Судьба достоевского и раскольникова сходства и отличия сочинение

Обновлено: 04.07.2024

В этой статье представлены материалы об отношении Достоевского к Раскольникову - герою романа "Преступление и наказание".

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- История создания "Преступления и наказания"

Отношение Достоевского к Раскольникову в романе "Преступление и наказание"


Отношение Достоевского к Раскольникову нельзя назвать однозначным. Писатель ведет повествование в романе от третьего лица, то есть от лица "всевидящего" и "всезнающего" автора, свидетеля всех событий. Рассказчик не высказывает своего мнения о Раскольникове и других героях и занимает довольно нейтральную позицию, давая читателям право самим делать выводы.

Достоевский не оправдывает преступление своего героя, но при этом считает его жертвой своих собственных неустойчивых взглядов, неосмысленных идей и теорий, нетерпеливости и т.д. В лице главного героя писатель изображает собирательный образ молодых людей середины XIX века, умных и образованных, но неустойчивых в своих ценностях и взглядах.
При этом писатель не позволяет себе прямо оценивать поступки Раскольникова, однако делает это за пределами романа — в своих письмах и черновиках.

Например, в письме к своему редактору М. Н. Каткову Достоевский пишет, что Раскольников "сбился с толку" и стал жертвой "модного безверия", собственной духовной незрелости. По мнению автора, герой попал под влияние "странных" новых идей и поэтому совершил ужасное преступление. Писатель указывает на то, что поступок Раскольникова — печальный пример из жизни общества того времени:

Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтоб была ярче и осязательнее видна мысль. Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хорош накл м человек. Мне рассказывали прошлого года в Москве (верно) об одном студенте, выключенном из университета после московск студент истории, — что он решился разбить почту и убить почтальона. Есть еще много следов в наших газетах о необыкновенной шатости понятий, подвигающих на ужасные дела. (Тот семинарист, который убил девушку по уговору с ней в сарае и которого взяли через час за завтрак , и проч.) Одним словом, я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность.

. он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям. " (письмо Каткову, сентябрь 1865 г., Висбаден)

В одной из своих рабочих тетрадей Федор Михайлович высказывается о Раскольникове как о непомерно гордом, высокомерном, деспотичном человеке:

"В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта. Она ведет ему напротив."

Таково отношение Достоевского к своему персонажу Раскольникову, главному герою романа "Преступление и наказание".

сюжетная канва романа П и Н. имеет только одно сходство с жизнью писателя: каторга. Достоевский сидел за политику, хотя он был участником тайного кружка Петрашевского, но его арестовали и приговорили сначала к расстрелу, а потом к каторге и разжалование в рядовые за чтение письма Белинского Гоголю по поводу его Выбранных мест из переписки с друзьями, где писатель называет помещика носителем моральных норм, которого крестьяне должны почитать как отца. Но молодого Достоевского политика никогда не интересовала, так что он пошел на каторгу, будучи без вины виноватым.

роман сабуров Мыслитель (6322) у него было в жизни три женщины, с первой женой он познакомился в 1856 году, но как рядовой он не мог жениться на даме, поэтому написал оду царю, и тогда его произвели в прапорщики, женился и через четыре года ему разрешили вернуться в столицу. Там она заболела и вскоре умерла. Он помнил о ней всю жизнь (как ее звали можно узнать легко). С Апполинарией он познакомился, когда читал свой Мертвый дом, с ней он ездил в за границу. С последней женой он познакомился когда писал по кабалькому контракту Игрока, за неисполнение которого его авторские права переходили к издателю Стелловскому. В то время уже была изобретена стенография, то есть запись текста с помощью специальных обозначений, и тогда он и встретил стенографистку, которая впоследствии стала его женой, обладавшей качествами, что и спасало писателя потом

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

От Родиона Раскольникова к Достоевскому – от Достоевского к.

Описание презентации по отдельным слайдам:

От Родиона Раскольникова к Достоевскому – от Достоевского к.


РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕМЫ ДОСТОЕВСКОГО Г. В. Флоровский

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕМЫ ДОСТОЕВСКОГО

Георгий Васильевич Флоро́вский - (28 августа (9 сентября) 1893, Елисаветгра.

Георгий Васильевич Флоро́вский -

В творчестве Достоевского есть внутреннее единство. Одни и те же темы тревожи.

В творчестве Достоевского есть внутреннее единство. Одни и те же темы тревожили и занимали его всю жизнь.
Достоевский совсем не замыкался в своих уединенных думах.
…он описывал, что видел. В этом основа его реализма. Его творчество есть не истолкование, но изображение человеческой судьбы.

…никто сильнее и убедительнее, чем Достоевский, не изображал саморазрушительн.

…никто сильнее и убедительнее, чем Достоевский, не изображал саморазрушительности свободы. Это - одна из самых интимных тем его творчества.
И вместе с тем он показывает, как протестант превращается в "подпольного человека", - и начинается мистическое разложение, распад личности. Одинокая свобода оборачивается одержимостью. Упрямый протест разрешается внутренним пленом. И более того, свобода превращается в принуждение и насилие. "Подпольный человек" становится сразу и насильником и одержимым.

Свободным быть опасно. Но еще опаснее лишать свободы. Для Достоевского очень.

Свободным быть опасно. Но еще опаснее лишать свободы. Для Достоевского очень характерно, что он не столько моралистически или сентиментально жалеет униженных и угнетенных, сколько показывает метафизическую опасность угнетения для угнетателей.
Кто покусится на свободу и на жизнь человека, тот сам погибнет. В этом тайна Раскольникова, в этом тайна "Наполеона".
Оказывается безвыходное противоречие. Свобода должна быть внутренне ограничена. Иначе она обращается в свое отрицание.

Достоевский видит и изображает этот мистический распад самодовлеющего дерзнов.

Достоевский видит и изображает этот мистический распад самодовлеющего дерзновения, вырождающегося в дерзость и даже в мистическое озорство. И показывает, как пустая свобода делает личность рабом страсти или идеи.
Антиномия человеческой свободы разрешается только в любви. Но ведь любовь может быть только свободной. Несвободная любовь вырождается в страсть, становится началом порабощения и насилия, - и для любимого, и для влюбленного, И снова Достоевский с жуткой прозорливостью изображает эту трагическую и антиномическую диалектику любви, - не только любви к женщине, но и любви к ближнему.

Великий Инквизитор для Достоевского есть прежде всего жертва любви, несвободн.

Великий Инквизитор для Достоевского есть прежде всего жертва любви, несвободной любви к ближнему, любви к несвободе, любви через несвободу. Такая любовь выгорает, выжигает воспаленное сердце и сожигает мнимо-любимых, - убивает их обманом.
Истинная любовь возможна только в свободе, только как любовь к свободе человека. Здесь открывается нерасторжимая связь: любовь через свободу и свобода через любовь. В этом для Достоевского была тайна соборности, тайна братства, тайна Церкви, - Церкви как братства и любви во Христе.

В своем творчестве Достоевский исходил из проблематики раннего французского с.

В своем творчестве Достоевский исходил из проблематики раннего французского социализма. Фурье и Жорж Занд многое ему открыли
Фурье и Жорж Занд многое ему открыли. И прежде всего - бесплодие и опасность свободы и равенства без братства. Для Достоевского это был не социальный, но метафизический вопрос

Он очень рано убедился, что одной симпатии или жалости недостаточно для братс.

Он очень рано убедился, что одной симпатии или жалости недостаточно для братства. И еще более - для него открылась невозможность полюбить человека во имя человека. Это означало бы полюбить человека в его эмпирической смрадности, не в его свободе.
И еще опаснее полюбить человека в его только человеческой правде, в его идеальном образе, - здесь всегда неотразима опасность "наклеветать" живому человеку его мнимый идеал, удушить его мечтою, оковать его выдуманной идеей.
Из долгого раздумья Достоевский сделал вывод о невозможности гуманистического братства. Но от идеала братства он не отрекся, его правда была для него бесспорна.

От социалистической мечты о братстве Достоевский переходит к органическим тео.

От социалистической мечты о братстве Достоевский переходит к органическим теориям общества, перерабатывает славянофильские и романтические темы.
…однако самый замысел органического братства у него преобразился Он понимал и признавал только братство в Христе, - через любовь к Христу - и к ближним в Христе.
Достоевский готов был сказать еще больше: только во Христе и есть для нас ближние, только во Христе человек становится и может стать для человека ближним; без Христа и вне Христа люди, дальние друг другу, всегда остаются чужими, - и собственно способны только покушаться друг на друга насиловать и стеснять друг друга взаимной свободою и признанием.

Очень характерно, что своих утопических идеалов Достоевский никогда не видел.

Очень характерно, что своих утопических идеалов Достоевский никогда не видел. Никогда перед ним не развертывалось светлое видение "Святой Руси" и "русского социализма". А говорил о них Достоевский часто и много. Напротив, видел он о них иное. Видел он не братство, но святых и праведных.
Мечтал Достоевский о "русском социализме", а видел "русского инока". И вот что важно: этот инок и не думал, и не хотел строить ни братства, ни социализма. Ни Макар Иванович, ни старец Зосима, ни Тихон Задонский, которого Достоевский творчески лобызал своим художественным проникновением, - все они не были историческими деятелями и строителями.
Но именно они, в восприятии Достоевского, осуществляли и любовь, и свободу, и братство до конца. Так у Достоевского прозрение расходилось с мечтою.

Однако и в своих исторических размышлениях Достоевский оставался метафизиком.

Однако и в своих исторических размышлениях Достоевский оставался метафизиком. И разрешал не социальный вопрос, но вопрос о последней судьбе человека
История открывалась ему как непрерывный Апокалипсис, как решение вопроса о Христе. Это он видел в истории. Видел, как строится Вавилонская башня. Видел, как встретился Христос с Аполлоном, как столкнулась мечта о человекобоге с истиной о Богочеловеке. Видел, как в истории западного человечества осуществилась не только идея, но страстная воля к человекобожию, жажда имманентного апофеоза человечества и окончательного устроения во имя человека. И эта воля открывалась в осуществлении несвободы, в создании "муравейника", в страстных грезах о Хрустальном дворце.

Достоевского больше привлекал западный человек, чем западная культура. Его тр.

Достоевского больше привлекал западный человек, чем западная культура. Его тревожила западная тоска, противоречия западного и европейского духа. Он прозревал и изображал метафизическую и религиозную, мистическую болезнь этого духа
Смысл этой болезни он видел в соблазне о свободе и потому в соблазне о Боге. Ибо уверовать и принять Бога невозможно иначе, как в свободе.
Достоевский любил Запад.
На Западе не померк образ Спасителя.

В самом отречении от Христа, в самой одержимости гуманитарным соблазном Запад.

В самом отречении от Христа, в самой одержимости гуманитарным соблазном Запад оставался для Достоевского христианским миром. И здесь Бог с дьяволом борется, и поле битвы - сердца людей. Достоевского волновала тоска и гибель западного человека. От нее нельзя отвернуться, ибо здесь решается судьба человеческих душ. Снова во имя любви и соборности, во имя всечеловеческого братства Достоевский стремился к вселенскому синтезу, к снятию "европейских противоречий". И в этом сказывалась, прежде всего, его напряженная, исступленная любовь к человеку.

Достоевского часто и до сих пор называют "жестоким талантом". И то верно, что.

Достоевского часто и до сих пор называют "жестоким талантом". И то верно, что страшное и жуткое рассказывает он о человеке. Всего страшнее его рассказ не тогда, когда он изображает человека в ярости и буйстве, в огненном вихре страстей и искушений, - всего страшнее его рассказ тогда, когда с неподражаемой зоркостью он изображает мертвую зыбь распавшегося духа, опустошение падших людей, когда он показывает страшные образы небытия.
для Достоевского злой мир открывался в своей окончательной замкнутости, - выйти из него можно только скачком или взлетом. И не потому не соблазнялся Достоевский, что верил в Божие всемогущество и в победу Божией силы над черной немочью греха. Он ждал победы не от всемогущества, но от Божественной любви. Но самое главное - он никогда не соблазнялся о человеке. Никогда для него не закрывался образ Божий в человеке. Не закрывался потому, что всюду его открывала любовь.

Эта любовь сохраняла Достоевского от пессимизма. Она сохраняла его от испуга.

Эта любовь сохраняла Достоевского от пессимизма. Она сохраняла его от испуга и страха. Он веровал от любви, не от страха.
Пред духовным взором Достоевского всегда стоял образ Христа. И он свидетельствовал о бесконечности Божественной любви к человеку. Невозможно человеку вступать в спор с Богом и умалять Божественное свидетельство о человеке своим отчаянием или сомнением.

Напрасно Достоевского обвиняли в "розовом христианстве". Его вера была трезво.

Напрасно Достоевского обвиняли в "розовом христианстве". Его вера была трезвой и мужественной. Он ни от себя, ни от других никогда не скрывал всего ужаса и всего трагизма греховной и падшей жизни. Но истинная вера не может извериться. Она выще отчаяния. Вера рождает надежду. И надежда светится и светит "Спокойствие для человека, источник жизни и спасения от отчаяния всех людей и условие sine qua non для бытия всего мира заключается в трех словах: "Слово плоть бысть". В этом откровении источник силы и веры Достоевского, источник его радости, - радости о Богочеловеке.

Родион Романович Раскольников считает, что всех людей можно разделить на два разряда.

Соня Мармеладова, бедная девушка, вынужденная зарабатывать на жизнь проституцией, полностью отрицает теорию Раскольникова. По ее мнению, никто, кроме Бога, не вправе распоряжаться чужой жизнью, а вера в Христа – единственный возможный путь к спасению. Эта героиня высказывает точку зрения самого Достоевского.

С помощью антиподов наиболее подробно раскрывается образ Раскольникова. Кроме того, эти герои показывают несостоятельность теории Раскольникова.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: