Тетя алиса угощает меня вяленым лещом сочинение егэ

Обновлено: 03.07.2024

5 готовых индивидуальных сочинений для варианта №6 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов, проблема отношения человека к природе по тексту по Васильеву Б. Л.

Готовое сочинение №1

Как люди должны относиться к природе? Можно ли допускать неоправданную жестокость по отношению к живым существам? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского писателя Бориса Васильева.

Авторская позиция заключается в следующем: нельзя проявлять неоправданную жестокость по отношению к природе, нужно проявлять сострадание по отношению к живым существам. Человек не царь природы, а её часть.

Мне близка позиция автора. Действительно, нельзя потребительски относиться к природе, разрушать её среду, уничтожать живые существа. Необходимо беречь природу.

В заключение подчеркну, что губительное отношение к природе неприемлемо, нужно беречь всё, что нас окружает.

Готовое сочинение №2

Именно проблеме отношения человека к природе посвящён текст, который я прочитал. Здесь говорится о туристах, которых поманила к себе лесная тишина и красота. Но они пришли не как гости, а как завоеватели. И когда им не понравилось соседство с огромным муравейником, просто сожгли его, не обращая внимания на то, что это дом миллионов муравьёв, уничтожив и всех этих насекомых. С ужасным реализмом и болью описывает автор в предложениях 66-67 гибель изумительного чуда природы — громадного муравейника — и несчастных существ, пытающихся защитить свой дом от безжалостного огня. И контрастом к этим мучительным словам автор приводит высказывания туристов в предложениях с 68 по 71: восхищенные своей сообразительностью, приезжие видят в случившемся не трагедию, которую они устроили собственными руками, а фейерверк, победу, торжество человеческого разума. Таким образом автор подчеркивает разницу в отношении людей к природе: одни люди относятся к ней с вниманием, любовью, восхищаясь каждой мелочью, которая их окружает; другие же видят в ней всего лишь источник своего удовольствия и, если что-то мешает им наслаждаться жизнью, просто уничтожают, не задумываясь ни о последствиях, ни об обыкновенный справедливости.

Автора возмущает такое отношение к природе. Он уверен, что достоинство человека не в том, чтобы уничтожать, а в том, чтобы внимательно и хозяйственно беречь то, что ему, как разумному существу, доверено.

Я думаю, если человек в ближайшем будущем не научится бережно относиться к природе, мы все останемся на пустой планете, с болью вспоминая о той красоте, которой лишились по собственному неразумию.

Готовое сочинение №3

Является ли человек царем природы? Имеет ли он право распоряжаться жизнями других живых существ? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте русский писатель Б.Л. Васильев.

Раскрывает проблему бережного отношения к миру природы автор, противопоставляя поступки туристов мыслям лесника Егора Полушкина и его сына Кольки.

Автор текста находится на стороне Егора Полушкина и его сына Кольки. Увидев муравейник, лесник сразу же предложил туристам отнести вещи на другое место, чтобы не потревожить муравьев. Когда у него попросили бензин, герой даже не мог подумать о том, что туристы хотят убить всех этих муравьев. И Егор, и Колька не могли равнодушно отнестись к тому, что туристы подожгли живых муравьев. Б.Л. Васильев демонстрирует, что отцу и сыну не свойственна жестокость по отношению к животному природы.

В тексте ярко выражена авторская позиция: человек не является царем природы, поэтому он не имеет права распоряжаться жизнями живых существ, каждый человек должен бережно относиться к миру природы.

С автором текста невозможно не согласиться. Ни один являющийся частью природы человек не имеет права убивать таких же живых существ, как и он сам. Каждый человек должен беречь природу и заботиться о ней. Такая точка зрения находит отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей.

Подводя итоги ко всему сказанному, можно отметить, что человек должен бережно и заботливо относиться к животному и растительному миру, поскольку жизнь человека, который вовсе не является царем природы, зависит от природы.

Готовое сочинение №4

Как люди относятся к природе-вот вопрос, который ставит в тексте Б. Л.Васильев.

Таким образом, люди по-разному относятся к природе: кто-то считает, что он вправе губить ее, а кто-то хочет ,чтобы она жила вечно.

Готовое сочинение №5

Человек – это часть природы, а не её царь, поэтому мы не имеем права уничтожать живых существ ради собственной прихоти. Писатель Б.Л. Васильев поднимает в тексте проблему отношения людей к природному миру.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: люди должны заботиться обо всех живых существах и брать ответственность за свои поступки, которые могут нанести невосполнимый урон миру природы.

В заключение хочется сказать, что все люди на земле должны бережно относиться к нашему общему дому, потому что без природы не было бы и самого человека.

Сам текст из 6 варианта по которому писались сочинения начинается так:

1. ИТОГОВАЯ ЛЕКЦИЯ Анализ и решение заданий варианта ЕГЭ 2019

К У Р С Р УС С К О Г О Я З Ы К А Д Л Я П ОД Г ОТО В К И К Е Г Э
Автор: Федоров Александр Александрович

2. Единый государственный экзамен по русскому языку в 2019 году

3. Анализ заданий 1 – 27 Выводы

4. Анализ заданий 1 – 24 Выводы В нашей итоговой лекции хочу обратить внимание на самые общие и самые главные аспекты формулировки

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
Анализ заданий 1 – 24
Выводы
В нашей итоговой лекции хочу обратить внимание
на самые общие и самые главные аспекты
формулировки каждого из 27 заданий.

5. Задание 1.

Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в
тексте. Запишите номера этих предложений.
В задании 1 обязательно нужно найти два
предложения, передающих главную информацию
разными словами. Номера этих двух предложений
запишите в поле ответа.

6. Задание 2.

Задание 2. Самостоятельно подберите подчинительный союз,
который должен стоять на месте пропуска в третьем (3)
предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ: ______________
Пояснение.
В задании 2 важно различать подчинительные и сочинительные
союзы, местоимения и наречия, частицы и предлоги.
Например, по смыслу в качестве средства связи могут подходить
слова ОДНАКО, ВЕДЬ, ТАК КАК, ПОТОМУ, ПОСКОЛЬКУ, ПОТОМУ
ЧТО. Посмотрите, какая часть речи указана в условии задания
2, и выберите нужную.

7. Задание 3.

Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в кото-
рой приводятся значения слова ПРАВО. Определите значение, в
котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
В задании 3 бывает трудно выбрать из двух похожих значений
слова. Тогда выбирайте то значение, пример употребления
которого (набран курсивом) совпадает с употреблением слова в
тексте.

8. Задания 4 и 5

Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в по-
становке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук. Выпишите это слово.
Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное
слово.
Пояснение.
В задании 4 поможет словник ЕГЭ, а в задании 5 - словарь паронимов ЕГЭ.

9. Задание 6.

Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив
неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.
Вступив в должность, проявите прежде всего строгость: держите
подчинённых на толстом поводке, чтобы слишком не вольничали.
Ответ: ___________________________.
Пояснение.
В задании 6 обещали больше задач на замену вместо исключения. Здесь
трудности могут вызвать фразеологизмы, так как нужно знать точное значение
фразеологизма.
Например: закадычный друг, заклятый враг, держать на коротком
поводке, медвежья услуга.

10. Задание 7.

Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании
формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Ответ: _____________
Чтобы выполнить задание 7, нужно знать нормы
словообразования и словоупотребления различных
частей речи. Здесь стоит обратить внимание на
числительные, предлоги и формы
множественного числа.

11. Задание 8.

Задание 8. Установите соответствие между грамма-
тическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
В задании 8 сначала
находим ошибку в
предложении, затем пишем
возле номера предложения
соответствующую
названию ошибки букву.

12. Задания 9-12.

13. Задание 13.

Задание 13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Пояснение.
Задание 13 довольно простое. Выбрать слитное
написание приставки не трудно, если помнить, про
приставку НЕДО и про фразеологизмы. Например,
работать не покладая рук, в книге недостает двух
страниц.

14. Задание 14.

Задание 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пи-
шутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Пояснение.
В задании 14 помните, что ТО ЖЕ САМОЕ и ТАК ЖЕ,
КАК пишутся раздельно, а союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ
синонимичны и; ещё стоит помнить про наречия за
границей и под мышкой.

15. Задание 15.

Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Пояснение.
Задание 15 требует знаний о написании н/нн в
разных частях речи.
Не путайте, например, наречия запутанно и
краткое причастие запутано

16. Задание 16.

Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в
которых нужно поставить ОДНУ запятую
Пояснение.
Выполнять задание 16 нужно очень внимательно,
подчёркивая грамматические основы и второстепенные
члены, важные для постановки запятой. Помните про
общий второстепенный член.

17. Задание 17-18.

Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры,
на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры,
на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пояснение. Приведем верное написание.
Задания 17 и 18 требуют того же. Если стихотворная
запись мешает, перепишите в строчку.

18. Задания 19-20.

19. Задание 21.

20. Задание 21.

21. Задание 22.

22. Задание 23.

23. Задание 24.

Задание 24. Из предложений 49–54 выпишите один фразеологизм.
Пояснение.
Выполняя задание 24, нужно знать лексические единицы:
синонимы,
антонимы,
фразеологизмы.

24. Задание 25.

Задание 25. Среди предложений 59—64 найдите такое, которое связано с
предыдущим с помощью форм слова и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Пояснение.
В задании 25 потребуется различать части речи,
формы слова и помнить, что средства связи обычно
в начале предложения.

25. Задание 26.

Задание 26. Прочитайте фрагмент
рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя
задания 22–25. В этом фрагменте
рассматриваются языковые особенности
текста. Некоторые термины,
использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) Пояснение
цифры, соответствующие номерам
терминов из списка. Запишите в таблицу Задание 26 легко решить
под каждой буквой соответствующую
подстановкой. Только
цифру. «Автор очерка “Алиса и море” концентрирует читательское внимание…
Список терминов:
1) эпитеты
2) сравнение
3) литота
4) фразеологизмы
5) диалог
6) противопоставление
7) метафора
8) лексический повтор
9) антонимы
различайте в задании
лексические и синтаксические
средства.

Задания 27
Часть 2 Для ответа на это задание используйте отдельный лист. Запишите сначала
номер задания, 27, а затем напишите сочинение.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте
сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из
прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы
исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого
примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции
автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

27. Задание 27

28. Задание 27.

Задание 27. Еще раз повторю самое поймет, почему…).
главное.
ЕЩЁ РАЗ ПРО КОММЕНТАРИЙ
Всегда считал процесс понимания текста основой
сочинения.
Т.е. наши впечатления, наш отклик, наши
наблюдения, наши интерпретации-толкования и
есть основа для формулировки проблемы,
авторской позиции. Даже свое согласие-несогласие
с позицией автора нельзя сформулировать без
опоры на текст.
Поэтому и так называемые аргументыдоказательства собственного отношения к
проблеме для меня всегда были вторичны,
неинтересны. Иногда, конечно, если текст
неформально публицистически тронул, аргументировал с удовольствием. Чаще же
ограничивался ссылкой (мол, кто понял, о чем я –
Еще раз. Комментарий
– это эхо,
отклик, отзыв читателя. И это, на
мой взгляд, - основа сочинения.
Обычно комментарий – он везде, он
так или иначе представлен в каждой
части сочинения.

29. Задание 27

30. Задание 27

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)Тётя Алиса угощает меня вяленым лещом. (2)Широкий, тяжёлый. (3)Отливает серым
серебром. (4)Вкусный до одурения. (5)Глядя на жир, стекающий по моим пальцам, хозяйка
улыбается:
– (6)Это ты ещё кутума не пробовал – вкуснее вяленой рыбы нет.
– (7)А ещё что тут ловят? – (8)Много чего: селёдку, воблу, рыбца… (9)Море богато.
(10)Дагестанский посёлок Сулак, расположенный у устья одноимённой реки, разросся из
русской рыболовецкой артели, основанной здесь в начале прошлого века. (11)Алисе
Александровне Чернышенко почти восемьдесят один год. (12)Она живёт одна. (13)И, похоже,
нет такой силы, что могла бы заставить её уехать.
(14)Родители Алисы случайно услышали об удивительном, сказочном месте, где тёплое море,
дышится вольно и не счесть рыбы. (15)Решили переехать туда. (16)И остались здесь на всю
жизнь. (17)Было это ещё в 30-х годах. (18)Алиса родилась и выросла здесь, окончила школу.
(19)Всю жизнь тут и проработала – сначала на рыбокомбинате, потом в сберкассе. (20)И все её
воспоминания связаны с этими местами.

31. Задание 27

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(21)Несмотря на растянувшиеся на многие километры дикие песчаные пляжи, посёлок Сулак никогда не был
похож на курорт. (22)Тем не менее в советские времена отдыхать к семье Чернышенко летом приезжало
немало народу. (23)Родственники, друзья и знакомые родственников и даже знакомые знакомых. (24)Алиса
вспоминает, что порой бывало столько гостей, что приходилось спать на полу, на сундуке в летней кухне и на
кровати во дворе – завернувшись в мокрую простыню и натянув марлю, чтобы спастись от жары и комаров.
(25)А ещё раньше было много осетра. (26)Ловить его, конечно, было запрещено, но контроль был чисто
символический. (27)И хотя никто из семьи Алисы не имел прямого отношения к рыбной ловле, на столе часто
была и чёрная икра, и балык, и царская уха.
(28)Официально посёлок специализировался в советское время исключительно на кильке. (29)В одном цеху
её коптили, в другом закручивали в банки. (30)Правда, смеётся Алиса, консервами тут кормили лишь
домашнюю живность – котов и собак.
(31)В 90-е воздух был буквально наэлектризован – в Дагестане началось национальное разделение.
(32)Неопределённость пугала, кто мог – уезжал. (33)Алиса Александровна осталась.
(34)Сегодня население Сулака – несколько тысяч человек. (35)Это в основном ногайцы, есть кумыки, аварцы,
лезгины, даргинцы. (36)Совсем немного русских.
(37)Условия жизни здесь по большей части аскетические. (38)Но Алиса других и не знала. (39)Аккуратно
прибранный двор. (40)Древний рукомойник во дворе. (41)Рядом дуб – ровесник дома. (42)Тут же маленькая
банька и летний душ. (43)Воду подают прямо из реки.

32. Задание 27

33. Задания 27

31
ТЕКСТ
1. О чём
прочитанный
текст?
2. Какие вопросы
задаёт автор
текста?
3. К какому
выводу приходит
автор по каждому
из этих вопросов?

34. Задание 27

СОЧИНЕНИЕ 1
В данном тексте Николай Жуков обращает внимание на проблему поиска лучшей жизни.
Человеку мечты о существовании идеального мира, и некоторые из людей проводят
жизнь в погоне за мнимым счастьем. Для героини текста Алисы Александровны "нет
такой силы, что могла бы заставить ее уехать" из родного поселка. Приятные
воспоминания и отзывчивость людей вызвали в душе Алисы любовь к этим местам и
всему, что с ними связано.
"Как я уеду? Здесь все, что у меня есть". За все годы, прожитые в поселке_ Алиса
научилась ценить хорошее в жизни, наслаждаться простым покоем и мирным, тихим
счастьем.
По мнению автора_ не существует лучшей жизни, а ее поиски лишь заставляют жалеть
об утраченном. Я согласна с позицией автора.
На мой взгляд, человек должен воспитывать в себе умение довольствоваться простыми
прелестями, не ища богатства или иного, лучшего образа жизни.
В заключение можно сказать, что попытки отыскать совершенный мир и обесценение
настоящего часто влекут за собой разочарование.
Нужно уметь ценить и любить жизнь такой, какая она есть.
159 слов
2 пунктуационные и одна грамматическая, одна орфографическая ошибка

35. Задание 27

СОЧИНЕНИЕ 2
Всё не раз слышали "где родился - там и пригодился", "хорошо там, где нас нет", "что имеем не храним, потеряем - плачем". Очерк молодого журналиста "Алиса и море" является
иллюстрацией проблемы житейских предпочтений: довольствоваться тем, что есть, или
искать лучшего.
Алиса Александровна Чернышенко, вероятно, стала героиней очерка потому, что решила это
вопрос: она, в отличие от своих родителей, никогда не уезжала из родного Сулима, потому что
не искала лучшей доли и потому что ей "больше ничего не надо".
Тетя Алиса не уехала в 90-е, ни когда умер муж и она осталась совсем одна, ни когда стали звать
дети.
Единственное, чего не хватает тёте Алисе, - это "поговорить с кем-нибудь по душам – это уже,
конечно, роскошь".
Но и здесь повезло: заезжий журналист уважил - поговорил.
Вот и рассказала ему тётя Алиса всю свою жизнь. И лещом угостила.
Однако так бывает не у всех. И не всегда можно сказать, что "больше ничего не надо". Пушкин,
например, мечтал побывать за границей, а Чехов считал, что человеку нужен весь земной шар.
Возможно, Сулак - райское место, но море и рыба не всё, что необходимо человеку.
180 слов

36. Задание 27

СОЧИНЕНИЕ 3
Современный российский журналист Николай Жуков пишет о жительнице
небольшого дагестанского поселка Сулак Алисе Александровне Чернышенко,
которая уже 13 лет живёт одна и не собирается переезжать к детям, несмотря
на свои 80 лет.
Журналист Жуков пишет, что Алиса Александровна осталась в дагестанском
поселке, даже когда в 90-е все уезжали, пугаясь неопределенности.
Алиса Александровна не боится одиночества ("не забывают люди, приходят,
помогают": " прожить столько лет в посёлке — это что-то да значит), она
привыкла к аскетическим условиям жизни и не ищет лучшей жизни: "надо
уметь ценить хорошее в той, которая есть", - говорит она.
Можно сказать, что, рассказывая об Алисе Александровне и ее жизни в Сулаке,
Николай Жуков размышляет о ценностях простой человеческой жизни и о
способности человека ценить то, что есть, о простом человеческом счастье и о
радости существования.

37. Задание 27

СОЧИНЕНИЕ 2
В начале своего рассказа Николай Жуков описывает, как тетя
Алиса (так по-родственному называет он свою героиню)
угощает вяленым лещом. Лещ "широкий, тяжёлый", "вкусный
до одурения". Тетя Алиса рада гостю и благодарна
журналисту, ведь "поговорить с кем-нибудь по душам – это уже,
конечно, роскошь" для нее: уже 13 лет, с тех пор как умер муж,
живёт она одна. Дети, конечно, приезжают погостить летом,
зовут с собой, но "Алиса непреклонна": "здесь похоронены все
родные", здесь в всё, что у нее есть.
Заканчивая рассказ, журналист Жуков цитирует свою героиню:
"Когда ветра нет, выйдешь в огород - и можно услышать, как
вдалеке шумит море. Сразу так спокойно на душе становится,
можно очень долго так стоять и слушать его. И больше ничего
не надо".

38. Задание 27

39. ВЫВОДЫ


Местные называют дагестанский поселок Сулак браконьерским раем. Насколько это справедливо сейчас, сказать сложно. Расположенный у устья одноименной реки, поселок разросся из русской рыболовецкой артели, основанной здесь в начале прошлого века. Только русских тут почти не осталось. Поговаривают, что и рыбы тоже.

Дом найти не сложно — над ним развевается российский флаг. Алисе Александровне почти восемьдесят один год. Она живет одна. И, похоже, нет такой силы, что могла бы заставить ее уехать.

Килька в томате

Тетя Алиса — так зовут ее тут все — угощает меня вяленым лещом. Вкусный до одурения. Глядя на жир, стекающий по моим пальцам, хозяйка улыбается:

— Это ты еще кутума не пробовал — вкуснее вяленой рыбы нет.

— А еще что тут ловят?

— Много чего. Селедку, воблу, рыбца… Море богато. Правда, с тем, что было раньше, конечно, не сравнить.


Родители Алисы случайно услышали об удивительном месте, где дышится вольно и не счесть рыбы. И решили переехать туда. Было это в 30-х годах. Алиса родилась и выросла здесь, окончила школу. Поехала в город только для того, чтобы отучиться в кооперативном техникуме, и вернулась. Всю жизнь тут и проработала — сначала на рыбокомбинате, потом в сберкассе.

Быт рыбака неприхотлив. Поэтому, несмотря на растянувшиеся на многие километры дикие песчаные пляжи, поселок никогда не был похож на курорт. Тем не менее в советские времена отдыхать к семье Чернышенко летом приезжало немало народу. Родственники, друзья и знакомые родственников и даже знакомые знакомых.

Алиса вспоминает, что порой бывало столько гостей, что приходилось спать на полу, на сундуке в летней кухне и на кровати во дворе — завернувшись в мокрую простыню и натянув марлю, чтобы спастись от жары и комаров.


А еще было много осетра. Ловить его, конечно, было запрещено, но это мало кого останавливало. Контроль если и был, то чисто символический. Так что осетровые туши, доходившие до кондиции, висели практически в каждом огороде. И хотя никто из семьи Алисы не имел прямого отношения к рыбной ловле, на столе часто была и черная икра, и балык, и царская уха.

Официально поселок специализировался исключительно на кильке. В одном цеху ее коптили, в другом закручивали в банки. Консервами кормили домашнюю живность — котов и собак. Иногда — гостей (когда те очень настаивали), смущаясь и искренне удивляясь, что килька в томате может кому-то нравиться.


В 90-е воздух был буквально наэлектризован — началось национальное разделение. Неопределенность пугала, кто мог — уезжал. Сегодня население Сулака — несколько тысяч человек. Главным образом ногайцы, есть кумыки, аварцы, лезгины, даргинцы. Совсем немного русских, которые в основном живут в Махачкале, а сюда приезжают лишь изредка.

Рыбных цехов давно нет. Предприятия обанкротились, оборудование сдали на металлолом, землю продали. Теперь рыбная ловля — дело частное. Где живут те, кто ею успешно занимается, видно сразу — большие, часто без каких-либо архитектурных и отделочных изысков дома, высокие серые заборы.


В остальном Сулак остался таким же, каким был раньше. Те же застывшие колеи вместо дорог, тусклая зелень и мутные воды широкой реки.

Не одна

У тети Алисы небольшой дом на три комнаты. Уже тринадцать лет она живет одна, с тех пор как умер ее муж Володя. Он ей все еще снится.

Брат Костя тоже похоронен в Сулаке. Его не стало семнадцать лет назад. Он вернулся с флота и сразу пошел учителем в школу. Преподавал русский язык, педагог был от бога, в поселке до сих пор его вспоминают.


Дети — Лена и Павлик — давно уже живут в Подмосковье. Там же родились внуки. Каждое лето они приезжают погостить и постоянно зовут с собой. Но Алиса непреклонна.

Остаться здесь жить для нее не вызов и не испытание.


Море обступает поселок с двух сторон. Поближе — большой залив, Култук, как называют его местные. Здесь море всегда спокойное, гладкое, как зеркало. Очень мелко. Летом энтузиасты из Махачкалы организуют здесь лагерь для кайтсерфинга.

Свидетельств человеческой жизнедеятельности хватает и на берегу. Если представить, что их не существует, пейзаж становится идеальным: развернутый горизонт, загадочная геометрия барханов, большие волны, зарывающиеся в песок. Ни души. Рай для диких туристов. Но пока только воображаемый.


После открытых пространств замечаешь, как все-таки уютно во дворе у тети Алисы. Дуб — ровесник дома — создает густую тень и особый микроклимат. За дерево она переживает больше всего.

Условия жизни здесь по большей части аскетичные. Но Алиса других и не знала. Древний рукомойник во дворе, маленькая банька и летний душ. Воду подают прямо из реки. На насосной станции ее очищают, но надежнее пить из бассейна, где она отстаивается. Зачерпываю оттуда ведро вместе с лепестками отцветающей вишни. Алиса ставит чайник. Садимся ужинать.


— Даже не представляю, каково это — жить вот так, одной…

— Да не переживай, не одна я тут. Прожить столько лет в поселке — это что-то да значит. Кого-то еще моя мама нянчила, кого-то учил мой брат, с кем-то я работала — у них уже дети и внуки выросли. Не забывают, приходят, помогают — если нужно воды наносить или в магазин сходить. Большего мне и не надо. А вот поговорить с кем-нибудь, да так, чтобы подолгу и по душам, — это уже, конечно, роскошь.

Сила притяжения

У тети Алисы бурная жизнь: только в прошлом году она купалась в реке на Крещение, путешествовала с детьми по маршруту Кавминводы — Ростов-на-Дону — Коломна, летом давала гостям мастер-класс, как купаться в шторм.

Истории из жизни она, похоже, может рассказывать бесконечно. Я только успеваю подливать себе чай и отказываться от очередной порции торта, который двоюродная сестра передала из Махачкалы.

— Разные бывали времена. В середине 90-х, например, чеченцы приезжали сюда, пытались вербовать местных. Но желающих воевать не было. Правда, некоторые оружие себе брали. Меняли на икру. Так что автоматы и гранаты были у многих.

— Не страшно было?

— Не. Если что, я и сама стрелять умею. Когда в сберкассе работала, специальные курсы проходила, — смеется. — На самом деле тут всегда спокойно было. Ну почти. Детишек очень жаль — пару раз подрывались. Наверное, находили где-то у родителей припрятанные гранаты и уходили с ними в степь играть.

В те годы она решила слетать к родственникам на Урал. Купила билет на самолет, а до аэропорта Минеральных Вод нужно было добираться поездом. Он шел через Чечню.


На самолет она, конечно, не успела. Но, как оказалось, очень удачно, потому что его угнали в Турцию, захватив пассажиров в заложники. На единственную счастливую опоздавшую собрался смотреть весь персонал.

Недавно тете Алисе пришло письмо из суда: в конце мая она должна явиться на заседание, там будет решаться вопрос о взыскании с нее долга за газ. Сумма, по меркам пенсионерки и добропорядочного абонента, астрономическая — больше 75 тысяч рублей. Именно столько она якобы недоплатила с 2011 года.



Рассказывает, что недавно с ее мамой произошла похожая история: насчитали 90 тысяч рублей долга. Потом разобрались. Почему газовики так лютуют, объясняет просто. В последние годы побережье между Махачкалой и Сулаком активно застраивается. Кто-то врезается в трубу незаконно. Видимо, потери по газу большие. Вот и пытаются найти безответных, чтобы как-то компенсировать убытки.

Алиса Александровна долго перебирает бумаги в ящике комода. Находит квитанции об оплате за прошлый, позапрошлый год, они у нее аккуратно подшиты — профессиональная привычка.


Ночью я выхожу во двор и не спеша иду по огороду к покосившейся калитке, сразу за которой начинается река. Ветер, не дававший покоя два дня, наконец стих. Темно и тихо. Только слышно, как где-то вдалеке шумит море. Мерно, успокаивающе, почти гипнотически. Теперь я, кажется, понимаю тетю Алису.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Операции для тяжелобольных бездомных животных

Службы помощи людям с БАС

Кислородное оборудование для недоношенных детей

Хоспис для молодых взрослых

Спортивная площадка для бездомных с инвалидностью

Медицинская помощь детям со Spina Bifida

Профилактика ВИЧ в Санкт-Петербурге


Алиса Александровна возле дома



Дома у Алисы Александровны



Алиса Александровна моет посуду


Дом Алисы Александровны


Дома у Алисы Александровны


Алиса Александровна перед зеркалом



Дом Алисы Александровны


Семейные фотографии, слева — отец, справа — бабушка и дедушка


Дома у Алисы Александровны


Алиса Александровна на кухне


Алисе Александровне уже тяжело добираться до пляжа, и Каспий она видит редко

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Презентация: Разработка по тексту Н. Жукова

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация для 10 класса на тему "Разработка по тексту Н. Жукова" по русскому языку. Состоит из 10 слайдов. Размер файла 0.43 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

Презентация: Разработка по тексту Н. Жукова

Сочинение – рассуждение в формате ЕГЭпо тренировочной работе от 22.04.2019

Разработка Дубовицкой Екатерины Алексеевны.


Слайд 2

Исходный текст

(1)Тётя Алиса угощает меня вяленым лещом. (2)Широкий, тяжёлый. (3)Отливает серым серебром. (4)Вкусный до одурения. (5)Глядя на жир, стекающий по моим пальцам, хозяйка улыбается: – (6)Это ты ещё кутума не пробовал – вкуснее вяленой рыбы нет. – (7)А ещё что тут ловят? – (8)Много чего: селёдку, воблу, рыбца… (9)Море богато. (10)Дагестанский посёлок Сулак, расположенный у устья одноимённой реки, разросся из русской рыболовецкой артели, основанной здесь в начале прошлого века. (11)Алисе Александровне Чернышенко почти восемьдесят один год. (12)Она живёт одна. (13)И, похоже, нет такой силы, что могла бы заставить её уехать. (14)Родители Алисы случайно услышали об удивительном, сказочном месте, где тёплое море, дышится вольно и не счесть рыбы. (15)Решили переехать туда. (16)И остались здесь на всю жизнь. (17)Было это ещё в 30-х годах. (18)Алиса родилась и выросла здесь, окончила школу. (19)Всю жизнь тут и проработала – сначала на рыбокомбинате, потом в сберкассе. (20)И все её воспоминания связаны с этими местами. (21)Несмотря на растянувшиеся на многие километры дикие песчаные пляжи, посёлок Сулак никогда не был похож на курорт. (22)Тем не менее в советские времена отдыхать к семье Чернышенко летом приезжало немало народу. (23)Родственники, друзья и знакомые родственников и даже знакомые знакомых. (24)Алиса вспоминает, что порой бывало столько гостей, что приходилось спать на полу, на сундуке в летней кухне и на кровати во дворе – завернувшись в мокрую простыню и натянув марлю, чтобы спастись от жары и комаров.


Слайд 3

(25)А ещё раньше было много осетра. (26)Ловить его, конечно, было запрещено, но контроль был чисто символический. (27)И хотя никто из семьи Алисы не имел прямого отношения к рыбной ловле, на столе часто была и чёрная икра, и балык, и царская уха. (28)Официально посёлок специализировался в советское время исключительно на кильке. (29)В одном цеху её коптили, в другом закручивали в банки. (30)Правда, смеётся Алиса, консервами тут кормили лишь домашнюю живность – котов и собак. (31)В 90-е воздух был буквально наэлектризован – в Дагестане началось национальное разделение. (32)Неопределённость пугала, кто мог – уезжал. (33)Алиса Александровна осталась. (34)Сегодня население Сулака – несколько тысяч человек. (35)Это в основном ногайцы, есть кумыки, аварцы, лезгины, даргинцы. (36)Совсем немного русских. (37)Условия жизни здесь по большей части аскетические. (38)Но Алиса других и не знала. (39)Аккуратно прибранный двор. (40)Древний рукомойник во дворе. (41)Рядом дуб – ровесник дома. (42)Тут же маленькая банька и летний душ. (43)Воду подают прямо из реки. (44)Алиса ставит чайник. (45)Садимся ужинать.


Слайд 4


Слайд 5

Проблема привязанности человека к своей малой родине


Слайд 6


Слайд 7

2 вариант комментария к сформулированной проблеме


Слайд 8

Отражение позиции автора исходного текста

Малая родина – то место, где ты вырос и где похоронены твои предки. Здесь тебе всё близко и знакомо, здесь ты всех знаешь и все знают тебя. Ни национальные разделения, ни неопределенность, ни аскетические условия жизни не заставили А.А. Чернышенко покинуть место, где она родилась. Человеку важно уметь ценить и любить свою малую родину. Именно в этом заключается позиция автора.


Слайд 9

Отношение к позиции автора по проблеме


Слайд 10

Вывод

Так к какому выводу мы пришли? Значение малой родины в жизни человека велико. Именно с ней человек отождествляет отчий дом, семейный очаг, дорогих сердцу людей и важные события в жизни. Образы малой родины придают силы даже на расстоянии от дома. Оттого человек любит свою малую родину.

Читайте также: