Сочинение рассуждение мнение саши петрова

Обновлено: 04.07.2024

Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле". Урок сопровождается презентацией.

ВложениеРазмер
sochinenie-rassuzhdenie_na_lingvisticheskuyu_temu_v_nauchnom_stile._5_klass._russkiy_yazyk._prezentatsiya_k_uroku.rar 602.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19

хутора Коржевского Славянского района Краснодарского края

Урок русского языка в 5 классе

Подготовила учитель русского языка

Сацко Елена Ивановна

на лингвистическую тему в научном стиле речи .(Слайд № 1)

Образовательные цели: - углубить сведения о признаках научного стиля речи;

- закрепить навыки построения простого плана к тексту- рассуждению;

- отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для

написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле

1. Речевая разминка . (слайд № 2)

Заявил наш Игорёк:

Получается, ребята. (С. Коган)

- Прочитайте стихотворение и выделите в каждой строке слова, на которые падает логическое ударение.

- Какие необычные слова встретились в тексте стихотворения? ( кокорёшка, кокориха, кокорята) (Слайд №3)

- Какой общий корень у этих слов? ( кок )

- Что обозначает этот корень? ( Кок – это повар на морском судне)

- При помощи каких суффиксов образованы эти слова? ( При помощи суффиксов – орешк-, -орих-,

- Встречали ли вы когда-нибудь такие суффиксы? Существуют ли они в природе русского языка? ( Нет.) - Автор этого стихотворения С. Коган создал так называемые лжесуффиксы, возникшие по внешней аналогии.

2. Работа по теме.

1). - Сегодня мы будем учиться писать сочинение – рассуждение в научном стиле на лингвистическую тему. Для начала давайте вспомним основные термины, без которых нам на уроке не обойтись. Ответьте на вопросы:

1). Что такое лингвистика ? ( это наука о языке)

2). Какие стили речи языка вы знаете? ( На уроках русского языка мы познакомились с 3 стилями речи. Это художественный, научный и разговорный стиль)

3). Что вы можете рассказать о научном стиле речи? ( Цель научного стиля речи – сообщить, дать точную информацию. В нем мы встречаем научные термины, слова в прямом значении. В таком тексте отсутствуют эмоции. Этот стиль можно встретить в учебниках, энциклопедиях, словарях).

4). Какие типы речи существуют в русском языке? ( В русском языке существует три типа речи: описание, повествование и рассуждение).

6) Теперь давайте вспомним, из каких частей может состоять слово? ( Слово может состоять из корня, приставки, суффикса и окончания)

7). Какая часть несет большую смысловую нагрузку и как её правильно выделить? (Эта часть слова – корень. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение однокоренных слов. Находим мы корень, подбирая однокоренные слова и выделяя у них общую часть).

2). Прочитайте стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова . Правильно ли девочка подобрала однокоренные слова? Если нет, то обоснуйте свою точку зрения.

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

( Здесь только два однокоренных слова – ТОНЕТ и УТОНУТЬ, корни которых имеют одинаковое лексическое значение).

Запись: Кол я – кол ет ( не являются однокоренными словами);

тон ет – у тон уть (однокоренные слова).

-Определите корень в следующих словах: клич ка – клик ать – вос клиц ать. (Слайд № 5)

- С каким явлением мы здесь встречаемся? ( Это корни с чередованием звуков: ч\\к\\ц ) – запись.

3) . - При помощи каких частей мы можем образовать новые слова? ( Новые слова можно образовать при помощи приставок и суффиксов)

В одном огромном парке,

А может, и не в парке,

А может в зоопарке

У мамы с папой жил

Один смешной слонёнок,

А может, не слонёнок,

А может, поросёнок,

А может, крокодил.

Однажды зимним вечером,

А может, летним вечером

Он погулять по парку

Без мамы захотел

И заблудился сразу,

А может, и не сразу,

Уселся на скамеечку

и громко заревел. (Слайд № 7)

Суффиксы -енок- : поросенок, слоненок, котенок, теленок;

-н- : зимним, летним, чудным, длинным;

- л- :захотел, заблудился, пришёл, взял;

Приставки по- : погулять, почитать, поспать;

за- : заблудился, заснул, закончил;

у- : уселся, упал, уронил.

- Некоторые суффиксы и приставки встречаются в русском языке в составе только одного или двух слов. Например, СУ МРАК, ЖИ ЗНЬ , БОЛЕ ЗНЬ , МЕЛ ЮЗГ А, МЕТ Л А. Запись в тетрадь. (Слайд № 8)

4). - Для чего в слове нужно окончание ?( Окончание служит для образования формы слова и для связи слов в предложении).

ОГРОМН ОМ , ЗООПАРК Е , ЖИЛ  , КРОКОДИЛ  , ПОГУЛЯ ТЬ , ЗАБЛУДИЛ  СЯ. (Слайд № 9).

- Однажды известный ученый Лев Владимирович Щерба спросил у своих студентов, какую информацию можно получить из следующей фразы:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

-Что вы поняли из этого предложения? Почему? (В русском языке таких слов нет)

-Перепишите это предложение себе в тетрадь, давайте попробуем произвести его синтаксический разбор.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

- Посмотрите, благодаря окончаниям, которые связывают слова в предложении по смыслу, мы произвели синтаксический разбор предложения, состоящий из слов, которых в русском языке нет.

3. Работа над сочинением.

1). Сочинение на лингвистическую тему – это для вас не новый вид работы. Во второй четверти мы писали с вами сочинение-опровержение мнения Саши Петрова, что изучать правила русской орфографии необходимо и полезно. Сегодня мы с вами порассуждаем на тему словообразования о важности и значении частей слова. Для начала давайте с вами вспомним, основные понятия лингвистики, которые нам пригодятся. (Слайд № 10)

это наука о языке.

это тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью аргументов.

на лингвистическую тему предполагает рассуждение по вопросам языкознания.

- Из каких частей состоит сочинение – рассуждение? Назовите его структуру. (Слайд № 11)

- Тезис должен быть точным и кратким. Доказательства должны быть бесспорными. Вывод должен подтверждать тезис.

- Давайте сформулируем убедительный тезис. (Слайд № 12)

Корень – это главная значимая часть слова.

Таким образом, корень – это важная часть слова, которая может многое рассказать о слове. Изучать морфемику полезно и интересно.

Пример: Суффикс – это значимая часть слова.

Таким образом, суффикс – это важная часть слова, которую изучать полезно и интересно.

4. Домашнее задание.

- Какое сочинение вы дома будете писать?

- Что предполагает сочинение – рассуждение на лингвистическую тему? (Это рассуждение по вопросам языкознания)

- Из каких частей должно состоять ваше сочинение?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рассуждение как тип речи
Урок развития речи в 5 классе

Подготовила учитель ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга
Красова Ирина Валерьевна

Цели и задачи урока:

Дать понятие о тексте–рассуждении;
Научить видеть в данном типе текстов тезис (мысль), доказательство, вывод;
Научить включать в рассуждение специальные слова;
Развивать внимание, логическое мышление, речь.

Какие типы речи вы знаете?
ОПИСАНИЕ – описываются люди, предметы, животные
ПОВЕСТВОВАНИЕ – рассказывается о каком-либо
событии
РАССУЖДЕНИЕ – разъясняется или доказывается
какая-то мысль

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП РЕЧИ
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – это факты, используемые
для подтверждения мысли
ВО-ПЕРВЫХ,
ВО-ВТОРЫХ,
ВВОДНЫЕ СЛОВА

Рассуждение – это тип текста, в котором основная
мысль разъясняется.
Доказательства в рассуждении
призваны объяснить, почему
высказанная мысль верна

ВЕЖЛИВЫЙ – СОБЛЮДАЮЩИЙ ПРАВИЛА ПРИЛИЧИЯ;
УЧТИВЫЙ.
(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)

Нужно ли сегодня быть вежливым?
Я думаю, что.
Во-первых, .
Во-вторых, .
Итак (таким образом), .
План

Краткое описание документа:

"Описание материала:

Уроки по развитию речи сложны в первую очередь для учителей.

Хочется отметить важную пропедевтическую роль этих уроков в подготовке учащихся к итоговому сочинению, которое по решению Президента должно вернуться в школу.

Хочется представить материал, который будет интересен, а, следовательно, доступен для учащихся. К сожалению, не всегда результаты таких уроков проявляются сразу.

Современное техническое оснащение уроков позволяет сделать материал увлекательным и интересным. Данная презентация рассчитана на учащихся, знакомых с такими типами речи как описание и повествование.

Сравнительный анализ трёх типов речи позволяет учащимся легче воспринять новую информацию.

Читайте также: