Сюжет и композиция романа а с пушкина евгений онегин сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Несмотря на заглавие, подразумевающее, что речь пойдет главным образом о Онегине, Пушкин, едва представив своего героя ("С героем моего романа. / Позвольте познакомить вас: / Онегин, добрый мой приятель. "), тут же о нем забывает и принимается беседовать с читателем:

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Подобный прием будет повторяться в течение романа очень часто: автор постоянно сбивается то на воспоминания о "днях веселий и желаний", то на грустное размышление об уходящей молодости ("Но грустно думать, что напрасно / Была нам молодость дана. "), то на рассуждение о превратностях творческого процесса:

. Ко мне забредшего соседа, Поймав нежданно за полу, Душу трагедией в углу, Или (но это кроме шуток), Тоской и рифмами томим, Бродя над озером моим, Пугаю стадо диких уток.

Онегина то забывают на балу - а автор в это время беззаботно разгуливает по берегу моря, элегически вздыхая: "Я помню море пред грозою. ", то Пушкин в "минуту злую" для Онегина прощается с читателем, оставляя героя в петербургском доме Татьяны.

К сюжету Онегина, заданному первой строфой романа (размышления Онегина на пути к дядюшке), уже во второй строфе добавляется сюжет автора. Сложным взаимодействием двух сюжетов - сюжета автора и сюжета героев (или, по словам исследователя романа С. Г. Бочарова, "романа автора" и "романа героев") - и определяется своеобразие художественной структуры повествования в романе.

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы.

Но следствия нежданной встречи

Сегодня, милые друзья,

Пересказать не в силах я;

Мне должно после долгой речи

И погулять и отдохнуть:

Докончу после как-нибудь.

Пушкин весьма воль обращается как с героем, так и со временной линией повествования: первых семь глав зеркально отражаются в одной восьмой, заключительной. История Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, а "проповедь" Онегина - "уроком", который теперь, в свою очередь, дает герою Татьяна.

Менее очевидной, но более психологической параллелью является сон Татьяны - едва ли не единственная в романе развернутая картина психологического состояния героини - и бал по случаю ее именин. Связь, во-первых, сюжетная: ссора Онегина и Ленского, гибель последнего; а во-вторых, предметная детализация, общая для кошмарного сна и праздничной яви, заставляет ассоциативно связывать "уродов с того света" и веселых гостей Лариных:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога.

И вот уже беззаботные и ни о чем не подозревающие гости Лариных - "толстый Пустяков", "уездный франтик Петушков", "обжора" Флянов - благодаря сюжетной рифме предстают перед читателем в гротескном свете. И даже мирная картина с храпящими Пустяковыми, Гвоздиными, Простаковыми и мосье Трике "в фуфайке, в старом колпаке" может вызвать невольное воспоминание о ночном видении Татьяны:

Вот череп на гусиной шее

Вертится в красном колпаке.

Пушкин постоянно намечает возможные, уже ожидаемые читателем сюжетные повороты ("Читатель ждет уж рифмы "роза"? На, возьми ее скорей!") – но не следует им: ситуация, показанная во второй главе, вполне благополучна: Ленский влюблен в Ольгу - и любим (как ему кажется). Появление Онегина в доме Лариных истолковано всеми соседями однозначно - ". свадьба слажена совсем, / Но остановлена затем, / Что модных колец не достали", перед героями не стоит никаких препятствий (традиционная романная схема подразумевает именно преодоление препятствий, будь то несогласие родителей или вмешательство "третьего лишнего"), - но "счастье", которое "было так близко, так возможно", не приходит: Ленский погибает, Онегин отправляется в путешествие, Ольга выходит замуж за улана и навсегда исчезает со страниц романа, Татьяну увозят в Москву на "ярмарку невест".

Отказ от напрашивающихся линий сюжетного развития наиболее явно продемонстрирован автором на примере романной судьбы Ленского. Имеется два варианта возможного будущего своего героя:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден. -

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел.

Расстался б с музами, женился,

В деревне счастлив и рогат

Носил бы стеганый халат.

Но об обоих вариантах автор начинает говорить тогда, когда Ленский уже мертв и ни один из вариантов судьбы героя заведомо не может быть реализован!

Не меняет ситуации и финальная встреча Татьяны и Онегина в Петербурге: Пушкин демонстративно отказывается от каких бы то ни было сюжетных эффектов: объяснение Онегина и Татьяны заканчивается под "шпор внезапный звон" появившегося в комнате мужа героини - и мелодраматическая сцена, казалось бы, неизбежна. Однако именно в эту решительную минуту автор оставляет героев и прощается с читателями.

Не случайно современные Пушкину литературные критики отказывали роману в целостности и единстве: Н. Полевой рассматривал "Евгения Онегина" как "рудник для эпиграфов, а не органическое существо", а Н. Надеждин считал, что это не роман вообще: "Евгений Онегин" не был и не назначался быть в самом деле романом. Он не имеет притязаний ни на единство содержания, ни на цельность состава, ни на стройность изложения". Да и сам Пушкин на первый взгляд давал основания для такой оценки своего романа, словно специально указывая на явные композиционные промахи:

. Прими собранье пестрых глав,

Небрежный плод моих забав.

А где, бишь, мой рассказ несвязный.

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.

Разница, однако, состояла в том, что критики не увидели в "Евгении Онегине" романа, а автор видел в нем роман нового типа.

Принципиально новые законы художественного построения текста были сформулированы Пушкиным и в одном из писем к А. Бестужеву: "Роман требует болтовни". Болтовня - сознательное стремление создать текст, который мог бы восприниматься как импровизационный рассказ; стремление добиться эффекта непринужденного диалога с читателем - и разрушить условно-литературное повествование о столь же условных литературных персонажах. Не случайно Пушкин представляет своего героя в романе дважды: в первой главе (вторая строфа) и в седьмой (заключительная строфа). Сопоставим эти фрагменты:

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас:

Онегин, добрый мой приятель.

Пою приятеля младого

И множество его причуд.

Благослови мой долгий труд,

О ты, эпическая муза!

Свободный и непринужденный разговор с читателем - тем более с читателем посвященным - сменяется пародийным взыванием к эпической музе ("Не дай блуждать мне вкось и вкривь") в запоздалом "вступлении" к роману, о котором автор "вспомнил" только к предпоследней главе. Тем самым классицистская жесткая регламентация темы и структуры произведения, строгость композиционных правил, заданность авторской художественной установки и обязательность высокого пафоса иронически опровергаются и утверждаются права свободного от любой регламентации рассказа. Причем "свободного" настолько, что автору иной раз приходится себе напоминать, кто его герой и что с ним происходит, "чтоб не забыть, о ком пою".

"Забалтываясь донельзя" (цитата из письма Пушкина к Дельвигу, в котором он рассказывает о плане своего романа), автор тем самым получает возможность сказать обо всем - об элегиях и одах, о яблочной наливке и брусничной воде, о русском театре и французских винах, о лорде Байроне и безымянном немецком булочнике, о своем "брате двоюродном Буянове" и Наполеоне, оставшемся стоять у стен Москвы в ожидании ключей от города, и еще о многом, многом другом. Пестрота описаний и разностильность повествования не противоречат внутреннему единству "Евгения Онегина" - лирическим центром романа является автор. Лирические отступления, по замечательному выражению С. Г. Бочарова, не отступают от дела, а обступают его со всех сторон.

Пушкин максимально эффективно использует повествовательные возможности четырехстопного ямба: ямб - гибкий, легко варьирующийся и интонационно очень близкий к разговорной речи размер, он передает динамику живой речи. Той же цели служит и онегинская строфа -принципиально новый тип строфы, созданный Пушкиным именно для романа: онегинская строфа включает в себя 14 стихов четырехстопного ямба с рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские рифмы, строчными -мужские). Смысловая структура онегинской строфы – тезис, его развитие, кульминация, концовка - передает сам ход движения мысли.

Пушкин сам указывает на эти недостатки:

Пора мне сделаться умней,

В делах и в слоге поправляться,

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

При этом о необходимость избавляться от отступлений говорится в очередном лирическом отступлении, а противоречия становятся одном из важнейших конструктивных принципов романа. Заявление автора "я думал уж о форме плана" - явное противоречие авторскому определению романа как "рассказа несвязного", а признание в конце восьмой главы "даль свободного романа. / Еще не ясно различал"; "лета шалунью рифму гонят" так же явно не соответствует очень жесткой и нигде не нарушаемой системе рифмовки.

Противоречие всплывает и на сюжетном уровне: в третьей главе, например, автор утверждает, что письмо Татьяны хранится у него - "Письмо Татьяны предо мною; / Его я свято берегу. ", а в восьмой главе - что у Онегина: "Та, от которой он хранит / Письмо, где сердце говорит. " Указав на "разность между Онегиным" и собой, автор тут же добавляет:

Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас.

Вследствие того, что автор привлекает внимание читателя к "технологической" стороне повествования (разрывам во времени, пунктирному движению сюжета, введению в повествование планов и черновиков этого же романа), на первый план выходит металитературное значение романа: рассказывая о "приятеле", Пушкин все время напоминает читателю о "литературности" всего произведения ("Но наш герой, кто б ни был он, / Уж верно был не Грандисон", "Прямым Онегин Чильд Гарольдом / Вдался в задумчивую лень") – истинная история романа "Евгений Онегин" - не Татьяны и Онегина, а создание романа.

Создатель же романа сам, следовательно, становится его персонажем – единственным, биография которого лишь намечена, в отличие, например, от Онегина, Татьяны или даже второстепенного героя Зарецкого: "жизнеописанию" каждого из этих персонажей отводится специальная часть повествования. Хронология пушкинской судьбы не линейна: в первой главе упоминается южная ссылка начала 1820-х гг. ("Но вреден север для меня"), в шестой - ушедшая молодость:

Ужель мне скоро тридцать лет?

Но так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя.

- а восьмой годы отрочества - Лицей и заключительный лицейский экзамен:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал.

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Таким образом, свободное варьирование тем, стилей, голосов, подключенных к авторскому повествованию, свободное перемещение в пространстве и времени, соединение объективно-повествовательного и субъективно-лирического типов повествования – важнейшие принципы композиционной организации романа. Вне авторского слова, особого пушкинского стиля, "Евгений Онегин" превращается в обычную слабую мелодраму - без развязки и эффектных сцен; разрушается тип героя, созданного Пушкиным, - "доброго приятеля" автора и одновременно героя романа; разрушается пушкинский образ художественного пространства, строившегося в романе по принципу взаимоналожения двух миров - реального и литературного.

Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.

О задуманной структуре произведения говорит не только изначально запланированное равное число песней в каждой части, но и тот факт, что каждая из них была посвящена раскрытию образа одного из героев.

В первой части Пушкин описывает Евгения Онегина. Вторая посвящена Ленскому. Заключительная – Татьяне.

Одной из главных героинь – Ольге не уделено столько внимания, как остальным троим, в силу того, что она играет в произведении менее значимую роль. Она представлена поверхностной натурой, как, по мнению Пушкина, и значительная часть девушек того времени. В силу этого поэт не видел необходимости уделять этому образу много места. Кроме того, образ Ольги позволяет глубже понять Ленского, увлекшегося ее пустотой и заурядностью.

Посвящение глав характеристики героев было необходимо поэту и потому, что их образы представляют собой олицетворение основных типов молодых людей того времени. Благодаря этому фабула романа построена на взаимоотношениях четырех главных героев.

Онегин представлен воплощением холодного скептика, погруженным в модные тогда хандру и разочарование. Ленский – его противоположность (на чем автор строит центральный конфликт). Он представлен романтиком, пылким и увлекающимся. Татьяна – тоже глубокая натура, способная на истинные чувства и верная своему долгу, что она демонстрирует в конце романа, отвергая Онегина ради верности нелюбимому мужу.

Во взаимоотношениях главных героев представлена определенная фабульная симметрия. Татьяна безответно любит Онегина, а Ленский – Ольгу, которая к нему тоже не очень расположена.

Части произведения разнородны и по характеру действия. Если в первой события развиваются относительно спокойно, то в следующей напряжение нарастает, происходят драматические события, главным из которых становится дуэль. В третьей происходит развязка. Однако в ней есть и продолжение жизни Татьяны, и конфликт между ней и Онегиным, перемены, произошедшие с ними.

Восьмая глава должна была быть посвящена описанию путешествий Онегина. Однако содержащиеся в ней оценки положения в стране не могли пройти цензуру. Вследствие этого Пушкин отказался от нее совсем, не желая вставлять в роман главу, из которой изъята существенная часть.

Вариант 2

По мнению самого автора, роман является неким собранием рассказов. Все 8 глав имеют свою яркую самостоятельность и самобытность. Это и неудивительно, ведь роман писался очень долго, и каждая глава несла в себе отпечаток нового этапа жизни Александра Сергеевича. Книга выходила по частям, и каждая глава становилась ярким событием в русской литературе.

Персонажи произведения заслуживают отдельного разговора. Они существуют в книге вовсе не случайно. Герои представляют собой собирательный образ русского общества тех лет. Пушкину удалось воссоздать и перечислить всех основных типажей люда того времени. Тут и бедный помещик Ларин, и его светская, но вместе с тем несколько опустившаяся жена, вот мы видим интеллигентного поэта Ленского, рядом стоит его ветреная и слабовольная половинка и т.д. В совокупности они составляют Россию в самый пик своего рассвета. Обратим внимание на персонажей романа.

Главным героем повествования является Евгений Онегин. Он устал от жизни, в ней ему не хватает некой искорки, смысла. Автор подробно рассказывает нам про среду, в которой рос юноша. Воспитывался Онегин как и все дворяне. Образование ему дали поверхностное, то есть его не подготавливали для настоящих дел, из него делали успешного человека, который бы мог прилично вести себя в светском обществе и ни в чем себе не отказывать. Балы очень скоро наскучили нашему герою. Вскоре мы понимаем, что Евгений способен не некие глубокие чувства, но вместе с этим он свободолюбив и эгоистичен. Он слишком любит себя и это лежит в основе всех его чувств и мыслей.

Образ Татьяны Ларина представляется нам совсем иным, она буквально идеальна во всем: он добрая, умная, готовая ради любви на все. Барышня любит читать книги, и именно благодаря им в ее образе мы видим оттенки романтичности и влекущей таинственности. В этот образ и влюбился Евгений Онегин.

Сестра Татьяны Ольга является самой простой девушкой, в ней нет никаких отличительных черт. Она сильно отличается от сестры своей пустотой и ветреностью.

Но, как это ни странно, именно в Ольгу влюбился поэт Ленский. Видимо он желал ее наполнить своими идеалами и тем самым создать идеальную для себя девушку. Ленский человек больших принципов, ему не чужды моральные понятия. Увидев, как его друг Онегин танцует с Ольгой, просто от скуки, Ленский осмелился взывать уже бывшего приятеля на дуэль. Он был оскорблен. Но увы, из этой дуэли победителем вышел Онегин.

Фабула и особенности произведения Евгений Онегин

Также читают:

Картинка к сочинению Композиция произведения Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

Есть много человеческих качеств, которыми мы все хотим обладать. Это и смелость, и решительность, и доброта. Сильная воля тоже для многих важна

Для людей в современном мире часто не существует ясных идеалов, которые были бы непреложными. Правда меняется в зависимости от обстоятельств, мнение определяется поиском большего комфорта и выгоды.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Евгений Онегин.

Год написания – 1823–1830 гг.

История создания – Работа над романом длилась более семи лет, как говорил сам поэт, он был создан на основе его размышлений и оценки происходящих событий в родном государстве.

Композиция – Стихотворный роман, состоящий из восьми глав.

Направление – Реализм.

История создания

События романа охватывают период правления Александра Первого, развитие русского общества в период первой четверти девятнадцатого века. Создание произведения посвящено драматической судьбе дворянского сословия.

Создание отдельных глав соответствовало определённым периодам жизни автора, и каждая из них может служить как самостоятельным произведением, так и быть частью всего романа. Долгие годы написания пришлись на период с 1823 по 1830 г., книга издавалась по мере написания частей, полностью роман увидел свет уже в 1837 году.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Основные темы романа тема любви, тема чести, тема выбора. В книге Пушкина полно и красочно отображены все сферы жизни общества России того периода. Автор показал жизнь и быт русской деревни, светское столичное общество, типичные портреты героев, мода и вкусы людей того времени.

Главный герой романа, молодой дворянин Евгений Онегин, разочарован в жизни. Его дядя оставил ему имение. Пресытившись светской жизнью, Евгений уезжает в село. Здесь он знакомится с Ленским, они много общаются. Ленский познакомил Евгения с семьёй Лариных. Сам Ленский влюблён в Ольгу, молодую ветреную красавицу, у которой есть сестра Татьяна, полная её противоположность. Это молодая, неопытная девушка, воспитанная на романах. Ее чистая, романтическая душа жаждет светлой любви, искренней и верной. Девушка решается на сильный поступок: она объясняется в любви герою своей мечты, воплощенного в образе Онегина. Молодой дворянин отвергает любовь девушки. Трудно представить, какие чувства охватывают девушку после слов Онегина. Это боль, стыд, разочарование. Это огромный стресс для девушки, выросшей в полной уверенности о настоящих чувствах книжных героев.

Ленский же готов бороться за свою любовь, он вызывает Онегина на дуэль после того, когда Онегин начал на вечере у Лариных открыто флиртовать с Ольгой. Молодой человек погибает. Через несколько лет, встретившись с уже замужней Татьяной, Онегин понимает, что упустил настоящую любовь. Он объясняется с Татьяной, но теперь она отвергает его любовь. Девушка высоко нравственна, и она никогда не пойдет на измену, хотя по-прежнему любит Онегина. Основная мысль романа состоит в том, чтобы показать не только проблематику любовных отношений, но и пороки общества, в котором лучшие люди оказываются лишними, а счастливыми могут быть лишь люди мало думающие, мало чувствующие, лишённые нравственного стержня. Ведь зачастую, основная проблема человека в том, что он подчинен мнению людей.

Всегда остается актуальным то, чему учит это произведение – способность сделать свой собственный выбор и жить полной жизнью.

Композиция

Особенности композиции произведения Пушкина подчеркивают глубокий смысл содержания. Стихотворный роман состоит из восьми частей.

Первая глава романа знакомит с главным героем, освещает его столичную жизнь. Во второй главе происходит завязка сюжетной линии второй темы романа – знакомство молодого, жизнедеятельного поэта Ленского с Онегиным. В третьей главе прослеживается завязка основной темы произведения, где Евгений знакомится с Татьяной. Действие развивается: девушка пишет письмо, происходит ее разговор с Онегиным. Евгений ухаживает за невестой друга, тот вызывает его на дуэль. Снится вещий сон Татьяне.

Кульминация романа – Владимир погибает на дуэли, Ольга выходит замуж за другого, Татьяну выдают замуж за важного генерала.

Развязка – встреча Татьяны с Онегиным, их объяснение, где героиня, продолжающая любить Евгения, отвергает его. Сам финал открытый, нет конкретной определённости дальнейшей судьбы героя.

В главах поэмы существуют лирические экскурсы, не отходящие от основного сюжета, но в то же время являющиеся обращением автора к читателю. Изначально поэт задумывал 9 глав, но жёсткие рамки цензуры заставили поэта убрать одну из глав, а все свои мысли и чувства заключить между строк и использовать лирические отступления. Поэтому и все главы,и поэма в целом имеют как бы незавершённый вид, какую-то недосказанность.

Главные герои

Основная особенность композиции

Зеркально противоположно показан Онегин в начале и в конце романа. В первых главах перед читателями раскрывается образ столичного франта, который может часами собираться и прихорашиваться. Для него внешний лоск и репутация кажутся важнее личных отношений и привязанностей. Он обольщает женщин, но не испытывает к ним каких-либо сильных чувств, холодно и безразлично говорит о многих вещах. В последних главах А.С.Пушкин показывает уже другого Онегина, в душе которого зарождается настоящая любовь, желание восхищаться и любоваться любимой женщиной. Онегин предстает как пылкий, влюбленный, отчаянный герой.

Перемены заметны и в образе Татьяне Лариной. При первом знакомстве с читателями автор рисует ее как провинциальную, тихую, скромную девушку. Она задумчива, мечтательна, книги – ее главные спутники. В конце произведения Татьяна – это светская дама, хозяйка знаменитого салона, умеющая владеть собой. Так Пушкин показал внутреннюю эволюцию главных героев романа, построив произведение на контрастах и противопоставлениях как главных героев между собой, так и их версий самих себя.

Композиция

Всего в романе выделяют две сюжетные линии, объединенные общим героем: Онегин — Татьяна и Онегин — Ленский. Композиционная единица романа — глава. В каждой новой главе описывается новый виток сюжета.

  • Первая глава – расширенная Экспозиция, посвященная Онегину.
  • Вторая глава – завязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Третья глава – завязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.
  • Четвертая глава – основное действие.
  • Пятая глава – основное действие.
  • Шестая глава – кульминация сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Седьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Восьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.

Лирические отступления

Природа в романе

Открытая концовка

Композиция может быть линейной, обратной, кольцевой, зеркальной.

Последний тип композиции называется так из-за того, что отдельные эпизоды произведения как бы отражают друг друга, повторяясь во всех внешних подробностях, но при этом высвечивая качественные содержательные различия.

Исходя из основного сюжета, мы легко определяем эпизод, отражением которого становится финальная сцена романа. Это беседа Татьяны и Онегина в саду.

Напомним, что она разворачивается на следующий день после получения Онегиным любовного письма от Татьяны.

Робкая девушка боится поднять глаза на властителя своих мыслей, он тоже взволнован, но с уст его слетает довольно строгий рассудочный приговор:

…Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей… Я вас люблю любовью брата И, может быть, ещё нежней. Послушайте ж меня без гнева: Сменит не раз младая дева Мечтами лёгкие мечты; Так деревцо свои листы Меняет с каждою весною. Так, видно, небом суждено. Полюбите вы снова: но… Учитесь властвовать собою: Не всякий вас, как я, поймёт; К беде неопытность ведет.

Онегин оправдывает свой отказ непривлекательной картиной семейной жизни с ним:

Что может быть на свете хуже Семьи, где бедная жена Грустит о недостойном муже, И днём и вечером одна; Где скучный муж, ей цену зная (Судьбу, однако ж, проклиная), Всегда нахмурен, молчалив, Сердит и холодно-ревнив! Таков я. И того ль искали Вы чистой, пламенной душой, Когда с такою простотой, С таким умом ко мне писали? Ужели жребий вам такой Назначен строгою судьбой?

Он старается очернить себя в глазах Татьяны, признаётся в душевной холодности, мертвенности своей души:

Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я.

Его коленопреклоненная поза – знак покаяния. Её слёзы – свидетельство неугасших чувств.

Но зеркало не покривит против правды: теперь очередь Татьяны ответить Онегину отказом. Ему предшествует сознательное снижение, упрёк в сомнительности намерений Онегина:

…Тогда – не правда ли? – в пустыне, Вдали от суетной молвы, Я вам не нравилась… Что ж ныне Меня преследуете вы? Зачем у вас я на примете? Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна, Что муж в сраженьях изувечен, Что нас за то ласкает двор? Не потому ль, что мой позор Теперь бы всеми был замечен И мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь?

Страсть, в которой исповедается Онегин, Татьяна называет обидной:

Я плачу… если вашей Тани Вы не забыли до сих пор, То знайте: колкость вашей брани, Холодный, строгий разговор, Когда б в моей лишь было власти, Я предпочла б обидной страсти И этим письмам и слезам. К моим младенческим мечтам Тогда имели вы хоть жалость, Хоть уважение к летам… А нынче! – что к моим ногам Вас привело? какая малость! Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?

В ней оскорблена внутренняя чистота. Татьяна, как может, борется за неё, объясняя Онегину свой отказ.

Её ранит то, что она истинная – деревенская, ни кем не знаемая девочка – была не нужна ему, а теперь – поставленная в условия знатности и блеска – стала желанной.

Возможно, в глубине души Татьяна не верит, что чувство Онегина к ней – настоящее. Её приговор суров:

Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Закольцовывая композицию романа возвращением Онегина в Петербург, Пушкин завершает инициальный путь героя, констатируя его неудачу.

Композиционно роман состоит из следующих частей:

Анализируя главную сюжетную линию, следует отметить несколько особенностей. Первая из них — довольно затянута экспозиция: она составляет две главы из восьми. Зачем Пушкин так подробно описывает становление характеров главных героев — Онегина и Татьяны? Можно предположить, для того чтобы поступки обоих героев были понятны читателям, чтобы наиболее полно выразить идею романа — изображение умного, но бесполезного человека, впустую проживающего свою жизнь. Вторая особенность — основная сюжетная линия не имеет развязки. Ведь после финального бурного объяснения с Онегиным Татьяна уходит из своей комнаты, а герой остаётся на месте, потрясённый её словами. А дальше …шпор внезапный звон раздался, И муж Татьянин показался… (8, ХLVIII) Таким образом, действие обрывается на полуслове: муж застаёт Онегина в неурочный час в комнате жены. Что он может подумать? Как повернётся сюжет дальше? Пушкин не объясняет ничего, а заявляет: И здесь героя моего В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго… навсегда. (8, ХLVIII)

Читайте также: