Своими словами про лиричные жанры сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Лирика — это вид литературы, призванный воспроизводить настроение автора, его субъективное отношение к чему-либо.

Лирический тип построения художественного образа основан на эмоциональном переживании, поэтому часто трактуется как способ раскрытия внутреннего мира писателя или поэта, метод его самовыражения.

В отличие от драматических произведений, лирические не имеют прямой конструктивной связи с сюжетностью. Для них характерна простейшая сюжетная организация. Если в драматическом произведении читатель ищет событийную основу и логический финал, то в лирике поиск этих принципов лишен смысла.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Важная особенность лирики — отсутствие возможностей для точного и широкого описания действительности. Ее главная задача — поместить читателя в эпицентр того душевного, чувственного переживания, которым охвачен автор.

Жанры лирических произведений

Как и другие литературные направления, лирика включает в себя несколько жанров. Формирование каждого из них происходило постепенно: одни зародились и начали развитие еще в древние времена, другие появились в эпоху средневековья, а третьи сформировались совсем недавно — один-два века назад.

Ода

Ода — это стихотворение, призванное прославить значимое историческое событие или некую личность, написанное максимально торжественным слогом.

Классификация од разнообразна. Она подразумевает деление на философские, нравоучительные, религиозные, духовные, сатирические произведения. Но все оды имеют схожую структуру из трех частей:

  1. Вступления, раскрывающего основную тему, знакомящего читателя с затронутой проблематикой.
  2. Развития, в рамках которого приводятся значимые аргументы.
  3. Финала, как правило, содержащего поучительные выводы.

История оды уходит корнями в древние времена — подобные произведения создавались Пиндаром и Горацием. Но со временем жанр потерял свою актуальность, перешел в разряд архаических и не используется современными авторами.

Песня

Песня может принадлежать к двум жанрам, иметь характеристики эпического или лирического произведения. По сравнению с эпической песней лирическая обладает меньшей сюжетностью, но более ярко показывает переживания главного героя.

Лирическая песня — это словесное произведение, чаще всего соединенное с мелодией, музыкой, выражающее мысли, эмоции, чувства человека.

Традиционно песня делится на куплеты или строфы, имеет припев или рефрен. В литературной песне текст всегда первичен. Мелодия и музыка накладываются на него позже.

Послание

Послание — это письмо в стихах, произведение, посредством которого автор обращается к кому-либо.

Жанр имеет истоки в лирике античности, но его наиболее активное развитие пришлось на 19-20 века. В это время пишут свои послания Пушкин, Есенин, Цветаева, Маяковский.

Послание как жанр литературы имеет еще одно название — эпистола. Для эпистолы характерно наличие композиции, уважительного обращения к предполагаемому собеседнику, раскрывающей смысл послания средней части, концовки. Некоторые произведения имеют постскриптум — небольшую приписку к основной части.

Сонет

Сонет — это особая форма поэзии, предполагающая следование строгим принципам рифмовки, соблюдение особых стилистических законов.

Создание сонета требует от автора совершенного владения языком, способности использовать возвышенную лексику, умения находить необычные точные рифмы. Поэтому в литературной среде жанр считается одним из наиболее интеллектуальных, сложных.

Элегия

Элегия — это жанр лирики, призванный отобразить философские раздумья автора.

Изначально элегией назывался плач по умершим — с его помощью древние греки облекали в поэзию свои переживания, страдания по ушедшим. Позже жанр стал служить для выражения спокойной грусти, созерцательности, размышлений о гармонии мира. Для современного мира тематическое направление элегии — это философские и пейзажные зарисовки.

Эпиграмма

Эпиграмма — это короткое сатирическое произведение, высмеивающее общественное явление или поведение какого-то определенного человека.

Структура эпиграммы хорошо видна в произведении Александра Сергеевича Пушкина:

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

В ходе своего исторического развития эпиграмма претерпела немало изменений. Изначально так называли надгробные надписи, религиозные изречения на алтарях и изваяниях древних божеств. Позже сформировались сатирические, торжественные, любовные, застольные, описательные разновидности. А в 19–20 веках получила широкое распространение политическая, революционная эпиграмма.

Сатира

Сатира — это особый комический жанр литературы, представляющий собой унизительное обличение кого-либо или чего-либо при помощи сарказма, гиперболы, иронии, пародии, гротеска, разнообразных аллегорий.

Чаще всего темой для сатирических произведений служат негативные общественные явления, человеческие пороки и определенные отрицательные поступки отдельных людей.

В римской литературе подобные произведения существуют у Марциала, Горация, Персия, Ювенала. Среди русских поэтов известными сатириками считаются Антиох Дмитриевич Кантемир, Константин Николаевич Батюшков, Владимир Маяковский и Саша Черный.

Теория сатиры предполагает выражение субъективной оценки автора по отношению к людям и явлениям. На практике такой подход придает произведению особую яркость и выразительность, но зачастую лишает художественного значения. Поэтому большинство сатирических произведений носят мимолетный характер, актуальны лишь для определенного временного периода.

В эпических произведениях отличие лирических, рассказывается, повествуется о различных событиях, которые протекают в определённом последовательном порядке. Так, в сказке "Снежная королева" Х. К. Андерсена мы узнаём, как Герда искала, нашла и спасла, освободила Кая из ледяного плена. Эпические произведения в большинстве случаев бывают прозаическими, реже - стихотворными, например сказки Пушкина.

Понятие слова "лирический" - относящийся к лирике (от греч. lyricos – напевный, музыкальный; произносимый под звуки лиры, - струнного музыкального инструмента, который считают символом поэтического творчества, вдохновения).

В лирических произведениях авторами может быть народ или поэт, но которые передают различные чувства: чувство любви, восхищение красотой природы, дружбы. Иногда в лирических произведениях раскрывается состояние души человека, которое трудно передать словами. Например, в стихотворении И. С. Никитина передается именно такое сложное настроение.

Эти чувства не всегда выражаются прямо. Зачастую авторы изображают словами художественные картины, которые вызывают у читателей определённое настроение. Так, С. А. Есенин в стихотворении "Берёза" изобразил берёзу в зимнем уборе.

Берёза будто сама принакрылась снегом, она кажется нам живым существом. У нас к ней возникают добрые, тёплые чувства.

Лирические произведения (песни, стихотворения) - это чувства, выраженные по средствам художественного изображения переживаний, настроения, связанные с какими-то событиями или определенным состоянием человека.

Существуют различные виды лирических произведений. Один из них - народные песни. Они разделяются на две основные группы: обрядовые (масленичные, колядные, веснянки, свадебные, песни-плачи) и необрядовые. К необрядовым относятся колыбельные песни. Они нежны, наполнены человеческой добротой и любовью к ребёнку, напевны и мелодичны.

Многие поэты писали свои колыбельные песни, подражая народным, сохраняя их теплоту, дух, красоту и поэтичность. Лирика как род литературы.

1. Ода – жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (напр., ода А. С. Пушкина “Вольность”, ода “На день восшествия…” М. В. Ломоносова). Истоки жанра восходят к античности (напр., оды Горация). Особое развитие получила в классицизме.

2. Песня – может выступать и как эпический, и как лирический жанр. Эпическая песня обладает сюжетностью (см. определение эпических жанров) и, как правило, она больших объемов, нежели лирическая (напр., “Песнь о Вещем

Олеге” А. С. Пушкина), в основе же лирической песни лежат переживания главного героя или автора (напр., песня Мери из “Пира во время чумы” А. С. Пушкина).

3. Элегия – жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире (напр., “Погасло дневное светило” А. С. Пушкина).

4. Послание – жанр, не связанный с определенной традицией (романтической, классицистической и т. п.). Основная характерная черта – обращенность к какому-либо лицу (напр., “Пущину”, “К Чаадаеву” А. С. Пушкина).

5. Сонет – особый вид лирического стихотворения, характеризующийся

жесткими требованиями к форме: в сонете должно быть 14 строк (напр., “Суровый Дант не презирал сонета…” А. С. Пушкина). Различают два типа сонета: 1. Английский сонет, состоящий из трех четверостиший и одного двустишия в конце (напр., сонеты В. Шекспира). 2. Французский сонет, состоящий из двух четверостиший и двух трехстиший. Эта разновидность, как явствует из названия, широко использовалась французскими поэтами (напр., поэтами “Плеяды” – П. Ронсаром, Ж. Дю Белле и др., позже французскими символистами – П. Верленом, Ш. Бодлером и др.).

В России эта разновидность была особо популярна в эпоху символизма, практически все русские символисты использовали ее в своем творчестве (напр., К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, А. А. Блок и другие).

6. Эпиграмма, сатира. Эпиграмма – короткое стихотворение, как правило, не более четверостишия, высмеивающее или представляющее в юмористическом ключе какое-либо конкретное лицо – (напр., “На Воронцова” А. С. Пушкина). Сатира – более развернутое стихотворение, как по объему, так и по масштабу изображаемого. Обычно в сатире высмеиваются не недостатки какого-либо конкретного лица, но пороки социальные.

Для сатиры характерен гражданский пафос (напр., сатиры А. Д. Кантемира, “Румяный критик мой, насмешник толстопузый…” А. С. Пушкина). Истоки эпиграммы и сатиры восходят к античности, в особенности к древнеримской литературе (напр., произведения Марциалла, Катулла и др.).

Подобное разделение на жанры условно, так как в чистом виде перечисленные жанры встречаются достаточно редко. Обычно стихотворение сочетает в себе признаки нескольких жанров. Напр., “К морю* А. С. Пушкина сочетает в себе признаки элегии и послания, “Деревня” Пушкина же – является элегией, но одновременно поднимает гражданские проблемы.

— содержание сонета имеет свои законы: каждая строфа является шагом в развитии какой — то одной общей мысли (тезиса, положения), поэтому сонет относится не столько к узко лирическим, сколько к интеллектуальным поэтическим жанрам

— этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки.

Теперь уже не славы ищешь в мире,
Не строишь страстно к почестям мостки, —
Все лишнее сжигается в горниле.

— английский сонет состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки — ABAB CDCD EFEF GG

— английские сонеты подразделяются на три основных типа, все из которых имеют характерную черту:

сонет обязательно завершается двустишием смежной рифмовки

— такое завершающее двустишие содержит некую финальную формулу, являющуюся выводом из всего вышесказанного

ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание

— прославление в стихах

— это изречения на похоронах, скорбные фразы некролога, короткие траурные стихи

— эпитафии — крупнейшая коллекция надписей на памятниках, глубоких мыслей и цитат, источник идей для собственных оригинальных текстов

— эпита́фия

— в эпитафии возносятся почести покойному, описываются детали его биографии или заслуги, нередко близкие высказывают в них свою любовь и уважение к усопшему, иногда они содержат последние слава умершего или ироничное высказывание.

— традиционно эпитафии пишутся в стихотворной форме, но встречаются и написанные прозой

— чаще всего эпитафию пишут родственники или близкие покойного, в некоторых случаях её сочиняет сам человек перед смертью, иногда на надгробный камень наносятся религиозные тексты

— в Древней Греции эпитафией считалась речь на торжественных годичных поминовениях павших за отечество

— в поэзии стилизованные эпитафии стали самостоятельным жанром панегирического

— в нем органично сочетаются композиция, система персонажей, хронотопы, в авторских вариациях возможны аналогии между стихотворным эпосом и непосредственно романом в стихах

— становление романа в стихах происходит, когда окончательно оформился жанр поэмы

— в лирическом стихотворении — описание внутреннего мира лирического героя, его чувств, эмоций

— — это произведение относительно небольшого размера, написанное обязательно стихами

— под стихотворением понимали исключительно произведение, позволяющее отразить внутренний мир автора, многосторонние проявления его души, оно должно было быть связано с лиризмом

— эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо

— характерные черты – остроумие и краткость

— это небольшое по размеру произведение, в котором высмеивается какое-либо общественное явление или конкретный человек

— эпиграмма — лирический жанр, который одно время был чрезвычайно популярен, хотя многие связывают его больше не с литературой, а с публицистикой и журналистикой

— оригинальность мысли и лаконизм ее выражения — вот что всегда ценилось в эпиграмме

— это сатирическое пятистишие, которое носит абсурдистский характер

лиро — эпический характер, что и позволяет ему выделяться среди других подобных произведений

— поэма принадлежит определенному автору, имеет не только стихотворную,

но и повествовательную форму

— выделяют романтическую, героическую, сатирическую, критическую поэмы

— поэмой иногда называют и прозаические произведения:

— баллада – средняя лиро — эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом

— баллада — нерасторжимое слияние лирического и эпического начал.

— это рассказ в стихах

— рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера

— баллада — известный лирический жанр, к которому часто обращались поэты-романтики в XVIII и XIX веках

— дума в литературе – это немного больше по объему, чем исторические баллады, однако она тесно связана с героическим эпосом

М. Максимович, понимавший их как казацкий эпос. Ярко в думах отражены периоды борьбы казаков с турками, татарами, поляками и другими внешними врагами

— доминантный элемент думы — словесный, а не музыкальный, и формируется он в определённой мере импровизационно, поэтому рифмы часто риторические, преимущественно глагольные

— стиль дум торжественный, возвышенный, чему способствует использование архаизмов, старославянизмов и полонизмов

— поэтические образы и мотивы дум частично заимствованы из причитаний

Основные темы дум

— в поэтике характерны развёрнутые отрицательные параллели (чаще всего в запеве), традиционные эпитеты (земля християнська, тихі води, ясні зорі, мир хрещений, тяжка неволя),

тавтологичные высказывания мед-вино, турки-яничари,), коренословные (жити-проживати, кляне-проклинає, квилить-проквиляє), разнообразные фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, повторы, инверсия, анафора и т. д.),

— песня, являющаяся одним из видов национальных символов, наряду с флагом и гербом

— со временем гимны стали утверждаться монархами или парламентами, почти каждый гимн получил собственную мелодию

— мадрига́л

— в период позднего Возрождения (XVI век) мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4 — 6 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10) в строфической форме.

— рондо — твёрдая форма небольшого стихотворения Нового времени с двумя рифмами, опирающаяся на средневековые образцы

— согласно М. Л. Гаспарову, рондо в русской поэзии Серебряного века — это стихотворение из 15 строк со сквозной рифмовкой, причём 9-я и 15-я представляют собой усечённый первый стих, его первое полустишие (холостое или связанное с основной рифменной цепью посредством внутренней рифмы)

Схема классического рондо:

15 стихов в трех строфах на две рифмы

aabba + abbR + abbaR, где R—нерифмующийся рефрен, повторяющий начальные слова 1-й строки.

С чего начать? толпою торопливой
К моей душе, так долго молчаливой,
Бегут стихи, как стадо резвых коз.
Опять плету венок любовных роз
Рукою верною и терпеливой.

Так я метался в жизни суетливой, —
Явились Вы — и я с мольбой стыдливой
Смотрю на стан, стройней озерных лоз,
И вижу ясно, как смешон вопрос.
Теперь я знаю, гордый и счастливый,

— рондо развилась из ронделя в 14 веке путем сокращения припева до полустишия

— достигла своего расцвета в Западной Европе XVI — XVII веков

— в России рондо известно с

— определенный стихотворный лироэпический мелкий жанр, сложившийся и развивавшийся на римской почве (Невий, Энний, Луцилий, Гораций, Персий, Ювенал) и возрожденный в Новое время неоклассиками (сатиры М.Ренье, Н.Буало, А.Д.Кантемира и др.)

это произведение, имеющее признаки неполноты или незавершенности

(греч. διθύραμβος) — жанр древнегреческой поэзии

— в V веке до н. э., н — р у поэта Вакхилида, дифирамб приближается к драме, иногда приобретая форму диалога, исполнявшегося под аккомпанемент авлоса и чередовавшегося с пением хора

— в Италии дифирамб культивировался в эпоху Барокко с его характерным тяготением к пышным формам

(фр. stance от итал. Stanzaпомещение, комната, остановка) — стихотворная жанровая форма, генетически восходящая к провансальской лирической песенной поэзии Средневековья

— стансы характеризуются относительной формальной и смысловой независимостью строф друг от друга

— в литературе стансы – это строфы, каждая из которых имеет свое особое значение, то есть каждая новая строфа не продолжает предыдущую, а является законченным целым

Уж волосы седые на висках
Я прядью черной прикрываю,
И замирает сердце, как в тисках,
От лишнего стакана чаю.

Уж тяжелы мне долгие труды,
И не таят очарованья
Ни знаний слишком пряные плоды,
Ни женщин душные лобзанья.

С холодностью взираю я теперь
На скуку славы предстоящей…
Зато слова: цветок, ребенок, зверь —
Приходят на уста всё чаще.

Рассеянно я слушаю порой
Поэтов праздные бряцанья,
Но душу полнит сладкой полнотой
Зерна немое прорастанье

— основная тема стансов Д. Байрона–любовь к красавице — гречанке и борьба Греции за свободу и независимость

— эклога — разновидность идиллии, стихотворение, в котором изображалась сцена из пастушеской жизни (обычно любовная)

— эклога — кодекс византийского законодательства, изданный императором Львом III Исавром

— эклоги, ᾽Εκλογει̃ς — чрезвычайные комиссии или должностные лица в Афинах (также ζητηταί, ἐπιγράφει̃ς, συλλογει̃ς) для взимания недоимочных платежей с отдельных лиц или с городов, плативших дань союзников

— инвектива — [позднелат. invectiva (oratio) — бранная речь, от лат. invehor — бросаюсь, нападаю], резкое обличение, сатирическое осмеяние

реального лица или группы лиц

— нередко выдвигает на первый план личные обвинения в целях общественного

— инвектива отличается от эпиграммы

— инвектива англ, invective — обличительная речь, брань) — культурный феномен социальной дискредитации субъекта посредством адресованного ему текста, а также устойчивый языковой оборот, воспринимающийся в той иной культурной традиции в качестве оскорбительного для своего адресата.
— обычно сопровождается некоторым сдвигом в реальности изображения

— стихотворение в прозе (фр. Poème en prose, petit poème en prose) — литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной

ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии

— ба́сня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль

— вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть и в начале басни

— басни пишутся и в стихах, и в прозе (Лессинг, М. Салтыков-Щед­рин)

— в России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова,

И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII в. у А. Д. Кантемира,

— в русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа

© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Чтобы разобраться в нюансах термина, углубимся в историю и узнаем, как появилось его название.

Лирическая картина

Определение лирики — что это

Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.

Лирика - что это..

Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.

Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.

Отличительные особенности лирической поэзии

В лирическом произведении герой, как правило, говорит от первого лица. Он пропускает мир через себя. Из-за этого события, происходящие каждый день, становятся особенными.

Мы читаем любовную лирику Маяковского, страдающего от безответного чувства к Лиле Брик, но как будто сами переживаем агонию любви, повторяя чужие строки собственным криком.

Лирика эмоциональна, личностна, а потому всегда субъективна. Некоторые стихотворения могут показаться нам чуждыми, потому что мы не испытывали чувств, о которых они рассказывают. У лирики почти всегда нет сюжета, но за ней стоит собственный опыт, прежде всего, опыт души.

Главная смысловая единица лирического произведения – слово. Оно сжимает время и пространство, до предела уплотняет текст. В стихотворении каждому слову нужно уделять особое внимание.

Средства художественной выразительности помогают лирическим текстам добиться определённого эмоционального эффекта. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, эксперименты со строфикой и звукописью – это лирический инструментарий.

Из истории лирики

  1. Самыми древними образцами данного рода литературы считаются псалмы царя Давида, ставшие основой христианской религиозной лирики. Расцвет лирической поэзии приходится на эпоху античности.

В творчестве греческих авторов (Архилоха, Алкея, Сапфо, Каллимаха, Пиндара, Анакреона) и латинских поэтов (Катулла, Горация, Овидия) появились первые образцы таких лирических жанров, как песнь, ода, сонет, эпиграмма, эпитафия.

В канцонах, рондо, серенадах, мадригалах, сонетах, триолетах, альбах и пасторалях давались образцы куртуазного (то есть изысканного, возвышенного, приподнятого над обыденностью) поведения.

Возлюбленная идеализировалась. Она соответствовала строго определённому канону красоты, была недоступной, неразгаданной, почти божественной и вдохновляла поэта на поиски смысла жизни.

Шекспир

Баллада

Виды и жанры лирики

Традиционно принято выделять следующие виды лирики:

  1. философская;
  2. религиозная;
  3. гражданская;
  4. любовная;
  5. о природе.

Виды лирики на примерах

Существует деление на крупные и малые формы.

К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).

Малыми жанрами лирики считаются:

  1. стихотворение;
  2. сонет;
  3. ода;
  4. баллада;
  5. эпиграмма;
  6. эпитафия;
  7. посвящение.

Лирические жанры

В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).

Примеры лирических произведений

Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.

Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Эта разновидность литературы кажется чересчур эмоциональной. Часто, за завесой чувств автора и персонажей невозможно разглядеть смысл и суть написанного. Подобные произведения хороши только для романтических признаний, и то не всегда.

Читайте также: