Технологическая карта по русскому языку сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Тема: Коллективное составление текста по рисунку (под руководством учителя).
Тип: Развитие речи.
Цель: создать условия для развития умения составлять рассказ по рисунку
Задачи:
Образовательные. Совершенствовать умение составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту, делить на части.
Развивающие. Развивать навыки связной устной и письменной речи.
Воспитательные. Воспитывать интерес к предмету через занимательный материал.

Оценить 1467 0

Предмет: русский язык.

Тема: Коллективное составление текста по рисунку (под руководством учителя).

Тип: Развитие речи.

Цель: создать условия для развития умения составлять рассказ по рисунку

Образовательные.Совершенствовать умение составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту, делить на части.

Развивающие. Развивать навыки связной устной и письменной речи.

Воспитательные.Воспитывать интерес к предмету через занимательный материал.

Планируемые результаты:

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты:

имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

общеучебные– используют иллюстрации для решения учебной задачи;

- постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор;мультимедийное приложение к уроку (презентация).

1 . Мотивация к учебной деятельности

Начинаем наш урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

Личностные: эмоциональный настрой учащихся на работу на уроке

2.Самоопределение к учебной деятельности

Отгадайте загадки:

1). За деревьями, кустами, промелькнуло будто пламя, промелькнуло, пробежало. Нет ни дыма, ни пожара. Лиса

2). Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? . заяц

3) Она летать умеет в стае,
Умеет плавать и нырять,
Ты букву "У" читай в начале,
А то отгадки не видать.
утка

- Как вы думаете, почему я

загадала вам эти загадки?

- Мы будем составлять текс по картинке. Откройте учебник на странице 116 упражнение 222.

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос

3. Постановка учебной задачи

- Что мы развиваем, когда составляем предложения? (свою речь).

- Для чего нам это в жизни необходимо? (уметь правильно и излагать свои мысли, грамотно писать предложения).

- Сегодня мы продолжим эту работу.

-Чему мы будем учиться на уроке? (составлять рассказ по сюжетному рисунку)

4. Актуализация знаний

-Что такое текст? ( это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль)

- Что такое тема текста? ( это, то о чём говориться в тексте )

- Что такое основная мысль текста? ( это, то в чём автор хочет убедить читателя )

-Что есть у каждого текста? (заголовок, название)

-Чтобы озаглавить текст, что необходимо назвать? (кратко назвать тему или основную мысль)

-Из скольких частей, обычно состоит текст? (из трёх частей)

-Перечисли их? (вступительная, основная, заключительная)

-Какие типы текстов различают? (описание, рассуждение, повествование)

-Текст повествования, это какой текст? ( Повествование — текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае)

Рассуждение — текст, в котором говорится о причинах явлений или событий.

Текст повествование с элементами описания.(Это текст, в котором не только рассказывается о каком-либо событии, но ещё и идёт описание этого события)

- Сегодня мы будем с вами, учиться писать текст-повествование с элементами описания.

Предметные: актуализация знаний о тексте, видах текста, его составных частей

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос

5. Физкультминутка

6. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа по теме урока

Работа с учебником

7. Закрепление знаний и способов действий.

-Какой текст можно составить по рисунку: рассказ? Сказку?

- Какой тип будет текста: описание, повествование, рассуждение, повествование с элементами рассуждения? Повествование с элементами описания.

- Сегодня мы будем с вами, учиться писать текст-повествование с элементами описания.

- Определите тему всего текста. (спасение уточки)

I . Подготовительная работа

1.Ответьте на вопросы.

Какое время года изображено на рисунке? (обоснуйте свой ответ)

Эта история случилась поздней осенью.

-Кого вы видите на заднем плане? Зайца. Что он там делает.

Заяц пробегал по лесу и из-за кустов увидел, как лиса потихоньку подкрадывается к уточке.

- что делала уточка?

Утка плавала в прорубе.

- Почему утка замахала крыльями?

Она, увидев лису, сильно испугалась и замахала крыльями.

-Что сделала лиса?

Лисица хотела наброситься на уточку.

-Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Но она быстро взлетела вверх.

-Почему заяц не помог утке, как вы думаете.

Заяц все это видел, но он очень испугался, что лиса заметит его и схватит, поэтому он спрятался за кусты.

- Как вы думаете, правильно ли поступил заяц, наблюдая эту картину?

Что понял заяц (извлек из этой истории)?

Заяц понял, что нужно идти на помощь, даже если ты труслив.

3. Замените слова близкими по смыслу:

Уточка- утка

Лиса- лисица

5. Выбор заголовка.

III . Закончи предложения.

Эта история случилась …

Заяц пробегал по лесу и из-за кустов увидел …

Она, увидев лису, сильно ….

Лисица хотела наброситься …

Заяц все это видел, но он очень испугался, что лиса ….

- Составьте текст-повествование с элементами описания, используя опорные слова и словосочетания.

1.Самостоятельная работа над сочинением.

- Запишите текст. Выделите части на письме.

2.Проверка работы. Дети читают свои сочинения.

Образец сочинения:

Эта история случилась поздней осенью.

Заяц пробегал по лесу и из-за кустов увидел, как лиса потихоньку подкрадывается к уточке. Утка плавала в прорубе. Она, увидев лису, сильно испугалась и замахала крыльями.

Лисица хотела наброситься на уточку.

Но она быстро взлетела вверх. Заяц все это видел, но он очень испугался, что лиса заметит его и схватит, поэтому он спрятался за кусты.

Заяц понял, что нужно идти на помощь, даже если ты труслив.

Поставьте себе отметку.

Предметные: развитие связной устной и письменной речи; умение составлять текст по картинке.

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, умение вступать с учителем в диалог

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий.

Предметные: развитие словарного запаса учащихся

Предметные: умение подбирать синонимы; умение подбирать прилагательные; умение составлять из слов предложения

Предметные: развитие связной устной и письменной речи; умение составлять текст по картинке, умение составлять план рассказа.

Предметные: развитие связной устной и письменной речи, умение составлять текст повествование с элементами описания

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор урока – Артюхина Анастасия Сергеевна.

Предмет: русский язык

Используемый учебно-методический комплекс: УМК В. В. Бабайцева. Методическое пособие, русский язык (10-11 классы). Углубленный уровень

Дата проведения: 1 октября 2021г.

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ №1

Тип урока: урок обобщение и систематизации

- подготовить учащихся к выполнению второй части;

- понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра.

Задачи урока: организация повторения теории написания сочинения-рассуждения.

Личностные: овладение на уровне общего образования законченной системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Метапредметные: определять степень успешности выполнения работы;
Предметные: систематизация знаний полученных за учебные года .

Методы и формы обучения: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения.

Дидактическое обеспечение урока: учебник, материал распечатанный, мультимедийное оборудование.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организационный момент (2 минуты)

Цель: включение в деятельность, мотивировать учащихся к изучению темы.

-Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас урок посвящен подготовке к ЕГЭ.

- Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок.

мобилизация сил и энергии.

сформированность позитивной моральной самооценки.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний учащихся ( 7 минут)

Цель: повторение изученного материала.

- Какое самое сложно и большое задание есть в ЕГЭ?

- Каков должен быть объём сочинения?

- Давайте вспомним, как звучит задание

Задание 27. Формулировка задания:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Обратите внимание на выделенные предложения

- Объём должен быть 150 слов и более.

- Учащиеся слушают учителя и задают вопросы.

контролирование учебных действий, исправление допущенных ошибок.

понимание значения данной темы.

формулирование собственной мысли, высказывание и обоснование своей точки зрения.

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умение.

- Какая тема нашего урока?

- Какие цели?
- Задачи?

- Хорошо, молодцы, правильно!

- Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

- Тема урока: Подготовиться к написанию сочинению-рассуждению.

- Цель: подготовиться к написанию сочинения.

- научиться формулировать и комментировать проблему;

- аргументировано высказывать своё собственное отношение к проблеме.

желание приобретать новые знания, совершенствование имеющихся.

ответы на вопросы,

формулирование собственной мысли.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель: активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация.

- Давайте разберем критерии оценивания к ЕГЭ сочинении.

Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6):

1. Проблема

2. Комментарий к проблеме

3. Позиция автора

4. Своя позиция и её обоснование .

5. Заключение

Очень важно запомнить, что абзацев в сочинении может быть 3, 4, но всё-таки лучше каждую часть (в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности.

- Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет 5 частей. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения ,и вы теряете 2 балла за 5-й критерий.

- Запишите в тетрадь схему, что должно входить в каждый абзац.

- Учащиеся записывают в тетрадь схему.

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: отслеживание собственного понимания.

- Сейчас мы поделимся на группы. Нужно составить кластер на определенную тематику.

Что такое проблема?

Проблема-это основной вопрос , над которым размышляет автор, что его волнует.

- Как определить проблему?

Сформулировать основную мысль автора в виде законченного предложения Подумать, на какой вопрос отвечает это предложение. Записать его в виде вопросительного предложения.. Это и есть проблема текста.

Структура комментария к проблеме?

Вспомните, что такое комментарий?

Комментарий должен связать проблему с авторской позицией.

- Важно запомнить эту схему!

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/30/s_5e32b6f8cd251/1335999_1.jpg

- Учащиеся работают в группах. Составляют кластер на определенную тему. Показывают учителю.

- Выставляют каждой группе баллы.

анализ объектов с целью выделения признаков

контроль действий партнёра,

адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

участие в коллективном обсуждении.

Регулятивные:
планирование и выполнение задания в соответствии с целью.

адекватно оценивание результата выполнения
учебного задания.

Минута отдыха

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала.

- Сейчас мы будет работать с отдельными элементами сочинения. Перед Вами на партах лежит текст известного драматурга Виктора Сергеевича Розова. Этот человек посвятил свои произведения военной тематике.

- Давайте прочитаем текст.

1)Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами .(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: . (11)Обратите внимание на начало фразы: (12)И еще - .(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.(14)Сестры спрашивали: (15)А я отвечал:. (16)Дух мой был здоров.(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: . (18)Гармоническое устройство этого во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за в себе, иначе - беда.

- Итак, текст мы прочитали.

Давайте выделим текст на части.

- Выделяем проблемы. Сколько всего проблем?

- Какая первая проблема? Где об этом говорится?

- Итак, три проблемы в тексте:

1. В чём заключается счастье?

2. Можно ли оставаться оптимистом в трудную минуту?

3. Что является самым трудным в борьбе за счастье?

- Какая основная проблема в тексте?

Давайте приступим к важному этапу – это аргументация собственного мнения. Далее нужно согласиться или не согласиться с автором и обязательно обосновать, почему Вы так считаете. Сделать это можно с помощью:
1 аргумента из литературы
2) аргумента из жизненного опыта;

Сколько аргументов должно быть в вашем сочинении?

Учитель: Правильно, причём второй лучше разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным, т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше.

- Давайте посмотрим на критерии оценивания сочинения.

Таблица пошагового оценивания сочинения.

Формулировка проблем исходного текста.

Комментарии, сформулированные в проблеме.

Отражение позиции автора (хорошо частичное цитирование).

Изложение собственного мнения.(2 аргумента).

Речевое оформление (последовательность изложения, логическая связанность).

Точность и выразительность речи (разнообразие грамматических

- Какую тему мы поднимаем в предложенном тексте? Приведите аргумент.

- С задачей аргументацией справились неплохо.

- Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

- Один из учеников читает текст.

1)Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами .(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: . (11)Обратите внимание на начало фразы: (12)И еще - .(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.(14)Сестры спрашивали: (15)А я отвечал:. (16)Дух мой был здоров.(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: . (18)Гармоническое устройство этого во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за в себе, иначе - беда.

- Всего можно выделить 3 проблемы.

- Первая проблема: В чём заключается счастье?

- Вторая проблема: Можно ли оставаться оптимистов в трудную минуту?

- Третья проблема: Что является самым трудным в борьбе за счастье?

Ученик: Аргументов должно быть два.

Личностные:
развитие самооценки личности;
формирование адекватной позитивной самооценки;

контролирование учебных действий.

выполнение учебно-познавательных задач,

осуществление операций анализа, синтеза, классификация, обобщение, выводы.

Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Ребята, давайте вспомним, что мы делали сегодня на уроке и оценим каждый себя, насколько он работал на уроке. Дайте небольшой ответ.

Сегодня на уроке я повторил (а)…

- Я удовлетворен (а) своей работой на уроке, так как…

- Я не все понял, и мне нужно еще повторить некоторые правила.

- Учащиеся подводят итог своей работе. Высказывают своё мнение.

Личностные:
формирование адекватной самооценки

высказывание и обоснование своей точки зрения.

Информация о домашнем задании, инструктирование о его выполнении (1 минута)

- Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем на выбор.

1. Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту (Л.Н. Толстой);

2. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих (Ф.М. Достоевский);

3. Любовь исцеляет людей: и тех, кто дарует любовь, и тех, кто принимает этот дар. ( К.А. Меннингер)

- Учащиеся получают задание. Записывают в дневник.

положительное отношение к учебной и познавательной деятельности, стремление приобретать новые знания, умения, совершенствование имеющихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение по картине - одно из эффективных средств развития речи младших школьников. Оно способствует раскрытию творческого потенциала каждого ученика, обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

Кудрявец Сусанна Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6

Г. Минеральные Воды

Технологическая карта урока русского языка

Тип урока: урок развития речи

1. развивать речь, коммуникативные навыки;

3. привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

4. способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;

5.совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова

Формировать УУД:

- Личностные: выражать свои эмоции после прослушивания отрывков из произведений К.Г.Паустовского и И.А.Бунина

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение о природе того или иного явления на основе работы с картиной.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в дополнительных справочниках; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемый результат

Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы отличать, новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (в оглавлении, в словаре синонимов, эпитетов). (Познавательные УУД).

Основные понятия

Эпитеты, синонимы, слова-действия.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, литературное чтение, ознакомление с окружающим миром, музыка.

- дополнительные

- карточки с эпитетами;

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

УУД: Личностные, Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные.

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Оргмомент

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель организует беседу по содержанию музыкального произведения и произведений классиков русской литературы.

- Кто узнал мелодию звучащей музыки?

- Какие приметы ранней зимы услышали в мелодии? Что почувствовали?

- А сейчас послушайте, как о первом снеге сказал К.Г. Паустовский.

- Какие образные выражения о снеге, о зиме в тексте К.Г.Паустовского? Каково отношение писателя к первому снегу? Как он это показал?

- А как относитесь к первому снегу вы?

-А теперь послушайте отрывок из стихотворения И.А.Бунина.

- А теперь я предлагаю вам увидеть первый снег в картине А.А.Пластова.

- Как вы думаете, какая задача нашего урока? Что мы должны сделать для ее выполнения? Как мы спланируем свою деятельность?

Уметь наблюдать признаки зимы

(Познавательные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других.

(Регулятивные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

III. Рассматривание картины

Учитель просит рассмотреть картину в целом, проникнуться её настроением, обратить внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов

Дети рассматривают картину, пытаясь проникнуться её настроением

Учиться работать по предложенному учителем плану

IV Беседа по содержанию картины

Учащиеся описывают картину с опорой на вопросы учителя

Учитель беседует по содержанию картины

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами ещё видна голая земля)

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро. Дети второпях выбежали на крыльцо, они ещё не выходили из дома.)

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята.)

- Опишите их внешний вид (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевалась второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?

- Можно ли сказать, что ребятам нравиться первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

Уметь находить ответы на вопросы

в репродукции картины.

Уметь определять последователь-ность событий в природе и их связи.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Познавательные УУД). Уметь

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану.

V. Физкульт-минутка

Выполнять динамические упражнения под мелодию детской песни

VI. Работа со словарем настроений.

Учащиеся выбирают слова – названия чувств.

Учитель организует работу со словарем настроений

- Посмотрите на карточки, выберите слова- названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей:

1) радость, удивление, испуг

2) восторг, восхищение, грусть

3) волнение, беспокойство, интерес

Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

- Почему их удивляет первый снег (Первый снег мягкий, теплый, добрый, он падает тихо с неба крупными хлопьями)

- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.

- Здесь есть еще один герой – ворона. А что она переживает? (ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

Уметь отбирать языковые средства текста-описания

(Познавательные УУД).

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану

(Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме.

Договариваться с одноклассниками.

(Регулятивные УУД).

Учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукцией картины

VII. Речевая подготовка к сочинению

Учащиеся выбирают опорные слова, являющиеся главными для описания картины, сравнения и эпитеты к этим словам, слова, передающие чувства и настроение.

Учитель организует работу по отбору

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

Снег как стеклянный дождь

очень к лицу земле

как чистые капли воды

белая скатерть полей

лебяжий пух земли

пушистый и мохнатый

опускался большими хлопьями

Также учащиеся подбирают характеристики к остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные, но подходящие по смыслу, точные слова.

- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Какие чувства и настроения вызывает у вас картина? (Силой своего искусства художник показал светлый поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник, нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы)

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

VIII. Составление плана сочинения

Учащиеся предлагают свои варианты плана.

Учитель обсуждает с детьми предложенные варианты и записывает окончательный вариант на доске.

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ (по тексту В.Пескова, вар.14 сборника по подготовке к ЕГЭ, авт.И.П. Цыбулько).

Учитель: Кутепова Инна Валерьевна, учитель русского языка и литературы (руководитель ШМО) МБОУ СОШ № 111 г. Минеральные Воды

Предмет: русский язык

Цель деятельности учителя

Формирование и совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ; определение проблемы, поставленной автором текста, её комментирование; формулировка позиции автора; аргументация обучающимися своего мнения; развитие устной и письменной речи обучающихся.

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Метапредметные:

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; работа с текстом;

индивидуальная, групповая, фронтальная

Сборник по подготовке к ЕГЭ (авт.И.П. Цыбулько), опорная схема (план сочинения, перечень проблем и проч.)

Проблема, комментарий проблемы, позиция автора

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Ц.: Проверить готовность обучающих-ся к уроку (1мин.)

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Обучающиеся приветствуют учителя, дежурный сообщает об отсутствующих

Регулятивные: умение организовать свою деятельность

Мотивация к учебной деятельно-сти

Пред вами три текста (тексты распечатаны – см.Приложение 1), с которыми мы познакомимся, учитывая также текст варианта 14, предложенного вам в качестве домашнего задания; откройте сам текст, приготовьте опорную схему ( см.Приложение 2)

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Ц.: установле-ние преем-ственных связей преж-них и новых знаний

Формулирует задание: прочитайте тексты, определите, что связывает их и текст д.з.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…

А. де Сент-экзюпери

Читают тексты, участвуют в диалоге с учителем. Формулируют собственные

мысли, выделяют главное и второстепенное, главную идею текстов.

Познавательные: знание основ ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; умение осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Формулиро-вание темы урока

Вы увидели, что не случайно мы сравнили представленные тексты, определили, что их объединяет (позиции авторов). Дома вы работали над текстом варианта 14, определяя проблему, позицию автора, комментировали проблему, подбирали аргументы. Давайте сформулируем тему урока…

Участвуют в диалоге с учителем. Формулируют тему урока.

АНАЛИЗ ТЕКСТА. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию

Предлагает определить цель урока

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Записывают ( сокращённо ) на полях цель (совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ)

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизирует собственные знания.

Регулятивные: осуществление целеполагания, включая постановку новых целей, преобразования практической задачи в познавательную

Ц.: выполнение творческого задания, развитие логического мышления, умения работать в группе

Если формулирование проблемы представляет для вас трудность, давайте

попробуем определить ключевые слова текста (подчёркиваем карандашом прямо в книге);

какие ключевые слова составляют смысловой и эмоциональный фоны текста?

составим назывной план текста;

составим вопросный план текста;

выделяем те вопросы, которые помогут сформулировать проблему

Учитель делит класс на 4 группы, обращает внимание на опорный конспект (структура сочинения), в частности, на такие части, как определение проблемы, комментарий проблемы, позиция автора и согласие или несогласие с ней, аргументы

( критерии К1 – К4 );

даёт задания: каждая из групп в течение 4 минут формулирует доставшийся по жребию критерий, в течение последующих 5 минут группы представляют свои ответы

Обращает внимание на формулировку проблемы – форма родительного падежа

Обращает внимание на наличие обязательных для комментария слов:

В качестве аргументов вы можете использовать материал, который мы рассматривали в начале урока

Да, действительно, такие простые слова… Но какая глубокая мысль скрыта в них: земля не сможет существовать без всего живого, поэтому люди должны думать, прежде чем делать какой-то шаг вперёд; необдуманные действия часто приводят к необратимым последствиям.

Работают с текстом

I. Определяют ключевые слова текста (подчёркивают карандашом прямо в книге):

Смысловой фон текста:

Эмоциональный фон текста:

II. Составляют назывной план текста:

1. Земля – это шар.

2. Земля – наш дом.

3.Планета для жизни.

4. Живые организмы.

5.Человек – глава всего сущего.

6.Разрушительная деятельность человека.

7. Роль Земли в жизни.

8. Радость жизни на Земле.

9. Земля – наш общий Дом.

III. Составляют вопросный план текста:

1. Что такое Земля?

2.Как нужно относиться к Земле?

4. Какова роль человека на Земле?

5. К чему приводит разрушительная деятельность человека?

6. Почему Землю нам нужно беречь?

7. Чем является Земля для всего живого?

IV. Учащиеся выделяют 2, 5, 6 вопросы.

Соотносят поставленную задачу с текстом, выделяют главное (в соответствии с критериями):

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ:

2 группа (комментарий проблемы)

Сколько силы и искренней любви к Природе мы чувствуем во многих стихотворных произведениях Роберта Рождественского! Казалось бы, несколько строчек, но как убедительно, доходчиво и просто доносит поэт мысль, созвучную с позицией Василия Пескова:

Птицы, рыбы и звери

в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц -

И земля без зверей -

Познавательные: знание основ ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Регулятивные: умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные: умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Выполняют упражнения в соответствии с санитарными нормами

Ц.: написание сочинения в формате ЕГЭ

Предлагает написать сочинение в формате ЕГЭ (по критериям К1 – К4) с последующим чтением работ (2 – 3 – по выбору)

Пишут сочинение в формате ЕГЭ (по критериям К1 – К4) с последующим чтением работ (2 – 3 – по выбору)

Познавательные: умение осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Регулятивные: планируют (самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее

Рефлексия (достигли цели?)

Учитель спрашивает, достигли ли обучающиеся цели урока

Сочинение написано в формате ЕГЭ в соответствии с критериями, читают 2 – 3 работы

Регулятивные: адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

Коммуникативные: владение основами коммуникативной рефлексии

Подводит итоги работе, отрицательные и положительные стороны работы.

1 уровень – написать сочинение вар.14 по всем правилам (6 – 8 абзацев, обязательно вступление и заключение).

2 – 3 уровни – указать другие проблемы, поставленные автором, выявить в соответствии с этими проблемами авторскую позицию и т.п.

Слушают замечания учителя.

Записывают домашнее задание

1 уровень – написать сочинение вар.14 по всем правилам (6 – 8 абзацев, обязательно вступление и заключение).

2 – 3 уровни – указать другие проблемы, поставленные автором, выявить в соответствии с этими проблемами авторскую позицию и т.п.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизирует собственные знания.

Регулятивные: осуществление целеполагания, включая постановку новых целей, преобразования практической задачи в познавательную

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…

А. де Сент-экзюпери

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…

А. де Сент-экзюпери

2. Проблема текста. (Автор поднимает важную проблему …)

3. Комментарий проблемы. (Рассматривая эту проблему, автор приводит пример…)

4. Выявление позиции автора. (Авторская позиция выявлена достаточно ясно: автор призывает …)

5. Не могу не согласиться с мнением автора…

6. Аргумент №1 (Во-первых, правоту автора подтверждает и опыт литературы…)

7. Аргумент №2 (Во-вторых, опираясь на свой жизненный опыт, могу привести пример).

8. Вывод ( В ходе своих размышлений я пришла к выводу, что…)

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.

Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.

Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:

Позиция автора такова.

Автор считает, что.

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что. …

Автор убеждает нас в том, что. …

Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:

В тексте доказывается мысль о том, что.

Основная мысль текста заключается в том, что. …

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

МБОУ СОШ № 111 г. Минеральные Воды

Человек и общество

Проблема несправедливости социального устройства общества.

В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).

Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.

Проблема взаимоотношений подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека?

Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции. Например:

Автор поднимает проблему…

Автор затрагивает важную проблему…

Автора текста волнует проблема…

Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…

Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д.Гранин.

Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, – это…

Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…

Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков.

Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОЧИНЕНИЕ (ВАРИАНТ 14)

Наша планета, такая удивительная, такая родная и таинственная, - маленький голубой шар, вращающийся во Вселенной…

Сколько силы и искренней любви к Природе мы чувствуем во многих стихотворных произведениях Роберта Рождественского! Казалось бы, несколько строчек, но как убедительно, доходчиво и просто доносит поэт мысль, созвучную с позицией Василия Пескова:

Птицы, рыбы и звери

в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц -

И земля без зверей -

Да, действительно, такие простые слова… Но какая глубокая мысль скрыта в них: земля не сможет существовать без всего живого, поэтому люди должны думать, прежде чем делать какой-то шаг вперёд; необдуманные действия часто приводят к необратимым последствиям.

Читайте также: