Темы егэ сочинение литература

Обновлено: 08.07.2024

Список примерных тем, которые составлены на основе официальных направлений по итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Обновление от 02.12.2021. Список тем будет обновляться.

Реальные темы от 1 декабря 2021

Направление ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Направление ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Направление ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Направление КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

  • 402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
  • 404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
  • 405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
  • 406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
  • 407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
  • 408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
  • 409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
  • 410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
  • 411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
  • 412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир.
  • 413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?

Дополнительные темы (произвольные)

Темы по направлению ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ

Темы по направлению ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?

Темы по направлению ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?

Темы по направлению КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)

Темы по направлению КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? – ВОПРОС ГРАЖДАНИНА

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Вкратце видеообзор про все направления

Темы сочинений ЕГЭ по литературе 2022 — это тайна за семью печатями, разгадать которую хочется немедля. И хоть варианты ЕГЭ 2022 будут известны только на самом экзамене, кое в чем можно разобраться уже сейчас!

Какие темы по литературе важно знать для ЕГЭ?

Список всех тем для экзамена можно найти в новом кодификаторе.

Первый раздел — это вся теория, которая необходима для решения тестовой части и написания грамотного анализа: терминология, характеристики произведений и пр.

Третий раздел — основные и дополнительные произведения зарубежной литературы. В заданиях с развернутым ответом может попасться один из основных мотивов, который хорошо раскрывается у зарубежных авторов.

Темы сочинений ЕГЭ по литературе 2021–2022

На экзамене может попасться любое произведение из кодификатора и любой его мотив, например, любовь, дороги, крестьянство и др. Поэтому изучение списка потенциальных тем сочинений ЕГЭ по литературе 2022 и критериев их оценки является обязательным. А вот можно ли написать высокобалльную работу, не читая оригиналов книг?

Как сдать ЕГЭ по литературе без чтения произведений?

Пока времени до ЕГЭ достаточно, лучше ознакомиться с оригиналами литературных произведений. Это поможет вникнуть в детали, подготовиться к любому каверзному вопросу.

Если же прочитать оригиналы по той или иной причине не выходит, не забрасывайте мечты о высоких баллах! Получить отличный результат можно, правильно используя краткие содержания.

Во-первых, нужно использовать максимально подробные сокращения. Задания построены таким образом, чтобы тщательно проверять знания сдающего: необходимо использовать цитаты, анализировать детали, помнить реплики персонажей и др.

Во-вторых, ограничиваться краткими содержаниями не стоит. Читайте как можно больше качественных анализов: это поможет понять мотивы героев, подтексты произведения, его связь с исторической действительностью и важность тех или иных цитат.

В-третьих, обязательно пишите сочинения и позволяйте их проверять школьным учителям, экспертам или кураторам. Чем больше практики, тем лучше закрепляется изученная информация и усваиваются критерии оценки.

Рекомендации по подготовке

Готовьтесь четко по критериям. Вы можете красиво и очень талантливо раскрыть все темы сочинений ЕГЭ по литературе 2022, но ваши усилия не будут оценены по достоинству, если работа не соответствует критериям. Поэтому их изучение — первостепенная задача.

Приоритет — обязательные произведения. Теорию литературы можно изучать одновременно с анализом текста, а дополнительные работы — по кратким содержаниям. Но без знания основных произведений и сюжетов далеко не уйдёшь.

Регулярно практикуйтесь. Можно идеально знать теорию, перечитать все анализы в мире, а на экзамене не успеть связать и пары слов. Это просто нельзя допустить! Именно поэтому сочинения нужно писать регулярно и хотя бы раз в месяц на время решать полный вариант.

Таким образом, готовиться к экзаменам можно абсолютно по-разному: читать произведения и прорабатывать потенциальные темы сочинений ЕГЭ по литературе 2022 или же опираться на краткие содержания с анализами и практикой. Главное — уделять подготовке достаточно времени, и тогда результат не заставит ждать.


12-е задание в ЕГЭ по литературе занимает большую часть времени на экзамене. Оно проверяет эстетическое и духовное развитие ученика. Сочинение — это обязательная часть экзамена. За одно лишь сочинение учащийся может получить до 18 баллов.

Чтобы успешно написать сочинение, нужно заранее подготовиться к нему. Прежде всего ознакомьтесь с перечнем произведений, знание которых проверяется на экзамене. Список есть на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). В него входят произведения отечественной литературы, начиная с древнерусского периода и заканчивая началом XXI века.

При подготовке к 12-му заданию нужно не только ознакомиться с содержание произведений, но и систематизировать их по темам. Стоит подготовить цитаты из прозы и стихов, ознакомиться с мнениями критиков, подготовить небольшие анализы произведений и заметки по биографиям писателей. Для удобства информацию можно оформить в таблицу. На экзамене нельзя пользоваться ни текстами произведений, ни личными заметками. Поэтому всю подготовленную информацию придется запомнить. Сделать это проще, когда она упорядочена, и таблицы для этого отлично подойдут.


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия: 60


Формат: онлайн

Занятия : индивидуально


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия : 49

На экзамене ученик выбирает одну из четырех предложенных тем. В зависимости от формулировки темы сочинение должно раскрывать литературоведческое понятие, проблематику произведения, должно быть написано в виде читательского дневника или литературного обзора.

Примеры тем сочинений представлены в демоверсии экзамена по литературе. Вот некоторые из них:

    Каково символическое значение судьбы Мцыри в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова?

Задание №12 проверяет у учащихся познавательную самостоятельность. Для написания итогового задания лучше оставить как можно больше времени — не менее часа. Сочинение должно быть объемом не менее 150 слов. В противном случае его не будут даже оценивать. Лучше писать сочинения не короче 200 слов.

Обязательно тренируйтесь в написании сочинений перед экзаменом. Повторяйте информацию и перечитывайте произведения, хотя бы в кратком варианте. Это поможет лучше закрепить важные детали в памяти.

Сочинение по литературе пишется по определенной схеме, от которой нельзя отклоняться:

  • вступление,
  • аргументы (1-2),
  • заключение (выводы).

Во вступлении важно выдвинуть тезис. Лучше сформулировать его в виде вопроса. Ответ на него – это содержание основной части и заключения. Вступление представляет из себя рассуждения по теме сочинения. В нем должен содержаться ответ на вопрос, почему учащийся выбрал именно эту тему или отсылка к актуальности проблемы.

Основная часть — это аргументация и изложение ваших мыслей. Здесь пригодятся выписки, которые вы делали во время подготовки: цитаты, факты из биографий авторов, слова критиков. В зависимости от темы сочинения можно привести один или два аргумента.

Последняя часть сочинения — заключение — должна представлять из себя ответ на вопрос (тезис), прописанный во вступлении. Если заключение не соответствует тезису, лучше скорректировать все сочинение.

Эксперты оценивают сочинение по 8 критериям:

  • соответствие сочинения теме и ее раскрытие,
  • привлечение текста произведения для аргументации,
  • опора на теоретико-литературные понятия,
  • композиционная цельность и логичность,
  • соблюдение речевых норм,
  • соблюдение орфографических норм,
  • соблюдение пунктуационных норм,
  • соблюдение грамматических норм

Особенно важен первый критерий: если сочинение не соответствует теме, оно дальше не проверяется и соответствие другим требованиям не оценивается.

— Подготовка к сочинению по литературе довольна сложная. Перед началом разбора материалов экзамена учитель внимательно изучает критерии оценивания, согласно которым выставляются первичные баллы. В зависимости от уровня подготовки выпускника планируется определенное количество сочинений (включая сочинения по изучаемому материалу на уроках). Вместе с учителем ученик сверяет сочинение с критериями. Совместная работа очень важна. Только так школьник сможет переработать сочинение, учитывая все нюансы и оттачивая свое мастерство.

Прежде чем начать готовиться к ЕГЭ по литературе, необходимо изучить кодификатор и спецификацию контрольных измерительных материалов. Согласно кодификатору, выпускник должен знать теорию и историю литературы. В кодификаторе прописаны все произведения, которые выпускник должен прочитать и знать их содержание. На деле, при подготовке к экзамену потребуются не все книги из школьной программы.

Подготовка к экзамену не должна носить хаотичный или стихийный характер. Она должна быть систематической, строго выстроенной по времени и датам. Здесь важно умение выпускника планировать, ставить цели и задачи, успешно их решать. При таком подходе, как показывает практика, успех обеспечен на 100%.

Сочинение по литературе представляет собой развернутый ответ объемом не менее 200 слов. Его оценивают по пяти критериям. Первый критерий — самый главный. Если ученик написал сочинение не по теме, задание не оценивается по остальным критериям. Сочинение не может ограничиваться несколькими предложениями. Это не раскроет тему в полной мере. Сочинение должно быть логично выстроено, формулировки в тексте должны быть точными и понятными. В сочинении обязательно должна присутствовать личная позиция автора по выбранной проблеме. Не обойтись и без аргументации, и без небольших цитат. При этом лишней информации в тексте быть не должно, из-за этого эксперт может снять баллы.

На сочинение стоит отвести около двух часов. За это время можно обдумать проблему, написать текст объемом 300-400 слов и проверить его.

1. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А.А.Ахматовой?

2. Как в творчестве А.А.Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

4. Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия А.А. Ахматовой — это русская психологическая проза XIX века, переложенная на стихи? Аргументируйте свою точку зрения.

Темы по творчеству Блока А.

1. В чём своеобразие любовной лирики А.А. Блока?

2. Как в лирике А.А. Блока отобразились прошлое и настоящее России?

4. Что определяет драматизм звучания стихов А.А. Блока о России?

Темы по творчеству Булгакова М.

Темы по творчеству Бунина И.А.

1. Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?

3. Почему в рассказе И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско ни у героя, ни у его жены и дочери нет собственных имён?

Темы по творчеству Гоголя Н.В.

Темы по творчеству Гончарова И.А.

Темы по творчеству Горького М.

Темы по творчеству Грибоедова А.С.

1.В чём смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова?

2. В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?

3. Видит ли автор в Чацком идеального героя?

5. Как, с вашей точки зрения, автор относится к Фамусову?

6. Кто, по-вашему, Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества?

8. Почему в комедии много внесценических и эпизодических персонажей?

10. Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

11. Почему Чацкий не поверил Софье, когда она призналась, что ей нравится Молчалин?

13. Что мешает отнести Софью к «фамусовскому обществу?

14. Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой?

16. С какой целью Софья выдумывает и рассказывает свой сон?

18. Является ли Чацкий романтическим героем?

Темы по творчеству Достоевского Ф.М.

5. Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении?

Темы по творчеству Есенина С.

Каким предстает образ родного дома в лирике С.А. Есенина?

Темы по творчеству Лермонтова М.Ю.

1. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова?

3. В чём трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова?

Темы по творчеству Жуковского В.А.

1. Почему в поэзии Жуковского часто звучит тема потустороннего мира, и какие русские поэты обращались к подобной тематике?

Темы по творчеству Маяковского В.В.

1. В чём своеобразие взгляда В. В. Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?

2. Какие жизненные явления представляют наибольший интерес для Маяковского-сатирика и почему?

3. Каков лирический герой В.В. Маяковского: оптимистически настроенный герой великой эпохи или трагическая страдающая личность?

4. Против чего протестует герой ранней лирики В.В.Маяковского?

5. Что определяет драму лирического героя в ранней и поздней лирике В. Маяковского?

Темы по творчеству Некрасова Н.А.

2. Каким предстаёт русское крестьянство в лирике Н.А. Некрасова?

5. С чем связана особая эмоциональность произведений Н.А. Некрасова, обращённых к народной теме?

Темы по творчеству Островского А.Н.

Темы по творчеству Пастернака Б.

1. В чём своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака?

Темы по творчеству Пушкина А.С.

2. В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике А.С. Пушкина?

Темы по творчеству Салтыкова-Щедрина М.Е.

1. Почему смешны и одновременно грустны произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина?

2. Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина?

3. Что придает сатирическим произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина современное звучание?

Темы по творчеству Твардовского А.Т.

1. В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

5. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?

Темы по творчеству Толстого Л.Н.

3.Какова роль Наташи Ростовой в судьбе Андрея Болконского?

Темы по творчеству Тургенева И.С.

4. Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова?

Темы по творчеству Тютчева Ф.И.

1. В чём необычность изображения мира природы в лирике Ф.И.Тютчева?

3. Ф.И. Тютчев - поэт-философ или поэт-пейзажист?

Темы по творчеству Фета А.А.

1. В чём особенность звучания любовной темы в поэзии А.А. Фета?

3. Почему А.А. Фета называют поэтом-импрессионистом?

Темы по творчеству Цветаевой М.

В чём проявляется сложность, драматизм внутреннего мира лирической героини М.И.Цветаевой?

Темы по творчеству Фонвизина Д.И.

5. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

Темы по творчеству Чехова А.П.

Темы по творчеству Шолохова М.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Готовимся к ЕГЭ 2016 "Задание 25. Историческое сочинение"

Образец выполнения задания 25 ЕГЭ по истории 2015 - 2016.

Готовимся к ЕГЭ. Задания по теме "Правописание корней"

Подборка проверочных тестов и тестов в формате ЕГЭ по теме "Правописание корней".


Готовимся к ЕГЭ 2016 "Задание 25. Историческое сочинение"2

Попытка выполнения задания 25 к ЕГЭ-2016 в соответствии с критериями. Период 1019 - 1054.

Конспект урока литературы на тему "Сочинение - рассуждение на морально - этическую тему (по прочитанным произведениям)"

Конспект урока по развитию речи содержит подробные инструкции по написанию работы, аннотирование тем сочинений, эмоциональное начало урока и рефлексия.


Темы сочинений для ОГЭ по литературе (из Открытого банка заданий ФИПИ)

Темы сочинений для ОГЭ по литературе (из Открытого банка заданий ФИПИ).


Готовимся К ЕГЭ по литературе. Материалы для подготовки к выполнению заданий 8, 9, 17. 1 часть


Презентация. Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Как написать сочинение - рассуждение на заданную тему.

В презентации представлен материал "Готовимся к написанию сочинения ОГЭ 15.2. " Даны рекомендации, как написать вступление, основную часть.

Читайте также: