Тема времени в пьесе вишневый сад сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Представителями прошлой эпохи являются Любовь Раневская, Леонид Гаев, Симеонов-Пищик. В образе Гаева писатель воплотил помещика, который привык к праздному образу жизни. Несмотря на то, что персонажу пятьдесят один год, он не обзавёлся семьёй. Герой совершенно не способен позаботиться не только о других, но и о себе. Чтобы покрыть проценты по долгам, Леонид Гаев постоянно старается занять денег у окружающих. Речи персонажа являются красивыми, но пустыми и бессмысленными. Главного героя никто не желает слушать, даже племянницы хотят, чтобы он замолчал. Образ Леонида Гаева является комичным, в нем писатель воплотил абсурдные черты русского дворянства.

Более глубоким является образ Любови Раневской. Она безответственна, живет одним днем, зато добра и чувствительна. У нее есть тонкий вкус и стремление к прекрасному. Чехов выражает сочувствие к героине, ведь её сын утонул, когда ему было всего семь лет. Писатель, осознавая, что русское дворянство представляет собой неотъемлемую часть истории страны, не выражает к нему нетерпимости. Безусловно, Гаев и Раневская — герои прошлого времени, поскольку они живут по устаревшим законам и принципам. Поэтому на предложение Лопахина по поводу вишнёвого сада герои отвечают отказом. Они уступают дорогу представителям нового времени.

Героями будущего времени являются Петя Трофимов и Аня Раневская. Однако Антон Павлович финал произведения оставляет открытым, а это значит, что нельзя дать будущему однозначную трактовку. Пока у Ани и Пети одни лишь возвышенные мечты, которые не смогут спасти сад.

Стоит отметить, что главным героем комедии является Россия. Антон Павлович показал страну с разных сторон, в разные промежутки времени. Вишневый сад является олицетворением России. Автор продемонстрировал различное отношение представителей прошлого, настоящего и будущего к саду, а значит, и к стране.

Антон Павлович неспроста в пьесе изобразил три временные группы. Чехов хотел донести до читателя простую истину — общественные изменения неизбежны. Так, Лопахин пришёл на смену Раневской и Гаеву. Лопахина тоже обязательно кто-то сменит. Время выступает в произведении сюжетообразующим фактором, его нельзя остановить, ведь оно все время стремится вперёд. По мнению Чехова, человек не должен жить прошлым. Для достижения процветания страны, человечество обязано стремиться только в светлое будущее.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 30.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 22.02.2020 · Last modified 21.02.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 01.06.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Автору удалось представить в пьесу время, быстро текущее, когда одно поколение естественно сменяется другим. Время, которое уже прошло и только отдаленно напоминает о себе, представлено Фирсом. В доме он лакей, ему уже 87 лет. Естественно, что прекрасно помнит времена крепостного права. Оно настолько сильно въелось в его сознание, что представить свою жизнь по-другому он не в состоянии. Оно, это прошедшее время, для Фирса самое лучший период в его долгой жизни. И сейчас, по-прежнему выполняя свои обязанности, он живет воспоминаниями, которые греют его сердце. Все тогда было лучше: и вишни рождалось много, и знали, как и куда ее определить. И балы проводили в барском доме, но приглашались не сегодняшние выскочки и безродные.

Но время Фирса безвозвратно ушло в прошлое, и потому не удивительно, что он остается запертым один в старом доме. Жизнь не стоит на месте, и герои, может и жестоко, но решительно прощаются с Фирсом, а вместе с ним и с ушедшим временем.

Прошедшее время, правда, не такое дальнее, как время Фирса, представлено Раневской Любовью Андреевной и ее братом Гаевым. Она - хозяйка имения, но и она, и ее брат проживают последние дни в этом качестве. Они оба живут, как и лакей Фирс, одними воспоминаниями. И не понимают, что пришел новый день, а вместе с ним новый хозяин жизни. Привыкшие проживать, но не наживать, они не вызывают у зрителей особой симпатии, особенно это относится к Гаеву, напоминающего большого избалованного ребенка.

По замыслу Чехова время таких хозяев, как Лопахин, пришло ненадолго. Поэтому в пьесе представлены герои, за которыми будущее и вишневого сада, и России в целом. Это Аня, дочь Раневской, и вечный студент Петя Трофимов. Что –то конкретного они пока предложить не могут. Но полны искреннего желания сделать жизнь другой, лучше и счастливее. Залогом становятся их слова о том, что всю Россию они готовы превратить в сад.

Время нельзя остановить, Чехов это прекрасно понимает и дает зрителю возможность понаблюдать за его ходом. Его герои – представители разного времени: ушедшего, уходящего, наступившего и будущего. Писатель дает право зрителю определиться, за кем будет будущее и каким оно будет.

Также читают:

Картинка к сочинению Ход времени в пьесе Вишневый сад

Популярные сегодня темы

Тяжела жизнь крестьянина. Городской житель может лишь представить себе эту жизнь, жизнь человека, каждый день которого это тяжелый физический труд. День ото дня крестьянину приходится выполнять множество работ.

И одной из его героинь является Ундина. Она появляется в главе Тамань, где Печорин рушит жизнь "честных контрабандистов".

Каждый человек время от времени ловит себя на внутреннем диалоге. Почему же это так необходимо и влияет на наше развитие? Разговор с собой с одной стороны может показаться весьма странным, но он необходим абсолютно каждому

Эта картина похожа больше на иллюстрацию к сказке, которую я не знаю. На фоне гор, камней, которые больше похожи на черепа, с засохших черных веток стоят три девушки. Три девицы! Они красивы, но совсем без улыбок.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Тема времени одна из главных (если не главная) тема, звучащая в пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад". Это произведение - не только история об упадке нравов дворянской семьи, разрушении и растлении усадебной жизни, о приходе новой исторической эпохи в виде хищников-предпринимателей, но и картина жизни в целом, во всей её быстроте и мимолетности. Время в данной пьесе, наравне с образом-символом в виде вишнёвого сада, является главным "действующим лицом", объединяющим всех остальных героев.

В произведении на протяжении всего действия неоднократно повторяется мотив времени.

Герои постоянно обращаются к часам, к своим воспоминаниям, предаются размышлениям о будущем. Но каждый из действующих лиц ведёт это "общение" со временем по-своему. В связи с этим можно классифицировать героев пьесы на три группы образов по их взаимоотношениям со временем: персонажи прошлого, настоящего и будущего. Герои прошлого: Гаев, Раневская, Фирс. Они постоянно обращаются к воспоминаниям о прошлой жизни в усадьбе (Фирс: "В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад.."), Гаев и Раневская часто думают о детстве: "когда мы с тобой, сестра, спали в этой комнате..", "Ты помнишь? Не забыла?", "О, моё детство, чистота моя!". Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Раневская же, преисполненная этой ностальгии, витая в прошлом, словно "выпадает" из реальности, живёт во сне и видит обманчивые видения: "Посмотрите, покойная мама идёт по саду..". Об этом "застревании" в прошлом, в детстве, словно говорит за героев их детская наивность, безответственность, отсутствует какой-либо намёк на взрослость. Раневская бездумно тратит деньги вроде как от чистого сердца, но при этом не способна позаботиться о дочерях. Гаев даже, как настоящий ребёнок, постоянно ест леденцы. Героями же будущего можно считать Петра Трофимова и Аню, которая поддерживает студента во всех его репликах. Петя постоянно в своих монологах устремлён к высоким философским целям: "..мы выше любви!", "человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным", "мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!". Трофимов философствует, но здесь, в настоящем, также недееспособен, как и Гаев с Раневской. И на нём, как и на этих героях, время тоже оставило свой отпечаток: "Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?". Он и выглядит не молодо, потому что живёт там, в будущем.

И главный герой настоящего - сам Лопахин, живущий насущными вопросами и проблемами. В ремарках, касающихся этого героя, часто акцентируется внимание на то, что Лопахин смотрит на часы. Он следит за временем, за датами, за событиями: "Который час?", "Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад", "Да, время идет", "Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать". Лопахин обращается и к прошлому, но не живёт им, как Гаев и Раневская ("помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати", "я купил имение, где дед и отец были рабами"), и к будущему ("настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…"), охватывает собой всё время, но волнует его только настоящее, он творит свою жизнь здесь и сейчас. Он использует прошлое, чтобы создать настоящее, как фундамент для будущего, в то время как остальные герои "застряли" либо в прошлом, либо в будущем, неприспособленные к жизни в действительном времени, к изменениям, не готовые к решительным поступкам. И только Лопахин требует действий: "Надо окончательно решить - время не ждёт". Но пусть Лопахин и живёт настоящим, наиболее близок к реальности, он всё равно, как и остальные герои, безволен - он не может решиться сделать предложение для Вари и избегает этого.

Также в пьесе подчёркивается и быстротечность времени. Как минимум, это можно увидеть в построении диалогов: фразы героев сбивчивые, часто высказываются совершенно невпопад ("враздробь"). Каждый слушает себя и как будто не желает и не успевает услышать другого. Создается некоторая иллюзия общения, иллюзия реальности происходящих действий. И в этой быстроте наиболее очевидным становится и одиночество каждого из героев.

Герои, живя воспоминаниями или планами, не только не обращены друг к другу, но и не замечают присутствия смерти. Даже, казалось, комичный монолог Гаева о шкафе, затрагивает тему "вещь-человек", тему бессмертия: "Этому шкафу сто лет!", "Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости..". Комизм очевиден - при таком уважительном обращении к шкафу, неодушевленному предмету, Гаев безответственен в отношении к родным людям. Но и ещё более страшный комизм в другом. Вещи, как часть пространства, неотделимы и от времени, его молчаливые свидетели - это создаёт иллюзию вечности вещи, её бессмертия. И потому на их фоне наиболее ярко выражена и быстротечность человеческой жизни, её краткосрочность - комичный монолог всё более предстает трагичным. Это ещё больше усиливает звучание в пьесе темы жизни и смерти, вечного и мимолётного.

Эту быстроту невольно замечают герои пьесы уже только в самом её конце. Эту пустоту, холод (спутников смерти) можно увидеть в ремарке: "Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота", - очевиден конец праздника жизни. Герои подмечают: "А жизнь, знай себе, проходит", "Да, жизнь в этом доме кончилась". Оставшийся в запертом доме Фирс, ложась, вздыхает: "Жизнь-то прошла, словно и не жил". И всему этому сопутствует за окном стук топора, который является не чем иным, как стуком времени. Философия пьесы выходит за сюжетно-событийные рамки гораздо дальше, чем проблема социального характера - конфликт барства и предпринимательства. Во всём действии звучит тихий диалог со смертью, со временем, который даёт читателю повод задуматься о суетности, быстротечности и, конечно же, смысле нашего пребывания на земле.

Сложны и неоднозначны драматические произведения А. П. Чехова. Написанные “вопреки всем правилам драматического искусства”, они и сегодня не сходят со сцен театров мира, поскольку затрагивают вечные вопросы человечества: о месте человека в мире, его умении распоряжаться своей жизнью, об умении своевременно совершать нужные поступки.

Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” – это отражение духа времени перед революцией 1905 года, когда все сословия России ощущали невозможность длительного продолжения прежней жизни, поскольку дворянство

И этим пониманием неумолимо бегущего времени наполнена вся пьеса, начиная с первых слов Лопахина: “…Который час?” Но у всех героев этой лирической комедии разные отношения со временем.

В “Вишневом саде” с самого начала надо всем висит дата 22 августа. Это дата, когда вишневый сад и все имение пойдет с молотка за долги. Эта дата угнетает всех действующих лиц, но единства в поступках героев нет.

Вишневый сад является символом прошлого, символом расцвета дворянства, именно поэтому так привязаны к нему Раневская и Гаев, для которых дом

– это олицетворение молодости, всего значительного, что было в их жизни: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…” – говорит Раневская.

С помощью многих художественных приемов Чехов стремится показать нам, что дворянство изживает свой век. Поэтому так упорно и настойчиво Гаев и Раневская стараются спрятаться от нависшей проблемы, остановить время, оттянуть горький финал. Понимая всю неизбежность разорения, продажи сада и имения, они в то же время не хотят ничего предпринимать, не хотят даже разговаривать об этой проблеме.

Показывая нежизнеспособность дворянства, Чехов применяет и прием контраста. Наступил злополучный день 22 августа, в городе происходят торги, которые должны решить судьбу усадьбы. Но в имении – бал.

Нелепый, несвоевременный, и это понимают все: “И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати”. И во всем беспокойном веселье этого бала словно слышатся траурные нотки. Не зря на призыв Раневской о поддержке Петя Трофимов рассудительно отвечает: “Продано ли сегодня имение, или не продано – не все равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка…”

Вишневый сад, а с ним и судьба России, переходит в руки нового владельца – бывшего мужика, нынешнего купца Лопахина. Это человек, умеющий ценить не только свой труд и труд других, но и время. Он единственный в пьесе, кто живет настоящим, недаром он постоянно смотрит на часы.

Именно он – деятельный, активный – придумывает план спасения имения: сад вырубить, а землю раздать в аренду дачникам. Этот план отвергается Раневской и Гаевым, потому что для них сад – это родовая память, духовная ценность. Лопахин же слишком практичен, вишневый сад для него – всего лишь земля, которую можно продать или купить.

Наверное поэтому, несмотря на то что Лопахин ощущает себя хозяином времени, он не может разобраться со своей любовью к Варе.

Текучесть времени постоянно присутствует и при описании образов других персонажей: “Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?. .. Постарел и ты, Леонид”. Шарлотта вообще кажется потерявшейся во времени: “… я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая…”

Счастливыми, верящими в свое будущее кажутся самые молодые герои пьесы – Петя Трофимов и Аня. Они стремятся вырастить новый, еще более роскошный сад, утверждают, что “вся Россия – наш сад”, однако, устремляясь вперед, они хотят обрубить корни прошлого, не соглашаются с настоящим. Они не понимают непрерывности, преемственности времени, ведь то, что сегодня происходит в настоящем, когда-то было будущим и скоро станет безвозвратно прошедшим.

Создавая свое удивительное драматическое произведение “Вишневый сад”, Чехов был смертельно болен и хорошо осознавал близость своего ухода. Я думаю, именно поэтому он так остро сумел почувствовать ход времени и донести его до нас. Однако понимание того, что время уходит, в пьесе не вызывает болезненной грусти или отчаяния.

Листая страницы этого бессмертного произведения, хочется радостно верить: жизнь продолжается!

Читайте также: