фразе можно судить о красоте,
силе и тонкости русского языка. Я люблю русский язык и я горжусь тем,
что я русский.
Наверное, я не ошибусь, если предположу, что нет такого
пейзажа, запаха или звука, который нельзя было бы описать русским языком.
Ни в одном языке мы не сможем встретить такого количества прилагательных,
как в русском языке, а ведь именно прилагательные помогают нам давать эпитеты
тем или иным словам. Раз уж я заговорил о любви к своему родному языку,
я хотел бы привести пару эпитетов к слову "любовь".
Страстная и угнетающая, взаимная и безответная, умопомрачительная
и убивающая. Этот список можно продолжать бесконечно.
Одно мгновение, а сколько красок пролили эти слова на бумагу. Сколько эмоций
пробуждает в читателе эта игра слов ? Одному Богу известно.
Я недавно перечитывал биографию одного писателя и наткнулся на удивительную
фразу. Эти размышления заставили меня вспомнить о ней.
"У него в кармане был рубль, а в душе богатство".
На первый взгляд, ничего особенного, и всё предельно ясно. Но я задумался и понял,
что ни на один язык в мире мы не сможем перевести эту фразу так, чтобы она выражала
то чувство уважения которое вкладывал автор писавший биографию.
Русский язык. Может показаться резким и грубым из уст диктатора, а
может ласкать слух, если говорит молодая дама. Мы все знаем смысл слов, но иногда
даже не предпологаем что несёт в себе это слово. Самый простой пример: слово "спасибо". Когда мы благодарим человека, мы просим бога спасти, хранить его, за его поступок, даже
не задумываясь об этом.
Русский язык. Без него, я, наверное, не смог бы описать дюны Лиепайского пляжа
и волны, омывающие изгибы берегов Балтийского моря, в своих дневниках.
Русский язык. Великий и могучий.

"Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось
бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное
русское слово."
(Великий украинский писатель Николай Васильевич Гоголь)

И в правду. Ведь можно тихо пробурчать себе под нос - "я люблю русский язык. ".
Но я предпочту сказать гордо и звонко!
Я ЛЮБЛЮ РУССКИЙ ЯЗЫК!

Читайте также: