Тема урока изложение с элементами сочинения 9 класс

Обновлено: 08.07.2024

кругозор школьник ов, сформировать эстетическ ие и нравственные представл ения.

Было холодное утро. Срывались снежинки. С севера веял холодный вете р.

Мы пришли к школе на рассвете. В кл ассе было тепло. Мы разулись и грели но г и у

Зазвенел звонок. Мы сел и на места. Прошла мину та, другая. Учителя не б ыло. Мы

послали Нину – она в классе старостой : пойди в учительскую, узнай, почему нет

- Иван Петрович за болел. Директ ор сказал, чтобы мы шли домо й.

- Ура! – закричали мы все, нев ыразимо раду ясь. – Ура. Уроков не будет .

Вдруг открылась дверь, и в класс вошёл Иван Петрович. Запорошенный снег ом,

утомлённый. Мы з амерли от не ожидан ности. Сели, наклонив гол ову.

- Простите, дети, - тихо сказал он. – Заболел я немного, но всё же р ешил идти в

Он разделся тут же, в классе. Сел за стол, посмотрел на нас.

А нам стыдно было поднять гл аза… (По В.А. Су хомлинскому )

1. Напишите сжатое изложение по тексту, используя разные приёмы

2. Напишите о твет - рассуждение по д анному тексту на тему: «Почему

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Цели: совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, пересказывать его по плану, высказывать свои мысли и чувства, возникшие под впечатлением текста, формулировать собственные умозаключения.

I. Организационный момент.

II. Словарно-семантическая работа.

Грёза – мечта (первоначально: призрачное видение). Грезиться – мерещиться, представляться в воображении.

Скорбь – крайняя печаль, горесть, страдание.

Упование (устар.) – то же, что надежда.

III. Подготовка учащихся к восприятию текста.

IV. Чтение учителем текста.

Прощание с Пушкиным

Едва весть о смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу, люди разных сословий двинулись на Мойку. Кто не знал адреса поэта, шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая.

Знакомые, малознакомые и даже вовсе незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрерывно.

Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень догадливый Жуковский. Но люди на набережной не расходились, с затаенной надеждой ждали добрых вестей.

Неожиданный робкий луч надежды блеснул ранним утром 29 января, когда еще совсем темно было за окнами пушкинского кабинета. Но раньше, чем заглянул в окна хмурый петербургский день, безнадежно угас робкий луч напрасных упований. Пушкин тает на глазах. Пульс опять едва уловим. Его снова одолевают боли.

Было около трех часов дня, когда и врачам и друзьям Пушкина стало ясно, что жизнь его надо считать минутами.

– Хорошо, ах, как хорошо… – в забытьи слабо произнес Пушкин. – Пойдем же выше, выше!

Он открыл уже почти безжизненные глаза, тень улыбки скользнула по его губам.

– Мне пригрезилось, что я карабкаюсь по этим книжным полкам все выше и выше, так, что голова кружится, – с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий.

Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:

Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.

– И вот уж нас от него отделяет неизмеримая пропасть, – проговорил доктор Даль и, отвернувшись, зарыдал.

Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался неподвижным. Потом близко склонился над его лицом, всматривался в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.

Когда Жуковский вновь показался перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла.

– Александр Сергеевич скончался, – снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский.

И люди в скорбном молчании обнажили головы.

Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу все прибывало и прибывало. (393 слова.)

V. Беседа по вопросам.

1. На чем сосредоточено внимание в тексте, рассказывающем о последних часах жизни поэта? (Состояние Пушкина, его последние слова, поведение близких людей, скорбь жителей Петербурга.)

2. Что передает автор, рассказывая о Пушкине в его последние часы? (Физические страдания поэта, его мужество, предсмертные видения, последние слова, лицо поэта в последние минуты и после смерти.)

– Кончена жизнь.

VI. Составление плана текста.

Учащиеся работают самостоятельно.

Возможный вариант плана .

Прощание с Пушкиным

1. Тревожное ожидание.

2. Робкий луч надежды.

3. Предсмертные грезы поэта.

4. Последние минуты и последние слова.

5. Прощание Жуковского с Пушкиным.

6. Скорбная весть.

VII. Повторное чтение текста учителем.

VIII. Дополнительное задание.

– Поведайте о собственных мыслях и чувствах от прочитанного текста.

IX. Работа учащихся над изложением с элементами сочинения.

Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс 9 А, Б, В

Класс 9А - 03.03 9Б – 05.03 9В- 03.03

Тема: Развитие речи . Изложение с элементами сочинения

совершенствовать умения воспринимать текст на слух, пересказывать его, строить высказывания, передающие отношение к литературным фактам, художественным произведениям, творчеству писателей и поэтов.

Знать : правила изложения авторского текста, возможности продолжения авторской мысли по заданному вопросу

Уметь: развивать мысль изложенного текста, высказывая собственную точку зрения

Организационный момент (проверка отсутствующих, дежурных, наличие тетрадей, учебников, дневников, готовность к уроку).

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Запись числа, вида работы, определение темы, целей.

Напутствие – слова пожелания отправляющемуся в путь.

Отнюдь – совсем, никоим образом (употребляется перед отрицанием).

Пристрастие – 1) сильная склонность; 2) несправедливое, предвзятое отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, необъективное предпочтение кого-нибудь или чего-нибудь.

А потом – и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма… И это уже навсегда.

С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а впервые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.

Помню, лет шестьдесят тому назад замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов, которого я встретил под Новый год у критика В. В. Стасова, спросил меня:

– Любите ли вы Пушкина?

Мне было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам:

– Я больше люблю Лермонтова!

Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково:

– Милый, любите Пушкина!

Лермонтов рано овладевает нашим воображением и навсегда удерживает в душе у нас свое особенное место. Но постичь величавую простоту пушкинского стиля не так-то просто.

Разумеется, рано или поздно Пушкин открылся бы мне во всей своей глубине и блеске и без отеческого наставления А. К. Лядова. И все же я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и родителям за столь же своевременный совет:

– Милые, любите Пушкина!

Ознакомление с темами творческого задания.

– Каков мой Пушкин?

– Что дало мне знакомство с творчеством Пушкина?

– Любимые строки поэта.

– Любимое произведение Пушкина.

Повторное чтение текста учителем.

Физкультминутка

Самостоятельная работа учащихся над изложением с элементами сочинения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: развивать умение письменно сжато излагать прочитанный и услышанный текст; развивать умение сжимать текст, применяя 3 способа сжатия; развивать творческие способности учащихся, умение высказывать собственную точку зрения на прочитанное (элемент сочинения-рассуждения).

Оборудование: ноутбук, колонки, аудиозапись текста.

Работа по теме урока

Беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, наш век называют веком информации, как вы понимаете это? (Это значит, что очень много информации получает современный человек. Он должен много знать, быть информированным).

В какой форме представлена вся эта информация? (текст). Можно ли сохранить всю поступающую человеку информацию? (нет).

Как же поступить? (записать, зафиксировать).

Можно ли дословно зафиксировать получаемую информацию? (можно, но очень трудно) Что вы можете предложить? (запомнить только самое главное). Другими словами – сжать исходную информацию.

Учитель: Наша задача сегодня – продолжить учиться пересказывать текст сжато. Для этого надо внимательно прочитать или прослушать его, выделить основную мысль, найти самую важную информацию (самые важные предложения) и, применив приемы сжатия, пересказать исходный текст сжато. Напоминаю, объем вашего изложения должен быть не менее 70-ти слов.

На этом работа не закончится, т.к. затем вы выскажете свое мнение по теме, поднятой в исходном тексте. Отступив 1 строку от изложения, вы напишете небольшое сочинение-рассуждение.

2.Чтение текста (аудиозапись) + листочки с текстом на столах.

3. Беседа по тексту

- Какова его основная мысль?

- Как можно озаглавить текст?

- Сколько абзацев в тексте?

- Какие бы вы в нем выделили ключевые слова?

- Что нужно сделать для сжатия текста? (Определить основную мысль каждого абзаца и, сохранив её, исключая, обобщая или упрощая вторичную информацию, составить сжатый пересказ каждого абзаца.)

- Что остается без изменений? (Последовательность изложения, количество абзацев, основная мысль всего текста и каждого абзаца.)

Учитель: Напоминаю вам, что при написании изложения может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте.

4. Работа над сжатием текста

- Основная мысль (микротема) 1-го абзаца?

- Основная мысль 2-го абзаца?

- Основная мысль 3-го абзаца?

Грубость в языке – показатель слабости и невоспитанности человека.

Грубая речь – это дурной поступок, отражающийся, в первую очередь, на самом говорящем.

Надо учиться хорошей речи, потому что наша речь – показатель нашей личности, нашей культуры.

5. Работа по сжатию текста.

Теперь применим приемы сжатия, сохраняя основную мысль абзаца. (Выбор материала из исходного текста и запись в рабочую тетрадь)

Над сжатием первой микоротемы проводится совместная работа, определяются приемы сжатия и зачитывается окончательный вариант. Запись тезиса (-ов) учащимися в тетрадь.

Над следующими двумя микотемами работают уч-ся самостоятельно, по желанию зачитывая окончательные варианты. Запись тезисов в тетрадь.

ФИЗМИНУТКА (для глаз)

Сбор текстов у учащихся. Повторное прослушивание аудиотекста.

Работа учащихся в черновиках, редактирование.

Учитель: Помните, объем изложения не менее 70 слов!

Написание учащимися изложения.

Пока учащиеся пишут изложение, на доске записываю творческое задание:

(Я согласен с Д.С.Лихачёвым, что…, потому что… .)

Домашнее задание: Выучить по памятке способы сжатия текста.

Текст для изложения

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово отражаются на окружающих и враждебны самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Читайте также: