Убить пересмешника итоговое сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Анализ произведения широко известной американской писательницы Нелл Харпер Ли "Убить пересмешника", написанного в жанре воспитательного романа, посвященного проблемам толерантности и справедливости в южных штатах провинциальной Америки начала ХХ века.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.05.2019
Размер файла 25,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2127"

Толерантность и справедливость в романе Харпер Ли "Убить пересмешника"

Автор: Ульяна Строилова, 7 "К" класс

Руководитель: И.А. Панарина,

учитель русского языка и литературы

Оглавление

  • Введение
  • 1. Обоснование темы
  • 2. Постановка цели и задач
  • 3. Методология
  • 4. Собственные данные
  • 4.1 Каково значение метафоры "Убить пересмешника?"
  • 4.2 Можно ли назвать роман "воспитательным"?
  • Выводы
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

В своей работе мы рассматриваем роман широко известной американской писательницы Нелл Харпер Ли "Убить пересмешника". Книга написана в жанре воспитательного романа. Это одно из двух произведений, вышедших из-под пера Ли, и первая публикация его состоялась в 1960 году. Писательница удостоилась в 1961 году престижной Пулитцеровской премии за свой труд.

Актуальность темы заключается в том, что книга поднимает проблемы, существующие и сегодня: неравноправие рас, бедность, несправедливость судебной системы, предрассудки против людей, непохожих на других. Она бросает вызов, заставляет нас выйти из зоны комфорта. Если бы это не было так, роман, описывающий события 1930 годов, не вызывал бы и в наши дни у некоторых людей явного возмущения. За прошедшие со дня её выпуска 58 лет книгу неоднократно пытались запретить в США. В частности, последняя такая попытка была предпринята в октябре 2017 года в городе Билокси штата Миссисипи, когда произведение исключили из программы школ города. "В выражениях книги есть нечто, что заставляет людей чувствовать себя неловко. Мы можем преподавать с помощью других произведений", - пояснили в администрации учебного заведения.

писательница роман толерантность справедливость

Своей целью мы ставим исследование проблемы отсутствия толерантности и справедливости в южных штатах провинциальной Америки первой трети XX века на примере текста книги "Убить пересмешника".

Задачи:

1) Прочитать текст книги Харпер Ли

2) Сформулировать тему исследования

3) Составить план научной работы

4) Найти необходимые примеры, цитаты из текста для обогащения исследовательской работы

5) Подготовить текст исследования

А) Рассмотреть метафору "убить пересмешника" со всех возможных точек зрения, во всех смыслах

Б) Сопоставить роман "Убить пересмешника" с другими романами, относящимися к тому же жанру - жанру романа воспитания.

6) Сделать выводы

7) Подготовить презентацию к конференции

8) Продумать текст выступления для конференции

Мы использовали при подготовке исследования следующие научные методы:

1) Индуктивный - мы собирали факты из статей, эссе, диссертаций, открытых уроков и самой книги, чтобы позже использовать эти данные в исследовательской работе, переходить от фактов к обобщениям.

2) Эвристический - мы использовали пассивный эвристический метод для заимствования цитат из произведения, чтобы приводить примеры, подтверждающие наши мысли и тезисы.

3) Описание - это основной способ представления языковых сущностеи? и фактов в любом научном исследовании по филологии.

4.1 Каково значение метафоры "Убить пересмешника?"

Начиная с названия и заканчивая сюжетом, во всем в романе мы замечаем связь повествования с безобидными птичками, которых прозвали "пересмешниками". Почему же именно с ними Харпер Ли захотела связать свой роман?

Первое упоминание об этой птице мы можем заметить в главе 10. В день, описанный в главе, Аттикус подарил своим детишкам духовые ружья, но отказался учить их стрелять, зная не понаслышке, как это опасно. Тогда детям решился дать первые уроки их дядя Джек, утверждая, что его брат не заинтересован в огнестрельном оружии. Аттикус же сказал Джиму: " Я бы предпочёл, чтобы ты стрелял на огороде по жестянкам, но знаю, ты начнёшь бить птиц. Если сумеешь попасть в сойку, стреляй их сколько угодно, но помни: убить пересмешника большой грех". Удивившись предупреждению отца, Глазастик позже расспросила мисс Моди о пересмешниках. Так мы узнали, почему же их убийство считается грехом: "Пересмешник Ї самая безобидная птица, он только поёт всем на радость. Пересмешники не клюют ягод в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить пересмешника Ї грех".

Теперь нам известен прямой смысл выражения "убить пересмешника". А что насчёт героев этой книги, которых мы тоже могли бы считать своего рода "пересмешниками"? Людей зачастую беззащитных, подвергшихся жестоким и несправедливым гонениям.

А) Артур Рэдли. Один из самых загадочных и скрытных персонажей, которых мы можем наблюдать в романе. Он вот уже несколько десятков лет безвыходно сидит у себя в доме, вызывая интерес и страх у местных детишек. Ещё в начале произведения Джим, Дилл и Глазастик пытаются всячески наладить с ним контакт и в итоге получают от него подарки (что

крайне им приятно), но лица Страшилы они при этом не видят. Именно эта маленькая история дружбы между мейкомбским затворником и добродушными детьми является первой сюжетной линией романа.

Намного позже, после рокового дела мистера Финча, которое он вёл в суде, на ребят совершается нападение прямо перед домом Рэдли. Увидев, как "его" детей жестоко калечит взрослый мужчина, Артур, несмотря на свои страхи, переступает через себя и защищает соседских ребятишек от неминуемой смерти. В этом поступке и отражается метафора. Страшила Рэдли забыл обо всем, что его пугало, и подарил детям жизнь, таким образом убив внутри себя пугливого пересмешника.

Б) Том Робинсон. Бедный молодой мужчина, ставший жертвой клеветы в то ужасное время, когда на судьбу человека чрезвычайно сильно влиял его цвет кожи. Чернокожий Том, примерный семьянин, безгрешный и попросту добрый рабочий, был обвинён в преступлении, которого не совершал, а позже был убит одним из работников тюрьмы. В тюрьму Тома поместили после неправедного приговора, молодой человек, не понимая, за что с ним так поступают, пытался бежать. Том Робинсон также, я считаю, был подобен пересмешнику, безобидной птичке, он страдал и из-за своей расовой принадлежности, и из-за своей немощи (Том был инвалидом).

В) Людям, ознакомившимся с романом, прекрасно известна такая мерзкая личность как Боб Юэл. Его характер, поведение и образ жизни могут и должны вызвать отвращение у читателей. " Но когда человек всё пособие пропивает, его дети очень горько плачут от голода. Я не знаю у нас в округе землевладельца, который пожалел бы для этих детей зайца, даже если их отец и поймает его незаконно", Ї так Аттикус как-то отозвался о главе семейства Юэлов. После оскорбления Мейэлы Юэл в суде её отец решил отомстить обидчику дочери, что и сделал. Поздним вечером, по окончании школьной ярмарки, Боб ожидал Джима и Глазастика в переулке, а затем медленно следовал за ними. Когда же дети осознали чьё-то присутствие, мужчина напал на них, сломав Джиму руку.

В этой ситуации дети Аттикуса Финча играют роль пересмешников, которых пытаются убить, и если бы Артур не вмешался и не поразил негодяя ножом, то Джин-Луиза с ее братом были бы мертвы.

Легко обидеть безоружного, слабого морально или физически, будь это безвредная птица или ребёнок, инвалид-жертва расизма или чудаковатый затворник, который боится любой встречи с внешним миром. Используя раз за разом образ пересмешника, вынося его в заглавие книги, намекая на него в тексте произведения через того или иного персонажа, писательница как будто взывает к нашим лучшим чувствам, заставляет нас требовать справедливости. Как нам думается, ребенок, который прочитал роман и проникся его содержанием и идеями, уже не сможет забыть уроков, которые дали ему Харпер Ли и её персонажи во главе с Глазастиком.

4.2 Можно ли назвать роман "воспитательным"?

Перед началом написания этой главы мы обратились к словарю, дабы узнать точное определение термина "воспитательный роман".

Роман воспитания или воспитательный роман - тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя.

Классическими романами этой разновидности Википедия называет следующие произведения: "Дэвид Копперфильд" Чарльза Диккенса, "Воспитание чувств" Густава Флобера, "Обыкновенная история" И.А. Гончарова, "Неточка Незванова" и "Подросток" Ф.М. Достоевского.

Для уточнения жанра нашего романа и сопоставления мы возьмём один из так называемых "классических" воспитательных романов - роман Чарльза Диккенса "Дэвид Копперфильд" .

А) первое, что стоит упомянуть, так это повествование, которое ведётся от лица ребёнка в обоих случаях (в обеих книгах).

Б) если у Дэвида из книги Диккенса существует неприязнь к его отчиму, то наша Глазастик явно недолюбливает свою тётю Александру, правда, позже их споры сходят на "нет".

В) Персонаж Диккенса Стирфорт Ї полная противоположность Тома Робинсона. Как и исследуемый роман, "Дэвид Копперфильд" затрагивает довольно неприятную тему Ї изнасилование. Но если в "Убить пересмешника" якобы "жертва" Мейэлла пыталась совратить добропорядочного человека, оклеветала его, то в "Дэвиде Копперфильде" всё оказалось наоборот:

"Это блестящий молодой человек, красивый и талантливый, принадлежащий к лондонскому свету. С первых шагов в школе Крикла Копперфилд пользуется его почти бескорыстным покровительством. Сам Стирфорт в школе на особом положении благодаря знатности и богатству.

Гордый этой привязанностью, Дэвид знакомит его со своими друзьями - братом няни Пеготти, старым рыбаком, и его приемными детьми, Хэмом и Эмили. Стирфорт увлекается красавицей Эмили, соблазняет ее, увозит за границу, а когда она ему надоедает, как сломанная кукла, предлагает ей выйти замуж за своего лакея.

Стирфорту нет дела ни до собственной матери, с которой он разрывает отношения и уезжает, ни до иступленно любящей его Розы Дартл, которой он тоже разбил жизнь. Но о нем, особенно после его гибели во время кораблекрушения, Дэвид вспоминает с горечью и сочувствием: Стирфорт был умен, способен на добрые поступки и по-своему привязан к Копперфилду".

Безусловно, мы можем обнаружить общие черты, схожую структуру построения сюжета у воспитательных романов, сопоставленных нами.

Во многих переломных моментах, когда даже взрослый человек мог сломаться под гнетом стресса и переживаний, у ребят была хорошая поддержка. Тот человек, который несмотря ни на что старался подавать пример своим детям. Этим человеком является Аттикус. Он адвокат, борец за справедливость, у которого стоило бы поучиться не только его семье, но и всему округу Мейкомб в целом. Все произошедшее за время действия романа сильно повлияло на детей, особенно последствия поступков их отца, проявившего себя на суде и в жизни как сильный и честный человек, прекрасный отец. Такая закалка характера хорошо подготовила их к реальной жизни, но это стоило многих жертв. Да, в этот раз Аттикус проиграл в суде, но, по его же словам, у каждого адвоката бывает одно настолько сложное дело, которое буквально может изменить всю его карьеру, а то и жизнь.

Делая выводы из нашего анализа, можно сказать, что если при прочтении романа вы копнёте чуть глубже и вдумаетесь в метафорический смысл самого названия, вы сможете заметить "скрытого" пересмешника в каждом из главных героев произведения.

Также, исходя из приведённых нами аргументов, можно определить произведение жанра воспитательный роман по чертам, приведённым ниже:

· Метаморфозы внутри главного героя. Изменение его мировоззрения на протяжении повествования.

· Изменение окружения героя.

· Проблема, с которой герой борется и, тем самым, "меняется" на пути к решению.

Следуя вышеупомянутым чертам/пунктам, творение Нелл Харпер Ли "Убить пересмешника" можно отнести к жанру воспитательного романа.

Толерантность и справедливость в произведении олицетворяют лишь несколько героев: Аттикус Финч, миссис Моди и судья Тейлор. Для остальных же обывателей, взрослых жителей вымышленного Мейкомба с отнюдь не вымышленными пороками, убийство птицы подчас является более тяжким грехом, чем смерть чернокожего человека.

По нашему мнению, роман "Убить пересмешника" - одна из немногих книг, актуальных для читателей практически любого возраста. Её можно читать и в 13 лет, и в 60 с одинаковым трепетом и неподдельным интересом. Безусловно, книга посвящена в первую очередь проблемам, существующим в США в первой трети двадцатого века. Но жестокий взрослый мир Харпер Ли изображает через призму детского восприятия, и когда мы видим происходящее глазами маленькой девочки, всё произошедшее воспринимается ещё острее. При прочтении книги взрослым он будто вновь погружается в чистое и невинное детство, начиная воспринимать мир по-новому. Юному читателю также понравится книга, наверняка заставит усвоить уроки, данные книгой. Уроки толерантности и справедливости.

1. Ли Харпер. "Убить пересмешника". Перевод: Галь Нора, Облонская Раиса. АСТ, 2017 г.

Русская литература

Влияет ли общество на человека? Да, его воздействие отражается на формировании ценностей, особенностей поведения и черт характера. Этот процесс четко проиллюстрирован в данном романе. Онегин был вхож в высшие круги общества, он воспитывался как дворянин, поэтому с людьми обращался специфично, и понимание морали у героя сформировалось извращенным. Презрение к мнению других, отрицание дружбы, гордыня ярко проявлялись у Евгения. Герой отказывался признать свою неправоту и вместо извинений перед Ленским предпочел дуэль. У Онегина были порывы признать свою вину во избежание схватки, но мысли о том, что его посчитают трусом, не позволили молодому человеку сделать этого. В дуэли Евгений одержал победу, но убийство сделало его изгнанником и принесло лишь страдания. Под влиянием общества Онегин стал марионеткой. Он не обладал индивидуальностью, а поступал так, как требовало того окружение.

Кто такой лидер? Это человек, способный увлечь людей своими идеями, повести их за собой. Именно таким и был герой романа Евгений Базаров. Он смело заявлял о том, что является нигилистом, и делился с окружающими своими оригинальными взглядами. У героя появились сторонники и даже фанаты. Один из таких – Аркадий Кирсанов, который соглашался со всем, что говорил Базаров, даже если это было для него чуждо. Поклонники героя Ситников и Кукшина, стремились повторять за Евгением не только его идеи, но и манеры. Даже на убеждения старшего поколения Базаров смог повлиять благодаря своему ораторскому мастерству. Лидер он таков – целеустремленный, убедительный, смелый и умеет управлять обществом.

Может ли человек пойти против общества? Да, но это вынужденная мера, и для нее должны быть весомые причины. Именно это отображено в данном произведении, повествующем о событиях военного времени. Главной героине стало известно о дезертирстве мужа Андрея. Он прятался неподалеку от дома, а Настена помогала в этом. Девушка поступала против закона. Постепенно она отказалась от традиций и норм окружающего общества. Настена, когда узнала о беременности, оклеветала себя, выступила против семьи мужа, соврав, что ребенок под сердцем не от их сына. Из-за этого не осталось связей, соединяющих девушку с деревней. Она не сказала правды о дезертирстве Андрея даже власть имущим, поставив семейные ценности в приоритет государственным. Героиня понимала, что является соучастницей преступления, но ее чувства к супругу не позволяли поступить по-другому. В итоге несовершенство правовой системы, внутренний бунт в душе и желание не выдать мужа стали причиной самоубийства героини.

Зарубежная литература

Из-за чего общество может не принять человека? Из-за непонимания, из-за отличия. В романе описана история Квазимодо, мальчика, родившегося горбуном. Родители оставили малыша на произвол судьбы, поскольку испугались его искаженных черт лица. В то время внешность играла важную роль, а ее изъяны считались отметинами сатаны. Покинутого на площади дитя горожане желали убить только потому, что он имел уродства, а значит был посланным дьяволом. Спас Квазимодо священник. Он выучил его, и парень стал работать звонарем в соборе. Квазимодо практически не выходил из дому, не доверял людям и даже боялся их. Общество отказалось от главного героя только потому, что его обличие вызывало страх, а загадку происхождения его увечий никто разгадать не мог из-за своего невежества.

Кто такой изгой? Это человек не принятый обществом из-за несоответствия общепринятым стандартам. Таким является главный герой роман-бестселлера Рэдли. Знатные и богатые родные стыдились сумасшедшего юношу и после ряда странных выходок отец с братом приняли решение и вовсе заточить его в доме. С тех пор юноша мог гулять только ночью. В городе Мейкомб о нем ходили легенды. Однако рассказы не совсем соответствовали действительности: Рэдли, хоть и являлся не совсем здоровым, но с рассудком у героя все было в порядке. Он очень любил соседских детей и в тайне от всех дарил им подарки. Также юноша спас их от нападавшего убийцы, который пришел, чтобы отомстить отцу семьи. Рэдли был смелым, душевным и добрым, но непохожим на других, поэтому общество его не принимало и считало изгоем.

Что становится причиной социальных конфликтов? Чаще всего это возмущения и недовольства общества, связанные с его расслоением, несправедливостью со стороны государственной политики, появлением неприемлемых социально-экономических факторов. Такие действия описаны в романе. Недовольство высокими поборами, нищетой, произволом, кастовой системой, отсутствием поддержки со стороны государства стало причиной восстания студентов, рабочих и мещан против власти короля Луи Филиппа. Вышедшие бороться за свои права, равенство, политические свободы и благополучие, они не боялись жертвовать собой на баррикадах. Возникший конфликт не поддерживался буржуазией и широкой прослойкой населения, поскольку для них перемены не несли выгоды, а большинство богатых и вовсе боялись чего-то нового.

Возможно ли достигнуть согласия в обществе? Одним из методов, который позволяет добиться цели, – уничтожение индивидуальности и самобытности человека, народов и стран. Это описано в данной антиутопии. Все люди выращивались в пробирках, каждый создавался для выполнения определенных функций, был стандартным и взаимозаменяемым. Изначально общество делилось на касты, и свободы выбора не существовало. Отсутствие уникальности полностью избавили народ от конфликтов. Люди не имели семей, детей, друзей и врагов. Мирный настрой дополнительно поддерживался одурманивающим разум веществом сомой. Его употребляли абсолютно все дя снятия стресса. Людей заменили биороботы, жизнь которых нельзя назвать полноценной. Конфликты – это естественное проявление чувств и мыслей, они неизбежны в здоровом обществе.

Произведения о Великой Отечественной войне

Произведения о гражданской войне

Произведения о революции

Произведения о послевоенном времени, о сталинских репресиях

Произведения о войне с французами

Произведения о исторических событиях

Произведения о культуре

Цитаты и высказывания по направлению: Забвению не подлежит

Рукописи не горят.

Русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков

Ничто не вечно, но ничто не уходит совсем.

Американский автор, философ Теренс Кемп Маккенна

— Забвение — вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем.

Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк

Очень коротко живут в этой стране люди, дома, могилы.

Русский писатель Михаил Михайлович Жванецкий

Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее.

Русский писатель Варлам Тихонович Шаламов

Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста.

Русский писатель Валентин Григорьевич Распутин

Воскрешение противоположно также цивилизации и культуре, которые цветут на кладбищах и основаны на забвении смерти отцов.

Русский философ Николай Александрович Бердяев

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

Комментарий ФИПИ

Забыть — значит перестать помнить о чем то, что, по меньшей мере, в течение какого то времени удерживалось в памяти.

А теперь перейдем к тезисам и аргументам к ним.

Пугачёва А.С. Пушкин изображает человеком противоречивым: с одной стороны, жестоким, тщеславным, с другой – способным проявлять благородство, доброту. Пугачев Пушкина осознаёт, что выбрал неправильную дорогу, но повернуть назад он уже не может.

Ветеран – подлинный патриот, это человек из народа, обыкновенный солдат, не офицер, не маршал. Лермонтов первым показал, что именно простые солдаты и есть настоящие герои войны: забыв о личном, они, не задумываясь, жертвовали собой ради общего дела – спасения Родины.

Основной мотив стихотворения – мотив памяти. Автор призывает помнить об этой битве. Пока жива память, жив и подвиг солдат, пожертвовавших собой ради приближения победы.

Тема: Историческая память и забвение

Тема: Зачем нужна история?

Тема: Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?

Тема: Должен ли человек чтить память предков?

Тема: К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?

Тема: Почему важно сохранять культурное наследие?

Тема: Как война меняет судьбу человека?

Он действительно наделен самыми высокими качествами разума и сердца, и при этом — вот где проверка артистичности Харпер Ли, ее чувства художественной меры — читателя это нисколько не гнетет. Мы быстро проникаемся симпатией к Аттикусу и весело сочувствуем его полной превратностей и сюрпризов (большей частью неприятных) доле счастливого отца двух милейших отпрысков, несколько перенасыщенных энергией и изобретательностью.

Лишь один раз в жизни Аттикусу пришлось взять в руки ружье — по улице бежал бешеный пес, и тогда выяснилось, что, несмотря на плохое зрение, Финч в юности был лучшим стрелком города. Лишь один раз за всю свою профессиональную жизнь Аттикус Финч согласился вести почти безнадежное дело, которое, как он знал, принесет много тяжелых переживаний не только ему, но и его детям. Он не искал этого испытания, но не уклонился от него.

Процент хороших людей здесь явно завышен, хотя прекраснодушный идеализм вовсе не характерен для Аттикуса Финча, человека, много передумавшего и не боящегося правды. Автор сам делает необходимые поправки к декларации своего героя. Вернее, поправки неизбежно возникают из самого содержания романа.

Аттикус Финч — не бунтарь, не чужак в своем городке, в своем округе, где живет уже пять поколений Финчей, некогда — богатых землевладельцев, ныне существующих на весьма ограниченные заработки юристов, врачей, фермеров.

Пересмешник — птица забавная и безобидная, она не портит посевов, убить ее считается в Алабаме грехом. Когда дядя дарит Джин-Луизе и Джиму духовые ружья, отец, не слишком довольный таким подарком, предупреждает еще раз об этой охотничьей заповеди. В этом есть и символический смысл: не убить пересмешника — значит не совершать бессмысленно жестоких поступков. Однако нравственный кодекс, который неприметно и непрерывно и в повседневном житейском опыте, и в минуты кризисов вырабатывается в семье Финчей, разумеется, куда богаче. В основе его лежит один принцип: правда. В этой семье на все вопросы отвечают с разной степенью детализации, но всегда правду. Уважение к детям, вовсе не исключающее дисциплины и требовательности, пронизывает отношения Аттикуса с сыном и дочерью, отношения, на обывательский взгляд несколько причудливые, но по существу очень близкие и нежные.

Читайте также: