Сочинение на тему друзья и враги герды 5 класс снежная королева

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учитель: Ю.С.Кулеш

ТЕМА: Друзья и враги Герды

ЦЕЛИ: помочь учащимся понять истинную сущность поступков героев, раскрыть их внутренний мир;

совершенствовать навыкивыразительного чтения, анализа художественного текста, обобщения и оценки литературного материала;

способствовать развитию навыков работы с таблицей;

формировать и совершенствовать связную речь учащихся, умение логически мыслить;

способствовать воспитанию талантливого, вдумчивого читателя, умеющего выделять главное в произведении, обобщать и делать выводы.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: музыка, кинематография.

Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Чтобы наша работа была успешной, прошла в дружелюбной атмосфере, давайте что-нибудь пожелаем себе, друг другу. Начну с себя. Желаю всем получить удовольствие от своей работы на уроке.

(пожелания учащихся)

Объявление темы и целей урока

Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие вместе с Гердой на поиски Кая, попытаемся определить, кто помогал девочке, кто стал её другом, а кто – напротив – хотел ей навредить. Готовы?

(ответы учащихся)

Актуализация опорных знаний и умений

Учитель: Сказочная история начинается с необычного пролога: это история о тролле и разбитом зеркале. В Дании разбитое зеркало – символ семи лет несчастий. И далее следуют одна за другой семь частей сказочного повествования. Но злющий-презлющий тролль перепутал все события в сказке. Давайте расположим их в правильной последовательности.

(работа в парах)

(озвучивание таблицы: первый учащийся из пары зачитывает текст эпизода, второй – номер события по порядку)

Учитель: Ребята, с какими персонажами сводит судьба Герду?

Изучение нового материала

Аналитическая беседа по проблеме. Составление кластера

(в начале урока учащимся раздаются заготовки кластеров –
Приложение 1)

Учитель: Молодцы! Чары злого тролля на вас не подействовали, и это прекрасно. Давайте же поможем Герде вернуть Кая к прежней жизни. Отправимся вместе с ней на поиски.

- В сказках Андерсена часто действия одного героя повторяют другие. В этой сначала исчезает Кай, затем – Герда. Похоже ли её исчезновение на исчезновение Кая?

- Каждая встреча на пути девочки – это её испытание. Испытание силы чувства. Какие испытания проходит наша героиня? Перечислите их, с какими героями они связаны?

- Первая пристань – это река. На какие жертвы готова пойти Герда ради встречи с Каем? Получается ли у неё?

(заполняется первый столбец кластера)

- Лодка причалила у вишневого сада, и Герда оказалась у старухи-колдуньи. Как встретила её старуха? Чем очаровала? Почему препятствовала встрече друзей?

(заполняется второй столбец кластера)

- Есть ли общее в желании колдуньи оставить у себя Герду и в поступке Снежной королевы? А различия?

- Герде было хорошо у старухи, но она смогла вспомнить о Кае. Как? Какую черту характера Герды помогает понять эта история?

- Во время поисков Кая Герда встретила много хороших людей. Как ей помогли принц и принцесса? Как об этом говорится в тексте? Прочитайте (с.122-123). Кто помог Герде попасть во дворец?

(заполняется третий столбец кластера)

- Герда оказывается в лесу. Что же с ней происходит?

(заполняется четвёртый столбец кластера)

- Как вы думаете, почему изменилась маленькая разбойница?

( Герда своим рассказом и слезами растопила её сердце. Разбойницу поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека. Герда плакала сначала от горя, потом - от радости. Значит, любовь способна изменить человека. Преобразить его! )

- Как помогла девочке лапландка?

(заполняется пятый столбец кластера)

- Вспомним разговор финки с оленем.

(Чтение по ролям отрывка.С.137-138)

(заполняется шестой столбец кластера)

- Как финка объяснила то, почему Герде служат и люди, и животные? Какая сила жила в сердце Герды?

(в конце аналитической беседы у ребят получится приблизительно такой кластер – Приложение 2)

4.2. Физкультминутка и офтальмологическая пауза

Учитель: Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

Учитель: Ребята, предлагаю вашему вниманию интересный видеофрагмент.

(просмотр видеофрагмента)

- Как же Герде удалось вернуть Кая? Как она смогла победить Снежную королеву?

(ответы учащихся; заполняется итоговое окно кластера)

5. Обобщение и систематизация изученного

(учащиеся по очереди подходят к доске и передвигают карточки в нужную колонку)

- Как вы думаете, почему уГерды больше друзей, чем врагов?

(Герда сильна своей любовью, добротой, желанием бороться за человека, сердце которого покрылось ледяной коркой. Ее отзывчивое, доброе сердце способно воздействовать на других – вот почему рядом с ней невозможно быть плохим. Именно поэтому у неё много друзей, а когда рядом друзья, готовые прийти на помощь, непреодолимых препятствий не бывает. Вот почему Герда не только нашла Кая, но и смогла растопить льдинку в его сердце)

Учитель: Ребята, с какими цветами у вас ассоциируются герои сказки, их поступки? В цвете постарайтесь выразить свои чувства и эмоции. Прокомментируйте.

(учащиеся оставляют цветовые знаки на бумаге и комментируют свой выбор)

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Учитель: Мне очень понравилась ваша активность и подготовка к уроку. В качестве награды за свой труд вы получите соответствующие баллы.

Добросовестно подготовился ученик, которому было предложено индивидуальное домашнее задание. Он успешно справился с заданием и принял активное участие в обсуждении нашей проблемы, поэтому его старания оценены в …

Хорошим знанием текста, умением анализировать и правильно оценивать поступки героев отличились ответы…

Содержательностью, правильным пониманием смысла происходящего выделялись ответы…

Однословные ответы были характерны для…

(проговаривание отметок)

Домашнее задание.

Учитель: Борьба сил Добра и Зла в сказке заканчивается. Красота живого сердца побеждает Владычицу Царства Холода и Льда. Дети возвращаются домой. Но прощаться со сказкой и её героями не хочется.

Домашнее задание я предлагаю вам выбрать самостоятельно.


В сказке "Снежная королева" Герде пришлось преодолеть очень длинный путь, чтобы достичь дворца Снежной королевы и все-таки спасти Кая. На этом пути смелую девочку ждали и препятствия, но были и те, кто от всего сердца помогал Герде.
Это был умный Ворон, который направил Герду во дворец к принцу, думая, что тот и есть Кай.
Это была супруга Ворона, которая помогла Герде проникнуть во дворец.
Этим другом оказалась маленькая разбойница, которая пожалела Герду и подарила девочке Северного оленя.
Северный олень также помогал Герде, без него она не смогла бы попасть к финке и лапландке.
Эти старые женщины тоже помогли Герде.
==================
Но если были те, кто помогал, находились и те, кто мешал, хотя не все они были врагами.
Например, старая женщина в прекрасной саду. Не помогла Герде и даже хотела оставить девочку себе.
Цветы в ее саду тоже говорили только о себе.
Старая разбойница - явный враг Герды.
.

Впервые на лошадь Герда сел в возрасте трёх лет, а с семи уже начал ежедневно заниматься конным спортом. В юношеской сборной Швейцарии дебютировал в 1994 году.

В 2004 году Герда дебютировал на летних Олимпийских играх. В квалификации индивидуальных соревнований в конкуре Стив провалил второй квалификационный раунд, когда набрал 20 штрафных очков, и в итоге занял только 39-е место. В командных соревнованиях сборная Швейцарии заняла пятое место, отстав на 5 баллов от бронзовых призёров сборной Германии.

В 2006 году украинский предприниматель Александр Онищенко предложил Герде сменить гражданство на украинское, но Стив отказался от предложения.

В 2012 году на летних Олимпийских играх в Лондоне Герда выступил на лошади Nino de Buissonnets. Квалификацию личных соревнований в конкуре Герда закончил на 11-м месте, набрав 8 штрафных очков. Финал Стив провёл безупречно и стал олимпийским чемпионом, не набрав за 2 раунда ни одного штрафного очка. В командных соревнованиях швейцарцы остались четвёртыми, всего на два очка отстав от третьего места. Золото Стива стало одним из двух для Швейцарии на Играх в Лондоне во всех видах спорта (ещё одно принесла Никола Шпириг в триатлоне).

Герои и злодейка

Всего можно выделить 3 главных героя:

Кай — добрый и милый мальчик

  1. Снежная королева — ассоциируется со снежинками и невероятной зимней красотой. Но за всем этим образом таится холодность и бездушность. Она чувствует свое постоянное одиночество и хочет найти спутника по жизни, который был бы таким же, как она. В Кае королева видит возможность заполнить пустоту в своем сердце, но мальчик может с ней быть только заколдованным. Эта несчастная и холодная женщина становится главной злодейкой в сказке.
  2. Кай — добрый и милый мальчик, который с нежностью относится к бабушке и дружит с Гердой. Их дружба настолько сильная, что вскоре все начинают их воспринимать, как брата и сестру. Он живет рядом с подругой и вместе с ней выращивает розу (символ их дружбы), и помогает ухаживать за бабушкой. И только осколок стекла смог превратить его в равнодушного и злого мальчика. Образ Снежной королевы и геометрическая правильность ее творений поражают Кая своей красотой, и не слушая предостережений, он уезжает со злодейкой в Лапландию.
  3. При описании Герды можно привести целый список отличительных качеств: смелость, целеустремленность, доброта, верность и бесстрашие. Она не уступает ни перед какими трудностями, чтобы спасти любимого брата. Финка верно отмечает, что главной героине не нужна помощь сторонних сил, ведь она сама наполнена внутренним светом. Такая особенность помогает Герде расположить к себе даже маленькую разбойницу.

Существует мнение, что при написании образа Снежной королевы, Андерсен вдохновлялся внешность и неприступностью девушки, в которую был влюблен. Этим можно объяснить то, как описана женщина. Королева наделена уникальным умом, безграничной красотой, но в то же время хладнокровностью и равнодушием.

Неудивительно, что, попав в ее царство, Кай быстро превращается в такого же безразличного и злого человека. Герда в этом случае предстает ему противоположностью — она не поддается никаким чарам и остается любящей даже к столь изменившемуся брату.

Враги и помощники

В произведении Герда встречает различных персонажей, которые помогают или препятствуют ее поискам брата. Автор наделяет всех остальных действующих лиц лишь нарицательными именами.

Такой подход писателя позволяет читателю обратить большее внимание на развитие событий вокруг главных и любимых персонажей — Герды и Кая. Именно их судьба представляет суть всей сказки.

Принц и Принцесса — отзывчивые и добрые

Финка — чуткая и внимательная женщина

Все герои проявили себя в полной степени и в лице каждого раскрываются определенные качества. Кроме того, они помогают читателю оценить всю целеустремленность и твердость духа маленькой девочки.

История добра и зла

Писатель создает произведение, которое состоит как бы из нескольких частей:

  • зарождение зла;
  • его появление в сердце человека;
  • испытания и борьба на пути к воссоединению.

Эта сказка отображает не только важность силы любви, но и то, как человек взрослеет и изменяется от встречи с различными людьми. Это заметно при рассмотрении жизни главной героини.

Образ Герды

Образ Герды тесно связан с таким понятием, как жертвенность. Самой первой и невинной жертвой становятся новенькие красные башмачки, которые героине приходится отдать речке в обмен на информацию о возлюбленном брате.

При анализе сказки можно заметить, что Герда вынуждена все время путешествовать босиком. Даже когда добрые принц и принцесса подарят ей отличные теплые сапоги, их сначала отберет разбойница, а затем сама Герда забудет их у финки. Таким образом, автор показывает, что в любви всегда есть жертва.

Писатель подчеркивает, что, несмотря на все жизненные ситуации, необходимо оставаться светлым, чистым и способным жертвовать ради любимых. Андерсен показывает, что, лишь обладая настоящей прекрасной любовью, можно устоять перед любым существующим злом.

Герда по природе своей была добрым человеком. Даже в самых простых вещах она могла видеть прекрасное. Девочка была умна и образованна.

Герда – хорошая подруга. Когда Кай под влиянием осколков начинает меняться, она не бросает своего друга и не обижается на него из-за грубого отношения, а пытается ему помочь, так как видит, что что-то происходит с ее другом. А когда Кай исчезает, она всячески старается его найти. Отправляясь на его поиски, она и подумать не могла, что ей предстоит пройти. Однако ее не пугают трудности, она готова на все, чтобы найти близкого человека. Герда - пример бескорыстной дружбы.

Характер героини раскрывается в полной мере при описании препятствий, которые проходит Герда. Девочка справляется с вьюгой и сугробами, а главное – никакие злые люди не смогли сломить ее характер. Она не отказывается от своей идеи найти Кая.

Герда сочетает в себе доброту, решительность, отвагу, надежность. А главное, она совершенно бескорыстна. Во время путешествия она никогда ничего не просила. Видя целеустремленность героини, окружающие сами хотели помочь ей. Все были уверены в том, что эта маленькая девочка сможет преодолеть все испытания и выйдет победителем из сложившейся ситуации.

Герда умела располагать к себе людей. Все качества, которые вобрала в себя Герда, помогают ей подружиться со всеми, кто встретился на ее пути. Принцесса и принц поделились с ней одеждой и дали карету, а маленькая разбойница вообще помогает ей уйти от неминуемой смерти. Лапланка и финка оказывают помощь в нахождении замка. Герде удавалось находить общий язык не только с людьми, но и с животными. Ворон и ворона дают указания, как героине оказаться во дворце принцессы, а Северный олень, которого дала в помощь разбойница, сопровождает ее в пути. Растения также помогают Герде: река и роза убеждают ее, что ее друг жив. Даже ангелы спускаются к героине с небес, чтобы помочь ей. Герда всегда искренне всех благодарила за помощь.

Героиня сказки отличается терпеливостью и верностью. Именно благодаря этому ей удается победить чары Снежной королевы. С помощью ее жарких слез сердце Кая растапливается.

Образ Герды противопоставлен образу Снежной королевы. Она совершает самоотверженный подвиг ради жизни друга.

Странно, что сказка называется именем злой Снежной королевы, а не девочки, которая бескорыстно и безвозмездно спасает другого человека от гибели.

Мир стал бы намного добрее, если бы его наполняли такие люди, как Герда. Это символ жизни и любви.

Читайте также: