Спать хочется чехов сочинение итоговое

Обновлено: 19.05.2024

  • История создания
  • Направление и жанр
  • Система образов
  • Тема и проблематика
  • Краткое содержание
  • Мнения критиков
  • Отзывы читателей

История создания

Прототип Варьки — маленький Антоша Чехов. В детстве будущий писатель работал в семейной лавке и хорошо знал, какие мучения может принести постоянный недосып. У Антоши было тяжёлое детство. По ночам он служил на клиросе, а днём помогал тирану-отцу. Семья торговала рыбой, причём в лавке всё время было холодно, стояло зловоние. О том, что идею рассказа Чехов взял из воспоминаний о своих детских годах, писал критик Измайлов.

Направление и жанр

Литературное направление этого произведения — реализм. Но многие современники писателя не были с этим согласны. Они говорили, что такого не могло произойти на самом деле. Другие приводили в качестве аргумента статью, опубликованную в одной из газет. Там рассказывалось о случае, когда наёмная нянька так измучилась, что накормила ребёнка спичками, чтобы он перестал плакать. Писатели, которые спорили между собой о том, можно ли считать сюжет реалистичным:

Писатель А. И. Эртель

  • Н. М. Ежов;
  • А. С. Лазарев-Грузинский;
  • А. И. Эртель;
  • И. И. Горбунов-Посадов.

Система образов

В произведении одна главная героиня и 5 второстепенных персонажей. Основное действующее лицо — девочка Варька. Ей 13 лет, она сирота и находится в услужении в семье сапожника. Девушка несчастна и измучена тяжким трудом, но самое страшное в том, что она не имеет возможности поспать. Другие образы в произведении:

Пелагея Степанова

Ребёнок — единственный безусловно положительный персонаж в этом произведении, потому что он пострадал безвинно.

Тема и проблематика

Главная тема произведения — отсутствие детства у ребёнка. Варьке приходится переносить нагрузки, которые не под силу даже взрослому человеку. В те годы, когда жил и творил Чехов, таких детей было много. Причины, по которым крестьянские отпрыски были лишены детства:

  • бедность;
  • пьянство;
  • болезни;
  • ранняя смерть родителей.

Безразличие взрослых к детскому горю

Вторая тема — безразличие взрослых к детскому горю. Господа не понимают, что рядом с ними страдает маленький человек, они не чувствуют своей ответственности перед младшим поколением. На наплевательское отношение указывает то, что Варьку несколько раз посылают за алкоголем. Взрослые не понимают, что тем самым подают дурной пример.

Проблематика включает в себя два аспекта: эксплуатация детского труда и закономерности, формирующие человеческую судьбу. Чехов заставляет читателя задуматься о том, почему одни получают материальные блага без усилий, а другим приходится безостановочно бороться с бедами.

Эксплуатацию детского труда, существовавшую в то время, когда был написан рассказ, нельзя считать нормальным явлением. Чехов и сам перенёс в детстве не меньше трудностей, чем героиня произведения, поэтому он хочет показать, каким может стать возмездие, настигшее угнетателей.

Краткое содержание

Девочке Варе 13 лет. Стоит глубокая ночь, а маленькая нянька не спит: она качает колыбельку, в которой хнычет малыш. Девочку клонит в сон, но она из последних сил поёт песенку. Если Варька уснёт, её будут ругать. Несмотря на усилия, девочка проваливается в сон. Ей снится покойный отец, у которого была грыжа.

Доктор сказал, что больному нужно ехать в госпиталь. Грыжу вправили, однако это не помогло, и спустя некоторое время папа девочки умер. Варька плачет и идёт в лес. По дороге она падает и чувствует, как ударяется головой. Ей кажется, что удар был о дерево, а на самом деле это хозяин стукнул её по затылку: нянька спит, а малыш плачет. Скоро девочка опять засыпает, и в этот раз ей снится мать. Пока сирота спала, пришла хозяйка. Она собирается кормить младенца.

Наступает день, и Варька начинает помогать по хозяйству. Люди, у которых она работает, дают разнообразные поручения:

  • почистить обувь;
  • поставить самовар;
  • пойти в магазин;
  • зашить;
  • постирать;
  • начистить картошки.

Девочке всё время мучительно хочется лечь и поспать

Героине всё время мучительно хочется лечь и поспать. Вечером её снова посылают в магазин, на этот раз за пивом. Потом ей дают ещё одно поручение — купить водки. После этого хозяйка заставляет девочку начистить селёдки. Затем все начинают готовиться ко сну, и маленькая служанка получает последнее за этот день распоряжение — покачать ребёнка. У девочки деревенеют виски, её глаза полуоткрыты, она мечтает только об одном: чтобы можно было немного поспать. За печкой трещит сверчок, на потолке видны тени от пелёнок и панталон, а рядом виднеется зелёное пятно.

Няньке снова снится сон. Она видит людей и узнаёт их всех, но чувствует, что что-то мешает жить. Девочка хочет найти этого врага. Вдруг она понимает, что сила, мешающая жить, — плачущий ребёнок. Ей становится весело. Кажется, сверчок тоже смеётся. Варька радуется: сейчас она избавится от малыша, а потом сможет спать. Дальнейшие действия девочка совершает в полубессознательном состоянии:

Девочка засыпает на полу

  • встаёт с табурета и прохаживается по комнате;
  • смеётся, наслаждаясь мыслью о предстоящей свободе;
  • грозит зелёному пятну и подмигивает;
  • подходит к кровати и душит младенца;
  • ложится на пол;
  • смеётся, а потом засыпает.

Мнения критиков

Придирчивая публика оценила произведение неоднозначно. Некоторые русские критики негативно отнеслись к чеховскому видению проблемы. Другие изначально не воспринимали писателя положительно. Жестокий сюжет вызвал в обществе много споров, причём встречались противоположные мнения.

Эксплуатация ребенка

Находились те, кто в своих сочинениях указывал на неправдоподобность событий. Зато люди, которые признавали существование эксплуатации детского труда, полагали, что нельзя упоминать об этом, а тем более описывать подобное в литературе. Они считали, что это пошлые явления, нужно делать вид, будто их не существует. Изобразив в рассказе несчастье, Чехов нарушил негласное правило.

В целом современникам казалось, что писатель поступил с героиней жестоко, спрятав от читателей часть её страданий и добавив абзац с убийством. Такие правки привели к тому, что из мученицы девочка превратилась в убийцу, а значит, перестала быть безусловной жертвой.

Отзывы читателей

Невыносимо жалко и девочку, и ребёнка, которого она задушила. Но произведение поучительное, поэтому его стоит прочитать. В нынешних реалиях, когда люди сталкиваются с невыносимыми трудностями, многие тоже выбирают путь в никуда, а ведь можно найти разумный выход.

Раньше не доводилось читать у Чехова таких рассказов. В основном у него смешные произведения, а этот рассказ довольно жуткий. Причина поступка девочки, как мне кажется, в том, что организм не выдержал напряжения. Мозг подсказал, что есть враг, от которого нужно избавиться. На самом деле Варька просто сошла с ума. Страшно представить, что ждёт её дальше.

Рассказ короткий, но очень страшный, как и случай, о котором в нём рассказывается. Непонятно, почему за девочку не заступился никто из взрослых, и ужасно, что жизнь ребёнка закончилась так рано. От произведения осталось очень тяжёлое впечатление.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

• небольшой объём;
• число действующих лиц ограничено;
• повествование об одном важном эпизоде из жизни героини;
• важность детали в понимании характера героя;
• повествование от одного лица;
• выразительное, запоминающееся название.

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от лица автора (третье лицо), но в авторскую речь часто вливается голос персонажа. И в ряду авторских оценок происходящего звучат оценки героини. Таким образом, героиня рассказа становится повествователем совместно с автором. Такой режим повествования даёт возможность глубже анализировать движения души героя произведения и насыщает текст эмоциональностью.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Дети, лишённые детства.

Идея: Физическое и психическое насилие над ребёнком убивает в нём душу.

Постоянное истязание девочки бессонницей, работой без отдыха привело её к отупению, почти животному состоянию. Ничему не наученная, не имеющая базовых жизненных и этических понятий, она становится одержимой идеей убить ребёнка, мешающего ей жить.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения.

8. Композиция произведения.

Завязка рассказа кроется в воспоминаниях Варьки: с матерью Пелагеей они идут наниматься в город.

Развитие действия — жизнь девочки в доме сапожника.

Кульминация — принятие решения убить ребёнка и выполнение его.

Финал рассказа остаётся открытым, развязки нет, она предполагается.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В произведении нет пейзажных зарисовок. Только в воспоминания Варьки есть светлый берёзовый лес и ясное утро. Мир потемнел, когда отец её умер. Она вспоминает мрачную дорогу и тёмный лес по её обочинам, что символизирует тяжкие обстоятельства её жизни, вынуждающие её идти в город. В описании комнаты, в которой находится Варька, автор использует художественную деталь — верёвка, тени от панталон, зелёный огонёк лампады. Деталь повторяется несколько раз, подчёркивая узость и ограниченность мира девочки. Веревка, протянутая через комнату, — символ перечёркнутой жизни Варьки. А зелёное пятно всё время присутствует в помраченном сознании девочки как наиболее яркий отзвук окружающей обстановки.

Калоша, в которую хочется спрятаться Варьке, — ещё одна художественная деталь, подчёркивающая сужение мира девочки. В её замутнённом сознании она вырастает до огромных размеров.

В рассказе нет речи героини, она бессловесна. Варька только мурлычет (не поёт) колыбельную. Чехов на протяжении всего рассказа делает упор на этот глагол, намекая читателю на приближенность героини к животному состоянию. Речь хозяев состоит из приказаний и грубости в отношении девочки.

10. Отзыв о произведении.

История написания рассказа

Однако в рассказе прослеживается автобиографическая линия. Персонаж замученной, мечтающей о сне, девочки — это образ самого маленького Антоши Чехова. Детство прозаика было несладким. Мальчик выносил издевки тирана-отца, работал в семейной рыбной лавке, а ночи проводил в службах на клиросе. Неудивительно, что юноше бесконечно хотелось спать, а возможности полноценного отдыха не было. Поэтому Варя — это ненавязчивая отсылка к собственной биографии.

Жанр и направление

Сюжет выбран антиэтичный, повествующий о жизни мещанства. Но Чехов, не изменяя традициям, остается в излюбленном жанре — реализме.

Автор лукавил в письме к издателю. Вопреки его заявлению, рассказ не является легкой беллетристикой. Это своего рода триллер, где царит первобытная справедливость. Чехов перестает быть привычным гуманистом и оборачивается свирепым моралистом, который воздает каждому герою по заслугам. Деспотичные хозяева получают убийство собственного дитя. А Варя — долгожданный и заслуженный сон.

Смысл произведения

Дрема берет свое, девочка проваливается в забытье. Она видит сначала тракт, много людей, которые манят ее ко сну. Далее предстает жуткая картина предсмертных мучений отца Вари. Невообразимо растянувшаяся агония терзает всех членов семьи. Матушка не находит себе места. А земский доктор выписывает отцу направление на операцию. Таким образом вселяет надежду в жену и дочь умирающего, что их близкий человек и кормилец может выжить. Это глупый и жестокий поступок. Мужчина скончался на следующее утро в земской больнице.

В видении Варя стоит рядом с мамой. Они просят милостыню. Сон прерывается. В комнату входит хозяйка — мать беспокойного ребенка.

Характеристика героев

Главный образ произведения — Варя. Это девочка тринадцати лет. В персонаже слилось все детское горе. Ребенку еще чужды взрослые ограничения и запреты. Но уже знакомо безысходное, перманентное горе. Она сирота, которая потеряла отца. Мужчина был единственным кормильцем семьи. Поэтому дочери приходится пойти прислугой в дом ремесленника. Варвара становится единственным персонажем, который переживает развитие, но не личностное, а сюжетное. Читатель видит перемены, происходящие в ее голове. Достигнутый накал эмоций, физическое утомление приводит девушку к аффекту. И в конечном итоге к убийству хозяйского ребенка.

Следующим персонажем является жена ремесленника, хозяйка дома. Мы видим толстую, плечистую, сварливую женщину, недовольную жизнью. Ее нельзя назвать монстром, но именно она становится причиной смерти собственного дитя. Благодаря ей измученная заботами сирота, теряет рассудок и устраняет раздражитель в виде орущего малыша. Прояви женщина хоть немного внимания и каплю любви к сироте, все было бы по-другому. Но в этом доме царят равнодушие и глупость.

Пелагея Степанова — мать Вари. Женщина, которая не смогла пережить смерть мужа ни морально, ни физически. Все, что ей осталось — это пустые хлопоты, суета. Ведь ее воздушные замки разрушились до основания.
Ефим Степанов — умерший отец главной героини. Довольно молодой мужчина, скончавшийся от воспаления грыжи. Типичный крестьянин, занимавшийся тяжким трудом с малолетства. Степанов — воплощение жертвенности угнетенного российского народа.

Доктор, присланный от господ. Персонаж бесполезный для сюжета, но необходимый для идейного понимания рассказа. Бессмысленной надеждой он усиливает горе крестьянской семьи. Младенец — господский ребенок, доверенный Варе. Чистое безгрешное существо, второе в тексте после Варьки. Невинное дитя, которое убито, отягчает материнский грех. Из-за его матери от другого светлого создания остается лишь телесная оболочка. Она загубила сироту.

В произведении прослеживается несколько тем.

Отсутствие детства у ребенка. Из-за утраты родителей Варе приходится рано повзрослеть. Она безропотно сносит взрослые обязанности, горе, воспоминания об утраченном счастье. И до последнего сохраняет свет в душе. Это собирательный образ ребенка, лишенного радости детства. Таких ребят миллионы. Причины: сиротство, войны, эпидемии.

Тема рабов и господ. В России испокон века было расслоение общества. Именно этот резкий контраст стремился показать Чехов во многих своих произведениях.

Тема равнодушия. Она едва уловима, но важна. Если бы хозяева не были безразличны к состоянию и чувствам работницы, не случилось бы трагического финала.

Главная мысль — безысходность, трагизм человека подневольного, загнанного в угол.

“Правдив до иллюзии” – такой анализ мучительному тупику, в котором оказалась тринадцатилетняя девочка-служанка Варька, дал Лев Толстой. В краткой форме рассказа Чехов сумел показать всю психологическую драму Варьки. По первому впечатлению кроткой и услужливой, но доведенной непреодолимым желанием спать до отчаяния и впоследствии до преступления.

Известно, что этот рассказ был написан Антоном Павловичем за полдня. А, между тем, здесь продемонстрированы: высочайшее мастерство передачи душевного состояния героини, скульптурная

выразительность слова, фразы и речевых оборотов. Искусство литературной детали в рассказе просто совершенно.

Читатель воспринимает сюжет произведения на высоком эмоциональном уровне. Он зримо представляет, как Варьке снятся “темные облака…”, а потом “вороны и сороки”, которые “кричат как ребенок”, “галоши хозяина” растут у нее в руках и затягивают ее голову и колыбель с младенцем. Хозяйка без конца дает девочке новые поручения.

Измученная бессонницей, Варька находит спасение даже в этой беготне, потому что “когда бежишь, меньше спать хочется”.

последовательно вытекает из воспоминаний героини о своем безрадостном детстве. Что она видела хорошего? Отец умер в страшных муках.

Они с матерью отправились “наниматься”. А у прислуги разве жизнь? Сутками напролет одно и то же.

Варька, покачай ребенка! Варька, вымой пол! Варька, поставь самовар!

Чехов – отличный знаток детской души, поскольку и сам не был избалован жизнью в том “счастливом” возрасте. Ему понятно ужасное состояние героини, в которое она попала. Поэтому писатель не может строго судить Варьку за ее ужасный поступок.

Он лишь с сожалением констатирует факт преступления, заканчивает рассказ там, где дальнейшая ужасная судьба девочки, по сути, только начинается. Что ее ждет? Если не мгновенная месть хозяев, то карающая рука Закона.

Скорее всего – и то, и другое.

Варька задушила ребенка, улыбаясь. Это явное свидетельство, что на какое-то мгновение разум измученной девочки помутился, не выдержал испытания непосильным трудом и бессонницей. После изнурительной работы сутками, ее организм хочет только одного – выспаться любой ценой.

Мешает этому желанию без конца орущий ребенок, которого пришлось заставить замолчать.

Написанный в 1988 году, рассказ вошел в сборник “Хмурые люди”. Еще при жизни Чехова “Спать хочется” перевели на сербохорватский, румынский, немецкий, финский, чешский и болгарский языки.

Читайте также: