Тема одиночества в лирике цветаевой сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Поэзия — дело индивидуальное. Поэт — человек, умеющий заметить и сказать то, что не дано другим, чувствующий все трещины и точки мира, хранящий его тайны. Поэтическое ремесло часто вызывает недоумение, не считается серьезным делом. Марина Цветаева с детских лет ощущала свою избранность, а значит — изгойство и одиночество. В ранних стихах это выражалось бравадой:

Законы жизни поэта определяются законами его творчества. И поэт не может быть счастлив, он просто не создан для счастья. Человеку, женщине по имени Марина Цветаева, возможно, хотелось прожить иную, более легкую и счастливую жизнь. Но поэт Марина Цветаева существовала наперекор всему — чужим мнениям, нравственным законам, революциям, войнам. Тем, кто упрекал ее в этом, она отвечала:

Цветаева противопоставляет напряженный, раскаленный мир слов обывательскому болоту:

Марина Цветаева мой любимый поэт

. твоей рукой Не сойдутся. Радость моя, доколь Не догонит заря - зари. С присущей ей афористичностью Марина Ивановна Цветаева так сформулировала определение поэта: "Равенство дара души и глагола . самой. Можно лишь преклониться перед гением Цветаевой, создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу. До революции Марина Цветаева выпустила три книги, сумев сохранить свой .

Но обратная сторона этой свободы — пустота вокруг, холод неба, лед вершин. Уединение — плата за дар, ибо счастья не бывает без других людей. Материал с сайта

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

Примеры похожих учебных работ

Образ родной земли в лирике А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой

. ни ей, ни самой себе. 2.1 Развитие традиций русской литературы Всемирное и философское в творчестве, Ахматовой, органично слиты, как и у Пушкина, с национальным, русским. Лейтмотив драматической любви-страдания, печали, тоски усиливается неяркой .

Основные мотивы лирики М.И. Цветаевой

Тема любви в лирике цветаевой

. Это книга-воспоминание. В рассказах любовь двух людей и одновременно признание в любви автора к России, восхищение ее Н. И. Копылова О любви в лирике М. Цветаевой и А. Ахматовой: сравнительный анализ Тема любви вечна .

Тема Родины в лирике М. Цветаевой

. голос в лице Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. биографии, повлиявшие на появление темы Родины в творчестве Марина Цветаева родилась в ночь . В наш - час - страну! В сей - час - страну! В на - Марс - страну! В без - нас страну! Образ Родины в лирике .

Поэты Серебряного века. Марина Цветаева

. великих современников, свидетелей рождающегося 20 века, которым посчастливилось прожить . прочие) очевидно тяготение поэтов серебряного века к творческой независимости, . (1913), она очень строго отбирала тексты: из двухсот тридцати девяти стихотворений, .

Тема одиночества в поэзии Марины Цветаевой — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Что же мне делать, слепцу и пасынку,
В мире, где каждый и отч и зряч…
М. Цветаева

Поэзия – дело индивидуальное. Поэт – человек, умеющий заметить и сказать то, что не дано другим, чувствующий все трещины и точки мира, хранящий его тайны. Поэтическое ремесло часто вызывает недоумение, не считается серьезным делом.

Марина Цветаева с детских лет ощущала свою избранность, а значит – изгойство и одиночество. В ранних стихах это выражалось бравадой:

Я несусь – за мною пасти,
Я смеюсь – в руках аркан…
Чтобы рвал меня на части
Ураган!
Чтобы все враги – герои!
Чтоб войной кончался пир!
Чтобы в мире было двое:
Я и мир!

Законы жизни поэта определяются законами его творчества. И поэт не может быть счастлив, он просто не создан для счастья. Человеку, женщине по имени Марина Цветаева, возможно, хотелось прожить иную, более легкую и счастливую жизнь.

Но поэт Марина Цветаева существовала наперекор всему – чужим мнениям, нравственным законам, революциям, войнам. Тем, кто упрекал ее в этом, она отвечала:

Жить так, как пишу: образцово и сжато, –
Как Бог повелел и друзья не велят.

Это одиночество – общее для всех пишущих – Марина Цветаева описывает в цикле “Поэты”:

Есть в мире лишние, добавочные,
Не вписанные в окоем.
(Не числящимся в ваших справочниках,
Им свалочная яма – дом.)

Цветаева противопоставляет напряженный, раскаленный мир слов обывательскому болоту:

Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший – сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!

Цветаевой, мыкающейся по пражским и парижским пригородам, по чужим углам, катастрофически не хватало места, где она была бы один на один с тетрадью. Отсюда в ее стихах – мольбы о доме, о комнате, о саде “без ни-души”. Цветаева с юности была самодостаточным поэтом: ей нужны были только тетради и ручки, все происходило внутри.

И жизнь духа была такой интенсивной, что ее хватало на все – на стихи, на поэмы, на статьи и письма, – лирический дневник души. Одиночество Цветаевой – не только крест, но и источник вдохновения:

Уединение: уйди
В себя, как прадеды в феоды.
Уединение: в груди
Ищи и находи свободу.

Но обратная сторона этой свободы – пустота вокруг, холод неба, лед вершин. Уединение – плата за дар, ибо счастья не бывает без других людей.

Я думаю (уж никому не по нраву
Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид),
Что явственно желтый, решительно ржавый
Один такой лист на вершине – забыт.

Вершины поэзии отбирают силы. Но другого призвания, другой судьбы Цветаева для себя не хотела. Она была “певчей ребром и промыслом” и несла свой дар, свое избранничество, как долг:

Мне ж – призвание как плеть –
Меж стенания надгробного
Долг повелевает петь.

Поэзия – дело индивидуальное. Поэт – человек, умеющий заметить и сказать то, что не дано другим, чувствующий все трещины и точки мира, хранящий его тайны. Поэтическое ремесло часто вызывает недоумение, не считается серьезным делом.

Марина Цветаева с детских лет ощущала свою избранность, а значит – изгойство и одиночество. В ранних стихах это выражалось бравадой:

Я несусь – за мною пасти,
Я смеюсь – в руках аркан…
Чтобы рвал

меня на части
Ураган!
Чтобы все враги – герои!
Чтоб войной кончался пир!
Чтобы в мире было двое:
Я и мир!

Законы жизни поэта определяются законами его творчества. И поэт не может быть счастлив, он просто не создан для счастья. Человеку, женщине по имени Марина Цветаева, возможно, хотелось прожить иную, более легкую и счастливую жизнь.

Но поэт Марина Цветаева существовала наперекор всему – чужим мнениям, нравственным законам, революциям, войнам. Тем, кто упрекал ее в этом, она отвечала:

Это одиночество – общее для всех пишущих – Марина Цветаева описывает в цикле “Поэты”:

Есть в мире лишние, добавочные,
Не вписанные в окоем.
(Не числящимся в ваших справочниках,
Им свалочная яма – дом.)

Цветаева противопоставляет напряженный, раскаленный мир слов обывательскому болоту:

Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший – сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!

Цветаевой, мыкающейся по пражским и парижским пригородам, по чужим углам, катастрофически не хватало места, где она была бы один на один с тетрадью. Отсюда в ее стихах – мольбы о доме, о комнате, о саде “без ни-души”. Цветаева с юности была самодостаточным поэтом: ей нужны были только тетради и ручки, все происходило внутри.

И жизнь духа была такой интенсивной, что ее хватало на все – на стихи, на поэмы, на статьи и письма, – лирический дневник души. Одиночество Цветаевой – не только крест, но и источник вдохновения:

Уединение: уйди
В себя, как прадеды в феоды.
Уединение: в груди
Ищи и находи свободу.

Но обратная сторона этой свободы – пустота вокруг, холод неба, лед вершин. Уединение – плата за дар, ибо счастья не бывает без других людей.

Я думаю (уж никому не по нраву
Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид),
Что явственно желтый, решительно ржавый
Один такой лист на вершине – забыт.

Вершины поэзии отбирают силы. Но другого призвания, другой судьбы Цветаева для себя не хотела. Она была “певчей ребром и промыслом” и несла свой дар, свое избранничество, как долг:

Мне ж – призвание как плеть –
Меж стенания надгробного
Долг повелевает петь.

Аннотация. В статье рассматривается тема одиночества в творчестве М. Цветаевой. Автор находит точки пересечения в отношении к этой теме М. Ц­ветаевой и Н. Бердяева, сравнивая их творчество. М. Цветаева открывает для себя философию Н. Бердяева, что помогает ей преодолеть испытания одиноче­ством, находит вневременные связи с людьми, космосом и Богом.

Ключевые слова:М. Цветаева, Н. Бердяев, поэзия, русская философия, веч­ные ценности.

Pustarnakova Yulia Anatolevna,
PhD of Physical and Mathematical Sciences,
an independent researcher of the life and work of Marina Tsvetaeva
(Russian Federation, Moscow)

PRIVACY AND LONELINESS OF MARINA TSVETAEVA

Abstract. The article deals with the theme of loneliness in the work of M. Tsvetaeva. The author finds the intersection points in relation to this topic by M. Tsvetaeva and N. Berdyaev, comparing their work. M. Tsvetaeva reveals the philosophy of N. Berdyaev, which helps her overcome the challenges of loneliness, finds timeless connections with people, the cosmos and God.

Keywords: M. Tsvetaeva, N. Berdyaev, poetry, Russian philosophy, eternal values.

Сто лет назад, в переломный год российской истории поэту Марине Цве­таевой исполнилось 25 лет. Первое и последнее её стихотворения этого года об одиночестве, но настроение в них прямо противоположное. Сравним [4]:

Мне ль, которой ничего не надо,
Кроме жаркого чужого взгляда,

Да янтарной кисти винограда, -
Мне ль, заласканной до тла и всласть,
Жаловаться на тебя, о страсть!
Всё же в час как леденеет твердь
Я мечтаю о тебе, о смерть,
О твоей прохладной благодати -
Как мечтает о своей кровати
Человек, уставший от объятий.
1 января 1917

Новый год я встретила одна.
Я, богатая, была бедна,
Я, крылатая, была проклятой.
Где-то было много-много сжатых

Рук - и много старого вина.
А крылатая была - проклятой!
А единая была - одна!
Как луна - одна, в глазу окна.
31 декабря 1917

Конечно, каждый человек в определённые моменты жизни пережива­ет острое, жгучее чувство одиночества. Однако, далеко не все люди глу­боко вслушиваются в себя. А у поэтов это вслушивание - насущная по­требность, что отчуждает их от других людей, делает одинокими вдвойне.

Зато это переживание способствует рождению стихов и самосозна­нию личности.

Кроме того, следует различать понятия одиночества и уединения. Уединение благотворно для любого человека. Всё, чем мы восхищаем­ся, создаётся или, по крайней мере, задумывается именно в уединении.

Марина Цветаева страстно стремилась избежать одиночества. Вот что она пишет своему старшему другу Анне Тесковой 21 ноября 1934 года:

Любовь в творчестве Марины Цветаевой трактуется вполне в античной традиции, как преодоление разъединения, рассекновения богами человека на две половины, обретение целостности, гармонии. В этом смысл жизни, любовь приближает человека к космосу, к вечности. В такой трактовке любви Марина Ивановна близка к русским филосо­фам: В. В. Розанову, В. С. Соловьёву, Н. А. Бердяеву.

В сентябре 1934 года она пишет уже о том, что уединение доступно только внутри себя:

Уединение: уйди
В себя, как прадеды в феоды.
Уединение: в груди
Ищи и находи свободу.

Марина Цветаева всё больше отходит от внешней жизни, постепен­но приходя к мысли об одиночестве, как неизбежности. Даже любовь не позволяет преодолеть одиночество, неизбежны разрывы и разлады. Одиночество с годами усугублялось, принимая катастрофические раз­меры. Единственное, что оставалось, - эпистолярные дружбы. И творчество. Но уход в творчество - отказ от мира, уход от жизни:

Эти стихи как принятие судьбы. Вплоть до ухода из жизни в другом стихотворении - доведение одиночества до абсолюта:

…Скажи: довольно муки – нам
Сад - одинокий, как сама.
(Но около и Сам не стань!)
– Сад, одинокий, как ты Сам.

Такой мне сад на старость лет.
– Тот сад? А может быть - тот свет?

На старость лет моих пошли -
На отпущение души.
1 октября 1934

Читая стихи Марины Цветаевой 1934 года, её письма того времени, понимаешь, что это был какой-то пик одиночества.

Вообще тридцатые годы прошлого века были для поэта не только временем потери и без того непрочной связи с внешним миром, но и периодом ослабевания связей внутренних, отношений с дорогими людьми. Рильке уже умер, затихает пере­писка с Борисом Пастернаком, который вторично женился. Не осталось равных в её круге. А ведь именно это время - период начала ранней мудрости Марины Иванов­ны, время, когда она достигла вершины в творчестве.

Постепенно меняются отношения и в семье. Все, кроме Марины Цвета­евой, хотят вернуться в Советский Союз. Отношения обострены.

А вот из уже цитированного письма Анне Тесковой от 21 ноября 1934 года: «…Мне все эти дни хочется написать своё завещание. Мне вообще хотелось бы не-быть. Иду с Муром или без Мура, в школу или за молоком - и изнутри, сами собой - слова завещания. Не веществен­ного - у меня ничего нет - а что-то, что мне нужно, чтобы люди обо мне знали: разъяснение. Свести счёты, хотя Маяковский и сказал:

Кончена жизнь - и не к чему перечень
Взаимных болйй, и ран, и обид.

А вот и стихотворение, как возглас отчаяния:

А Бог с вами!
Будьте овцами!
Ходите стадами, стаями
Без мечты, без мысли собственной
Вслед Гитлеру или Сталину
Являйте из тел распластанных
Звезду или свасты
крюки.
23 июня 1934

Этой осенью Марина Цветаева возобновила знакомство с Бердяе­вым. Из дневника жены философа Л. Ю. Бердяевой:

Интерес к философам и их трудам вообще был не чужд Марине Ива­новне. Она имела знакомство эпистолярное и личное с В. В. Розановым, Л. И. Шестовым, Г. П. Федотовым, С. Н. Булгаковым, М. О. Гершензоном.

Сказать? - Скажу! Небытие - условность.
Ты мне сейчас - страстнейший из гостей,
И ты откажешь перлу всех любовниц
Во имя той - костей.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Что делает лирическую героиню М.И. Цветаевой “совершенно одинокой”?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


М.И. Цветаева придерживалась романтического взгляда на жизнь, подразумевавшего героизацию своего “Я”, максимализм. Отпечаток цветаевского мировоззрения прослеживается в поведении лирической героини её стихотворений. Она глубоко чувствует собственное одиночество среди людей из-за различия ценностей, а также из-за самой стихийной природы её характера.

Обратимся к стихотворению “Моим стихам, написанным так рано…”.

Лирическая героиня-поэт говорит о своих стихотворениях, которые публика пропустила. В описании этих стихотворений мы видим элемент стихийности (“брызги из фонтана”), который противопоставлен остальной популярной тогда литературе. Её Цветаева для художественной выразительности сравнивает с “святилищем, где сон и фимиам”. Так поэт показывает первое, творческое одиночество и непонятость лирической героини.

Рассмотрим стихотворение “Кто создан из камня, кто создан из глины…”. Главным для него является мотив моря, который проходит через всё произведение. Море для Цветаевой - это изменчивая, постоянно движущаяся стихия. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Подобную “стихийность” в себе замечает лирическая героиня, что поэт подчеркивает через имя “Марина” - “море”. Героиня не согласна подчиняться воле других, что ставит её в антагонистические отношения с обществом. Поэт углубляет различие между героиней и толпой при помощи антитезы “камня и глины” (инертной материи) и моря.

Мотив одиночества лирической героини развивается в стихотворении “Тоска по родине! Давно…”. Лирическая героиня выступает в роли эмигранта, который отрицает существование тоски по родине. Она заявляет, что ей всё равно, где находиться, так как везде она ощущает собственное одиночество. Оно вызвано тем, что героиня с глубоким внутренним миром не может (и не хочет) уживаться с толпой обывателей с поверхностными суждениями. Героиня сравнивает себя с пленным львом, камчатским медведем - элементами природы, противопоставленными агрессивному миру людей.

Итак, лирическая героиня лирики М.И. Цветаевой ощущает духовное одиночество, находясь среди людей.Это вызвано тем, что героиня - духовно развитая личность, окруженная толпой обывателей. Также она носит в себе стихийное начало, противопоставленное закостенелости общества.

Читайте также: