Урок сочинение по сюжетным картинкам

Обновлено: 05.07.2024

воспитывающая - воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к птицам.

Оборудование: серия предметных картинок, печатные таблицы со словами (тема, текст, главная мысль, опорные слова, план, заголовок)

I . Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Объявление темы и целей урока.

II . Повторение изученного.

1. Вступительная беседа.

Представьте себе, что вы проснулись утром, молча оделись, позавтракали, молча ушли в школу, молча отучились и молча вернулись домой.

Чего вам не хватало в этот день?

Правильно, вашей речи. Человек хорошо себя чувствует, когда общается, узнает что-то новое.

Что такое речь? (Все, что говорим, пишем)

Какая бывает речь? (Устная и письменная)

Для чего нужна речь? (Для общения)

- ученик отвечает у доски,

- ученик пишет в тетради,

- мама читает письмо.

Для какой речи нужны: телефон, ручка, микрофон, тетрадь?

Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

Что такое предложения?

Составьте предложение: галка, пить, однажды, захотела.

О ком предложение? (О галке)

Что в нем говорится про галку?

Из этого предложения можно узнать попила галка воды или нет, и как она это сделала? (Нет)

Что для этого надо составить? (Текст)

ТЕКСТ Что такое текст? (Это группа предложений, связанных между собой по смыслу, или на общую тему)

ТЕМА Что такое тема? (Это о ком или о чем говорится в тексте)

ЗАГОЛОВОК К тексту можно подобрать заголовок.

Заголовок – окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай, что тебя ждет.

Заголовок – это не просто слова.

Эти слова – всему голова.

Заголовок часто отражает главную мысль текста.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ Что такое главная мысль? (Это что говорится в тексте о предмете)

Каких видов может быть текст?

Чем отличается описание от повествования? (1 иллюстрация и несколько)

На доске серия предметных картинок

Сегодня на уроке мы будем что писать? (Сочинение – повествование)

Как вы догадались? (По иллюстрациям на доске)

III . Работа над новым материалом.

1. Рассматривание картинок и уяснение сюжета.

Сочинение – это составление своего рассказа. На доске висят картинки. Попробуем рассмотреть их и составить по ним рассказ.

Что вы видите на первой картинке? (Летит галка. Стоит кувшин.)

Куда прилетела галка? (Во двор)

Почему она подлетела к кувшину? (Хотела пить.)

Что сделала галка? (Увидела, что вода была только на дне.)

Что решила сделать галка? (Стала собирать камушки и кидать в кувшин.)

Что произошло с водой?

Что сделала птица?

2. Озаглавливание картинок, составление плана, подбор заголовка и опорных слов.

ПЛАН Чтобы вам видеть, что происходило на картинках, как сменялись события, как все началось, как развивались события и чем закончились, надо составить план.

Сочинение – описание обычно состоит из трех частей: завязка, развития и кульминация, итог.

1) Захотела галка пить.

2) Птица кидает камешки в кувшин.

3) Ай да галка! (Вот так галка!)

О чем текст? (О галке)

Что сказано про птицу? (Как она смогла попить воды из кувшина)

Что вы можете сказать про такую галку? (Умная птица, сообразительная)

Наблюдая за птицами, можно многое о них узнать.

ОПОРНЫЕ СЛОВА Для работы нужны точные слова, по которым вы сможете написать сочинение.

Как называются такие слова? (Опорные)

Что это такое? (Слова, по которым можно определить тему текста)

В тексте – повествовании основными словами – помощниками являются глаголы.

3. Устный рассказ по плану (1 раз).

4. Орфографическая подготовка, правильное построение предложений.

1) во двор, прилетела, захотела, увидела, с водой, подлетела, к нему.

2) только на дне, стала, собирать, камешки, кидать.

3) поднялась, села на край, попила.

5. Устный рассказ по плану (2 раза, запись заголовка и плана)

Однажды во двор прилетела галка. Она захотела пить. Увидела галка кувшин с водой и подлетела к нему.

Вода в кувшине была только на дне.

Стала птица собирать камешки и кидать их в кувшин.

Вода высоко поднялась в кувшине. Села галка на край кувшина и попила воды. Вот так галка!

6. Письмо сочинения.

7. Чтение готовых сочинений.

Однажды во двор прилетела галка. Она захотела пить. Увидела галка кувшин с водой и подлетела к нему.

Вода в кувшине была только на дне. Стала птица собирать камешки и кидать их в кувшин.

Вода высоко поднялась в кувшине. Села галка на край кувшина и попила воды. Вот так галка!

Похожие документы:

Уроки русского языка в 7 классе

Л. С. Кузнецова Ефименкова Л. Н

. по серии картинок,по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по . роде и числе Конспект занятия Тема. Согласование имени прилагательного . . доски и отвечает урок. Пионеры шли . дорожке . изложений и сочинений. Несформированность связной .

Конспект урока русского языка для 5 класса по теме «Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Алёнушка . в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо . рассказ по картинке, составим план сочинения. - Как начать сочинение по картинке? (Рассказать .

Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс

Методика русского языка как наука предмет и задачи методики преподавания русского языка

Конспект урока представляет собой письменный поэтапный план урока с подробным описанием действия учителя и учащихся.

ВложениеРазмер
sochinenie-_povestvovanie.docx 237.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи, 6 класс

• Личностные (способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности);

• Регулятивные (самостоятельно формулировать тему и цели урока после предварительного обсуждения);

• Познавательные (формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи);

• Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме)

Учебные материалы урока: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В 2ч. Ч. 1 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2015.

Оборудование: учебники, тетради.

Способ обучения : индивидуальный и групповой.

Что может быть прекраснее речи, поднявшейся на дрожжах замысла!

Вводное слово учителя.

-Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку и определим главную мысль.

2. Устное рисование по картинке.

-Обратите внимание на доску, на которой вы видите картинку.

- Домыслим изображенное, будто бы по картине создадим небольшой рассказ.

- Чем мы сейчас с вами занимались?

- Этот прием называется словесным рисованием.

- Связан ли эпиграф к нашему урока с только что проделанной работой?

- Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?

III. Формулирование темы и цели урока.

- Определим цель урока.

IV. Актуализация опорных знаний

- Вспомним некоторые теоретические сведения.

- Что такое текст.?

-Как применить наши знания к предстоящей работе ?

- Дайте характеристику предстоящему сочинению .Что этобудет ?(Это будет текст сочинения –повествования в художественном стиле с элементами разговорного стиля)

V. Осмысление картины.

- Перейдем к картине, по которой нам нужно будет написать сочинение. Что на ней изображено?

- Чтобы правильно, без фактических ошибок, написать такой рассказ, обратимся к словарям. Выполним лексико-орфографическую разминку.

На слайде появляются изображения бревна, полена, поленьев, поленницы. Дети записывают слова в тетрадь.

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить написание, сравнить с правильным написанием.

Обращение к словарям.

Знакомство со значением слова ДРОВА по словарю В. И. Даля и современному интернет-словарю.

- Итак, ребята, что же такое дрова?

- Это и брёвна, и полено, и поленья – всё дрова

- Как правильно говорить: КОЛОТЬ ДРОВА или РУБИТЬ ДРОВА?

Задание: вставить пропущенные буквы в окончания глаголов, объяснить их.

КолЮт дрова колуном

РубЯт дрова топором

- Чем рубят дрова и чем колют ?

-Как правильно колоть дрова ?

Выступление учеников с индивидуальными ответами. (чтение пословиц и поговорок со словом дрова)

Дрова сечь — не жалеть плеч.

Кривы дрова, да прямо горят

Без топора по дрова.

Дальше в лес — больше дров.

Любить тепло — в лес за дровами ехать.

- Какие ошибки допустил Стёпа , когда пытался колоть дрова ?

Вместо колуна взял топор.

Получился слабый удар.

Неверно установил дистанцию ( размах ).

Не знает приёмов освобождения топора.

VI. Подготовка к словесному рисованию.

ШАГ 1. Составление плана.

-Чтобы составить план, вспомним схему рассказа.

2. Завязка действия

3. Развитие действия

5. Развязка действия

ШАГ 2. Отработка рабочего материала.

1. Задание. Запишите глаголы, которые потребуются при написании сочинения-рассказа

2. Задание. Выпишите предложения из диалога вступления № 1. Объясните знаки препинания

3. Выпишите из вступления №2 предложение с прямой речью. Объясните знаки препинания

VIII. Пробное написание сочинения.

- Придумать рассказ (в черновиках ) , используя картинки в качестве плана . (Можно применить заданное начало упр. и пословицу в качестве вывода

IX. Проверка черновиков.

Взаимопроверка черновиков; бонусное задание – чтение набросков по частям.

- Ответьте себе каждый на вопрос, а добился ли я чего хотел, получил необходимые знания?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обучающее сочинение по серии картинок.

Цели и задачи: продолжить работу над развитием письменной речи.

Тип урока: урок рефлексии.

Конспект урока

Русский язык

Дата:______________________

Преподаватель: Патлахова К.В.

Тема: Обучающее сочинение по серии картинок.

Цели и задачи: продолжить работу над развитием письменной речи.

Тип урока: урок рефлексии.

Оборудование: ручка, тетрадь.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(На доске записаны слова.)

Деревья, коньки, день, хлопья, жилье, ноль, угольки.

— Прочитайте слова. Чем они похожи? (В них есть буква Ь.)

— На какие две группы можно разделить слова? (Мягкий знак в конце слова и в средине слова.)

— Как еще можно разделить? (На слова, где мягкий знак — показатель мягкости, и слова с разделительным мягким знаком.)

— Кто помнит, перед какими гласными ставится разделительный мягкий знак? (Е, Ё, Ю, Я, И.)

— Для чего служит мягкий знак? (Для обозначения мягкости и разделения гласного и согласного звуков.)

IV. Работа по теме урока

— Что изображено на рисунках?

— Какая тема сочинения? (Мальчик и щенок.)

— Как озаглавите сочинение? (Друзья.(Верный друг.)

Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру,подружились, вырос, перевернулась лодка.

Однажды Юра на улице нашёл щенка. Он взял его к себе домой.

Мальчик назвал щенка Кузя. Для маленького друга он построил дом – конуру. Они очень подружились. Скоро Кузя вырос.

Однажды Юра катался на лодке и перевернулся. Он стал тонуть. Кузя выручил своего хозяина из беды.

— Вам понравилось писать сочинение?

— Что в работе над сочинением показалось трудным?

VI. Подведение итогов урока

— Чему сегодня вы научились?

— О чем бы вы хотели написать сочинение?

Карточка для учащихся


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась лодка.


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась лодка.


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась лодка.


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась лодка.


Составь рассказ из трёх частей по плану.

1. Мальчик находит щенка.

2. У щенка появился дом.

3. Кузя выручает хозяина из беды.

Опорные слова: Нашёл, взял домой, Кузя, дом-конуру, подружились, вырос, перевернулась


На опушке молодого леса блест..т пруд. Из него пробира..тся подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рожда..тся Волга. Отсюда она направля..тся в далекий путь. Низкие берега заросли кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестре..т цветочки. Их сладкий запах расстила..тся в мягком воздухе. По земле стел..тся утренний туман. Капельки росы блест..т в траве. Полной грудью вдыха..шь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. На берегу склонились над рекой плакучие ивы. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Местные жители люб..т проводить тут выходные дни. Они любу..тся окрестностями, занима..тся рыбной ловлей, купа..тся.


  1. Работа с учебником на печатной основе. Выполнить упр. 520. Стр.105

Тема урока: Урок развития речи. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением.

Цель урока: подготовиться к сочинению-рассказу по сюжетным картинкам и данному началу

1. Рассказ – небольшое прозаическое произведение, рисующее одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц, Повесть, сказка, рассказ относятся к повествовательным жанрам литературы.

Композиция рассказа

В рассказе выделяются три части: завязка, развязка и кульминация.

Завязка– событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия рассказа.

Развязка – заключительное событие, которое явилось результатом действия.

Как-то раз, однажды, это случилось, когда. эта история произошла недавно – так или примерно так нередко начинаются рассказы о каких-то случаях из жизни.

Домашнее задание §88, стр. 100-106, упр. 517. Написать сочинение-рассказ по картинкам применяя одно из начал упр. 517

Читайте также: