Сочинение моральные уроки давней литературы

Обновлено: 28.06.2024

Проблемы нравственности в современной литературе

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие.
Наиболее интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.

Второй аргумент

Сочинение Проблема нравственной прочности по тексту К. Акулинина

Константин Акулинин поднимает проблему испытания героя на нравственную прочность. Всегда ли нужно проявлять честность, порядочность, благородство? Может быть, в повседневной жизни среди обычных людей не обязательны эти нравственные законы? Почему считается, что стойкость, защита своих принципов, убеждений должны проявляться только в экстремальных ситуациях, когда человек стоит перед проблемой выбора – умереть или спасти других людей?

Проблема выбора – нравственная проблема. Она очень важна и актуальна в современном обществе. Мы живем в мирное время, любим удобства, налаженный быт, живем по принципу “люби себя,” живи, чтобы было удобно, живи, как хочется.

Автор убежден, что истинно нравственный человек должен поступать всегда достойно, следуя нравственным законам. Он уважает своего героя за то, что тот выдержал испытание на нравственную прочность, хотя, если бы он поступил недостойно, никто бы не умер, ничья судьба бы не изменилась, может быть, люди бы не поняли, что он прошел вперед за деньги, и его бы никто не пристыдил. Автор считает, что человек должен быть чист перед своей совестью.

Не могу не согласиться с мнением писателя. Человек должен быть порядочным, честным и благородным. Важно соблюдать эти нравственные качества и в повседневной жизни. Обычному человеку в обыденной жизни нужно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Совесть – это внутренний голос человека, контролирующий наши поступки, мысли. Нравственные качества всегда нужны в нашей нелегкой жизни. Если бы люди ими не обладали, то страшно подумать, что было бы с человечеством.

В рассказе К. Паустовского “Телеграмма” говорится об одинокой престарелой женщине и ее невнимательной дочери Насте. Дочь занята повседневной суетой: устраивает выставку художнику Тимофееву. Она не может найти время, чтобы послать весточку родной матери. Но нашелся человек, который по-настоящему заботился об Катерине Ивановне. Это сторож Тихон. Он сам написал телеграмму от имени Насти. Однако, Катерина Ивановна догадалась, что ее отправил Тихон, и была ему за это благодарна. Только когда мать умирает, приезжает Настя. Она опоздала на похороны и быстро уехала из деревни, чтобы ее никто не заметил. Я уверена, Настя никогда не простит себя за то, что не заботилась о родной матери. Она всю жизнь будет мучиться угрызениями совести.

В повести В. Никитина “Жизнь в другую сторону” главный герой Степан живет так, как ему хочется, как ему удобно. Степан – безнравственный человек. Он живет за счет сдаваемых в аренду помещений, оставшихся после развала организации. новые времена позволили ему в полной мере воспользоваться должностью отца, бывшего начальника этого безобразия, вовремя передавшего сыну права на солидные доходы. Он подло поступил с любимой девушкой, бросив ее ради другой, которая ему будет полезна.Герой этого произведения – наш современник – не живет по нравственным законам. У него нет совести, благородства и порядочности.

Оцените, на сколько материал был вам полезен
[Всего: 2 Средний: 5/5]

Вопросы нравственности, борьбы добра со злом — веч­ны. В любой литературе мы найдем произведения, в кото­рых они тем или иным образом затронуты. Даже спустя десятилетия и столетия мы снова и снова обращаемся к образам Дон Кихота, Гамлета, Фауста и других героев ми­ровой литературы.

игумен Феодосий, за что навлек на себя княжеский гнев. В последующие времена передовые русские писатели про­должали осознавать себя независимыми от воли князей и царей. Они понимали свою ответственность перед народом и отечественной историей, ощущали себя более высокими по своему призванию, чем сильные мира сего. Стоит вспом­нить Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Тол­стого, Достоевского, многие другие имена русских писа­телей нового времени.

В нынешнее время, когда мы только-только вступили в XXI век, когда в повседневной жизни буквально на каж­дом шагу приходится сталкиваться с аморальностью

и без­духовностью, нам как никогда прежде нужно со всей от­ветственностью обратиться к урокам нравственности.

Главный герой произведения — сын священника Авдий Каллистратов. По словам духовных наставников семина­рии, он еретик. Авдий стремится к тому, чтобы нести доб­роту и справедливость в мир, полный жестокости и равно­душия. Он верит, что может оказать влияние на юнцов, собирающих анашу, очистить их души от черствости и безразличия к самим себе и тем, кто находится рядом с ними. Авдий стремится к любви и правде и совсем не догадывается, какая бездна безнравственности, жестокос­ти и ненависти откроется перед ним.

Что заставляет человека сворачивать с правильного пути? В чем кроются причины перемен, происходящих с ним? К большому сожалению, на подобные вопросы лите­ратура не может дать однозначного ответа. Литератур­ное произведение лишь представляет типичные проявле­ния нравственных болезней времени. Главный же выбор остается за нами — реальными людьми, живущими в ре­альном времени.

Произведения древнерусских авторов представляют собой определенную литературную ценность. В первую очередь это, конечно же, наше национальное достояние и источники сведений о культуре и быте того далекого времени. Дают они нам представления и о нравственных идеалах древней Руси. А они, в свою очередь, являются поучительными и по сей день.

Причем, отнести к поучительным произведениям, воспитывающим нравственность, можно и народное творчество, и произведения, принадлежащие перу известных личностей.

Если говорить о народном творчестве, то достаточно ознакомиться даже с теми простыми произведениями, которые знаем мы с детства, чтобы понять, как воспитывали своих чад. Да, они и в наши дни звучат из уст многих родителей, бабушек и дедушек. К ним можно отнести и развлекательные прибаутки и потешки. Они, между прочим, обращают внимание ребенка на жизненные мелочи, которые так важны и необходимы на протяжении всей дальнейшей жизни.

Поучительны и сказки, песни, сложенные народом. Они воспитывают в нас с ранних пор стремление к доброте, трудолюбию и терпению. А каким примером служат былинные богатыри, смелость, силу и сообразительность которых воспевал народ!

Ну, а если говорить о произведениях, авторы которых известны, то нельзя не упомянуть о поучении Мономаха. В нем обращается он ко всему подрастающему поколению, призывая его к добродетели, трудолюбию и терпению. Так же, поучает он уважать своих родителей, быть милосердными. Владимир ставит в пример свою жизнь. Он не говорит, что он идеален, но многому можно поучиться у него. Призывает он и жить в мире с ближними своими и стараться не творить зла. А натолкнула его на мысль написать это послание встреча со своими братьями.

И многие другие произведения, как народные, так и имеющие авторов, оглашают основные нравственные критерии, от которых зависит полноценное существование человека.

Древнерусская литература – это кладезь мудрости наших предков. А нравственные уроки из нее можно извлечь очень огромные и полезные. Ведь для того и пришла когда-то человеку в голову мысль записывать свои думы, поучения и наблюдения, чтобы донести их до потомства.

Вариант №2

Уроки древнерусской литературы сочинение

В глубокой основе нашей сегодняшней культуры лежит культура древнерусская. Эта культура особенная и сильно отличается от нашей, хотя и является её предком. У всей древнерусской литературы сейчас мы можем найти одну тему, это – человек, и одну идею, это – определения смысла человеческой жизни. Но древнерусская литература рассматривала человека, не как личность ли отдельного героя, а как часть одного большого механизма. Это, пожалуй, важнейшая особенность древнерусской литературы. Люди в древней Руси находились очень близко к вере, вся их жизнь была ей пропитана. Благодаря этому, человек просто не представлялся один, без семьи, друзей, соседей, тех людей, которым он мог быть полезен, он не мог быть обособлен.

Древнерусская литература, как и всякая литература, учит видеть мир. Особенность её в том, что она показывает не только добро и зло, но и чем они отличаются, как можно делать добро и как сделать мир лучше.

Нравственные уроки древнерусской литературы

Нравственные уроки древнерусской литературы

Если бы я была президентом, то я бы постаралась сделать мир чуточку лучше. Ведь, очень приятно пройтись весенним деньком в солнечную погоду по чистому родному городу?

Непонятная многим читателям дружба между Обломовым и Штольцем зародилась еще в школьные годы, в то время когда два на тот момент мальчика обучались в школе. На момент своего знакомства два маленьких мальчика были очень похожи, имели общие интересы

К великому сожалению в наше время красота и богатство русского языка утратили свою актуальность. Молодежь общается на своем сленге, представляющего, собой некую смесь английского языка, исковерканного на русский манер с жуткими сокращениями русских слов.

Каждая картина известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина – это погружение автора в мир растений, животных настолько, что зритель, глядя на них, ощущает себя участником происходящих событий. Временное пребывание

Один из самых молодых городов России - Волжский находится в Волгоградской области на берегах рек Волги и Ахтубы. Население начало увеличиваться с постройки Сталинградской ГЭС, так как энергетиков, возводившие плотину размещали

19 столетие принято называть “золотым веком” русской литературы. Произведения, которые заслуженно считаются классикой, остаются актуальными по сей день. Девятнадцатый век – это пора А. Пушкина, А. Грибоедова, В. Жуковского, М. Лермонтова, Н. Гоголя и других талантливых, вернее, одаренных мастеров слова.
Литературное произведение не ставило себе задачу развлечь читателя. Главным было то, чтобы литературная работа заставила задуматься, переосмыслить себя и посмотреть на жизнь вокруг под другим углом.
“Горе от ума” – нестареющее произведение Александра Грибоедова. В нем противопоставляется век нынешний, прогрессивный, с веком минувшим, отсталым и заскорузлым. В комедии лоб в лоб сталкиваются нравы светского московского общества и “сумасшедшего” Чацкого. Праздность, невежество и чинопочитание – вот что высмеивает Грибоедов в своем произведении.
Однако не всем дано быть людьми великими, которые не боятся выступить против всей московской элиты. Есть и люди маленькие. Наподобие Акакия Акакиевича Башмачкина из гоголевской “Шинели”. Проблема маленького человека и его становления в обществе остро стояла в русской литературе 19 века.
Литература стала зеркалом общества. С ее помощью люди могли рассмотреть себя же без лишних прикрас и обратить внимание на те проблемы, которые красной нитью проходили сквозь все общество. Литература была призвана излечить социум от тех проблем, которые казались незаметными.

О возможности приобретения и укрепления веры, об обращении человека и приближении его к Богу мучительно раздумывал великий мыслитель XIX века – Фёдор Михайлович Достоевский. “Сияющая личность” Христа вошла в его жизнь навсегда. Самопознание, самоанализ и совершенствование есть принятие вечной борьбы, выживания добра в хаосе зла, любви среди всеобщей ненависти и жестокости. С христианской точки зрения, у человека один главный и страшный грех – гордыня, следствием которой является богоотступничество. Именно отсюда ненависть к людям, презрение, чувство разъединённости с человечеством, преступление и непокорность Родиона Раскольникова, главного героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Русские поэты и писатели ведут постоянный поиск нравственной основы бытия, размышляют о предназначении художника, о проблемах совершенствования личности, фатализма и личной ответственности каждого за свои поступки.

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями человека. Преодолевая себя, герой делает нравственный выбор.

Почему мы стремимся найти мораль там, где её искать бесполезно?

При этом как конкретно классики помогли подросткам развить моральные качества, история умалчивает.

Разговоры о воспитании литературой ставили меня в тупик ещё в школьные годы. Многие вопросы, поднимавшиеся в книгах школьной программы, были мне так же близки, как дилеммы каких-нибудь первобытных племён: нравственно ли есть то же мясо, что и шаман, можно ли удить рыбу в новолуние? А ведь эти люди всерьёз верили, что, нарушив табу, могут нанести оскорбление духам и умереть. Само собой, знание о том, что такие обычаи в принципе существовали, не бесполезно. Но это польза культурологическая, а не руководство к действию.

Существует наивное представление, что нравственность в литературе — это следование примеру идеального субъекта, с которым нужно сверять свои действия.

Ещё по этой теме :

Кроме революционного вывода о том, что крестьянки тоже любить умеют, повесть содержит максимум пасторальную печаль о том, что бедной девушке пришлось утопиться.

Ещё по этой теме :

К слову, если мальчики ещё как-то могут найти для себя подходящие ролевые модели, девочки часто остаются в замешательстве. Анна Каренина, которая бросилась под поезд, потому что Толстой считал, что счастья после развода быть не может? Или, может быть, Настасья Филипповна, которая занята тем, что страдает и заставляет мучиться других?

В лучшем случае приходит Пьер Безухов, который решает их проблемы. Отвественности за свою жизнь, саморазвитию или силе духа тут можно научиться разве что по принципу дурных советов. Не говоря уже о том, что эти ценности справедливы для всех людей, а само разделение этики на мужскую и женскую — явление прошлого.

Классические романы хорошо рассматривать с позиций патографии. Это способ аналитики творчества, который помогает понять, чем был болен автор.

Кажется, даже представители РПЦ чуть ближе ухватили суть некоторых произведений, включенных в школьную программу, когда советовали исключить из нее Чехова и Бунина. Само собой, исключать ничего не нужно.

С безжизненным, сусальным, рафинированным образом богоспасаемой русской культуры — очевидно, так выглядит патриотизм, который литература, если верить сочинениям из ГДЗ, должна прививать — это имеет мало общего. Именно поэтому полезно сталкиваться с такими вещами лицом к лицу.

Нетленные классики были, в первую очередь, живыми людьми, творчество которых стало результатом конкретных условий жизни, переживаний и драм. Кое-что из книг, которые имеет смысл почитать, чтобы классика приобрела человеческое лицо:

Русская классическая литература в школе — это священная корова вроде тех, что бродят на индийских пляжах. Никто не понимает, что она там делает, далеко не все религиозны в такой степени, чтобы всерьёз возносить ей почести при встрече, но прогнать корову никто не решается.


В нашей литературе есть историческая ценность — наблюдая, какие проблемы мучили людей прошлых эпох, мы видим культурную динамику и прогресс. Есть в ней и много жестокого, тяжёлого и сложного — неврозы, рефлексия, саморазрушительные импульсы. Даже в самых легких и юмористических произведениях русских писателей почти всегда есть какая-то затаённая меланхолия, особая беспредметная тоска — переживание путешественника, который смотрит из окна поезда на проносящиеся бескрайние поля и леса, затянутые серой пеленой дождя.

4 мая 2016, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема одиночества в романе Ф.М. Достоевского Мне кажется, иногда в одиночестве виновен сам человек, отделивший себя, подобно Родиону Раскольникову, герою романа Достоевского, гордыней, стремлением к власти или преступлением. Надо быть открытым, добрым, тогда найдутся люди, которые избавят тебя от одиночества. Искренняя любовь Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, дает надежду на будущее.

Проблема одиночества в романе Ф.М. Достоевского

Проблема милосердия, гуманизма.

Проблема милосердия, гуманизма в

Проблема чести, совести

Проблема чести и бесчестия

Проблема чести, совести

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой

Проблемы жестокости, предательства в современного мире

Проблема жестокости современного мира, людей.

Проблема истинных и ложных ценностей.

Проблема доброты, искренности в творчестве Л.Н. Толстого

Проблема нравственной души, внутреннего духовного мира

Проблема самопожертвования, сострадания, милосердия

Проблемы самопожертвования, любви к людям; равнодушия, жестокости

Проблемы верности, любви, преданности, самопожертвования.

Проблемы сострадания, милосердия, веры в себя

Проблема сострадания, милосердия, верности, веры, любви

Проблема Черствого и бездушного отношения к человеку

Проблема человеческой духовности

Проблемы взяточничества, мещанства

Проблема скупости, жадности

Проблема верности, преданности

проблема нравственной ответственности человека за судьбу мира

Понтий Пилат, считавший себя жестоким и могущественным, проявил свою слабость и трусость , отправив на казнь Иешуа. Пилат понимал, что Иешуа нес людям высшую правду, видел в нем спасителя своей души. Но из боязни потерять свою власть и карьеру Пилат идет против себя, против своей совести. Он увидел в подсудимом свет истины и, потеряв его, мучается не только духовно. У Пилата была возможность спасти Иешуа - он ею не воспользовался, и потому ответствен за свой выбор и наказан за него вечными муками. Иешуа, наоборот, является воплощением ответственности . Он остаётся верен своей философии даже перед лицом смерти. Пилат предлагает ему отказаться от своей правды - но Иешуа предпочитает умереть, чем изменить своим убеждениям.

Читайте также: