Тема греха и покаяния в русской литературе сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Сломать все надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя!
Ф. М. Достоевский
… сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь.
Ф. М. Достоевский
Среди всех писателей XIX века можно встретить немало блистательных имен. Это были и писатели, отмеченные несравненным талантом в создании мировых романов, и мастера, владевшие исключительным умением изображать дисгармонию буржуазного мира
и его тлетворное влияние на человеческую душу. В этом пантеоне великих имен имя Ф. М. Достоевского занимает одно из первых мест.

/> Этот писатель обладал необычайным талантом: осмысляя и воплощая свои раздумья о русской действительности в ярких образах, в острых конфликтах, Достоевский сумел изобразить в своих произведениях проблемы настолько значимые, что их решение должно было определить дальнейшее нравственное развитие всего человечества.
Жизнь и творчество Достоевского выпали на эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. В нравственных терзаниях своих героев, в их стремлении осмыслить современные им общественные отношения писатель показывал протест против царившего зла.
Особенно ярко эту

тему Достоевский раскрыл в романе “Преступление и наказание”, романе о России середины XIX века, об обитателях ее столицы, погибших и погибающих. В начале романа в Петербурге, в жаркий июльский день, мы встречаем бредущего в тоске молодого человека, как потом выясняется, бывшего студента Родиона Раскольникова. “Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска”, которая в последнее время приняла “форму ужасного, дикого и фантастического вопроса”. Что же это за вопрос, так мучивший Раскольникова?

Читая первые страницы романа, мы узнаем, что этот человек “покусился” на какое-то дело, у него зародилась какая-то “безобразная” мечта, которую он “как-то даже поневоле привык считать уже предприятием”. Мечта эта появилась у него месяц назад, когда ему пришлось заложить у Алены Ивановны,
“старухи-процентщицы”, колечко сестры. Эта “глупая, бессмысленная, ничтожная… старушонка” вызвала в душе Родиона непреодолимую ненависть и отвращение.
Встреча в распивочной с Мармеладовым лишь усугубила эту ненависть в душе и сознании Родиона. Услышав историю Сонечки и Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых, Раскольников еще более убедился в том, что мир
несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди. На этот несправедливый мир и ополчился Родион Раскольников.

А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. С
этого момента в голове Раскольникова возникла и с неимоверной скоростью стала разрастаться мысль об убийстве старухи, “никому не нужной и, напротив, всем вредной”.
Подавленное состояние, потрясение бездонностью человеческих страданий, а также вера в то, что “кровь по совести” может быть оправдана, разрешена – вот те факторы, заставившие Родиона решиться пойти на тяжкий грех – убийство.
Кара не заставила себя ждать. Весь месяц от преступления до признания проходит для Раскольникова в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду внутренней борьбе. Это борьба с самим собой, выраженная в его лихорадочных
метаниях, страшнейших угрызениях совести. Взять хотя бы его ужасный сон, который он видит после убийства. Этот сон наполнен страшными, дикими, жуткими звуками, “таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побоев и ругательств он еще никогда не слыхивал и не видывал”. Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали появляться первые и еще робкие сомнения в своей теории.

Настасья так охарактеризовала ему его состояние: “Это кровь в тебе кричит”. Но в нем кричит не его кровь, а кровь убитых им людей. Все существо Раскольникова воспротивилось
совершенному им преступлению, лишь воспаленный мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство должно быть так же обычно, как смена дня и ночи. Но это не так. Убийство породило между ним и людьми непроходимую черту: “Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его”.

Как бы два отчужденных, со своими законами, мира живут рядом, непроницаемые друг для друга – мир Раскольникова и другой – внешний мир. Духовно обессиленный бесконечными размышлениями, он хочет отделиться от этого мира бесповоротно и навсегда, но не может выдержать своего одиночества, не
может он отказаться от любви близких людей, окончательно порвать с ними и поэтому не в силах вынести своего преступления.
Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, отказывается от какого-либо протеста, идет на конечный шаг, который хоть как-то должен был уменьшить его терзания, – он решает признаться в содеянном. Перед признанием в убийстве он идет к Соне, чтобы хоть как-то замедлить течение времени, отдалить предстоящее наказание, “на человека посмотреть!”. Всепрощающая любовь Сони, ее вера убеждают Родиона “страдание принять”. Этим она возвращает Раскольникова к людям, от которых он был отдален совершенным преступлением.

Соня спасает Раскольникова. Но ведь он сам шел навстречу этому спасению, он наказан и спасен своей собственной непотерянной человечностью, своим состраданием, своей любовью.
Однако самым страшным наказанием для Раскольникова явилось открытие ужасной истины: преступление оказалось бессмысленным, цели он не достиг, потому что он “не старуху убил, а принцип убил”. “Не переступил, на этой стороне остался”, оказался человеком обыкновенным, “тварью дрожащею”. “Стало быть, я не имел права на такой шаг”, – окончательно подытожил Раскольников, будучи уже на каторге. Здесь происходит окончательный приход Раскольникова к вере и отречение от “теории”. Рука его тянется к Евангелию, происходит воскрешение “падшего человека” и его покаяние.
Своим романом Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и
счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно обличает роман
“Преступление и наказание”.

Особенно остро ставил проблему греха и покаяния в своем творчестве Ф. М. Достоевский. Эта тема окрашена у него трагическими тонами, причем трагедия разворачивается в быту, на предметном уровне. Но этот быт он изображает далеко не так, как это делали других писатели-реалисты — перед читателем сгущается вся вселенная.

В романах этого писателя происходит конфликт сильной личности со своей совестью. Грех, которое совершают его герои, тесно связано с идеей, завладевшей персонажем.

Покаяние у героев Достоевского часто воплощается в мотивах безумия или самоубийства. Пример тому – жар, угнетение, болезнь Раскольникова и самоубийство Свидригайлова. Если герой остается в живых, он начинает новую жизнь – и всякий раз через каторгу (Раскольников, Рогожин, Митя Карамазов).

Иудушка напрямую виновен в гибели каждого члена семьи. Своими изуверскими речами, подлостями он обманывал, подводил к краю самых близких людей исключительно ради денежной выгоды, чтобы заполучить имение матери. В конце его беспутной подлой жизни появляется маленький шанс на возрождение рода – рождение сына Петеньки. Но Иудушка приказывает его матери убить еще не родившегося ребенка. В конце романа писатель показывает пробуждение совести героя, но это пробуждение не ведет к нравственному возрождению личности. Просветление наступает рано или поздно для каждого, но к Иудушке оно пришло слишком поздно, когда уже ничего не изменить.

Раскаяние — это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно, это означает, что, скорее всего, он душевно обделен, у него нет морали и совести. Мы нашли некое определение раскаяния, но какое значение оно имеет в жизни людей и почему? В этом помогут разобраться аргументы из литературы.

В конце концов Бусыгин раскаивается, он не хочет разбивать сердце человека, принявшего его так радушно. Поэтому, когда его знакомый раскрывает всем глаза, он признается, хотя мог не делать этого, потому что глава семьи твердо верил, что перед ним его старший сын. После признания их отношения стали только крепче, они так и остались отцом и сыном, Бусыгин стал за короткое время мужчине ближе, чем кто бы то ни был. Таким образом, раскаяние ставит все на свои места, оно позволяет человеку вернуться к состоянию гармонии, когда его чувства и разум — одно целое.

После некоторых рассуждений можно выявить, что раскаяние имеет огромное значение-это то, что держит людей в неком балансе с ними самими, оно дает понять, что внутри человека, несмотря на его поступки, осталось что-то очень важное — мораль. К тому же раскаяние позволяет тем, кого обидели, простить, а это делает раскаяние еще более важным пунктом жизни.

Сочинение Проблема раскаяния по тексту Астафьева Постскриптум

Передо мной раскрыт отрывок из текста известного писателя советского периода, в котором красной нитью выделяется проблема раскаяния. Автор анализирует названную проблему так, что читателю становится совершенно ясно, что некогда совершенный постыдный поступок в детском доме – выключил репродуктор.

Постараюсь подтвердить свою точку зрения примерами из художественной литературы.

Таким образом, проблема раскаяния очень популярна как в жизни, так и в художественной литературе. Надо помнить, что человек, признавший свои ошибки, не повторит их в дальнейшей жизни.

Роль книги в жизни человека

Несколько интересных сочинений

Осознание собственной вины и раскаяние

Многим на жизненном пути приходится встречаться с теми людьми, которые впоследствии становятся их друзьями. Однако дружба бывает настоящая и мнимая.

Проблема текста заключается в том, что человек должен оставаться предельно честным во всех ситуациях, в том числе и в дружеских отношениях.

Комментарий к тексту таков. Если кто-то из друзей совершил скверный поступок, то второй, посвящённый в его тайну, стано­вится его сообщником при условии, что аморальный поступок своего так называемого друга он скроет, не осудит, не предаст огласке.

Вывод. Люди честные, с чистой совестью, живут по законам добра и правды. Если же они в силу каких-то причин совершают безнравственный поступок, то самый строгий приговор себе выносят они сами.

Здесь искали:

  • проблема раскаяния аргументы
  • проблема раскаяния
  • проблема раскаяния аргументы из литературы
  • Образец сочинения.
  • Текст к сочинению С. Львова;

Проблема нашей вины перед близкими людьми, проблема покаяния

Сочинение

Почему молодые люди так рвутся покинуть свой родной дом, семью, близких людей? Ведь потом они, подобно блудному сыну из евангельской притчи, нередко раскаиваются в содеянном. Проблема вины перед близкими и проблема покаяния поставлены в тексте С. Львова.

Таким образом, семья, по мысли С. Львова, это наша малая родина. Поэтому будем ценить каждую минуту, проведенную с близкими людьми, будем любить и беречь их.

Текст к сочинению

Работая над книгой о художнике Альбрехте Дюрере, я узнал, что он, вскоре после того как женился, уехал из родного Нюрнберга в Италию. Уехал неожиданно. Поспешно. Оставив домажену и родителей. Уехал как раз тогда, когда в Нюрнберге началась эпидемия чумы.

История эта веками волновала людей не только своим иносказательным, но и прямым смыслом. Он внятен каждому, у кого есть дети и кто знает, как рвутся они, вырастая, из-под родительского крова, как неразумно, на взгляд родителей, распоряжаются едва обретенной свободой, растрачивая если не деньги, то время и здоровье. Кому не случалось месяцами, а то и годами ждать вести от детища, покинувшего отчий дом! Скольким людям знакомы бессонные ночи, когда мысленно представляешь себе своего ребенка голодным, раздетым, разутым, больным, и мысль, что ты бессилен помочь ему, накормить, одеть, приласкать, пронзает сердце беспомощностью и ужасом. Кому не понятны счастье нежданного возвращения твоей плоти и крови, когда вздорными кажутся былые обиды, когда ничего не жаль для вернувшегося, только бы подольше пожил в отчем доме, а главное, только бы был счастлив. Но ведь и нетерпеливая жажда молодости жить своей жизнью, свободной от родительского попечения и указки, испытания, выпавшие на долю того, кто отправился в странствия по жизненному пути, горечь сожалений об утраченном, острота раскаяния, когда кажется, — все готов претерпеть, все, что угодно, только бы вернуться к своим, великое счастье переступить родной порог и застать всех живыми — все эти чувства тоже близки и понятны людям. Каждый, прежде чем стать отцом, был сыном.

Требования к сочинению для ЕГЭ за последние годы менялись неоднократно, но одно оставалось неизменным — необходимость доказать правоту своих суждений. А для этого нужно правильно подобрать аргументы.

Проблема раскаяния будет интересовать нас в первую очередь. В этой статье мы представим несколько вариантов аргументов, подобранных из школьного списка литературы. Из него можно выбрать те, которые лучше всего подойдут для вашей работы.

Для чего нужны аргументы?

При написании сочинения для части С нужно высказать свое мнение относительно заданной тематики. Но ваш тезис нуждается в доказательствах. То есть необходимо не только высказать свою позицию, но и подтвердить ее.

Очень часто на экзаменах попадается проблема раскаяния, аргументы для нее подобрать довольно просто, если ученик хорошо знаком со школьной литературной программой. Однако не всем удается сразу вспомнить нужное произведение, поэтому лучше заранее подобрать несколько аргументов на самые распространенные темы.

Какие бывают аргументы

Для того чтобы полностью раскрыть проблему раскаяния, аргументы нужно подбирать, исходя из основных требований ЕГЭ по русскому языку. Согласно им, все доказательства делятся на три вида:

  • Личный опыт, то есть факты, взятые из своей жизни. Они не обязательно должны быть достоверными, т. к. никто не будет проверять, происходило ли это на самом деле.
  • Сведения, которые были получены учеником из школьной программы. Например, из уроков географии, истории и пр.
  • Литературные аргументы, которые и будут нас интересовать в первую очередь. Это читательский опыт, который экзаменуемый должен приобрести за время обучения.

Аргументы из литературы

Итак, нас интересует проблема раскаяния. Аргументы из литературы будут нужны обязательно, если вы хотите получить высокий балл за сочинение. При этом, подбирая аргументы, нужно приоритетное внимание уделить тем произведениям, которые входят в школьную программу или считаются классикой. Не стоит брать тексты малоизвестных авторов или популярную литературу (фэнтези, детективы и пр.), так как они могут быть незнакомы проверяющим. Поэтому нужно заранее освежить в памяти основные произведения, которые были изучены в школьные годы. Обычно в одном романе или повести можно найти примеры практически на все темы, встречающиеся в ЕГЭ. Оптимальным вариантом будет сразу выбрать несколько произведений, которые хорошо вам знакомы. Итак, давайте разберем классику, в которой поднимается проблема раскаяния.

В центре произведения находится любовь главного героя Петра Гринева. Это чувство широко и многообъемлюще, как жизнь. Нас в этом чувстве интересует то, что именно благодаря ему герой осознал то зло, которое причинил близким, осознал свои ошибки и смог раскаяться. Благодаря тому что Гринев пересмотрел свои взгляды на жизнь и отношение к окружающим, он смог изменить будущее для себя и своей возлюбленной.

Благодаря раскаянию, в Петре проявились самые лучшие его качества — щедрость, честность, бескорыстие, смелость и пр. Можно сказать, что оно изменило его и сделало другим человеком.

Самоуничижение эгоиста

Теперь поговорим о произведении Быкова, в котором представлена совсем другая сторона проблемы раскаяния. Аргументы из литературы могут быть разными, и выбирать их нужно в зависимости от вашего утверждения, поэтому стоит запастись разнообразными примерами.

В этом произведении раскаяние не стало для героя возможностью выйти из порочного круга и избавиться от страданий. Быков не счел Рыбака достойным прощения. С другой стороны, за подобные преступления человек должен отвечать всю свою жизнь, так как он предал не только своего друга, но и свою и близких.


Невозможность найти применение образованию

Образование как будущее призвание

На уроках литературы за весь период обучения в школе, мы познакомились с замечательными и талантливыми писателями, которые в своих произведениях поднимали самые разнообразные вопросы из жизни людей. И среди популярных тем, что были затронуты писателями, есть проблема раскаяния. И это не голословное заявление, ведь о проблеме раскаяния имеются множественные аргументы, которые я и приведу из литературы.


Тема раскаяния стала основой еще для одного великого произведения, снискавшего немалую популярность и любовь у читателей.

Главный герой совершает преступление, чтобы доказать свою бесчеловечную теорию о низших и высших людях. Раскольников совершает убийство и начинает мучиться, но всячески старается заглушить голос своей совести. Он не хочет признавать своей неправоты. Раскаяние становится переломным моментом в жизни и судьбе Раскольникова. Оно открывает ему дорогу к вере и истинным ценностям, заставляет пересмотреть свои взгляды и осознать, что поистине дорого в этом мире.

Достоевский на протяжении всего романа вел своего героя именно к раскаянию, признанию своей вины. Это чувство заставило проявиться самые лучшие черты характера Раскольникова и сделало его намного притягательнее. Хотя наказание за свое преступление герой все-таки понес, и оно оказалось очень суровым.

Проблемы с дикцией

Необходимо помнить

Существует несколько общих требований для любых сочинений, включая и те, что раскрывают проблему вины и раскаяния. Аргументы должны обязательно подтверждать высказанный вами тезис и ни в коем случае не противоречить ему. Также необходимо учесть следующие моменты:

  • Проверяющие учитывают и оценивают только два первых аргумента, поэтому нет смысла приводить больше примеров. Лучше уделить внимание не количеству, а качеству.
  • Помните о том, что литературные аргументы оцениваются выше, поэтому постарайтесь включить хотя бы один подобный пример.
  • Не стоит забывать о примерах, взятых из фольклора или народных сказок. Подобные аргументы также учитываются, но оцениваются всего одним баллом.
  • Помните о том, что за все аргументы можно набрать 3 балла. Поэтому лучше всего следовать следующей схеме: один пример из фольклора или личного опыта, второй — из литературы.

Теперь несколько слов о том, как правильно написать литературный аргумент:

  • Обязательно указывайте фамилию и инициалы автора и полное название произведения.
  • Мало назвать писателя и название, нужно описать главных героев, их слова, поступки, мысли, но только те, которые связаны с темой сочинения и вашим тезисом.
  • Примерный объем текста на аргумент — одно-два предложения. Но эти цифры зависят в конечном счете от конкретной темы.
  • Начинайте приводить примеры только после того, как выскажете свою позицию.

Зацикленность на саморазвитии

Подводя итоги

Таким образом, широко представлена проблема раскаяния в литературе. Аргументы для ЕГЭ по русскому языку поэтому подобрать не составит труда. Главное, чтобы все ваши примеры подтверждали тезис и смотрелись лаконично и гармонично. Зачастую основной проблемой экзаменуемых становится не выбор произведения, а описание его. Выразить в нескольких предложениях мысль не всегда просто. Для того чтобы избежать подобной проблемы, нужно заранее потренироваться. Возьмите лист бумаги и постарайтесь лаконично и четко описать свои суждения, не выбиваясь из заявленных объемов.

Главное — не терять уверенность и как можно лучше подготовиться, тогда получить будет несложно.

В последнее время вопрос, что есть нравственность и что – безнравственность, стоит перед людьми очень остро. Как жить: по законам бездуховного общества или по совести? Эта дилемма должна волновать каждого из нас. Голос совести – это внутренний, тайный голос Божий в нас, и горе тому, кто не прислушивается к её советам и требованиям, кто сознательно заглушает её голос, чтобы не слышать её суда и не ощущать её мучений, кто склоняется более на сторону греха и порока.

В своей работе я преследую цель: попытаться разобраться в происходящем. В чём дело? Что за причина в том, что совесть у людей огрубела и притупилась и человек уже не чувствует её угрызений, стал бессовестным? В достижении поставленной цели мне помогут работы священнослужителей, произведения русских классиков.

Рассматривая проблему греха и покаяния, я буду, надеюсь, стремиться к самоанализу и внутреннему совершенствованию. Что значит испытать свою совесть, заглянуть в своё сердце? Нельзя забывать: если сердце наполнено окаменелым бесчувствием, мертвенной холодностью, значит, душа – в опасности.

Самооправдание, нетерпение упрёков, тщеславие, упрямство, себялюбие и гордыня – именно на эти основные грехи надо обратить серьёзное внимание. Грех кладёт на нас такое пятно, которое нельзя вывести ничем, кроме искреннего покаяния. Есть хорошее средство, которое приводит нас к познанию своих грехов, - это вспомнить, в чём обвиняют нас люди, особенно рядом живущие, близкие. Их замечания, обвинения, укоры почти всегда имеют основание. Но знать о своих грехах- это ещё не значит каяться в них. Скорбь о совершённых злых делах – вот что важнее всего в покаянии. После великой скорби грешник получает большую радость и утешение – единение души со Всевышним. Это и есть плод истинного смирения и покаяния. Покаяние – это не только исповедь в церкви, это вся жизнь человека в покаянном чувстве.

Много есть благочестивых, умных и учёных;

Много есть правдивых, целомудренных, готовых

Всем помочь, прощать порою, но немного можно встретить

Со смиренною душою – сознавать себя всех хуже!

Все грехи в себе увидеть - это подвиг!

Это то же, что себя возненавидеть,

Это значит – отрешиться от кумира самомненья!

Это значит – согласиться принимать все оскорбленья.

Гордость – всех грехов ужасней, но смирением прекрасным

Воплотился Сам Христос!

Роман "Преступление и наказание" написан Достоевским после каторги, когда взгляды писателя приняли религиозную окраску. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, автор романа отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Мармеладовой – идея смирения и покаяния. Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал. Просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к покаянию и искуплению вины.

К Евангелию, черпая в нем вдохновения и пытаясь осмыслить то, что в нем содержится, обращались в своем творчестве многие русские писатели, но ни один из них не подвергал сомнению вопрос о причинах предательства Иисуса Христа Иудой из Кариота.

Напротив, имя Иуды стало нарицательным для обозначения человека, совершившего гнусное преступление. Даже при отсутствии имени легко "узнаешь по портрету" "предателя ученика", "всемирного врага", которому

…сатана, пристав, с веселием на лике

Лобзанием своим насквозь прожег уста,

В предательскую ночь лобзавшие Христа.

Одним из первых, кто затронул отношение Христа и Иуды, был Леонид Андреев, написавший в 1907 году повесть "Иуда Искариот".

Хотя сам автор охарактеризовал свое произведение как "нечто по психологии, этике и практике предательства", это не исчерпывает его содержания. Андреев предлагает усомниться в привычной трактовке поступка Иуды.

Ни один человек, каким бы подлым он ни был, не может хладнокровно послать другого на смерть. Такой поступок должен быть оправдан некой благородной идеей. Но тогда почему Иуда уходит из жизни, повесившись на суку одинокого дерева? На мой взгляд, причина в поведении Христа, в его непротивлении злу насилием. Он покорно и мужественно принимает мученическую смерть, лишая всякого оправдания поступок Иуды.

Существует иное мнение, в соответствие с которым самопожертвование Христа во искупление грехов человечества было предопределено, поэтому кто-то должен был сыграть роковую роль предателя. Перст судьбы указал на Иуду, обрекая его нести печать предательства в веках.

Читателю, которому близка эта точка зрения, андреевский Иуда не покажется неожиданным, как, впрочем, и тем, кто знаком с некоторыми еретическими учениями христианства, рассматривающими Иуду как самого посвященного из учеников, принявшего на себя бремя заклания – предательство.

Так каков андреевский Иуда? Совершенно очевидно, что он сложен и неоднозначен. Дурная слава о нем распространилась по всей Иудее. Его порицали и добрые, и злые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи. Всем он приносит одни неприятности и ссоры.

Когда Иуда появился в кругу учеников Иисуса, то поначалу вызвал жгучую неприязнь к себе не только безобразной внешностью, но и злыми, насмешливыми речами. Однако постепенно к нему привыкают, он завоевывает авторитет, становится казначеем, ему поручаются все хозяйственные заботы. Иуда дерзок, умен, хитер. Виртуозно использует он эти свои качества, чтобы откровенно и цинично интриговать и насмехаться над учениками Христа. Но при внимательном рассмотрении понимаешь, что с полным основанием этого самовлюбленного интригана можно назвать гордым, смелым борцом с "неизбывной человеческой глупостью": такими недалекими оказываются ближайшие ученики Христа.

На все идет Иуда, чтобы привлечь внимание и завоевать любовь Учителя. Удивительно широк диапазон эмоциональных оттенков в поведение Иуды: от самоуничтожения до гневного обличения. Пробовал вести себя вызывающе, но не нашел одобрения. Стал мягким и покладистым - и это не помогло приблизиться к Иисусу. Не один раз, "одержимый безумным страхом за Иисуса", он спасал его от преследований толпы и возможной смерти. Неоднократно демонстрировал свои организаторские и хозяйственные способности, блистал умом, однако встать рядом с Христом на земле ему не удалось. Так возникло желание быть возле Иисуса в царствии небесном.

До последней минуты Иуда надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех к нему, когда его судили и вели на казнь, с болью следил за ним, когда его распинали на кресте. И все время ждал, что вот сейчас встанут на защиту верующие и ученики. Но - молчание. Кто отрекся, кто струсил, а кто кричал "распни!" так же громко, как еще недавно "осанна". Никто не ответил на призыв Иуды идти против вооруженных солдат и служителей храма. А разве это не предательство? И Иуда обвиняет в предательстве учеников Христа: " Учитель не велел вам убивать, но разве он запретил вам и умирать?". "Осуществился ужас и мечты". Иуда победил. Наступил миг его торжества, его величества и могущества. Даже земля стала маленькой, и время подчинилось ему. Но зачем ему земля, на которой распяли Иисуса, лучшего из людей? Иуда плюет на нее. Он "во время своих одиноких прогулок наметил то место, где он убьет себя после смерти Иисуса". Он идет к нему и просит встретить его ласково, он очень устал. Иуда обращается к Иисусу: "Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?" Однако он не уверен, боится, что Иисус будет сердиться на Иуду из Кариота, не поверит ему, пошлет в ад. И тут же от боязни переходит к угрозам: "И на огне твоего ада я буду ковать железо и разрушу твое небо. Тогда пойдешь со мною назад на землю?"

Какую же цель преследует Иуда? Своим поступком он подверг учеников Христа своеобразной "проверке на прочность", поставил их в такое положение, когда они должны были точно определить свое отношение к Христу. Таким образом, получается, что Иуда намного лучше других учеников понимал Христа, и его действия были просто необходимы для утверждения учения Иисуса. Так кто же такой Иуда: предатель или верный ученик? А почему "или"? Может быть, он то и другое одновременно? Это остается загадкой для читателя. Очевидно одно: Андреев дает возможность поразмышлять над тем, что, казалось бы, не может быть подвергнуто переоценке.

Никто не знает, был ли евангельский Иуда "рыжим и безобразным иудеем", как у Андреева (придавая герою тот или иной облик, автор решает свои художественные задачи), но Иуда в повести Андреева "имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали", то есть был казначеем. Этот факт упоминается и в Евангелия от Иоанна, как и то, что Иуда был вор. Мысль положить в основу сюжета борьбу учеников за место возле Христа, возможно, возникла у Андреева именно при чтении Евангелия, но на этот раз от Луки: "Был же спор между ними, кто из них должен почитаться большим". Обратимся к Евангелие от Матфея. Интересно, что сначала Иисус в обращении к ученикам сообщает о том, что "… Сын Человеческий предан будет на распятие", и лишь потом впервые упоминается Иуда. Это наблюдение является первым шагом к пониманию того, что истоки реабилитации Иуды можно отыскать на страницах Евангелия.

Герой повести Андреева испытывает душевные муки, а значит, от совершённого греха он, несомненно, придёт к покаянию.

3.Заключение.

Пребывание в добродетели как проявление безгреховной жизни.

Что же делать, чтобы не оказаться над пропастью бездуховности и грехопадения? Надо осознавать свой грех и возненавидеть его, надо приложить как можно больше усилий, чтобы не возвращаться к прежним беззакониям, надо произвести перемену во всей своей жизни и, оставив порок, постоянно пребывать в добродетели.

Список литературы:

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Тема греха и покаяния.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Пожалуй нет человека который никогда не грешил. Думаю, можно сказать, что мы сталкиваемся с грехами, чуть - ли не каждый день. Однако его понятие у всех разное. Кто - то считает грехом сквернословие, а для кого - то убийство маленького муравья уже является большим грехом. Обычно человек будет чувствовать вину за содеянное, а её искуплением является покаяние.

Как правило, оно приносит успокоение и умиротворение, но так происходит не всегда. Но почему же человек, раз за разом, все равно идет на грехи?

Думается, что на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что человек совершает грехи для того, чтобы воссоздать более комфортные условия существования. Замечательным примером иллюстрирующим это является драма А. Н. Островского "Гроза". Катерина, героиня этого произведения, будучи невероятно доброй и "светлой" натурой, да и к тому же верующей, была вынужденна жить в "темном царстве". Как сказала Варвара: "(Катерине) Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось", но она ведь девушка, которая тоже хочет человеческого счастья, а именно - любви. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Именно по этому она идёт на свидание с Борисом, тем самым совершая грех, который она прекрасно осознаёт, о чем и говорит: "(Борису)Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!". Но, как уже было сказано ранее, Катерина глубоко верующий человек и она не может просто смериться со своим грехом, поэтому дабы облегчить свою учесть, она кается. И казалось бы "очистившись", она понимает, что уже не сможет вернуться к прежней жизни. Теперь она отвергнутая всеми и эта боль ещё больше по сравнению с содеянным грехом. В итоге, не выдержав его тяжести, она идет на ещё больший, по мнению христианства грех - самоубийство. Таким образом автор показывает, что не всегда покаяние ведет к умиротворению.

В качестве второго примера можно привести историю героини того же произведения, Варвары. Девушка является членом семьи Кабановых и, в отличие от Катерины, она уже далеко не человек со "светлой" душой. Для выживания она была вынужденна идти на грехи: обману и вранью. Она уже не ведет в них ничего зазорного и поэтому не нуждается в покаянии. Она старается брать от жизни все, насколько это возможно в её положении, лишь бы было ". шито да крыто". Именно поэтому несмотря на её близость с Катериной, учесть её радикально другая.

Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что грехи, порой, это жизненная необходимость без которой невозможно нормальное существование человека. Но так же стоит помнить, что ответственность которую они подразумевают может быть непосильно тяжёлой лишь для одного человека.

Читайте также: