Тема жизни и смерти в прозе и бунина сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Жизнь и смерть – вечные темы искусства, к ним возвращались и будут возвращаться писатели, особенно в кризисные, переходные эпохи, каким был рубеж Х1Х-ХХ веков в России. В прозаическом творчестве И. А. Бунина особенно напряженно звучат эти темы.

Всякое подлинное искусство утверждает, что жизнь прекрасна. Проза И. А. Бунина в этом плане не исключение. Жизнь прекрасна во всех ее проявлениях, в каждой мелочи чувствуется биение ее пульса. Именно поэтому самое любимое бунинское слово – “свежесть”.

Например, в рассказе “Антоновские яблоки” читаем: “свежее утро”, “свежие озимые”, “свежий лес”. Свежесть означает прежде всего физическое здоровье. Плодоносящая, здоровая жизнь – вот высшее земное благо. И “праздник осени” в “Антоновских яблоках” – это праздник всей жизни.

Однако в прозе И. А. Бунина жизнь и смерть не противоположны друг другу. Органичность, естественность жизни – залог достойной смерти. Например, рассказ “Сосны” повествует о смерти крестьянина – охотника Митрофана. Все в нем рождает ощущение внутренней гармонии и нравственного здоровья:

и коричневое лицо с бирюзовыми глазами, и то, как он входит в комнату, наполняя ее свежестью лесного воздуха. Перед смертью на предложение съездить в больницу он отвечает: “За траву не удержишься”. Его несуетность, внутренняя величавость сродни вечной природе. Он вышел из нее и ушел в нее, и могильный холм, укрывший его прах, видится писателю “думающим и чувствующим”.

А в рассказе “Господин из Сан-Франциско” отношение к смерти становится критерием состоятельности жизни.

Смерть миллионера в сюжете рассказа – единственное важное событие, она описана очень детально, и главное ощущение, которое вызывает это описание, – безобразие. Герой умирает, как животное, потому что у него нет внутренней готовности к концу. В отношении к смерти раскрываются и другие персонажи. Смерть воспринимается ими как досадное происшествие. По И. А. Бунину, человек только тогда чувствует силу и богатство жизни, когда ощущает неизбежность смерти.

В прозе И. А. Бунина любовь становится точкой пересечения жизни и смерти. Писатель находит таинственную связь между ними. Чем пессимистичнее смотрит он на жизнь, тем чаще любовь в его изображении подводит человека к последней, роковой черте – к смерти. Любовь и смерть соединяются в самой человеческой судьбе, где, по мысли писателя, происходит неизбежная расплата за счастье. Например, рассказ “Натали” обрывается неожиданной смертью героини, но надолго остаются в памяти ее слова: “Разве бывает несчастная любовь. Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?” Жизнь и любовь побеждают смерть.

А. Твардовский назвал И. А. Бунина “по времени последним из классиков русской литературы”. Это определение означает не только силу слова и гармонию формы, присущие писателю. Своим великим предшественникам он соответствовал глубоким философским осмыслением темы жизни и смерти, их неразрывной связи и непостижимой тайны.

Тема жизни и смерти была одной из главенствующих в творчестве И. Бунина. Писатель по-разному раскрывал эту тему, но каждый раз подводил к выводу, что смерть является неотъемлемой частью жизни. Чаще всего смерть выступает либо как наказание (“Господин из Сан-Франциско”, “Суходол”, “Чаша жизни”), либо как избавление (“Деревня”, “Братья”).

Жизнь же только тогда наполнена и одухотворена, когда в ней есть любовь (цикл “Темные аллеи”, “Солнечный удар”).
Рассмотрим некоторые из перечисленных произведений

писателя. В 1914 году Бунин пишет рассказ “Братья”, общий смысл и тональность которого раскрываются эпиграфом: “Взгляни на братьев, избивающих друг друга. Я хочу говорить о печали. Сутта Нипата”.

Рассказ построен на характерных для Бунина отвлеченных представлениях о братстве людей. Но эта аллегория соотносится с конкретной исторической содержательностью.
Бунин рассказывает о прекрасном юноше-рикше и “брате” его – богатом английском путешественнике. Жизнь раба – унижение естественности и красоты. Богатые “братья” лишили юношу надежды на счастье и любовь, без которой жизнь для

Единственное спасение от жестокости мира он видит только в смерти. Жизнь богатого “брата” без высокой внутренней цели предстает у Бунина бессмысленной и призрачной и поэтому также фатально обреченной, как и жизнь цейлонского рикши.
Гибель мира, преступившего законы человеческого “братства”, мира, в котором личность утверждает себя за счет других, мира, в котором растеряно представление о “смысле бытия”, “божественном величие вселенной”, предрекает буддийская легенда в финале рассказа. Она повествует о том, что ворон бросился, ослепленный жадностью, на тушу погибшего на побережье слона и, не заметив, как ее отнесло далеко в море, погиб.
Таким образом, в первом случае (юноша-рикша) жизнь ужасна без надежды на счастье, поэтому смерть – избавление, во втором – жадность и бессердечность ведут к смерти-наказанию.
1915 год. В самом разгаре первая мировая война. “Говорят Брианы, Милюковы, – пишет И. Бунин, – а мы ровно ничего не значим. Миллионы народа они готовят на убой, а мы можем только возмущаться, не более. Древнее рабство?

Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство – сущий пустяк”. Вот это цивилизованное рабство Бунин и показал в своем рассказе “Господин из Сан-Франциско”.
Сюжет произведения прост. Герой рассказа, богатый американец, имени которого “никто не запомнил”, достигнув высокого материального благополучия, решает устроить для своей семьи длительное путешествие. Но все планы разрушает одно непредвиденное обстоятельство – смерть героя.
Гроб в трюме – своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, напоминание о том, что и богатые люди отнюдь не всесильны и не всегда определяют свою судьбу. Со смертью героя теряется его власть над людьми. На просьбу жены господина из Сан-Франциско найти гроб хозяин отеля цинично предлагает ящик из-под содовой воды, в котором тело и доставляется на пароход. Оказывается, накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения.

Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, – житейской мудрости, доброте, духовности. Работая над рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: “Плакал, когда писал конец”. Бунин отнюдь не оплакивает своего героя, а испытывает боль от мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей.
Также в этом рассказе передана и еще одна интересная мысль – жизнь и смерть постоянно рядом, в уходе нет ничего парадоксального или неправильного.
Но не всегда смерть является безжалостным приговором. В рассказе “Деревня” главный герой, старик, воспринимает смерть как заслуженную награду. В цикле “Темные аллеи” трагическая развязка закономерна, так как любовь, по мнению Бунина, настоящая и всепрожигающая, неминуемо убивает влюбленных, избавляя их от разочарования.

Именно поэтому Бунин лишает своих персонажей возможности перейти в семейное русло. Брак несет с собой привычку, а привычка рано или поздно убивает любовь.
В повести “Митина любовь” героя преследует романс Рубенштейна на слова Генриха Гейне:
Я из рода бедных Азров,
Полюбив, мы умираем.
В. Н. Муромцева-Бунина в книге “Жизнь Бунина” пишет о том, что долгие годы Бунин носил в себе впечатление от этого романса, который услышал в юношеском возрасте и в “Митиной любви” как бы вновь пережил его. Таким образом, любовь является главным качеством жизни – кто любит, тот живет. Но смерть тоже рядом, она выступает главным мерилом чувств, жизни вообще.
Размышляя о смысле бытия, Бунин пишет рассказ “Чаша жизни”. У каждого из героев этого рассказа была молодость, любовь, надежды, что-то живое и прекрасное. Но все это погибло в эгоистических устремлениях. “Зачем мы живем на свете?” — обращает мастер слова вопрос к каждому из них.

Чаша жизни не стала для них чашей бытия. Она оказалась наполненной только мелким, житейским, эгоистичным. И Бунин ужасался жизнью всех, кто не задавался вопросом о смысле жизни.

В творчестве Ивана Алексеевича Бунина часто встречается тема жизни и смерти, в некоторых произведениях являясь едва ли не главной темой. Будучи мастером прозы и поэзии, он всегда тонко, но полно рассуждал об этом, доказывая в своих работах, что оба этих понятия крепко связаны и неотделимы, что одно закономерно следует за другим.

Жизнь юноши полна мучений. Он не может стать свободным, с превеликим трудом зарабатывая понемногу для своей семьи. Он страдает от того, что живет в рабстве, но всей душой он тянется домой. Любимая его там не ждет, ведь и она не может стать свободной, оказавшись в публичном доме. Юноша любит ее и надеется на спасение, чтобы быть с ней вместе. Но очень скоро его надежда умирает. И вот он решается на самоубийство.

Тогда как англичанин являет собой натуру жадную, греховную. Неспособный сочувствовать чужому горю, он спокойно рассуждает о том, как во время войны убивал людей, нисколько не раскаиваясь, упивается этим.

Автор дает понять, что люди, рожденные братьями, убивают друг друга, равнодушно и хладнокровно, теряя свою человечность. В итоге, для юноши, живущего без счастья, смерть становится спасением и наградой, а для англичанина, наслаждающегося своей веселой и сытой жизнью, смерть станет наказанием.

Его тело кладут в ящик из-под содовой воды, поскольку гроба на корабле нет. Произойди это в родном городе героя рассказа, все нужное было бы куплено, но на пароходе это неосуществимо, как если бы его семья была бедна. Все богатства, что накапливал этот человек стали вмиг бессмысленны, он становится лишь просто мертвым человеком, оставленным в трюме, отдален от жизни, от материальных богатств и исправления ошибок. Смерть выступает здесь как уравнитель, богат человек или беден, исход для всех один.

В общем смысле, рефреном рассказов Бунина является воспевание любви и доброты, что в представлении Бунина и есть жизнь, а их отсутствие, все равно, что смерть. И с этим сложно поспорить.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Иван Алексеевич Бунин — один из лучших прозаиков русской литературы. Можно по-разному относиться к Бунину как личности, к его политическим взглядам, но было бы по меньшей мере невежественно не знать и не ценить его творчество, его великолепную прозу. Проза Бунина, несмотря на свою кажущуюся простоту завораживает и заставляет вникать в каждое предложение в поисках потаенного смысла.

Тема жизни и смерти, характерная скорее для мистицизма, в рассказах писателя-реалиста имеет особенный оттенок. Свой нетривиальный подход к проблеме жизни и смерти, являющийся одним из основных вопросов человеческой жизни, Бунин отобразил в нескольких рассказал.

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

— А зачем он себя застрелил? — Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя…

Для бунинских героев, любовь — это мгновение, удар. Возможно, эту любовь можно сравнить со вспышкой ничем необъяснимого счастья, внезапно озаряющего жизнь людей, но, к сожалению, также внезапно исчезающей. Герои проходят путь от простого влечения к высшему чувству, от привязанности и симпатии и тому чистому, светлому и вечному, что называется любовь. Что самое страшное для влюбленного человека? Остаться один на один со своими чувствами, воспоминаниями, переживаниями, сомнениями. Они становятся для него мукой. Именно в этом и заключается трагедия героев Бунина – душевное смятение преследует их, убивая последние силы к возрождению. Но смерть от любви – это шаг в бессмертие. Нелепая с одной стороны смерть героев Бунина вдруг стала чем-то неизбежным, даже необходимым. Митя, Натали, Оля – все они люди, которым жизнь дала шанс испытать великое чувство любовь, во всех его противоречиях. Они радовались, наслаждались, мучились, страдали. Но все же они любили… и, несмотря на то, что они покинули наш мир, их любовь не умерла, она живет, и будет жить, она стала бессмертной, как и герои произведений Ивана Алексеевича Бунина.

Читаемое в разделе:

Ранее опубликованные в разделе:

Новые материалы раздела:

Философские размышления Бунина

Философские проблемы, которые писатель затрагивает в своих произведениях, были очень разными. Вот только некоторые из них:

•Разложение мира крестьян и распад прежнего деревенского уклада жизни. •Судьба русского народа. •Любовь и одиночество. •Смысл жизни человека.

Всем произведениям великого мастера слова присуща философская проблематика.

Тема любви и смерти в прозе И.А.Бунина ( на примере одного произведения)

Тема любви и смерти в прозе И.А.Бунина ( на примере одного произведения)

По содержанию, бытовому фону рассказ подчеркнуто национально-русский, со всеми атрибутами русского патриархализма, церковностью, со всеми чертами типично московского интеллигентского быта предреволюционного времени.

Поздние рассказы Ивана Алексеевича Бунина открывают еще одну грань этого самобытного и бесконечно разнообразного художника. Чем старше и мудрее становится писатель, тем звонче и ярче высвечиваются в его рассказах-воспоминаниях юность, любовь, красота. Писатель откровенно, до натурализма отчетливо показывает любовь своего лирического героя. Причем, ностальгия по юности и родине сливается в единый мотив, с тихой ласковой грустью повествует о былом и несостоявшемся счастье. Удивительно, но все рассказы Бунина о любви окрашены печалью, пусть легкой, но грустью. Жизнь лишь поманила героя, открыла великое таинство любви и дорогу в эту прекрасную страну. Почти всегда Бунин описывает первую юношескую любовь, осветившую начало жизни героя, вспыхнувшую яркой звездой и не продлившуюся в дальнейшей его судьбе. В рассказе “Темные аллеи” Николай Алексеевич и Надежда расстаются — слишком разные они по воспитанию, социальному положению и культурному уровню. Но добровольный отказ от любви — этого великого дара — наказуем. И нет в дальнейшем у героев счастья. Однажды судьба улыбнулась Николаю Алексеевичу, сотворив великое чудо, но условности света заставили героя бросить Надежду, и он наказан. По его собственному признанию: “Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста… — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…” Может быть, это и есть Божий суд над героем, отвергшим самое святое, что может дать судьба. Однако не все так просто объяснить. Да, любил он Надежду, красавицей она была необыкновенной, но представить ее “не содержательницей постоялой гостиницы”, а женой, хозяйкой ‘ петербургского дома и матерью своих детей он не мог. Слишком сложен, полон условностей мир людей. Рассказ “Руся” — это, скорее, небольшая зарисовка о материнском эгоизме, страсти, юношеском максимализме и ностальгическом чувстве по ушедшей молодости, такой ранимой и прекрасной, безвозвратно потерянной, которая вспоминается в зрелости с легкой затаенной грустью. Теперь уже пришел опыт и мудрость, знание жизни, но не вернуть тех лет, не повернуть времени вспять, и горечь воспоминаний приносит сладостное томление, потому что сердце любило, страдало и мучилось. Сейчас это невозможно, и очень жаль. Бунин прекрасно передает оттенки состояния души, переходы настроения. Высветив на миг, как лучом прожектора, самое яркое и дорогое сердцу воспоминание, писатель объясняет потребность человека в этой иллюзорной поддержке. Память таит в себе дорогие и горькие воспоминания, без которых невозможно представить человеческую жизнь.

Похожие материалы:

Более новые статьи:

Сочинение Любовная лирика Бунина

Тема любви – сквозная тема творчества Бунина. Она проходит через все его повести и рассказы. Но, к сожалению, эта трагичная любовь, приносящая счастье лишь на короткий срок.

Сочинение Тема любви в творчестве Бунина

Тема любви всегда являлась и является неотъемлемой частью любого произведения. Особенно ярко ее раскрывал в своих рассказах И. А. Бунин. Писатель описывал любовь как трагичное и глубокое чувство, он пытался раскрыть перед читателем все тайные уголки этого сильного влечения.

Во всех своих рассказах Бунин воспевает любовь, ее разность и противоречия. Если есть любовь, человек становится безгранично сиен, проявляется истинная красота его внутреннего мира, ценности по отношению к любимому человеку. Любовь в понимании Бунина – это истинное, самоотверженное, чистое чувство, даже если после внезапной вспышки и влечения может привести к трагедии и глубокому разочарованию.

Читайте также: