Уважение к старшим на кавказе сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Общественная роль старшего поколения в Дагестане всегда была велика. По обычаю, ни одно значительное мероприятие в аулах не проходило без участия акскалов - самых почетных и уважаемых людей. Их считали хранителями народных традиций, обычаев, нравов, обрядов. Ни один спор не решался без их участия. Их авторитет и слово были непререкаемы.

Дагестанский джамаат - это сложный социально-политический уклад с общинными традициями, и держался он благодаря стараниям старшего поколения. Среди них было немало блестящих ораторов, оказывавших этническое и нравственное воздействие на умы. Молодые люди постоянно испытывали благожелательное влияние старшего в семье. Для них он был наставником и воспитателем. В свою очередь старики встречали взаимное уважение и почтительность. Проявлять доброту, внимание к старшим - это в Дагестане прививалось с младенчества.

Повиновение родителям и почтение к старшим - закон гор. Приведем некоторые общепринятые нормы уважительного отношения к старшим, бытующие среди дагестанского населения:

когда в комнату входит отец, девушка или посторонний пожилой человек, младший встает и уступает место;

когда в комнате несколько пожилых и молодых людей, пожилые сидят в порядке старшинства, а молодые стоят или сидят отдельно. Бывает и так: когда старший сидит, младший стоит до тех пор, пока не получит приглашение сесть;
за столом первым пищу принимать начинает старший;

любой старший имеет право сделать замечание младшему, если он ведет себя недостойно и может дать ему любое поручение. И тот не обидится и не ослушается;

Вопрос о воспитании уважения к старшим актуален и в наши дни. Заниматься этим должны и семья, и школа, и общественность. Начинать надо с детских лет, опираясь на народные обычаи, традиции, общечеловеческие ценности.

С большим тактом и учтивостью в Дагестане соблюдается порядок сопровождения старших в дороге. В дороге старший идет справа, младший - слева. Если идут трое, старший находится в середине. Когда в пути целая компания, младшие как бы охраняют старших. Одна часть их располагается впереди, другая сзади, остальные - по бокам.

Вежливость и обходительность нужны всем людям. По древнему обычаю, как бы кто ни спешил, горец дорогу уступит старшему. Это делалось, даже если идущий находился далеко и надо было дождаться его прихода. Учитывали, что тот, кого дожидались, шел по горной дороге (или тропе), преодолевая трудные подъемы и спуски. Подошедший обычно, поблагодарив их за внимание, сам уступал им дорогу и только после этого продолжал путь.

Хочешь быть уважаемым, будь сам уважительным - так гласит горская пословица.

Притом что на Кавказе живут разные народы, различающиеся по своему происхождению, языку, вероисповеданию, обычаям, в их традиционной культуре есть ряд общих черт. И важнейшей из них наряду с гостеприимством, значимостью и развитостью родственных и земляческих связей является почитание старших.

До установления русской администрации управление делами сельской общины у различных народов Кавказа осуществлялось советом старейшин, куда входили пользовавшиеся наибольшим уважением почтенные представители составлявших сельскую общину фамилий. Выбирались они на сельском сходе, в котором участвовали все взрослые мужчины селения. В их ведении находились вопросы повседневной жизни, требующие решений административного и частично, судебного характера: распределение общественных земель, устройство дорог, определение срока начала полевых работ и размер штрафа за его нарушение, разбор мелких проступков и преступлений, не повлекших кровопролития, разрешение споров. Судопроизводство осуществлялось на основании норм обычного права, а у народов, исповедовавших ислам, еще и с учетом шариатских норм. Если же пролилась кровь, то сельская община была заинтересована в недопущении или прекращении кровной мести. И задача примирения кровников также возлагалась на самых уважаемых представителей старшего поколения.

Характерной чертой абхазского этикета, как указывает Я. С. Смирнова, было подчеркнутое уважение к старшим. При самых старших не лежали, не сидели, не вели разговоров на фривольные темы и вообще громко не гово рили, не появлялись небрежно одетыми. Старшим оказывали уважение такими знаками внимания, как помощь при мытье рук и ног, при отходе ко сну и т. д. [4]

Особое отношение к старшим, к старикам было связано и с той ролью, которую они играли в семейном быту. У различных народов Кавказа исследователями зафиксировано существование больших семей, в которых под одной крышей жили и вели совместное хозяйство три-четыре поколения кровных родственников — родители и взрослые дети со своими семьями, внуки. Руководство такой семейной общиной осуществлял самый старший мужчина. Он распределял обязанности между младшими братьями и сыновьями, следил за их надлежащим исполнением, распоряжался всеми доходами. В случае его смерти место руководителя семейной общины должен был занять следующий по старшинству мужчина. То же самое было и на женской половине дома. Там распределением женских работ и контролем за их выполнением занималась самая старшая из женщин, жена основателя первоначальной семейной ячейки.

Большие семьи прекращают свое бытование у горцев Кавказа в основном к концу XIX — началу XX века, что связано с изменением экономических условий и появлением возможности самостоятельного существования и ведения хозяйства малыми семьями [6].

Изменение форм семьи не повлекло перемен в отношении к старшим. Старики также сохраняли авторитет и влияние при решении важных вопросов как в кругу родственников, так и за его пределами, в рамках своей сельской общины. В селении любой человек почтенного возраста имел право сделать замечание подростку или юноше, который чем-то нарушал общественный порядок, принятые нормы поведения, мог дать более молодому мужчине какое-то поручение, и попробовал бы последний как-то огрызнуться, не выполнить просьбу. Это было бы позором для его семьи, родителей, ближайших родственников. Общественное осуждение и урон для чести рода были гарантированы.

С особым отношением к старшим, почитанием стариков на Кавказе тесно связан и феномен долгожительства. Специальные исследования его проводились в конце 70–80-х годов XX столетия среди абхазов и азербайджанцев. В результате обследования долгожителей у абхазов были выявлены следующие факторы, способствующие формированию этого феномена:

— геронтократический характер традиционной этнической культуры (обычаев; таких социальных институтов, как совет старейшин и др.);

— сохранение за старыми людьми значимых социальных ролей в жизни семьи и сельской общины;

— психологический комфорт стариков как важный компонент герогигиены, обусловленный, в частности, высокой мерой их включенности в социальные коммуникации внутри семьи и за ее пределами.

Значимость социальной роли старых людей обеспечивает им психологический комфорт, сохраняет за ними часть реальной власти, обусловливает лучшие бытовые условия, питание и уход. Сочетание всех этих факторов может само по себе воздействовать на увеличение продолжительности жизни.

По мнению исследователей, непосредственная вовлеченность стариков, в том числе долгожителей, в систему неформальной коммуникации села, развитость их социальных связей и личностно-эмоциональный характер последних отличают образ жизни абхазских долгожителей от образа жизни пожилых людей в современном городе, для жителей которого более характерны деперсонализо ванные связи и ролевой тип отношений [7]. Выход на пенсию для горожан часто связан с ухудшением здоровья, уменьшением авторитета в семье, зависимостью от родственников и вынужденной бездеятельностью. Активное участие абхазских долгожителей в делах своей семьи, их включенность в социальную сеть и после прекращения трудовой деятельности в общественном производстве является важным психологическим фактором герогигиены.

В абхазской культуре существует множество выработанных веками форм поведения, способствующих преодолению воздействия стрессогенных факторов. Большое значение имеет участие в ритуалах жизненного пути и вообще в значимых для человека событиях значительного числа людей — родных, соседей, знакомых [9]. Подобные формы поведения существуют и у других народов Кавказа. Но в Абхазии обращают на себя внимание масштабы моральной и материальной поддержки, взаимовыручки родных и соседей в ситуациях жизненно важных изменений — свадеб или похорон.

Основной вывод, сделанный в результате данного исследования, заключался в том, что у жителей Кавказа почти полностью отсутствуют чувства неуверенности и тревоги, связанные с ожиданием нежелательных перемен в социальном статусе старика по мере увеличения его возраста. Старение и связанные с ним возможные отрицательные изменения физического характера не приводят к депрессивным состояниям психики пожилых, что, по-видимому, имеет прямую связь с феноменом долгожительства [10].

И при всех сложностях и драматических перипетиях чеченской истории это отношение к старшим, в том числе нечеченцам, сохранялось. Приход же к власти Дудаева и проводившаяся его окружением политика выдвинули на поверхность маргинальный слой, который существует в любом обществе и который присутствовал и в чеченском. Парадоксальным образом любая деятельность, направленная на пропаганду национальной исключительности, приправленная еще и религиозной демагогией, приводит как раз к отбрасыванию того, что составляет своего рода стабилизационный фонд этноса, обеспечивающий его устойчивость и выживаемость — проверенные веками традиции, нормы межчеловеческого общения, сосуществования, передачи опыта. В то же время в кризисные периоды действует и другая, противоположная тенденция, направленная на сохранение и возрождение традиционной культуры, наиболее значимых элементов системы ценностей, этикетных норм. Соотношение и взаимодействие этих двух тенденций является одним из основных моментов, определяющих судьбу этноса в кризисные этапы его истории.

Носителями традиционных норм ценностей являются, как правило, люди старшего поколения. И в локальных конфликтных ситуациях, как прежде, так и сейчас, именно их привлекают для недопущения разрастания конфликта и умиротворения враждующих сторон. И даже во время войны в Чечне известно немало примеров, когда представители старшего поколения чеченцев пытались своими действиями хотя бы частично нейтрализовать, снизить накал ожесточения. Казалось бы, люди, пережившие депортацию, лишения, потерю близких, должны выступать в качестве наиболее непримиримых и активных противников российской власти. На деле же чаще всего происходило наоборот. Жизненный опыт, мудрость, видимо, приводят к тому, что человек, если он не в силах воспрепятствовать массовому кровопролитию, старается не добавлять зла к уже творящемуся.

Было бы неверно считать, что соблюдение традиционных норм, в том числе уважения к старшим, свойственно исключительно старшим поколениям. При всех драматических коллизиях новейшей истории и связанных с этим трансформациях традиционной культуры, размывании многих ее сторон почитание старших по-прежнему остается одной из характерных черт ментальности кавказских народов. Это особенно ощутимо проявляется в поведении людей, выросших на Кавказе и впитавших в себя, независимо от национальности, традицию почтительного отношения к старшим, в иной этнокультурной среде, особенно в мегаполисах. На своем сравнительно недавнем опыте (я приехал в Москву в 2000 году, поступив учиться в докторантуру) помню, что больше всего поразили не гигантские расстояния, не сверкающие огнями развлекательные комплексы и огромные башни из стекла и бетона — все это либо уже было знакомо раньше, либо укладывалось в представление о современном городе, деловом и культурном центре. Поразили две вещи — то, что почти все женщины (по крайней мере, так показалось вначале) здесь курят, и отношение людей друг к другу, в первую очередь к старикам. Какие бы проблемы ни осложняли сейчас жизнь людям на Северном Кавказе, в частности в родном мне Дагестане, там нигде нет такого холодного безразличия и равнодушия, часто переходящего в неприкрытое хамство по отношению к находящимся рядом людям — в метро, в автобусе, в лифте, на улице и т. д. Очень редко можно видеть, как вошедшему в вагон метро пожилому человеку уступают место. Гораздо привычнее картина, когда молодой человек или девушка совершенно спокойно сидят, глядя на окружающих как на пустое место. Ни один кавказец, получивший нормальное воспитание в семье и усвоивший хотя бы основные из традиционные норм, просто физически не может сидеть в присутствии даже незнакомого человека намного старше его.

На обывательском уровне все, что связано с Кавказом, часто имеет негативный оттенок, а традиции, обычаи кавказских народов воспринимаются как непонятные, воинственные, жестокие, не соответствующие цивилизованным формам взаимоотношений между людьми. Действительно, полная войн с различными завоевателями история и суровые условия жизни в горах способствовали тому, что в системе традиционного воспитания мальчиков большое внимание уделялось развитию воинских качеств. Но это был лишь один из элементов традиционной культуры, основное содержание которой у любого из кавказских этносов было направлено на регулирование взаимоотношений между людьми как внутри этноса на уровне различных социальных единиц — семьи, родовой организации, сельской общины, так и за его пределами, обеспечивая коммуникацию с иноэтнической и инокультурной средой и определяя ее формы, а также на трансляцию опыта между поколениями. Все это обусловливало устойчивость и непрерывность этнической традиции, и почитание старших, особое положение представителей старшего поколения в семье и обществе играло в этом важную роль.


[1] Булатова А. Г. Рутульцы в XIX — начале XX в.: Историко-этнографическое исследование. М., 2003. С. 210.

[2] Булатова А. Г. Лакцы. Махачкала, 2000. С. 292.

[3] Сосиев З. Станица Черноярская // Терский сборник. 1903. Вып. 5. С. 49.

[4] Смирнова Я. С. Семейное и общественное положение старших возрастных групп // Абхазское долгожительство. М., 1987. С. 278.

[5] Калоев Б. А. Моздокские осетины / Отв. ред. Арутюнов С. А. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 1995. С. 142.

[6] Следует отметить, что у некоторых народов Кавказа наличие больших семей отмечалось этнографами и позже. См.: Смирнова Я. С. Указ. соч. С. 279; Булатова А. Г. Рутульцы… С. 161 и др.

[7] Старовойтова Г. В. Этнопсихологические аспекты изучения долгожительства // Абхазское долгожительство. М., 1987. С. 248.

[8] Старовойтова Г. В. Указ. соч. С. 251.

[10] См.: Старовойтова Г. В. Психологические особенности кавказских долгожителей // Абхазское долгожительство. М., 1987. С. 263–269.

В семьях чеченцев и ингушей с малых лет детей учат доверять старшим, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность.

Не вставать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения расценивалось и расценивается и сегодня как большой недостаток в воспитании, как нарушение этики. Дети порой могут ослушаться, не выполнить просьбу или требование отца, матери, и они, на худой конец, простят это. Но считалось и считается недопустимым, если они ослушаются, не выполнят ту или иную просьбу дедушки, бабушки, других старших родственников или соседей …

Очень долго детство длится!

Стать бы взрослым поскорей:

Племя взрослых не боится

Ни отцов, ни матерей…

Вырос. Вот уж долг отца

Выполняю. Делом занят.

Сам себе — старшой, хозяин.

Но опять — не до конца.

Я толкую вот о чем:

Совершить случится промах –

Что там суд друзей, знакомых!

Не узнали б мать с отцом.

Другой поэт продолжает тему этики. Уверен, не потеряли своей актуальности слова Мумади Шамсаева, сказавшего:

Нет ничего печальней.

Ты для чего живешь?

(М. Шамсаев. Благодарность. Грозный, 1977, с. 23).

Черный день наступил, родной мой сын:

Тройным кольцом окружен этот Дади-юрт,

Ты не разлеживайся, родной мой сын, —

Тяжко это утро для ревностных молодцов.

Девять месяцев года в утробе носив,

В этот прекрасный мир я тебя родила.

Как сытый сокол, от сна голову клоня,

За перекладину люльки локоть бросая,

Я тебя кормила белой грудью сытой пищей,

Как свиная кровь, запретной долей пусть она будет для тебя,

Если в этот день, когда село штурмуют,

Ты трусливым будешь!

(Чеченский фольклор. Грозный, 1959, с.187).

Верность матери, умение выполнить ее обещание перед народом хорошо отражены и в песне «Князь

— Да умру я за тебя, мой маленький Сурхо!

Ты не разлеживайся, маленький мой Сурхо, —

Не такое утро для тебя настало, чтоб ты мог разлеживаться. —

Что случилось, что произошло, чтоб я не мог разлеживаться?

Ты скажи мне, моя родная мать. —

Тебя просили у меня те сельские старшины.

Я же отдала тебя тем сельским старшинам.

Если сладкую душу из груди они потребуют,

Ты, вытащив, отдай им сладкую душу из тела.

У вайнахов сохранилась до сего дня этика взаимообращений супругов в присутствии старших. При посторонних муж и жена не называют друг друга по имени, а в разговоре с другими людьми говорят: ц1ен нана (мать семьи, хозяйка), берий нана (мать детей), а жена говори берий да (отец детей).

Любой тайп вайнахов устанавливал свои этические той в деле обращения к старшим. Особое место отводилось женщинам и подросткам. Так, если женщина встречала на своем пути старика, то обязательно, не доходя до него, оставляла грудного ребенка у обочины дороги, сама проходила мимо. Это — знак уважения к нему. Старик, подойдя к ребенку, обязательно развернет одежонку и посмотрит. Если девочка — то даст деньги, если же мальчик, — то положит рядом кинжал. Мать и отец, когда подрастал сын, на свадьбу обязательно приглашали этого старика.

Разве не прекрасный был обычай, когда при отце сыновья, а младшие дети — в присутствии старшего брата не садились? Или другое. Если на улице, в общественном месте стоят почтенные люди, проходивший мимо должен был обязательно с ними поздороваться, хотя они ему и не знакомы. А вот еще. Когда сидят молодые люди, а проходят старшие, сидящие должны встать в знак уважения и стоять, пока те не пройдут. У горцев Кавказа, в том числе и у чеченцев и ингушей, была нормативная этика, когда всадник через свое или чужое село не имел права, сидя в седле, проезжать. Эти и подобные правила многие молодые люди и сегодня считают нормой поведения. А те кто их игнорирует — теряют человеческое достоинство, позорят родителей, подрывают тайповые устои. Сегодня не все молодые люди почтительно относятся даже к отцу и матери, некоторые позволяют себе даже оскорбить их, унизить, проявить бездушие, жестокость и другие негативные действия.

Мы должны помнить, что взаимодействие поколений, при котором происходит обогащение молодых социальным опытом, имеет место везде, где есть их представители. Передача этого опыта осуществляется на производстве, во время учебы и особенно в семье.

К сожалению, мы не всегда правильно оцениваем свои поступки, очень плохо знаем своих предков и их этику поведения, не стремимся ее наследовать и соблюдать. Отсюда и многие нарушения нравственных норм поведения.

Мы затронули здесь лишь основные проблемы этических принципов отношений к старшим. Живя в семье, находясь в общественных местах, вы каждый день соприкасаетесь с этими проблемами. И высшей честью для нас должно быть глубокое и доброе уважение к старшим. Не надо забывать, что каждый в свое время станет и пожилым, и стариком, и престарелым.

На память приходят замечательные строки Ямлихана Хасбулатова из его горской песни:

Душа может быть бездомной:

Ты память предков сохрани,

Чтоб мост над пропастью бездонной

Уметь построить, как они,

Чтоб так же выложить дорогу,

Чтоб в очаге огонь не гас,

Чтоб успевал ты на подмогу

В беду попавшим всякий раз …

(Высокое имя, Москва, 1986, с. 62) .

И прав был известный ингушский поэт Джемалдин Яндиев, когда писал:

Позабыв обычай горский свой, —

Новое приходит поколение,

Новой освещенное зарей,

Жизнь украсит добрыми делами,

Ваши продолжая в ней дела.

Гордыми взрастили вы их сами,

Крылья же им Родина дала.

Видите их гордое сознание Нужности своей в родных краях,

Солнечное видите сияние В ясных и влюбленных в мир глазах?

Знайте, что трудностей немало Встретить на пути они должны,

И на ваших ведь плечах лежала Честь, и слава, и судьба страны…

(Весенний зов, Москва, 1986, с.56)

Есть четыре начальных слова, и каждый народ Их вручает юноше навечно беречь и любить:

Слово ЖИЗНЬ, потому что и он, будет время, умрет,

Слово СМЕРТЬ, потому что обязан он правильно жить,

его продавать на базаре нельзя!

ИМЯ, данное матерью, пусть беспорочно несет…

Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,

И отчета от нас вправе требовать будет народ.


Известный кавказский обычай уважения и почитания старших носит характер общечеловеческий. Бережное отношение к старшему поколению, воспитание чувства уважения — это подлинная гуманность, то есть человеколюбие, истинная общечеловеческая ценность.

Особым почтением к традиции уважения и почитания старших всегда славились на Кавказе, в особенности почтительным уважением славились ингуши, которые сумели сохранить и донести до наших дней ценность и значимость этого обычая.

Ингуш не волен жить никак иначе, чем по строго установленным канонам ингушского этикета, если для него важно признание народа. По общепринятому обычаю уважения и почитания старших, беспрекословным и обязательным считалось соблюдение этого закона, независимо от того, достоин или не достоин тот или иной человек их почтения и уважения. Нарушивший это правило, всегда подвергался общественному осуждению. При всём видимом свободолюбии, обычай сей ставит представителей ингушского народа в некие иерархические рамки. Они обязаны жить по строго определенным канонам. Они обязаны соблюдать требования ингушского этикета, обычаи, системы подчинения: родители — дети, муж — жена, старший — младший.

Основная идея, заложенная в древнейшем этикете, корнями, уходящая во времена, когда ещё не сформировалась государственная власть, заключалась в том, что каждый должен был соблюдать дисциплину и общественный характер, которые напрямую зависели от соблюдения принципа повиновения старшему.

Что же происходит сегодня? Конечно же, любая традиция или обычай подвергается изменениям. Отчасти это объясняется свойствами человеческого разума — неустанного и скептического, жаждущего новизны и оригинальности. Но обычай почитания и уважения старших — краеугольный камень ингушского этикета — это особый случай. Претерпевает ли он влияние времени?

Хочу уточнить, что иметь своё мнение, которое может совпадать или не совпадать с мнением большинства или меньшинства, грамотно и тактично изложить его — это совсем другая история.

Читайте также: