Султан ахмед младший сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 7 класс (новый учебник) - 3 часа в неделю).docx

7 класс (3 часа в неделю)

Введение. Дагестанская литература: вчера, сегодня, завтра.

Устное народное творчество.

Баллада. Горские народные баллады. Художественное своеобразие баллад народов Дагестана.

Теория литературы. Понятие об эпической песне.

Теория литературы. Понятие о композиции.

Литература народов Дагестана XVIII-XIX веков.

Теория литературы. Понятие о лирике. Особенности дагестанского стихосложения.

Литература народов Дагестана XX века.

Эффенди Капиев. Краткие сведения о жизни и творчестве.

Ахмедхан Абу-Бакар. Биографическая справка.

Нуратдин Юсупов. Краткие сведения о жизни и творчестве.

Теория литературы. Понятие о поэме.

Литература народов Дагестана на рубеже XX-XXI веков.

Краткий обзор дагестанской литературы рубежа XX-XXI веков.

Итоговый урок. Список произведений для внеклассного чтения на летних каникулах.

Выбранный для просмотра документ Обложка для 7 класса.docx

Рабочая программа

по дагестанской литературе

для 7 класса (3 часа в неделю)

на 20___ – 20___ учебный год

Тайгибовой М. К.

Выбранный для просмотра документ Пояснительная записка - 7 кл..docx

Пояснительная записка

Рабочая программа по дагестанской литературе для 7 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.

Изучение дагестанской литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);

использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Курс дагестанской литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Содержание деятельности по предмету

Курс дагестанской литературы в 7 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования и закрепления сформированных ранее читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по дагестанской литературе

Личностные результаты:

воспитание российской и дагестанской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Дагестана;

осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своей республики, основ культурного наследия народов Дагестана;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального дагестанского общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Дагестана, России и мира;

формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в обществе;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Дагестана, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных произведений;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям дагестанской литературы и культуры;

формулирование собственного отношения к литературным произведениям, их оценки;

умение интерпретировать изученные произведения;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Распределение учебной нагрузки по дагестанской литературе в 7 классе

Аварская баллада : общее и локально-особенное

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. Тематика, проблематика и образная система аварских баллад в сравнении с даргинскими и лакскими 14

1.1. Идеи и проблемы баллад 14

1.2. Образная система баллад 47

ГЛАВА II. Композиция баллад 79

2.1. Сюжет как главный компонент композиции баллады 79

2.2. Мотивы сна, дороги, трапезы и т.д., а также зачины, повторы, изобразительно-выразительные средства как элементы композиции 113

Список использованной литературы 162

Введение к работе

Актуальность исследования. В кругу вопросов, стоящих перед современной фольклористикой, проблема жанровой классификации баллады является одной из самых сложных и спорных. Баллада - постоянно движущийся и- эволюционирующий жанр, что, естественно, приводит исследователей к существенным противоречиям при попытках определения ее жанрообразующих принципов. В результате на сегодняшний день фольклористы еще не пришли к единому мнению, какие признаки -содержательные или формальные - доминируют в балладе, какие же из них организуют жанр.

В.Я. Пропп и Б.Н. Путилов выделили в качестве признаков баллады как семейно-бытовую тематику и трагическое разрешение конфликтов 3 .

Дальнейшую; разработку этой проблемы мы находим* в исследованиях Д.М. Балашова, который более четко по сравнению с предыдущими учеными; определил круг входящих в жанр баллады произведений; установил основные жанровые признаки и поэтические особенности баллады.

Обратившись к жанру баллад славянских народов, Н.И. Кравцов подробно рассмотрел тематические группы славянских баллад, их жанровую специфику, особенности сюжета. Автор особое внимание уделил эпическому характеру баллад 4 .

Б.Н. Путилов проблему, связанную со спецификой; славянских исторических баллад, проанализировал на широком общеславянском фоне. Своеобразие жанра исследователь видит в особом угле зрения на явления і действительности и отбор этих ^явлений, специфическом^ ряде героев,, комплексе существенных народных идей и представлений целой исторической" эпохи.

Говоря об отличиях баллады и исторической, песни, Б.Н. Путилов обращает внимание на основное содержание баллад - повествование о драматических индивидуальных судьбах, о семейных коллизиях, обусловленных общественно-бытовыми обстоятельствами; когда такие повествования- вырастают на почве политической; истории, тогда и возникает историческая баллада.

Баллада 1 принадлежит к наиболее сложным жанрам народной- поэзии. Трудность изучения баллады как жанра заключается в том, что во многих;: текстах мы имеем дело с переходными случаями: В последнее время учеными*

3 См. Вступ. Ст. к сб.: Былины. М., 1958.

4 Кравцов Н.И. Славянская народная баллада./ Проблемы славянского фольклора.-М;:Наука,
1972.С.167-199.

сделано многое, чтобы раскрыть сущность баллады, определить ее жанровые особенности, охарактеризовать основные этапы ее исторического развития. Некоторые исследователи предлагают определение баллады как песни с повествовательным содержанием, в которой отсутствуют специфические особенности, присущие былине, исторической песне и духовному стиху .Разнобой во мнениях наблюдается не только в определении баллады как жанра, но и в классификации балладных песен.

Н. Андреев, придерживаясь тематического принципа, различает три

баллады сказочного, новеллистического и анекдотического характера;

баллады, которые примыкают к историческим песням;

3. баллады, более четко связанные с определенными социальными
группами (солдатские, разбойничьи и т.д.).

Баллады историчны в силу своей приуроченности к определенным эпохам народной жизни, по содержанию, глубине преломления трагических обстоятельств общественной, семейной, бытовой жизни народа, по силе выражения народных представлений. Историзм обнаруживается также в сюжете баллад, который является результатом столкновения новой действительности, осмысляемой народным сознанием, с предшествующей художественной традицией.

Прослеживая эволюцию жанра баллады, Д.М. Балашов считает, что старинная баллада представляет собой эпическую песню драматического характера. Эпичность баллады сказывается в том, что в ней, как и в эпосе, рассказ ведется от автора, он последовательно повествует о событиях. Здесь нет лирических отступлений, отвлеченных описаний, морализации. Авторское вмешательство объективно. События в балладах передаются в самых напряженных моментах. Диалог тоже подсвечен действием и усиливает драматизм.

Основным жанроопределяющим признаком баллады большинство исследователей считает сюжет. Присутствие сюжетного мотива в лирической песне не получает последовательного развития, а вызывает определенную эмоционально-психологическую реакцию. Здесь герой характеризуется его размышлениями, а не поступками, действиями, как это характерно для баллады. В последней непрерывность действия создается в^результате последовательности компонентов сюжета: завязки, развития действия, кульминации, совпадающей с концом, развязки. Содержание баллады сводится к действию, происшествию в его последовательных этапах.-

Баллада - жанр, широко распространенный в аварском фольклоре, известный большим числом своеобразных сюжетов. Он весьма значителен по жизненному содержанию и идейной сущности. Балладе характерно высокое художественное совершенство. Хотя в аварском фольклоре баллада занимает весьма значительное место, она специальному изучению до> сих пор не подвергалась. Поэтому исследование аварской баллады, ее природы, идейно-тематических особенностей и поэтики имеет определенной значение для. осмысления всего народно-поэтического творчества этноса.

В дальнейшем Х.М. Халилов классифицирует баллады по идейно-тематическим группам: героические, социально-исторические, семейно-бытовые, любовные баллады 6 . Этой классификации исследователь придерживается и в последующих работах .

5 Лакские эпические песни.Сост. Х.М.Халилов. Махачкала, 1969.С. 16-17.

6 Халилов Х.М. Дагестанская народная баллада. Рук.фонд ПЯЛИ, ф.2.оп.1.д.146.

7 Халилов Х.М. Песенные жанры фольклора народов Дагестана // Жанры фольклора народов
Дагестана. Махачкала, 1970; Его оке. Жанровый состав дагестанского песенного фольклора//
Изучение фольклора, литературы и языков народов Дагестана. Вып. II. Махачкала, 2006. Его же.

Исследуя фольклор и литературу народов Дагестана, У.Б. Далгат в 1962 г. отмечала, что «в дагестанском песенном творчестве значительное место занимает сюжетная лирика. Это, прежде всего, лиро-эпические песни, представляющие собой горские баллады, своеобразные народные поэмы. Сюжет в них подчинен главному — раскрытию психологического состояния героя, его переживаний. Такие баллады почти всегда элегичны, овеяны* тихой грустью. Для них характерна медитация. Раздумья, размышления часто прибивают развитие сюжета,, выступают на первый план, и все произведения приобретают ярко выраженную лирико-эмоциональную окраску.

Собиранием, изданием и исследованием аварских баллад занимался

9 Героические песни и баллады аварцев. Тексты, переводы, комментарии А.А. Ахлакова. Под
ред. акад. Г.Г. Гамзатова. Махачкала, 2003. С. 9-Ю.

10 Халидова М.Р. Устное народное творчество аварцев. Махачкала, 2004. С. 217-237.

12 Халидова М.Р. Устное народное творчество аварцев. Махачкала, 2004.; Курбанов М.М.
Душа и память народа. Махачкала, 1996.; Абакарова Ф.О., Алиева Ф.А. Устное народное творчество
даргинцев. Махачкала. 1999.; Аджиев A.M., Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2005;
Алибеков Б.О. Устное народное творчество даргинцев. Махачкала, 2005. (дарг. яз.); Халилов Х.М.
Устное народное творчество лакцев. Махачкала, 2004; Ганиева A.M.. Очерки устно-поэтического
творчества лезгин. М., 2004.

Героические песни и баллады аварцев: Тексты, переводы комментарии. Сост. А.А. Ахлаков. -Махачкала, 2003. 380 с.

14 Ахлаков А.А. Предис. к кн. Героические песни и баллады аварцев. Махачкала. 2003. С. 9.

15 Ахлаков А.А. Там же. С. 9.

16 Халидова P.M. Указ. соч. С. 216.

Объектом исследования являются баллады аварцев, даргинцев и лакцев, их тематика, проблематика, образная система, композиция?

Цели и задачи исследования.

Основная цель работы - изучение специфики и поэтики аварских баллад в сопоставлении с даргинскими и лакскими. Она предполагает решение следующих задач:

1. изучение проблематики и идейно-тематической специфики аварских,

18 Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. Махачкала. Дагкнигоиздат,
1979.С. 56-66.

19 Эпические песни даргинцев. (Предисловие, подготовка текстов, переводы, комментарии
Ф.О. Абакаровой). Махачкала, ИПЦ, ДГУ, 2004. С. 77-81.

20 Аджиев A.M. Сюжет о гибели охотника (О ритуально-мифологических истоках баллады) //
Мифология народов Дагестана. Махачкала. 1984. С. 61.

21 Героические песни и баллады аварцев: Тексты, переводы, комментарии. Сост. А.А. Ахлаков.
- Махачкала, 2003. Далее ссылки на это издание даются в тексте: римская цифра 1 обозначает это
издание, арабская - страницу (I, с. 225).

22 Эпические песни даргинцев /Предисловие, подготовка текстов, переводы, комментарии
Ф.О. Абакаровой. Махачкала ИПЦ ДГУ, 2004. Далее ссылки на это издание даются в тексте:
римская цифра II обозначает это издание, арабская - страницу.

даргинских и лакских баллад;

2. выявление общего и локально-особенного в содержании и образах;

3.описание особенностей сюжетостроения, выразительных средств поэтики аварских баллад в сравнении с даргинскими и лакскими;

рсследовать генетическую, типологическую общность и контактные связи баллад народов Центрального Дагестана;

роздать целостную картину бытования и эволюции жанра баллады в фольклоре аварцев, даргинцев и лакцев.

Научная новизна исследования заключается в изучении специфики, поэтики, типологии баллад аварцев, даргинцев и лакцев и проведении сравнительно-исторического анализа текстов жанра. В диссертации впервые в дагестанской фольклористике осуществляется монографическое исследование жанра баллады трех этносов.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные работы по фольклористике и литературоведению А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, В.П. Аникина, С.Г. Лазутина, Б.Н. Путилова, У.Б. Далгат, A.M. Аджиева, СМ. Хайбуллаева, Х.М. Халилова, М.Р. Халидовой, Ф.О. Абакаровой, М.М. Курбанова и др.

Методологическая основа диссертации строится на принципах сравнительно-исторического и типологического изучения аварских баллад. Методы и приемы исследования опираются на принципы научной объективности. В работе реализован системный подход, который позволил выявить самобытность аварских баллад, их историзм, а также динамику развития жанра:

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что ее выводы и основные положения могут быть использованы при научном изучении вопросов жанровой эволюции фольклора аварцев; написании обобщающих трудов по дагестанской фольклористике, преподавании ряда вузовских дисциплин - фольклористики, культурологии,

этнографии, дагестанских литератур, разработке спецкурсов по аварскому, даргинскому и лакскому фольклору.

Идеи и проблемы баллад

Мать приходит к Стальной1 скале, окликает сына и бросает ему, голодному и жаждущему, мешочек с сахаром и кувшинчик с бузой. Но поймать их Али не смог, сорвался и разбился насмерть. Трагедия случилась в материально обеспеченной семье, где жажда обогащения стала мотивом преступного деяния старших братьев.

В аналогичной лакской балладе участники событий те же, что и в аварской: три брата, пестрая галка (вместо черного ворона), старшая сестра (вместо матери). Круг событий тот же, с той лишь разницей, что на помощь Али идет старшая сестра. Но она не может помочь разбившемуся о скалу брату и приносит домой правую руку несчастного.

Известно три варианта лакской баллады. В варианте, записанном со слов Абуталиба Гафурова, место происшествия локализовано. В нем упоминаются урахинские скалы (ХГурухъиял Муруллай) и пастбища Кумхами (Кумхамиял бизантту).

Итак, из текстов изучаемых баллад видно, что ко времени создания произведений горцы занимались скотоводством и земледелием. Об этом свидетельствует то, что во всех трех вариантах говорится об овцах, земле, из за чего старшие братьяи совершают, .преступление против младшего.

Образная система баллад

Историзм баллад обнаруживается при рассмотрении- образов фольклорных произведений, отражающих менталитет горцев. Психология горца периода феодализма лежит, как мы уже показали выше, в основе баллады, ее идейно-тематического содержания .

Образ, как известно, является средоточием идейного содержания произведения. Одновременно он, образ, выступает как проявление формы, так как создатели фольклорных и литературных образов пользуются доступными им приемами их создания.

Баллада как жанр фольклора возникает после героической песни. И вполне понятно, что она опирается на ее традиции в создании образов. В то же время человек феодальной эпохи, конечно же, отличается от своего предшественника. Эти отличия отразились в героях баллад, образы которых созданы на базе новых приемов оценки деяний и поступков человека с феодальной ментальностью.

Психологическая разработка образов, следовательно, в произведениях аварского и даргинского фольклора оказывается разноуровневой, что свидетельствует о позднем происхождении даргинской баллады по сравнению с аварской.

Женские образы даргинской баллады тоже более привлекательны. Если в аварской балладе спасать сына спешит мать, то в даргинской балладе, узнав о случившемся от старших братьев, на помощь оставленному в ущелье спешат одна из трех сестер и возлюбленная пострадавшего. Включение образа возлюбленной произошло, наверное, относительногнедавно, т.е..тогда, когда женщина стала активно бороться за право выбора мужа.

Посредником между обреченным и остальным миром становится в лакской.песне пестрая галка, которая по его просьбе летит к старшей сестре и передает просьбу- помочь. Дальнейшие действия заботливой женщины совпадают с таковыми героинь аварской и даргинской баллад.

Сюжет как главный компонент композиции баллады

В основе всех двадцати двух аварских баллад, проанализированных нами с точки зрения проблемно-тематической значимости и образного их претворения, лежат события из жизни горцев феодальной эпохи. Речь не идет о том, что можно идентифицировать всех героев, установить реальное место и время событий. Созданы реалистические с позиций балладной поэтики образы дагестанцев, которые жили и реализовывали себя в эпоху феодализма. Раскрытие их характеров, описание их менталитета стало возможным, благодаря наличию сюжета, понимаемого нами как связи, противоречия, симпатии и антисимпатии и вообще взаимоотношения людей44.

Дальнейшие события: полет черного ворона к матери и жене Али, поход матери к Стальной горе с сахаром и бузой, диалог матери и сына, падение героя с высоты вниз, возвращение матери с костями сына в мешочке, с кровью сына в кувшинчике; обращение к старшим сыновьям матери, которая бросила к ногам убийц мешочек с костями и вылила кровь из кувшина, - подводят итог повествованию. Сюжет исчерпан, герои предстали во всей своей сути, обнажили свои человеческие качества.

В диалоге, состоявшемся между братьями - героями аварской баллады, нет посягательства на честь возлюбленной, что выпячено в намерениях персонажей даргинской песни.Диалрг между братьями в даргинской балладе,-- . стало быть, не только составляющая композиции, но и сюжетная коллизия, выявляющая природу главного героя Султан-Ахмеда младшего. - -

Кульминация в сюжете даргинской баллады наступает после диалога между братьями, также как и в аварской песне: Развязка же даргинской баллады строится на несколько отличных сюжетных ситуациях. О случившемся с младшим братом узнают возлюбленная и три сестры Султан-Ахмеда младшего. Старшие братья, обрекшие младшего на верную смерть, цинично разговаривают с сестрами и возлюбленной младшего брата. На вопрос одной из сестер, где СултангДхмед, они отвечают: На высокой скале Там, где гнездо сокола, остался, Резвясь, как ягненок. (II, 95) К обреченному идет не мать, а-сестры и возлюбленная. На их вопрос, почему не вернулся с братьями, он ответил. - Как мог я вернуться домой, Когда оказались предателями Мои старшие братья. (II, 95) \

Эти изменения в сюжете и концовка даргинской баллады, как бы подводящая итог поступкам братьев - младшего и двух старших, переводят повествование в другое русло. В нем воспевается мужская храбрость и осуждается трусость. Пусть поскорее умрет трус, Даже, если он родной брат! Там, где понадобится его помощь, Он окажется предателем. Пусть живет герой, R Если даже он враг! Там, где понадобится его помощь, - 5. Против ста один пойдет. (II, 96-97) Подобные строки мы-встречаем и в лирике великого даргинского поэта-певца Батырая.

Мотивы сна, дороги, трапезы и т.д., а также зачины, повторы, изобразительно-выразительные средства как элементы композиции

Как известно, исследователи, выявляя жанровую природу баллады, говорят о драматизме сюжетных ситуаций, противостоянии героя (героини) обществу, семье, родителям, сильным мира сего, недетерминированности поступков, дел и побуждений персонажей, эмоциональности образов, решительности героев. Эти качества присущи и дагестанским балладам. Для идейно-тематической значимости баллад популярные эпические мотивы, известные в творчестве многих народов мира, и изобразительно-выразительные средства поэтики играют важную роль.

Весьма интересно вплетение в структуру песни диалога черного (!) ворона (!) и Али, обманутого старшими братьями. Диалог черного ворона, вестника недоброго, злого в фольклоре народов Дагестана, с матерью Али воспринимается и как развитие сюжета. Ведь черный ворон сообщает о случившемся, выполняя просьбу пострадавшего, фактически обреченного на смерть героя. Антропоморфизм, представленный в балладе об Али, брошенном в ущелье, говорит о древности возникновения баллады, о близости произведения к героическому эпосу, когда звери, птицы и животные действовали как люди.

Даргинская песня своим финалом, обобщением пытается восполнить урон, нанесенный зачином песни. О значимости этого обобщения мы уже говорили ранее. Отметим, что введение в структуру баллады обобщения делает композиционный строй произведения гармоничным и стройным.

Маргъалул черхалде чарчураб гужгат - - - Бортун инеб буго кьурулъа гъоркье; Бахьинаб надалде хъурайсен тіагьур Гирун инеб буго парсиса гіодоб. На перламутровом теле пестрый бешмет Падает и стелется на скале крутой. На светлом челе хоросанский курпей Летит и катится меж каменных громад. (I, 197)

Султан Ахмед I - реальная биография

Ахмед родился в Манисе 18 апреля 1590 года. Тогда правителем Османской империи был его дед Султан Мурад III, сын Селима и внук Сулеймана. Ахмед был праправнуком Султана Сулеймана и Хюррем. У его отца Мехмеда уже было пять сыновей от разных наложниц, поэтому старшим сыном он не был и не мог считаться наследником престола.

Отец Ахмеда правил всего 8 лет и скончался в 1603 году. После смерти Султана Мехмеда осталось два шехзаде: Ахмед и Мустафа. Будучи старшим, Ахмед унаследовал султанский трон. Ему было всего 13 лет и 8 месяцев.

Характер

Юный Ахмед был очень серьезным и самостоятельным. Во время своей церемонии восшествия на престол он не стал дожидаться пока визири посадят его на трон, а сам довольно уверенно занял его. И точно также он сам себя опоясал мечом своего предка Османа Гази.

Султан Ахмед I - реальная биография

Султан Ахмед взошел на престол. Кадр из сериала Великолепный век: Империя Кёсем

Заняв трон, Ахмед принял решение отстранить от всех государственных дел свою бабушку Сафие Султан и выслал её в Старый дворец.

Султан Ахмед I - реальная биография

Халиме султан и шехзаде Мустафа.

Ахмед пощадил своего младшего брата Мустафу. Возможно, он это сделал, потому что Мустафа был не в своем уме и не представлял угрозы для султана. А возможно, это произошло, потому что у Ахмеда не было своих наследников, которые в случае его смерти могли бы унаследовать престол. Мустафа оставался единственным представителем династии после Ахмеда. В любом случае Ахмед стал первым султаном, чьё восхождение на трон не сопровождалось убийством брата.

Однако Мустафа практически находился под арестом, рядом с ним всегда была стража. И жил он под постоянным страхом смерти. Всё это окончательно подорвало психическое здоровье без того неуравновешенного молодого шехзаде.

По нравственным качествам Ахмед сильно отличался от своих последних предшественников. Он послушно соблюдал Ислам и старался привить его нормы населению империи, которые уже стали отдаляться от Ислама. Но, к сожалению, он унаследовал от своего отца излишнюю тягу к наслаждениям.

Правление

Когда в 1603 году Султан Ахмед пришел к власти, Османы вели войну одновременно с Австрией и Ираном. Помимо этого в Анатолии продолжалось восстание Джелали, которое началось ещё при Мехмеде III.

Воспользовавшись тем, что османские войска отвлеклись на подавление восстания в Анатолии, Шах Аббас I отвоевал Азербайджан и Грузию. Нашлись и те, кто был готов заключить мир с Ираном. В их главе стоял Насух Паша, ставший Великим Визирем в 1611 году и казненный в 1614 году.

В начале правления Султана Ахмеда одним из великих визирей был Дервиш Мехмед Паша. Родом он был из Боснии. Дервиш занимался воспитанием маленького Ахмеда, а заодно и выполнял роль бостанджи. Став султаном, Ахмед назначил Дервиша хранителем покоев, а потом и капудан-пашой.

Султан Ахмед I - реальная биография

Валиде Хандан Султан в сериале Великолепный век: Империя Кёсем. Актриса Тюлин Озен

В это время мать Ахмеда, Валиде Хандан Султан, пытается оказать влияние на своего венценосного сына. Она старается настроить Ахмеда против Дервиша. Но Валиде Хандан в 1605 году умирает.

Неожиданная смерть матери выбивает почву из под ног молодого султана Ахмеда, и он устраивает для неё пышные похороны. Ради упокоя её души султан раздает всем страждущим много еды и подаяний. После похорон он отправился в Бурса. А влияние Дервиша на молодого султана только усиливалось.

Но это продолжалось не долго. Вскоре Дервиш Паша перестал получать от Ахмеда милость и начать вызывать у него только недовольство. Его решения по тем или иным государственным вопросам создавали недовольство среди народа. Ахмед же стал испытывать ненависть к Дервишу. Все усугубилось после попытки Дервиша взимания налогов за балконы домов.

Султан Ахмед I - реальная биография

Дервиш Мехмед паша. Актер Мехмет Куртулуш

Конец Дервиша приблизили многочисленные долги. Он пытался приписать их еврейскому купцу, который став подрядчиком, занимался строительством дворца по его же приказу. В итоге Ахмед, узнав о том, что Дервиш якобы пытается его убить, казнил великого визиря Дервиша прямо на заседании Дивана.

Был в жизни Султана Ахмеда и момент, когда он заболел оспой. Опасаясь того, что султан может умереть, вельможи предложили вернуть во дворец Топкапы шехзаде Мустафу. Но Ахмед победил болезнь, и Мустафа остался в Старом дворце. А всех тех, кто пытался устроить государственный переворот, Ахмед отправил в отставку.

Семья Султана Ахмеда I

В силу своего юного возраста Ахмед взошел на престол, не имея наследника, но он быстро уладил этот вопрос. Когда ему было всего 14 с половиной лет, греческая наложница Махфируз 3 ноября 1604 года родила ему сына, будущего султана Османа II.

Но фавориткой Ахмеда стала не Махфируз, а молодая греческая девушка Анастасия, которая в гареме сперва получила имя Мехпейкер, а затем её стали звать Кёсем. Она родила Ахмеду четырех сыновей и пять дочерей. Двое её сыновей в будущем стали султанами. В общей сложности у него было около 22 детей.

Султан Ахмед I - реальная биография

Кёсем и Ахмед. На фото первая актриса сыгравшая роль Кёсем — Анастасия Тсилимпиу.

Султан Ахмед I и его любовь к Кёсем

Кёсем Султан смогла занять особое место в сердце молодого Султана Ахмеда, вытеснив из фавориток Махфируз, которая была отправлена в Старый дворец. Первенец султана Осман остался во дворце Топкапы, его Кёсем воспитывала как своего сына. Она заботилась о нём и часто брала с собой на прогулку.

Султан Ахмед I - реальная биография

Кёсем и маленький Осман. Кадр из сериала Великолепный Век: Империя Кёсем

Они вместе катались на карете по Стамбулу. В такие моменты маленький Осман бросал монеты в толпу людей, которые сбегались к карете, чтобы взглянуть на принца. Кёсем же оставалась за занавеской и не показывалась на глаза простолюдинам.

Султан Ахмед был очень привязан к Кёсем, в связи с этим она имела на него сильное влияние. Если раньше Султан Ахмед в государственных вопросах полностью игнорировал советы со стороны женщин, считая, что их дело лишь ублажать султана и рожать детей, то с Кёсем все было по-другому. Тут он прислушивался к её мнению и порой даже поступал так, как скажет она.

Султан Ахмед I - реальная биография

Кёсем была красивой и проницательной женщиной. Она обладала многими талантами и прекрасно пела. За это султан дарил ей свою любовь.

Нельзя сказать, что её уважали все. Но к ней часто прислушивались. К тому же она была фавориткой Султана, который хотел, чтобы она всегда была рядом с ним. Мудрая и сдержанная Кёсем могла спокойно отреагировать на любые высказывания относительно государственных дел.

Помилованный Мустафа

Султан Ахмед I - реальная биография

Когда у Ахмеда появились свои наследники, он стал переживать из-за помилования брата Мустафы. Мустафа же со своей матерью по-прежнему находился в Старом дворце, не покидая его пределов.

Ахмед дважды пытался казнить своего младшего брата. Первый раз он передумал, потому что у него появились сильные боли в желудке. Второй раз он отменил приказ, испугавшись сильной грозы, которая нависла над дворцом Топкапы.

Но, по мнению Симона Контарини, шехзаде Мустафа обязан своим спасением Кёсем Султан. Она рассчитывала на то, что тот, кто унаследует трон после Ахмеда, последует его примеру и проявит такое же милосердие к её сыновьям. Таким образом, она хотела прекратить братоубийство.

Роль Султана Ахмеда I в жизни столицы

В 1606 году, осенью столица была охвачена огнем. Султан Ахмед лично руководил борьбой с пожарами и принимал активное участие. Во время пожаров он получил серьезные увечья и проходил долгое лечение.

Также Ахмед построил мечеть Султанахмет, которая сейчас является величественным памятником. Так же она известна как Голубая мечеть.

Султан Ахмед I - реальная биография

Султан Ахмед I . Конец жизни

Султан Ахмед заболел тифом и покинул этот мир 22 ноября 1617 г. Ему было 27 лет. Его похоронили рядом с Голубой мечетью.

После его смерти во дворце возникли серьезные сложности с назначением нового султана. Его первому наследнику, шехзаде Осману едва исполнилось 13 лет. По всем правилам трон переходил от отца к сыну. Но…

Сославшись на юный возраст Османа, совет Дивана решил передать трон 26-летнему шехзаде Мустафе, младшему брату Ахмеда.

По второй версии утверждается, что инициатором избрания Мустафы выступала сама Кёсем. Она считала, что за сохраненную жизнь Мустафа будет милосерден к её сыновьям, чем Осман. По её мнению Осман мог последовать кровавому кодексу и убить своих младших братьев.

Как только Мустафа стал султаном, все наложницы и дети умершего Султана Ахмеда были высланы в Старый дворец. Туда же была отправлена и Кёсем Султан. Все время, что она провела в Старом дворце, Кёсем получала жалование и сохранила свой статус, даже не смотря на то, что её супруга уже не было в живых.

У султана Ахмеда I, несмотря на то что он взошёл на престол в столь юном возрасте (13 лет) и правил страной всего 14 лет, родилось много детей и очень много сыновей. Продолжение у османской династии было, и достойное. Если бы не дворцовые интриги и бесконечные бунты…

Султан Ахмед I с ребёнком

Осман II

Осман - первенец Ахмеда. Старшего шехзаде султану подарила его фаворитка Махфируз. Мальчик родился в ноябре 1604 года. Ахмед назвал сына в честь основателя правящей династии и устроил недельные торжества в честь его рождения. В гареме все были счастливы. Хандан получила долгожданного внука, а Махфируз стала госпожой.

После смерти Ахмеда Осман должен был стать султаном, однако власть перешла в руки Мустафы. Осман был ещё слишком молод, поэтому ему пришлось ждать трон несколько месяцев. В феврале 1618 юноша, наконец, стал падишахом. Только вот в его правления происходили печальные события в стране. Туга Челеби писал, что в этот период были страшные эпидемии чумы, голод. Море замёрзло, поэтому продовольствие до столицы доставляли дольше, и продукты из-за этого стали дороже. В Европе началась тридцатилетняя война.

Осман готовился к войне с Польшей и перед походом отдал приказ казнить Мехмеда. Он боялся, что в его отсутствие Кёсем-султан может посадить своего старшего сына на трон.

Правление Османа было недолгим. Халиме-султан не могла смириться с тем, что её Мустафу свергли с престола. Она с помощью Давута-паши устроила бунт янычар, в результате которого Османа жестоко убили.

Султан Осман II

Шехзаде Мехмед

Мехмед был первенцем Кёсем-султан. Шехзаде появился на свет весной 1605 года. Он рос и обучался рядом со своими родителями, братьями и сёстрами. Когда умер Ахмед I, власть получил Мустафа. Однако дядя вскоре был свергнут. Султаном стал его старший брат Осман.

Мехмед стал угрозой для молодого падишаха. Так как Кёсем-султан была влиятельной женщиной и дружила со многими пашами и беями, то в любой момент могла посадить своего сына на трон. Поэтому Осман казнил брата в 1621 году. Шехзаде Мехмеда похоронили в Голубой мечети рядом с отцом.

Шехзаде Мехмед

Мурад IV

Мурад решил, что только жёсткие меры смогут восстановить порядок в стране. Он стал тираном, который жестоко наказывал всех, кто нарушает порядок. Эвлия Челеби отмечал, что Мурад стал самым кровавым правителем в истории Османской империи.

Вернув порядок в стране, султан обратил внимание на внешнюю политику. Как завоеватель, Мурад был успешен. Турки овладели частью территории Персии, Багдадом. А в дни, когда османская армия не воевала, Мурад строил школы, мечети, благотворительные комплексы. Несмотря на свою жестокость, он заботился о народе.

Мурад скончался в 1640 году. Незадолго до смерти он приказал казнить всех своих братьев. Выжил только младший Ибрагим, которого чудом спасла Кёсем-султан. Мурад даже хотел передать престол крымскому хану, так как у династии османов не осталось достойных наследников.

Мурад 4

Шехзаде Сулейман

Историки точно не знают, чьим сыном был Сулейман. В Википедии указывается, что его матерью, вероятно, была Кёсем-султан. Однако мальчика могла родить и Махфируз. Известно, что Ахмед проводил с ней время даже после появления Кёсем.

Шехзаде родился примерно в 1610 году. Детство Сулеймана проходило в Топкапы. Когда умер Осман, Сулейман мог стать султаном, ведь он был старше Мурада. Однако Кёсем посадила на трон именно Мурада. А это подтверждает догадку о том, что Сулеймана родила не эта женщина Ахмеда.

До 1635 шехзаде жил вместе с братьями в Топкапы под присмотром Мурада. Однако падишах боялся, что в один момент какой-то шехзаде заберёт у него власть, поэтому он отдал приказ казнить всех братьев, в том числе Сулеймана.

Неизвестные шехзаде

В 1610 и 1615 годах у Ахмеда родилось ещё 2 сына. Их имена и имена их матерей истории неизвестны. Вероятно, это не были главные фаворитки-наложницы султана Ахмеда. Обоих мальчиков казнили в 1622 году в правление Мустафы I. Вероятно, по закону Фатиха. Таким образом султан, а скорее даже его властная мать Халиме, хотели избавиться от возможных конкурентов на престол. Правда, непонятно, почему тогда остальных мальчиков оставили в живых… А как вы считаете? Буду ждать ваши комментарии.

Шехзаде Селим

Летом 1611 года Кёсем-султан подарила Ахмеду ещё одного сына. Только вот маленький Селим прожил всего месяц и умер.

Шехзаде Хасан

У Ахмеда, кроме Махфируз и Кёсем, была ещё одна фаворитка. В 1612 Фатьма-хатун родила султану сына. Мальчика назвали Хасаном. Шехзаде прожил всего 3 года и в 1615 году умер.

Шехзаде Баязид

Доказательством того, что Ахмед приглашал в свои покои Махфируз, служит рождение у нее шехзаде Баязида в 1612 году. Когда умер Ахмед, Баязида никто не казнил. Однако положение всех шехзаде было шатким. Баязид и Сулейман не были сыновьями Кёсем. У них не было влиятельной матери, которая могла их защитить. Тем не менее все сыновья Махфируз спокойно жили и при правлении Мурада. Только вот в 1635 падишах почему-то решил, что сводные братья угрожают ему, поэтому приказал казнить Баязида и Сулеймана. Обоих шехзаде похоронили в Голубой мечети.

Шехзаде Баязид

Шехзаде Хюсейн

В 1613 году Махфируз родила сына, которого назвали Хюсейном. Шехзаде тоже не пережил детство и умер в 1617.

Шехзаде Касым

Кёсем не отставала от Махфируз. В 1614 она подарила султану сына Касыма. Шехзаде пережил оба правления Мустафы, Османа, смуту и даже 1635 год, когда Мурад казнил своих сводных братьев.

Касым всё время жил рядом с матерью и братом-повелителем. Однако в 1637 он попал в немилость падишаха. Мурад не пощадил даже родного брата и казнил его. Шехзаде Касыма похоронили в мавзолее Мурада III.

Шехзаде Касым

Ибрагим I

У этого сына Ахмеда было меньше всех шансов стать султаном. Ибрагим родился в 1615 и был самым младшим сыном султана и Кёсем. Шехзаде стал свидетелем многих ужасных событий, дворцовых переворотов, за ним приходили палачи, но он выжил и даже стал падишахом. Всё это наложило отпечаток на его здоровье.

Второе регентство Кёсем проходило ещё хуже, чем первое. Уже даже влиятельные чиновники были недовольны положением дел в стране. Этим воспользовалась Турхан-султан. Сначала она добилась того, что Ибрагим умер и к власти пришёл её сын, а потом она устранила Кёсем.

Ибрагим I

В 1648 году умер последний сын Ахмеда I.

Читайте также: