Свобода и необходимость сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Смысл высказывания Гегеля заключается в том, что деятельность человека всегда ограничена рамками, установленными обществом. Теоретически, мы вольны делать все, что посчитаем нужным, однако нас останавливает осознание неразумности тех или иных действий.

Что есть свобода? Это независимость, возможность проявления человеком своей воли.

И, напротив, необходимость - это то, что должно обязательно быть осуществлено.

Несмотря на то, что эти понятия, казалось бы, взаимоисключающие, я полностью разделяю позицию Г.Гегеля, так как ничем не ограниченная свобода постепенно перерастает во вседозволенность.

Вспомним, например, теорию общественного договора, которая была использована в Декларации Независимости как принцип соблюдения демократии. Люди осознанно жертвуют некоторыми своими правами в пользу государства, которое впоследствии должно создать им условия для спокойной, безопасной и свободной жизни.

Но что происходит, если человек абсолютно ничем не ограничен? Идеальным примером послужит распад Римской империи, одной из причин которого стало злоупотребление свободой.

Из-за частой смены правителей, народ почувствовал безнаказанность, и поэтому наступил духовный кризис общества, что впоследствии и привело к падению некогда великого государства.

Исходя из всего вышесказанного, я могу сделать вывод, что деятельность человека действительно должна быть ограничена общественными нормами, ведь не зря поэт Робер Вальзер говорил: "Несвобода может таить в себе большую долю свободы; независимость может быть рабством".

По критериям оценивания задания №29. Демоверсия 2020г.

29.1 Смысл высказывания раскрыт – (1балл) Верно выделена и корректно сформулирована основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса


29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения (0баллов): объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений

смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён на теоретическом уровне.

29.3 Корректность использования понятий, рассуждений (наличие или отсутствие ошибок) (0 баллов)

Согласно условиям оценивания: если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов

29.4 Приведенные примеры некорректны (0баллов)

1-е обоснование (Декларация Независимости) не является примером: необходимо было назвать государство, приблизительное время, эпоху. Некорректность с точки зрения обоснования смысла высказывания: любое государство, а не только демократическое, призвано своими законами (правом) ограничивать свободу людей.

2-е обоснование также некорректно, абстрактно, т.е. по сути, не является примером.

привести пример из личного опыта, когда нарушение норм, допустим, морали, т.е. выбор тобою свободы, привел к негативным последствиям, и ты сам понес лишения: от тебя все отвернулись, ты потерял друзей…

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диана Никандрова, 10 класс

"Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко" Н.Бердяев.

С одной стороны, свобода – это благо, при котором человек сам является причиной своих действий, то есть он не ограничен различными факторами. Свобода – это не список привилегий, а огромнейший список обязанностей, то есть это состояние, при котором человек имеет возможность поступать по своему усмотрению и обязан нести ответственность за каждый совершенный поступок. Что же так привлекает людей в свободе? На этот вечный вопрос никогда никто не даст ответа.

Во все времена люди готовы были умереть за свободу. Сколько было революций, обусловленных борьбой за свободу? Не счесть! Вспомним знаменитую картину Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ", посвященную июльской революции 1830 года во Франции. В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу и самоотверженность, а фигуры вокруг – олицетворения французского народа. К теме свободы обратился также французский поэт Поль Элюар в своем знаменитом политическом стихотворении "Свобода", написанном во время оккупации Франции нацистами, и вдохновлявшим жителей Франции в тяжелое военное время на борьбу за свободу и независимость.

И силой единого слова

Я вновь возвращаюсь к жизни

Я рожден для того, чтобы знать тебя

Чтоб тебя называть

Обращаясь к политике, нужно отметить, что свобода является источником демократии, режима коллективного принятия решений. Вспомним демократию в Афинском полисе, длившуюся с 500 по 321 г. до н.э. Ее называли первой в мире демократической системой. В то время любой гражданин был обязан участвовать в работе Народного собрания, которое являлось высшим органом власти для решения важных проблем. Свободу выбора также имела жители Новгородской республики, в которой было Новгородское вече, форма государственного управления в виде народных собраний, существовавшее до 1478 года.

Борцы за свободу существовали, существуют и будут существовать. Вспомним систему Монтессори итальянского педагога Марии Монтессори, основными приципами которой являются самостоятельность и независимость, а также естественное психологическое, социальное и физическое развитие детей в детских садах. Данной системой Мария Монтессори доказывает, что свобода – биологический принцип человеческой жизни, который развивается в нас с ранних лет.

Таким образом, мы понимаем, что свобода – цель индивидуального развития и необходимо для всего человечества в целом.

Но не меньше аргументов можно привести в пользу противоположной точки зрения относительно свободы. Докажем антитезис, что свобода – бремя, тяжёлое и ненужное человеку. Несмотря на то, что сейчас демократия, поддерживающая свободу, считается идеальным политическим режимом, некоторые мыслители выступали её противниками.

Например, древнегреческий философ и учитель Аристотеля Платон. В своем диалоге "Государство" он выступил противником данного режима, аргументируя это тем, что люди при демократии становятся эгоистами и потребителями, а их крайняя свобода оборачивается рабством, следствием чего является переход от справедливой демократии к тирании, то есть несовершенной и несправедливой власти одного человека. "Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью, как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают".

Позицию Платона поддерживает известный русский писатель и драматург А.И. Солженицын в своем публицистическом эссе "Как нам обустроить Россию", в котором он размышляет о путях возрождения страны и основах жизни народа и государства после коммунизма. В эссе автор указывает, что демократия - это не единственное средство достижения свободы личности. "Каждая партия старается прежде всего не для всей нации, а для себя и своих. Национальный интерес затмевается партийными целями".

Демократия – не есть путь к свободе. Обратимся в периоду германской истории 1919-1933 годах – Веймарской республике с демократической конституцией. Демократия не принесла жителям Германии свободы и спокойствия после Первой мировой войны, однако она стала причиной инфляции и восстаний, а также безработицы.

Еще одним аргументом, подтверждающим антитезис "Свобода не есть благо", является логический эксперимент "Буриданов осел", в котором животному был предложен выбор из двух одинаковых угощений, однако осел не смог сделать выбор и умер от голода из-за отсутствия способности рационально принимать решения в подобных ситуациях. Следовательно, мы понимаем, что свобода выбора в некоторых случаях просто губительна.

Проблема свободы и принуждения раскрывается в притче "Великий Инквизитор" знаменитого русского философа и писателя Ф.М. Достоевского. Притча представляет собой рассказ Ивана Карамазова из романа "Братья Карамазовы" Алеше Карамазову о христианской свободе воли и свободы совести в виде разговора Великого Инквизитора с Христом, которого он заключил в тюрьму. Инквизитор считает свободу проклятием из-за бунтовщиков. "Нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее этот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается", "Человек не может вынести страданий своих и чужих, а без страданий невозможна свобода, невозможно познание добра и зла". Таким образом, Ф.М. Достоевский в своей притче раскрывает проблему выбора - отказаться от свободы ради собственного счастья и спокойствия или страдать во имя свободы.

Проблему отсутствия физической и духовной свободы раскрывает немецкий социолог и философ Эрих Фромм в своей книге "Бегство от свободы", написанной во время Второй Мировой войны. Автор выделил три способа бегства от свободы в современном обществе:

1. Авторитаризм. При авторитаризме личность добровольно отказывается от независимости.

2. Деструктивность. Целью деструктивности является уничтожение объекта, его свободы и прав.

3. Конформизм. При автоматизирующем конформизме, то есть приспособленчестве, человек теряет индивидуальность и бездумно принимает господствующий порядок.

По мнению Эриха Фромма множество людей на словах признают свободу, но на деле воспринимают ее как тяжкое бремя. Он приравнивает её к одиночеству, в котором человек ставится неуверенным и нерешительным.

В заключение хочется сказать, что к свободе нужно быть готовым и уметь ею распоряжаться в зависимости от ситуации, в который ты находишься. Многие люди к сожалению к ней не готовы, что подтверждают революция 1917 года и распад СССР в 1991 году, приведшие к беззаконию и анархии.

Смысл высказывания состоит в том, что свобода необходима для нормальной жизни людей. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель в высказывании поднимает проблему сущности свободы.

Нельзя не согласиться с автором, ведь человек счастлив только в демократическом обществе. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что в большинстве государств мира поддерживается свобода граждан.

Обратимся к теоретической стороне высказывания. Свобода – это состояние человека, при котором он самостоятельно принимает все решения в жизни. Это понятие нередко путают с вседозволенностью. Последнее понятие отличается пагубностью деяний в отношении себя и окружающих. Свобода схожа с правом. Их отличие заключается в том, что последнее подкреплено правительством. Юридическая свобода обязует гражданина воздерживаться от совершения действий, нарушающих права других людей. Если человек нарушает свободу окружающих, то его деяния будут преследоваться по закону.

Мой личный опыт говорит о том, что свобода образования – это важная необходимость для граждан. Практически каждая страна предоставляет право бесплатного образования, в том числе, Российская Федерация. Одна моя одноклассница на протяжении одиннадцати лет прилежно училась в школе, отлично сдала ЕГЭ и поступила в университет на бюджетной основе, а другая одноклассница не готовилась к экзаменам и ей не удалось поступить в вуз. У них обеих была свобода выбора, но в полной мере им воспользовалась лишь одна одноклассница.

Сталин Иосиф Виссарионович

Обратимся к примерам из истории. Иосиф Сталин был правителем Советского Союза. Он победил в политической гонке и старался упрочить свое положение среди граждан с помощью тотального контроля. Он создал культ, которому все были обязаны подчиняться. Его власть полностью была основана на насилии. При Сталине у граждан не было свободы и прав, поэтому они не были в полной мере счастливы.

В заключение можно сделать вывод о том, что свобода – это роскошь, которая нужна для полноценного существования общества. Если люди не свободны, то они не способны приносить пользу социуму.

Свободе обычно противопоставляется такое понятие, как необходимость, т. е. действие человека под влиянием каких-либо внешних факторов, вопреки его внутренним убеждениям, мнениям, взглядам.

Давайте разберемся, что такое необходимость.

Необходимость – это закономерный, независимый от сознания и понимания человека ход развития событий, те внешние условия и обстоятельства, в которых человек вынужден действовать.

В качестве необходимости могут выступать как объективные факторы и ситуации из жизни (такие как различные явления природы, коллективные явления не подвластные управлению людей), так и субъективные (под которыми понимается осмысление, познание человека и результаты этого уяснения в различных формах их проявления, устоявшиеся нормы и традиции морали), диктующие личности определенный тип поведения, действия, поступки.

Истинно свободный человек, непринужденный и свободомыслящий не поддастся своим сиюминутным скачкам настроения и пристрастия, а выберет правильный безошибочный и правомерный образ жизни.

Свобода – это могучая, неудержимая сила в желании и стремлении реализовать и преодолеть что-то, но на пути у нее всегда стоит другая сила – и имя ей необходимость. Между этими силами идет вечная неизбежная борьба, оппозиционное столкновение. Порой мы стремимся к свободе, но необходимость сдерживает нас.

Без свободы личность не сможет реализовать свои социальные и духовные потребности.

Свобода для человека – отсутствие сопротивления — является той ценностью, к которой человек стремится и это приносит ему благо. Но в тоже время свобода может привести к вседозволенности и к бегству от действительности.

Между свободой личности и необходимостью существует прямая взаимосвязанность. Но необходимость всегда выступает ограничителем свободы.

Эту связь и противоречия между двумя понятиями мы можем проследить на таком простом примере из жизни: многим сегодняшним подросткам не хочется учиться, хочется иметь полную свободу и независимость, пропускать без надобности уроки, но им необходимо ходить на занятия, получать образование, чтобы в будущем иметь хорошую работу, получать приличную зарплату.

Если мы будем рассматривать человека как отдельного индивида, то можно сказать, что человек всегда свободен, т. к. имеет возможность выбора. Но если рассматривать человека как взаимодействующее звено с окружающим и социальным миром, то можно заметить, что свободы как таковой нет, т. к. личная свобода связана с объективной необходимостью поступков.

Свобода проявляется в процессе и является его источником, тогда как необходимость – в результате процесса является целью.

Читайте также: