Татьяна толстая соня сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Очень кратко: Друзья разыгрывают глупую, некрасивую, добрую девушку, придумав ей поклонника. Она погибает в блокадном Ленинграде, пожертвовав жизнью ради вымышленного возлюбленного, так и не узнав об обмане.

Продолжение после рекламы:

Ада … трепетала Николаевой нежностью и разверзала глубины его одинокого мятущегося духа, … подпускала намёк на разрушительную страсть, время для проявления коей ещё почему-то не приспело.

Николай писал, что в его сердце навеки запечатлён её незабываемый образ, но не суждено им быть рядом, долг перед детьми и т. д. Соня, дура, поверила сразу. Переписка была бурной с обеих сторон. Николай писал стихи, он сравнивал Соню с лилией, себя — с соловьём. Потом затея стала надоедать. Компания повеселилась вволю.

Брифли существует благодаря рекламе:

Видимо, Соня не получила этого письма. Однажды она взяла всё, что у неё было — баночку довоенного томатного сока, сохранённого для такого смертного случая, и побрела через весь Ленинград в квартиру умирающего Николая. Николай лежал под грудой пальто в ушанке с чёрным страшным лицом. Соня напоила его соком с ложечки и ушла с ведром за водой. Больше она не вернулась. В тот день сильно бомбили. Жил человек — и нет его. Одно имя осталось.

Ада выжила. Сонины письма она, очевидно, сожгла в ледяную зиму.

Писательница рассказала об уникальной личности, которую можно отнести к редкому типу праведниц. Соня имеет все основания чувствовать себя несчастной, обманутой, покинутой. Тем не менее ничего, кроме любви, в ее душе нет. Когда же тоска и одиночество становятся слишком сильными, она ищет спасения в книгах.

О бесцельной жизни



Софья Берс. 1862 год© Getty Images

О бессмысленной работе

Аргумент человек и общество т толстая соня

Соня поверила в неземную любовь своего адресата и стала отвечать загадочному страдальцу. Она не узнала правды до конца своих дней и была счастлива этой платонической любовью.

Соня поверила в неземную любовь своего адресата и стала отвечать загадочному страдальцу. Она не узнала правды до конца своих дней и была счастлива этой платонической любовью.

Софья Толстая – последняя любовь Сергея Есенина

Софья родилась 12 (25) апреля 1900 года в Ясной Поляне, в доме Льва Толстого. Отец Сони — Андрей Львович Толстой, мать — Ольга Константиновна Дитерихс, дочь отставного генерала, участника Кавказской войны. Девочку назвали в честь бабушки, так Сонечка стала полной её тёзкой — Софьей Андреевной Толстой.

Дедушка Лев Николаевич и бабушка Софья Андреевна девочку обожали. Бабушка даже стала её крёстной.

Первые четыре месяца жизни Сонечка провела в Ясной Поляне. Затем Андрей Львович продал земли в Самарской губернии, которые достались ему, брату Михаилу и сестре Александре по разделу родового имущества в 1884 г., и купил усадьбу Топтыково в 15 верстах от Ясной Поляны (до наших дней не сохранилась).

Андрей Толстой женился второй раз, в браке родилась дочка Маша. Ольга замуж больше не вышла, посвятила себя воспитанию детей.

Из Англии Сонечка писала бабушке и дедушке. Сохранилось много писем-открыточек, рисунков. Бабушка тоже много ей писала.

В 1908 году Ольга с детьми вернулась в Россию. Поселились в Телятинках, часто приезжали в Ясную Поляну. Софья Андреевна писала:

Вскоре Ольга Константиновна купила для себя и детей квартиру в Москве, в Померанцевом переулке. В ней до сих пор живут потомки Толстых. Соня выросла очень открытой, умной, увлекающейся девушкой. Она получила хорошее образование, свободно владела иностранными языками. По характеру была похожа не на спокойную аристократичную мать, а на отца — была такая же эмоциональная, активная, энергичная, она очень любила жизнь.



Сергей Михайлович Сухотин и Софья Толстая (справа) со знакомыми. Москва, 1921 г. Фото из фондов Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве.



Сергей Есенин и Софья Толстая, 1925 г.

Софья Андреевна влюбилась в Есенина сразу, окончательно и бесповоротно. Поэт часто приходил в квартиру Толстых в Померанцевом переулке. Они практически не расставались. Уже в июне 1925 г. Есенин переезжает к своей избраннице.

Однажды во время одной из прогулок Софья и Сергей по­встречали на бульваре цыганку с попугаем. Дали ей на гаданье мелочь, и попугай вытащил большое медное кольцо для Есенина. Цыганка надела это кольцо Сергею Александровичу, а он вскоре подарил его Соне. Она поджала кольцо под свой размер и носила его потом всю жизнь между двумя другими своими кольцами.



Сергей Есенин.

Видно, так заведено навеки, К тридцати годам перебесясь, Всё сильней прожжённые калеки, С жизнью мы удерживаем связь. Милая, мне скоро стукнет тридцать. И земля милей мне с каждым днём. От того и сердцу стало сниться, Что горю я розовым огнём. Коль гореть, так уж гореть, сгорая. И не даром в липовую цветь Вынул я кольцо у попугая, — Знак того, что вместе нам гореть. То кольцо надела мне цыганка, Сняв с руки, я дал его тебе. И теперь, когда грустит шарманка, Не могу не думать, не робеть. В голове болотный бродит омут. И на сердце изморозь и мгла. Может быть, кому-нибудь другому Ты его со смехом отдала. Может быть, целуясь до рассвета, Он тебя расспрашивает сам, Как смешного, глупого поэта Привела ты к чувственным стихам. Ну и что ж! Пройдет и эта рана. Только горько видеть жизни край, В первый раз такого хулигана Обманул проклятый попугай.

Жизнь с поэтом назвать сладкой и безоблачной никак нельзя. Все родственники сочувствовали Софье, потому что понимали, как ей сложно с Есениным. Постоянные пьянки, сборища, уходы из дома, загулы, врачи… Она пыталась его спасать.

Осенью 1925 г. поэт ушёл в страшный запой, который закончился месячным лечением в психиатрической больнице Ганнушкина. Софья Андреевна понимала, что теряет его. 18 декабря 1925 г. она писала маме и брату:

«…Потом я встретила Сергея. И я поняла, что это очень большое и роковое. Это не было ни чувственностью, ни страстью. Как любовник он мне совсем не был нужен. Я просто полюбила его всего. Остальное пришло потом. Я знала, что иду на крест, и шла сознательно… Я хотела жить только для него.

Я себя всю отдала ему. Совсем оглохла и ослепла, есть только он один. Теперь я ему больше не нужна, и у меня ничего не остаётся.

Смерть Есенина 28 декабря 1925 г. Софья Андреевна перенесла очень тяжело. Её спасло то, что она сразу погрузилась в работу. Начала собирать воспоминания о Есенине, рукописи, фотографии, его вещи. Уже в декабре 1926 г. при Союзе писателей открыли выставку, посвящённую Есенину. А ещё через год — музей Есенина. Софья Андреевна занималась публикацией стихов, проводила литературные вечера его памяти. С 1928 г. начала работать в Государственном музее Толстого в Москве сначала в качестве научного сотрудника, а с 1933 г. — учёного секретаря.

В 1941 г. она становится директором объединённых толстовских музеев. В первые месяцы войны, когда над Ясной Поляной нависла угроза оккупации, Софья Андреевна организовала эвакуацию экспонатов дома Толстого, завершившуюся за две недели до вторжения немецких войск в толстовский музей.



Софья Андреевна Толстая-Есенина в группе советских военных. Ясная Поляна, 1943 г. Фото из фондов Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве.

13 октября 1941 г. 110 ящиков с экспонатами были отправлены сначала в Москву, а затем в Томск. Лишь через три с половиной года они вернулись на прежнее место. 24 мая 1945 г. Софья Андреевна официально в торжественной обстановке снова открыла музей. После отделения Ясной Поляны от других толстовских музеев Толстая-Есенина продолжала занимать пост директора Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве.

В 1947 году в Ясную Поляну пришёл работать 32-летний красавец Александр Тимрот. И Софья Андреевна снова влюбилась… В 1948 г. они поженились.

Последние годы Толстая-Есенина провела в квартире в Померанцевом переулке. За несколько недель до её смерти в Москву приезжал сын Сергея Есенина Александр (родился в 1924 г. от поэтессы Надежды Вольпин). Но она отказалась с ним встретиться — не хотела, чтобы он видел её в таком состоянии. Умерла Софья Андреевна 29 июня 1957 г. в Москве, похоронена близ Ясной Поляны на кладбище в Кочаках, в семейном некрополе Толстых.

показать все фотографии

О свободе и несвободе

На протяжении семейной жизни графиня постоянно жертвовала своими интересами, временем и здоровьем. Эта цитата в очередной раз показывает, как сильно у нее было развито чувство долга и какую огромную роль играл Толстой в ее жизни.

Обычными средствами бороться с ней невозможно. Но есть любовь и есть творчество, которое способно эту обманности преодолевать, овладевать ею, отстраняя ее от себя, превращая в материал — в тему, в выразительные средства.

СВОЮ МАМУ Я ЛЮБЛЮ Свою маму я люблю Еѐ добрые глаза, Еѐ руки золотые Уж сравнить ни с чем нельзя. Меня мама пожалеет, Скажет добрые слова. Успокоит, приласкает, Совет добрый даст она.

Ну раз вы такие — живите как хотите. Гоняться за вами — все равно что ловить бабочек, размахивая лопатой. Но хотелось бы поподробнее узнать про Соню.

Смотри скорей, пока не погасло! Кто это тут? Есть ли среди них тот, кто тебе нужен? Но светлая комната дрожит и меркнет, и уже просвечивают марлей спины сидящих, и со страшной скоростью, распадаясь, уносится вдаль их смех догони-ка.

О паленой бороде

Софья Андреевна с детства занималась домашним хозяйством. Родители назначали сестрам Берс недельное, а потом и месячное дежурство. По очереди девочки должны были выдавать кухарке провизию из кладовой, колоть сахар и молоть кофе на месяц, подготавливать классную комнату к занятиям, под­держивать в чистоте и порядке шкафы с продуктами, книгами и бельем. Уже выйдя замуж, графиня часто готовила обед, вела хозяйственные переговоры с прислугой и выполняла самые разные домашние дела.

Библиотека

В школе Соня училась средне. Кое-как сделав уроки, она снова окуналась в мир русской литературы. Впрочем, и зарубежная проза ее привлекала. Внешне она не была хороша с тобой. Хотя старшая сестра, дабы успокоить Соню, не раз говорила о необыкновенной красоте карих глаз.

Кем мечтала стать девочка, с ранних лет ничего не замечавшая, кроме книг? Сонины грезы за пределы литературного мира не выходили. Заветной мечты у нее не было. После окончания школы девушка подала документы в библиотечный техникум.

В книгохранилище Соня проработала несколько лет. Затем начальница, такая же одержимая читательница, уговорила ее поступить на факультет филологии. Однако Соня так и не стала студенткой университета. Шел 1941 год.

Детство

Сонечка родилась в обычной еврейской семье, в годы НЭПа. Ее отец был часовых дел мастером. Во время новой экономической политики открыл небольшую мастерскую. Дела его шли хорошо. Но власть переменилась, и отцу Сони, человеку, испытывающему отвращение к поточному производству, пришлось устроиться на завод.

Как описывает свою героиню Улицкая? Какое занятие любила Сонечка превыше всего? Ответы на эти вопросы позволят понять проблематику произведения. Девочка с ранних лет превыше всего любила читать. Любовь к литературе обрела форму лёгкого помешательства. Стоило лишь открыть книгу, и она словно выпадала из реальности, откуда вернуться могла лишь после прочтения последней страницы.

Героиня Людмилы Улицкой до определённого момента жила исключительно книгами. Переживания Наташи Ростовой в ее душе находили такой же сильный отклик, как и гибель маленькой племянницы. Она словно огорожена была от всего, что происходило вокруг. Но, как уже было сказано, до определенного момента.

Об искусстве, религии и природе



Лев и Софья Толстые. 1908 годГосударственный музей Л. Н. Толстого

С самого начала жизни с Толстым Софья Андреевна понимала, что рядом с ней великий человек. Стараясь соответствовать супругу, занять достойное место в его духовной жизни, Толстая, хорошо образованная женщина, продолжала всячески себя развивать: с присущей ей энергичностью погружалась в искус­ство, музыку, литературу, философию, экономику и политику. В ее дневниках довольно много размышлений на сложные темы, а не только хроника семейной жизни.

Прошли годы. Дочь Таня повзрослела. У неё начался лёгкий, несерьезный роман. А еще у дочери появилась подруга Яся. Это была девушка редкой славянской красоты: невысокая, с мраморной белой кожей и точеной фигурой. По натуре своей она была содержанкой. С ранних лет умела нравиться мужчинам и извлекать из этого выгоду. Возможно, такой Ясю сделала жизнь.

Она выросла в детдоме. В Москву приехала с наивной и отнюдь не оригинальной мечтой – стать актрисой. Куда больше шансов у неё было пополнить ряды ночных бабочек. Но этого не произошло. Однажды Яся попала в хлебосольный дом Сони. И надолго здесь задержалась.

У Яси начался роман с Робертом Викторовичем. Сначала главная героиня ничего не знала об этом, когда все всплыло, скандал не устроила, ненавидеть Ясю не стала. К девушке она относилась почти как к родной дочери.

Конечно, по вечерам Николай и Соня должны были в назначенный час поднять взоры к одной и той же звезде. Без этого уж никак. Если участники эпистолярного романа в эту минуту находились поблизости, они старались помешать Соне раздвинуть занавески и украдкой бросить взгляд в звездную высь, звали ее в коридор: «Соня, подите сюда на минутку…

Ссылка

У героини повести Людмилы Улицкой – Сонечки – судьба была непростая. Она вышла замуж за нищего художника и разделила его участь. Соня уехала с ним в Башкирию, где он должен был отбывать ссылку. Семья жила в невыносимых условиях. Ко всему можно привыкнуть. Но Соня больше не читала. В ссылке родилась дочь Таня.

Причиной единственного разногласия между Робертом Викторовичем и его женой стало расхождение во взглядах на русскую литературу. Сорокасемилетний художник предпочтение отдавал зарубежной прозе.

О смерти сына

Толстая пережила семерых из тринадцати детей. В 1873 году Толстые лиши­лись годовалого Пети, через полтора года — маленького Николеньки. Прожив около двух часов, в ноябре 1875 года умирает Варя, четырехлетний Алеша скончался зимой 1886-го, в возрасте 35 лет умирает Мария Львовна. Незадолго до своей кончины Софья Андреевна потеряла сына Андрея. Но больше всего горя ей принесла смерть младшего сына Ванечки, любимца родителей и друзей дома.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


1. Татьяна Никитична Толстая;

6. Эпоха, описываемая в рассказе, это конец 30-х- начало 40-х, время блокады Лениграда.

7. Главные герои: Соня, ее знакомые Ада Адольфовна и Лев Адольфович.

Неуклюжая, некрасивая, глуповатая Соня, несмотря на то, что являлась палочкой-выручалочкой для своих многочисленных знакомых, часто ставила их в неловкое положение неудобными вопросами, к тому же заданными не к месту.

Ада Адольфовна с братом Львом, тоже попавшим в неловкую ситуацию из-за Сониной глупости, решили ее проучить, а заодно самим повеселиться.

Вскоре Лев Адольфович из игры вышел, и письма продолжила писать одна Ада.

Началась война, а вслед за ней и блокада Ленинграда. Ада Адольфовна копала противотанковые окопы, тосковала по маленькому сыну, уехавшему в эвакуацию вместе с детским садом. Потом начался голод. Ада похоронила сначала отца, затем брата, сожгла в печи книги, съела свои кожаные туфли и, когда сил уже не оставалось, написала прощальное письмо Соне. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Ада писала, что всё, что было – ложь, и что она всех ненавидит, После отправки письма она легла на диван и стала ждать смерти.

9. Личное мнение:

О чем этот рассказ? Наверное, как ни банальное это звучит, о любви. Любви жертвенной, готовой поделиться последним (в буквальном смысле), лишь бы спасти любимого человека.

В идеале любовь должна быть взаимной и не требовать от другого человека подвигов. Но Сонина любовь тоже имеет место быть. Как видим, она чиста и наивна, но способна подвигнуть человека на подвиг.

Произведение было написано в 1984 г. и посвящено подвигу во имя любви.

Направление

Ленинград конца 30-х - начала 40-х годов 20 века. Некрасивая и слегка глуповатая женщина Соня часто ставит своих друзей и знакомых в неловкое положение, задавая не к месту неудобные вопросы. Ада Адольфовна и ее брат Лев с компанией друзей решают подшутить над Соней, а заодно преподнести ей урок. Брат с сестрой придумывают план - они начинают писать девушке письма от имени тайного поклонника Николая. Он будто бы влюблен в Соню без оглядки, но не может оставить жену и троих детей. Очарованная девушка страстно отвечает на письма, а в одном из них даже отправляет возлюбленному подарок - свою любимую брошку в виде голубка, с которой раньше никогда не расставалась. Вскоре Лев устает от розыгрыша, ведь забава растянулась на годы, но Ада продолжает писать письма одна.

Начинается война, за ней наступает блокада Ленинграда. Ада копает противотанковые рвы и скучает по своему маленькому сыну, которого успели эвакуировать. В осажденный город приходит голод. Ада Адольфовна хоронит отца, а следом за ним и брата Льва. Она сжигает в печке все книги, вынуждена варить суп из кожаных туфель и обоев со стены. Когда силы совсем покидают ее, Ада пишет Соне прощальное письмо. В нем женщина признается, что выдумала Николая и писала письма от его имени, потому что ненавидит Соню. После отправки письма Ада ложится на диван и ждет смерти.

Скорее всего Соня не получила письмо. Она просто решила пойти и наконец-то увидеться вживую с возлюбленным, принеся ему последнюю банку томатного сока. Придя по адресу из писем, Соня находит там умирающего человека. Думая, что это Николай, женщина поит его томатным соком с ложечки и уходит за водой, но попадает под бомбежку. Больше о ней никто не слышал. Ада выживает, ведь это именно ее Соня напоила соком, приняв за возлюбленного. В конце рассказа читатель видит Аду Адольфовну глубокой старухой, озлобленной на жизнь и весь мир.

Главные герои и характеристики

Соня - женщина за тридцать, некрасивая, добрая и непосредственная, доверчивая и отзывчивая, тонкая натура. Работает в музее. Окружающие люди используют ее, часто прося о помощи в бытовых вопросах, и вечно подтрунивают.

Ада - приятельница Сони, очень красивая, элегантная, остра на язык, имеет много поклонников, живет увлекательной жизнью.

Поднимается вопрос нравственных ценностей личности, и описывается трагичность жизни "маленького человека".

Основная мысль

Если человек способен любить, то ему нужно совсем немного для появления настоящего чувства. Искренне любящий человек готов поделиться последним со своим близким, готов спасти чужую жизнь ценой собственной жизни. Люди, переживающие глубокие чувства, без сомнения способны на великий подвиг. Вера и любовь могут наполнить жизнь человека смыслом и сделать по-настоящему счастливым.

Чему учит

Жизнь человека - бесценный подарок. Никто не вечен, все вернется на круги своя. От поступков, совершенных в течение жизни, зависит то, какая память останется о каждом после его смерти. Физическая красота может исчезнуть со временем, но истинную красоту души человек сохранит до самой смерти.

Тема любви и красоты – это вечная тема русской литературы, но понимались эти категории разными писателями по-разному.

Но как бы ни относились к любви русские классики девятнадцатого века и их герои, она все равно оставалась великим чувством, определяющим человеческую жизнь, судьбу, личность.

Это рассказы о любви. В центре событий женщины, жизнь которых не сложилась с обыденной точки зрения, но которые все-таки были по-своему счастливы.

А каково было отношение людей к Соне?

Это еще раз говорит о душевной чистоте Сони, о том, что она сама похожа на ребенка.

Толстая ярко изображает контраст между циничными, не имеющими ничего святого за душой Адой Адольфовной и ее друзьями и Соней.

За счет того, что Соня изображена как человек, способный любить. Она любит детей и дети трогательно привязываются к ней, не замечая ни лошадиной челюсти, ни безвкусных платьев, ни нелепых слов. И это очень важная деталь для понимания образа героини, ибо дети обладают удивительной мудростью и умеют видеть истинное за внешним блеском. Они ценят доброту, любовь, чистоту, искренность.

И эта любовь героини спасла во время блокады жизнь человеку. Тому самому человеку – Аде Адольфовне, которая издевалась над Соней.

Что же остается от героев по прошествии времени?

Рассмотрим подробнее рассказ “Самая любимая”

Женечка, как и Соня, была бескорыстна. Ею все пользовались – и знакомые, и родственники, которые в Финляндии вспомнили о ней только тогда, когда собрались поехать отдохнуть, а сына не с кем было оставить. Женечка с удовольствием сидела с внуком, очень привязалась к нему. Но однажды она стала не нужна, и от нее отказались с нечеловеческой жестокостью.

Что же общего есть в этих рассказах, что их объединяет?

Обе героини уже не молоды, однако автор называет их по имени, причем здесь звучит какая-то детскость, наивность. Особенно остро это чувствуешь, когда читаешь про Женечку и вдруг понимаешь, что героиня годится в бабушки рассказчице, что русскому языку она учила еще ее мать.

Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем сравнить двух героинь.

Соня и Женечка имеют много общего во внешнем облике и душевных качествах.

Образ этой героини словно сливается с одной деталью – брошью с голубками. Брошь эта была достаточно нелепой и безвкусной, простенькой, эмалевой, дешевенькой, но Соня всегда носила ее. Образ голубя в нашей культуре символичен. Мы говорим о влюбленных, что они воркуют, словно два голубка, помним, что именно голубка принесла в клюве масличную ветвь в ковчег праведника Ноя как весть о том, что земля близко. Таким образом, можно сказать, что эта деталь – брошь с голубками - в рассказе символизирует любовь и надежду.

Символы, связанные с образами Сони и Женечки, - брошь с голубками и старый сад - переживают самих героинь.

Голубки прошли трудное испытание, но все-таки сохранились. Значит, и любовь, душевная чистота, связанные с образом броши, остаются неизменными, несмотря ни не что.

Женечка, как учительница русского языка и литературы, выучила и воспитала многих детей и вложила в них свою душу. Она останется в их памяти на всю жизнь. Сад, заботливо выращенный ею, и после ее смерти будет приносить людям радость: ее бывшие ученицы приезжают сюда, чтобы встретиться со светлыми образами днтства.

Женечка действительно бессмертна: ее душевная красота и всечеловеческая любовь растворились в этом мире – в саду, в свежем утреннем воздухе, в белых ночах, в старом, но прекрасном доме, в сердцах людей.

Любовь невольно заставляла Соню и Женечку творить добро, и их дела пережили их самих, растворяясь в нашем мире. Они наивны и чисты, как дети, как дети и беспомощны, на первый взгляд, перед жизнью и людьми, но без таких людей, наверное, жизнь бы остановилась.

Читайте также: