Свободолюбивая лирика лермонтова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В прекрасном мире — но один.

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея

О любовь мнет сладкий голос пел

Надо мной чтоб вечно зеленея

Темный дуб склонялся и шумел.

Более характерно для Лермонтова — сочетания мотивов свободы и природы, природы и одиночества. Природа олицетворяет стихию свободы, потому часто употребляемые образы океана, моря, неба, звезд, туч. Лирика Лермонтова отобразила главные проблемы его времени. И не случайно мотивы одиночества и свободы — ведущие в его творчестве. Именно действительность подсказывала их поэту.

  • Автор: М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Лирика Лермонтова
  • Это сочинение списано 19 115 раз

Зададим себе вопрос: “А что такое свобода?”. У каждого ответ будет свой, ведь у всякого человека разный взгляд на мир. Но если порассуждать, то все мы несвободны. Нас всех ограничивают общественные рамки, за пределы которых мы не можем выйти. Но в то же время мы свободны, так как у нас есть право голоса, наше общение и свободу передвижения никто не ограничивает. Человек никогда не сможет определиться – свободен он или нет.

Я считаю что свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на самом деле свобода могут только птицы, парящие в небесах, неограничивающие себя в чем-либо.

Не свобода – это полная противоположность. То самое, что известно каждому из нас. Не свобода – это наша жизнь, наши рамки, выставленные обществом.

Многие писатели поднимали тему свободы. Например, М.Ю.Лермонтов в произведении “Мцыри” ярко выражает эту мысль:

Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть Она, как червь, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла.

То есть, под червем Лермонтов подразумевает мысли о свободе, о том, что она грызла душу Мцыри.

Так же, во время своего побега, когда главный герой увидел чужой аул и мог пойти туда, но не пошел. И все потому, что свобода для Мцыри может быть лишь на своей родной стороне.

Исходя из всего этого можно сделать вывод: человек нуждается в свободе, а если не получает ее, то мысль о свободе ежесекундно сгрызает, не оставляя возможность думать о чем-либо другом. В итоге умирает человек, вернее душа. Но что может быть важнее и ценнее? Пожалуй, ничего. Человек может почувствовать свободу только там, где родной дом.

Тема свободы очень важна для Лермонтова. Его собственный характер отражается в творчестве.

Сочинение на тему Тема свободы в творчестве Лермонтова

…Грозное бушующее море, ветер ревёт в парусах, скрипит и гнётся мачта одинокого судёнышка. Лишь в тумане белым пятном светится парус. Это кто же рискнул в такую бурю выйти из гавани, когда другие суда жмутся к пирсу? Что ищет одинокий скиталец в этой бушующей стихии? Бежит к счастью? Или бежит от счастья? Но почему?

Ведь в стихотворении поэт выражает своё отношение к жизни. Это он представляет себя, как мотается по штормовому морю под этим белым парусом. Но уж лучше так, чем жить на ненавистной земле.

А Мцыри вырос на свободе, среди дикой природы, среди детей гор – простых горцев, любивших свободу больше всего на свете. Вот он и бежит на свою маленькую родину, в свой аул, в свою семью, рискуя при этом своей жизнью. Уж лучше глоток свободы, пусть и дождь, и гроза, и нещадно палит солнце, и окружают дикие звери, чем сидеть в унылых четырёх стенах монастыря, но быть сытым и защищённым от всего.

Даже перед лицом смерти он не перестаёт мечтать о свободе. Бедный ребёнок, наконец, обретает такую желанную свободу, но уже в другом мире.





  • Автор: М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Лирика Лермонтова
  • Это сочинение списано 21 811 раз

Зададим себе вопрос: “А что такое свобода?”. У каждого ответ будет свой, ведь у всякого человека разный взгляд на мир. Но если порассуждать, то все мы несвободны. Нас всех ограничивают общественные рамки, за пределы которых мы не можем выйти. Но в то же время мы свободны, так как у нас есть право голоса, наше общение и свободу передвижения никто не ограничивает. Человек никогда не сможет определиться – свободен он или нет.

Я считаю что свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на самом деле свобода могут только птицы, парящие в небесах, неограничивающие себя в чем-либо.

Не свобода – это полная противоположность. То самое, что известно каждому из нас. Не свобода – это наша жизнь, наши рамки, выставленные обществом.

Многие писатели поднимали тему свободы. Например, М.Ю.Лермонтов в произведении “Мцыри” ярко выражает эту мысль:

Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть Она, как червь, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла.

То есть, под червем Лермонтов подразумевает мысли о свободе, о том, что она грызла душу Мцыри.

Так же, во время своего побега, когда главный герой увидел чужой аул и мог пойти туда, но не пошел. И все потому, что свобода для Мцыри может быть лишь на своей родной стороне.

Исходя из всего этого можно сделать вывод: человек нуждается в свободе, а если не получает ее, то мысль о свободе ежесекундно сгрызает, не оставляя возможность думать о чем-либо другом. В итоге умирает человек, вернее душа. Но что может быть важнее и ценнее? Пожалуй, ничего. Человек может почувствовать свободу только там, где родной дом.

Напоследок делаю лаконичный вывод: счастье является следствием свободы.

Посмотрите эти сочинения

Сочинение на тему Тема свободы в творчестве Лермонтова

…Грозное бушующее море, ветер ревёт в парусах, скрипит и гнётся мачта одинокого судёнышка. Лишь в тумане белым пятном светится парус. Это кто же рискнул в такую бурю выйти из гавани, когда другие суда жмутся к пирсу? Что ищет одинокий скиталец в этой бушующей стихии? Бежит к счастью? Или бежит от счастья? Но почему?

Ведь в стихотворении поэт выражает своё отношение к жизни. Это он представляет себя, как мотается по штормовому морю под этим белым парусом. Но уж лучше так, чем жить на ненавистной земле.

А Мцыри вырос на свободе, среди дикой природы, среди детей гор – простых горцев, любивших свободу больше всего на свете. Вот он и бежит на свою маленькую родину, в свой аул, в свою семью, рискуя при этом своей жизнью. Уж лучше глоток свободы, пусть и дождь, и гроза, и нещадно палит солнце, и окружают дикие звери, чем сидеть в унылых четырёх стенах монастыря, но быть сытым и защищённым от всего.

Даже перед лицом смерти он не перестаёт мечтать о свободе. Бедный ребёнок, наконец, обретает такую желанную свободу, но уже в другом мире.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема свободы в лирике Лермонтова


Популярные сегодня темы

Я очень люблю спорт и в частности баскетбол – самую лучшую игру с мячом. В секцию баскетбола меня позвал мой друг. Этой игрой я увлекаюсь с самого детства. Баскетбол стал моим любимым хобби

Один из деревенских гусей, хозяином которого был мальчик по имени Степка, привлекал особое внимание всех окружающих. Обсуждениям подвергалась и его горделивая осанка, и продуманные движения с периодическими замираниями

Каждому человеку свойственно чувствовать, каким бы черствым человек не был внешне, он тоже испытывает различные чувства и эмоции. Поэтому в какой-то степени мы живем в мире чувств и эмоций. Ведь люди регулярно чувствуют и обмениваются различными эмоциями.

Тема поэта и толпы

У Лермонтова природа и Бог противостоят мятежному ропоту человеческой личности. А равнодушие Бога он переносит и на природу, созданную им, природу, в своей красоте безучастную к человеку.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Тема свободы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Лирика Лермонтова (наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина) явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой — герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика — он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк. [10, с.281]

Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:

Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение (как в приведенном отрывке), и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Тема свободы – одна из важнейших тем в лирике Лермонтова. Свобода для него – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек зависит от ее всевластия.

Представления о свободе всегда были основой лермонтовского мировоззрения. В его стихах свобода становится то высшим общественным благом, то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками, то шагом от заблуждений и суетной жизни к истине и мудрости и обозначением душевного состояния поэта. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории. [2, с.153]

Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Лермонтов нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

В годы, когда расцвел талант этого прекрасного поэта, высокие идеалы декабристов оказались под запретом, а в чем-то утратили свою притягательность. Жизнь молодого поколения текла “пусто и уныло”, и лучшие умы этого времени задыхались в бездействии. С юных лет Михаил Юрьевич чувствовал в себе огромные творческие силы, “его сердце было полно любовью к людям”, и он мечтал всю жизнь отдать служенью им. Но ни единого отклика своим желаниям не встретил поэт в окружающей его жизни. И неудивительно, что юный Лермонтов, оскорбленный в лучших порывах души, страстно хочет воли в ее романтическом понимании:

Дайте волю, волю, волю,

И не надо счастья мне.

Поэту невыносимо душно в этом мире, и он мечтает сбросить “вериги бытия” и улететь вместе с птицами в край милой Шотландии, которая видится Лермонтову приютом измученной души. С тяжелым ощущением в душе идет поэт по жизни и с годами лишь сильнее понимает “безысходность своего существования, потому что его страдания связаны со всем укладом жизни, так далеким от идеального. Так рождаются его самые трагические образы, где жизнь видится поэту огромной темницей, в которой заключена его душа и откуда невозможно вырваться:

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

. Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком;

В пышном тереме своем.

Что близко поэту в этом мире? Единственно родным ему кажется мир природы, в слиянии с которым можно обрести истинную волю, потому что природу не затрагивают тревоги людей, она вечна и прекрасна:

Когда волнуется желтеющая нива.

. Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,–

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Так, ощущая свою ненужность, чуждость пустому, светскому обществу, вдали от мира природы, Лермонтов делает последний вывод: “Я б хотел забыться и заснуть!” [3, с.67] В восприятии свободы Лермонтов всю жизнь остается романтиком. И в эпоху безвременья иных настроений не могло быть. В трагедии Лермонтова отразилась трагедия всего поколения, которое оказалось лишенным светлых идеалов, что во все времена освещали людям путь в будущее.

В стихотворениях М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы” особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. А что такое свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный и трезвый взгляд на общество и несогласие жить, как все, думать, как все, совершать поступки, как все. Это свобода мыслить, свобода действовать, свобода мечтать и летать. М. Ю. Лермонтов сравнивает себя с тучами-странниками, но если тучи мчатся над просторами бесцельно, куда гонит ветер, то поэта мчит изгнание. Поэт перечисляет причины, которые могут изгонять свободного:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Но нет ответа, и поэт понимает, что только скука и внутренний холод гонят тучи, а это, по-моему, не свобода, а прозябание. Восточное сказание “Три пальмы” также пронизано свободой:

И стали три пальмы на бога роптать:

“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор.

Не прав твой, о небо, святой приговор!”

Мне кажется, что М. Ю. Лермонтов хотел здесь раскрыть чувства забвения, заброшенности и отчаяния от невостребованности. Бог услышал негодование оазиса, тут же появился большой и яркий караван, гости утолили жажду студеной водой из ручья, отдохнули в тени пальм, а к вечеру, когда “сумрак на землю упал, по корням упругим топор застучал, и пали без жизни питомцы столетий!” Насладившись теплом костра, наутро караван отправился в путь.

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный.

. И ныне все дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит.

Почему пострадали пальмы и ручей, который высохнет? Потому что всегда нужно ценить свободу, потому что никто со стороны ее не оценит, скорее, уничтожит или искалечит. Внутренняя свобода должна быть тайной одного человека, а не показным достоянием всего общества.

Мотив свободы — важнейший мотив всей мировой романтической литературы — получил у Лермонтова разнообразное развитие. [2, с.170-177]

Свобода является сущностью романтической натуры, ее основой.

Свобода – личная независимость, “достоинства личного”. Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести до положения раба.

Итак, свобода для Лермонтова – это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа. Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Лермонтов пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданные художниками – людьми, вдохновленными Богом.

Свободолюбивая тематика занимает особое место в творчестве поэта, поскольку является явным отражением характерных черт, присущих самому автору.

Тема свободы затрагивается поэтам в различных его произведениях, начиная с любовной лирики и заканчивая гражданскими стихотворениями.

Во многих произведениях поэт размышляет о характере вольных славян, которые, с его точки зрения, со временем растеряли чувство мужества, хотя изначально их дух был направлен исключительно в сторону свободы.

В некоторых стихотворениях поэт олицетворяет чувство свободы с природными явлениями, которые он пытается представить в виде одушевленного предмета. Посредством изображения красоты окружающей природы (океаны, моря, небеса, тучи) поэт олицетворяет общественную свободу.

Своеобразие лермонтовского творчества заключается в изображении тесной взаимосвязи воли и одиночества, поскольку ощущении свободы внутреннего состояния человека, по его мнению, неизбежно обуславливает появление чувства тоски и грусти. Именно поэтому поэт размышляет о том, что любые ограничения подвергают сковыванию внутреннего мира человека.

Представляя лирического героя в качестве бедного, но свободного человека, живущего только общением с окружающей природой, поэт акцентирует внимание на ощущение героем полнейшего одиночества, а также непредсказуемости полного отрешения от мирского существования.

При этом свобода представляется поэтом в виде возможности к размышлениям, мечтам, собственным поступкам вопреки устоявшимся в обществе традициям, мнениям, устоям.

В некоторых произведениях поэта лирический герой, который оказывается в неволе, ощущает постоянные мучения и страдания от болезненной нехватки свободы, терзаясь своим одиночеством. Кроме того, поэт акцентирует внимание, что человек, обреченный на отсутствие свободы, неминуемо погибнет, как и растение в отсутствие живительной влаги, несмотря на хороший уход, спокойствие и заботу.

С точки зрения поэта, человек стремится к ощущению свободы даже несмотря на возможность гибель при достижении данной цели. Иногда даже смерть является для человека желанным освобождением.

Смысловая нагрузка лермонтовского творчества заключается в изображении стремления каждой личности к свободе, полету, мечтам, действиям, поступкам, мыслям, стремлениям и жизненному счастью.

Вариант 2

Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова позволяет условно разделить его поэзию на две большие группы: стихи о свободе и стихи на другие темы. Тема свободы в творчестве поэта раскрывается через описание Лермонтовым той или иной социальной общности. Например, в одном из стихотворений поэт рисует яркий образ вольнолюбивых славян, колокола которых звенят только на свободе. Стремление быть свободными позволило славянским племенам объединить усилия в борьбе против монголо-татарского ига.

Таким образом, тема свободы красной нитью проходит через творчество Лермонтова. Вероятно, это связано с особенностями характера поэта.

Лермонтов тема свободы

Несколько интересных сочинений

Произведение относится к философской лирической прозе писателя и в качестве основной тематики рассматривает вопрос о падении нравственности и деградации личности, описывая жестокую действительную реальность.

На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена девушка в зимней одежде. Она стоит в дремучем лесу на поляне. Лесная поляна покрыта толстым слоем снега, об этом свидетельствуют глубокие следы оставленные девушкой.

Задаваясь вопросом о том, как повлияла революция на разум человека, в памяти всплывает творчество писателей, которые нередко находились по разные стороны в этой ситуации.

Читайте также: