Сочинение рассуждение мнение саши петрова
Обновлено: 04.07.2024
Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле". Урок сопровождается презентацией.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-rassuzhdenie_na_lingvisticheskuyu_temu_v_nauchnom_stile._5_klass._russkiy_yazyk._prezentatsiya_k_uroku.rar | 602.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19
хутора Коржевского Славянского района Краснодарского края
Урок русского языка в 5 классе
Подготовила учитель русского языка
Сацко Елена Ивановна
на лингвистическую тему в научном стиле речи .(Слайд № 1)
Образовательные цели: - углубить сведения о признаках научного стиля речи;
- закрепить навыки построения простого плана к тексту- рассуждению;
- отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для
написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле
1. Речевая разминка . (слайд № 2)
Заявил наш Игорёк:
Получается, ребята. (С. Коган)
- Прочитайте стихотворение и выделите в каждой строке слова, на которые падает логическое ударение.
- Какие необычные слова встретились в тексте стихотворения? ( кокорёшка, кокориха, кокорята) (Слайд №3)
- Какой общий корень у этих слов? ( кок )
- Что обозначает этот корень? ( Кок – это повар на морском судне)
- При помощи каких суффиксов образованы эти слова? ( При помощи суффиксов – орешк-, -орих-,
- Встречали ли вы когда-нибудь такие суффиксы? Существуют ли они в природе русского языка? ( Нет.) - Автор этого стихотворения С. Коган создал так называемые лжесуффиксы, возникшие по внешней аналогии.
2. Работа по теме.
1). - Сегодня мы будем учиться писать сочинение – рассуждение в научном стиле на лингвистическую тему. Для начала давайте вспомним основные термины, без которых нам на уроке не обойтись. Ответьте на вопросы:
1). Что такое лингвистика ? ( это наука о языке)
2). Какие стили речи языка вы знаете? ( На уроках русского языка мы познакомились с 3 стилями речи. Это художественный, научный и разговорный стиль)
3). Что вы можете рассказать о научном стиле речи? ( Цель научного стиля речи – сообщить, дать точную информацию. В нем мы встречаем научные термины, слова в прямом значении. В таком тексте отсутствуют эмоции. Этот стиль можно встретить в учебниках, энциклопедиях, словарях).
4). Какие типы речи существуют в русском языке? ( В русском языке существует три типа речи: описание, повествование и рассуждение).
6) Теперь давайте вспомним, из каких частей может состоять слово? ( Слово может состоять из корня, приставки, суффикса и окончания)
7). Какая часть несет большую смысловую нагрузку и как её правильно выделить? (Эта часть слова – корень. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение однокоренных слов. Находим мы корень, подбирая однокоренные слова и выделяя у них общую часть).
2). Прочитайте стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова . Правильно ли девочка подобрала однокоренные слова? Если нет, то обоснуйте свою точку зрения.
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
( Здесь только два однокоренных слова – ТОНЕТ и УТОНУТЬ, корни которых имеют одинаковое лексическое значение).
Запись: Кол я – кол ет ( не являются однокоренными словами);
тон ет – у тон уть (однокоренные слова).
-Определите корень в следующих словах: клич ка – клик ать – вос клиц ать. (Слайд № 5)
- С каким явлением мы здесь встречаемся? ( Это корни с чередованием звуков: ч\\к\\ц ) – запись.
3) . - При помощи каких частей мы можем образовать новые слова? ( Новые слова можно образовать при помощи приставок и суффиксов)
В одном огромном парке,
А может, и не в парке,
А может в зоопарке
У мамы с папой жил
Один смешной слонёнок,
А может, не слонёнок,
А может, поросёнок,
А может, крокодил.
Однажды зимним вечером,
А может, летним вечером
Он погулять по парку
Без мамы захотел
И заблудился сразу,
А может, и не сразу,
Уселся на скамеечку
и громко заревел. (Слайд № 7)
Суффиксы -енок- : поросенок, слоненок, котенок, теленок;
-н- : зимним, летним, чудным, длинным;
- л- :захотел, заблудился, пришёл, взял;
Приставки по- : погулять, почитать, поспать;
за- : заблудился, заснул, закончил;
у- : уселся, упал, уронил.
- Некоторые суффиксы и приставки встречаются в русском языке в составе только одного или двух слов. Например, СУ МРАК, ЖИ ЗНЬ , БОЛЕ ЗНЬ , МЕЛ ЮЗГ А, МЕТ Л А. Запись в тетрадь. (Слайд № 8)
4). - Для чего в слове нужно окончание ?( Окончание служит для образования формы слова и для связи слов в предложении).
ОГРОМН ОМ , ЗООПАРК Е , ЖИЛ , КРОКОДИЛ , ПОГУЛЯ ТЬ , ЗАБЛУДИЛ СЯ. (Слайд № 9).
- Однажды известный ученый Лев Владимирович Щерба спросил у своих студентов, какую информацию можно получить из следующей фразы:
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
-Что вы поняли из этого предложения? Почему? (В русском языке таких слов нет)
-Перепишите это предложение себе в тетрадь, давайте попробуем произвести его синтаксический разбор.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
- Посмотрите, благодаря окончаниям, которые связывают слова в предложении по смыслу, мы произвели синтаксический разбор предложения, состоящий из слов, которых в русском языке нет.
3. Работа над сочинением.
1). Сочинение на лингвистическую тему – это для вас не новый вид работы. Во второй четверти мы писали с вами сочинение-опровержение мнения Саши Петрова, что изучать правила русской орфографии необходимо и полезно. Сегодня мы с вами порассуждаем на тему словообразования о важности и значении частей слова. Для начала давайте с вами вспомним, основные понятия лингвистики, которые нам пригодятся. (Слайд № 10)
это наука о языке.
это тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью аргументов.
на лингвистическую тему предполагает рассуждение по вопросам языкознания.
- Из каких частей состоит сочинение – рассуждение? Назовите его структуру. (Слайд № 11)
- Тезис должен быть точным и кратким. Доказательства должны быть бесспорными. Вывод должен подтверждать тезис.
- Давайте сформулируем убедительный тезис. (Слайд № 12)
Корень – это главная значимая часть слова.
Таким образом, корень – это важная часть слова, которая может многое рассказать о слове. Изучать морфемику полезно и интересно.
Пример: Суффикс – это значимая часть слова.
Таким образом, суффикс – это важная часть слова, которую изучать полезно и интересно.
4. Домашнее задание.
- Какое сочинение вы дома будете писать?
- Что предполагает сочинение – рассуждение на лингвистическую тему? (Это рассуждение по вопросам языкознания)
- Из каких частей должно состоять ваше сочинение?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Рассуждение как тип речи
Урок развития речи в 5 классе
Подготовила учитель ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга
Красова Ирина Валерьевна
Цели и задачи урока:
Дать понятие о тексте–рассуждении;
Научить видеть в данном типе текстов тезис (мысль), доказательство, вывод;
Научить включать в рассуждение специальные слова;
Развивать внимание, логическое мышление, речь.
Какие типы речи вы знаете?
ОПИСАНИЕ – описываются люди, предметы, животные
ПОВЕСТВОВАНИЕ – рассказывается о каком-либо
событии
РАССУЖДЕНИЕ – разъясняется или доказывается
какая-то мысль
ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП РЕЧИ
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – это факты, используемые
для подтверждения мысли
ВО-ПЕРВЫХ,
ВО-ВТОРЫХ,
ВВОДНЫЕ СЛОВА
Рассуждение – это тип текста, в котором основная
мысль разъясняется.
Доказательства в рассуждении
призваны объяснить, почему
высказанная мысль верна
ВЕЖЛИВЫЙ – СОБЛЮДАЮЩИЙ ПРАВИЛА ПРИЛИЧИЯ;
УЧТИВЫЙ.
(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)
Нужно ли сегодня быть вежливым?
Я думаю, что.
Во-первых, .
Во-вторых, .
Итак (таким образом), .
План
Краткое описание документа:
"Описание материала:
Уроки по развитию речи сложны в первую очередь для учителей.
Хочется отметить важную пропедевтическую роль этих уроков в подготовке учащихся к итоговому сочинению, которое по решению Президента должно вернуться в школу.
Хочется представить материал, который будет интересен, а, следовательно, доступен для учащихся. К сожалению, не всегда результаты таких уроков проявляются сразу.
Современное техническое оснащение уроков позволяет сделать материал увлекательным и интересным. Данная презентация рассчитана на учащихся, знакомых с такими типами речи как описание и повествование.
Сравнительный анализ трёх типов речи позволяет учащимся легче воспринять новую информацию.
Читайте также: