Урок в 9 классе сочинение описание

Обновлено: 05.07.2024

Портрет — это самый антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера. Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека.

Портрет в европейской живописи обособился от других жанров ещё в раннеренессансную эпоху. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.

Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена (Nicolas Poussin) — историк Андре Фелибьен (André Félibien). Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, категорично отделив от него изображения животных и растений.

Классификация — какими бывают портреты?

По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.

Камерные портреты более лиричны, интимны.

Среди парадных выделяют:

  • коронационные и их разновидность — тронные;
  • придворные;
  • конные;
  • военные (они тоже могут быть конными).

Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.

Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.

Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.

Описание портрета Пушкина

При жизни Александра Сергеевича Пушкина удалось создать необычный его портрет, составленный в 1827 году Орестом Кипренским, который является и сейчас известным и талантливым художником. Он всегда писал только с натуры, поэтому в подлинности изображаемого не было сомнения. Ему всегда удавалось легко передавать настроения героев, показывать всё до мельчайших деталей, на которые не обратить внимания просто преступление. Как же в свет вышел такой восхитительный портрет столь великого писателя?

У Пушкина был очень преданный друг по имени Антон Дельвиг, который и пожелал, чтобы для Александра Сергеевича написали картину. Он стоял на том, чтобы на заднем плане изобразили музу Пушкина, которая неоднократно посещает писателя во время его работы над великолепными стихотворениями. И на портрете показана муза, что держит в руках лиру, сама она является бронзовой статуей, которая берёт на себя отвлекающий маневр. На картине есть только она, да сам Пушкин. Явно показывается, что поэт погружен в свои мысли, к нему пришла муза, он раздумывает над своим определенным творением.

На писателе надет сюртук, а также плащ, который накинут на одно плечо. В таком наряде были люди, уделяющее особое внимание моде. Однако на картине Кипренского свет построен таким образом, что взор падает не на внешний вид Пушкина, его одеяние, а его лицо. Оно лучезарно, ярко светится. Сразу становится понятным, что он обдумывает своё новое творение.

Если же заметить напряженно сжатые губы писателя, то осознаётся, что поэт ощущает тревогу. Его взгляд полон грусти, но в позе Пушкина есть и покорность, и спокойствие, а это заметно по его рукам, которые скрещены.

Кипренскому удалось изобразить Александра Сергеевича элегантным и загадочным. Портрет продуман до мельчайших деталей. Само творение оценил ещё при жизни Пушкин, который считал, что художник немного приукрасил его образ. Однако задача живописца состояла не в том, чтобы, подобно фотографии скопировать всё до мелких подробностей, а показать ту духовную красоту души, которую хранит в себе наше Солнце Русской Поэзии!

Виды портрета (поджанры)

Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:

  • Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.
  • Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.
  • Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими.
  • Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.
  • Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.
  • Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.
  • Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.
  • Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.
  • Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).
  • Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы.
  • Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ.
  • Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.

Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.

Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.

А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.

Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений.

Популярные сочинения

История портретного жанра

В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.

Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.

Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.

Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.

Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.

Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.

С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.

Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.

Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.

Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…

Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.

Сочинение по картине Кипренского А.С. Пушкин 9 класс

Русский художник О. А. Кипренский, оставивший след в истории живописи, увековечив свои произведения. В его рисунках изображены портреты своих современников, в том числе и знаменитый поэт А. С. Пушкин.

Портретист написал картину с Алексанром Сергеевичем будучи в возрасте 46 лет. Поэт хоть к тому времени и был уже знаменит, но позировать себя не любил. Согласился лишь тогда, когда попросил его об друг Дельвиг. Картина должна была предназначаться для него.

На переднем плане описан сам поэт Пушкин, а на заднем плане видна муза. Сделано это специально по просьбе барона Антона Антоновича, друга Александра. Муза символизирует оригиналу и вдохновляет как бы поэта. В руках женщина держит музыкальный инструмент=арфу. Такая символика на портрете означает высокое покровительство от богини.

Всмотревшись поближе в картину можно заметить, что очертания А. С. Пушкина изображены вполоборота к зрителю. Его взгляд очень задумчив и определенно устремляет свой взгляд вдаль. Интересно, о чем думал поэт в этот момент позируя художнику. Может в своих мыслях он создавал новое произведение или думал о чем то еще. К сожалению никто не знает. Правая часть лица ярко освещена, светящиеся глаза и облик, отражают внутренний мир поэта. Картина проникает также в самую душу зрителя. В такие минуты можно придумать тот мир, который прожили сами великие люди. Главным образом, художнику удалось передать все те важные моменты того времени. Орест всегда писал картины только с оригинала, поэтому в точности можно не сомневаться.

Красавцем хоть Пушкина и не назовешь, но при этом поэт выглядит опрятно, ухоженно и модно одетым. Об этом можно судить по рукам с длинными ногтями. Нижняя часть портрета написана в более темных тонах. Скрученность рук говорит о неком не довольствии поэта. Накинутый в клетку плед на плечи просто, как украшение. Растрепанные, кудрявые волосы и бакенбарды. Баки были модны в первой половине XIX века, их носили многие чиновники, поэты, художники. Вокруг облика использованы краски золотистых тонов, также коричневые и черные цвета. При этом художник старался отметить их блеск и чистоту.

На портрете нет ничего лишнего, что присуще другим художникам. Кипренский все свои произведения писал всегда с вдохновением, используя мастерство искусства. Интересным фактом остается момент, что когда умер друг Александра Сергеевича — Дельвиг, то он выкупил свой портрет. До настоящего времени портретом можно полюбоваться в Третьяковской галерее, которая находится в Москве. Само полотно имеет размер 6354 см.


Пейзаж – изображение или образ природы, природного явления или объекта в художественном произведении. К природным явлениям относятся: снег, град, радуга, ветер. А к природным объектам – моря, реки, озера, горы, леса, поля, небо и растительность.

“Ревизор” – комедия Николая Васильевича Гоголя, направленная на высмеивание общественных и человеческих пороков, также активно поднимается проблема чинопочитания, всячески подхалимничает и унижается перед высшими чинами, в надежде им услужить.

Произведение Гоголя “Ревизор” читал каждый человек, который обучался в школе. Это произведение известно во многих странах мира. Повесть написана с открытым сарказмом, ведь видно отношение городничего к своим подчинённым, видно, как у них там всё сделано,

Глядя сейчас на мою маму, такую серьезную и строгую, трудно представить себе, что когда-то она тоже была озорной девочкой с косичками и тоже училась в школе. Мою маму все величают Анной Петровной, она работает учителем математики в моей гимназии.

Дружба является очень важной вещью в жизни людей. Возраст людей для дружбы не очень важен, потому что дружить можно в любом возрасте. Сколько бы лет не было человеку, он нуждается в друзьях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 9.3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

По окончании 9 класса вам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, с требованиями к которому вы уже знакомы, например, по пособию И.П. Цыбулько. (Слайд №2). Назовите, пожалуйста, какого рода задания вам предстоит выполнить? (написать сжатое изложение, ответить на тестовые задания по тексту, написать сочинение-рассуждение).

Все верно. Как видим, во всех трех частях основного государственного экзамена нам с вами предстоит работа с текстом.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, мы с вами неоднократно работали с текстом и знаем о существовании разных его типов. Давайте вспомним:

1. Какие типы текста нам известны? (повествование, описание, рассуждение).

2. Каковы особенности каждого типа речи?

Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой? (Слайд №3).

глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается

интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло? (Слайд №4).

Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения? (повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).

- Какому типу речи соответствует данная схема? (Слайд 6).

ІІІ. Вывод. (Это рассуждение).

Вопросы к классу:

- Что такое тезис? (Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать).

- Аргумент? (Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис).

- Вывод? (Вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения)

- На каком этапе экзаменационной работы мы используем эту схему?

(Когда пишем сочинение).

- Сформулируйте тему нашего урока. Предложите ваши гипотезы.

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения)

- Каковы цели урока, чему мы должны научиться на уроке?

(Главная цель: научиться писать сочинение-рассуждение.)

Таким образом, наш урок станет важной ступенькой в освоении умения – создавать текст-рассуждение. Согласитесь, что оно является универсальным: рассуждения письменно и устно нужно уметь создавать на любом уроке.

Анализ текста.

1. Слово учителя:

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К. Г. Паустовский

Часть 1.Познакомьтесь с текстом К.Г. Паустовского.

1)Трудно объяснить, откуда берутся привычки, и притом неожиданные.

8)И всё сбылось. 9)Действительно, самолёт шёл над Тирренским морем.10) Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. 11)В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. 12)Это была Корсика. 13)Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы, так же как и кучевые облака. 14)Эти формы им сообщает наше человеческое воображение.

15) Рим сверкал вдали яростными отражениями солнца в стеклянных стенах многоэтажных новых домов. 16)Радио часто и нервно повторяло, что синьора Парелли ждёт у главного выхода аэровокзала его собственная машина.

17)И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты и друзья.

18)Что же касается розовеющего луча солнца, то я тоже увидел его несколько дней спустя вблизи Парижа в городке Эрменонвиле, где в старинном поместье провёл последние свои годы и умер Жан-Жак Руссо. 19)Я вспомнил такой же розовеющий вечер на Ильинском омуте, и знакомая тоска внезапно стиснула сердце — тоска по нашей просторной земле, своим закатам, своему подорожнику и скромному шороху палой листвы.

20)Прекрасная Франция, конечно, оставалась великолепной, но равнодушной к нам. 21)Тоска по России легла на сердце. 22) С этого дня я начал торопиться домой, на Оку, где всё было так знакомо, так мило и простодушно. 23)У меня холодало под сердцем при одной только мысли, что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней. 24)Я полюбил Францию давным-давно. 25)Сначала умозрительно. 26)А потом вплотную, всерьёз. 27)Но я не мог бы ради неё отказаться даже от такой малости, как утренний шафранный луч солнца на бревенчатой стене старой избы. 28)Можно было следить за движением луча по стене, слушать нахальные вопли деревенских петухов и невольно повторять знакомые с детства слова:

На святой Руси петухи кричат —

Скоро будет день на святой Руси.

29) Нет! 30)Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

(По К. Паустовскому)

- Какова тема этого текста?

- Назовите стиль данного текста.

- Какой тип речи использован в тексте?

- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: « 29) Нет! 30)Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

- Какова основная мысль текста?

Написание сочинения.

Слово учителя: В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово РОДИНА. В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.

Посмотрим, каковы требования задания 9.3 :

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (Слайд 7, 8).

1) Работаем со словом

- Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова РОДИНА.

Назовите свои ассоциации со словом РОДИНА. (Отчизна, отечество, колыбель, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов, родная сторона, родная сторонка, родные палестины, родные осины, родные места, любовь).

Человек не может прожить без любви к Отечеству. С него-то всё и начинается. Здесь мы рождаемся, растём, взрослеем, начинаем долгий жизненный путь, в котором любовь будет неустанно следовать за нами, помогать, хранить. Спросите у любого, пусть даже у маленького ребёнка: любит ли он свой, дом, город, страну в которой живёт. В ответе можно не сомневаться. Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира. Любовь к родине нам прививают с детства — родители, воспитатели, учителя.

- С чего начинается родина?

- Она начинается с улицы, где проходит наше детство, с отчего дома, с нашей семьи, города или станицы - со всего самого близкого и родного, что называется РОДИНОЙ!

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, я слышу птичий щебет и чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало жизни. Оно сулит погожий день, и ко мне возвращается ощущение полноты жизни.

- Какие однокоренные слова к данному вы можете привести?

- Род, народ, родители, родня, родник, природа, родинка. . .

Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)

- В чём тайна этих названий?

- Тайна в их единстве, нерушимости, однородности. Вот из чего вырастает образ РОДИНЫ.

Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т. е. с Малой Родины.

Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.

- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. РОДИНА- …

Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова. РОДИНА - … (Слайд 9).

Подерём синонимы к слову РОДИНА (слайд №10).

Подберём однокоренные слова к слову РОДИНА.

- Ребята, чтобы вы могли самостоятельно сформулировать определение понятия, как того требует условие задания 9.3, я подобрала для вас высказывания знаменитых людей о РОДИНЕ. Обратите внимание на слайд №11.

Человек без Родины - это песчинка, отданная случайностям времени и пространства.

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

Защита Родины есть защита и своего достоинства.

Любовь к Родине — первое достоинство цивилизованного человека.

Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.

Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…
Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.

У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.

И вокруг любви непобедимой
К сёлам, соснам, к ягодам Руси,
Жизнь моя вращается незримо,
Как земля вокруг своей оси!…

Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!

Кроме матери родной,

Нету матери на свете.

Кроме родины – иной

Нет родной земли на свете.

2) Даем определение

Учитывая определения понятия, данные в Толковых словарях русского языка, мудрые мысли о Родине, попытайтесь дать свое определение данного понятия. (Слайд №12)

Работайте в специально подготовленных для вас Памятках.

3) Пишем вступление

Переходим к написанию вступления (1 абзац вашего сочинения)

Напоминаю, что в абзаце 1 необходимо написать вступление, взяв в качестве тезиса данное вами определение. Написать вступление вам помогут речевые клише (Слайд №13).

Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Выслушиваются мнения учащихся (1-2 варианта), затем демонстрируется Слайд №14.

4) Приводим аргументы, используя речевые клише (Слайд №15).

1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения). Дается время на самостоятельное написание, выслушиваются варианты, после чего демонстрируется Слайд №16.

2-й аргумент – из вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из истории нашего родного города и его жителей.

Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры. Проверяется выполнение задания, после чего демонстрируется вариант написания (Слайд № 17).

5) Работаем над заключением. (Слайд №18).

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. (Слайд № 19).

6) Подводим итоги написания сочинения-рассуждения.

Таким образом, сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части). Демонстрация примера сочинения-рассуждения (Слайд № 20).

5.Заключительный этап урока.

Синквейн. А теперь давайте вместе с вами попробуем:

2. Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая)

3. Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, приходит на помощь, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)

1 Сочинение-описание по портретам А. С. Пушкина Урок развития речи в 9 классе

2 Цели урока: Узнать об истории создания портретов и художниках, их написавших Узнать об истории создания портретов и художниках, их написавших Собрать материалы к сочинению Собрать материалы к сочинению Составить план к сочинению Составить план к сочинению Узнать, как писать сопоставительное сочинение-описание двух портретов Узнать, как писать сопоставительное сочинение-описание двух портретов

5 Портреты А. С. Пушкина

6 Найдите общее и различное в этих двух портретах. Какова цветовая гамма? В какой позе изображён поэт? Куда он смотрит? Что выражает его взгляд? Какова особенность его одеяния? Что является фоном? Каким поэта представляет Кипренский, а каким Тропинин?

7 Материалы к сочинению. Запишите эти словосочетания и дополните их своими Портрет Кипренского Портрет Кипренского Курчавые волосы Курчавые волосы Почти идеальная внешность Почти идеальная внешность Сложенные на груди руки Сложенные на груди руки Ухоженные ногти Ухоженные ногти Шотландская накидка Шотландская накидка Тугой галстук Тугой галстук Скульптура музы на заднем плане Скульптура музы на заднем плане Портрет Тропинина Портрет Тропинина Правая рука лежит на столе Правая рука лежит на столе Заветный перстень на руке Заветный перстень на руке Растрепавшиеся волосы Растрепавшиеся волосы Белым пятном выделяется на полотне свободный воротник Белым пятном выделяется на полотне свободный воротник Устремлённый вдаль взгляд Устремлённый вдаль взгляд Свободное одеяние Свободное одеяние Тёмный фон не отвлекает от созерцания Тёмный фон не отвлекает от созерцания

8 Учимся строить предложения. В каждом предложении обязательно должно быть сказуемое. Составьте предложения на основе данных словосочетаний Растрёпанные волосы Растрёпанные волосы Волосы растрепались в беспорядке Волосы растрепались в беспорядке Скрещенные руки Скрещенные руки Тонкие руки с длинными пальцами скрещены на груди Тонкие руки с длинными пальцами скрещены на груди Скульптура музы Скульптура музы На заднем плане художник изобразил музу, чтобы показать принадлежность Пушкина к сонму поэтов, творцов На заднем плане художник изобразил музу, чтобы показать принадлежность Пушкина к сонму поэтов, творцов Белый воротник Белый воротник Белый воротник выделяется ярким пятном на портрете и привлекает внимание зрителя к лицу поэта Белый воротник выделяется ярким пятном на портрете и привлекает внимание зрителя к лицу поэта Шёлковая блуза Шёлковая блуза Шёлковая блуза не сковывает движений поэта, что показывает вольность его натуры Шёлковая блуза не сковывает движений поэта, что показывает вольность его натуры Тёмный фон Тёмный фон На тёмном фоне ярко выделяется лицо поэта. (Или) Тёмный фон не отвлекает внимания зрителя от лица поэта На тёмном фоне ярко выделяется лицо поэта. (Или) Тёмный фон не отвлекает внимания зрителя от лица поэта

9 Составим план сочинения. План должен быть сложным (с подпунктами) и подробным. План необходим для того, чтобы работа была логичной. I Вступление (об истории создания, о времени, когда были созданы портреты) II Основная часть (описание) 1.Сходства: а) положение; а) положение; б) цветовая гамма; б) цветовая гамма; в) взгляд в) взгляд 2. Различия: а) одеяние; а) одеяние; б) фон; б) фон; в) образ; в) образ; г) детали г) детали III Заключение I История создания портретов год – трудное время в жизни поэта. II Сравнительно описание полотен. 1.Черты сходства: а) тёмная цветовая гамма, тёплые тона; а) тёмная цветовая гамма, тёплые тона; б) поворот головы влево; б) поворот головы влево; в) взгляд, провидящий будущее; в) взгляд, провидящий будущее; 2. Различия: а) Портрет Кипренского – парадный, портрет Тропинина выполнен в реалистической манере а) Портрет Кипренского – парадный, портрет Тропинина выполнен в реалистической манере б) муза – у К. и тёмный фон – у Т. б) муза – у К. и тёмный фон – у Т. в) детали костюма в) детали костюма г) тонкие пальцы с длинными ногтями, заветный перстень на пальце г) тонкие пальцы с длинными ногтями, заветный перстень на пальце III Замечательные полотна

10 Речевые обороты, использующиеся в сравнительных характеристиках. Сравнивать необходимо параллельно Если Кипренский…, то Тропинин… Если Кипренский…, то Тропинин… Кипренский …, в то время как Тропинин… Кипренский …, в то время как Тропинин… … А Тропинин… … А Тропинин… Иначе изображает поэта Тропинин. Иначе изображает поэта Тропинин. И на одном, и на другом полотне…, но… И на одном, и на другом полотне…, но…

11 Синонимы, помогающие избежать повторов Какими синонимами можно заменить слово художник? Какими синонимами можно заменить слово художник? Мастер, живописец, творец Мастер, живописец, творец Какими синонимами можно заменит слово портрет? Какими синонимами можно заменит слово портрет? Полотно, шедевр, произведение искусства, картина Полотно, шедевр, произведение искусства, картина Какими синонимами можно заменить слово изобразил? Какими синонимами можно заменить слово изобразил? Написал, создал, выразил Написал, создал, выразил

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание культуры речи, повышения требовательности к своей речи уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.

Образовательная:

подготовить учащихся к устному описанию фотографии, обобщить теоретические знания по созданию текста-описания

Развивающая:

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Задачи урока:

1)Определения целого и частей описания

2) Сопоставлять смысловые вопросы и вопросы билета

3)Составления семантического поля фотографии

4)Отработать алгоритм создания устного высказывания описания фотографии

Методы : проблемный, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный(с использованием опорных схем), дифференцированный.

Оборудование:

индивидуальные папки учащихся с вложенным материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над описанием(кейсы);

Оргмомент Приветствие. Самопроверка и взаимопроверка готовности к уроку.

Формулировка темы и определение целей урока.

Эпиграф к уроку :

Что общего у этого высказывания и темой нашего предыдущего урока?

(Цель писателя и фотографа одинаковая – воздействовать на воображение человека)

Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня? ( об описании фотографии)

Скажите, достаточно ли той информации, которую вы получили на предыдущем уроке для того, чтобы описать фотографию? (нет).

О чём вам ещё нужно знать? ( (Как описать фотографию?).

Верно. Это и будет темой нашего урока.

Запись темы урока в тетради.

Скажите, а для чего нам нужно изучить эту тему? (Это задание устной части ОГЭ) и при его выполнении можно допустить ошибки.

Что мы уже знаем?

Только структуру текста – описания

Что нам необходимо ещё узнать, чтобы описать фотографию?

Алгоритм и умение его применять.

Следовательно , цель нашего урока – Изучить алгоритм описания фотографии.

Запись в рабочих материалах

Работа над темой

Фотография на слайде, выступление ученицы о фотографии. ( Фото семейного отдыха )

Ребята, во время выступления … употребляла специальные слова, поэтому нам необходимо провести словарную работу (слайд)

Пополняем словарный запас. Подберите синонимы к словам (все слова перемешаны, нужно их распределить по колонкам) Учащиеся самостоятельно подбирают синонимы, потом самопроверка со слайда

фото, снимок, фотокарточка, кадр.

снять, запечатлеть, зафиксировать

увидать, уловить, ухватить, заметить, различить приметить, заприметить.

воссоздать, отразить, передать.

отразить, передать, фото, кадр, снять, запечатлеть, увидать, уловить, снимок, фотокарточка, ухватить, заметить, приметить, различить, заприметить, воссоздать, зафиксировать.

Работаем над алгоритмом описания

Знакомство с билетом

Обратите внимание : билет состоит из трёх вопросов и одного задания. Эти вопросы и являются подсказкой, своеобразным планом вашего ответа. На подготовку даётся только 2 минуты, поэтому составить и записать готовый текст вы не успеете. Вам придётся делать наброски логической схемы ответа. А уже по ходу выступления импровизировать. Именно такую схему я вам сегодня предложу, и мы постараемся составить алгоритм описание фотографии.

Схема, которую я хочу вам предложить, состоит из 8 логических вопросов. (По аналогии с вопросами к членам предложения. (кейс)

Целое - Семья

Составляем семантическое поле фотографии, опираясь на ключевые вопросы

Атмосфера (какая?) Доброжелательная, тёплая, безмятежная

Настроение (какое?) Бодрое, приподнятое, отличное.

Отвечаем на ключевые вопросы алгоритма.

Семья, папа, дочки

Весёлые , радостные, счастливые, (Одежда ) походная, свободная, удобная, легкая ,(атмосфера )дружественная, тёплая, доверительная, ( настроение радужное, приподнятое, хорошее)

Идут, смеются, держатся за руки, разговаривают, возвращются с прогулки

Летний день, солнечный день, выходной день

В лесу, по лесной тропинке

Весело, радостно

Прогуляться по лесу, отдохнуть в лесу, семейный отдых

Очень дружная семья

Сопоставляем вопросы билета с ключевыми вопросами – это и есть набросок вашего выступления

Вопрос билета: опишите

людей, изображённых на фотографии : как вы думаете, почему они так одеты;

Кто?(Целое + части перечислить) Какой? Как(одеты)? Зачем (так оделись)?

занятие людей, изображённых на фотографии

Что делает? Когда? Как делает?

атмосферу в этой семье;

настроение, которое вызывает у Вас эта фотография.

Какой? (настроение) Почему? (такое настроение)

4) Важно понимать, что устная часть предполагает проверку навыка спонтанной, неподготовленной речи.

Работа над составлением описания (в группах)

Подведение итогов

Давайте ещё раз повторим алгоритм. (слайд)

Познакомиться с билетом

Составить семантическое поле фотографии, опираясь на ключевые вопросы

Сопоставить вопросы билета с ключевыми вопросами.

Составляем описание, опираясь на фразы клише.

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итог

Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока.

Изучить алгоритм описания фотографии

Как вы думаете, достигли ли мы этой цели?Да

А сейчас я попрошу вас оценить, насколько продуктивно прошёл наш урок.

Продолжите фразу (слайд)

Я научился (чему?)

Домашнее задание : Подготовить описание фотографии, над которой работали или выполнить задания алгоритма по новой фотографии

Приложение 1

Описание — функционально – смысловой тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков явлений , предметов или событий, которые надо представить одновременно.

Цель описания в том, чтобы читатель(слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем воображении.

Общее представление о предмете - данное (целое)

Перечень отличительных признаков – новое (части)

Вывод , авторская оценка предмета.

Основные вопросы к тексту описанию – каков предмет? как он выглядит? Какие признаки для него характерны.

Описания можно разделить на статические, при которых предметы изображаются в состоянии покоя и динамические , показывающие предметы и явления в движении.

Лингвостилистические особенности описания

Связь между предложениями обычно параллельная. Вначале предложение или абзац, в качестве ЦЕЛОГО, остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Между собой они не связаны, поэтому их можно менять местами.

Каждое предложение САМОСТОЯТЕЛЬНО

Глаголы чаще всего употребляются в форме НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА, а для особой наглядности – в форме НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.

Все глаголы обозначают НЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНУЮ СМЕНУ СОБЫТИЙ, А ОДНОВРЕМЕННОСТЬ ПРОИСХОДЯЩЕГО.

Чаще используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.

Приложение 2

Прочитать выразительно текст

Тип речи…, так как в нём…(перечисляются признаки предметов или перечисляются события или перечисляются мысли)Назовите, что перечисляется?( Целое - части)

Тип описания …(статическое так как… предметы изображаются в состоянии покоя или динамическое так как , изображены предметы и явления в движении).

Лингвостилистические особенности текста:

Связь между предложениями (цепная или параллельная), так как предложения между собой (связаны или не связаны) и их (можно или нельзя) поменять местами, например,

Глаголы(назовите их) употреблены в форме …вида, …времени.

Местность была живописная. Старый помещичий дом стоял в низине. По вечерам курился вокруг холодный туман. Лягушки надрывались в окрестных болотах, и до головной боли пахло багульником (К. Паустовский. Черное море).

Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, лицо Базарова оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум

Читайте также: