Технологическая карта сочинение по картине 6 класс

Обновлено: 30.06.2024

Тип урока: традиционный (комбинированный).

Цели учителя: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Использованные источники:

Планируемые результаты:

  • личностные: положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам.
  • регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
  • познавательные УУД: перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
  • коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
  • предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение. Лингвистическая разминка

3. Актуализация знаний

Работа по вопросам:

  • Чем описание отличается от других типов речи?
  • Что можно описывать?
  • Как называется картина, на которой изображена природа?
  • Каких художников-пейзажистов вы знаете?

4. Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа группы учащихся. Слово о И. И. Левитане. (Все остальные записывают основные выдержки.).

Проблемное слово учителя. Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение.

Совместная работа учителя и учащихся. Учащиеся предлагают сои варианты вопросов и ответы.

(Лирический герой, любящий природу и способный на переживания).

– Какое впечатление производит на вас эта картина?

– Какое время года изображено на картине, время суток?

– Что мы видим на картине?

(Перечисляются образы, созданные живописцем : река, берега, деревья, небо.)

Работа в группах.Подбор рабочего материала.

V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.

Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.

План

Рабочий материал

Может включать, какое время года и суток изобразил художник, какие образы представил на полотне.

Поворачивает, устремляется вдаль; извивается, как змея; вода, как зеркало, отражает…

Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью…

Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз..

Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное…

Какие краски использовал Левитан

Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие…

Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы…

Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.

6. Физкультминутка

7. Речевая подготовка

– Как иначе можно назвать художника?

(Мастер, живописец, автор полотна).

– Как иначе можно назвать картину?

(Полотно, шедевр, произведение искусства).

– Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

8. Рефлексия

– Какая была тема урока, цель урока?

– Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания?

Тип урока: объяснение нового материала.

Образовательные:
1. Дать представление обучающимся о личности и творческой судьбе Ф.П. Решетникова;

2. Организовать исследовательскую деятельность обучающихся.

  1. Формировать у обучающихся умение целеполагания.
  2. Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, внимание и наблюдательность, речевую грамотность.
  1. Развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи.
  2. Развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения.
  3. Воспитывать уважение к прошлому своего Отечества, приобщать к национальному наследию через творчество Ф.П. Решетникова.

1. Совершенствовать навыки .

2. Вырабатывать навыки выразительного чтения; воспитывать чувство прекрасного.

- соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами,

-оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности,

- формировать интерес к изучению предмета.

- выдвижение гипотез и их доказательство

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- рефлексия способов и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

-установление связи между участниками, как объектами коммуникации, развитие навыков групповой работы.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Технологии, используемые на уроке: -- поисково – исследовательская технология; - коммуникативная технология

Формы организации познавательной деятельности: (фронтальная, групповая, индивидуальная)

Методы и приёмы: (создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия , самооценка)

Начало образовательного мероприятия. Приветствие

Численность – весь класс.
Время – 2 минуты .


1. Обучающиеся построятся напротив ведущего игры. Закроют глаза и вытянут вперёд одну руку.

2. По команде передвижением руки обучающиеся выразят своё теперешнее настроение – как они утром вставали, их отношение к уроку и т.д. Чем выше они подымают руку, тем лучше себя чувствуют - рука в самом низу означает наихудшее настроение, злость или печаль; рука, протянутая к потолку, выражает отличное настроение, веселость ожидание урока с нетерпением. Рука может быть поставлена и вне двух крайностей, просто в соответствии с настроением (рука, протянутая горизонтально, например, может означать, что я не очень хорошо выспался, но с нетерпением жду урока).

3. Когда все передвинули руки в нужное положение, можно по команде открыть глаза

Коммуникативная компетентность: установление связи между участниками, как объектами коммуникации, развитие навыков групповой работы.

Вхождение в тему. Целеполагание

- Какие события в школе могут повлиять на ваше настроение? Послушайте, с каким настроением идет домой герой одного стихотворения.

Почему так грустно герою стихотворения?

Численность – весь класс.
Время- 2минуты

На доске помещена мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока .

Как вы думаете, какая тема урока у нас будет сегодня?

- Исходя из темы урока, какие цели хотите достигнуть, и какие результаты планируете получить?

- Сегодня на уроке мы раскроем секрет картины - выясним, какова же главная мысль художника, в чём его замысел, поучимся грамотно строить предложения, подбирать точные слова для передачи смысла, и правильно составлять текст; повторим, как пишутся слова; подумаем, каково же родным, когда ученик приносит домой двойки…

Первая двойка.
А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в дневнике!
С тяжелой двойкой в дневнике!
А все шагают налегке.

А все шагают тут и там
И просто так, и по делам.
А возле дома номер два
Стоит автобус номер два,
И пароход издалека
Дал почему-то два гудка.

А ноги тащатся едва,
А ноги тащатся едва,
И опустилась голова,
Как голова у цифры два!

Потому что мальчик получил двойку в школе

Обучающиеся определяют тему урока:

  1. Познакомиться с личностью и творческой судьбой Ф.П. Решетникова.
  2. Совершенствовать навыки написания сочинения по картине.
  3. Расширить свои представления о тексте описании.
  4. Реализовать свои способности в исследовательском анализе картины.

Познавательные УУД. Логические УД.

Выдвижение гипотез и их доказательство.

Проработка содержания темы.

Как вы считаете, в каком жанре она написана?

Где происходит событие, изображённое на картине?

Какие подробности, изображённые художником, показывают, что это не наше время?

Какой момент изображён художником? Почему вы так решили?

Перечислите героев картины.

Всмотритесь в их лица. Какие чувства они выражают и почему?

Какие мысли и чувства возникли у вас, когда вы рассматривали эту картину?

Прежде, чем приступим к описанию картины, вспомним, что такое текст.

По каким правилам строится текст?

Назовите типы текстов …

У нас будет текст

- Ребята, написания сочинения в черновике. В нём вы будете работать.

- Прежде чем начать составлять связный рассказ, вспомните словарные слова, которые встретятся в сочинении. Запишите словарные слова

Работа над картиной.

Составление характеристики героев.

Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица?

Кто встречает мальчика с радостью?

Какое настроение у мамы? Как она выглядит?

Как относится к мальчику младший братишка?

- А теперь внимательно посмотрите на сестру. Что выражает взгляд и поза сестры? Как вы думаете, как она учится?

- Почему сестра с таким упреком смотрит на брата?

Опишите обстановку в квартире

- Какова основная мысль картины?

Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц. Всё это художник передал средствами живописи.

- Раскрытию замысла художника помогают и краски.

Каков колорит (взаимосвязь согласованность цветовых оттенков) картины?

- Казалось бы, мы уже можем приступить к работе над сочинением , но чтобы составить интересный, яркий рассказ мы должны провести словарно-стилистическую работу.

- Вспомним цель и задачи нашего урока.

- Что мы сделали для того, чтобы осуществить их?

- Что осталось сделать ?

Составьте план сочинения самостоятельно

В 14 лет Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

В маленькой уютной квартире

Старого образца мебель, девочка в пионерском галстуке.

( Если возникнет необходимость) Словарная работа: Пионер – (от фр. pionnier, pion — первопроходец, зачинатель). Член массовой детской организации, объединявшей в своих рядах школьников от 9 до 14 лет.

Мальчик только что вошёл в комнату. Собака верный друг мальчика радуется его приходу. Прыгает к нему на грудь, виляет хвостом

Мальчик, мама, младший брат, старшая сестра, собака.

Мама смотрит с упреком, младший брат смеётся над старшим, сестра смотрит с укором и только собака радуется приходу своего хозяина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Скворцова К.В.

Русский язык, 6 класс

Технологическая карта урока

образовательная: повторить полное понятие типов речи: описание, повествование, рассуждение; научиться писать сочинение-описание внешности человека; знать о роли описания внешности человека в художественных произведениях и в жизни; знать о роли прилагательных, выразительных средств в речи.

р азвивающая: сформировать умение определять типы речи; сформировать умение использовать нужный тип речи при написании сочинения; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость ; р азвивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать; развивать умение корректировать результаты своей работы.

в оспитательная: воспитывать культуру делового общения, любовь и интерес к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию.

Планируемый результат

Личностные УУД : мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству; принятие норм и правил ответственного поведения;

Регулятивные УУД : целеполагание и планирование деятельности; коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения.

Основные понятия

Описание, портрет, литературный портрет, внешность человека, композиция

Межпредметные связи

- дополнительные

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке

ПК, проектор, экран, презентация.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Содержание урока

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Отчёт ответственных по рядам.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу

Формулировать правила поведения

Проводить инструктаж, настраивать

Добрый день, ребята, присаживайтесь, надеюсь на дружное,

активное и творческое сотрудничество на уроке!

1 ряд 2 ряд 3 ряд

Ответственные по рядам докладывают о готовности к уроку: наличие школьных принадлежностей,

наличие домашнего задания.

Принцип психологической комфортности

Регулятивные (волевая саморегуляция)

Личностные (мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству)

2.Введение темы урока, постановка цели, задач урока.

Цель – развивать умение ставить перед собой цель и пути её достижения; планировать свою деятельность.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его .

обсуждение проблемных вопросов

- Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку, подумайте над его смыслом и ответьте: что мы будем учиться описывать сегодня? Слова принадлежат И.Глазунову?

- Знаете ли вы, кто это?

Каждое лицо - интересно. Задача художника-портретиста - выразить внутренний мир человека, дать свою оценку.

(И.Глазунов )

- Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока:

- Что должны вспомнить? Узнать?

- Чему должны научиться?

- Что должны сделать для достижения цели?

Регулятивные (планирование деятельности)

Коммуникативные (работа с информацией; построение речевого высказывания с учётом ситуации и сферы общения)

Личностные (активность участия в обсуждении)

3. Актуализация знаний о типах речи, об особенностях описания как типа речи. Рассказ о художнике.

знать, почему нужно уметь описывать внешность человека; знать о времени, в котором жил и творил художник.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его .

Истолковать литературный термин

Определить роль описания внешности человека в литературе и жизни

обсуждение проблемных вопросов

- На уроках литературы мы знакомились с понятиями "портрет" и "литературный портрет". Оживим в памяти эти определения.

- Итак, чтобы создать образ, нужно описать внешность человека. Каков план описания? Что мы должны описать?

(Черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности, черты характера)

- Для чего вводит автор описание внешности героев в художественное произведение?

- Ребята, а зачем нам умение описывать человека?

- Кто помнит, в какое время жил художник?

Какие картины создавал?

- Ребята, прослушайте рассказ о художнике и ответьте на вопрос: какие события могли повлиять на становление его как творца, создателя полотен?

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) - русский художник, теоретик искусства и писатель.

Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (с 17-ти лет, 2 года) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (следующие 2 года). В 27 лет окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908).

Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933).

Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939.

Познавательные (работа с информацией)

Личностные (активность участия в обсуждении)

4. Проблемное объяснение нового знания.

Цель - обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления; составить план описания портрета по опорным конспектам.

Работа над составлением плана описания в форме таблицы

Организация индивидуальной работы

Контроль за выполнением задания

- Ребята, давайте вспомним, из скольких частей состоит любое сочинение? Назовите их.

- Что будет во вступлении нашего сочинения? В основной части? В заключении?

- Итак. Ребята, чтобы у вас появился опорный рабочий материал для сочинения, предлагаю вам поработать по вариантам.

- Каждый из вас получит раздаточный материал с опорным конспектом, с которым вы должны будете поработать, исходя из задания.

Задание для группы А

Опорные слова.

Передо мной (я вижу) репродукция к…ртины, написанная (кем? в каком году?)

из…бразил на св..ей картине (___________________)

лицо мальчика. Он (какой?) ____________________________________________.

Необыкновен..о задумчивое лицо мальчика, (почему?)________________

( опишите глаза, улыбку, выражение лица )_________

Важной д..талью на к..ртине являют..ся глаза ребёнка. (какие они? о чем это говорит?)__________________________________

Волосы мальчика (прибраны ли, аккуратно или нет? О чём это может говорить?)

Правдива ли, жизненна ли картина? Докажите свой ответ.

Всё полотно пронизано (каким?) _________________ настроением. Когда я смотрю на эту картину, то чувствую_______________________

Задание для группы В.

Опорные слова

Репродукция к…ртины …, которую нап…сал… в …году.

Подберите синонимы:

Добавьте описание:

Лицо мальчика (выражение его лица?) __________________

Важная деталь на картине - глаза подростка (цвет, выражение взгляда? О чём говорят? О каких качествах?) ________________________________________________

Волосы мальчика, брови, другие черты лица (какие? О чём могут сказать? О каких человеческих качествах?)

Правдива ли, жизненна ли картина? Докажите свой ответ.

Выразите общее впечатление от картины и свое собственное настроение.

Задание для группы С.

Опорные слова.

Репродукция картины, написанная ….

Фон (есть ли? Какой? О чем это может говорить?)

Глаза (о чем говорит эта деталь?)

Выразите общее впечатление от картины и свое собственное настроение.

Познавательные ( поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера )

Коммуникативные (речевая деятельность; умение аргументировать своё мнение)

5.Чтение и коррекция полученного материала. Цель – речевое совершенствование учащихся.

Работать с информацией (с текстом), воспринимаемой на слух

Организовать фронтальную работу учащихся по тексту

- Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось?

- Кто готов прочитать получившийся опорный материал из группы А?

- Прослушайте его внимательно и подготовьте устную рецензию:

- Понравилась ли вам эта работа? Почему? Чем?

- Кто готов прочитать полученный материал из второй группы? Из третьей?

Познавательные (работа с информацией; анализ информации)

Коммуникативные (речевое совершенствование)

6.Домашнее задание.

Цель - речевое совершенствование учащихся; умение анализировать и структурировать материал.

Работать с информацией

Включить в запись домашнего задания

Написать сочинение-описание мальчика по картине, используя опорный план и материалы учебника.

Познавательные (работа с информацией, полученной на уроке)

Коммуникативные (речевая деятельность)

7. Рефлексия.

Цель – развивать умение оценивать результативность своей работы на уроке.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его

- Подведем итог нашей работе (+ заполняем самооценку достижений)

Вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли мы её?

Кто из вас доволен своей работой на уроке?

Кому урок показался интересным?

У кого улучшилось настроение?

Для кого материал урока будет полезен?

А где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания? А что было самым трудным? Самым легким?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это методическая разработка урока по развитию речи в 6 классе. Я ее сделала по заданию на курсах повышения квалификации СИПКРО (г.Самара) "Совершенствование написания сочинения"(название сократила).

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Учителя: Врублевская Т.Ю., Лесничая Г.В.

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема: Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам.

Цель: формировать умение создавать связный письменный рассказ по сюжетным рисункам.

Планируемые результаты

Предметные:

- формировать представление о жанровой специфике рассказа;

- формировать представление о способах выражения авторской позиции в рассказе;

- углубить представление о сюжете рассказа;

- совершенствовать умение анализировать собственный текст;

-формировать умение интерпретировать сюжетные рисунки.

Личностные УУД:

- формировать умение проверять и оценивать результаты своей деятельности и одноклассников;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

- развивать логическое мышление;

-развивать и совершенствовать приемы умственной деятельности;

- контролировать и оценивать процесс и результаты действия;

- закрепить навыки работы с черновыми материалами сочинения.

Познавательные УУД:

- уметь подобрать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;

- научиться в процессе подготовки к сочинению и на этапе его написания использовать определения понятий.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать и вступать в диалог; уметь высказать свое мнение.

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- развивать умение работать в паре.

Организация пространства

Технология изучения

Технологи-ческие этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Эмоционально настраиваются на работу.

Самоопределение(Л)
Планированиеучебного сотрудничества (К)
Целеполагание (Р)

Этап актуализации и пробного учебного действия

Работа по первому рисунку. Учитель выстраивает диалог с учениками.

Рассматривают 1-й рисунок, вступают в диалог с учителем.

Планирование учебного сотрудничества (К)
Логическое мышление (Р)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (К) (Л)

умение слушать друг друга и вступать в диалог(К)

Этап первичного закрепления с проговариванием во

Организует работу в парах.

Выслушивает ответы пар.

Обсуждают, добавляют опорные слова к своим.

Контроль (Р)
Классификация (П)
Построение речевого высказывания. (К)
Работа в парах (К)

Этап включения в систему знаний и повторения

Организует беседу по составным частям рассказа (структуре), по типам и стилям речи. Помогает ребятам определить, от какого лица будет идти речь в сочинении-рассказе. Предлагает 2 варианта написания сочинения: от 3-го лица или от 1-го (Степы)

Участвуют в беседе, актуализируют свои знания о структуре рассказа, используя свои рукописные (распечатанные) справочники по развитию речи.

Умение структурировать знания, умение определять то, что еще не усвоено из изученного, Умение ставить себя на место другого человека (Р), (К), (Л).

Умение формулировать свои ответы и выслушивать ответы одноклассников.

Коллективное построение структуры рассказа. (К) (П) (Р)

Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Этап создания канвы сочинения (творческий)

Комментирует и направляет работу учащихся.

Предлагает выбрать из списка подходящую для концовки рассказа пословицу.

Дети соотносят картинки со структурными элементами рассказа, создают устное сочинение, проговаривают друг другу в парах, подбирают подходящие художественные средства выразительности.

Задание творческого характера (Л), (П),(К)
Коррекция (Р)

Логическое мышление (Р)

Умение выбирать средства выразительности (П),(Р)

Умение создавать устное и письменное высказывание (К)

Осуществляет контроль работы пар.

Комментирует и направляет работу учащихся.

Читает у 1-2 пар (по желанию) отзывы и дает устную рецензию на написанное.

Каждый ученик пишет отзыв об устном сочинении одноклассника.

Анализ высказывания одноклассника.(Р)

Умение создавать собственное высказывание, умение выслушать собеседника (К),(Р)

Умение корректно дать оценку работе одноклассника (Л),(К).

Организует рефлексию.
Что каждый нового узнал на уроке, на что нужное обратить внимание? Обобщает сказанное.

Оценивает ответы. Благодарит за работу.

Организация рефлексии учащихся. Учитель просит учащихся каждой группы подумать, с какими заданиями они справились легко и без затруднений, а какие вызвали у них трудности. Просит подумать в чем причины этих трудностей.

Одним предложением записать, что нового и наиболее ценного каждый узнал на уроке.

Высказывают свое мнение.

Рефлексия способов и условий действий (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

образовательная: повторить полное понятие типов речи: описание, повествование, рассуждение; научиться писать сочинение-описание внешности человека; знать о роли описания внешности человека в художественных произведениях и в жизни; знать о роли прилагательных, выразительных средств в речи.

развивающая: сформировать умение определять типы речи; сформировать умение использовать нужный тип речи при написании сочинения; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать; развивать умение корректировать результаты своей работы.

воспитательная: воспитывать культуру делового общения, любовь и интерес к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию.

Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству; принятие норм и правил ответственного поведения;

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения.

Описание, портрет, литературный портрет, внешность человека, композиция

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке

ПК, проектор, экран, презентация.

Отчёт ответственных по рядам.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу

Формулировать правила поведения

Проводить инструктаж, настраивать

Добрый день, ребята, присаживайтесь, надеюсь на дружное,

активное и творческое сотрудничество на уроке!

1 ряд 2 ряд 3 ряд

Ответственные по рядам докладывают о готовности к уроку: наличие школьных принадлежностей,

наличие домашнего задания.

Принцип психологической комфортности

Регулятивные (волевая саморегуляция)

Личностные (мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству)

2.Введение темы урока, постановка цели, задач урока.

Цель – развивать умение ставить перед собой цель и пути её достижения; планировать свою деятельность.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

обсуждение проблемных вопросов

- Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку, подумайте над его смыслом и ответьте: что мы будем учиться описывать сегодня? Слова принадлежат И.Глазунову?

- Знаете ли вы, кто это?

Каждое лицо - интересно. Задача художника-портретиста - выразить внутренний мир человека, дать свою оценку.

- Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока:

- Что должны вспомнить? Узнать?

- Чему должны научиться?

- Что должны сделать для достижения цели?

Регулятивные (планирование деятельности)

Коммуникативные (работа с информацией; построение речевого высказывания с учётом ситуации и сферы общения)

Личностные (активность участия в обсуждении)

3.Актуализация знаний о типах речи, об особенностях описания как типа речи. Рассказ о художнике.

знать, почему нужно уметь описывать внешность человека; знать о времени, в котором жил и творил художник.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Истолковать литературный термин

Определить роль описания внешности человека в литературе и жизни

обсуждение проблемных вопросов

- На уроках литературы мы знакомились с понятиями "портрет" и "литературный портрет". Оживим в памяти эти определения.

- Итак, чтобы создать образ, нужно описать внешность человека. Каков план описания? Что мы должны описать?

(Черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности, черты характера)

- Для чего вводит автор описание внешности героев в художественное произведение?

- Ребята, а зачем нам умение описывать человека?

- Кто помнит, в какое время жил художник?

Какие картины создавал?

- Ребята, прослушайте рассказ о художнике и ответьте на вопрос: какие события могли повлиять на становление его как творца, создателя полотен?

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) - русский художник, теоретик искусства и писатель.

Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (с 17-ти лет, 2 года) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (следующие 2 года). В 27 лет окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908).

Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933).

Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939.

Познавательные (работа с информацией)

Личностные (активность участия в обсуждении)

4.Проблемное объяснение нового знания.

Цель - обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления; составить план описания портрета по опорным конспектам.

Работа над составлением плана описания в форме таблицы

Организация индивидуальной работы

Контроль за выполнением задания

- Ребята, давайте вспомним, из скольких частей состоит любое сочинение? Назовите их.

- Что будет во вступлении нашего сочинения? В основной части? В заключении?

- Итак. Ребята, чтобы у вас появился опорный рабочий материал для сочинения, предлагаю вам поработать по вариантам.

- Каждый из вас получит раздаточный материал с опорным конспектом, с которым вы должны будете поработать, исходя из задания.

Задание для группы А

Задание для груп.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: