Гостеприимство на кавказе сочинение

Обновлено: 07.05.2024

Обычай названного родства – куначество устанавливалось побратимством, ритуалом, который сводился к тому, что двое мужчин на основе крепкой дружбы клялись друг другу в вечной верности, взаимопомощи, взаимоподдержке. В знак верности клятве они надрезали себе руки и пускали кровь, обменивались оружием.

О совершении обряда побратимства сообщалось семьям и родственникам обеих сторон. В честь этого большого события у одного из названных братьев устраивался обед, куда приглашались друзья побратимов и члены их семей. С этого момента обе стороны принимали на себя традиционные обязанности истинных родственников.

Среди женщин такой обряд широкого распространения не получил. В отдельных случаях две подруги объявляли себя сестрами, обменивались личными вещами, кольцами. Как правило, после замужества такое родство прерывалось, так как заботы, хозяйственные обязанности, зависимость от мужа мешали им поддерживать отношения. Посестрие бывает только до замужества. Хотя бывали случаи, когда и женщины преклонного возраста продолжали поддерживать отношения названных сестер, бывая друг у друга по случаю торжеств.

Гостеприимство и куначество в своё время стали той благодатной почвой, на которой зародились и получили развитие всестороннее взаимодействие и сотрудничество русского и кавказских народов, стали основой укрепления дружбы между ними. В период Кавказской войны куначество было одной из главных составляющих в постоянном поиске формулы компромисса. Многие представители кубанского и терского казачества братались с горцами и становились их кунаками, понимая, что дружба, взаимопонимание, уважение к иноплеменной культуре, дают куда большие результаты, нежели ссоры и распри.

Продолжительное время, соседствуя и взаимодействуя с кавказскими народами, казачество впитывало в свою культуру и быт новые черты, одновременно передавая часть черт своей культуры горцам. Наиболее сблизились с кавказскими племенами гребенские и терские казаки.

Институт куначества использовался многими горцами, которые из-за притеснения со стороны князей и дворян убегали в русские крепости и получали покровительство от русской военной администрации.

Летом 2011 г. состоялись встречи делегаций районов Карачаево-Черкесской Республики, на которых состоялось подписание договоров о куначестве и побратимстве. Участники проекта посетили культурно-этнографические вечера, экскурсии, концерты и другие мероприятия, посвященные национальной культуре, промыслам, национальной кухне и т. д.

Примечания:

Обычай гостеприимства у всех народов Кавказа, получил широкое распространение. Путник - гость, кроме того он был почти единственным глашатаем, информатором о всех происшествиях и новостях края и за его пределами. В дом, где останавливался гость, приходили мужчины всего аула не только отдать ему дань уважения, но и получить информацию о внешнем мире. Опасные тяжелые горные дороги, отсутствие общественных и частных учреждений и предприятий в виде гостиниц или хотя бы постоялых дворов породили молчаливый, как бы негласный договор, сущность которого - обязательная, внимательная заботливость домохозяина о возможном удобстве и безопасности гостя, раз таковой зашел к нему. По понятиям горцев, гость - лицо священное для них.

Содержание

Введение 3
1.Традиции гостеприимства 4
Заключение 14
Список используемых источников 15

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.docx

Традиции и обычаи народов мира

1.Традиции гостеприимства 4

Список используемых источников 15

Кавказ – регион, сложный и в языковом, и в этническом, и в религиозных отношениях. Здесь на сравнительно небольшой территории издавна, бок обок проживают народы, отличающиеся друга особенностями хозяйства, быта, традициями повседневной жизни. Подобное разнообразие сформировалось в весьма отдаленные времена и сохраняется на протяжении многих веков.

Обычай гостеприимства у всех народов Кавказа, получил широкое распространение. Путник - гость, кроме того он был почти единственным глашатаем, информатором о всех происшествиях и новостях края и за его пределами. В дом, где останавливался гость, приходили мужчины всего аула не только отдать ему дань уважения, но и получить информацию о внешнем мире. Опасные тяжелые горные дороги, отсутствие общественных и частных учреждений и предприятий в виде гостиниц или хотя бы постоялых дворов породили молчаливый, как бы негласный договор, сущность которого - обязательная, внимательная заботливость домохозяина о возможном удобстве и безопасности гостя, раз таковой зашел к нему. По понятиям горцев, гость - лицо священное для них.

Обязанности гостеприимства распространялись на любого мирно вошедшего во двор дома или вступившего на землю, принадлежащую хозяину. Самую лучшую пищу, самую лучшую постель в доме всегда предоставляли гостю. Состоятельные семьи строили для гостей в укромном месте двора специальную кунацкую, состоящую из одной или двух комнат и коридора. В этом доме или комнатах размещали лучшую утварь, посуду, постельные принадлежности, мебель. В отсутствие гостя в кунацкой отдыхал хозяин. Сюда же со своими друзьями приходили и старшие сыновья. Гостем считался любой прохожий, приезжий, заблудший. Его встречали радушно, если даже он пришел глубокой ночью.

Законы гостеприимства распространялись и на иноплеменника. Гостем считался и тот, кто оказывался в селе проездом. Человека, неприветливо встретившего гостя, осуждали, он терял уважение и престиж у народа. Дом этой семьи мог быть разрушен сельчанами, члены семьи преданы проклятию и изгнаны. Проклятие зачастую было и всем тем, кто, проходя мимо, не бросали бы камня в то место, где стоял прежде дом нарушивших законы гостеприимства.

Как только гость входил во двор, хозяйка шла к очагу готовить для него угощение. Чтобы не смущать гостей и создать им обстановку для отдыха и покоя, хозяева уходили и оставляли с ними только одного родственника или оставляли одних. Для того, чтобы развлечь почетных гостей, устраивали танцы, для чего приглашали молодых родственников и соседей. Когда гости ложились спать, женщины-хозяйки (обычно снохи) чистили им одежду, стирали и штопали носки, мыли обувь. После трех дней пребывания у кунака гость или, гостья делали попытку принять участие в хозяйских делах. Им обычно разрешали выполнять наиболее легкие, приятные виды работ. Женщинам, например, разрешали шить, вышивать, готовить сладкие блюда.

Все члены семьи - от мала до велика - во время пребывания гостя оказывали ему всяческое внимание. Такой прием вызывал у гостя дружеские чувства. Поддерживать и развивать далее дружеские отношения считалось долгом каждого уважающего себя человека.

Обычай названного родства - куначество устанавливалось побратимством, оформляемым специальным ритуалом, который в разных вариантах сводился к тому, что двое мужчин на основе крепкой дружбы клялись друг другу в вечной верности, взаимоподдержке, взаимопомощи. В знак верности клятве они надрезали себе руки и пускали кровь, обменивались оружием.

После свершения одного из этих символических действий названные братья обменивались личными вещами: шашками, башлыками, бурками и др., что также символизировало братство.

Но если делаются друзьями те, которые прежде были врагами за убийство брата и вообще родственника, то в таком случае обряд совершения братства изменяется. Все родственники кровника и он сам отправляются на могилу убитого им; трое суток простояв на могиле, как бы прося прощения у убитого, они отправляются к его родственникам. Затем несколько человек из родственников кровника и он сам сосут грудь матери убитого им. Тогда они делаются братьями.

О совершении обряда побратимства сообщалось семьям и близким родственникам обеих сторон. В честь этого большого события у одного из названных братьев устраивали обед, куда приглашались друзья побратимов и члены их семей. С этого момента обе стороны принимали на себя традиционные обязанности истинных родственников. «Названные братья ближе всяких родственников, даже ближе, чем единоутробные братья. В случае убийства одного из них другой обязан мстить за его кровь как за родного брата.

Среди женщин рассматриваемые социальные институты широкого развития не получили. В отдельных случаях две подруги объявляли себя сестрами, обменивались личными вещами, кольцами и клялись сохранить верность на всю жизнь. Как правило, после того, как девушки выходили замуж, такое родство прерывалось, так как заботы, многочисленные хозяйственные обязанности, зависимость от мужа мешали им поддерживать отношения. Посестрие бывает только до замужества. Для этого девушки меняются платьями. Старики помнят случаи, когда и женщины преклонного возраста продолжали поддерживать отношения названных сестер, бывая друг у друга по случаю торжеств.

Застольный этикет и традиционная пища народов Северного Кавказа (ногайцы)

У ногайцев существовали и определенные этикетные позы сидения за столом. Мужчинам полагалось сидеть по-турецки, женщинам - подмять под себя одну ногу, а вторую, согнув в колене, поставить перед собой.

Участники семейной трапезы обязаны были соблюдать определенные нормы поведения. Первым к пище прикасался глава семьи. Брать пищу следовало обязательно правой рукой. Есть за столом следовало неторопливо и аккуратно, не причиняя неудобств окружающим. Брать из общей посуды полагалось те куски, что расположены ближе всего. Во время трапезы считалось неприличным выбирать себе лучший кусок, если он находился в непосредственной близости от одного из сотрапезников, откусывать от целой лепешки, макать надкушенный хлеб в общую чашу со сладостями или подливами. Неприличным было наблюдать за соседом во время еды, откусить и положить обратно в общее блюдо непонравившийся кусок хлеба, мяса. От членов семьи, не говоря уже о госте, требовалось, чтобы в случае необходимости посторонний предмет, случайно попавший в блюдо, был удален незаметно для остальных сотрапезников. Эти правила на Северном Кавказе и в Дагестане были распространены повсеместно.

Недопустимым было во время еды ковырять в зубах, носу, почесывать голову, вычищать остатки пищи под ногтями. Считалось неприличным чавкать за столом, втягивать губами пищу, долго и неаккуратно размешивать еду в пиале. Подобных правил во время трапезы придерживались и многие другие народы Кавказа, особенно строго их соблюдали тюркоязычные народы Дагестана. Однако разжевывать мягкие кости, соскабливать ножом остатки мяса с кости, выбивать или высасывать костный мозг для кочевников-скотоводов было в порядке вещей, равно как сделать отрыжку после еды в знак насыщения.

Особо почетной частью ногайцы считают голову животного. Право раздела головы принадлежало главе семейства. Эта часть семейной трапезы также содержала различные этикетные моменты. Если во время семейной трапезы приходил гость, то его сажали рядом с хозяином. При этом гостя приветствовали лишь киванием головы (подавать руку для приветствия во время трапезы не полагалось, так как ногайцы считают, что еда выше гостя). Женщины садились спиной к гостю, а молодые снохи вообще покидали юрту. Старшую женщину эти условности не касались, она продолжала сидеть на своем месте. При этом все ели медленно, чтобы гость успел насытиться. Для обозначения сытости во время трапезы использовались кинесические приемы. У ногайцев отказаться от дополнительной порции можно было, закрыв сверху чашу ладонью.

Не принято было оставлять еду в чашке, но и вычищать ее дно кусочками хлеба считалось неприличным, не принято было доедать за кем-либо еду, наступать на пищу, пренебрегать ею, выражать свое недовольство по поводу качества того или иного блюда. Во время трапезы не позволительным считалось вести посторонние разговоры. По окончании трапезы ногайцы за еду благодарили Аллаха, а не хозяина, как это принято сейчас. Первым из-за стола вставал глава семейства, затем все остальные.

Национальная пища ногайцев - мясо-молочные, мучные и рыбные блюда: бесбармак (мясо с лапшой), кувырдак (жареное мясо с луком), казы и толтырма (колбасы), шашлык, казан борек (пельмени), инкал (род галушек), балык сорпа (уха), каши, различные виды сыров, пирогов, яичниц и т. д. Употребляются напитки: ногай шай (ногайский чай), йоурт, кумыс, айран, буза, сербет сув и многие другие.

Свадьба и свадебные обряды и ритуалы

Свадьба также как и сватовство было наполнено рядом этикетных моментов. Прежде всего, это поздравления, адресованные родителям невесты. По правилам этикета отца невесты поздравляли мужчины, мать - женщины.

Мужчин и женщин, прибывших на свадьбу, устраивали в разных кибитках, рассаживание гостей происходило по старшинству. Мужчин за столом обслуживали юноши, а женщин - девушки. За столом соблюдались все правила застольного этикета. Кроме того, мужчины соблюдали правила распития хмельных напитков.

Одним из развлечений свадебного торжества считалось исполнение певцами народных песен, во время которых слушатели должны были придерживаться определенных правил поведения: они не должны были переговариваться, выкрикивать с места реплики, прерывать певца, подавать кому-либо различные знаки, жестикулировать. Запрещалось во время коллективного прослушивания песен, музыки демонстративно покидать свое место. Если возникала такая необходимость, то это надо было сделать как можно незаметнее. Присутствие женщин не возбранялось, но они никогда не садились рядом с мужчинами.

По этикету новобрачные на свадьбе не должны были находиться вместе. Другим развлекательным моментом на свадьбе являлись танцы. Танцующие пары также следовали определенным нормам поведения: инициатива приглашения на танец всегда исходила только от мужчины, а его завершение - от девушки. Категорически запрещалось силком тянуть девушку на танец, делать лишние движения, не предусмотренные танцем, смеяться, гримасничать, девушка должна была вести себя скромно, не выбегать навстречу партнеру, не выказывать особого желания танцевать и т.д.

Согласно этикету невесту встречали все старшие родственники, кроме жениха. Этикет не позволял семье жениха открыто выражать свое недовольство малым размером приданого, его составом и качеством входящих в него вещей. В знак уважения к новой семье, родственникам жениха невеста до конца свадьбы стояла. По этикету каждого посетителя невеста приветствовала кивком головы.


А.А. АШХАМАХОВА, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и политологии Кубанского государственного аграрного университета Самым устойчивым пластом любого цивилизационного менталитета выступают традиции, присущие тем исходным социальным ячейкам, из которых состоят общества. Именно постоянно осуществляющееся низовое самовоспроизводство данных ячеек с их установками лежит в основе той или иной народной социально-политической культуры с ее особой идентичностью.

А.А. АШХАМАХОВА,

кандидат философских наук, доцент кафедры истории и политологии Кубанского государственного аграрного университета

Самым устойчивым пластом любого цивилизационного менталитета выступают традиции, присущие тем исходным социальным ячейкам, из которых состоят общества. Именно постоянно осуществляющееся низовое самовоспроизводство данных ячеек с их установками лежит в основе той или иной народной социально-политической культуры с ее особой идентичностью.

Духовные ценности сохранялись народами и передавались из поколения в поколение. В формировании менталитета северокавказских народов большую роль сыграли такие традиционные общественные институты, как аталычество, наездничество, сословно-представительское собрание (хаса), гостеприимство, куначество, покровительство, братство, абречество, кровная месть, усыновление и т. д. Все эти традиционные общественные институты находились в тесной диалектической взаимосвязи; через них регулировались взаимоотношения между людьми, сословиями и этносами.

Природа, климат, ландшафт, общность исторической судьбы, исторические перипетии во многом определили основной пласт поведенческих стереотипов, присущих большинству народов Северного Кавказа. Существенным критерием оценки менталитета выступает специфика национального общения, которая проявилась в первую очередь в традиции гостеприимства.

Гостеприимство — наиболее древний общественный институт, повлиявший на формирование горского менталитета народов Северного Кавказа, поведение и образ мышления. Этот институт у горцев Кавказа описан многими иностранными и отечественными путешественниками и учеными, а также нашими современниками: Дж. Беллом, Л.Я. Люлье, Ф.Ф. Торнау, И.Л. Бабич, Н.В. Волковой, В.К. Гардановым и др.

Что медлишь, путник, у порога?

Слезай с походного коня.

Случайный гость — подарок бога.

Кумыс и мед есть у меня.

Совершенно противоположно обычаю других европейских стран гость на Кавказе мог не называть себя и не говорить о цели своего приезда. У адыгов неприлично было задавать какие-либо вопросы, даже справляться о здоровье незнакомца до того, пока он не представится. Излишнее любопытство хозяина нарушало этикет вежливости. Если гость называл себя, хозяин оказывал ему всевозможное внимание, устраивал угощение, приглашал членов своей семьи, друзей, родственников, соседей. Число подаваемых блюд увеличивается со значением гостя. Л.Я. Люлье сообщает, что в 1827 году один из натухаевских старшин по имени Дешеноко-Темирок угощал приехавшего к нему из Анапы Гасан-пашу обедом, состоявшим из 120 блюд[8].

Горские традиции кавказских народов в приеме гостя во многом похожи. Хозяин не только предоставлял гостю без какой-либо платы жилье и пищу, но и обеспечивал его личную безопасность и сохранение имущества. Гостеприимство у горцев по значимости перекрывало все остальные социальные институты (даже кровную месть).

Гостеприимство на Кавказе занимало главенствующее место в адатном праве. Хозяин должен был не только развлекать и угощать гостя, но и защищать в случае необходимости, даже если это стоило ему жизни. Он нес моральную и юридическую ответственность перед семьей и народом гостя.

Ярко отражен обычай гостеприимства в фольклоре горцев. В одном из вайнахских преданий говорится о том, как братья поймали и привели домой своего давнего заклятого врага. Когда же обстоятельства заставили их отлучиться, мать сжалилась над пленником, просившим воды и пищи, и дала ему поесть. Вернувшись домой, братья узнали о случившемся, и им пришлось отпустить врага. Ибо они не могли карать человека, который ел и пил в их доме. Отомстить врагу они решили в другой раз, когда снова его поймают.

В феодальной Черкессии институт гостеприимства использовался часто как инструмент защиты представителей бедных слоев населения. Хан-Гирей писал, что бедняки, чтобы защитить свои семьи, чаще всего прибегали к покровительству именитых князей и дворян, для чего поселялись в аулах своих покровителей. Отказать просящему влиятельное лицо не могло, так как это для него было бы величайшим посрамлением. Обычно гостеприимство несло определенные социально значимые нагрузки: взаимоузнавания, сближения и взаимоуважения представителей различных народов. Оно играло огромную роль не только в активизации общения внутри этноса, но и далеко за его пределами.

Этикет приема гостей упростился, однако многие его черты сохранились и до сегодняшнего дня: все члены семьи приветствуют гостя стоя, садятся после того, когда он сядет. В аулах, селениях гостя обязательно угощают. Провожают его все члены семьи, хотя в городах молодые люди уже не всегда придерживаются этикета.

Бесспорно, гостеприимство народов Северного Кавказа является самой устойчивой традицией, жизненной установкой, переходящей от поколения к поколению. Этот пласт ментальности наиболее консервативен и в основных своих функциях вплетен в систему современных ценностей.

1 Васильев А.Т. Кази-кумухцы // Этнографическое обозрение. 1899. № 3. С. 67.

2 Хан-Гирей. Записки о Черкессии. — Нальчик, 1992. С. 280.

3 Люлье Л.Я. О гостеприимстве у черкесов// Кавказ. 1959. № 7. С. 33.

4 Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы. — М., 1988. С. 16.

5Лермонтов М.Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1988. Т. 1. С. 422.

6 Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII — 1-я половина XIX вв.). — М.: Наука, 1967. С. 294.

7 Lapinski Th. Die Bergvolker des Kaukasus und ihr Freinheitskampf gegen die Russen. Bd I. S. 138 — 139.

8 Люлье Л.Я. Указ. раб. С. 33.

9 Мемуары декабристов. — М., 1988. С. 483—484.

10 Хроника чеченского восстания 1877. Терский сборник. Изд. 1-е. — Владикавказ, 1890. С. 65—66.

11 См.: Гарданов В.К. Указ. соч. С. 302.

12 Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту (XIX—начало XX века) // Кавказский этнографический сборник. — М., 1989. С. 179.

13Бабич И. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. — М., 1995. С. 77.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Статья о традициях народов Северного Кавказа, которые дожили до наших времен, ТОП список самых знаменитых традиций Северного Кавказа.

Традиции народов Северного Кавказа

Традиции народов Северного Кавказа

Гостеприимство

Хозяин не имел права отказать гостю в приюте. За отказ принимать гостя человек мог не только потерять социальный престиж, но и мог быть изгнан из общины. Гостю накрывали очень богатый стол. У многих северокавказских народов в честь приезда забивали животное, даже если в доме было свежее мясо. Гостю всегда отводилась отдельная комната. Чем больше гостей принимал хозяин, тем выше был его социальный статус, ведь гость считался благодатью. Обидеть гостя считалось большим позором для хозяина дома. Он прилагал все усилия, чтобы обида прошла, и о ней не узнали члены общины. Прощаясь с гостем, хозяин дома говорил ему теплые напутственные слова и приглашал в будущем погостить у него снова. Гость, в свою очередь, благодарил хозяина за радушный прием и желал ему благополучия и изобилия.

Считать, что гость имел одни только права и при этом не имел обязанностей, неверно. Гость обязан был оставаться на ночь в том доме, в который он попал изначально. Если даже чужак попадал в небогатый дом, где ему не могли предложить шикарных покоев, он должен был остаться. Если гость уходил из одного дома в другой, он мог сильно обидеть хозяина и стать его врагом. Гость не должен был задерживаться в гостях надолго. Продолжительный визит мог быть очень обременительным для хозяев, хотя они никогда бы этого не сказали и не показали. И не уходить слишком быстро. Этим гость рисковал обидеть хозяина. Путник мог оставаться в гостях три дня. Спустя три дня хозяин имел право поинтересоваться у него о продолжительности его визита. Гость не должен был объедаться в гостях. Даже если гость был очень голодным, он должен был себя сдерживать. Чревоугодие на Кавказе считалось пороком. Хотя стол для гостя всегда изобиловал сытной едой. Гость должен был избегать способов обидеть хозяина. Гость мог обидеть хозяина, отказавшись принимать его подарок, или же предложив ему плату за предоставление ночлега. Гостеприимство на Кавказе было абсолютно безвозмездным. Хозяин дома получал только нематериальную выгоду от своего гостеприимства — уважение односельчан. Хотя часто за радушие гость мог вручить хозяину какой-нибудь подарок в знак благодарности.

Кавказские традиции гостеприимства с течением времени претерпели значительные изменения, хотя до сих пор очень сильны. Каждый желающий сможет проверить это самостоятельно, посетив Кавказ.

Похищение невесты

Причины обычая:

Сам процесс похищения заключается в самом похищении и в том, что невеста проводит ночь в доме жениха, после чего должна принять решение: выйти замуж за похитителя или нет. Но не всегда похищение воспринимается одинаково. Для одних девушек кража является проявлением влюбленности и серьёзных намерений, но для других это ничто иное как проявление дикости. По современных законам этот обычай преследуется по уголовным законам. Романтика может обернуться физическим или моральными травмами или вылиться в меж родовую вражду. Хотя, если осуществить эту традицию с максимальной адекватностью, то крайностей можно избежать. Это правило, в принципе применимо во многих сферах нашей жизни.

Обычай кровной мести

Кавказ принадлежит к числу достаточно редких в мире регионов, где кровная месть, возникнув в глубокой древности, никогда не прерывала свою историю, существует в некоторых местностях и поныне. Этот обычай Кавказа противоречит не только светским законам государства и моральным устоям, но и всем религиозным канонам. Тем не менее, на протяжении веков обычай кровной мести позволял сохранять стабильность и мир в регионе. Каждый горец знал, что за свое деяние придется отвечать и платить точно такую же цену. Кровная месть очень часто воспринималась не отмщением за убийство, а как восстановление чести и справедливости. И такое положение дел устраивало многих.

Кровная месть не имела срока давности. Бывали случаи, когда месть была осуществлена через 50 или 100 лет, даже если виновник смерти и его близкие родственники умерли. Поэтому у кавказских народов до сих пор считается, что лучше решить все вопросы, связанные с кровной местью, как можно быстрее, чтобы потомкам жилось спокойно. Когда кровник умирает естественной смертью, не дождавшись ни мести, ни прощения, под удар попадают его ближайшие родственники – брат, сын, внук, а если таковых нет, то другие родственники-мужчины. С течением времени, особенно с изменением социально-экономических условий на Северном Кавказе в конце XIX – начале ХХ в., возникло понимание, что кровная месть как способ решения конфликта приводит лишь к бесконечной череде взаимных убийств и подрывает общество изнутри. Поэтому в целях самосохранения был выработан ряд способов предотвращения убийств и замена их штрафом.

Сегодня обычай кровной мести отчасти сохраняется во всех республиках Северного Кавказа. Так в середине 2000-х годов около 15% всех убийств и покушений в республике были так или иначе связаны с кровной местью. При этом, как подчеркивают представители правоохранительных органов Дагестана, именно институт кровной мести блокирует разгул преступности в горных районах, где этот обычай распространен больше всего.

Послесловие

Несмотря на неоднозначность некоторых традиций, они живы по сей день, являясь неотъемлемой частью жизни народов Кавказа. Они помогали выжить на протяжении тысячелетий, зачем от них отказываться. Но, с другой стороны, время изменилось, общество и человечество, в целом, развиваются. Зачем тянуть за собой пережитки, которые только могут усложнить жизнь, убийства, месть, неволю невесты? Может важно взять с собой в будущее только самое лучшее, гостеприимство и романтику? А может ли одно без другого существовать? Вопрос порождает еще больше вопросов. Интересно знать ваше мнение в комментариях.

Читайте также: