Тайна блудова болота сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Составить сочинение на тему:тайна блудова болота
По плану
1."кладовая солнце"-притча бывальщина
2.Дивная тайна Блудова болота.
1.)большой храм природы
2.)охотники за сладостной клюквой
3.)кладовые природы и человека
3.Заключение:смысл повествования о Блудовом болоте

У камня, где почивали ребята, достаточно широкая болотная тропа расползалась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо. Это тоже сказочный прием: очень нередко былинные и сказочные герои оказываются перед выбором (еще говорят: на распутье). Наши герои тоже делают собственный выбор. Проявив упрямство, Митраша избирает тяжелый путь, решает идти по слабенькой тропе, а Настенька по плотной. Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. И до того недалёк был живым созданьям этот стон и вой сосны и ели, что дикая собака в Блудовом болоте, услыхав его, вопила от тоски по человеку, а волк вопил от неизбывной злости к нему. Как в сказках действуют удивительные помощники (жеребец, благая старуха, волшебница-супруга) и злобные силы, так и в Кладовой солнца на помощь детям приходит собака вернейший друг человека, а противоборствует ей волк злейший недруг человека, самой злобой собственной обреченный на погибель. Не послушал Митраша рассудительной Насти, не знавши броду, оставил выбитую тропу людскую и прямо полез в Слепую елань. А Настя, увлекшись сбором клюквы, не быстро вспомнила о брате, но, как и всякая притча, притча-бывальщина М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за собственного упрямства оказался на Блудовом болоте, чуток не умер, но ему посодействовала собака Травка. Ребята встретились и благоприятно возвратились домой. С самого начала произведения мы попадаем в удивительный мир, где все живое взаимосвязано и где природа воспринимает самое непосредственное роль в судьбе героев. Поначалу мы узнаем, что в селе осиротели двое малышей. Но дети эти были умненькие и, основное, дружные, поэтому они быстро освоили мудрости сельской жизни. Они ухаживали за семейными животными, работали в огороде, а в ответ получали молоко и щедрый сбор. Единожды от людей они узнали, что клюква, которая перезимовала под снегом, становится очень лакомой, и, как только сошел снег, направились на Блудово болото. Собираясь, дети вспомнили, Что слышали от отца о не знаменитой никому палестинке, где вырастает самая-самая сладостная клюква. По пути дети обязаны были пройти само Блудово болото, о котором в народе прогуливалась легенда о том, как лет двести тому вспять ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку около великого плоского камня, и с тех пор ель и сосна вырастают совместно. И, когда ветер качает деревья, ель и сосна стонут, будто живые существа. Настя и Митраша присели отдохнуть у Лежачего камня, недалеко от этих деревьев. Было совершенно тихо в природе, и малыши, озябшие, до того были тихи, что даже тетерев не направил на их никакого внимания. Вокруг царила необыкновенная краса, и раздавалось только слабое пение птиц, посвященное восходу большого солнца. А когда они собрались идти дальше, неожиданно налетел ветер, рванул, ель нажала на сосну, сосна на ель, и деревья застонали. Как словно сама природа остерегала малышей. Собравшись идти дальше, ребята вдруг заметили, что достаточно широкая болотная тропа расходилась вилкой. Митраша, проверив по компасу направление троп, решил идти по более слабенькой, Настя по другой, плотной тропе. Ребята стали спорить. И здесь опять природа попробовала предостеречь ребят: серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул, а сосна и ель, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали, как бы вторя спору брата и сестры. В то утро у деревьев иногда выходило так, словно где-то горько вопил в лесу потерянный или покинутый ребенок. И вправду, дети оказались Оторваны друг от друга. Настя, увлеченная сбором ягод, на некое время забыла о брате. А он, позабыв, наверняка, разумную пословицу: Не знавши броду, не лезь в воду, оставил выбитую тропу людскую и полез прямо в Слепую елань (то же самое, что зимой в ПРУДУ прорубь). Хотя и рассудительная сестра предостерегала его, и травка белоус демонстрировала направление обхода елани. Но на помощь опять пришла природа. Выручило малышей то, что собака Трава, потерявшая владельца и живущая сейчас в лесу, не могла выносить печального плача сплетенных навеки деревьев. мысленно представь для себя две тропы и подумай: а не разъединят ли эти тропы тебя с кем-то, кто для тебя очень дорог?

Учебник – Литераура 6 класс Г.С. Меркин , с.156-186

1. Сказка - быль – это жанр литературы, в котором сочетается реальное и фантастическое

3. При написании сочинения следует обратить внимание на описание Блудова болота – глава VІІІ сказки-были

Выполни самостоятельно по образцу

Примерный план сочинения

I. Вступление. “Кладовая солнца” – сказка-быль.

II. Основная часть. Удивительная тайна Блудова болота.

1.“Великий храм природы”.

2.“Охотники за сладкой клюквой”.

3.Кладовые природы и человека.

III . Заключение. Смысл повествования о Блудовом болоте.

Работать над сочинением можно до 20.04.

Домашнее задание: дописать сочинение

Предварительный просмотр:

Приложение к уроку 79

"Кладовой солнца" автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа - прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений - детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти. Отсюда второе, более широкое толкование слов "кладовая солнца" - вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьём и, главное, с человеком. Поэтому третье и основное, может быть, значение названия - сердце человека с его способностью любить. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему - вот настоящее, истинное богатство!

1. Блудово болото — это таинственное и опасное место в произведении М.М. Пришвина "Кладовая солнца". Тайна Блудова болота заключается в том, что на болоте есть Слепая елань — "гибельное место", в котором не сведущий, легкомысленный человек может погибнуть, что чуть не случилось с Митрашей из-за его беспечности. Так же на болоте есть "кладовые солнца", то есть залежи торфа, которые природа заготовила для человека. Но только знающему человеку она откроет двери своих "кладовых".

2. Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями. (Перескажите историю детей (Насти и Митраши), отправившихся на Блудово болото)

3.В этом произведении природа олицетворяется: она может быть доброй к человеку, если он чтит её законы, а может погубить его, если он ими пренебрегает.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей).


Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста.


Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.



Методическая разработка урока по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"


Презентация к уроку литературы "Особенности жанра сказки - были в "Кладовой солнца" М. Пришвина"

Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца". На уроке учащиеся должны выяснить, каковы особенности сказки-были как.

Главные герои рассказа – брат и сестра, Настя и Митраша. Дети остались без родителей. Они – круглые сироты.

Другие жители деревни не оставляли их без внимания и всячески старались помочь им, кто чем мог. Но дети научились жить самостоятельно и оказались довольно хозяйственными малыми.

Этот рассказ повествует о их быте и об одном приключении – как они за клюквой ходили. Брат с сестрой решили набрать этой чудесной ягоды побольше. Вот и вспомнили они рассказ отца о месте, где ее видимо-невидимо. Но путь туда лежал через болото.

можно было и обойти. Вот тут-то и произошла меж детьми ссора, в результате которой Настя пошла в обход, а брат ее пошел прямо по гибельной тропе и чуть было не увяз в болоте.

К счастью, все закончилось хорошо. Мальчика спасла умная собака. К тому же, он сумел убить волка, которого долго жители деревни изловить не могли. За это прослыл он героем.

А ягоды дети набрали.

Этот рассказ не только о приключениях двух сироток. Еще одним действующим лицом выступает в нем сама природа. А все происходящее в нем наталкивает на многие мысли.

Всем нам известно, что природа – наша кормилица. Не зря, кстати, рассказ

назван так – “кладовая солнца”. Это – те дары, что принимаем мы от природы и они безграничны. Нужно только уметь ими пользоваться.

Этому и учит произведение.

Еще, под кладовой здесь понимается и само болото, где скапливается полезное для человека вещество – торф. Однако, все полезное может быть и опасным. Это и показывается автором.

Мальчик чуть не утонул в болоте. А над сестрой взяла верх жадность. Девочка, добравшись до ягодной полянки, это тоже природная кладовая, даже забыла о брате.

Она очень сильно увлеклась сбором клюквы.

Но все хорошо, что хорошо заканчивается. Дети получили большой жизненный урок из этого своего приключения. Они поняли, что действовать нужно сообща и тогда можно будет избежать много опасностей.

А знания и доверие опыту людей – это то, что всегда поможет.

Вариант 2

Послевоенные годы выдались самыми тяжелыми особенно для детей, а о тех кто остался сиротками и говорить не приходится. В одном селе жили брат с сестрой мать их умерла, а отец погиб на войне. И пришлось детям самим вести хозяйство.

Настя вставала ранним утром, готовила, ходила за скотиной, занималась уборкой. Брат научившись у отца мастерить деревянную посуду менял у соседей на что-нибудь нужное в хозяйстве. Сельчане зная как детям трудно приходится, старались помочь, кто чем может.

Вот как-то весной собрались ребята в лес за клюквой, в это время ягода бывает сладкая. Как только сошел снег ее видимо не видимо на полянках, которые называют кладовые солнца. Дети вспомнили про одно место, где этой ягоды можно насобирать целое ведро с одного метра. Сперва они шли вместе пока не дошли до развилки.

Там Настя пошла по широкой дорожке, а Митраша выбрал на узкую тропинку. Заблудиться он не боялся, так как взял с собой и компас и даже ружье. За то что мальчик был собранный и всегда старался запастись нужными вещами его прозвали “мужичок в мешочке”.

В лесу через который шли ребята жила собака Травка, когда-то она принадлежала леснику, а после его смерти осталась одна. Тоскливо ей было и она частенько выла. Этот вой услышал волк и решил ее поймать, но в тот самый момент когда ее можно было схватить собака помчалась за зайцем.

Митраша шел незаметной тропкой и попал в болото, хорошо сообразил бросить ружье плашмя, на нем и держался пока его случайно не нашла Травка. Тут из-за кустов появился волк, Митраша не долго думая выстрелил и убил его. Пока брат бродил по болоту Настя насобирала ягод.

Вернувшись домой дети рассказали о своем приключении. Мало кто им поверил, но некоторые особо любопытные отправились в лес и привезли волка. Теперь “мужичка в мешочке” зауважали еще больше.

Сочинение на тему кладовая солнца
План:
l. "Кладовая солнца" - сказка быль
Il. удивительная тайна блудова болота.
1."Великий храм природы"
2."Охотники за сладкой клюквой"
3.Кладовые природы и человека
lll. Смысл повествования о Блудовом болоте.

Кладовая солнца" М. М. Пришвина - сказка-быль, в которой переплетаются и правда, и вымысел, и легенда, и жизнь. Уже сам зачин произведения словно вводит нас в волшебный, сказочный мир: "В одном селе, возле Блудова болота, в районе города

Переяславль-Залесского, осиротели двое детей. ". Но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом деле. Во-первых, автор точно указал место и время, во-вторых, рассказ ведется от лица человека, жившего по соседству, а в сказках обычно говорится, что дело было "давным-давно", и происходило оно "в тридевятом царстве, тридесятом государстве".

Настя и Митраша - главные герои. "Золотая Курочка" и "Мужичок в мешочке", как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя, занимаясь женскими домашними делами, "хлопотала по хозяйству до ночи". На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. Так дети жили дружно, не зная горестей и бед. Это описание жизни ребят тоже напоминает сказку - чудесный мир, где все живое взаимосвязано.

Сказочные герои всегда противостоят врагам: ведьмам, Кощею, Бабе Яге и другой нечисти. Так и герои "Кладовой солнца" оказываются в ситуации, когда они должны противостоять опасностям и злу (которое может таиться не только вокруг, но и внутри самого человека) . Однажды, вспомнив о том, что в лесу есть палестинка, на которой растет самая вкусная клюква, Митраша и Настя отправляются туда, чтобы набрать побольше этой "полезной для здоровья ягоды". А дорога на чудесную палестинку лежит через Слепую елань - гиблое место, где пропало много людей и животных. Пройдя полпути, Настя и Митраша присели отдохнуть на Лежачем камне в Блудовом болоте, о котором существовала легенда, что лет двести тому назад ветер-сеятель принес сюда два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку, и из них проросли два дерева. Их корни переплелись, а стволы тянулись к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой за питание, воздух и свет. И когда ветер качал эти деревья, ель и сосна стонали на все Блудово болото, словно живые существа. Так и Настя с Митрашей иногда спорили между собой. И не случайно ссора, случившаяся между ними, произошла под этими деревьями. У Пришвина природа принимает участие в судьбе героев, она изображена не только живой, но и имеющей Душу, которая, как у человека, радуется, печалится, любит, страдает (эти же приемы очеловечивания природы мы встречаем и в сказках) .
"Кладовая солнца" - удивительная сказка-быль, которая заставляет задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе

Читайте также: