Темный ельник снегами как мехом опушили седые морозы сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.

Неподвижно застыли их ветки,
И меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чащи леса метелью, —
Только льются следы и дорожки.
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, — даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, — а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги,

В дальних чащах, где ветви и тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, — и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.01.2021. Дмитрий Цензор Снег
  • 30.01.2021. Лев Зилов Снег
  • 29.01.2021. Константин Романов Когда креста нести нет мочи
  • 28.01.2021. Арсений Голенищев-Кутузов Комнатка тесная, тихая,
  • 27.01.2021. Владимир Соколов Безвестность - это не бесславье
  • 26.01.2021. Ирэна Сергеева Ты впусти меня поскорей
  • 25.01.2021. Белла Ахмадулина Другое
  • 24.01.2021. Николай Тихонов Снова зима
  • 23.01.2021. Константин Случевский В чудесный день высь неба го
  • 22.01.2021. Антония Гутова В полупочтительном поклоне
  • 21.01.2021. Павел Антокольский Мороз. Гудят под небом провода
  • 20.01.2021. Ирина Снегова Как страшен день без тени, без следа
  • 19.01.2021. Иван Бунин Крещенская ночь
  • 18.01.2021. Антония Гутова В нас тлеет болью сожаленья
  • 17.01.2021. Мадина Серебрякова Любуясь снегом, восхищаюсь
  • 16.01.2021. Павел Антокольский Есть знаки времени. Есть голоса
  • 15.01.2021. Елена Сойни А на земле январь
  • 14.01.2021. Юлия Хайрутдинова Письмо
  • 13.01.2021. Александр Твардовский Спасибо за утро такое
  • 12.01.2021. Лариса Тараканова Белая книга
  • 11.01.2021. Владислав Ходасевич Зимой
  • 10.01.2021. Сергей Пашин Отъезд
  • 09.01.2021. Евгений Мартышев Печальное время - родителей старо
  • 08.01.2021. Владимир Медведев Что такое Родина
  • 07.01.2021. Елена Сойни Зима
  • 06.01.2021. Генриетта Ляховицкая Стужа
  • 05.01.2021. Сергей Воронов За окнами такая благодать
  • 04.01.2021. Евгений Мартышев Радуйся каждому мигу
  • 03.01.2021. Константин Случевский Я люблю тебя, люблю неудержи
  • 02.01.2021. Марина Цветаева Зимой
  • 01.01.2021. Владислав Ходасевич В сумерках

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Напишите СОЧИНЕНИЕ (НЕ СТИХ) , который начинается с предложения "Темный ельник снегами , как мехом , опушили седые морозы.


Тёмный ельник снегами, как мехом, опушили седые морозы.

Стало холодно , на улице выпал снежок , Дед Мороз рисует узоры на окнах дома.

И то чувство когда тебе холодно можешь посидеть у камина и попить чаёк с лимоном.

Душевно наблюдать за снежинками, и ты спокойный.

Можно получить подарки под ёлкой.

И у того есть душа человеческая.

Наулице проводи много времени можно слепить бабу, кататься на санках на коньках, играть в снежки и так далее.

В феврале всё рассветает и почки распукаются мир прекрасен!

А весною всё изящьно и красиво!

Так что зима не плохая погода ).


Найти слова синонимы в отрывке стих?

Найти слова синонимы в отрывке стих.

С. островского НЕ ДОМОСЕД ЗИМОЙ и ЛЕТОМ ПРИВЫК ХОДИТЬ ЛЕГКО ОДЕТЫМ.

Когда ж земля покрыта снегом Я на морозе Греюсь бегом пускай везёт кому - то с мехом А я пугаю СТУЖУ смехом.


Укажите число имён существительных Тёмный ельник снегами, как мехом Опушили седые морозы, В блёстках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, берёзы?

Укажите число имён существительных Тёмный ельник снегами, как мехом Опушили седые морозы, В блёстках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, берёзы.


2. Великолепен вид (…) леса?

2. Великолепен вид (…) леса.

Все покрыто (…) снегом.

(…) воздух тонок и жгуч.

Снег опушил (…) деревья и кусты.

По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском.

Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба.

(…) туча заволокла горизонт.


Темный ельник снегами как мехом опушили седые морозы в блестках иней точно в алмазах задремали склонившись березы?

Темный ельник снегами как мехом опушили седые морозы в блестках иней точно в алмазах задремали склонившись березы.

Укажите число имен существительных.


Напишите пожалуйста сочинение по картине Цеплакова : Мороз и солнце, с стихами Пушкина Мороз и солнце день чудесный?

Напишите пожалуйста сочинение по картине Цеплакова : Мороз и солнце, с стихами Пушкина Мороз и солнце день чудесный.


Стихи для Деда Мороза сочинение Очень хорошие 3 абзацах?

Стихи для Деда Мороза сочинение Очень хорошие 3 абзацах.


Пожалуйста напишите сочинение на тему радостное пробуждение природы и чтоб начиналось с предложения "начинает рассветать "?

Пожалуйста напишите сочинение на тему радостное пробуждение природы и чтоб начиналось с предложения "начинает рассветать ".


Напиши как ты понимаешь предложение : их мех называли коричневым золотом?

Напиши как ты понимаешь предложение : их мех называли коричневым золотом?


Напиши стих штобы все слова начинались на букву о?

Напиши стих штобы все слова начинались на букву о.


ЛЮДИ ПОМОГИТЕ СРОЧНО?

ЛЮДИ ПОМОГИТЕ СРОЧНО!

Спишите, выставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки + расставите (сравнение, олицетворение, метафора)Где есть олицетворение переделайте в метафору)СРОЧНО ПЛИЗ 1)Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман.

2)Осыпался берёзы лист и, как ковёр, ус(?

3)А там по нивам на просторе река раскинулась, как море.

5)Тёмный ельник снегами, как мехом, опушили седые морозы.

6)Я волновался, как кипяток в закрытой кастрюле.

7)Только лёгкая грусть, словно дымкой, обволакивала его сердце.

8)Ветер всхлипывал, словно дитя, за углом потемневшего дома.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Напишите СОЧИНЕНИЕ (НЕ СТИХ) , который начинается с предложения "Темный ельник снегами , как мехом , опушили седые морозы?, относящийся к категории Русский язык. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 10 - 11 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


Сдесь не присутствует подлежащее. Копошится - сказуемое на листьях - обстоятельство. (повест. Не воск. Расп. Прост. ).


Русский язык — один из развитых и красивых языков мира — относится к славянской семье языков. В свою очередь, славянские языки делятся на ветви : южнославянскую, западнославянскую и восточнославянскую. К южнославянской относят болгарский, македонск..


Выбежала - забежал Отгадать - загодать Ввазить - завазить Зацветать - процветать.


Выбежать - убежать - прибежать отгодать - угадать - загадать ввазить - привозить - вывозть зацветать - расцветать - увядать.


Мужской род : бренди, сулугуни, пони. Женский род : пани, ВДНХ. Средний род : кашне.


Выс - от - а Воз - выс - и - ть Дет - к - а Без - дет - н - ый Обид - еть Обид - чив - ый Без - обид - н - ый.


Лексикон - словарный запас. Примеры : 1. Его лексикон очень разнообразен. 2. Ее лексикона не хватило, чтобы описать происходящее.


Лексикон - 1. Совокупностьслов, выражений, используемых кем - либо. Или где - либо. , характерных для кого - либо.


Ив - имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1 - е склонение. Родительный падеж, множественное число.

Знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе (1933). Академик Санкт-Петербургской Академии наук.

  • Иван Бунин ~ Метель (Ночью в полях, под напевы метели…) (+ Анализ) - 17.01.2022
  • Иван Бунин ~ Кружево (Весь день метель…) - 17.01.2022
  • Иван Бунин ~ Ещё и холоден и сыр… (+ Анализ) - 16.01.2022

Крещение Господне

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Тёмный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Замело чащи леса метелью, –
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

p, blockquote 6,0,1,0,0 -->

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

В дальних чащах, где ветви и тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Крещенская ночь

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и все свободное время предпочитает проводить на лоне природы. Он настолько влюбляется в орловские чащи, так трепетно и восторженно относится к заливным лугам и полям, что, сам того не замечая, начинает воссоздавать их образ в своих произведениях. Стоит отметить, что изначально Иван Бунин писал лишь стихи, считая, что проза скучна для восприятия. Однако даже после эмиграции в Париж автор до мельчайших подробностей помнит, как выглядят его любимые поляны и перелески на Орловщине, воссоздавая их образы в своих повестях и рассказах.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Крещенская ночь

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

Философская лирика Бунина – это всегда особенное настроение и идеи, но даже в ряду таких произведений “Ночь” занимает особенное место. Краткий анализ “Ночь” по плану раскроет перед учениками 11 класса совершенно новый мир. Материал может быть использован на уроке литературы для углубленного разъяснения темы.

Крещенская ночь

Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 января по новому стилю. Но с этим праздником были связаны и многие народные предания и приметы. Например, считалось, что если в крещенскую ночь сильные морозы, то год будет плодородным. Эти приметы были, несомненно, знакомы поэту, который провел детство в своем имении. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования:

Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы.

Перед нами тихая и торжественная картина, космос замершего пространства:

Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное Полный месяц глядит с небосклона.

Замело чащи леса метелью, — Только вьются следы и дорожки, Убегая меж сосен и елок, Меж березок до ветхой сторожки.

Здесь впервые в стихотворении мы ощущаем присутствие человека — одинокого человека, который коротает предпраздничную ночь в глухом лесу и следит издалека за огнями чужого жилья. Это его глазами мы видим заснеженный лес:

Спят таинственно темные чащи, Спят, одетые снегом глубоким, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки.

За приподнятостью поэтической интонации словно скрывается давний страх человека перед тайнами дикой природы. Бесконечное одиночество человека наполняет его душу вполне земным страхом перед лесным зверьем:

Тишина, — даже ветка не хрустнет! А быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Осторожным и вкрадчивым шагом. Тишина, — а быть может, он близко… И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги.

В этом ожидании человека — не только страх перед лесным зверем, но и какое-то древнее родство с ним. Оба они вынуждены таиться в лесу от чужого глаза. Однако человека от зверя отличает не только страх перед природой, перед тайнами леса, но и робкое ожидание какого-то чуда в крещенскую ночь:

Огонек из лесной караулки Осторожно и робко мерцает, Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает.

Этот огонек — точно заблудшая человеческая душа, которая жаждет спасения и надеется на милость Бога. Стремление к Богу звучит в высоком и торжественном описании звезды:

Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона господня, Тихо блещет звезда, как живая.

Хотя дело происходит в крещенскую ночь, мы невольно вспоминаем о звезде рождественской, загоревшейся, когда родился Спаситель. С Крещением связана еще одна примета: если в крещенскую ночь особенно ярко блестят и горят звезды, то родится много ягнят (ягненок — символ Иисуса Христа). Звезда Господня, сияющая над миром, уравнивает живое и неживое, грешное и праведное, посылая миру покой и утешение:

А над лесом все выше и выше Всходит месяц, — и в дивном покое Замирает морозная полночь И хрустальное царство лесное!

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

История написания

Стих написан Иваном Алексеевичем в 1952 году и звучит как исповедь. И хотя Вторая мировая война давно была окончена и Бунину не раз предлагали вернуться на родину, он не согласился, так как не мог смириться с властью Советов. Однако его тоска по отечеству, невозвратному и покинутому, была отчаянной и неизбывной.

Из России, охваченной революционным пожаром, пришлось бежать многим литераторам и представителям дворянского класса. Вынужденная эмиграция не подавила любовь к родным просторам. Свою тоску поэт воплощал в романтических произведениях. Десятилетия, проведенные в эмиграции, принесли ему признание в литературных кругах Франции.

За свою деятельность Бунину присудили престижную Нобелевскую премию. Однако литератор не был подвержен модернистским тенденциям, произведение написано в духе русской классики.

Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы.

Неподвижно застыли их ветки, И меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное, Полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея, И причудливо стелются тени, На снегу под ветвями чернея. Замело чащи леса метелью, — Только льются следы и дорожки. Убегая меж сосен и елок, Меж березок до ветхой сторожки. Убаюкала вьюга седая Дикой песнею лес опустелый, И заснул он, засыпанный вьюгой, Весь сквозной, неподвижный и белый. Спят таинственно стройные чащи, Спят, одетые снегом глубоким, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки. Тишина, — даже ветка не хрустнет! А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Осторожным и вкрадчивым шагом. Тишина, — а, быть может, он близко… И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги, В дальних чащах, где ветви и тени В лунном свете узоры сплетают, Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают. Огонек из лесной караулки Осторожно и робко мерцает, Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает. Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона господня, Тихо блещет звезда, как живая. А над лесом все выше и выше Всходит месяц, — и в дивном покое Замирает морозная полночь Я хрустальное царство лесное!

Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и все свободное время предпочитает проводить на лоне природы. Он настолько влюбляется в орловские чащи, так трепетно и восторженно относится к заливным лугам и полям, что, сам того не замечая, начинает воссоздавать их образ в своих произведениях. Стоит отметить, что изначально Иван Бунин писал лишь стихи, считая, что проза скучна для восприятия. Однако даже после эмиграции в Париж автор до мельчайших подробностей помнит, как выглядят его любимые поляны и перелески на Орловщине, воссоздавая их образы в своих повестях и рассказах.

Средства выразительности

Философскую идею Бунина поддерживают различные тропы:

  • Эпитеты – “звездный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “печальная и обманчивая мечта”.
  • Метафоры – “звездный час над сумраком земли”, “мильярды глаз следили”, “зеркало воды”.
  • Сравнение – “как письмена”, “как сон”.

Благодаря им также можно увидеть классическую школу, традиций которой придерживался поэт при создании произведения. Все вместе они создают цельную картину и помогают читателю не только понять, но и прочувствовать все то, о чем говорит автор.

При этом поэзия Бунина не лишена взволнованности, особого лиризма. Строгая поэтическая система творчества Бунина, как продолжателя традиций, позволило ему обращаться к вечным темам и не искать мотивы своей поэзии в железном веке повседневности. Универсализм Бунина-художника позволил ему ярко проявить себя и как прозаика, и как поэта, и как переводчика.

В начале произведения Бунин описывает пейзаж зимнего леса. Поэт подчеркивает особую тишину, похожую на сон. С помощью олицетворения художник слова передает спокойствие и безмятежность природы:

Убаюкала вьюга седая

Дикой песнью лес опустелый,

И заснул он, засыпанный вьюгой,

Весь сквозной, неподвижный и белый.

Противопоставление тишины зимнего леса человеку, исполненному тревоги, позволяет Бунину раскрыть в данном стихотворении традиционную для его лирики тему одиночества. Данный мотив понимается поэтом как чувство, которым наделен каждый человек вне зависимости от его временного и пространственного расположения. Именно чувство одиночества помогает человеку ощутить себя частью природы.

Центральным мотивом ощущения лирического героя является предвкушение, предощущения какой-то динамики, оживления, пробуждения ото сна. Ему все чудится, что:

Пробирается волк по сугробам

Осторожным и вкрадчивым шагом.

Волк выступает здесь как символ опасности, которая грозит человеку в мире вселенского покоя.

…даже ветла не скрипит,

И поляны, и луг, и овраги,

Где когда-то шумели потоки.

Само заглавие стихотворения говорит об особой значимости момента. Ведь именно в крещенскую ночь по русским поверьям свершались особые чудеса. И поэт описывает их на примере пейзажа зимнего леса. Это помогает Бунину передать чувство взволнованности и тревоги.

В последнем четверостишии ощущение ожидания чуда достигает наивысшего накала, кульминации:

А над лесом все выше и выше

Всходит месяц, — в дивном покое

Замирает морозная полночь

И хрустальное царство лесное!

Для творчества поэта характерно использование традиционных стихотворных размеров. Ритмическое движение слабо выражено. Звуковой рисунок скуп. Лексика в основном общеупотребительная, поэту чужды неологизмы и архаизмы. Все это позволяет поэту передать сдержанность и особую сосредоточенность эмоциональных переживаний.

Это стихотворение выступает как лучший образец поэзии в ее классическом варианте.

Сочинения по теме:

Это философское произведение, в котором поэт воплотил важные для себя мысли и идеи. В частности, он много размышлял о том, какое место отведено человеку в макрокосме и зачем он вообще живет. Попытка поделиться с другими своими выводами на этот счет – вот что такое “Ночь”.

Бунин использовал для него довольно редкий стихотворный размер – александрийский стих, проще говоря – шестистопный ямб. В лирике того времени он уже встречался довольно редко, поэтому возвышенность и торжественность произведения благодаря этому стала еще очевиднее. Кстати, лексика усиливает этот эффект, как и перекрестная рифма.

Особый синтаксис воплощает еще одну идею поэта – то, что конец строки и конец предложения не совпадают, показывает, что человек одновременно открыт миру и замкнут на самом себе.

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой… Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены…

Сегодня идут без конца Те же тучи — гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльця Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму.

Итак, свое произведение о Крещенской ночи Иван Бунин написал, еще будучи подростком 16 лет, однако писал он его целых пять лет, окончив по достижению 21 года в 1901 году, так что это стихотворение можно отнести к периоду раннего творчества. Название стиха относилось к празднику, а в главной теме описывалась природная красота и ее постоянство.

Сам праздник имеет большое количество примет и суеверий. Например, год считали благоприятным для земледелия, если в ночь перед праздником стоял трескучий мороз. Однако Бунин начал произведение с описания именно ночи, отодвинув религиозный подтекст на второй план. Он описывает предпраздничную ночь и ее чарующее время.

При прочтении стиха создается впечатление, будто автор написал его, находясь в лесной чаще, но его дневник это опровергает. Поэт пребывал на Украине, а стихотворение писал, ностальгируя о своем родном крае. Окончил он его спустя 5 лет, во время путешествия в столицу, где гулял ночью в лесу зимой.

Стихотворение Бунина “Крещенская ночь”

Стихотворение Бунина “Крещенская ночь” относится к раннему периоду творчества поэта. Стихотворение окончательно было завершено в 1901 году. Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 января по новому стилю. Но с этим праздником были связаны и многие народные предания и приметы.

Например, считалось, что если в крещенскую ночь сильные морозы, то год будет плодородным. Эти приметы были, несомненно, знакомы поэту, который провел детство в своем имении. Но Бунин начинает описание крещенской ночи,

не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования:

Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы.

Перед нами тихая и торжественная картина, космос замершего пространства:

Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное Полный месяц глядит с небосклона.

В том, как поэт описывает сугробы, можно почувствовать отголоски крещенских поверий, в которых так много места уделяется снегу. Так, в некоторых деревнях в крещенскую ночь собирали

снег со стогов, полагая, что только он может как следует выбелить холсты. Некоторые верили, что если в крещенский вечер на поле собрать снег и высыпать его в колодец, то в колодце весь год будет вода. Этот снег имел, по поверью, и целительные свойства. Замело чащи леса метелью, – Только вьются следы и дорожки, Убегая меж сосен и елок, Меж березок до ветхой сторожки.

Здесь впервые в стихотворении мы ощущаем присутствие человека – одинокого человека, который коротает предпраздничную ночь в глухом лесу и следит издалека за огнями чужого жилья. Это его глазами мы видим заснеженный лес:

Спят таинственно темные чащи, Спят, одетые снегом глубоким, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки.

За приподнятостью поэтической интонации словно скрывается давний страх человека перед тайнами дикой природы. Бесконечное одиночество человека наполняет его душу вполне земным страхом перед лесным зверьем:

Тишина, – даже ветка не хрустнет! А быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Осторожным и вкрадчивым шагом. Тишина, – а быть может, он близко…

И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги.

В этом ожидании человека – не только страх перед лесным зверем, но и какое-то древнее родство с ним. Оба они вынуждены таиться в лесу от чужого глаза. Однако человека от зверя отличает не только страх перед природой, перед тайнами леса, но и робкое ожидание какого-то чуда в крещенскую ночь:

Огонек из лесной караулки Осторожно и робко мерцает, Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает.

Этот огонек – точно заблудшая человеческая душа, которая жаждет спасения и надеется на милость Бога. Стремление к Богу звучит в высоком и торжественном описании звезды:

Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона господня, Тихо блещет звезда, как живая.

Хотя дело происходит в крещенскую ночь, мы невольно вспоминаем о звезде рождественской, загоревшейся, когда родился Спаситель. С Крещением связана еще одна примета: если в крещенскую ночь особенно ярко блестят и горят звезды, то родится много ягнят. Звезда Господня, сияющая над миром, уравнивает живое и неживое, грешное и праведное, посылая миру покой и утешение:

А над лесом все выше и выше Всходит месяц, – и в дивном покое Замирает морозная полночь И хрустальное царство лесное!

Здесь Бунин говорит о знаменитом крещенском морозе, когда от холода все кажется звонким и хрупким, когда полночь кажется каким-то таинственным переломным моментом – к теплу, лету, журчащим в оврагах ручьях. Стихотворение “Крещенская ночь” было написано почти одновременно с рассказами “Мелитон” и “Сосны”. Поэтому между ними немало общего.

И в стихотворении, и в рассказах суровое и прекрасное лесное пространство словно поглощает человека. В “Мели тоне” и в “Крещенской ночи” описывается затерявшаяся в могучем лесу “ветхая сторожка” – символ одинокой человеческой жизни. А в “Соснах” и в стихотворении является сквозным образ звезды.

В рассказе “звезда на северо-востоке кажется звездой у Божьего трона”. Эти выразительные зрительные образы служат общей цели раскрыть неземное величие неба над тленным миром людей. Поэтому в стихотворении описывается, что внизу, под звездой, “огонек из лесной караулки осторожно и робко мерцает”.

Причем, в отличие от рассказа “Мелитон”, в “Крещенской ночи” это – безличный огонек, намек на человеческую малость и одиночество перед лицом природы и Бога.

В стихотворении “Крещенская ночь” сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.

Композиция

Произведение состоит из трех частей. В первой части находятся начальные пять куплетов, в которых нам показана ночь в лесу, окутанная зимним величием, которое придают ей нотки волшебства в атмосфере. Природа словно оживает и обличается, наблюдая за всем. В этом нам показана важность природы и ее значимость для человека, ибо так было еще издревле.

А во вторая часть резко отличается от предыдущей своим контрастом, в котором состояние умиротворения сменяется напряжением, характерным для человека. Однако величие природы сохраняется. Но во второй части указывается, что человек разобщен с природой и не верит в мудрость Бога. В этом демонстрируется страх человека остаться наедине с самим собой. Впрочем, несмотря на то, что человек отделился от природы, он, тем не менее, стремится быть поближе к ней.

А к третьему фрагменту относятся всего два последних куплета, которые Бунин посвятил утраченному покою человека и его мудрости, которые постепенно возвращаются.

Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы.

Неподвижно застыли их ветки, И меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное, Полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея, И причудливо стелются тени, На снегу под ветвями чернея. Замело чащи леса метелью, — Только льются следы и дорожки. Убегая меж сосен и елок, Меж березок до ветхой сторожки. Убаюкала вьюга седая Дикой песнею лес опустелый, И заснул он, засыпанный вьюгой, Весь сквозной, неподвижный и белый. Спят таинственно стройные чащи, Спят, одетые снегом глубоким, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки. Тишина, — даже ветка не хрустнет! А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Осторожным и вкрадчивым шагом. Тишина, — а, быть может, он близко… И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги, В дальних чащах, где ветви и тени В лунном свете узоры сплетают, Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают. Огонек из лесной караулки Осторожно и робко мерцает, Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает. Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона господня, Тихо блещет звезда, как живая. А над лесом все выше и выше Всходит месяц, — и в дивном покое Замирает морозная полночь Я хрустальное царство лесное!

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

Вы сейчас читаете стих Крещенская ночь, поэта Бунин Иван Алексеевич

Образы

В произведении очень разнообразна система образов. Так, например, применяется образ звезды, причем, весьма символично, потому что, благодаря ей, люди прознали, что явился на свет Иисус Христос. Следовательно, есть возможность спасти свои души. Помимо этого, звезда – путеводная, по ней ориентировались, чтобы найти дорогу домой.

Главный герой произведения является чувственным, эмоционально отзывчивым человеком, который тонко улавливает все изменения в природе и ощущает ее могучий потенциал. Душа его творческая, он подобен художнику, поскольку видит и отличает все детали окружающей его красоты. Помимо того, он причисляет себя к природе, погружается в ее атмосферу, понимая и осознавая, что лишь праматерь всего живого может даровать душе успокоение.

Проблематика

Лирика произведения носит художественный характер пейзажа, и основная тематика с проблематикой вытекают из этого, а именно: Тематика природы, которая имеет плотную взаимосвязь с человеческими эмоциями и чувствами, всегда умиротворяя и успокаивая человека, внутренне подталкивает его к единству со своими собратьями.

Второй темой является тема красоты атмосферы мира, которая показана через описание зимних пейзажей.

Третья тема произведения заключается в описании значимости природы для существования человека, над которой часто задумывался писатель.

Последней темой можно определить смену настроения в стихотворении, потому что оно переменное. Так, изначально стихотворение носит характер спокойствия и могущества, а во второй части меняется, напрягаясь и тревожась. Третья часть погружает нас в праздничную атмосферу.

Читайте также: