Должен ли человек нести ответственность за выбор добра и зла мастер и маргарита итоговое сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Ответственность на примере московских героев

Вместе с ответственностью идут темы наказания и помилования. Первым под меч судьбы и Воланда попадает Берлиоз. Этот человек совершенно безответственен, у него нет ни сочувствия, ни такта по отношению к низшим рангом. К тому же, так смело рассуждая об отсутствии Христа, редактор открывает и свою невежественность. В желании показаться умнее и важнее, чем есть на самом деле, Берлиоз в буквальном смысле теряет голову. Позже, на великом балу Сатаны Воланд будет пить из нее кровь предателя барона Мейгеля. Этим эпизодом Булгаков одновременно осудит и былое высокомерие Берлиоза, и предательство барона. Это, то, что не прощается, будто говорит автор.

Ответственность за свои низкие поступки и недостойно поведение понесут представители варьете. Их накажет Воланд, удивленный низменными инстинктами этих людей.

Не чувствуют своей ответственности за сказанное критики, например Латунский, Ариман и Лаврович, травивший мастера своими статьями, в которых откровенно насмехался над бедным писателем. Возмездием ему становиться визит Маргариты в его квартиру. Она крошит материальные ценности, но для Латунского это удар в самое сердце, медь моральных ценностей для него не существует, нажитые блага – все его богатство.

Ответственность и мастер

Тема наказания и помилования

Тема ответственности за свои поступки проходит красной нитью сквозь роман о Понтие Пилате. Здесь она двойственна. Пилат приказывает казнить Иешуа, выбрав ответственность перед законом и властью. Но быть в ответе за свои поступки перед своей совестью и сердцем оказалось куда тяжелее. Прокуратор понимает, что поступил не по зову сердца, и терзается муками совести. Он знает, что в ответе за казнь невинного человека. Пожалуй, этого наказания ему достаточно, оно сильнее всех мук ада. Невыносимая головная боль прокуратора перекликается с болью душевной. И только Маргарита с Мастером в последней главе дают ему свободу, завершая этим самым и свой роман.

В заключение

Это настолько интересный роман, что в нём, кажется, можно найти просто любую тему. Обычно говорят о любви и творчестве, а тут вдруг ответственность. В общем, эта тема не бросается в глаза.

Ответственность чаще всего бывает за свои поступки. Вот, например, Пилат сделал свой выбор – отправил на казнь невиновного, а отпустил виновного. И это всё политика, страхи за своё место… Вот он и понес наказание – бесконечное ожидание, когда его простят. А собака его, получается, тоже взяла на себя ответственность быть с ним, только без лишних размышлений, конечно.

Еще есть ответственность за своё, за своих близких. Например, Маргарита могла бы забыть этого странного Мастера, раз он пропал. Мало ли! Бросил её? Но она хотела его найти, хранила страницу из его романа… Активности ей не хватало, но ей помогли. Зато она ничего не испугалась! Также вспоминается этот хозяин сгоревшего ресторана, который последним, как капитан, покидал его. И Мастер не отказался от своего правдивого романа! Но тут речь о настоящих чувствах, а не о формальном. Например, никакой ответственности перед мужем Маргариты, первой женой Мастера, о которой он почти ничего и не помнит. А Бездомному советуют забыть его стихи!

Безответственное отношение к жизни иногда у работников Варьете, но за это они платятся. Когда они пьют и гуляют, то вполне судьба в виде свиты Воланда может их забросить куда-нибудь в другой город.

И эта тема есть в прекрасном романе! Думаю, что раскрыта она полно, поучительно.

2 вариант

Тема ответственности переплетается с темой прощения и милосердия, что просматривается на примере поведения многих героев произведения. М. Булгаков показывает, что за пагубные поступки обязательно придётся заплатить, поэтому первоначально их стоит обдумать.

Наглядным примером наказания за свой страх показаться мягким, является судьба Понтия Пилата, который отказался от своих побуждений спасти человека. Ему приятно было вести беседу с образованным и философски подкованным Иешуа, но поставить себя как могущественного правителя, который может лишить жизни человека, быть суровым и твердым в своих поступках и словах победила его сущность милосердия. О данном решении Понтий Пилат будет сожалеть до последней минуты жизни.

Ответственность за недостойное поведение понесут и сотрудники варьете. Воланд применит к ним меры наказания за низкие поступки, а также критики Латунский, Лаврович, которые высмеивали бедного мастера в своих статьях.

Мастер легкомысленно относиться к своему труду. И в отчаянье сжигает свои рукописи, что скажется на его желании жить и повлечет необратимы процесс. Наказание же ему будет не отказ от своего таланта, а то, что решил следовать шаблону.

Самым наглядным сюжетом в романе на тему ответственности является непосредственно сцена приема гостей на балл у Воланда, который повествует нам о мрачных проступках людей. Совершая предательство, убийство ради получения наследства или применение насильственной смерти к недокучливому соседу, герои не смогут обрести покой даже после смерти. Данная картина еще раз доказывает, что каждый негативный поступок влечет наказание и обойти его не удастся.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Закончилось жаркое солнечное лето, и ему на смену пришла золотая, дождливая, всеми любимая осень. В начале сентябрьских осенних дней все еще стоит теплая погода, светит яркое солнышко, однако дыхание осени становится все заметнее

Конкретные темы сказок и произведение Пушкина показывают, что он достаточно точно знает народное творчество и умеет грамотно его интерпретировать, поэтому он с легкостью подражает тому, чему научился.

Доктор чудесный просто во всех смыслах! Там в рассказе говорится, что он стал для этой семьи ангелом! Настоящим ангелом! Это ведь точно чудо…

Ответственность на примере московских героев

Вместе с ответственностью идут темы наказания и помилования. Первым под меч судьбы и Воланда попадает Берлиоз. Этот человек совершенно безответственен, у него нет ни сочувствия, ни такта по отношению к низшим рангом. К тому же, так смело рассуждая об отсутствии Христа, редактор открывает и свою невежественность. В желании показаться умнее и важнее, чем есть на самом деле, Берлиоз в буквальном смысле теряет голову. Позже, на великом балу Сатаны Воланд будет пить из нее кровь предателя барона Мейгеля. Этим эпизодом Булгаков одновременно осудит и былое высокомерие Берлиоза, и предательство барона. Это, то, что не прощается, будто говорит автор.

Ответственность за свои низкие поступки и недостойно поведение понесут представители варьете. Их накажет Воланд, удивленный низменными инстинктами этих людей.

Не чувствуют своей ответственности за сказанное критики, например Латунский, Ариман и Лаврович, травивший мастера своими статьями, в которых откровенно насмехался над бедным писателем. Возмездием ему становиться визит Маргариты в его квартиру. Она крошит материальные ценности, но для Латунского это удар в самое сердце, медь моральных ценностей для него не существует, нажитые блага – все его богатство.

Главная проблема – ответственность за свои поступки, которые человек совершает на протяжении всей жизни и за свой выбор жизненного пути. Вообще, каждый шаг человека – это выбор; за каждый свой шаг человек несет ответственность; несет ответственность не только перед каждым человеком, но и, самое главное, перед самим собой.

Председатель МАССОЛИТА Берлиоз – человек образованный и не глупый. Но, не смотря на это, он очень зависит от власти, подчиняется им, боясь потерять своё престижное место и привилегии. Берлиоза не интересует ничья судьба, кроме своей. Он не верит в силу Всевышнего, не признает Иисуса Христа и пытается всех заставить думать так же, как он. Берлиоз хотел доказать Бездомному, что главное не в том, каков был Иисус, а в том, что Иисуса как личности не существовало. Он говорит: непорочная дева не произвела бы на свет бога, и христиане… содрали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых «. Берлиоза не мог переубедить ничто и никто, даже Воланд. За упрямство, за самоуверенность и безверие Воланд предсказывает Берлиозу смерть под колёсами трамвая.

Автор показывает нам, что у каждого человека есть судья – совесть. Люди, у кого советь нечиста, кто виноват и не хочет признавать это, карает Воланд с его свитой. Но наказывает он не всех, а лишь тех, кто это заслужил. Мне кажется, что по замыслу Булгакова, Воланд злом наказывает зло, и тем самым восстанавливает справедливость.

Все вышеперечисленных героев автор показал не только равнодушными и не готовыми принять на себя ответственность, но и что герои держаться за свое место, и не готовы рискнуть ради другого человека. Но Булгаков на этом не остановился и решил показать в противовес им, героев, способные принять на себя любую кару.

Например, Иванушка Бездомный, который понес ответственность за свои дела, попавший в клинику Стравинского. Но именно там он переосмыслил свое творчество и жизнь. Он возвращает свою настоящую фамилию и Мастер делает его своим учеником.

Но в тоже время тема ответственности неразрывна, связана с темой творчества.

Здесь мы делаем вывод, что Мастер несет ответственность за свое творчество.

Говоря о проблеме ответственности, нельзя забыть и еще про одну героиню –Маргариту. Маргарита – это романтическая героиня, которая, во имя спасения Мастера, заключает договор с Дьяволом и этим губит свою душу. Она совершает этот подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита делает это во имя любви. Именно с образом Маргариты связаны истинные ценности: свобода личности, милосердие, честности, правда, вера, любовь. Только любовь Маргарита может победить зло.

Ответственность и мастер

Каждый из нас должен нести ответственность за свои слова и поступки. Я считаю, что именно к этой мысли хотел подвести нас Булгаков. Эта тема прослеживается везде: и в романе о Москве двадцатых годов, и в романе о древнем городе Ершалаиме… Отвечать за свои поступки должны в равной степени и прокуратор Иудеи, и председатель МАССОЛИТа: каждый человек на земле наделен грузом ответственности.

Таким образом, мы можем увидеть, что тема ответственности — одна из основных в романе Михаила Афанасьевича Булгакова. Он говорит о том, что это закон высшей справедливости, закон мироздания. Тем самым Булгаков вселяет в нас надежду, что откровенное зло и обман будут рано или поздно наказаны, а стремление к правде будет по достоинству вознаграждено. Ведь мы всегда должны отвечать за свои мысли и поступки…

Тема наказания и помилования

Тема ответственности за свои поступки проходит красной нитью сквозь роман о Понтие Пилате. Здесь она двойственна. Пилат приказывает казнить Иешуа, выбрав ответственность перед законом и властью. Но быть в ответе за свои поступки перед своей совестью и сердцем оказалось куда тяжелее. Прокуратор понимает, что поступил не по зову сердца, и терзается муками совести. Он знает, что в ответе за казнь невинного человека. Пожалуй, этого наказания ему достаточно, оно сильнее всех мук ада. Невыносимая головная боль прокуратора перекликается с болью душевной. И только Маргарита с Мастером в последней главе дают ему свободу, завершая этим самым и свой роман.


В романе две противоборствующие силы воплощены в образах Иешуа Га-Ноцри и Воланда. Иешуа – бродячий философ, главный герой романа гениального Мастера. Га-Ноцри родился и рос в городе Гамала, своих родителей он не знал, был подкидышем. Нетрудно догадаться, что жизнь у сироты была тяжелой, однако до двадцатисемилетнего возраста он сумел сохранить свою душу чистой и милосердной. Он остался добрым, великодушным и сострадательным человеком. Иешуа не сделал в жизни никому ни малейшего зла. Путешествуя по различным городам, бродячий философ проповедовал свои истины. Он утверждал, что всякая власть – это насилие над человеком, однако наступит время истины и справедливости, когда все люди станут честными и добрыми, они будут желать друг другу только блага и говорить только правду, поэтому ни власть кесарей, ни какая другая власть не будет нужна. Иешуа Га-Ноцри считает всех людей такими же добрыми, как он сам, утверждает, что на свете нет злых людей, есть только несчастливые. Для него добрым является даже Марк Крысобой, жестокий палач и убийца, казнивший за свою жизнь не одного беднягу.

Философские мысли Иешуа Га-Ноцри не оставляют равнодушным ни одного человека, они способны затронуть души людей. Герой не пытается навязать свои идеи, он их высказывает, надеясь, что его мысли могут дойти до любого человека и заронить добрые семена в их душах. Для героя одинаково легко и приятно говорить правду и совершать добро. Он думает, что все окружающие с таким же легким сердцем творят благие дела, однако молодой философ ошибается: добро совершать легко только тогда, когда у тебя чистое, открытое и любящее сердце, когда над тобой не довлеют ни бремя власти, ни богатство. Для бродячего философа Иешуа, у которого нет ни дома, ни семьи, не важны ни богатства, ни почести, ни признание, ни власть, поэтому он с открытым сердцем совершает добро. Он умеет предвидеть будущее, поэтому знает, что его казнят, однако великодушно прощает и тех, кто решил его судьбу, отправив на казнь, и тех, кто воплотил в жизнь это решение.

Для Понтия Пилата совершить добрый поступок трудно. У него была большая возможность оправдать Иешуа, однако боязнь потерять жизненные блага, которые у него были: власть, богатство, роскошную жизнь, — остановила его. Он вынес свой вердикт: за подрывание власти кесаря Иешуа приговорить к смертной казни вместе с другими преступниками. Однако смерть героя нельзя считать торжеством зла над добром, это предательство добра, на сторону которого не смог перейти трусливый Понтий Пилат. Не сумев пересилить себя и поступить правильно, он закрыл дверцу добру, а открыл ее злу. Иешуа и перед смертью не отрекается от тех истин, которые он проповедовал, остается несломленным и непобежденным. Если добро – это свет, то Иешуа смог умереть, сохранив в своей душе свет. Он является носителем добра, символом человечности и нравственной стойкости.

Зло – это тьма, отсутствие света. В романе противопоставленную добру сторону воплощает образ Воланда. Он повелитель зла, князь тьмы, сатана. Герой появляется в Москве на Патриарших прудах в образе благородного и загадочного иностранца, прекрасно одетого, ухоженного, еще не старого. Берлиозу и Ивану Бездомному он представляется консультантом по черной магии, историком, приехавшим к одному известному профессору. Цель его визита, как выяснилось позже, — проверить, изменилась ли Москва и ее жители с течением времени. Писатель наделяет героя всезнанием: Воланд знает прошлое и видит будущее, легко может перемещаться во времени и пространстве, он легко читает мысли и видит человека насквозь. Воланд признается, что был на балконе Понтия Пилата при допросе Иешуа Га-Ноцри, вел дружеские беседы за завтраком с известным немецким философом Кантом. Он может творить самые настоящие чудеса. Но самое главное – Воланд понимает, что добро и зло творятся руками самого человека. Только человек волен выбирать между добром и злом, светом и тенью.

Однако герои, которые остались верны своим нравственным принципам, не продали совесть, честь, любовь, талант за деньги, получили щедрое вознаграждение от великого Воланда. Мастеру возвращают сожженный им во время болезни роман о пятом прокураторе Иудеи, всаднике Пилате Понтийском, он заслужил свет и покой. Маргарита за свою верность и преданность Мастеру получает право быть вечно рядом с ним, с тем, кого она безгранично любила и ради кого прошла через самые жестокие испытания.

Воланд – это вечно существующее зло, которое является необходимым условием для проявления добра. Если бы на свете не было черного, человек не знал бы, что такое белое, не существовало бы зла – невозможно было бы понять, что есть добро.

Таким образом, М.А. Булгаков убеждает читателей, что добро и зло – вечные спутники человеческой жизни, они существуют с тех самых пор, как появился первый человек. Эти простые на первый взгляд философские истины волновали людей и во времена Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, актуальными они остаются и в Москве тридцатых годов двадцатого века, и даже в современном для нас мире. Добро и зло живут вне времени, тысячелетиями новые поколения подчиняются их законам. Между светом и тенью настолько тонкая связь, что непонятно, где заканчивается одно и начинается другое.

Читайте также: