То что я понял в этой жизни восходит к таким сочинение

Обновлено: 06.07.2024

А на войне любовь ничего не значит. На войне с любовью плохо дело обстоит. Ну, влюбишься в какую-то женщину или просто увлечешься ею… Но это не обязательная принадлежность войны. Война слишком грязное, жестокое, бесчеловечное дело. Нельзя себе даже позволить принимать все к сердцу. Это плохо кончается. Война учит жестокости.
Вот был случай у нас. Застали спящих немцев. Четверо их было или пятеро. Они устали, легли на траве, на солнышке, развалились, уснули. А то еще выпили, наверное. И командир взвода не велел стрелять. Ушли.
Его потом судили за это. Что это такое? Увидишь немца – убей! А он не мог спящих убивать. Молодые ребята, разомлевшие, лежали, сопели, храпели, спали.
Это что? Это было человеческое чувство какое-то, да? Дрогнули сердца и других его однополчан. И не застрелили их.
Я не имею права сейчас это оценивать. Судить человека можно только по тем законам, которые были в его время. А тогда мы воспринимали суд над ним, в общем, как справедливость. Как справедливое наказание. Хотя мы и сами в тот момент все размягчились. Но нельзя было этого себе позволять.
Много таких случаев было, много. Ну вот типичный случай. Влюбился офицер в женщину-врача. Дивная у них была любовь, прекрасная. Война кончается, и он прощается с ней, потому что его ждет семья: жена и двое детей. Я видел, что с ней творилось. Но я знал также, что и он иначе не мог. Любовь к детям была, жажда вернуться в семью после страшной войны – это огромное чувство. Ну, что это?
Насколько я знаю, любовь эта осталась у него навсегда. Как воспоминание о том лучшем, что было на войне. Но иного решения у него не было.
Война – это масса искушений. Возможность захватить какие-то трофеи, например. Многие наши военачальники целые машины отправляли с трофеями. А потом прошло несколько лет, и каждый задумался: зачем все это было? для чего? Как итог войны это воспринималось ужасно. Но война вся – исключение.


Очень много написано, наговорено, надумано по поводу дуэли Пушкина и его смерти. Ну, дуэль как вопрос чести, и все прочее. Обязательность этой дуэли, несчастный случай… Но все же, все же он любил Наталью Николаевну, и любил настолько, чтобы не считаться с возможностью гибели. Вот эта сторона, она как-то не додумана. Для него любовь была важнее, чем его творчество, его стихи и слава. Да, честь, конечно. Но была тут еще, по-моему, очень большая составляющая трагедии – это его любовь к ней. Конечно, были дуэли без любви. У Лермонтова, например. Но меня интересует вот эта сторона жизни гения: любовь, которая превыше всего. Эти примеры можно продолжить.
Надежда Яковлевна Мандельштам. До Мандельштама и даже при нем – обыкновенная женщина, казалось бы. Жена преданная, любящая и так далее. Погибает он, и вдруг эта любовь, смешанная с ненавистью к его губителям, с желанием раскрыть, рассказать делает ее очень талантливым человеком. Замечательные у нее воспоминания. Откуда это появилось?
В этом смысле любовь может творить удивительные вещи.


Я думаю, что я так и не понял себя. Человек – это больше, чем его жизнь. Иногда гораздо больше. Человек состоит из упущений, неосуществленных желаний и стремлений, возможностей. То, что осуществлено, это жизнь. Но огромная часть человека – это не осуществленное.
Толстой когда-то говорил, что есть числитель и знаменатель у человека. Числитель – это то, чем он является на самом деле, а знаменатель – это то, что он о себе воображает. А я думаю, что да, это дробь, но в числителе то, что ему удалось осуществить, а в знаменателе то, что ему не удалось осуществить. То есть то, чем он был. В числителе то, чем он стал.
У каждого человека, вероятно, есть это соотношение, когда он сам больше, чем его жизнь. Поэтому сказать, понял он себя или нет, невозможно. Я не могу.
Я мог стать и тем, и другим, и третьим. Я многое потерял, не сумел, или не стал, или не захотел тогда, а потом уже не смог. То есть я состою из множества несбывшихся, неосуществленных людей. И я не знаю, какой бы из них был мне важнее, дороже, какой из них добился бы большего. Не знаю и не могу даже это представить себе. Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя? Могу только сказать, что я себя во многом не понял.
Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы. Чего я боялся? Страхи у нас многое отняли. Я не понял, почему я так примитивно и грубо и неполно любил? Теперь только я понял, как много я не понимал себя.
В итоге жизни получается всегда величина отрицательная, потому что, как я уже сказал, человек всегда больше, чем жизнь. Возможно, есть какие-то случаи более счастливых дробей. Например, берут и назначают человека королем. Но на самом-то деле он может быть ничтожеством. А на него надевают корону. Но в любом случае эта корона ничего не решает. Есть человек, вот этот, который считается ничтожеством, и в нем скрыт тот, кто гораздо интереснее и больше, чем эта корона.
А гении? Может быть, у них значения числителя и знаменателя максимально сближены? Трудно сказать. Обычно считается и, наверное, не без оснований, что гений успевает осуществить себя полностью. Что ему предназначено, то он и успевает сделать. Возможно, это и так. Но ведь есть гении, которые пережили себя. Ну, допустим, Артюр Рембо. Писал, писал, перестал писать, стал купцом. Осуществил то, что у него было запрограммировано, программу свою гениальную, или гениевую, осуществил, а потом ушел и все. Есть еще, наверное, такие примеры, я сейчас просто не помню. Так что с гениями трудно.
Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. Никто этого не понимает. Вот Пушкин. Родился в пошлой семье. Я говорю грубо, но в принципе так. Его не понимали. Дядя его – банальный стихотворец. Почему вдруг в этой среде появляется нечто невероятное? И исчезает бесследно.
Что такое Моцарт? Тоже появилось нечто божественное и исчезло. Откуда? Почему? Что, сочетание генов? Это беспомощное объяснение.
Это очень странные вещи, но очень важные. Потому что жизнь без гениев была бы неинтересной. Гений – это не пример для жизни, ему нельзя следовать. Таланту еще как-то можно следовать. А гению…
Во-первых, нет никакого соотношения между жизнью гения и его созданиями. Это никак не соотносится. Гений может быть шалопаем, бродягой, пьяницей, распутником, хамом и так далее. А создает при этом гениальные вещи. Но гений может быть и примерным человеком, педантом. Гете, например. Тайный советник, благопристойный немецкий быт.
Я не рискну ничего определенного сказать про гения. Все, что сделал Моцарт, это так прекрасно и так велико, что бессовестно считать, что он мог бы еще многое написать. Может быть. Думается, что если бы Пушкин еще прожил, он написал бы не одну замечательную вещь. Или нет? Это вещи таинственные, которых грех касаться.

записал Николай КРЫЩУК

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

(1)То, что я понял в этой жизни, восходит к таким проблемам, как смысл жизни: зачем мы живём? (2)Чего мы хотим от жизни? (3)Вещи коренные и, к счастью, безответные. (4)И думаю, что, к счастью; если бы был установлен раз и навсегда смысл человеческой жизни, то он мог бы стать всеобщим правилом, всеобщим законом, и жить стало бы неинтересно. (5)А уж что касается искусства… (6)Оно бы навсегда осталось без работы.

(7)Но, славу Богу, смысл жизни каждый определяет сам. (8)Кем-то он выстрадан, кем-то понят, а большей частью не понят. (9)Потому что люди не отдают себе в этом отчёта, не хотят отдавать отчёта, и, может быть, они в этом правы.

(10)Что же я понял в этой жизни? (11)Подводить итоги ужасно трудно. (12)Потому что, хочешь — не хочешь, надо признаваться — далеко не всё получилось. (13)И то не вышло, и это.

(14)Было много вариантов жизненаполнения, которое всякий раз казалось первоочередным и самым важным. (15)В какой-то момент я со страхом решил: надо писать, надо попробовать. (16)Никаких гарантий нет. (17)Кто я такой? (18)Инженер. (19)На это есть диплом. (20)А на писателя ни диплома, ни справки, ничего.

(21)Я понял когда-то, что писать надо не вообще, а надо писать о чём-то, ради чего-то. (22)Хотелось пробудить в людях стремление к творчеству. (23)Это делает человека более свободным. (24)Творческий человек — это наиболее красивый человек. (25)Человек создан для творчества. (26)Только в творчестве он себя и реализует. (27)Такую возвышенную цель для себя сформулировал, мне мало было просто желания писать. (28)Обязательно надо было понять — во имя чего.

(29)В какой-то момент, когда я был на войне, я понял, что главное — это выиграть войну, добиться победы. (30)Чтобы страна стала свободной, чтобы не было ужаса оккупации и так далее. (31)Перед этой задачей отступали все остальные. (32)Но кончилась война, и жизнь опять стала требовать какого-то осмысленного продолжения.

(33)Так что время от времени появлялись разные осмысления жизни: что в ней главное, для чего она существует?

(34)Но вот сейчас, когда мне много лет, когда жизнь подходит к завершению, оглядываясь назад, я понял то, чего раньше не то что не понимал, но считал, что это не главное. (35)Я понял, что главное в жизни, в моей жизни, для меня — это любовь. (36)Можно по-разному расширять это понятие: любовь к женщине, любовь к детям, любовь к своим друзьям.

(37)Это не значит, что всё, что я понимал раньше, было неправильным. (38)Никогда не знаешь, когда ты был прав: когда тебе было двадцать лет, когда тебе было пятьдесят лет? (39)У каждого возраста, наверное, своя правота и своя истина есть. (40)Но сейчас, когда кажется, что ты можешь оценить всю прожитую жизнь, когда кажется, что ты сейчас самый мудрый из всех тех других сущностей, которые проявлялись в твои двадцать, сорок, шестьдесят лет, сейчас-то я точно знаю, что является настоящей истиной. (41)И я говорю: самое главное в жизни — любовь!

(46)Может быть… (47)Может быть, любовь — это лучшее, что способен дать человек другому человеку, людям. (48)Это гораздо больше, чем всякое другое творчество. (49)Ну хорошо, научное творчество, искусство. (50)Одна книга, десять, двадцать книг. (51)Но и в искусстве самые лучшие моменты связаны с любовью. (52)У того же Пушкина. (53)Наиболее красиво и счастливо он раскрывался в любви. (54)То же относится ко всем великим художникам. (55)Я думаю, что то же самое относится к любому виду деятельности, да и вообще к любой жизни.

(56)Когда подводишь итог, оказывается, что всё, даже лучшие твои достижения, всё это временно, всё это уносится рекой времён, и остаётся только то, что ты пережил, когда ты был лучше всего, когда ты был в наибольшей степени самим собой и в ответ получал ту же наивысшую радость настоящего, подлинного.

(57)Есть люди, которые никогда не любили по-настоящему и полноты этого чувства не знают. (58)Это потеря. (59)Горькая. (60)Жизнь оказывается ущербной. (61)Я не имею права осуждать этих людей, говорить, что это люди неполноценные. (62)Но жаль, что они не осуществили себя, того прекрасного, что расцветает в любви. (63)Если человек не любил, он не жил. (64)Он работал, чего-то достигал, но в каком-то большом смысле это движение на месте и труд вхолостую.

(65)Любовь — это то, что остаётся от человека. (66)Наиболее прочно. (67)Хотя это совершенно непрочный вроде бы материал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Исследовательский метод - анализ текста" поможет выпускникам не просто научиться писать сочинение, но и понять, что анализируя и коммментируя текст, они становятся исследователями. Показать им, что это не скучное занятие, а увлекательнейший путь поиска истины. В качестве материала для размышлений выбран философский текст Д.Гранина "По поводу смысла".

Шаблон сочинения ЕГЭ по русскому языку – 2019 (публицистический текст)

Пункт плана сочинения

Совет, как лучше написать,

Необходимые клише

Три варианта вступления:

задаём риторический вопрос,

общая фраза по теме, ассоциации, связанные с темой

3. предмет обсуждения - это (и как в словарной статье толкового словаря своими словами объясняем, что это).

Задумывались вы когда-нибудь о смысле жизни?

Поиск смысла жизни занимал умы людей долгие тысячелетия.

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

От позиции автора к проблеме:

1. Выявите основную мысль текста 2. Запишите её в виде законченного предложения. – 3. Определите на какой вопрос отвечает это предложение. – 4. Запишите этот вопрос, который и будет являться проблемой.

Например: позиция автора: Человек должен с уважением относиться к родному языку.

Проблема – вопрос к этому предложению: Каким должно быть отношение человека к родному языку?

с помощью вопроса:

- почему? Для чего? Так ли важно? Зачем? Какова роль? Каково значение и т.д.

2. Указать проблему (чего?) чести и достоинства

В чём смысл жизни?

На этот вопрос автор отвечает в тексте.

Проблеме смысла жизни посвящён текст Д.А. Гранина.

Комментарий

(2 примера из текста, которые необходимо связать по смыслу)

Привести примеры, раскрывающие проблему, и пояснить их.

Необходимо показать, зачем автор приводит эти примеры.

Структура комментария:

1) Пишем красивый переход от проблемы к комментарию: Размышляя над проблемой, автор… (что он делает? На каком материале раскрывает проблему?) – это первое предложение.

2) Приводим пример: Писатель подчеркивает… (и зачем он это делает?). Это будет второе предложение.

Пример-иллюстрация комментария

- Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

- Автор не случайно приводит слова (кого): Цитата.

- Автор разделяет мнение (кого)…

- Автор спорит (с кем)

- Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

- Особого внимания заслуживает мнение автора о…

4) Далее автор привлекает внимание читателей (чем?) – это будет второй пример.

5) Ставим слово ТАК и дальше поясняем пример.

1. Автор обращается к собственному опыту и вспоминает о своём поиске смысла жизни. 2. Писатель подчёркивает, что …. (цитата пример 1).

3. Действительно, (объясняем цитату).

4. Далее автор рассуждает (о чём?) (цитата) пример 2)

5. Так Д.А. Гранин (что делает?) приходит к выводу …..

Пояснения к комментарию:

- Писатель хочет сказать, что…

- этот пример показывает, что

- Смысл этого высказывания в том, что…

Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…

Смысловая связь между примерами

Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Часто стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Позиция автора

Если проблема текста − это вопрос, то позиция автора − это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.

Собственная позиция

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи − убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

Тезис (положение, которое надо доказать, это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение, которое необходимо обосновать);

Аргументация (доказательства, доводы, объяснения, примеры для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Вывод (общий итог).

У вас есть позиция автора. Дальше вы с ней соглашаетесь (чаще всего) и пишете свою мысль, которая будет очень похожа на мысль автора. Это ваш ТЕЗИС, который вы и должны доказать.

Я полностью согласен с позицией автора…

Нельзя не согласиться с мнением автора.

ЧЕМ ДОКАЗАТЬ?

- пример из жизни (не берите из своей: это выглядит примитивно) известных людей, или события, которые происходили в жизни людей (из истории человечества)

- пример из истории

- пример из фильма

- пример из литературы

Афоризмы могут быть также аргументом.

Максим Горький

Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви.

Лев Николаевич Толстой

Смысл жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живём.

Оскар Уайльд

1. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения:

2. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.

3. Призыв, обращение к читателю.

4. Выражаем благодарность автору текста.

Всегда находиться в состоянии поиска смысла жизни – возможно в этом и заключается сам смысл жизни?

Таким образом, автор нас приводит к мысли: _______________________________

Задумайтесь о смысле вашей жизни, подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни, светом для близких, или бесцельно и бездарно растрачивающим дни бездельником?

Я благодарна автору текста, потому что он еще раз заставил задуматься меня о том, как важно найти свой смысл жизни.

1. Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению предназначения человечества, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Писатель Даниил Гранин размышляет над проблемой _________________________

Он счастлив, что смысл жизни _____________________________________________________________________________

Писатель подчёркивает, что _____________________________________________________

Действительно, (объясняем цитату) _____________________________________________

Далее автор рассуждает (о чём?) (цитата) пример 2)

Так Д.А. Гранин (что делает?) приходит к выводу ….._______________________________

(объясняем цитату) ____________________________________________________________

4. Я полностью согласен с позицией автора…(и почему согласен, обоснование)

5. Таким образом, автор нас приводит к мысли: _______________________________

Зачем мы живем? Чего мы хотим от жизни? Этими вопросами задается великий русский писатель современности Д.А. Гранин. Он размышляет о проблеме поиска смысла жизни человека.

Абсолютно согласна с мнением Д.А. Гранина, каждый сам решает, для чего он предназначен, для чего пришёл в этот мир. Но в чём бы ни заключался этот смысл, в нём обязательно должно быть место для любви, ведь всё, что мы делаем, всё ради чего мы живем – это, действительно, любовь. Родители любят своих детей, делают всё возможное и невозможное, чтобы помочь им. Ту или иную профессию мы выбираем потому, что это любимое занятие. Если профессия не любима, то человек несчастен. Таких примеров много. Всё вокруг строится на любви.

Я благодарна автору за то, что он своими размышлениями приблизил меня к осознанию самого важного в жизни: поиск смысла жизни – непростая задача, но необходимая. Если бы смысл жизни был раз и навсегда найден и для всех одинаков, то жить было бы неинтересно!

Зачем мы живём? Чего мы хотим от жизни? Этими вопросами задаётся выдающийся писатель современности, автор множества статей на тему нравственности, Даниил Александрович Гранин. Он поднимает проблему смысла жизни человека.

Я благодарна автору за предоставленную возможность порассуждать о смысле жизни. Он помог мне разобраться в собственных мыслях, теперь я чётко понимаю: каждый человек сам определяет, что для него самое главное, но в сердце каждого человека должно быть место любви.

Зачем мы живём? Чего мы хотим от жизни? Этими вопросами задаётся автор. Даниил Гранин ставит перед читателями проблему смысла жизни человека.

Я искренне благодарю автору текста за то, что он ещё раз заставил меня задуматься над смыслом жизни и над тем, чего я хочу от жизни.

Мастер-класс Исследовательский метод – Анализ текста

Сегодня мы будем исследователями, исследуем текст, проанализируем.

Зачем? Конечно, в каждой работе есть Цель.

Наша конечная цель – написать сочинение по русскому языку в формате ЕГЭ.

Эта проблема актуальна для выпускников. Сегодня вы почувствуете себя одиннадцатиклассниками, и узнаете, как это - написать сочинение в обязательном экзамене.

Исследовать текст, проанализировать

Определить позицию автора

Высказать своё мнение о проблеме и обосновать его

Для структуры сочинения не хватает только вступления и заключения.

Итак, это и есть план нашего сочинения: (слайд или плакат)

Структура сочинения

Собственная позиция и обоснование

Познакомимся с текстом (читаем текст)

- о чём текст? Основная мысль? Идея?

Какую проблему поднимает автор?

Как он рассуждает? Какие аргументы приводит? Почему он приходит к такому выводу?

Нашёл ли автор свой смысл жизни? Как он это объясняет?

Разделимся на 4 группы, сейчас я вам раздам шаблоны и вы напишете, всё что думаете, но в заданных рамках. 1-ая пишет вступление + проблему и заключение, 2-ая комментарий, 3 – позиция автора, 4-ая собственная позиция и обоснование.

Самая сложная задача – это комментарий, за него из 24 баллов, возможных за сочинение можно получить 5 баллов!

Прочитаем, что у нас получилось.

А теперь я прочитаю сочинение, которое написали мои одиннадцатиклассницы.

ПО ПОВОДУ СМЫСЛА

(1)То, что я понял в этой жизни, восходит к таким проблемам, как смысл жизни: зачем мы живём? (2)Чего мы хотим от жизни? (3)Вещи коренные и, к счастью, безответные. (4)И думаю, что, к счастью; если бы был установлен раз и навсегда смысл человеческой жизни, то он мог бы стать всеобщим правилом, всеобщим законом, и жить стало бы неинтересно. (5)А уж что касается искусства… (6)Оно бы навсегда осталось без работы.

(7)Но, славу Богу, смысл жизни каждый определяет сам. (8)Кем-то он выстрадан, кем-то понят, а большей частью не понят. (9)Потому что люди не отдают себе в этом отчёта, не хотят отдавать отчёта, и, может быть, они в этом правы.

(10)Что же я понял в этой жизни? (11)Подводить итоги ужасно трудно. (12)Потому что, хочешь — не хочешь, надо признаваться — далеко не всё получилось. (13)И то не вышло, и это.

(14)Было много вариантов жизненаполнения, которое всякий раз казалось первоочередным и самым важным. (15)В какой-то момент я со страхом решил: надо писать, надо попробовать. (16)Никаких гарантий нет. (17)Кто я такой? (18)Инженер. (19)На это есть диплом. (20)А на писателя ни диплома, ни справки, ничего.

(21)Я понял когда-то, что писать надо не вообще, а надо писать о чём-то, ради чего-то. (22)Хотелось пробудить в людях стремление к творчеству. (23)Это делает человека более свободным. (24)Творческий человек — это наиболее красивый человек. (25)Человек создан для творчества. (26)Только в творчестве он себя и реализует. (27)Такую возвышенную цель для себя сформулировал, мне мало было просто желания писать. (28)Обязательно надо было понять — во имя чего.

(29)В какой-то момент, когда я был на войне, я понял, что главное — это выиграть войну, добиться победы. (30)Чтобы страна стала свободной, чтобы не было ужаса оккупации и так далее. (31)Перед этой задачей отступали все остальные. (32)Но кончилась война, и жизнь опять стала требовать какого-то осмысленного продолжения.

(33)Так что время от времени появлялись разные осмысления жизни: что в ней главное, для чего она существует?

(34)Но вот сейчас, когда мне много лет, когда жизнь подходит к завершению, оглядываясь назад, я понял то, чего раньше не то что не понимал, но считал, что это не главное. (35)Я понял, что главное в жизни, в моей жизни, для меня — это любовь. (36)Можно по-разному расширять это понятие: любовь к женщине, любовь к детям, любовь к своим друзьям.

(37)Это не значит, что всё, что я понимал раньше, было неправильным. (38)Никогда не знаешь, когда ты был прав: когда тебе было двадцать лет, когда тебе было пятьдесят лет? (39)У каждого возраста, наверное, своя правота и своя истина есть. (40)Но сейчас, когда кажется, что ты можешь оценить всю прожитую жизнь, когда кажется, что ты сейчас самый мудрый из всех тех других сущностей, которые проявлялись в твои двадцать, сорок, шестьдесят лет, сейчас-то я точно знаю, что является настоящей истиной. (41)И я говорю: самое главное в жизни — любовь!

(46)Может быть… (47)Может быть, любовь — это лучшее, что способен дать человек другому человеку, людям. (48)Это гораздо больше, чем всякое другое творчество. (49)Ну хорошо, научное творчество, искусство. (50)Одна книга, десять, двадцать книг. (51)Но и в искусстве самые лучшие моменты связаны с любовью. (52)У того же Пушкина. (53)Наиболее красиво и счастливо он раскрывался в любви. (54)То же относится ко всем великим художникам. (55)Я думаю, что то же самое относится к любому виду деятельности, да и вообще к любой жизни.

(56)Когда подводишь итог, оказывается, что всё, даже лучшие твои достижения, всё это временно, всё это уносится рекой времён, и остаётся только то, что ты пережил, когда ты был лучше всего, когда ты был в наибольшей степени самим собой и в ответ получал ту же наивысшую радость настоящего, подлинного.

(57)Есть люди, которые никогда не любили по-настоящему и полноты этого чувства не знают. (58)Это потеря. (59)Горькая. (60)Жизнь оказывается ущербной. (61)Я не имею права осуждать этих людей, говорить, что это люди неполноценные. (62)Но жаль, что они не осуществили себя, того прекрасного, что расцветает в любви. (63)Если человек не любил, он не жил. (64)Он работал, чего-то достигал, но в каком-то большом смысле это движение на месте и труд вхолостую.

(65)Любовь — это то, что остаётся от человека. (66)Наиболее прочно. (67)Хотя это совершенно непрочный вроде бы материал.

стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

(9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.

(24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

− (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

(По Б.Л. Васильеву*)

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована формально, поверхностно. Зачесть такой анализ нельзя. Необходимо сжато указать на каждый пример и продемонстрировать, что привносит один, а что другой.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Пример лучше оформлять в одном абзаце с тезисом.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Борис Львович Васильев, советский писатель, прозаик и публицист, в тексте, предложенном для анализа, рассуждает на серьёзные философские проблемы.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

1) Не тем, а проблем. В целом неудачная фраза. Как тема может быть посвящена жизни? Несочетаемость. Можно вообще убрать эту фразу и сразу перейти к формулировке проблемы.

Размышляя над данной проблемой , автор сравнивает жизнь зверей и людей.
Это обуславливается тем, что человек развивает свою духовную структуру.
В заключение хочу сказать, что смысл жизни у каждого может быть разный, но развитие своей духовной структуры очень важно независимо от того, чему человек отдает свое предпочтение.
Автор считает, что смысл человеческого существования заключается в упорной работе, в его совершенствовании.
В заключение хочу сказать, что смысл жизни у каждого может быть разный, но развитие своей духовной структуры очень важно независимо от того, чему человек отдает свое предпочтение.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом взаимосвязи и речью. Удачи!

Читайте также: