Сочинение по картине шишкина сосновый бор

Обновлено: 05.07.2024

И. Шишкин испытывал особую любовь к русской природе. Ее невозможно не заметить, ведь она проявляется в каждом его пейзаже. Вятская губерния для этой картины была выбрана не случайно. Именно она является родиной художника. Видимо, работа появилась в одно из его посещений этих замечательных мест. На картине Шишкин показал яркий, солнечный день. Полотно буквально излучает тепло, согревая нас и поднимая настроение. Она даже напоминает чем-то иллюстрацию к русской народной сказке или былине.

На дне протекающего ручейка мы можем видеть камушки, настолько чиста и прозрачна вода. Песчаные берега, сочетаясь с солнечным светом, приобретают особый оттенок золотистого цвета. Берега немного размыты, а с левой стороны видны корни и коряги. Хвойный лес смотрится очень могущественно и величаво. Песок показан не случайно. Художник продумал все детали картины до мельчайших подробностей, ведь именно на такой почве растут великолепные хвойные леса.

Шишкин показал не только деревья, но и кустарники с белыми цветами, напоминающими полевые. Они растут в тени и даже могут быть незаметны на первый взгляд. В основном, сосны растут ровно, словно свечки. Однако есть и такие, которые сломаны, погнуты, выкорчеваны. Я думаю, это последствия бури, стихии, обрушившейся на лес.

Особо хотелось бы отметить работу художника со светом и тенью. В основном, солнечный свет попадает на передний план картины. Мы видим блики солнца и в воде, и на траве. На солнечной полянке, около сосны сидят два медвежонка. Один из них изображен в поисках лакомства на земле, другой смотрит вверх, на дерево, надеясь найти улей с медом. Глубь леса показана в тени, будто там - непроходимая чаща. Мне показалось, что небо показано очень неоднородным. С одной стороны, льющийся солнечный свет озаряет поляну. С другой – сгущающиеся тучи говорят о приближающейся грозе. На этом фоне немного зловеще изображен коршун, одиноко парящий в небесах. Я думаю, что только по-настоящему любящий родной край человек, мог создать такую замечательную картину.

Иван Шишкин – один из известнейших русских художников-реалистов второй половины 19 века. О Шишкине говорили: “Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу…” Но при этом в своих полотнах художник конструирует пейзаж, театрализует его, предлагая некий “природный спектакль”.
В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин выступил с картиной “Мачтовый лес в Вятской губернии”. За нее он получил первую премию. Позже эта картина

была приобретена П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи.
Художник часто бывал у себя на родине, в Вятской губернии, где собирал материалы для новых своих произведений. Одна из поездок в Елабугу в 1871 году и подвигла его к написанию “Соснового бора”.
Для Шишкина, как и для его современников, образ природы был неотделим от идеи России, народа, его судьбы. В картине “Сосновый бор” нет ничего случайного, в том числе и время дня – полдень, выбранный, чтобы создать образ России в расцвете ее внутренних сил. Известный критик Стасов называл картины Шишкина “пейзажами для богатырей”.
Действительно,

с этой картины на нас веет чем-то сказочным, былинным, мощным. Как будто это иллюстрация к повествованию о подвигах Ильи Муромца или Добрыни Никитича. На переднем плане мы видим устье ручья, плавно превращающееся в мелкое болотце, заводь. Сквозь прозрачную воду четко видно каменистое дно, песчаные, слегка размытые, берега.

По берегам ручья разбросаны камни, виднеются сухие коряги и размытые корни деревьев.
Чуть повыше растут деревья, берега покрыты травой, но вся растительность вокруг словно угнетена какой-то неведомой силой. Маленькая, чахлая елочка окружена унылыми пеньками, зловещие корни деревьев переплетаются над ними. Все это создает ощущение заколдованного леса, очарованного каким-то злым волшебником.
Развивает это ощущение и дальние планы картины. Так, на правом берегу, свободном от деревьев, мы видим останки ели, сломанной какой-то бурей. Хна ее уже пожелтела и кое-где осыпалась, корни почти целиком выкорчеваны из земли и покрыты мхом.

Какая неведомая сила здесь бушевала? На кого гневалась? Кого заколдовала, спрятав в этом суровом лесу?
Немного оживляют пейзаж белые цветы, растущие на левом берегу ручья. Но они затеняются соснами, заполнившими почти все дальнее пространство картины.
Художник довольно хорошо передал игру света и тени. Мы видим, что на переднем плане много солнечно света, он играет и бликует на траве, в воде. Мы замечаем тени деревьев, падающие на солнечный берег.

Солнце освещает нам и двух медвежат, сидящих под сосной на втором плане картины. Они высматривают что-то наверху дерева, может быть, в надежде полакомится медом.
Изображение таких деталей напоминает нам, что Шишкин, в первую очередь, художник-реалист, передающий красоту природы своего родного края, России.
Ведущим мотивом, настроением этой картины, на мой взгляд, является настроение тревожности, пасмурности, неспокойствия. Думаю, главную роль в создании такого ощущения играет небо. Оно готовится к дождю, который вот-вот, по моим ощущениям, должен разразиться над соснами.

Солнце настолько ярко светит в небе (мы видим большое огненно-белое пятно), что плавно переходит в пасмурные, грязно-фиолетовые тона предгрозовой стихии.
На этом фоне тревожным знаком, даже зловещим предупреждением, выглядит коршун, парящий в небе. Он приближается к переднему плану картины, словно высматривая добычу. Все вместе – контрастно-темное небо и эта хищная птица – опять возвращают нас в ощущение сказочности всего изображенного на полотне.
В цветовой гамме картины гармонично сочетаются оттенки зеленого и коричневого. По контрасту с ними изображено грязно-фиолетовое небо с белыми пятнами света.
В целом, мне кажется, что Шишкин писал эту картину с огромной любовью к своей родине, к России в целом. Он видел ее прелесть не в “штампованных деталях”, “прилизанном облике”, но в каждом ее проявлении. Вообще, мне кажется, этот художник понимал красоту очень широко.

В немного неуютном, тревожном пейзаже своей родины он увидел особую прелесть России, выражение ее силы, мощи, показал тесную связь родной природы с русским человеком.
Близкий друг И. Шишкина, тоже большой художник, Крамской писал о “Сосновом боре”: “Он (то есть Шишкин) написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Это есть чрезвычайно характеристическое произведение нашей пейзажной живописи”. С этими словами художника я полностью согласна.

сосновый бор и мачтовый лес в Вятской губернии на картине Шишкина

Об авторе: Иван Иванович Шишкин (1832-1898) — выдающийся русский живописец. Чаще всего на своих полотнах он изображал хвойный лес с высокими вековыми соснами. Его мы можем увидеть и на картине Шишкина Сосновый бор. Это полотно художник написал в 1872 году.

Сочинение по картине Шишкина Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии: описание и анализ художественного полотна

На картине Шишкина Сосновый бор мы можем увидеть опушку хвойного леса ярким летним днем. Повсюду растут величавые сосны. Они очень высокие с могучими стволами. Их пышные зеленые кроны устремлены высоко в небо.

На переднем плане изображен лесной ручей. Он неторопливо несет свои воды, рассекая лес на две части. Извиваясь, он почти сразу же убегает в лес и прячется за деревьями. На его песчаном дне видны многочисленные камни. Справа от него лежат огромные валуны. Вода в ручейке не совсем прозрачная, она с коричневым оттенком.

На поляне повсюду можно увидеть множество пней с оголившимися сухими корнями. Кроны деревьев раскидистые, и сильный ветер способен вырвать их из земли вместе с корнями. На картине хорошо видны две сосны, поврежденные ветром. Но одна из них лишь наклонилась, продолжая расти с обнажившимися корнями. А другая засохшая лежит на земле. Все остальные деревья здоровые и красивые с массивными ветвями и пушистой хвоей. Но пушистыми и мягкими они выглядят только на картине. На самом деле иглы у сосновой хвои довольно острые.

Слева на полотне изображены две белоствольные березки с яркой изумрудной листвой. Непонятно откуда взялись они здесь, посреди соснового бора. Недалеко от них, рядом с ручейком растут высокие травы с белыми цветами.

Ласковое летнее солнце освещает деревья, ручей и поляну с зеленой травой. От деревьев на траву падают большие длинные тени. На голубом небе видны белые с розоватым оттенком облака. Высоко в небе парит огромная птица. Темные размашистые крылья хорошо видны на фоне бело-розовых облаков.

Картина у Шишкина получилась настолько реалистичной, будто мы сами находимся в этом красивом месте. По ней видно, насколько художник любил русскую природу и свои родные места, которые он не раз изображал на своих полотнах.

Сочинение-описание картины Ивана Шишкина "Сосновый бор. "

"Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" - одна из первых картин свидетельствующая о творческой зрелости великого художника. И именно за эту картину он получил свою первую премию от "Общества передвижных художников".

Картина получилась невероятно реалистичной. Вековые прямые сосны, создающие своей хвоей непроглядную тьму в глубине бора, ручеек с прозрачной водой и каменистым дном, старые пни и молодые корни, торчащие у берега ручейка - ощущение, что мы оказались в старой доброй русской сказке. С вековыми соснами, прозрачными ручьями и двумя медвежатами, сидящими возле сосны.

Свет и тень очень профессионально смешаны на этом полотне. Свет на полотне повсюду: он в соснах, в воде, на земле и в то же время на полотне много темноты: она в чаще леса, за деревьями.

Светит солнце, деревья отбрасывают длинные тени, медвежата резвятся и ищут что-то под сосной, солнечные блики лежат на камнях, на воде, упавшее дерево лежит, показывая обнажённые корни. Картина завораживает, и мы как бы слышим негромкий шелест леса, журчание ручейка, играющихся зверей. Картина успокаивает, заставляет забыть обо всём, погрузиться в прекрасный мир природы.

Рисуя картину, Шишкин хотел показать безмолвное величие леса, его непревзойдённую красоту, умиротворение, господствующее в нём. Он старался передать бор таким, каким видел сам, то есть как можно реалистичнее. Пейзажист хотел, чтоб от одного взгляда на полотно мы чувствовали лесную свежесть, слышали запах хвои и мха, слушали, как весело журчит ручей.

И хотя картина Ивана Ивановича Шишкина "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" не самое лучшее его произведение, оно наполнено любовью и восхищением к природе, к Родине, к простым мелочам. Шишкин любил русскую природу всем сердцем, а она, в ответ на его любовь, дарила ему вдохновение на протяжении всей жизни. Пожалуй, отношения между Иваном Шишкиным и природой можно считать идеальными, эталоном отношений между человеком и природой. И, как мы видим, такое отношение пейзажиста к природе способствовало его внутреннему счастью и развитию мастерства.

Читайте также: