Толстой чем люди живы сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Данное произведение описывает невероятную историю о том, как настоящий ангел спустился к человеку, который нуждался в помощи.

Главный герой — Семен. По профессии он сапожник. Однако, есть проблема, работа уже давно не приносит необходимых финансовых средств. Все заработанные деньги уходят на питание и семью. Семену не хватает денег даже на шубу. У него была одна шуба и то на двоих с женой. Она уже износилась.

Однажды Семен возвращается домой и видит такую картину: у часовни сидит голый странник. Сапожник начинает беседу, спрашивает откуда тот, однако, он человек не может ничего объяснить. Семен не может бросить неизвестного в беде, он дает ему свою одежду и ведет к себе домой. Матрена встретила двух мужчин. Накормила обоих, поставила на стол всё, что оставалось в доме. Ей непросто было это сделать, но жалость к обиженному судьбой путнику оказалась сильней.

Семья узнала, что путника зовут Михаилом. Он начал работать у Семена. Человек замечательно справлялся со своей работой, поэтому в округе быстро пошла молва о том, что здесь работают отличные мастера. После этого к Семену и Михаилу направилось много людей, которые мечтали получить сапоги да ботинки. Как-то раз к Семену явился очень богатый человек, он принес материал для обуви и заказал себе сапоги. Однако, Михаил сшил какие-то босовики вместо положенного заказа. Семен был очень недоволен этим фактом. На следующий день до Семена дошла новость о том, что барин скончался и теперь для него потребуются только босовики. Михаил только улыбнулся, оказывается он не ошибся.

Чуть позже к сапожникам пришла женщина с двумя девчонками, они были приемными. Мать потеряла своего сына и взяла на воспитание этих девочек. Михаил снял свой рабочий фартук и начал беседовать с ней. Ангел не случайно здесь оказался. Он нарушил Божью волю и тем самым разгневал Бога. За это ангел был направлен на землю. Он должен был увидеть, чем живут люди. Ангел по имени Михаил прожил в этом мире шесть лет. За это время он осознал вот что: люди живут исключительно любовью, если бы ее не было, всё бы пошло не так. Люди не могут знать, что их ожидает в завтрашнем дне, но они заботятся о родных людях. Только поэтому человеческий род еще существует и продолжается.

После того, как ангел все осознал и выполнил божественное задание, он может возвращаться. Этим он заработал прощение.

Произведение подчеркивает важность любви, без которой невозможно прожить на этой земле.

Другие произведения автора: ← Дьявол↑ Толстой ЛевБедные люди →

История, произошедшая с сапожником

Рассказ начинается с того, что живущий с женой в наемном доме бедный сапожник, выручив деньги за работу, отправился за овчиной для шубы в село. Очень нужна была ему эта шуба, так как суровой была зима, а телогрейка имелась у супругов одна на двоих. Однако так сложились обстоятельства, что он не купил овчины, а лишь выпил водки на 20 копеек и отправился обратно. По дороге сапожник рассуждал о том, что для согрева выпивка была необходима ему, а жена сейчас станет ругать его за то, что он вернулся пьяный, без денег и овчины. У церкви он заметил обнаженного человека, сидящего скрючившись, но прошел мимо, побоявшись, что тот умер. Однако совесть замучила сапожника за то, что он оставил замерзать на улице несчастного. Он вернулся и заметил, что человек этот жив, приятен лицом, без ссадин и побоев. Семен (так звали главного героя) спросил незнакомца, что он здесь делает и откуда идет. Тот сказал, что он нездешний, бог наказал его. Семен тогда отдал несчастному валенки, телогрейку и забрал этого человека к себе домой.

чем люди живы толстой краткое содержание

Поведение Матрены

Жена сапожника (Матрена) размышляла, закончив домашние дела, о том, что не стоит подавать к столу последнюю краюху хлеба, лучше оставить ее на потом. Путники тем временем возвратились. Матрена, увидев своего мужа без овчины и выпившего, стала ругать его за все, что только смогла вспомнить, в частности и за то, что он чужака привел, когда им самим есть нечего.

Она хотела было уйти из дома, сорвав телогрейку с мужа, но тот упрекнул женщину в том, что она забыла бога. Матрена опомнилась и посмотрела на спутника Семена, молча сидящего на краю лавки.

Баба засовестилась, стала накрывать на стол, даже подала мужчинам хлеба. Накормила женщина странника, после чего приютила на ночь и дала ему одежду. Тот улыбнулся и так посмотрел на нее, что сердце женщины взыграло. Впоследствии она жалела и об отданной одежде, и о последнем хлебе, но вспоминался ей этот светлый взгляд, и отпускала Матрену жадность.

Наутро проснулся Семен. Дети спят, жена пошла к соседям хлеба занимать. Один вчерашний странник в старых портках и рубахе на лавке сидит, вверх смотрит. И лицо у него против вчерашнего светлее.

И говорит Семен:

— Чего ж, милая голова: брюхо хлеба просит, а голое тело одежи. Кормиться надо. Что работать умеешь?

— Я ничего не умею.

Подивился Семен и говорит:

— Была бы охота. Всему люди учатся.

— Люди работают, и я работать буду.

— Ну, Михайла, сказывать про себя не хочешь — твое дело, а кормиться надо. Работать будешь, что прикажу,— кормить буду.

— Спаси тебя господь, а я учиться буду. Покажи, что делать.

Взял Семен пряжу, надел на пальцы и стал делать конец.

— Дело не хитрое, гляди…

Посмотрел Михайла, надел также на пальцы, тотчас перенял, сделал конец.

Показал ему Семен, как наваривать. Также сразу понял Михайла. Показал хозяин и как всучить щетинку и как тачать, и тоже сразу понял Михайла.

Какую ни покажет ему работу Семен, все сразу поймет, и с третьего дня стал работать, как будто век шил. Работает без разгиба, ест мало; перемежится работа — молчит и все вверх глядит. На улицу не ходит, не говорит лишнего, не шутит, не смеется.

Только и видели раз, как он улыбнулся в первый вечер, когда ему баба ужинать собрала.

История с барином

чем люди живы толстой анализ произведения

Пожилая купчиха рассказывает о себе

Он прожил в заботах и труде шесть лет в доме сапожника. Однажды к ним пожаловала купчиха вместе с двумя дочерями, одна из которых была хромая. Женщина рассказала свою историю о том, что эти девочки ей не родные, а приемные. Они жили с мужем 6 лет в крестьянстве, и у них родился маленький сын. В это же время две девочки появились на свет у соседей, но вскоре отец их умер, а потом похоронили и мать, поэтому женщина решила забрать сирот к себе. Мальчик ее умер, и остались лишь две эти девочки. Михаил посмотрел на них и улыбнулся.

Передо мной поставлен, казалось бы, простой вопрос. Но чем дольше я задумываюсь, тем сложнее на него ответить.

Наш народ, переболев идеей социалистического строя, разочаровался в его результатах. А результатом стали дефицит, бюрократизм, коррупция. Но ведь для того, чтобы все эти 70 лет просуществовал социализм, нужна была целевая программа. Сколько было общих полезных дел: поднимали целину, строили города, прокладывали железнодорожные магистрали, покоряли космос.

У каждого поколения были свои герои, которым подражали, которыми восхищались.

Нужны стране дети, совершающие добрые дела – подражайте Тимуру и его команде.

Нужны стране передовики труда – пожалуйста, Стаханов.

Нужны бесстрашные летчики – вот вам Валерий Чкалов, Юрий Гагарин.

Поэтому столько всего нужного для страны было сделано в те годы.

А что получили на изломе эпох между социализмом и капитализмом? Оказывается, не надо жить для других – нужно только для себя. А с этими словами появились криминальные разборки, финансовые пирамиды, олигархи. Грустно также то, что народ не стал жить лучше. А промышленность, сельское хозяйство, культура – все важные отрасли общества замерли, перестали развиваться. Да и героев-кумиров тоже не стало.

Таким образом, когда люди живут для других, когда гордятся своей страной, своей работой, когда понимают, что приносят пользу обществу, когда всей душой болеют за свое дело, тогда это, действительно, радость, тогда это настоящая жизнь.

Ангел рассказывает о том, кто он на самом деле

Лев Толстой продолжает рассказ Михаила. Герой говорит о том, что так он оказался у церкви, где его нашел сапожник. Когда Матрена начала ругаться, Михаил почувствовал, что сейчас эта женщина от злости умрет, но та опомнилась, и улыбнулся ангел, так как увидел в ней бога и понял, что есть любовь в людях.

Когда он посмотрел на богатого барина, увидел смертного ангела за его спиной и понял, чего знать людям не дано. А увидав женщину, вырастившую сирот, он понял третью истину — любовью живы люди. Бог простил ангела, у того выросли крылья, и он вознесся на небо.

Прошел и еще год, и два, и живет Михайла уже шестой год у Семена. Живет по-прежнему. Никуда не ходит, лишнего не говорит и во все время только два раза улыбнулся: один раз, когда баба ему ужинать собрала, другой раз на барина. Не нарадуется Семен на своего работника. И не спрашивает его больше, откуда он; только одного боится, чтоб не ушел от него Михайла.

Сидят раз дома. Хозяйка в печь чугуны ставит, а ребята по лавкам бегают, в окна глядят. Семен тачает у одного окна, а Михайла у другого каблук набивает.

Подбежал мальчик по лавке к Михайле, оперся ему на плечо и глядит в окно.

— Дядя Михайла, глянь-ка, купчиха с девочками, никак, к нам идет. А девочка одна хромая.

Только сказал это мальчик, Михайла бросил работу, повернулся к окну, глядит на улицу.

И удивился Семен. То никогда не глядит на улицу Михайла, а теперь припал к окну, глядит на что-то. Поглядел и Семен в окно; видит — вправду идет женщина к его двору, одета чисто, ведет за ручки двух девочек в шубках, в платочках в ковровых. Девочки одна в одну, разузнать нельзя. Только у одной левая ножка попорчена — идет, припадает.

Взошла женщина на крыльцо, в сени, ощупала дверь, потянула за скобу — отворила. Пропустила вперед себя двух девочек и вошла в избу.

— Просим милости. Что надо?

Села женщина к столу. Прижались ей девочки в колени, людей чудятся.

— Да вот девочкам на весну кожаные башмачки сшить.

— Что же, можно. Не шивали мы маленьких таких, да все можно. Можно рантовые, можно выворотные на холсте. Вот Михайла у меня мастер.

Оглянулся Семен на Михайлу и видит: Михайла работу бросил, сидит, глаз не сводит с девочек.

И подивился Семен на Михайлу. Правда, хороши, думает, девочки: черноглазенькие, пухленькие, румяненькие, и шубки и платочки на них хорошие, а все не поймет Семен, что он так приглядывается на них, точно знакомые они ему.

Подивился Семен и стал с женщиной толковать — рядиться. Порядился, сложил мерку. Подняла себе женщина на колени хроменькую и говорит:

— Вот с этой две мерки сними; на кривенькую ножку один башмачок сшей, а на пряменькую три. У них ножки одинакие, одна в одну. Двойни они.

Сиял Семен мерку и говорит на хроменькую:

— С чего же это с ней сталось? Девочка такая хорошая. Сроду, что ли?

— Нет, мать задавила.

Вступилась Матрена, хочется ей узнать, чья такая женщина и чьи дети, и говорит:

— А ты разве им не мать будешь?

— Я не мать им и не родня, хозяюшка, чужие вовсе — приемыши.

— Не свои дети, а как жалеешь их!

— Как мне их не жалеть, я их обеих своею грудью выкормила. Свое было детище, да бог прибрал, его так не жалела, как их жалею.

Краткий анализ

чем люди живы толстой анализ

Сочинение 2

В информационную эру всё чаще и чаще можно замечаешь, что люди вокруг все будто не живые, будто они и не испытывают эмоций вовсе. И это отчасти, правда, хоть и не полностью. На данный момент люди совсем не хотят выражать своих эмоций или чувств, они боятся быть осмеянными, ведь сейчас многие люди считают, что эмоции это то, чего нужно стыдиться, однако это совсем не так, именно эмоции делают человека не просто человеком, они делают его живым, заставляя чувствовать всё на себе, отчего и появляется это самое ощущение живости в себе. Ведь чем больше ты испытываешь, то тем более живым и бодрым ты себя чувствуешь.

Люди совсем забыли, как надо общаться с людьми, забыли, о чём нужно говорить, что нужно говорить, и как именно. От того и появляется некий страх быть засмеянным обществом тех людей, которые, по сути, и сами общаться не умеют. И это главная проблема нашего века, да и вообще человека в любую эпоху и столетие – человек просто боится мнения окружающих. Он не готов столкнуться с порицанием большинства, от чего и старается всеми возможными путями этому большинству угодить, что, конечно же, в корне не верно, и идти на такое совсем не нужно. Главное просто чувствовать себя живым, чувствовать себя таким, какой ты себе нравишься.

Есть множество способов почувствовать себя живым для человека. Он может попробовать просто испытать новые ощущения, желательно острые ощущения, которые придадут ему бодрости и сил для того, чтобы двигаться дальше. Можно также завести новые знакомства, чтобы внести в свою некоторое разнообразие, и после этого человек также может почувствовать себя как бы снова живым, обновлённым. Ещё прекрасным способом для обновления своей личности может стать увлечение каким-либо новым хобби, неважно каким, важно то, чтобы оно приносило этому человеку удовольствие, ведь именно для этого хобби и нужно. Так или иначе, есть множество способов, которые могут помочь человеку вновь почувствовать себя живым, если он всё-таки не чувствует этого. Однако самое главное, что требуется от человека – это осознание проблемы. Осознание проблемы может очень сильно помочь человеку в решении этой проблемы, так как это уже половина сделанного дела, просто осознать наличие проблемы.

Таким образом, мы видим, что есть множество способов вылечить себя от не живости, недуга, которым страдает всё современное общество.

Другие темы: ← Может ли дружба перерасти во вражду?↑ 11 классСила любви →

Семен — старый и бедный сапожник, который очень нуждается в деньгах. Все что он зарабатывает уходит на жизнь. И он даже не может позволить купить себе шубу, когда единственная на них с женой прохудилась.

Идя однажды домой, он по дороге встречает голого человека, который не может точно сказать откуда он и почему нагой сидит возле часовни. Семен не проходит мимо, а снимает с себя последнюю одежду, и приводит этого странного человека домой. Дома жена Матрена накормила двух мужчин, дала одежды и уложила спать. Хоть сначала и жалко ей было последней краюхи хлеба и одежды, но потом она сжалилась над бедным, обиженным Богом путником.

Стал Михаил, а так звали мужчину работать у сапожника. Очень хорошо он справлялся со своими обязанностями и вскоре уже молва пошла о мастерах, и к ним многие пошли за сапогами и ботинками. Однажды пришел богатый барин, принес очень хорошую кожу и попросил сшить ему самые лучшие сапоги. Но Михаил сшил ему босовики, и когда Семен увидел это, то очень рассердился. Но на следующий день пришел слуга от барина с вестью, что хозяин умер и нужны теперь ему именно босовики. Улыбнулся Михаил, он оказался прав.

В другой раз пришла женщина с двумя приемными девочками, она потеряла родного сына и воспитывала двух сироток. Поговорив с ней, Михаил снял фартук рабочий и рассказал всю правду. Оказывается он прогневал Бога, не выполнив его воли, и тот послал ангела на землю — чтобы он посмотрел как и главное чем живут люди. Прожив шесть лет среди людей, ангел Михаил понял несколько очень важных вещей. То, что самое главное для всех людей — это любовь, именно ей и живут они. Не зная что с ними будет завтра, не столько заботятся о себе, сколько думают о ближнем и любят родных. Только благодаря этому и продолжается род человеческий.

Теперь, когда он узнал все то, что требовал от него Господь, он прощен и может возвращаться на небо.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История, произошедшая с сапожником

Рассказ начинается с того, что живущий с женой в наемном доме бедный сапожник, выручив деньги за работу, отправился за овчиной для шубы в село. Очень нужна была ему эта шуба, так как суровой была зима, а телогрейка имелась у супругов одна на двоих. Однако так сложились обстоятельства, что он не купил овчины, а лишь выпил водки на 20 копеек и отправился обратно. По дороге сапожник рассуждал о том, что для согрева выпивка была необходима ему, а жена сейчас станет ругать его за то, что он вернулся пьяный, без денег и овчины. У церкви он заметил обнаженного человека, сидящего скрючившись, но прошел мимо, побоявшись, что тот умер. Однако совесть замучила сапожника за то, что он оставил замерзать на улице несчастного. Он вернулся и заметил, что человек этот жив, приятен лицом, без ссадин и побоев. Семен (так звали главного героя) спросил незнакомца, что он здесь делает и откуда идет. Тот сказал, что он нездешний, бог наказал его. Семен тогда отдал несчастному валенки, телогрейку и забрал этого человека к себе домой.

чем люди живы толстой краткое содержание

«Неужели,— говорит Марк Аврелий, — тебя страшит перемена?

И чего это я в размышлизмы углубилась сегодня? Да, наверное, просто потому, что противно. Лукавство. Сплошное лукавство…

Живешь — живи! Мы никогда не получим то, что хотим, пока не будем благодарны тому, что имеем.

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Поведение Матрены

Жена сапожника (Матрена) размышляла, закончив домашние дела, о том, что не стоит подавать к столу последнюю краюху хлеба, лучше оставить ее на потом. Путники тем временем возвратились. Матрена, увидев своего мужа без овчины и выпившего, стала ругать его за все, что только смогла вспомнить, в частности и за то, что он чужака привел, когда им самим есть нечего.

Она хотела было уйти из дома, сорвав телогрейку с мужа, но тот упрекнул женщину в том, что она забыла бога. Матрена опомнилась и посмотрела на спутника Семена, молча сидящего на краю лавки.

Баба засовестилась, стала накрывать на стол, даже подала мужчинам хлеба. Накормила женщина странника, после чего приютила на ночь и дала ему одежду. Тот улыбнулся и так посмотрел на нее, что сердце женщины взыграло. Впоследствии она жалела и об отданной одежде, и о последнем хлебе, но вспоминался ей этот светлый взгляд, и отпускала Матрену жадность.

Убралась Семена жена рано. Дров нарубила, воды принесла, ребят накормила, сама закусила и задумалась; задумалась, когда хлебы ставить: нынче или завтра? Краюшка большая осталась.

Убрала Матрена хлеб и села у стола заплату на мужнину рубаху нашить. Шьет и думает Матрена про мужа, как он будет овчины на шубу покупать.

Только подумала Матрена, заскрипели ступеньки на крыльце, кто-то вошел. Воткнула Матрена иголку, вышла в сени. Видит — вошли двое: Семен и с ним мужик какой-то без шапки и в валенках.

Пропустила их Матрена в избу, сама вошла, видит — человек чужой, молодой, худощавый, кафтан на нем ихний. Рубахи не видать под кафтаном, шапки нет. Как вошел, так стал, не шевелится и глаз не поднимает. И думает Матрена: недобрый человек — боится.

Насупилась Матрена, отошла к печи, глядит, что от них будет.

Снял Семен шапку, сел на лавку, как добрый.

— Что ж,— говорит,— Матрена, собери ужинать, что ли!

Пробурчала что-то себе под нос Матрена. Как стала у печи, не шевельнется: то на одного, то на другого посмотрит и только головой покачивает. Видит Семен, что баба не в себе, да делать нечего: как будто не примечает, берет за руку странника.

— Садись,— говорит,— брат, ужинать станем.

Сел странник на лавку.

— Что же, али не варила?

Взяло зло Матрену.

— Варила, да не про тебя. Ты и ум, я вижу, пропил. Пошел за шубой, а без кафтана пришел, да еще какого-то бродягу голого с собой привел. Нет у меня про вас, пьяниц, ужина.

— Будет, Матрена, что без толку-то языком стрекотать! Ты спроси прежде, какой человек…

— Ты сказывай, куда деньги девал?

Полез Семен в кафтан, вынул бумажку, развернул.

— Деньги — вот они, а Трифонов не отдал, завтра посулился.

Еще пуще взяло зло Матрену: шубы не купил, а последний кафтан на какого-то голого надел да к себе привел.

Схватила со стола бумажку, понесла прятать, сама говорит:

— Нет у меня ужина. Всех пьяниц голых не накормишь.

— Эх, Матрена, подержи язык-то. Прежде послушай, что говорят…

— Наслушаешься ума от пьяного дурака. Недаром не хотела за тебя, пьяницу, замуж идти. Матушка мне холсты отдала — ты пропил; пошел шубу купить — пропил.

Хочет Семен растолковать жене, что пропил он только двадцать копеек, хочет сказать, где он человека нашел,— не дает ему Матрена слова вставить: откуда что берется, по два слова вдруг говорит. Что десять лет тому назад было, и то все помянула.

Говорила, говорила Матрена, подскочила к Семену, схватила его за рукав.

— Давай-поддевку-то мою. А то одна осталась, и ту с меня снял да на себя напер. Давай сюда, конопатый пес, пострел тебя расшиби!

Стал снимать с себя Семен куцавейку, рукав вывернул, дернула баба — затрещала в швах куцавейка. Схватила Матрена поддевку, на голову накинула и взялась за дверь. Хотела уйти, да остановилась: и сердце в ней расходилось — хочется ей зло сорвать и узнать хочется, какой-такой человек.

История с барином

чем люди живы толстой анализ произведения

Сапожное дело

День за днём, неделя за неделей – так и год прошёл. Живёт странник Михайла по-прежнему у Семёна. За какую работу ни возьмётся – всякая выходит у него так, как будто век её делал: и чинит сапоги, и шьёт их сам. Пошла слава по округе, что никто так крепко сапог не сделает, как Михайла. Стало к Семёну больше людей приходить, и достаток стал увеличиваться. А Михайла, как только работа заканчивается, садится, ни слова, ни полслова не говорит и всё вверх глядит. Никогда на улицу не выходит, ест мало, говорит мало и не смеется.

рассказ чем люди живы

Пожилая купчиха рассказывает о себе

Он прожил в заботах и труде шесть лет в доме сапожника. Однажды к ним пожаловала купчиха вместе с двумя дочерями, одна из которых была хромая. Женщина рассказала свою историю о том, что эти девочки ей не родные, а приемные. Они жили с мужем 6 лет в крестьянстве, и у них родился маленький сын. В это же время две девочки появились на свет у соседей, но вскоре отец их умер, а потом похоронили и мать, поэтому женщина решила забрать сирот к себе. Мальчик ее умер, и остались лишь две эти девочки. Михаил посмотрел на них и улыбнулся.

Передо мной поставлен, казалось бы, простой вопрос. Но чем дольше я задумываюсь, тем сложнее на него ответить.

Наш народ, переболев идеей социалистического строя, разочаровался в его результатах. А результатом стали дефицит, бюрократизм, коррупция. Но ведь для того, чтобы все эти 70 лет просуществовал социализм, нужна была целевая программа. Сколько было общих полезных дел: поднимали целину, строили города, прокладывали железнодорожные магистрали, покоряли космос.

У каждого поколения были свои герои, которым подражали, которыми восхищались.

Нужны стране дети, совершающие добрые дела – подражайте Тимуру и его команде.

Нужны стране передовики труда – пожалуйста, Стаханов.

Нужны бесстрашные летчики – вот вам Валерий Чкалов, Юрий Гагарин.

Поэтому столько всего нужного для страны было сделано в те годы.

А что получили на изломе эпох между социализмом и капитализмом? Оказывается, не надо жить для других – нужно только для себя. А с этими словами появились криминальные разборки, финансовые пирамиды, олигархи. Грустно также то, что народ не стал жить лучше. А промышленность, сельское хозяйство, культура – все важные отрасли общества замерли, перестали развиваться. Да и героев-кумиров тоже не стало.

Таким образом, когда люди живут для других, когда гордятся своей страной, своей работой, когда понимают, что приносят пользу обществу, когда всей душой болеют за свое дело, тогда это, действительно, радость, тогда это настоящая жизнь.

Ангел рассказывает о том, кто он на самом деле

Лев Толстой продолжает рассказ Михаила. Герой говорит о том, что так он оказался у церкви, где его нашел сапожник. Когда Матрена начала ругаться, Михаил почувствовал, что сейчас эта женщина от злости умрет, но та опомнилась, и улыбнулся ангел, так как увидел в ней бога и понял, что есть любовь в людях.

Когда он посмотрел на богатого барина, увидел смертного ангела за его спиной и понял, чего знать людям не дано. А увидав женщину, вырастившую сирот, он понял третью истину — любовью живы люди. Бог простил ангела, у того выросли крылья, и он вознесся на небо.

Это рассказ-притча Льва Толстого на божественную тему. Жил сапожник Семен, еле успевал концы с концами сводить, но как-то решил он сшить шубу для жены, забрал из дома три рубля, пошел пешком в деревню, где ему были должны ещё 5 рублей, чтоб купить овчину на шубу.Но в селе ему лаои только лдвадцать уопеек, и он от досады пропил их. Вернулся домой, а у часовни встретил он лежащего голышом человеком, в первый раз отошел от него, но вернулся во второй раз, одел в свои одежды и взял с собой домой.Жена его плохо встретила, хотела выгнать гостя, но потом пожалела, дала ему всю одежду, а тот как-то улыбнулся и понравился хозяйке Матрене. Остался Михаил у Семена почти шесть лет помощником, стал мастером, но однажды к ним пришел грозный барин и заказал им сапоги из немецкого материала, но Михаил сшил ему босовики и во второй раз странно улыбнулся. Вечером барин умер и босовики как раз пригодились. В третий раз улыбнулся Михаил, когда к ним пришла женщина с девочками-близняшкам­ и и заказала туфли для девочек, Одгна из девочек была хроменькая.Потом Михаил после ухода женщины, раскрылся, сказал, что ему пора идти, что он Божий ангел, направленный Богом, чтоб узнать, чем люди живы. А люди живы одной лишь любовью.


Краткий анализ

чем люди живы толстой анализ

Сочинение 2

В информационную эру всё чаще и чаще можно замечаешь, что люди вокруг все будто не живые, будто они и не испытывают эмоций вовсе. И это отчасти, правда, хоть и не полностью. На данный момент люди совсем не хотят выражать своих эмоций или чувств, они боятся быть осмеянными, ведь сейчас многие люди считают, что эмоции это то, чего нужно стыдиться, однако это совсем не так, именно эмоции делают человека не просто человеком, они делают его живым, заставляя чувствовать всё на себе, отчего и появляется это самое ощущение живости в себе. Ведь чем больше ты испытываешь, то тем более живым и бодрым ты себя чувствуешь.

Люди совсем забыли, как надо общаться с людьми, забыли, о чём нужно говорить, что нужно говорить, и как именно. От того и появляется некий страх быть засмеянным обществом тех людей, которые, по сути, и сами общаться не умеют. И это главная проблема нашего века, да и вообще человека в любую эпоху и столетие – человек просто боится мнения окружающих. Он не готов столкнуться с порицанием большинства, от чего и старается всеми возможными путями этому большинству угодить, что, конечно же, в корне не верно, и идти на такое совсем не нужно. Главное просто чувствовать себя живым, чувствовать себя таким, какой ты себе нравишься.

Есть множество способов почувствовать себя живым для человека. Он может попробовать просто испытать новые ощущения, желательно острые ощущения, которые придадут ему бодрости и сил для того, чтобы двигаться дальше. Можно также завести новые знакомства, чтобы внести в свою некоторое разнообразие, и после этого человек также может почувствовать себя как бы снова живым, обновлённым. Ещё прекрасным способом для обновления своей личности может стать увлечение каким-либо новым хобби, неважно каким, важно то, чтобы оно приносило этому человеку удовольствие, ведь именно для этого хобби и нужно. Так или иначе, есть множество способов, которые могут помочь человеку вновь почувствовать себя живым, если он всё-таки не чувствует этого. Однако самое главное, что требуется от человека – это осознание проблемы. Осознание проблемы может очень сильно помочь человеку в решении этой проблемы, так как это уже половина сделанного дела, просто осознать наличие проблемы.

Таким образом, мы видим, что есть множество способов вылечить себя от не живости, недуга, которым страдает всё современное общество.

Другие темы: ← Может ли дружба перерасти во вражду?↑ 11 классСила любви →

Человек — существо социальное. Он взаимодействует с внешней окружающей средой, с другим человеком и также с самым собой.

Жизнь человека многолика и разнообразна. И каждый раз можно задаться вопросом, а какая движущая сила заставляет человека жить. Главное, наверное, общение. Ведь человеку не свойственно жить в полной изоляции от других людей. Быть в окружении семьи, общение и постоянная забота о родных и близких людях заставляет человека жить и радоваться жизни.

Двигательная активность на протяжении всей жизни повышает тонус организма и способствует увеличению продолжительности жизни. Стремление человека быть на единение с природой, дышать свежим чистым воздухом, насыщенным ультрафиолетовыми лучами — наполняет человека энергией и воодушевляет его на плодотворные действия. Поскольку дает жизнь всем организмам на Земле солнечный свет.

Существование невозможно без солнечного света. Благодаря солнечной энергии на Земле развивается жизнь. Свет создает кислород и углекислый газ, поддерживает температуру и влажность, все это необходимо для формирования окружающей среды, в которой возможно нормально жить человеку. Древние цивилизации почитали солнце как создателя всех благ. Воздействие солнца на человека заряжает его позитивной энергетикой.

Главное, что направляет жизнь человека, когда он вдохновлен, это конечно чувства, особенно любовь. Ведь это движущая сила, которая позволяет человеку в полной мере ощущать смысл жизни, ощущать радость и жизненную силу, внутреннего могущества. Человек делясь своими чувствами с другим обогащается, увеличивает свою душевную силу, что означает, смысл того, ради чего и чем живет человек. Только полностью отдаваясь великому чувству, человек познают и самого себя, открывает в себе скрытые резервы, которые проявляются и развиваются в таких качествах- страсти, привязанности, интимности, преданности, взаимопонимания, взаимоподдержки, удовольствия от общения друг с другом. Дает выносливость организму чувства, вызванное любимым человеком, это физиологическое переживаемое биологическое возбуждение. Любовь-дружба-нежность дает силы жить, творить, развиваться. Сокровенные переживания, интимно-доверительные отношения заставляют нас ценить жизнь, наслаждаться окружающим миром и получать удовлетворение. Отсутствие спешки, спокойная размеренная жизнь, рационально организованный труд и досуг, а также присутствие рядом близкого человека — делают жизнь насыщенной, а человека самодостаточным. Каждый человек создан для счастья и ищет его на протяжении всей жизни. С этой целью человек и существует, самыми глубокими чувствами он живет.

Сочинение 2

В информационную эру всё чаще и чаще можно замечаешь, что люди вокруг все будто не живые, будто они и не испытывают эмоций вовсе. И это отчасти, правда, хоть и не полностью. На данный момент люди совсем не хотят выражать своих эмоций или чувств, они боятся быть осмеянными, ведь сейчас многие люди считают, что эмоции это то, чего нужно стыдиться, однако это совсем не так, именно эмоции делают человека не просто человеком, они делают его живым, заставляя чувствовать всё на себе, отчего и появляется это самое ощущение живости в себе. Ведь чем больше ты испытываешь, то тем более живым и бодрым ты себя чувствуешь.

Люди совсем забыли, как надо общаться с людьми, забыли, о чём нужно говорить, что нужно говорить, и как именно. От того и появляется некий страх быть засмеянным обществом тех людей, которые, по сути, и сами общаться не умеют. И это главная проблема нашего века, да и вообще человека в любую эпоху и столетие – человек просто боится мнения окружающих. Он не готов столкнуться с порицанием большинства, от чего и старается всеми возможными путями этому большинству угодить, что, конечно же, в корне не верно, и идти на такое совсем не нужно. Главное просто чувствовать себя живым, чувствовать себя таким, какой ты себе нравишься.

Есть множество способов почувствовать себя живым для человека. Он может попробовать просто испытать новые ощущения, желательно острые ощущения, которые придадут ему бодрости и сил для того, чтобы двигаться дальше. Можно также завести новые знакомства, чтобы внести в свою некоторое разнообразие, и после этого человек также может почувствовать себя как бы снова живым, обновлённым. Ещё прекрасным способом для обновления своей личности может стать увлечение каким-либо новым хобби, неважно каким, важно то, чтобы оно приносило этому человеку удовольствие, ведь именно для этого хобби и нужно. Так или иначе, есть множество способов, которые могут помочь человеку вновь почувствовать себя живым, если он всё-таки не чувствует этого. Однако самое главное, что требуется от человека – это осознание проблемы. Осознание проблемы может очень сильно помочь человеку в решении этой проблемы, так как это уже половина сделанного дела, просто осознать наличие проблемы.

Таким образом, мы видим, что есть множество способов вылечить себя от не живости, недуга, которым страдает всё современное общество.

Другие темы: ← Может ли дружба перерасти во вражду?↑ 11 классСила любви →

Передо мной поставлен, казалось бы, простой вопрос. Но чем дольше я задумываюсь, тем сложнее на него ответить.

Наш народ, переболев идеей социалистического строя, разочаровался в его результатах. А результатом стали дефицит, бюрократизм, коррупция. Но ведь для того, чтобы все эти 70 лет просуществовал социализм, нужна была целевая программа. Сколько было общих полезных дел: поднимали целину, строили города, прокладывали железнодорожные магистрали, покоряли космос.

У каждого поколения были свои герои, которым подражали, которыми восхищались.

Нужны стране дети, совершающие добрые дела – подражайте Тимуру и его команде.

Нужны стране передовики труда – пожалуйста, Стаханов.

Нужны бесстрашные летчики – вот вам Валерий Чкалов, Юрий Гагарин.

Поэтому столько всего нужного для страны было сделано в те годы.

А что получили на изломе эпох между социализмом и капитализмом? Оказывается, не надо жить для других – нужно только для себя. А с этими словами появились криминальные разборки, финансовые пирамиды, олигархи. Грустно также то, что народ не стал жить лучше. А промышленность, сельское хозяйство, культура – все важные отрасли общества замерли, перестали развиваться. Да и героев-кумиров тоже не стало.

Таким образом, когда люди живут для других, когда гордятся своей страной, своей работой, когда понимают, что приносят пользу обществу, когда всей душой болеют за свое дело, тогда это, действительно, радость, тогда это настоящая жизнь.

Популярные сочинения

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц

Итак, чем жив человек, с точки зрения Маслоу?

Он жив, как это ни банально, прежде всего, необходимостью удовлетворить свои человеческие и личностные потребности. И к ним можно отнести 2 группы таковых, что выстраиваются по мере значимости в виде пирамиды. У ее основания лежат потребности базовые (сон, еда, здоровье, безопасность). Дальше, когда эти, первичные потребности удовлетворены, у человека возникает потребность одобрения и уважения.

Затем следует чувство причастности, выше – любовь и самореализация.

Иными словами, не удовлетворив свои базовые потребности, человек не может полноценно решать и вопросы философско-духовного характера.

Чем жив человек


Включи мозг

(Я не говорю сейчас о той особой сравнительно небольшой категории людей, которые, отрицая потребности базовые, концентрировались на неком высшем служении. Природа и мотивация таких людей иная и требует специального рассмотрения).

Чем жив человек. Опыт.


…объясняет доходчиво

Завершая свои размышления тем же, с чего и начала, хочу напомнить слова Марка Аврелия, выписанные Львом Толстым и включенные в его вышеупомянутую книгу.

«Неужели,— говорит Марк Аврелий, — тебя страшит перемена?

И чего это я в размышлизмы углубилась сегодня? Да, наверное, просто потому, что противно. Лукавство. Сплошное лукавство…

Чем жив человек


Живешь — живи!

Чем жив человек


Мы никогда не получим то, что хотим, пока не будем благодарны тому, что имеем.

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Поведение Матрены

Жена сапожника (Матрена) размышляла, закончив домашние дела, о том, что не стоит подавать к столу последнюю краюху хлеба, лучше оставить ее на потом. Путники тем временем возвратились. Матрена, увидев своего мужа без овчины и выпившего, стала ругать его за все, что только смогла вспомнить, в частности и за то, что он чужака привел, когда им самим есть нечего.

Она хотела было уйти из дома, сорвав телогрейку с мужа, но тот упрекнул женщину в том, что она забыла бога. Матрена опомнилась и посмотрела на спутника Семена, молча сидящего на краю лавки.

Баба засовестилась, стала накрывать на стол, даже подала мужчинам хлеба. Накормила женщина странника, после чего приютила на ночь и дала ему одежду. Тот улыбнулся и так посмотрел на нее, что сердце женщины взыграло. Впоследствии она жалела и об отданной одежде, и о последнем хлебе, но вспоминался ей этот светлый взгляд, и отпускала Матрену жадность.

История, произошедшая с сапожником

Рассказ начинается с того, что живущий с женой в наемном доме бедный сапожник, выручив деньги за работу, отправился за овчиной для шубы в село. Очень нужна была ему эта шуба, так как суровой была зима, а телогрейка имелась у супругов одна на двоих. Однако так сложились обстоятельства, что он не купил овчины, а лишь выпил водки на 20 копеек и отправился обратно. По дороге сапожник рассуждал о том, что для согрева выпивка была необходима ему, а жена сейчас станет ругать его за то, что он вернулся пьяный, без денег и овчины. У церкви он заметил обнаженного человека, сидящего скрючившись, но прошел мимо, побоявшись, что тот умер. Однако совесть замучила сапожника за то, что он оставил замерзать на улице несчастного. Он вернулся и заметил, что человек этот жив, приятен лицом, без ссадин и побоев. Семен (так звали главного героя) спросил незнакомца, что он здесь делает и откуда идет. Тот сказал, что он нездешний, бог наказал его. Семен тогда отдал несчастному валенки, телогрейку и забрал этого человека к себе домой.

Ангел рассказывает о том, кто он на самом деле

Лев Толстой продолжает рассказ Михаила. Герой говорит о том, что так он оказался у церкви, где его нашел сапожник. Когда Матрена начала ругаться, Михаил почувствовал, что сейчас эта женщина от злости умрет, но та опомнилась, и улыбнулся ангел, так как увидел в ней бога и понял, что есть любовь в людях.

Когда он посмотрел на богатого барина, увидел смертного ангела за его спиной и понял, чего знать людям не дано. А увидав женщину, вырастившую сирот, он понял третью истину — любовью живы люди. Бог простил ангела, у того выросли крылья, и он вознесся на небо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Жизнь дана на добрые дела

Человек, который делает добро, чувствует себя счастливым.

Чем люди живы? Что мы ценим в человеке прежде всего? Какие нравственные качества украшают человека? Эти вопросы из века в век волнуют человечество.

Несомненно, взгляды и ценности представителей разных поколений сильно отличаются, но, на мой взгляд, есть качества, которыми люди будут дорожить всегда. Самым важным для человека качеством я считаю доброту.

Доброту в человеке нужно воспитывать с детства. Это чувство должно быть неотъемлемой частью личности.

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимают проблемы современности, пытаются решить вопросы доброты, жестокости, справедливости .

Воспользовавшись чрезмерной добротой старика, Коля бежит из избы, прихватив и ружьё Никитича. Оставаясь в душе добрым человеком, Никитич, вновь желая помочь парню, оставляет ему ружьё. Однако парень не оправдал надежд старика: он убивает его, стреляя в спину, чтобы тот не выдал его властям.

Что такое настоящая дружба?

В чём заключается смысл жизни?

Ответить на этот вопрос очень сложно, потому что люди по-разному смотрят на мир, у всех разные ценности. Кто-то считает смыслом всей жизни служение Родине, кто-то – личную материальную выгоду, престиж, успех, кто-то – служение людям, желание принести пользу обществу. Одни видят смысл жизни в семейной теплоте и продолжении рода, а другие – в религии, в философских идеях, в экстриме, азарте, власти над другими.

Возможно, смысл жизни в самой жизни? Для этого нужно полностью посвятить себя выбранному пути и жить ради других людей, или ради спасения животных, или же бороться с загрязнением планеты. Словом, найти то самое главное, что делает твою жизнь полезной для общества, найти свое призвание.

Я считаю, что на самом деле люди живут все-таки не ради целей, а ради самого процесса жизни. Возможностью чувствовать каждую капельку дождя, падающую на плечи летним днем. Или видеть, как солнечные лучи просвечивают сквозь зеленые листья деревьев. Иметь возможность говорить с другими живыми существами, обмениваться с ними мыслями.

Вот она, любовь, без которой не может жить человек! Любовь, подаренная атеисту Богом!

Люди, наверно, самые сложноустроенные существа. Каждый из нас является личностью, к каждому нужен индивидуальный подход. Но объединяет нас одно – мы живём душой и телом на нашей прекрасной планете Земля.

Для кого-то работа является самым главным, для других семья является путеводной звёздочкой. Семья, дети – они как воздух, без них нельзя, невозможно. Но все ли согласятся с этим мнением? И невольно задаёшься вопросом: а чем люди живы?

Чем люди живы? Снова задаю этот вопрос. Однозначно правильного ответа нет, ведь каждый выбирает свой путь и свой жизненный ориентир.

Чем люди живы

Об уме героини судить сложно. Ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Сама же героиня не оценивает и не анализирует поступки и явления. Она обладает собственным знанием ценностей жизни. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей ,делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни , он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. Во всех своих поступках Наташа следует законам простоты, доброты и правды. Сила любви героини заключается в том, что её самопожертвование бескорыстно. Эта сила наиболее ярко проявляется в сцене отъезда семьи из Москвы во время пожара. Наташа Ростова, имея добрую душу и сердце, помогает выехать раненым из Москвы, отдавая им повозки, и оставляет в городе все накопленное богатство и пожитки. Она без колебаний делает выбор между своим благополучием и жизнью других людей.

В чем смысл жизни? Я уверена, каждый хоть раз в жизни задумывался над этим. Но на это вопрос нет конкретного ответа, ведь каждый ответит по-своему. Для кого-то смысл жизни - это семья, для кого-то работа, его карьера…

Но все же, не только это является смыслом жизни. Древнегреческий философ и ученый энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в сущности человека. Не могу не согласиться с ним. По-моему, смысл жизни – это счастье. Ведь когда человек счастлив, ему ничего не нужно, он наслаждается тем, что имеет. Я думаю, горька судьба того, кто обрёл своё счастье.

Чем люди живы?

Каждому человеку важно подумать и понять о том, для чего человеку дана жизнь, как ею распоряжаться так, чтобы потом самим не было больно.

Никогда не поздно начать жить так, чтобы дарить окружающим добро: своим родным, близким, друзьям, одноклассникам, коллегам по работе. Жить в соответствии с заповедями - это явно мало. Жить нужно так, чтобы оставить после себя добрые дела и поступки, которые нужны людям. И тогда можно с гордостью сказать, что жизнь прожита не зря, не бесцельно.

Человек - единственное существо на свете, для которого важны в жизни нравственные законы. Благодаря нравственным принципам мы до сих пор живем в цивилизованной стране. Ведь кажется, что зло на земле преобладает, но я не согласна с этим утверждением: добрых людей мы встречаем больше. Ведь доброта не делает больно, как, например, предательство, поэтому, мне кажется, мы не так замечаем эту нравственную категорию в повседневной жизни.

Люди живы желанием сохранить мир, озабочены процветанием своего государства, оберегают дом, семью, детей. Для человека характерны проявление любви, дружбы, любование красотой природы. Сколько у нас бытовых проблем: жилье, квартплата, справки… Но мы все стремимся к одному – к счастью. Вот что в конечном итоге определяет отношения между людьми. Именно изучению этому посвящены художественные произведения. Великим мастером познания человеческой сути , духовной жизни людей является Л.Н. Толстой. Его лучшие герои вошли в наши сердца как образцы, на которые мы должны равняться.

Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова и, в отличие от штабных офицеров, таких, как Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Князь Андрей по своей натуре — патриот, он чувствует ответственность за судьбу Отечества, за судьбу русской армии и считает необходимым быть там, где особенно трудно, где решаются судьбы того, что ему дорого.

Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину, на мой взгляд, усугубили, если так можно выразиться, духовный кризис Болконского. Ему кажется, что его жизнь кончена. Он разочаровался во всем. И, по-моему, именно под влиянием Пьера началось духовное возрождение князя Андрея: “. в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо. и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе”. А встреча с лучшей героиней романа Наташей Ростовой в Отрадном окончательно пробуждает его к жизни. Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе рождает в душе Андрея мечты о семейном счастье. Наташа для него стала второй, новой жизнью. В ней было то, чего не было в князе, и она гармонично его дополняла.

Когда началась война 1812 года, князь Андрей снова возвращается в свою стихию — в армию, ведь по его мнению, никто не может остаться в стороне, когда Отечество в опасности. Там он должен думать в первую очередь не о себе, а об интересах своего Отечества, о жизни своих солдат. Он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”. Им гордились и любили его.

Никогда не поздно начать жить по нравственным законам. Жить нужно так, чтобы после себя оставить добрые дела и поступки, чтобы в конце жизни осознать, что жизнь прожита не зря.

Чем люди живы (ценностные ориентиры).

Известный писатель Федор Абрамов высказал интересную мысль: с недавних пор существуют два способа обновления и изменения жизни. Один- реформы и революции, второй-путь нравственного усовершенствования, самовоспитания личности каждого человека.

Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. Ведь даже если наше общество сумеет стать благополучным в материальном отношении, богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, можно назвать Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Распутина и других.

Автор развивает здесь одну из своих любимых тем: о корнях человека, о его связи с местом, где он родился и вырос, о том, что отсутствие нравственных корней ведет к моральному вырождению. Пожар в повести разделяет людей на две группы. Первые: те, кто, забыв об опасности, кидается спасти гибнущее имущество. Тут-то и проявляются глубинные качества людей, о которых прежде никто не догадывался: совесть, самопожертвование, чувства локтя. Жадность переходит в жестокость и преступление: убивают сторожа Мишу, который препятствовал им.

Напряженно ищут писатели ответа на самые жгучие вопросы нашей жизни: что есть добро и правда? Почему так много зла и жесткости? В чем высший долг человека? Путешествуя по дорогам нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее.

Проблема поиска смысла жизни в русской литературе

Как басня, так и жизнь ценится

не за длину, а за содержание

Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И наша литература не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными.

В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, на что ты мне дана?

Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. Сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого Пушкина заключался в создании непревзойденных образцов поэзии, прозы, драматургии, эпистолярного жанра. Нередко происходит именно так, и неясное самому человеку становится совершенно ясным его отдаленным потомкам.

О смысле жизни люди задумывались и в седой древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. "Смысл жизни в служении Богу", - утверждали христиане. "Смысл жизни в служении родине", - говорили мудрецы античности. "Смысл жизни в общественно-полезном труде", - утверждали отцы-правители из нашего недавнего прошлого. Неужели все эти утверждения ложны? Нет, но в каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины. Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством.

На мой взгляд, жизнь дается для того, чтобы исполнить в мире все, что назначено исполнить человеку. Построить дом, посадить дерево и вырастить сына - вот необходимый минимум человеческих свершений. Мудрость этого высказывания заключается в том, что каждое из перечисленных дел как бы продолжает человека, проецирует его деятельность в будущее.

Прибегая к приему антитезы, автор противопоставляет всей этой унылой роскоши совсем другой мир. Мир, где гнут спины рабочие, трудятся горничные, обеспечивающие путешественникам уют и спокойствие; мир Лоренцо и абруццких горцев. То, чем живут горцы – это и есть истинные ценности жизни, в отличие от дорогих, но искусственных ценностей господ. Природа неподвластна влиянию денег. Ведь они оказываются не способными уберечь своего хозяина от внезапной смерти и последующего унижения.

Что определяет нравственный выбор человека?

Чем отличается человек от других существ на земле? Тем, что у человека есть разум, сознание. Человек может ответить за свои поступки. Человек может выбрать свой поступок. Проблема выбора – самая главная в жизни любого человека. Ежедневно перед нами ставятся вопросы, как поступить, что будет вернее: свернуть налево или направо? Не каждый человек может свернуть в правильную сторону. Это может сделать только глубоко нравственный человек. Что же такое нравственность, и какие проблемы определяются как нравственные?

Итак, Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет по течению, как щепку, в мутном потоке событий. Будучи по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным.

Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.

Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Баня, по народным поверьям, — место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор начинает в повести тему оборотничества, которая будет проходить через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.

Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Когда он подстрелил косулю, то не стал ее добивать вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоял и внимательно наблюдал, как мучается несчастное животное. Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он не понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем.

Но автор оставляет для своего героя возможность мучительно думать о том, чем же он провинился перед судьбой. Андрей не находит ответа на свой вопрос. Но мне кажется, что он просто не хочет, боится заглянуть в уголок своей души, где хранится ответ на него. Поэтому он более склонен искать оправдания своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. У него мелькает мысль о переломном моменте в его судьбе. Андрей думал, что рождение ребенка возвратит его к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы только и могут наказать человека, преступившего все нравственные законы. Андрей обречен на мучительную жизнь.

Чем люди живы?

Каждому человеку важно подумать и понять о том, для чего человеку дана жизнь, как ею распоряжаться так, чтобы потом самим не было больно.

Никогда не поздно начать жить так, чтобы дарить окружающим добро: своим родным, близким, друзьям, одноклассникам, коллегам по работе. Жить в соответствии с заповедями- это явно мало. Жить нужно так, чтобы оставить после себя добрые дела и поступки, которые нужны людям. И тогда можно с гордостью сказать, что жизнь прожита не зря, не бесцельно.

Читайте также: