Свобода и любовь в рассказе макар чудра сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В основу сюжета рассказа положена поэтическая история любви.
Но страсть не любовная, а страсть к свободе - вот что определяет
и помыслы, и поступки персонажей.
Весь рассказ проникнут духом свободы. Главный вопрос, который
ставит писатель, - как разрешится конфликт между желанием
любить и быть любимым и стремлением к полной свободе и
независимости?
В чём же суть конфликта?
В том, что для героев полюбить - значит утратить столь ценную для
них волю. Лойко и Радда оказались в тупиковой ситуации,
суть которой предельно чётко выразила героиня:
“Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить,
как не жить и тебе без меня”.
Герои не могут жить друг без друга, но не могут жить и без свободы.
Любовь и свобода оказались для них взаимоисключающими понятиями,
так как каждый из них стремится подчинить себе другого:
“Но смотри, воле моей не перечь — я свободный человек. ”
— “Так вот я хочу, чтоб ты был моим и душой и телом. ”.
Таким образом, конфликт отношений по законам романтизма может
разрешиться только смертью одного или обоих героев.
Именно это и происходит - Лойко убивает Радду и сам гибнет от
руки старого Данилы, отца Радды.

Основная проблема любви и свободы показана на жизни цыган,
на их жизненной позиции.
Эта проблема встает отдельно у каждого из героев, а не между ними.
Это их внутренняя проблема. Каждый из героев для себя решает,
что такое любовь и свобода. Каждый дает свою оценку этим понятиям
и пытается найти ответ на вопрос: "Что же важнее для человека,
любовь или свобода?" И каждый из героев приходит к выводу,
что свобода важнее любви.

Жуткий конец странной истории заставил задуматься. О свободе, которую многие желают иметь, о гордости, которая порою губит, о неразумных действиях, которые все мы совершаем. Не хотели друг другу уступать два молодых сердца. Любящих? не думаю. они грезили друг другом, сходили с ума, но решили погубить друг друга, лишь бы быть свободными.

Рассказ “Макар Чудра” – романтическое произведение, созданное в 1892 году. И, как почти все ранние произведения Горького, оно проникнуто духом романтизма. Поэтому и герои тут не обычные люди, а цыгане – свободолюбивые и непокорные.

Это традиционные образы писателей-романтиков. Горький использует в рассказе цыган для того, чтобы поставить перед читателем вопрос о свободе и любви человека, о тех границах и смыслах, которые люди вкладывают в эти понятия.
Цыгане издревле связаны с понятиями “вольной” жизни и абсолютной свободы.

Они никому не подчиняются и как бы роднятся с природой, являются ее частью. Это люди-бродяги, скитающиеся по земле, но никогда не находящие себе пристанища.

Именно поэтому проблему любви и свободы можно наиболее ярко показать на жизни цыган, на их жизненной позиции.
В “Макаре Чудре” мы видим, что эта проблема встает отдельно у каждого из героев, а не между ними. Можно сказать, что это их внутренняя проблема. Каждый из героев для себя решает, что такое любовь и свобода.

Каждый дает свою оценку этим понятиям и пытается найти ответ на вопрос: “Что же важнее для человека, любовь или свобода?”

И каждый из героев приходит к выводу, что свобода важнее любви.
Любовь воспринимается и Раддой, и Лойко как поражение, как проигрыш в битве двух сильных натур. Да и сами любовные отношения между героями воспринимаются как противостояние, как борьба: кто кого одолеет, кто сможет “опутать”, ограничить свободу другого. Радда говорит Лойко: “Ну, слушай меня, Лойко, я тебя люблю!… Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом.

А еще вот что, Лойко: все равно, как ты не вертись, я тебя одолею, моим будешь”.
Радда утверждает, что любит, но будет женой Лойко только после того, как он при всех признает ее старшей, вернее, главной в их отношениях. А это значит, что она, Радда, будет указывать Лойко, что делать, как делать и зачем делать.
Для Радды важно осознавать свою победу над таким удалым цыганом, как ее Лойко. Это значит, что она будет ограничивать свободу своего любимого, оставаясь при этом независимой. Героиня не желает равноправных отношений и тем более не хочет подчиняться кому бы то ни было, даже любимому человеку.
Радда уверена в своей силе, в том, что она победит Лойко своей красотой и смелостью. Девушка не уступает ему в удальстве. Она признается любимому: “Волю-то, Лойку, я люблю! А без тебя мне не жить, как не жить тебе без меня.

Волю-то я люблю больше, чем тебя!”.
Радда подчеркивает, что судьбы их переплетены, им суждено быть вместе, но каким образом? Ведь девушка не может пожертвовать своей свободой даже ради любви. Но именно этого она ждет от Лойко.

Цыгана пленяет красота, смелость, храбрость Радды, но он никогда не сможет смириться с позором подчинения женщине.
Ведь он самый лучший из цыган: “Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи, и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. И мудр, как старик, и сведущ во всем.

Бывало, пойдет говорить – век бы не спал, слушал его! А играет – убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь играл!”
Конечно же, Лойко не согласен на роль, отведенную ему Раддой. Да и не только Лойко, но и все цыгане против этого: “Вот чего захотела чертова девка! Этого и слыхом не слыхано было; только в старину у черногорцев так было, говорили старики, а у цыган – никогда!” Так говорит старый цыган, Макар Чудра, но мы чувствуем, что за его словами стоит жизненная позиция всех цыган, а не отдельного человека.

Они тоже видят в любви угрозу “воле”.
Отношения между Раддой и Лойко можно назвать поединком. Чудра так и описывает их встречу у ручья: “А ну, думаю, они теперь равны по силе, что будет дальше! Дивно это было, брат! Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга, а оба такие хорошие, удалые люди!” И результатом этого поединка будет чья-то жизнь.

Мне кажется, что Лойко и Радда чувствуют свою обреченность, свою гибель, ведь девушка так и говорит: “Я знала, что ты так сделаешь”. То есть, оба героя стремятся к гибели, ведь именно в смерти они и видят абсолютную свободу. А жизнь для них – тюрьма, в которой они ограничены в своей свободе какими-то условиями и традициями.
Я думаю, что Радда специально унижала Лойко, играла на его чувствах, чтобы он разозлился до такой степени, что смог убить ее. Она понимает, что Лойко ни за что не подчиниться ей, но и ей не хочется терять свободу. Поэтому только смерть может решить проблему любви и свободы.

Так и происходит.
После смерти герои получают истинную, абсолютную свободу. Но находят ли они любовь? На этот вопрос, я думаю, ответ содержится в последнем абзаце рассказа: “А они оба кружились во тьме ночи.

Плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”.

На первый взгляд между любовью и свободой тяжело найти противоречия. От искренней и взаимной любви ждут чувства окрыленности, поддержки, взаимопомощи и счастья. В этой возвышенной связи человек зачастую ищет свободу и спокойствие.

Писатель 20 века М. Горький смог нарисовать яркий пример открытого конфликта любви и свободы. В его рассказе "Макар Чудра" читатель видит двух сильных персонажей: дочь цыганского барона Рада и приезжий Лоика. Гордая и свободолюбивая девушка была самой желанной и завидной невестой в таборе Данило. Многие пытались добиться её внимания, но все были отвергнуты: "Не место орлице в вороньем гнезде". Рада не хотела расставаться со своей свободой (в угоду) мужу. После того как девушка при всём таборе опозорила Лоика, исхлестав его по ногам и повалив на землю, она приходит к нему и признаётся в любви.

Но свободу Рада любит больше, поэтому ставит условие для замужества: она просит Лоика склониться перед ней. Мужчина выполняет условие, произносит: "Сейчас я проверю твоё сердце на прочность", и убивает девушку, а затем и себя.

История Рады и Лоика показывает, как любовь к свободе и любовь к человеку сталкиваются и оборачиваются трагедией. Все ждали от девушки смирения и покорности, хотя бы ради любимого мужчины, но даже для него Рада не смогла отречься от свободы. Я думаю, что раньше, когда традиции имели бОльшую силу и брак для цыганской женщины служил оковами, любовь и свобода действительно были несовместимы. Для гордого Лоика, колоритного представителя цыганского народа, было немыслимым и невозможным без надлома в личности склониться перед женщиной, поэтому, выполнив условие Рады, он не мог не убить её и себя.

Рассказ "Макар Чудра" научил меня больше ценить то, что в современном мире любовь не считают любовью без партнёрства, умения идти на компромиссы и уступки. Хотя ты и не можешь совершать в любви всё, что взбредет в голову, и идти куда вздумается, ведь вместе с тобой идёт любимый человек, твоя свобода остается с тобой. Искренняя любовь порождает желание делать родных счастливыми, не ограничивать их свободу, даже если сам ты станешь от этого несчастным. В такой любви цель и смысл твоей свободы — счастье любимых людей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Цыгане с давних времён известны своим свободолюбием, им присущи свобода слова и мысли и никому никогда не удавалось покорить их, подмять под себя. Это люди, которые как – бы одно целое с природой, их дом – дорога. Вечные скитальцы, они ведут кочевой образ жизни и никак не хотят по – долгу оставаться на одном месте.

Максим Горький в своем рассказе хотел поразмышлять вместе с читателем о таких понятиях, как любовь и свобода, а кто как не цыгане идеально подходят под два этих определения.

В рассказе у каждого героя свое представление о любви и свободе, каждый по – своему оценивает, что это такое. Но в одном они единогласны: всё – таки свобода главенствует над чувством любви.

Любовь между Раддой и Лойко – это постоянная битва. Две сильные натуры, одинаково сильно ценящие свободу изо дня в день пытаются подчинить себе волю другого. Радда не раз признается Лойко в любви, при этом не уставая повторять, что как – бы он не сопротивлялся, в конце концов она его одолеет и станет он её, как душой, так и телом.

Лойко хочет жениться на Радде, он верит, что она его любит всей душой, но та ставит условие: Лойко должен при всех, голословно, признать её старшинство. А это означает, что она, Радда, будет главенствовать в их семье, а он должен беспрекословно подчиняться ей и не будет иметь права решать, как жить и что делать.

Лойко – лихой цыган. Для его избранницы очень важно чувствовать свою власть над ним и его волей. Равноправия она не признает, а тем более не согласна на то, чтобы кто – то управлял ей, ограничивая её свободу. Даже если этот человек будет её любимым и единственным.

Радда уверена в своей красоте и в лихачестве она ему нисколько не уступает. Поэтому не сомневается, что сможет одолеть Лойко. Девушка не раз подчеркивает, что они созданы друг для друга, судьбы их плотно связаны, но как им быть вместе, если она любит свободу – волю больше любимого Лойко, а тот не сможет смирится с позорным подчинением женщине.

Поэтому выходом в этой ситуации является только смерть. Создаётся впечатление, что цыганка специально злила Лойко, чтоб то смог убить её, осознавая безвыходность данной ситуации. Свободу, которой они оба так дорожат, оба персонажа получают только после смерти. А нашли ли они любовь?

Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького — сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане.

Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни

из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои.

Еще одна особенность

Гордая Радда долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя. Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле. В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара. Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье.

Похожие статьи:

Самобытность римской словесности Особенности жизненного уклада римлян, их традиции, мораль, религия, образование, не могли не сказаться на характере созданного ими словесного искусства. Конечно, на фоне гениальных эллинов достижения римлян выглядят в области словесности …

Цыгане с давних времён известны своим свободолюбием, им присущи свобода слова и мысли и никому никогда не удавалось покорить их, подмять под себя. Это люди, которые как – бы одно целое с природой, их дом – дорога. Вечные скитальцы, они ведут кочевой образ жизни и никак не хотят по – долгу оставаться на одном месте.

Максим Горький в своем рассказе хотел поразмышлять вместе с читателем о таких понятиях, как любовь и свобода, а кто как не цыгане идеально подходят под два этих определения.

В рассказе у каждого героя свое представление о любви и свободе, каждый по – своему оценивает, что это такое. Но в одном они единогласны: всё – таки свобода главенствует над чувством любви.

Любовь между Раддой и Лойко – это постоянная битва. Две сильные натуры, одинаково сильно ценящие свободу изо дня в день пытаются подчинить себе волю другого. Радда не раз признается Лойко в любви, при этом не уставая повторять, что как – бы он не сопротивлялся, в конце концов она его одолеет и станет он её, как душой, так и телом.

Лойко хочет жениться на Радде, он верит, что она его любит всей душой, но та ставит условие: Лойко должен при всех, голословно, признать её старшинство. А это означает, что она, Радда, будет главенствовать в их семье, а он должен беспрекословно подчиняться ей и не будет иметь права решать, как жить и что делать.

Лойко – лихой цыган. Для его избранницы очень важно чувствовать свою власть над ним и его волей. Равноправия она не признает, а тем более не согласна на то, чтобы кто – то управлял ей, ограничивая её свободу. Даже если этот человек будет её любимым и единственным.

Радда уверена в своей красоте и в лихачестве она ему нисколько не уступает. Поэтому не сомневается, что сможет одолеть Лойко. Девушка не раз подчеркивает, что они созданы друг для друга, судьбы их плотно связаны, но как им быть вместе, если она любит свободу – волю больше любимого Лойко, а тот не сможет смирится с позорным подчинением женщине.

Поэтому выходом в этой ситуации является только смерть. Создаётся впечатление, что цыганка специально злила Лойко, чтоб то смог убить её, осознавая безвыходность данной ситуации. Свободу, которой они оба так дорожат, оба персонажа получают только после смерти. А нашли ли они любовь?

2 вариант

Основное действующее лицо - человек, которого зовут Макар. Он цыган. Больше всего он в восторге от свободной и мирной жизни, он ни на что ее не променяет. Он думает, что крестьяне нужны для того, чтобы трудиться и все время обрабатывать земельные угодья. Он не хочет никого любить, потому что тогда он лишится свободы. Благодаря этому, любовные чувства для него представляются несчастьем, от которых крайне трудно спастись.

Сердцам нужна любовь, если в прошлом два сердца могли с этим бороться, то настал момент когда у них это не получается сделать, и чувства оказываются сильней. Любовь запылала между Зобаром и Раддой. Они даже не увидели, как их настигли эти чувства. Если в прошлом они могли сдерживать себя, то в настоящий момент от этих чувственных пут можно освободиться лишь с помощью смерти. В сюжетной линии имеются серьезные размышления писателя. Тут Макар все время думает не просто о собственном существовании, но и о существовании остальных главных персонажей, ко всему прочему и о любовных отношениях.

Макар рассказывает легендарную историю, которая берет свое начало с простых общений, но завершается она абсолютно не так как начиналась. Также тут есть еще и морская стихия.

Радда прекрасная дева, с которой хотят проводить время все, но она отдала свою душу только одному герою, которого звали Зобар. Однако юноша не просто одаренный и мудрый, но еще и с характером.

Тут имеются еще и прекрасные слова, которые берут за душу и не покидают вплоть до завершения литературной работы.

Еще великолепие рассказу доставляют и фразы основного действующего лица. Он их произносит гордо и изящно. Самое важное - необходимо всегда идти вперед и не отказываться от своих слов и не пасовать ни перед чем.

Когда начинаешь читать этот труд великого писателя, то между строчек все время видны фразы писателя. Ему неприятны взгляды Макара и с несколькими его высказываниями он не может согласиться. Дева все время была самоуверенной и гордой, именно эта гордость и не дала им быть счастливыми, быть любимыми.

Эмоции главных персонажей предстают с помощью пейзажных набросков. В самом начале морские волны спокойно перемещаются из одной области в другую. Но когда у героев эмоции начинают становиться сильнее, то и море принимается волноваться сильнее. Автор хотел показать этим всю эмоциональную палитру двух любящих сердец, ведь даже природа реагирует на эти возвышенные чувства.

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Макар Чудра

Популярные сегодня темы

Мама! Такое короткое слово, но как много оно значит для любого из нас. Это самый главный человек для меня в моей жизни.

Развитие личности является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Личностное развитие-это отношение, которое помогает улучшить нашу жизнь. Оно помогает найти возможность создать лучшую жизнь мысленно

Читайте также: