Тема и символика зимы в творчестве пушкина сочинение 10 класс

Обновлено: 04.07.2024

1. Поэтическое созерцание природы.
2. Цветовая гамма пейзажа.
3. Философская основа природных картин.

Самое прекрасное в природе — отсутствие человека.
Б. Карман

Известно, что самое любимое время года поэта — осень. Однако это не влияет на описание других времен года. Для каждого из них он находит свои слова и краски. И кажется, что поэт заворожен великолепием и могуществом открывающихся перед ним картин природы.

В этом сочинении я остановлюсь на зимних пейзажах. И сразу перед нами белые снега и покрытые мягкими и пушистыми шапками равнины и горы. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радугами. Но одно, что непременно бросается в глаза, — это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстает перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать, и с которого можно начинать новый отсчет времени.

Известно, что раньше новый год начинался весной, сейчас новый этап в жизни открывается зимними месяцами. Такому изменению предшествуют различные исторические события, но иногда кажется, что в этом есть непременно и какой-то символический смысл — белый чистый и искрящийся снег, станет проводником в новую жизнь, далекую от тревог, черных полос и невзгод.

Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,

То есть лирический герой обращается не к какому-то конкретному человеку, а, возможно, и ко всему миру, чтобы оно смогло увидеть и насладиться тем великолепием, от которого никак не может отвести глаз он сам. Тем более что вчера природа была во власти непогоды.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачная желтела.

Поэтому утром хорошая погода приглашает и человека порадоваться своей красоте и словно бы извиняется за те мрачные чувства и настроения, которые внушила ему накануне. То есть небо прояснилось, оно смогло сбросить свои оковы и показать человеку, что утро вечера мудренее. И каждый из нас может поступить также и попробовать начать новый день с чистого листа, тем более если

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.

В нашем представлении солнце тоже желтое. Но оно не такое мутное и тоскливое, как вечернее светило — Луна. Солнце несет в себе не только тепло, хотя зимой его весьма Мело, но и золотистый блеск, который передается ослепительному по своему великолепию снегу. Заметим, что в этом эпизоде лирический герой использует другой материал в качестве полотна — снег. Он белый и чистый и, что самое важное, отражает краски без искажения. Ведь если на синий цвет (ночной цвет неба) нанести желтый оттенок, то мы получим зеленую краску.

Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Далее лирический герой переходит к описанию внутреннего мира человека. Комнату заполняет блеск природы и манит насладиться своим великолепием. Тогда человек решает запрячь сани, чтобы соприкоснуться с тем миром, в котором царит такая красота, то есть стать его частью. В этот момент к нему снова возвращаются приятные воспоминания, позволяющие найти источник для новой жизни. Но не стоит забывать о том, что такой виток развитию дали именно зимнее утро, мороз и солнце, открывая человеку новые горизонты в осмыслении бытия.

Цель данной работы: показать образы русской зимы и их художественные функции в творчестве А.С. Пушкина.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
проанализировать языковые средства, использованные для описания русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
определить функции описаний русской зимы в творчестве А.С. Пушкина
выявить художественную роль описаний русской зимы в произведениях А.С. Пушкина

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА Зима и ее роль в истории русской литературы
1. Образ зимы в русской литературе
2. Образ зимы в творчестве А.С. Пушкина
2 ГЛАВА Анализ языковых средств изображения русской зимы
1.Языковые средства изображения образа зимы в лирике А.С. Пушкина
2. Языковые средства изображения образа зимы в прозе А.С. Пушкина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

готовое.docx

1 ГЛАВА Зима и ее роль в истории русской литературы

  • 1. Образ зимы в русской литературе
  • 2. Образ зимы в творчестве А.С. Пушкина

2 ГЛАВА Анализ языковых средств изображения русской зимы

  • 1.Языковые средства изображения образа зимы в лирике А.С. Пушкина
  • 2. Языковые средства изображения образа зимы в прозе А.С. Пушкина

В большинстве произведений Пушкина немало страниц посвящено красоте природы, её величию и могуществу. Каждый поэт с любовью и нежностью воспевает прелести родного края, его природную неповторимость. Образы природы всегда играют важную роль в художественных произведениях. Любовь к Родине, к природе не оставляет равнодушным, пожалуй, ни одного писателя и поэта. Именно природа соединяется с человеческим сердцем той его возвышенной силой, которую издавна называют поэзией. Каждый поэт воспевает любовь к природе по-своему, своеобразно рисует картины родного пейзажа. Удивительному миру природы посвящено великое множество произведений A.C. Пушкина. Описания зимней природы занимает особое место в творчестве великого поэта. Зима у него всегда разная и неповторимая: то великолепная и блистательная, то тоскливая и холодная.

Актуальность избранной темы заключается в том, что сейчас остро стоит вопрос о связи человека и природы, его осознанному, бережному отношению к ней. Художественное произведение великого мастера слова способно пробудить в сознании людей патриотические чувства по отношению к природе, родной земле, своему национальному достоинству.

Объектом нашего исследования являются языковые средства описания русской зимы А.С. Пушкиным.

Предмет исследования – образ русской зимы в произведениях А.С. Пушкина.

Цель данной работы: показать образы русской зимы и их художественные функции в творчестве А.С. Пушкина.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать языковые средства, использованные для описания русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
  • определить функции описаний русской зимы в творчестве А.С. Пушкина
  • выявить художественную роль описаний русской зимы в произведениях А.С. Пушкина

Теоретические основы нашего исследования мы будем брать из трудов отечественных критиков и авторов, которые анализировали труды Пушкина. Для изучения нашей темы мы обратимся к другим дисциплинам, чтобы вывести одно, общее целое. Обращать внимание будем на такие науки как искусство, лингвистика, литературоведение и т.д.. Мы будем обращаться к различным словарям (толковым, лингвистическим и этимологическим) и к энциклопедиям.

К информационной базе будут относиться научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалы семинаров, приблизительные темы предшествующих работ и интернет ресурсы.

Глава 1. Зима и ее роль в истории русской литературы

Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

“Литературный энциклопедический словарь” определяет пейзаж как “описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира”.

Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описанию пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Пейзаж – один из содержательных элементов литературного произведения, выполняющие многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а так же от рода и жанра произведения.

Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором, на котором развертываются действия. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое. Неслучайно М.М. Пришвин подчеркивал, что человек – часть природы, что он вынужден подчиняться ее законам, именно в ней он обретает радости, смысл и цели существования, здесь раскрывается его духовные и физические возможности.

Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать определенное

душевное состояние героя, оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы.

Пейзаж может играть и роль социальную (например, невеселый деревенский пейзаж в третьей главе романа “Отцы и дети”, свидетельствующий о крестьянском разорении: “Попадались и речки с открытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами”).

Посредством пейзажа выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения. Пейзажными описаниями у автора, прежде всего, неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.

Зима – удивительная пора, когда земля укутывается в белоснежное одеяло, а природа засыпает, предвкушая во сне будущее весеннее пробуждение. Огромные, белые и покойные пространства России, причудливо заиндевевший, как бы затаивший дыхание лес, служат символом жизни, хранящим в себе жизненные возможности иных времен года. Царство зимы не от мира сего, и зима постоянно связывается у отечественных поэтов с образами волшебства, зачарованности.

В русской поэзии зимнее время – праздник света, непорочности, чистоты. Русских поэтов образ снега, как облака севшего на землю, наводит на мысль о небесном рае, воплощенном самой природой. Но зимнее время несет в себе и некие нечистые, враждебные людям начала. Зима чревата метелью, с ее завывающей вьюгой, бунтующей против всего человеческого, наполненной неведомыми, инобытными формами души.

Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подёрнулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля…

В стихотворении "Чародейкою Зимою. " Ф. И. Тютчева зима — добрая колдунья, окутавшая лес "снежной бахромой", оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет "ослепительной красой".

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

Ни звука! И видишь ты синий

Свод неба, да солнце, да лес.

В серебряно-матовый иней

Наряженный, полный чудес.

Она входит в этот сказочный мир природы и остается в нем навечно, освобождаясь от всех бед. Там у нее есть все, а здесь ничего.

В стихотворениях И.А. Бунина о зиме создаются не только живописные пейзажи, но и полотна русской жизни, подчёркивающие неотделимость человека от природы. Художественно-эстетический эффект зимних образов усиливает магия воспоминаний и богатая цветовая палитра, подчёркивающая напряжение радости и печали в сердце человека, искренне любящего русскую природу.

Вот зима пришла
серебристая,
Белым снегом замела
поле чистое.
Днем с детьми на коньках
все катается,
Ночью в снежных огоньках
рассыпается…

Итак, зима - удивительное время года. То суровая ведьма, то добрая волшебница, она всегда неразрывно связана с судьбой русского человека, всегда найдет отклик в его сердце.

Что же нравится Пушкину в зиме? Отвечая на этот вопрос, он рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, "зимних праздников блестящие тревоги", катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении "Бесы": путник заблудился "в чистом поле" во время метели.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

"Снег летучий" мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, "невидимкою" скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении "Зимнее утро" описывается тихое великолепное утро после бури.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Если вчера "вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась", то сегодня "мороз и солнце; день чудесный", и снег лежит "великолепными коврами". После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь.

О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: "Зимняя дорога" и "В поле чистом. ".

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит. ("Зимняя дорога ")

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой. ("В поле чистом. ".)

Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: "пробирается луна", "льет печально свет она", "отуманен лунный лик" ("Зимняя дорога") и "светит месяц" ("В поле чистом. "). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении "Зимняя дорога" написано: "тройка борзая бежит", и в тексте "В поле чистом. " - аналогично: "тройка мчится". В стихотворении "В поле чистом. " Пушкин с восхищением описывает "снег волнистый и рябой", который в пятой главе "Евгения Онегина" (I строфа) был назван автором "зимы блистательным ковром".
Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении "Осень", звучит и в "Евгении Онегине".

«. И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали.

"Мгла крещенских вечеров" (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.

Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения "Зима" заметил: "медленно глотаю скуки яд".

А мысли далеко. Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет. Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор,
Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединеньи!

О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении "Зима" и в пятой главе, строфе XLIII "Евгения Онегина". Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить "чашку чая", "возиться со старыми журналами соседа" ("Евгений Онегин") или проверять "расход" ("Зима"), кататься на коньках, сесть "на коня" ("Зима") и "скакать верхом" ("Евгений Онегин") и, наконец, читать. В стихотворении "Зима" Пушкин дополняет этот список "разговором", "встречами" с приятными людьми. Кроме скуки, зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения "Зима" замечает: "теряю все права над рифмой".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Исследовательская работа

Клокова Наталья Александровна,

398005, г. Липецк, ул. Фурманова, д. 34, кор. А, кв. 1,

Карамнова Марина Алексеевна,

преподаватель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория,

Глава 1. Отношение А.С.Пушкина к природе 4

Глава 2. Русская зима 6

Глава 3. Весна в творчестве А.С.Пушкина 9

Глава 5. Осень – любимое время года А.С.Пушкина 14

Библиографический список 19

Во все времена природа привлекала внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она даёт нам всё: одежду, пищу, жильё… И ничего прекраснее природы не существует.

Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить её, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого.

Я тоже очень люблю родную природу с её неброской красотой. Но особенно интересно мне наблюдать за сменой времён года. Морозная зима с весёлым катанием на коньках, долгожданная весна с робким шелестом молодой листвы, любимое лето с морем развлечений и золотая осень с её спокойствием и умиротворением.

О временах года в русской литературе создано немало прекрасных произведений. Но мне близки и понятны лирические стихотворения любимого поэта А.С.Пушкина.

В связи с этим в своей работе я ставлю следующие цели:

выяснить, как относился к русской природе мой любимый поэт;

узнать о том, как Пушкин изобразил времена года в своём творчестве;

выявить особенности пушкинского описания времён года.

Отношение А.С.Пушкина к природе
А.С.Пушкин с раннего детства любил и понимал родную природу. Глубоко русский человек, он сумел подметить в скромных пейзажах именно то, что составляет тайну их неизъяснимого очарования, сумел найти поэзию даже в прозе русской природы.

В раннем его творчестве мы видим величественные картины южной природы Кавказа и Крыма.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

hello_html_e0109ec.jpg

Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой,

За ними чернозём, равнины скат отлогой,

Над ними серых туч густая полоса.

Где нивы светлые? где тёмные леса?

Где речка? На дворе у низкого забора

Два бедных деревца стоят в отраду взора,

На протяжении всего творческого пути А.С.Пушкин обращался к картинам русского пейзажа. Наверное, поэтому его стихи так проникновенны и лиричны.

Но особенное внимание А.С.Пушкин уделял временам года. В произведениях поэта найдут отражение все времена года. Хотя они не оформлены в самостоятельную тему и часто являются символическим фоном для размышлений поэта в определённый период жизни, можно говорить о том, что они составляют важную часть всего творчества поэта. О них я хочу рассказать подробнее.

Русская зима


А.С.Пушкин любил русскую зиму. Что же нравилось ему в зиме? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к некоторым стихотворениям поэта.

Дорога была для него настоящей школой жизни.

Но особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, укатанная дорога, мерное поскрипывание полозьев, однообразное позвякивание колокольчика – всё это навевало на поэта особое настроение:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Читая это стихотворение, мы вместе с поэтом оказываемся в дороге и можем наблюдать за унылым зимним пейзажем, сидя в запряжённой тройке.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

hello_html_724c5da5.jpg

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Какой необычайной бодростью и свежестью веет от этих строк! Как отличается теперь зимний пейзаж!

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму…

В этом романе мы неоднократно встречаем описание зимы. Но мне хочется остановиться на одном, так хорошо знакомом нам с детства:

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.
(Глава V, строфа II)

Как живые, встают перед глазами простые картины снежной зимы в деревне.

Обратившись к творчеству А.С.Пушкина, я пришла к такому выводу: поэт любил это время года и рассказывал о нём в разные периоды своей жизни. Поэтому зима в его произведениях такая разная. Но все эти стихи объединяет необычайная лиричность и образность, с которыми Пушкин подходил к описанию этого времени года.

Весна в творчестве А.С. Пушкина

Весна. Всякий человек по-своему любит это время года. Кому-то оно дорого гомоном прилетевших птиц, кому-то – шумным ледоходом. У многих весна вызывает прилив жизненных сил, восхищение, неведомую радость, когда леса и луга покрываются яркой зеленью.

А как изобразил это время года А.С.Пушкин?

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

(Глава VII, строфа I)

Меня поразило то, что у этого великого поэта поэтичными оказываются самые обычные картины. Наступление весны показано глазами человека, для которого с природой связано представление о жизни простой деревни, простого крестьянина. Поэтому и пишет Пушкин о лугах, пчеле и даже о стаде.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Вылетела первая пчёлка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у берёзы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветёт черёмуха душиста…
(1828)

Но сам поэт не любил весну. Он сам признаётся в этом:

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Наверное, поэтому картины весенних пейзажей встречаются в его лирике нечасто.


Читая стихотворения А.С.Пушкина, я пришла к выводу , что поэт не любил лето. Это время года, которое так нравится многим из нас, не приносило Пушкину вдохновенья:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить да освежить себя –

Иной в нас мысли нет…

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнёт и нет: известно это,

Хоть мы признаться не хотим.

(Глава IV, строфа XL)



Особым лиризмом проникнуты строки, в которых Пушкин описывает красоту летнего вечера.

Был вечер. Небо меркло. Воды

Струились тихо. Жук жужжал.

Уж расходились хороводы;

Уж за рекой, дымясь, пылал

(Глава VII, строфа XV)

Осень – любимое время года А.С. Пушкина


Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень.

Чем же так дорога осень поэту?

hello_html_m54c8c334.jpg

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила,

В этом стихотворении чудесными описаниями осенней природы поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к этому времени года, а в последних строках этого неоконченного отрывка он показывает с необычайной убедительностью и поэтичность, как рождается в его душе вдохновение, как появляются его поэтические создания:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы…

… И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

hello_html_45485edb.jpg


Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(Глава IV, строфа XL)

Другой отрывок из знаменитого романа проникнут иным настроением. В нём тоже говорится об осени, но здесь нет прямого, простого изображения картин природы и образов людей, тесно связанных с жизнью природы. В этом отрывке сама природа поэтически очеловечена, иносказательно представлена в образе живого существа.

… Настала осень золотая,

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…

(Глава VII, строфа XXIX )

Пушкин прожил в Болдине в эту осень около трёх месяцев. Здесь он провёл итоги дум и замыслов предшествующих лет и наметил, особенно в прозе, новые темы.

Войти через uID

Личность А.С.Пушкина богата в своих проявлениях и в то же время целостна. Чтобы охватить её исключительное своеобразие, необходимо осмыслить его жизнь, творческий путь, все темы, мотивы, идеи, занимавшие поэта. Поэт Пушкин – как человек с чуткой утончённой душой – черпает вдохновение из повседневной жизни, улавливая её мельчайшие импульсы, поэтому его творчество необыкновенно разнообразно.

Судьба поэта была полна драматизма. Преследуемый правительством, светским обществом, реакционной критикой, он готов был к открытому противоборству, но его порывы и устремления наталкивались на непреодолимое препятствие. Да и русская действительность конца 20-х – начало 30-х годов XIX века вызывала самые серьёзные размышления. Пушкин пытался всё понять, осмыслить, искал, но порой не находил выхода. Это рождало конфликты внутри себя, душевные ураганы и бури, которые находили отражение в произведениях.

В стихах "Так море, древний душегубец…”, "Акафист Карамзиной”, "Какая ночь! Мороз трескучий…” содержится круг символов и соответствующая гамма чувств (робость, страх, предчувствие, тоска, безнадёжность). Обобщение всех этих мотивов находим в стихотворении "Храним меня, мой талисман” (1825 г.). В нём и тоска по неосуществленным надеждам ("Священный, сладостный обман, Души волшебное светило… оно сокрылось, изменило…”), и жажда забытья ("Пускай вовек сердечных ран не растравит воспоминанье”), и отчаяние ("Прощай, надежда, спи, желанье”), и тревожное ожидание неизбежной бури ("Когда грозою грянут тучи, - Храни меня, мой талисман”).

Пушкин стремился жить в полную меру, какая только доступна. Он не желал упустить ничего, что может выпасть на долю человека в этом мире, поэтому в его жизни преобладают порывы и взлёты души над плавным ходом событий. Кто, как не он, мог написать о себе:

Бурной жизнью утомлённый,
Равнодушно бури жду…

Пушкинские произведения не были бы истинно пушкинскими без этой бурной жизни, как и без бесстрашного отношения к ней. Зато с какой гордостью поэт пишет о себе за два с небольшим года до смерти:

Я возмужал среди печальных бурь.

Через всё творчество Пушкина проходит мотив противостояния драматизму судьбы, мотив борьбы с её взлётами и минутными слабостями. Для наиболее полного их выражения поэт использует стихию природы, в каждом произведении наполняя её определённым символическим смыслом.

Общеизвестно, что любимым временем года Пушкина была осень, "унылая пора! очей очарованье!”. Только в это время, по словам самого поэта,

Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.

В этом же стихотворении ("Осень”) Пушкин сдержанно пишет о своём отношении к зиме, отмечая только снега, "лёгкий бег саней”, "да зимних праздников блестящие тревоги”. Однако в его творчестве немало "зимних” стихов: "Зимний вечер” (1825 г.), "Зимняя дорога” (1826 г.), "Какая ночь, мороз трескучий…” (1827 г.), "Зима. Что делать нам в деревне?” (1829 г.), "Зимнее утро” (1829 г.), "Бесы” (1830 г.), "В поле чистом серебрится…” (1833 г.). Похоже на "зимний” цикл. А основанием для "сближения” этих стихотворений служит мотив зимней бури, вьюги, метели. Тема "снежной стихии” находит своё отражение и в прозе: повесть "Метель” (1830 г.), роман "Капитанская дочка” (1831 г.).

1825 год. Михайловское. Очень тяжёлое время для поэта. Надежда на освобождение была потеряна, план побега за границу не удался, Пушкин серьёзно поссорился с отцом, после чего вся семья уехала в Петербург, оставив его одного на попечение няни. Пушкин переживал тяжкий душевный кризис, разочаровавшись в молодых романтических идеалах и не найдя новых. Особенно трудно давалась ему долгая студёная зима. Слушая надрывное пение вьюги за окном, Пушкин размышлял о своей, казалось бы, безнадёжной, горестной судьбе. Эти размышления, душевная неуспокоенность нашли отражение в одном из самых грустных стихотворений "Зимний вечер”.

Зимний вечер. В комнате тепло, потрескивает затопленная печь. Няня, сидя на скамейке, прядёт пряжу. Пушкин тут же, у стола. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо. Он смотрит в окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там. А там

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…

Вначале Пушкин ограничивается общим замечанием, а затем раскрывает понятие "снежная буря”. Мы начинаем различать в ней её отдельные голоса, её многообразные звуки:

То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Художественная чёткость, с которой поэт описывает вьюгу, позволяет предположить, насколько была сильна душевная буря, насколько разнообразны были её проявления.

Вторая часть стихотворения обращена к "доброй подружке”, к няне. Поэт спрашивает Арину Родионовну: "Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?”. Но чувствуем, что этот вопрос он мог бы обратить к себе. Трагически звучат дважды повторённые слова: "Выпьем с горя…”

Однако не в натуре Пушкина безвольно подчиняться грусти. Его дружелюбный, расположенный к общительности нрав тяготится всяческим одиночеством. Ему нужен живой голос собеседника. Вместе легче переживается всякая печаль. Уже не раз беседа с няней разгоняла его мрачные думы, особенно благотворными были её песни. Поэтому просьба спеть песню так задушевна, столько в ней желания развеять печаль чистой, искренней, образной народной речью.

Интересна третья часть стихотворения: первые четыре строчки повторяют начало, а вторые четыре взяты из третьей строфы. Это имеет свой художественный смысл. Во-первых, соединяются воедино две основные темы: "вьюга” и "ветхая лачужка”. Во-вторых, подобный повтор как бы подчёркивает мысль поэта: пусть воет вьюга, нагоняет зимнюю тоску, но мы не поддадимся ей, победим грустное настроение, не дадим ему овладеть нашей душой. А перенос акцента со слова "веселей” на слово "будет”: "Сердцу будет веселей” - только усиливает это утверждение.

В своей скитальческой, полной поисков жизни Пушкину случалось много ездить. Путь свой он совершал на лошадях, в коляске или кибитке, в летний зной или зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика. Пушкин любил быть в дороге: можно вдоволь налюбоваться пейзажем родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, увидеть, как живёт народ, а главное, можно было спокойно думать свои думы.

Особенно милы его душе были зимние пути.

В 1826 году Пушкин пишет стихотворение, которое так и называется "Зимняя дорога”. В первых четырёх строфах описывается скучная зимняя дорога. "Ни огня, ни чёрной хаты, глушь и снег…” "Скушно, грустно…” Откуда эта скука и грусть? От "печальных полян”? От однозвучного колокольчика? Или от долгих песен ямщика? "Завтра к милой возвратясь… я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь”. Может быть, завтра – это 1 декабря 1826 года. Пушкин стремился непременно попасть в Москву к этому дню, потому что "она велела”. И неизвестно, как сложилась бы жизнь поэта, если бы он вернулся к 1декабря, как велела "она” - Софья Фёдоровна Пушкина, к которой Александр Сергеевич решил свататься. Он и выехал в конце ноября из Михайловского на перекладных, но из-за плохой дороги бричка перевернулась, поэт ушибся и застрял в Псковской гостинице. Красавица не стала ждать, гениальному поэту она предпочла молодого человека, занимавшего скромную должность смотрителя Вдовьего дома.

Из Пскова Пушкин написал В.П. Зубкову большое и серьёзное письмо, в котором звучат грустные мысли: "Жизнь моя, доселе такая кочующая, такая бурная, характер мой – неровный, ревнивый, подозрительный, резкий и слабый одновременно – вот что наводит на меня тягостные раздумья…”

В последней строфе "Зимней дороги” поэт как будто предчувствует, что ещё не настало время столь решительных и серьёзных перемен в его жизни:

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля, смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

А вот совсем другая картина:

…вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
А нынче…

Как в распахнувшееся окно, вливается ослепительный свет. Этот свет наполнил душу поэта и помог увидеть, как искрятся на солнце снежные ковры и речка подо льдом блестит, вдохнуть чистый морозный воздух. Исчезли скука и грусть, тоска, сомнение. Появляется жизнерадостность, а с нею и надежда на счастье. В 1830 году Пушкин сделал предложение Наталье Николаевне Гончаровой. В письме к П.А. Плетнёву он пишет: "Милый мой, расскажу тебе всё, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска… свадьба моя откладывается день ото дня далее… осень подходит… пора моих литературных трудов настаёт – а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе.”

Поэт думал не только о личном счастье, о своём месте в жизни. Он напряжённо – мучительно размышлял о путях современной ему России и о её будущем. Результатом духовного развития Пушкина конца 20-х годов явилось ещё одно стихотворение из "снежной” темы – "Бесы”. Это одно из чрезвычайно сложных произведений, итог горьких раздумий поэта. Д.Д.Благой в своей книге "Творческий путь Пушкина” писал: "Бесы” сложились в условиях подекабрьского тупика. Русская зима, которая обернулась непроглядной вьюгой, занесла не только все пути, но и все следы к ним. Отсюда тема безвыходности, пронизывающая всё стихотворение”.

В стихотворении Пушкин, используя мифические образы (бесы, ведьмы, домовой) передаёт чувства и переживания заблудившихся ночью в снежной вьюге двух путешественников. Повторение слов ("мчатся тучи, вьются тучи”, "мутно небо, ночь мутна”, "еду, еду”, "страшно, страшно”, "вьюга злится, вьюга плачет” и т.д.), повторение целых четверостиший вызывает чувство безысходности. Измученные лошади остановились, все дороги занесло снегом, вьюга слипает глаза ямщику… Он уверен, что это бес кружит во все стороны заблудившихся, толкает в овраг коня, притворяется "верстою небывалой”, сверкает искрой, а потом пропадает в пустой темноте. Эти суеверные чувства заражают поэта, и в его воображении весь хаос метели, снежная буря, жалобные звуки ветра превращаются в фантастическую картину – бесконечную и безобразную толпу бесов, мчащихся куда-то, кружащихся над санями с жалобным пением, визгом, воем. Стихотворение создано в первую болдинскую осень. Это свидетельствует о том, что зимний, "метельный” колорит пейзажей и образов не является поэтическим отражением непосредственно болдинских впечатлений. Разгром декабристов, наступивший кризис декабристкой идеологии поставили перед всеми мыслящими людьми трудные, драматические вопросы о будущем Родины. Вставала и другая проблема: где та общественная сила, которая спасёт Россию? Её решение Пушкин предложил ещё в трагедии "Борис Годунов”. Именно тогда рождалась вера, что спасение – в народе, в демократизации идеалов. Эта же вера отразилась в символическом смысле образа коней, которые в "мутной ночи” лишь на минуту "стали”, а затем, преодолев испытания злой вьюги, "снова понеслись”.

"Бесы” - это раздумья поэта и о своей судьбе. Кажется, что его захлестнуло какое-то безысходное одиночество, пусть на миг, но он ощутил себя беспомощным перед "шабашом ведьм”.

Можно предположить, что это стихотворение явилось рубежом, с которого начался новый творческий расцвет гения Пушкина. Подтверждением этого может служить замечательная "Элегия”, которая была написана на другой день после "Бесов”. В ней Пушкин подвёл итог прожитой жизни. Заметно ощущение горечи, печали, ещё не совсем прошла душевная смута, однако стихотворение заканчивается мудрым принятием жизни ("я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…”) и надеждой (а звучит как просьба):

И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Тему "снежной стихии” Пушкин продолжает использовать и в прозе. Так снежный вихрь сыграл решающую роль в повести "Метель”. Он разрушает романтическую затею Владимира с побегом и тайным венчанием и отправляет навстречу его истинному героическому жребию: Владимиру суждено отличиться и получить смертельную рану под Бородином. Жизнь Марьи Гавриловны после драматического происшествия с заблудившимся женихом пошла по проторённой дорожке – душевная буря утихла, вспыхнувшие было искры решимости биться за своё счастье, погасли. Марья Гавриловна стала жить как все. Заметна одна особенность: автор рассказывает о любви молодых людей с иронической, шутливой интонацией, а вот описание метели и борьбы Владимира в течение всей ночи с разбушевавшейся стихией, налетевшей внезапно и застигшей его врасплох, дано в иной эмоциональной окраске. Каждый этап блужданий Владимира автор вычерчивает последовательно: здесь характерно описание местности: ("Дорогу занесло, небо слилось с землёй, Владимир ехал полем, пересечённым оврагами…что-то стало чернеть; он увидел рощу…; Владимир выехал из лесу. ; Жадрина было не видать”). Точно указывается протекшее время: ("прошло более получаса;… прошло ещё около десяти минут;…время шло;… через четверть часа;… должно быть около полуночи”). Всё это даётся в строгом соответствии с описанием состоянием сил лошади ("лошадь ступала на удачу; …лошадь ободрилась; … лошадь начинала уставать. …лошадь его чуть ступала; …бедное животное пошло было рысью. ). Также последовательно описано душевное состояние Владимира. Спокойная уверенность ("дорога была ему знакома, и езды всего двадцать минут”) сменяется неуверенностью и новыми усилиями ("Владимир старался только не потерять настоящего направления”); тщетные усилия приводят к беспокойству, которое сменяется мелькнувшей на миг надеждой ("нашёл дорогу”); надежда сменяется нарастающим беспокойством ("Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес”), переходит в тревогу и, наконец, всё завершается отчаянием. Описание душевного состояния Владимира переходит в обобщение: человек уверенно шёл к поставленной цели, но не достиг её, но до последних сил и возможностей боролся со всеми препятствиями. А причина в том, что не по тому пути поехал, что предназначение ему было другое. Вывод таков: как важно выбрать, почувствовать, а то и угадать "правильную” дорогу, выполнить то предназначение, которое определено тебе свыше. Судьба двух других героев – Марьи Гавриловны и Бурмина тоже служат подтверждением этой мысли. Марья Гавриловна и Бурмин пустились в путь в самую метель, но им не пришлось бороться со стихией: первую довозит до церкви кучер, второго – ямщик. В жизни их обоих метель - причина несчастья временного, преходящего. Владимир выехал до метели, она застала его врасплох и погубила. Пушкин подводит нас к мысли: путь может быть один, но судьбы разные – такова неотвратимая истина человеческой жизни.

Ещё одно произведение, в котором Пушкин вновь обратился к "снежной” теме – роман "Капитанская дочка”. Только теперь метель – грозное проявление стихии природы – станет выражать глубокий смысл могучей стихии народного мятежа, крестьянской войны. В "Капитанской дочке” буран обрушивается на Петра Гринёва и Савельича в определённый момент их жизни: Гринёв сознаёт свою вчерашнюю неправоту. И всё же молодой человек опять не слушает советов ямщика и слуги, сам попадает в беду и вовлекает в неё других. Он, слишком молод и неопытен. Оказавшись в опасном положении, юноша с досады бранит ямщика, хотя сам виноват в том, что все благодаря ему оказались на краю гибели. Но вот из "тайного места” - из метели появился "добрый человек”. Он знает дорогу ("Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе…”) и выводит заблудившихся к жилью. Читатель ещё не знает, что это Пугачёв. А когда узнает, тогда для него откроется значение ночного разговора Гринёва с Пугачёвым. Неизвестный из метели стал вожатым, то есть проводником, и вывел Гринёва к жилью. Затем обстоятельства сложатся так, что он, уже Пугачёв, станет вожатым того же Гринёва в грозной метели восстания.

В "Капитанской дочке” Пушкин вернулся к теме "Бесов”. Обращает на себя внимание сходство сюжетных мотивов "Бесов” и главы романа "Вожатый”: метель застаёт путников в "чистом поле”, дорогу занесло, кони остановились. Сходство подчёркивается и совпадением деталей: "всё было мрак и вихорь”, "снег засыпал меня”, "лошади шли шагом и скоро устали”. Повторен разговор путника с ямщиком. Главное в этих повторениях – мотив дороги. В "Бесах” дорога потеряна, кони стали, но затем, напрягая свои силы, они помчались вперёд то ли по дороге, то ли по снежной целине. Не дано ответа на вопросы: "Что там в поле?” - "Кто их знает? Пень иль волк?”.

В "Капитанской дочке” - всё, что связано с мотивом дороги, изменено. То, что чернело вдали, оказалось не деревом, не волком, но человеком. И человек этот – Пугачёв. Ему известна не только дорога, но и все эти пустынные места ("Сторона мне эта знакомая, - слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперёк”). И говорит Пугачёв уверенно, речь его дышит спокойствием и силой. В этой новой метели нет "бесов безобразных”, и не оборачивается она дикой, злобной стихией. Хозяин в ней человек, чующий близкое жильё ("…я слышу, дымом пахнуло, знать, деревня близко”).

Это не единственное значение снежной бури. В романе она стала поэтическим символом мятежной силы народа. Стихия бунта неуправляема и в то же время закономерна: жестоко подавленный в одном месте, он вспыхивает в другом. "Не приведи, господи, видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. Слово "бессмысленный” употреблено, вероятно, в значении невозможности переворотов, слово "беспощадный” - в значении "безжалостный”: люди, гонимые бунтом, мечутся, на душе у них темнота и смута, они действуют по инстинкту самосохранения, предавая идеалы, клятвы. Но были и другие, стойкие душой, они оставались верны своим принципам, действуя по чести, по долгу, по внутреннему голосу совести.

Таким образом, Пушкин решил проблему крестьянского восстания, считая его невозможным, обречённым на неудачу. Но главное – он видит и понимает трагизм русского бунта. Ведь, как и стихия, он несёт в себе разрушения и потери.

На примере творчества великого Пушкина мы видим, "как серьёзно и точно литература может говорить о жизни” (Ю.М. Лотман). Поэт в своих "зимних” произведениях показал, что истинная духовная деятельность требует от человека готовности ко всяким неожиданностям, превратностям судьбы. Творчество Пушкина представляет собою испытание души человеческой на предмет самого бесстрашного и возвышенного восприятия человеческого бытия, начиная со своего собственного. В результате мы видим, как жизнь мучительна, но и как же увлекательна.

Сам Пушкин отдавался жизни беззаветно. Отсюда трагизм судьбы поэта. И есть что-то символическое в его дуэли с Дантесом, которая произошла 27 января 1837 года во время метели. Снежная стихия не оставляла Пушкина до последнего часа жизни и лишь смерть освободила от неё поэта. И тогда, как писал В.А.Жуковский, "буря, которая волновала его душу яростною страстью, исчезла, не оставив в нём никакого следа”.


Зима у Пушкина - чудесная пора, которяа задевает все аспекты нашей жизни.

Каждый видит в ней что то прекрасное, и все радуются ее наступлению.

Сам Пушкин думал так же.

Еще в детстве будучи ребенком, он вместе со своей няней проводил зиму в различных забавах, радуясь ей как чему то сокровенному.

Это отражается в творчестве поэта, прослеживается в метафорах, которые создают ее образ.


Сочинение на тему "Россия в творчестве Пушкина"?

Сочинение на тему "Россия в творчестве Пушкина"!


Сочинение на тему честь и доблесть в творчестве пушкина?

Сочинение на тему честь и доблесть в творчестве пушкина.


Сочинение на тему : "Что для меня значит творчество А?

Сочинение на тему : "Что для меня значит творчество А.


Сочинение "Зима в творчестве Пушкина"?

Сочинение "Зима в творчестве Пушкина".


Написать сочинение на 0?

Написать сочинение на 0.

С. Пушкине и его творчестве.


Тема творчества в поэзии пушкина?

Тема творчества в поэзии пушкина.


Сочинение на тему "творчество А?

Сочинение на тему "творчество А.


Сочинение : Образ поэта и тема творчества в лирике А?

Сочинение : Образ поэта и тема творчества в лирике А.


Напишите сочинение на одну из тем : "Историческая тема в творчестве А?

Напишите сочинение на одну из тем : "Историческая тема в творчестве А.


Напишите пожалуйста сочинение на тему : "Напрасно ли творчество А?

Напишите пожалуйста сочинение на тему : "Напрасно ли творчество А.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Символика зимы в творчестве пушкина сочинение?, относящийся к категории Литература. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 10 - 11 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


Мой хороший лес, Ты такой зеленый Ты такой красивый Ты такой прекрасный Ты такой небывалый Ты такой великий И всё это ты.


Мальчик Ваня приносит ветеринару зайца с обгорелыми лапами, но врач отказывается его лечить. Ваня не сдается и решает идти к детскому врачу. Карл Петрович сначала не хотел лечить зайца, но узнав, что тот спас Ваниного дедушку, выведя его из горящег..


Мальчик Ваня приносит ветеринару зайца с обгорелыми лапами, но ветеринар отказывается лечить зайца. Тогда Ваня не унывать и решает идти к детскому врачу. Врач не хотел помогать, но после того, как он узнал что заяц спас жизнь Ваниному дедушке, выво..


Саша Черный – это псевдоним поэта. На самом деле его звали Александр Михайлович Гликберг. Родился он 25 октября 1880 года в Одессе, входившей тогда в состав Российской империи. В семье было пять детей, двое носили имя Саша. Один Саша был блондино..


6) печенежский князь, 7) печенежскому князю. 8) печенежский князь. 9) Святослав.


Тюпа, томка, их хозяева, имена не упоминаются.


Потомка старинного аристократического рода Уильяма Леграна преследуют неудачи, онтеряет все своё богатство ивпадает внищету. Дабы избежать насмешек иунижений, Легран покидает Новый Орлеан, город своих предков, ипоселяется напустынном островке вблизи..


Иван царевич и серый волк.


12летний мальчик Данилка - сирота, поразил мастера своим мастерством. Данилка показал как лучше использовать малахитовый камен, что бы узор лучше ложился на изделия. Тогда мастер понял что с мальца будет толк, и решил выучить его тому что сам умеет..


Как же это приятно, когда ты уже вырос, вспоснмть своё детство! Я хочу поделиться с вами моим детством. Когда я была маленькой, мне было 3 года, меня отдали в детский сад. Тас я нашла друзей, и поддерживала хорошие дружеские отношения с другими ре..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: